Военное обозрение

Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 1

61
Мировой дебют «Антея» случился летом 1965 года во французском Ле Бурже. Машина сразу же стала настоящим гвоздем выставки. Еще бы, до Ан-22 самыми грузоподъемными самолетами были отечественный 3М, поднявший в воздух 55 тонн и штатовский С-141, рассчитанный на коммерческую нагрузку в 40 тонн. Французам внешний вид гиганта и гул, которым он оглашал окрестности Ле Бурже, дали повод назвать Ан-22 «Летающим собором».


Ан-22: «Летающий собор» Страны Советов. Часть 1

Экспозиция 26-го салона Ле Бурже


Мозговой штурм в ОКБ Антонова относительно перспектив пассажирского варианта Ан-22

Именно на Ле Бурже легендарный конструктор Олег Константинович Антонов заявил, что пассажирская версия «Антея» будет способна поднять в воздух сразу 720 человек. Самое интересное, что конструктор даже поручил собственному КБ проработать концепцию двухпалубного мегалайнера. Конечно, в те времена даже мировые авиаперевозки не могли предложить такому пассажирскому самолёту достойные маршруты, не говоря уже об отечественном «Аэрофлоте». Поэтому основное предназначение у Ан-22 осталось прежним – выполнение десантно-транспортных операций. Американцы в свойственной им манере нарекли «Антей» после демонстрации на 26-м салоне Ле Бурже не самым престижным именем «Cock», или, в переводе с английского, «Петух». Очевидно, сходство янки нашли в обводах фюзеляжа и громком голосе турбовинтовых НК-12М.












Эскизные проекты Бе-16

История разработки Ан-22 началась в конце 1950-х годов, когда была поставлена задача постройки самолета, способного перебрасывать технику массой под 50 тонн на дальность до 5000 км. Самый тяжелый на тот момент самолет в СССР Ан-12 мог отрывать от земли всего 16 тонн. Инженерам требовалось обеспечить как минимум трехкратное превосходство новой модели по полезной нагрузке над предшественниками.


Ан-20 — продукт проработки облика будущего "Антея"

К работе над государственным заказом приступили сразу несколько КБ. О. К. Антонов с конструкторским штабом предложил проекты Ан-20 и Ан-20А, которые позже заменил ВТ-22, рассчитанный под турбовинтовые НК-12М. В Таганроге Г. К. Бериев в рамках заказа проектировал Бе-16, а «туполевцы» работали над Ту-115. Последняя модель была лишь творческим переосмыслением пассажирского Ту-114 с его стреловидным крылом и узким фюзеляжем. Очевидно, КБ Туполева было не особенно заинтересовано в работе над гигантским транспортником, так как их проект изначально не отвечал требованиям по полезной нагрузке, а также не позволял садиться на неподготовленные ВПП. Антонов и Бериев изначально пришли к классической однокилевой компоновке с прямым крылом. Другого варианта у конструкторов не было – требование оснащения самолета исключительно турбовинтовым двигателем и высокая коммерческая нагрузка (отношение груза к взлетному весу), а также возможность эксплуатации на грунтовых ВПП ставили инженеров в узкие рамки. К тому же существовало жесткое ограничение на взлетный разбег – не более 1000 метров и пробег при посадке – до 800 метров.










Эскизные проекты Ил-60

Не осталось в стороне от борьбы за серьезный заказ государства КБ Ильюшина – в начале 60-х они представили проект Ил-60 со взлетным весом более 124 тонн. Машина рассчитывалась под перевозку 40 тонн на расстояние 3500 км. Однако преимущество в разработке в итоге было отдано машине КБ Антонова как наиболее продуманной и высокотехнологичной. Изначальная ориентация на ТВД (турбовинтовой двигатель) НК-12М осталась неизменной, так как именно такой мотор позволял достичь оптимального сочетания КПД воздушных винтов и аэродинамического качества. Кроме этого, в Советском Союзе просто не было турбореактивного двигателя с высокой степенью двухконтурности, который бы позволял соответствовать требованиям военных по дальности и грузоподъёмности самолета. Можно с большой долей ответственности заявлять, что курс тогдашнего руководства авиационной промышленности СССР на разработку преимущественно сверхмощных турбовинтовых двигателей был во многом ошибочным. Советский Союз уже с того времени стал отставать в технологиях двухконтурных ТРД, что мы ощущаем до сих пор.




Деревянный макет Ан-22

Главными конструкторами будущего флагмана военно-транспортной авиации был назначен В. И. Катаев, которого позже сменил А. Я. Белолипецкий. Официальный старт разработке самолета «100» (обозначение будущего Ан-22) был дан в декабре 1960 года постановлением правительства СССР. Одновременно с этим немного скорректировали требования к машине: теперь 40 тонн требовалось перевозить на дальность 3500 км, а 10 тонн – на 10000 км. Будущий самолет должен был забираться на 11000 метров, разгоняться до 720 км/ч, а в крейсерском режиме до 650 км/ч. Основным предназначением Ан-22 было парашютное десантирование 150 солдат и груза в 15 тонн со скорости порядка 350 км/ч либо посадочная доставка 295 бойцов, ракет различного класса (вплоть до блоков перспективных УР-500 (8К82) и танков Т-10М или Т-54. Тактика применения Ан-22 заключалась в доставке груза на ближайший к фронту аэродром или даже простую грунтовую площадку с последующем перегрузкой на вертолет В-12. Последний доставлял технику или солдат непосредственно в конечный пункт. Как известно, в перспективной связке Ан-22 – В-12 слабым звеном оказался гигантский винтокрыл, разработку которого в итоге свернули. А вот проект самолета «100» довели до логического конца, и машина стала вполне востребованной как в армии, так и в гражданской авиации.


О. К. Антонов возле модели самолета Ан-22


О. К. Антонов осматривает аэродинамическую модель Ан-22 перед испытаниями в трубе ОКБ

Изначально Ан-22 планировали оснастить массой достаточно тяжелого оборонительного вооружения. В конструкции предполагалось место для радиолокационного визира «Инициатива-2» и нескольких ракет класса «воздух – воздух». Причем ранее инженеры думали ограничиться лишь пассивной системой постановки радиолокационных помех с установкой её в передней полусфере. Для этой цели служили неуправляемые турбореактивные снаряды ТРС-45, стабилизируемые в полете вращением вокруг продольной оси и устанавливающие завесы из дипольных отражателей прямо по курсу самолета. Чуть позже пришла идея об оснащении Ан-22 45-мм пушкой, которая бы обстреливала цели противорадиолокационными снарядами.

Теперь о двигателе. В Ступино в ОКБ Н. Д. Кузнецова параллельно с разработкой самолета шла работа над модификацией мотора НК-12 под индексом «М». Диаметр винтов у двигателя, по сравнению с базовой моделью для бомбардировщика Ту-95, был увеличен до 6,2 метра. Новая модификация «М» как нельзя лучше подходила именно для тихоходного и тяжелого транспортного Ан-22, так как максимальный КПД достигался при скоростях порядка М=0,6. Стратегический бомбардировщик Ту-95 летал несколько быстрее, что снижало КПД мотора со всеми вытекающими последствиями. Как это часто случается, двигатель не был готов вовремя, и «антоновцам» пришлось снимать с Ту-95 базовый НК-12 для проведения первичных испытаний самолета. Промышленности Советского Союза для освоения производства такого большого и сложного самолета пришлось создавать многие технологии практически с нуля. Так, новый алюминиевый деформируемый сплав В93, выбранный специально для Ан-22, позволил штамповать детали размером до трех метров и массой под шесть тонн. Это снизило количество узлов состыковки деталей, а также снизило итоговую массу планера на две с лишним тонны. В самолете многое было гигантским – более 500 деталей имели нестандартные размеры, а длина некоторых из них составляла более 5 метров при массе около 1 тонны.

Определенной новинкой в отечественной авиационной технике стало дублирование системы управления по высоте и крену с помощью серворулей. Ан-22 стал второй советской машиной с подобным решением, первым был самолет К-7 конструкции К. А. Калинина, которую он разработал на авиазаводе в Харькове.

Особенностью программы разработки «Антея» было очень тесное сотрудничество КБ Антонова с ЦНИИ-30 МО СССР, расположенном в Жуковском, который и сформулировал ключевые требования к будущему транспортнику. Также весь процесс разработки сопровождали спецы из Военно-транспортной авиации, чьи идеи и опыт помогли в проектировании кабины, руля направления и шахты аварийного покидания машины экипажем. НИИ эксплуатации и ремонта авиатехники, который сейчас именуется 13-й ЦНИИ, также тесно работали с конструкторским штабом проекта Ан-22. Командующий Военно-транспортной авиацией Г. Н. Пакилев в этой связи писал: «Говоря о совместной работе военных специалистов и конструкторского бюро О. К. Антонова, хотелось бы отметить чрезвычайную внимательность сотрудников бюро, я бы сказал – терпеливость и стремление учесть наши заказ и пожелания. Я не помню ни одного случая, когда Олег Константинович или его помощники не согласились бы с нашими требованиями, стремясь найти рациональное решение очередной проблемы».

Продолжение следует…

По материалам изданий:
Якубович Н. В. Военно-транспортный гигант Ан-22 «Антей», 2013.
О.К. Антонов: многогранность таланта. 2006.
Летный риск. 2009.
Заярин В., Краснощеков А. Античный герой ХХ века // Авиация и время. № 5. 1997.
Половников И. Записки авиаконструктора. 2010.
Автор:
Использованы фотографии:
russianarms.ru, doroshenko-us.livejournal.com, оввакул.рф, yaplakal.com, flightradar24.com, speyer.technik-museum.de, mytashkent.uz, alternathistory.com, aviadejavu.ru
61 комментарий
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. andrewkor
    andrewkor 6 января 2019 08:09
    +16
    Ан-22 "Антей"-гордость ташкентских авиастроителей!С него начался взлёт завода до мирового уровня 20-го века!
    Тем обиднее падение в никуда в 21-м веке!
    1. Zaurbek
      Zaurbek 6 января 2019 09:27
      +3
      Ташкент выпускал сначала Ан22? потом Ил76?
      1. северный
        северный 6 января 2019 13:25
        +10
        И не только их.
        1942 Ли-2
        1954 Ил-14
        1957 Ан-8
        1960 Ка-22
        1962 Ан-12
        1966 Ан-22
        1973 Ил-76
      2. alekszeit
        alekszeit 23 января 2019 15:37
        0
        да, для производства Ила уничтожили стапеля Ан 22. Когда же поняли какой это удачный и востребованный самолёт, продолжить производство было уже не возможно
  2. prior
    prior 6 января 2019 09:08
    +9
    "Да! Были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя ...."
    "Бородино" Лермонтова, наши дни...
    1. Slinqshot
      Slinqshot 6 января 2019 18:20
      +4
      Зато когда СССР кончился на Ане началась зачистка - одним из первых выкинули ГК Руслана и Мрии.
  3. irazum
    irazum 6 января 2019 10:40
    +2
    Спасибо, интересно!
  4. Антарес
    Антарес 6 января 2019 12:08
    +4
    самый большой в мире турбовинтовой самолёт
    согласно Вики-1 у Украины и 2 у РФ. до сих пор летают, перевозят грузы
    1. SashOK
      SashOK 6 января 2019 12:37
      -1
      катки у него четкие!)))
    2. Комментарий был удален.
    3. alekszeit
      alekszeit 23 января 2019 15:46
      0
      не всегда можно верить вики, там же за враньё штрафов не берут. Кстати это единственный самолёт в Кб Антонова попал после аварии . ВВС продало его КБ вроде за 25тыс рублей) Долго стоял, так как винты делают только в России.У нас сейчас 5 или 6 самолётов, точно не помню да и не вижу, дома почти не живут).
    4. karabas86
      karabas86 30 января 2019 18:52
      0
      Красавец,,,,,,,
  5. igor67
    igor67 6 января 2019 12:11
    +1
    очень красивая машина,и в нутри , и с наружи,двигатель на АН 22 это НК12 МА 2 серии, если точно, ездил в Гастомель ремонтировал движки
  6. dauria
    dauria 6 января 2019 12:46
    +2
    Вынесенные вперёд кили относительно кромки горизонтального оперения - тоже простое и гениальное по своему решение самого главного конструктора. Так устранили проявившийся флаттер горизонтального оперения. Вынес центр тяжести вперёд за центр жёсткости.
  7. svp67
    svp67 6 января 2019 14:18
    +10
    Достаточно взглянуть на шасси "Антея" и его конкурентов, что бы понять, кто здесь ЛУЧШИЙ.
    И фото экспозиции в Ле Бурже - это !!!!!!!!!!. Вот, она мощь СССР и это без боевой авиации. Ан-22, 24, 26 Ил-62, Ту-154, 134, Як-40. Все "легенды"
    1. t-4
      t-4 7 января 2019 00:31
      +1
      Ан-22, 24, 26 Ил-62, Ту-154, 134, Як-40.

      Это чего? То есть всё вот это, на чем вся Россия летала еще 5 лет назад было на выставке 1965 года? И ничего нового нет? А если есть, то в единственных экземплярах?
      Однако.
      Их однокашники из-за лужи отлетались еще в 80-х. Типа этого 727 боинга:

      А с тех пор уже два поколения новых ввелись в строй.
      Ах, да мы же гордимся, что на их боинге наш титан. Типа мы тоже участвуем в создании суперсовременных самолетов.
      1. svp67
        svp67 7 января 2019 08:56
        +3
        Цитата: t-4
        То есть всё вот это, на чем вся Россия летала еще 5 лет назад было на выставке 1965 года?

        Ну некоторые из образцов, представленных там только только вышли с этапа испытаний. И там нет Як-42, Ил-76, 86,96, Ан-30, 32, 72,74,124 если уж быть точными
  8. faiver
    faiver 6 января 2019 15:53
    +3
    Автору несомненный плюс
    Машина-легенда....
  9. Sofievka
    Sofievka 6 января 2019 15:58
    +1
    Видел посадку"Антея" в Красноводске,1979, впечатляет
    1. урман
      урман 7 января 2019 05:51
      +3
      А я видел посадку АНТЕЯ на Мысе Каменном, ЭТО НА Ямале, на песчаной полосе Как раз уроки делал все повыскакивали вот это мощь думали дома развалятся laughing
      1. askort154
        askort154 7 января 2019 11:13
        0
        урман...А я видел посадку АНТЕЯ на Мысе Каменном, ЭТО НА Ямале, на песчаной полосе ....

        В каком году ?
        1. askort154
          askort154 7 января 2019 11:52
          0
          Кому интересно . В 1970 году, произошли две, идентичные, авиакатастрофы Ан-22. Один над С. Атлантикой, второй в Индии. Оба перевозили гуманитарную помощь.
          (О загадочной катастрофе самолёта Ан-22 над Атлантикой )
          www.Iiveintermet.ru yes hi
        2. урман
          урман 7 января 2019 11:58
          +2
          в семьдясать коком то ближе к коннцу я в в 8 классе учился и грыз по моему квадратные уравнения а потом как рванул!!!!!!!!!!!
          1. askort154
            askort154 7 января 2019 12:34
            +2
            урман....в семьдясать коком то ближе к коннцу я в в 8 классе учился и грыз по моему квадратные уравнения а потом как рванул!!!!!!!!!!!

            Я в М.Каменный летал на Ан-24 (1970-1973гг.). Там была ВПП и стоянки "железка" . Однажды, прилетев туда, мне не "досталось" железной стоянки.
            Стал на грунтовую стоянку ( летний период !). При запуске двигателей, от вибрации, колёса шасси просели в оттаявший от мерзлоты ,песчаный грунт.
            Вытаскивали двумя С-100 ( один не взял), цепляя спецтросы за стойки шасси. Тогда строили нефтепровод в Тюменской обл. Ан-12 и Ан-22 работали как челноки, возили , в основном, трубы и тяжёлую технику. Ан-22 мог "садиться" в М. Каменном, только в зимней период.
            В те же годы, я "забрасывал" первую вахту на Харасавэй.
            Это была настоящая романтика моего поколения hi
            1. урман
              урман 7 января 2019 12:50
              +3
              Зёма !!!!!!!!!!!!! Антей аварийно садился у меня окна прям как это у Вас Лётчиков говорят ну вообшем напротив глисссады или как потом ещё ил 18 тоже аварийно садился ну вообшем всё что крупнее АН 2 перед моими окнами садились ЗЕМЛЯК УРА!!!!!!!!!!!!
            2. урман
              урман 7 января 2019 13:15
              0
              В те же годы, я "забрасывал" первую вахту на Харасавэй.
              ....... НУ в семидясятые да харасавей а если ты помнишь наши мои Бати Бочку с пивом 200 л в Тбмени пронессли и как вы на Каменном садились я то был школьником ну Мама вам сказала коля витя ваня нам не жалко ну вы нас посадили.
              М еня ответ убил МАСТЕРСТВО НЕ ПРОПЬЕШЬ МАРГРИТА ПАВЛОВНА
              1. pafegosoff
                pafegosoff 8 января 2019 18:58
                +1
                В семидесятых каждую зиму у нас в Рощино Ан-22 прилетал из Киева и полк Ан-12 (железки на север не было). Киевляне (ОКБ Антонова) увозили после окончания работ самолёт, набитый "Волгами". Но в 1977 году поступили первые гражданские Ил-76 (75502, 503), потом - ещё и солнце Ан-22 закатилось. А вообще пилорама та ещё была. До Ярково (105 км) едва-едва 3900 набирал.
            3. alekszeit
              alekszeit 23 января 2019 15:54
              0
              когда у нас летало самолётов двадцать-тридцать, их сажали на всё лето под Калинин на грунтовой аэродром.На фото прикольно смотрелись, как комбайны во время уборочной, и экипажи как комбайнёры по траве ходят))
    2. GibSoN
      GibSoN 5 апреля 2019 21:33
      0
      Видел посадку"Антея" в Красноводске
      laughing Видел? laughing laughing Стоял! на взлётке, буквально в 50 метрах сзади! АН-22, когда тот начинал взлетать! После этого, катился по траве с кучей песка во рту и камней над и по головой(ве). А потом было ещё веселей, когда дежурная машина гонялась по полю за такими "героями" wink

      P.S. У всех разное детство...
      1. Sofievka
        Sofievka 6 апреля 2019 08:04
        0
        Да нет, уже не детство было, полк на стрельбах летал в Красноводск, а детство примерно такое же, только взлетали ТУ-16, Гвардейское, так же матросы за нами гонялись, иногда отлавливали drinks
  10. Авиатор_
    Авиатор_ 6 января 2019 16:22
    +6
    Всё это, конечно, познавательно, только вот это
    очень тесное сотрудничество КБ Антонова с ЦНИИ-30 МО СССР, расположенном в Жуковском

    неверно. 30 ЦНИИ расположен в Чкаловской, это по ярославской дороге. Жуковский по рязанской.
    Ещё. Фото Антонова с моделью Ан-22 в аэродинамической трубе - труба вплоть до мелочей повторяет Т-103 ЦАГИ. Сильно не уверен, что в ОКБ Антонова повторяли эти мелочи у себя в Киеве.
    Напоследок. Непонятны печальные сентенции автора о развитии мощных ТВД в ущерб мощным ДТРД. Что было, то и развивали, без НК-12 этот "Антей" до сих пор бы конструировали. А тема интересна.
    1. alekszeit
      alekszeit 23 января 2019 15:58
      0
      Ну вообще то КБ перевели в Киев из России.Так что где была труба, там и продували. С Сухим тоже самое, производство в Комсомольске а испытывают в Москве
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 23 января 2019 18:16
        0
        Я писал о расположении 30 ЦНИИ, который расположен в Чкаловской. На снимке - труба Т-103 ЦАГИ. А про перевод КБ Антонова в Россию - поподробнее, пожалуйста. Вы первый, который выдал такую информацию.
  11. NICK111
    NICK111 6 января 2019 16:29
    +2
    Вот это ШКОЛА!
    Какая база нужна, чтоб это все воплотить в металле!
    Как можно было это все разрушить за такой короткий срок?
    Интересно, чем теперь КБ О.К.Антонова занимается?
  12. Бабалайкин
    Бабалайкин 6 января 2019 18:15
    0
    элегантный самолет)
    1. урман
      урман 7 января 2019 12:01
      0
      Я слышал такую ..... что наши волейболистки по пути на Кубу в нём тренировались. О как!!!
      1. alekszeit
        alekszeit 23 января 2019 16:07
        0
        ну если только без турбулентности, а так от стенке стенке можно летать, только хватайся)
  13. irazum
    irazum 6 января 2019 19:55
    -2
    Хороший самолёт, вовремя был создан и вовремя ушёл со сцены. Так и должно быть.
    1. Кукуруза
      Кукуруза 6 января 2019 22:39
      +1
      Например C-130 никуда уходить и не собирается.
      Думается, и Ан-22 также имел огроиный модернизационный потенциал.
      1. irazum
        irazum 6 января 2019 22:47
        -1
        А двигатели?
        1. Кукуруза
          Кукуруза 6 января 2019 22:55
          0
          Двигатели конечно же давно пора менять, на что нибудь подобное
          заодно и ту95 обновим, летать им еще долго придется.
    2. faridg7
      faridg7 7 января 2019 09:58
      +2
      Не ушел, до сих пор в строю. Время от времени имею возможность наблюдать его у нас на аэродроме. Грузится, разгружается. Работает.
    3. alekszeit
      alekszeit 23 января 2019 16:00
      0
      в нём сейчас сильная нужда, подобного у нас нет. Не зря же он часто с Русланом работает
  14. Старый26
    Старый26 6 января 2019 23:16
    +2
    Цитата: faiver
    Автору несомненный плюс
    Машина-легенда....

    Да, было 11 лет, года был этот салон в Ле-Бурже, где впервые демонстрировался "Антей", Не знаю, какой фурор произвел он во франции, но в СССР все газеты на первой странице печатали фотографию его и описание. Заголовки были типа "Самый большой самолет в мире, способный перевозить 720 пассажиров". По сравнению с существовавшими тогда пассажирскими машинами - это было прорыв. Чуть ли не в 7 раз больше, чем существующие. Лет 10 хранил эти газеты, потом из-за переездов затерялись

    Цитата: Sofievka
    Видел посадку"Антея" в Красноводске,1979, впечатляет

    Ходу в 1982 был в командировке в Подмосковье. Электричка стояла то ли на платформе "Щелково", то ли на платформе "Воронок", когда перпендикулярно ей на посадку на Чкаловский аэродром заходил "Антей". Аж придавило...
    1. alekszeit
      alekszeit 23 января 2019 16:09
      0
      а он и перевозил столько)
  15. Товарищ Ким
    Товарищ Ким 7 января 2019 00:25
    +3
    Цитата: svp67
    И фото экспозиции в Ле Бурже - это !!!!!!!!!!. Вот, она мощь СССР и это без боевой авиации. Ан-22, 24, 26 Ил-62, Ту-154, 134, Як-40. Все "легенды"

    Было время.
    Теперь из-за таких предателей
    как Горбачёв и Ельцин, 35% мирового рынка гражданской авиации когда-то принадлежавшего СССР благополучно осваивают боинги, эрбасы и всякие эмбрареры.


    1. t-4
      t-4 7 января 2019 00:50
      +4
      Ан-22, 24, 26 Ил-62, Ту-154, 134, Як-40

      Мне, как не специалисту, просто интересно. Все выше перечисленные самолеты - разработки 50-60х годов. А где разработки 70-80х? Ельцин тогда еще под стол пешком ходил, а новых самолетов уже не создавалось.
      Я так понимаю?
      1. AlexTss
        AlexTss 7 января 2019 01:50
        0
        http://www.airwar.ru/enc/aliner/tu204.html
        http://www.airwar.ru/enc/craft/il86.html
        http://www.airwar.ru/enc/craft/il114.html
        Что-то разрабатывалось всё-таки hi
      2. alekszeit
        alekszeit 23 января 2019 16:13
        0
        транспортный самолёт не истребитель и коммерческий автомобиль, делается долго и летает десятки лет
    2. Cook
      Cook 9 января 2019 16:03
      0
      35% мирового рынка гражданской авиации, если говорить о конкурентных поставках, СССР никогда и не принадлежало. Все что поставлялось за рубеж, поставлялось друзьям-демократам(СЭВ), дружественным развивающимся странам и странам-изгоям, в основном задаром или по взаимозачетам. Не были наши самолеты заточены на получение прибыли, в условиях конкурирующих между собой авиакомпаний, с различными формами собственности. А были они заточены, на перевозку советских граждан к местам отдыха и обратно, в условиях когда гражданская авиация дотировалась государством. Неудовлетворительные экономические характеристики, недостаточные назначенные и межремонтные ресурсы изделий, низкая технологичность обслуживания, убогий послепродажный сервис, и уровень издаваемой технической документации - вот в чем традиционно было наше отставание.
      1. EvilLion
        EvilLion 14 января 2019 09:13
        0
        А на что они были заточены? На расход топлива запредельный и 100500 чел в экипаже? Действительно, зачем что-то улучшать в экономике самолета, если государство дотирует.

        Так Союз и кончился, и не надо на Горби с ЕБНом тут кивать.
      2. alekszeit
        alekszeit 23 января 2019 16:14
        0
        ага, а Аэрофлот был самой большой авиакомпанией в мире и самой безопасной
  16. 501Legion
    501Legion 7 января 2019 09:57
    0
    Вот уже были умы в то время. сейчас до сих пор Россия на их наследии много чего строит, опережали своё время на десятилетия. и всё это без каких либо компьютеров огромных и прочего блага что доступно сейчас. Молодцы наши предки были.
  17. sgapich
    sgapich 7 января 2019 12:40
    +1
    Вопрос к автору, если возможно, расскажите про В.И. Катаева подробнее. В сети ничего о нём найти не смог. Нашёл только Владимира Ивановича Катаева - в 1979 г. он был заместителем начальника космодрома Байконур.
  18. dmmyak40
    dmmyak40 7 января 2019 21:21
    0
    Интересно, что два Як-40 стоит в разных вариантах окраски.
  19. IGOR IZVEKOV
    IGOR IZVEKOV 9 января 2019 19:00
    0
    Прекрасная машина!! когда доводилось летать на ней,потрясающее чувство! У хохлов летает один борт,который пострадал в Аденском аэропорту. Было до развала так у них после ремонта остался! В твери стоят почти полк, полуразобранных .В Армении приходилось вытаскивать борт на аэродроме Насосная.
    1. alekszeit
      alekszeit 23 января 2019 16:16
      0
      Нет в Твери полка полуразобранных, один стоит на площадке хранения
  20. Eduard
    Eduard 11 января 2019 14:06
    0
    Дела давно минувших дней...Впечатлял как снаружи,так и изнутри.Храню в памяти до сих пор с 1962 года.
  21. Turist1996
    Turist1996 11 января 2019 22:19
    0
    Ляп на ляпе.. Я про автора.
  22. Февральск.Морев
    Февральск.Морев 12 января 2019 04:29
    -2
    А сейчас слабо. За 27 лет после развала СССР создан один суперджет сухой. Сколько было создано самолетов за первые 27 лет советской власти ?
  23. PYCTAM
    PYCTAM 12 февраля 2019 21:11
    0
    Если уж взялся автор писать о военно-транспортной авиации с упоминанием НАТОвской классификации, то стоило бы узнать что "Американцы в свойственной им манере нарекли «Антей» после демонстрации на 26-м салоне Ле Бурже не самым престижным именем «Cock», или, в переводе с английского, «Петух». Очевидно, сходство янки нашли в обводах фюзеляжа и громком голосе турбовинтовых НК-12М" не из-за внешнего вида и прочих упомянутых особенностей, а исходя из простого принципа:
    1. F (fighter) - обозначение истребителей и ударных самолётов;
    2. B (bomber) - обозначение бомбардировочной авиации;
    3. С (cargo) - обозначение транспортных машин.
    А в целом статья хорошая.
  24. exo
    exo 14 февраля 2019 14:42
    0
    Почти монография по самолёту. Респект!
    Советский Союз уже с того времени стал отставать в технологиях двухконтурных ТРД, что мы ощущаем до сих пор.

    Вот только:что царская Россия,что СССР всегда серьёзно отставали в разработке ЛЮБЫХ авиационных двигателей.Начиная с поршневых. А НК-12, скорее удачное исключение из правил.