Другой ленд-лиз. Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier

45
Национальная принадлежность следующего нашего героя всегда скрыта. Он может быть и американцем, и британцем, и канадцем. А может и австралийцем или вообще новозеландцем. Он может быть разным. Выполнять совершенно разные функции в разных армиях мира.





Но в то же время он основной бронетранспортер армий стран Британского Содружества наций и самый массовый БТР Второй мировой войны. С 1937 по 1945 годы таких машин изготовлено около 90 000 единиц!

Итак, наш рассказ сегодня о легком многоцелевом бронетранспортере Universal Carrier.



Расскажем вам о машине, которая имела столько модификаций, что просто дух захватывает. Машине, которая воевала в британской, австралийской, канадской, новозеландской и даже индийской армии. Машине, которая на восточном фронте воевала с обеих сторон. И за РККА, и за вермахт.



Другой ленд-лиз. Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier


Для понимания данной машины просто необходимо знать варианты применения. Иначе создается впечатление, что на одном шасси производились совершенно разные транспортеры. Вот с перечисления модификаций и начнем.

Bren Carrier Mk 1(11) — базовый вариант бронетранспортера для пехоты. Боевая масса 3,75 т, бронирование 10 мм, экипаж 4 человека. Вооружение: 7,7-мм пулемет Bren. С 1938 по 1940 год фирма Thornycroft изготовила 1173 единицы.

Именно эта штуковина во многих документах именовалась как «транспортер для пулемета «Брен» или просто «Брен».



Scout Carrier — разведывательный вариант. По сравнению с базовым дополнительно оснащался радиостанцией №11 и противотанковым ружьем Boys. Бронированным был только правый борт. Экипаж 3 человека. Изготовлено 647 единиц.



Cavalry Carrier — модификация, предназначавшаяся для механизированных кавалерийских полков. Борта были небронированными, устанавливались радиостанция № 11 и защитный тент. Экипаж 6 человек. Изготовлено 50 единиц.

АОР Carrier Mk 1(11) — машина передовых артиллерийских наблюдателей. Конструктивно и по компоновке сходна с Cavalry Carrier. Изготовлено 95 единиц.

Universal Carrier Mk 1(11, III) —основной серийный английский вариант. Открытый сверху сварной корпус простой прямоугольной формы, ходовая часть с тремя опорными катками. Машины разных лет выпуска имели незначительные отличия в конструкции силовой установки, корпуса и снаряжения.



Universal Carrier Mk I* (C01UC) — канадская версия бронетранспортера, идентичная по конструкции и внешнему виду английскому варианту. Боевая масса 3,56 т, двигатель Ford V-8 мощностью 85 л.с.

Помимо основного, выпускались варианты C21UCM (самоходный 3-дюймовый миномет) и C21UCG (самоходная 2-фунтовая противотанковая пушка, изготовлено 20 шт. в 1942 г.). С 1941 по 1945 год фирмами Ford Motor Со и Dominion Bridge Со изготовлены 28 992 единицы.

MG Carrier (LP № 1, 2,2А) — вариант, выпускавшийся в Австралии. Сварной корпус и ходовая часть аналогичны Universal Carrier Mk I. Боевая масса 3,68 т, двигатель Ford V-8 мощностью 95 л.с. Изготовлено 5500 единиц.

Loyd Carrier — вариант с четырьмя опорными катками, разработанный в 1940 году английской фирмой Vivian Loyd & Со. Боевая масса 3,78 т, габариты 4140x2070x1422 мм. Двигатель Ford V-8 мощностью 85 л.с.

Кроме английских, на части машин устанавливались американские двигатели Ford мощностью 85, 90 и 95 л.с. Изготавливался фирмами Loyd, Dennis, Ford (4213 единиц в 1943— 1944 годах), Sentinel и Wolseley.

Windsor Carrier Mk I (C49WC) — канадский четырехкатковый бронетранспортер.

Боевая масса 4,67 т, габариты 4370x2110x1450 мм (высота с тентом — 2030 мм). Двигатель Ford V-8 мощностью 95 л.с., скорость 50 км/ч. В 1944—1945 годах фирмами Ford Motor Со и Canadian Bridge Со, изготовлено 5000 единиц.



Universal Carrier Т16 — американский вариант бронетранспортера, разработанный по британскому заказу. Корпус подобен Universal Carrier Mk I. Ходовая часть с четырьмя опорными катками. Боевая масса 4,76 т, габариты 3860x2110x1550 мм. Двигатель Ford GAU-T16 мощностью 100л.с. при 3600 об/мин, макс, скорость 48,3 км/ч. Экипаж 5 человек. С 1943 по 1945 год изготовлено 13 893 единицы.

В Советский Союз было поставлено 2 208 единиц этого бронетранспортера.

Естественно эти машины пошли в разведывательные подразделения танковых и механизированных частей и соединений. Таких, как мотоциклетные разведывательные батальоны, мотоциклетные полки, танковые бригады механизированных корпусов. Советские солдаты успешно использовали этих малышей вплоть до окончания войны.



В этом месте чаще всего приходится написать, что машин такого класса в РККА не было. С этим вполне можно согласиться, если рассматривать эту машину по названию и по назначению. Но... В СССР к этому времени была разработана целая гамма аналогичных транспортеров! Но назывались они легкими тягачами.

Вспомните "перевертыша" "Пионера" 37 завода им. Орджоникидзе, образца 1937 года. Точнее, двух "Пионеров". Вариантов Б1, где десант сидел ногами наружу, и Б2, с десантом ногами внутрь. Да, этих машин было выпущено всего 50 единиц. Не прижились они в войсках из-за малой вместимости и неустойчивости на поворотах. Да и тягловое усилие этого тягача оставляло желать лучшего.



А вот созданный на том же заводе уже в конце 1936 года конструктором Н.А. Астровым полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач «Комсомолец» Т-20 (заводской индекс 020) был действительно хорош.



В принципе, если бы производственные мощности СССР позволили бы выпускать данный тягач и дальше (производство прекращено в 1941 году ввиду необходимости производства легких танков), то его превращение в транспортер для пехоты было вполне логичным.

Сослагательное наклонение в отношении технических инженерных и конструкторских решений дело рискованное. Задним числом можно всегда найти правильный путь разрешения каких-то давних технических и технологических проблем. Да ещё и "сделать большие глаза"-это же очевидное решение!

Поэтому вернемся к нашему герою. Тем более, что процесс "рождения" «Универсала» и «Комсомольца» практически одинаков. "Родители" этих машин долгое время занимались легкими танками. Да и по времени разработки машины почти идентичны.

Первые образцы семейства бронетранспортеров, созданного на базе легкого танка (танкетки) "Виккерс-Карден-Лойд", были выпущены в 1937-1938 годах. Это были низкие открытые сверху бронированные машины, приспособленные под установку пулеметов "Виккерс" и "Брен".



Западные эксперты вообще считают англичанку прототипом для большинства европейских танкеток. А вот британская армия машину не приняла. Никакие усовершенствования к успеху не привели. Можно считать, что эта машина неудачна изначально.

Бронетранспортер универсального назначения — "Универсал", появился в 1940 году. Он предназначался для использования в качестве разведывательной машины в пехотных и разведывательных подразделениях, тягача для артиллерийских систем, наблюдательных и командирских машин, транспортеров для пулеметов, минометов и огнеметов.



Рассмотрим машину повнимательнее. Ходовая часть первых модификаций выполнялась с тремя опорными катками на борт, последующие модификации имели по четыре опорных катка на борт. Подвеска этих машин блокированная на два катка со спиральными пружинами. Гусеница металлическая мелкозвенчатая.



Привод осуществлялся от четырехтактного V-образного бензинового двигателя "Форд" мощностью 100 л.с. Двигатель был установлен в силовом отделении, находящемся в кормовой части машины, здесь же смонтирована механическая 5-скоростная коробка передач и бортовые фрикционы.



Отделения управления и десанта располагались в передней части машины. Здесь, в зависимости от назначения машины устанавливалось вооружение, аппаратура или размещался десант в количестве 3-4 человек.









Низкое удельное давление на грунт (порядка 0,45 кг/кв. см.) и наличие мощного двигателя дало возможность конструкторам совместить в машине два часто исключающих друг друга качества -высокую проходимость и скорость.

Когда-то в детстве друг отца одного из авторов данного материала, однорукий разведчик-танкист, рассказывал об американце, на котором воевал. Тогда рассказ звучал как легенда. И только по прошествии времени стало понятно, что речь в этом рассказе шла именно об "Универсале".



Относились к этому бронетранспортеру советские разведчики неоднозначно. С одной стороны, машина простая и достаточно скоростная. А для солдата всегда лучше плохо ехать, чем хорошо идти. А с другой стороны, машина "издевалась" над разведчиками по полной программе.

Дело в том, что в разведку набирали людей достаточно мощной комплекции. Да и обмундирование солдатское было не из современных материалов. Особенно зимой. Ватники, шинели, ватные же штаны. А в конструкции «Универсала» была одна фишка, которая делала то жизнь десанта (летом), то командира группы и водителя (зимой) просто невыносимой.



Расположение двигателя в кормовой части вынудило конструкторов расположить капот двигателя в десантном отделении. Этакий "стол" посередине. А разведчики сидели спиной к бортам, упираясь коленями в этот стол! Причем, учитывая габариты солдат и габариты машины, колени от капота отодвинуть было тоже проблематично. А теперь представьте себе лето где-нибудь на юге России. И горячий капот двигателя, в который вы упираетесь коленями.

Правда командир и водитель в отделении управления в этом варианте только посмеивались. Они никак не соприкасались с горячим металлом. Наоборот, ветерок обдувал. Не езда, а курорт.

Но зимой командир и водитель при любой остановке перебирались "посидеть на столе" в десантное отделение. Ветерок зимой делал езду в отделении управления пыткой. Вот тогда-то посмеивались уже разведчики...

В Красную Армию по ленд-лизу поставлялись только машины «Универсал» Мк1. Другие модификации советским солдатам не предназначались. Именно универсальность и привлекала командование нашей армии в этих машинах.





Для полноты рассказа об этой машине стоит привести пример боевого применения данного бронетранспортера. Рассказ, который мы публикуем сегодня не воспоминания, а описание подвига в наградном листе советского воина.

В конце 1943 года советские войска, разгромив фашистов на р. Молочной, вышли к Перекопу. Бригады 19-го танкового корпуса расчленили горнострелковую дивизию гитлеровцев. Вражеские колонны метались по степи, надеясь оторваться от наших войск и пробиться в Крым.

Вести наблюдение за одной из таких колонн до подхода наших частей было поручено разведгруппе лейтенанта Галямова. Группа имела два бронетранспортера "Универсал" и мотоцикл с коляской.

"В районе Ново-Натальевки один из бронетранспортеров нашей разведгруппы обстрелял противника и отошел за стога соломы. Здесь разведчики захватили "языка" — замешкавшегося солдата из гитлеровской колонны.

Пленный оказался писарем штаба дивизии. Он рассказал, что командование колонны с группой солдат уехало вперед. Разведчики помчались в указанном направлении. И действительно, в 10 км южнее Ново-Натальевки в кукурузе они обнаружили группу фашистов.

Попав под огонь пулемета с бронетранспортера, гитлеровцы сдались. В плен вместе с солдатами охраны попали заместитель командира горнострелковой дивизии, начальник штаба и начальник санитарной службы".

В принципе, на этом рассказ можно и закончить. Но есть один вопрос, который довольно часто звучит после рассказа об этой машине. Руль! "Универсал" управлялся не рычагами, как танк или трактор, а "автомобильным рулем". В первой половине 20 века гусеничная машина с "автомобильным" управлением.



Подтекст вопроса понятен. А не остался ли руль от колесного варианта транспортера? Чего, казалось бы, проще пойти по тому же пути, по которому шли американцы. "Посадить" на шасси грузовика готовый кузов и получить колесную бронемашину или колесный бронетранспортер.



Действительно, такие попытки были. Первыми этим путем решили пойти британцы. Они даже не стали искать новое шасси. В 1940-м году корпус "Универсала" посадили на шасси бронеавтомобиля "Гай". Однако такой симбиоз привел лишь к ухудшению характеристик машины.

Следующую попытку "околесить" "Универсал" предприняли канадцы в 1944 году. Конструкторы попытались поместить корпус на шасси канадского грузовика "Форд" 4х4. Результат получился примерно таким же, как у британцев. Оба варианта колесного "Универсала" так и остались опытными.

Ну и традиционные ТТХ бронетранспортера Universal Carrier Мк I



Масса, т: 3,7

Экипаж, чел: 4-5
Размеры, мм:
длина — 3657,
ширина — 2057,
высота —1588,
клиренс —203.

Вооружение: 1 противотанковое ружье Boys калибра 13,97 мм, 1 пулемет Bren калибра 7,7 мм (мог устанавливаться зенитный пулемет Bren).
Боекомплект: 80 патронов калибра 13,97 мм, 900 патронов калибра 7,7 мм.



Бронирование, мм:
лоб —10,
борт и корма —7.



Двигатель: Ford 6АЕ, 8-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, V-образныЙ, жидкостного охлаждения; мощность 60 л.с. при 2840 об/мин; рабочий объем 3600 см2.



Скорость, км/ч: 40
Запас хода, км: 180

Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. — 28,
высота стенки, м — 0,5,
ширина рва, м—1,6,
глубина брода, м — 0,6.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

45 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    5 января 2019 07:01
    Интересная статья и очень подходит для сайта с названием "Военное обозрение". Думаю, авторам нужно больше работать в этом направлении...
  2. +5
    5 января 2019 07:06
    А в СССР, вначале 30-х годов производились танкетки Т-27, на модернизированной базе танкетки Виккерс Карден-Ллойд Мк-IV. В начале 1930 года Великобританию посетила комиссия под руководством начальника управления механизации и моторизации (УММ) РККА И. А. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. А. Гинзбурга. Комиссия имела целями ознакомление с передовыми образцами зарубежного танкостроения и, по возможности, их закупку. Комиссии продемонстрирована танкетка Carden-Loyd Mk.IV, самая удачная в своём классе (экспортировалась в шестнадцать стран мира). Комиссия решила закупить 20 танкеток, техническую документацию и лицензию на производство в СССР. В августе 1930 танкетка показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было решено организовать её крупномасштабное производство.Выпуск Т-27 начал в 1931 завод «Большевик» (выпущено 45 машин), затем завод № 37 и автосборочный завод № 1. Всего было сдано армии 3342 танкетки. Выпуск Т-27, в отличие от выпуска других танков в то время, не сопровождался большими сложностями, поскольку танкетка была очень технологична (широко использовались автомобильные агрегаты). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-27.
    1. +1
      5 января 2019 10:24
      Экипаж, чел: 4-5

      Обычно у БТР указывают экипаж - как правило 2 чел. и десантовместимость.
      1. +2
        5 января 2019 20:00
        Сам на это обратил внимание. Видимо, авторы в спешке не досмотрели,а в тексте написано про водителя и командира.
  3. +1
    5 января 2019 07:09
    Спасибо за статью!
    Что известно по поставке линкора по Ленд лизу в СССР?
    Линкор использовался по прямому назначению?
    1. +2
      5 января 2019 07:37
      Нет, БС не было , хотя при переходе из Англии нес БС по охране конвоя. Наши только осваивали Архангельск , и БС не было . Может быть принимал участие в отражении налетов ?
    2. -1
      5 января 2019 09:20
      старье нам подсунули с более чем наполовину сношенным оборудованием
      https://ru.wikipedia.org/wiki/HMS_Royal_Sovereign_(1915)
    3. +15
      5 января 2019 10:58
      Это не поставка по ленд-лизу. Не тема обсуждения в данной серии. Ройал Соверен - компенсация СССР его доли в разделе флота Италии. Состояние всех кораблей серии R (возраст почти 30 лет и непрерывные плавания в 1939-1943гг) к времени передачи было плачевным. Крупных надводных кораблей уже не было у немцев на севере в то время. А любой выход этого старого монстра в море превращал его в мишень для немецких ПЛ, которые изобиловали тут вплоть до конца войны. Сложностей с освоение техники тоже не было - англичанка врёт об этом. Турбины и котлы почти как на балтийских линкорах, с них и собрали экипаж. Зенитная артиллерия была мощной, линкор был включен в систему ПВО главной базы СФ.
      Потом вместо Архангельска СССР получил Новороссийск, итальянский Джулио Чезаре.
      Что касается Универсала - у него и у нашего Комсомольца действительно один прародитель, танкетка "Виккерс-Карден-Лойд". Комсомольцев в штате СД и МД было 27 штук в ИПТАД, на 18 ПТО. В 1941 году их использовали часто не по назначению, в том числе для прикрытия атак пехоты как танкетки. Построено 7800 штук, массовая машина. Производство прекращено из-за постановки на поток танка Т-60, затем Т-70.
      Статье большой плюс.
      1. 0
        5 января 2019 20:04
        И Вам плюс за информативный комментарий.
    4. +5
      5 января 2019 14:05
      И, кстати, тема морского Ленд-лиза тоже крайне интересная. Линкор, крейсер, 9 эсминцев и 4ПЛ формально проходят как "трофеи", и в основном, кроме ПЛ, это было старьё. А вот 3 вооруженных ледокола, 28 СКР (фрегатов), 99 ТЩ, 200 ТКА, 73 БО, 60 МО, 50 ДС, более 120 крупных моских транспортов - это ленд-лиз в чистом виде, и это в основном новые корабли. Поставки на СФ тральщиков, БО и ТКА были более чем своевременны и полезны. Впрочем, это своя особая тема, в морской литературе затронутая.
      1. 0
        5 января 2019 15:09
        Я на корабельном сайте нашёл только один ледокол по ленд-лизу -*Монткальм*, про остальные не подскажете? Заранее спасибо!
        1. +3
          5 января 2019 15:31
          Северный ветер, Северный полюс и Адм. Макаров. Американские ледокольные суда береговой охраны, постройки 1943г, в начале 1944г переданы СССР. . В составе флота и Главсевморпути до 1951г, потом в БО США ещё 30 лет отслужили. Монткальм - старый ледокольный пароход 1904г постройки.
      2. +3
        5 января 2019 15:17
        эсминцы эти уже эсминцами не были- американцы переделали их в эскортные миноносцы, оставив из вооружения ГК 1 102-мм пушку и 1 3-х трубный ТА,но усилили средства ПВО и ПЛО с соответствующей аппаратурой обнаружения, Очень нужные для нас корабли!
        1. +1
          5 января 2019 16:21
          Именно так. На их счёту несколько потопленных подлодок, один погиб от торпеды ПЛ.
          1. 0
            6 января 2019 08:48
            де-факто именно они были нашими лучшими противолодочниками в ту войну, де-юре- фрегаты типа *Такома* или по нашей классификации- СКР типа Ф, хотя самим американцам *Такомы* не понравились из-за слабого главного калибра- 3 76-мм универсальных пушки и без брони, НО 63 тысячи снарядов зенитного боезапаса! и если память не изменяет-560 обычных и реактивных глубинных бомб
        2. +3
          5 января 2019 20:12
          На американских судах стояли"Асдики" для обнаружения немецких ПЛ. Немцы очень не любили их и если не ошибаюсь, называли"струны дьявола".
      3. 0
        5 января 2019 22:50
        Тральщики постановлялись с бомбометами "Хеджхог" - хорошая штука.
      4. 0
        7 января 2019 15:24
        Цитата: Гончар
        тема морского Ленд-лиза тоже крайне интересная.

        Ага, чтобы "сухопутные авторы" повесились yes Записали и напишем...
    5. +2
      5 января 2019 18:09
      Цитата: Grad-1
      Что известно по поставке линкора по Ленд лизу в СССР?

      Линкор Архангельск, в девичестве Ройял Соверен.
      Цитата: Grad-1
      Линкор использовался по прямому назначению?

      Да, стоя в бухте, пугал супостата своим существованием.
  4. +1
    5 января 2019 07:37
    Авторам огромное спасибо за статью . Как только первое ото увидел сразу на ум пришло карден -ллойд.))))
  5. +3
    5 января 2019 07:57
    мост кажется и остался автомобильным, явно на одной из фото мост от студера или фордовский, кому как нравится, а-ля ГАЗ -51. да и на других явно просматриваются тормозные барабаны от этого моста. Точнее впоследствии примерно такой мост устанавливали на наши послевоенные грузовики. Поворот осуществлялся за счет торможения одного из тормозов. Наверное при управлении этим БТРчиком возникали проблемы, при начале обучения. У бывших шоферюг, при резком повороте руля, для объезда препятствия, мог вылететь десант из БТРа, а у трактористов , что потянув на себя оба рычага трактор останавливался без использования сцепления, но привыкали к этой машинке наверняка через полчаса. А знаете зачем палка присабачена на корме? Я сначала подумал что это ручка для кайла, ручка то она ручка,( только нахрена там кайло? уголь добывать?) только потом вспомнил что парни в безлесых районах возили с собой палку, выбивать обломанные полуоси. Интересная машинка, небольшенькая и носится как черт с письмом.За статью спасибо. Всех с праздником!!!!!!!!!
    1. 0
      5 января 2019 08:17
      Я сначала подумал что это ручка для кайла, ручка то она ручка,( только нахрена там кайло? уголь добывать?

      Всё-таки ручка.. И ниже само кайло прикручено. Обратите внимание на фотографию.
      Хотя палка - инструмент универсальный... wink
      Они просто до карандаша не додумались. Дикари-с.. laughing
  6. 0
    5 января 2019 09:51
    Этилен- гликоль можно пить?
    1. +20
      5 января 2019 10:28
      Можно. Один раз. Грамм 150. Жидкость без запаха, имеет сладковатый вкус. Потом следуют такие интересные явления, как токсическая энцефалопатия, метаболический ацидоз, токсическая нефро- или гепато-нефропатия с острой почечной или почечно-печеночной недостаточностью, дистрофия миокарда, экзотоксический шок, отек легких. Потом похороны.
      Если поблизости есть хорошая реанимация, то есть шанс остаться в живых.
      1. +3
        5 января 2019 20:41
        Вы так живо описали,что возникают предположения 1) проверено лично ( шутка)2 хороший химик описал.
        А такой момент: на фронте не было случая"дегустации"?
        1. +1
          6 января 2019 07:09
          Про фронт не знаю,но "контрабасы" в Забайкалье ( в 2000-х) такое бухали.Результат- из пяти человек-трое померли,один ослеп,одного откачали.
          1. +3
            6 января 2019 14:18
            Видимо, оба запаслись на веки вечные даже думать о подобной "дегустации". Знакомый в девяностых ездил в Тюмень на заработки и рассказывал: в 1998 купили" паленки"( по бутылке было заметно) и решили" отметить" завершение работы. Из 7 лишь он остался, когда пили, его живот прихватил и меньше всего выпил. Теперь от одного слова:"выпить" его карежит
            1. +1
              6 января 2019 15:01
              Ради сиюминутного удовольствия заплатили жизнями.
              Мужчины,прошу вас,прежде чем выпить хорошо подумайте: что может случиться со мной и как будет моим родным?
    2. +6
      5 января 2019 11:01
      Только для быстрого отбытия в рай.
    3. +2
      5 января 2019 18:12
      Цитата: zxc15682
      Этилен- гликоль можно пить?

      Кому что..
  7. +1
    5 января 2019 11:01
    Авторы спасибо, просьба делать ссылки, из каких музеев фотографии техники.
  8. +8
    5 января 2019 11:15
    Во Франции (Дюнкерк), Бельгии и Северной Африке немцы захватили достаточно много Universal Carrier различных модификаций и интенсивно их использовали.
    Один из примеров - дистанционно управляемая самоходная мина. Около трех десятков таких машин использовались в 1942 году под Севастополем.

    А это Leichter Panzerkampfwagen Mk.VIC 736 (e).
    Экземпляр на фото оснащен 150 мм орудием 15 см SFH 13, хотя чаще всего устанавливалась легкая гаубица 10,5 см leFH 16.
    1. +4
      5 января 2019 11:20

      Вариант "истребителя танков" 8,8 cm Panzerschreck-Raketen auf Bren Carrier (e) из третье панцергренадерской дивизии в Италии.
    2. +3
      5 января 2019 13:06
      Это самоходка на базе легкого танка Mark VI и вариантов вооружения кроме гаубицы времен 1 Мировой SfH 13 не было. К Универсалу прямого отношения не имеет. Воевала в 41 на Восточном фронте в небольших количествах, потом в 44 во Франции.
      1. +2
        5 января 2019 14:48
        Да, согласен, прямого отношения не имеет, только через ходовую.
    3. +2
      5 января 2019 20:31
      Немцы по природе бережливые люди и поэтому ВСЕМ трофеями находили применение.
      Вероятно, у немцев этих "унивепсалов" было около 1000
  9. +6
    5 января 2019 11:41
    hi Спасибо. Кино по теме:
    За общим описанием кабины водителя следует анимированная модель рабочих частей рулевого управления, механизма, фотографическая визуализация приборов, органов управления, отсека артиллеристов, хранилища оборудования, моторных отсеков и оборудования. Проиллюстрирован силовой агрегат и описаны его различные особенности... recourse
    1. +2
      5 января 2019 20:34
      Спасибо за видио. Наглядная иллюстрация к тексту.
      А БТР довольно резвый, как круги" нарезает"
  10. +1
    5 января 2019 12:27
    В романе Радия Погодина *Я догоню вас на небесах...* упоминаются сразу три образца ленд-лизовской бронетехники- колёсный бронетранспортёр М3А, канадский гусеничный бронетранспортёр с противотанковым ружьём и бронетранспортёр со счетверённым пулемётом из охраны комдива.
    *-А зенитчики?
    -Какие они, к чёрту, зенитчики! Они из пополнения, Этот счетверённый пулемёт используется в уличных боях, он лупит как брандспойт!*
    В 1990 после прочтения романа я решил, что это американский полугусеничник,на котором наши умельцы установили счетверённый *максим*, но потом узнал про ЗСУ М17 и понял. что это она.
    Канадский БТР по роману плохо ездил по льду, грязи и навозу и в итоге слетел с дороги в реку.
  11. +4
    5 января 2019 13:55
    В принципе, если бы производственные мощности СССР позволили бы выпускать данный тягач и дальше (производство прекращено в 1941 году ввиду необходимости производства легких танков), то его превращение в транспортер для пехоты было вполне логичным.

    Так пытались из "Комсомольца" сделать БТР. Не получилось - заданное по ТЗ стрелковое отделение он поднять не смог. Минимально возможным шасси для БТР из имеющихся в СССР был Т-26.
    1. +1
      5 января 2019 15:46
      Так на нем и было выпущено 200 бронетягачей. И довоенные планы после 1943г (насыщение войск новыми танками) предусматривали массовое переоборудование Т-26 последних лет выпуска в БТР и бронетягачи
      Другая довоенная попытка - "медицинский" БТР на базе БА-10, испытаний не прошёл, проходимость низкая.
      В годы ВОВ пара опытных машин в разных вариациях на полугусеничных ЗИСах. И опытные десантные БА-64Д на 4-6 чел, десанта, также не рекомендованные в серию.
      Из удачных попыток только послевоенные, кроме БТР-40, -50 и -152 ещё опытный БТР К-75 на шасси типа Т-70 с ярославским дизелем, 15 чел десанта и БТР-112 на шасси послевоенной СУ-100П.
      1. +6
        5 января 2019 17:35
        В принципе, единственное серийное шасси 40-х, пригодное для быстрого переоборудования в БТР - это СУ-76. Но кто ж даст взамен дешёвой лёгкой штурмовой САУ - мастера на все руки - строить БТР. Получится, что пехоту мы на поле боя привезём, а высаживать её нельзя - выжившую оборону без СУ-76 давить некому. sad
        1. 0
          5 января 2019 19:55
          https://topwar.ru/203-proekty-bronetransportyorov-na-baze-tanka-t-26-tr-1-tr-26-i-tr-.html
        2. 0
          5 января 2019 22:04
          Так БТР К-75 в 1947г и был создан на шасси подобного типа, только при массе 7,5т было достаточно 5-каткового варианта. И машина вроде была неплохая, но в серию не пошла. А в войну, учитывая востребованность и потери Су-76, это было нереально.
  12. 0
    6 января 2019 20:57
    Не перестаю радоваться циклу статей. Автору спасибо.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»