Чёрный и дерзкий. Каким будет американский многоцелевой вертолёт будущего

51
SB1 Defiant

В конце декабря произошло одно из самых интересных авиационных событий уходящего года: был представлен облик перспективного многоцелевого вертолета со сложным названием Sikorsky-Boeing SB1 Defiant (англ. «дерзкий», «неповинующийся», «непослушный»). В основе разработки лежит перспективная программа Future Vertical Lift, призванная дать американским военным целое семейство скоростных вертолетов.





Если при виде SB-1 вы испытали состояние дежавю, не удивляйтесь. Американцы уже долго и, в целом, весьма успешно испытывают его собрата в лице Sikorsky S-97 Raider. Новый SB1 нельзя назвать модификацией этой машины в полном смысле этого слова. Вертолеты призваны решать совершенно разные задачи: настолько, насколько задачи для винтокрылых машин вообще могут отличаться между собой.

Напомним, что S-97 — относительно небольшой вертолет с экипажем два человека и возможностью перевозить до шести человек десанта. Это то ли разведчик, то ли легкий ударник, то ли база для будущего беспилотника. Чаще всего его видят в качестве высокоскоростной замены маленького вертолета Bell OH-58 Kiowa, который уже почти отжил свое. Ударный «Апач» вертолет S-97, скорее всего, никогда не заменит: американцы вообще намерены эксплуатировать AH-64 чуть ли не до 2050-х. Недавно, кстати, стало известно, что компания Boeing хочет переделать легендарный вертолет, снабдив его толкающим винтом. Это в теории увеличит скорость полета на 50 процентов. Но как будет на практике, конечно, неизвестно, ведь радикальные переделки далеко не всегда идут на пользу старым машинам, если говорить об их летно-технических качествах. Часто это ведет к скачкообразному увеличению массы с вполне прогнозируемыми последствиями.

Кстати, именно наличие толкающего винта в хвостовой части так роднит S-97 Raider и SB1 Defiant. А также применение в конструкции обеих вертолетов соосного несущего винта. Но на этом, как мы уже говорили, сходства и заканчиваются. Дело в том, что показанный сейчас вертолет будет по умолчанию значительно более крупной машиной, способной выполнять гораздо более широкий спектр задач. Если говорить просто, то это возможная замена знаменитому Sikorsky UH-60 Black Hawk — основному американскому многоцелевому армейскому вертолету. Подобно нему, Defiant способен предопределить облик Армии США на много десятков лет.



Важность программы сложно переоценить. При всех своих достоинствах «Черный ястреб» имеет свойственные любому «классическому» вертолету скоростные ограничения, обусловленные самой аэродинамической концепцией. Указываемая в открытых источниках «максималка» для UH-60L составляет 300 километров в час при крейсерской скорости чуть более 280. Для сравнения, предполагаемая крейсерская скорость SB1 Defiant должна составлять 460 километров в час. Разница огромна. И, нужно полагать, широкое применение SB1 Defiant даст американской армии возможности, о которых она ранее и не мечтала. При этом ни одна другая страна в мире не имеет планов массового внедрения скоростных вертолетов в обозримом будущем.
Характеристики вертолета

В основе самой конструкции SB1 Defiant лежит экспериментальный аппарат Sikorsky X2, который до момента закрытия своей программы сумел установить, как минимум, один неофициальный рекорд скорости, разогнавшись до 415 километров в час. Сам опытный вертолет соосной схемы с толкающим винтом построили на базе экспериментального S-69. «Секрет соосного аппарата X2 заключается в том, что основные винты с противовращением обеспечивают подъемную силу и полет вперед без хвостового винта. Выше 150 узлов (277,8 км/ч) тяга обеспечивается толкающим винтом, так что основные винты делают то, что делают лучше всего — обеспечивают подъем», — заявил Крис Ван Бюйтен, который по состоянию на 2016 год был вице-президентом подразделения инновационных проектов в компании Sikorsky. Примечательно, что для SB1 в качестве основы силовой установки выбрали два далеко не новых двигателя Honeywell T55: такие же установлены на вертолетах Boeing CH-47 Chinook. Впрочем, специально для Defiant их модернизируют, а в дальнейшем вертолет могут оснастить принципиально новой силовой установкой.



Построенная на базе SB1 Defiant серийная машина сможет выполнять транспортные операции, высаживать десант, выполнять поисково-спасательные операции, эвакуировать раненых с поля боя и выполнять целый ряд других задач. Экипаж — четыре человека. На борту можно будет разметить двенадцать десантников или грузы с солидной массой. Нельзя исключать применение SB1 Defiant и в качестве ударного вертолета, однако, насколько можно судить, такая возможность будет сугубо опциональной. Не стоит забывать, что кроме «Апачей», «Вайперов» и боевых самолетов тактической авиации в распоряжении американцев есть ударные БПЛА, которые тоже можно эффективно использовать для наземной поддержки. И, конечно же, A-10, которые еще какое-то время будут верой и правдой служить США, пока их не заменят, например, F-35A или F-35B.

Подводные камни

Опасаться SB1 Defiant нужно не машин, предназначенных для других задач, а конвертоплана Bell V-280 Valor, который, в целом, имеет похожие характеристики. Это, напомним, перспективный конвертоплан, который уже проходит летные испытания. Подобно SB1, он сможет перевозить более десяти человек десанта, а скорость у V-280 даже выше — максимальная составляет 520 километров в час. Конечно, финансов у американского Минобороны достаточно, но нужно полагать, что военные выберут один летательный аппарат: либо SB1, либо V-280. И пока что Valor впереди.



На пути у него может стать разве что очень неоднозначный опыт эксплуатации конвертопланов Корпусом морской пехоты. «V-22 отлично смотрится… когда не простаивает в ремонте», — заявил в свое время покойный сенатор Джон Маккейн. И правда, катастрофы, технические отказы и невысокий уровень боеготовности преследовали V-22 всю его жизнь. Не стоит забывать, что Osprey построили относительно малой серией: для Bell V-280 Valor, который рассматривают как массовый аппарат, такие трудности совершенно неприемлемы. В целом, сейчас сложно с уверенностью говорить о том, какой же вариант станет победителем. Очень может быть, что ни один из созданных аппаратов не устроит военных США. И они в конечном итоге останутся верными Black Hawk-у.

В то же время в других странах должны понимать, что, если революционные скоростные вертолеты действительно «выстрелят», то их более привычные собратья, в конечном счете, останутся не у дел. И мировой рынок многофункциональных винтокрылых машин поделят между собой Bell, Sikorsky и Boeing. «Скучный» вариант, но пока что он выглядит самым правдоподобным.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    5 января 2019 05:11
    Классная машина! В своё время на "шайен" сил не хватило, но этот, наверное, до ума доведут.
    1. KCA
      -11
      5 января 2019 06:14
      Как и F-35, "Zumvolt", LCS, Bradley и многие, многие другие амбициозные проекты США, доведут, доведут, когда-нибудь, до полного краха ВПК США
      1. -1
        5 января 2019 06:47
        К сожалению, не доведут. Надо не ждать пока мимо поплывёт мертвый враг, а самим что-то делать. Пока что у нас задвигают Камова и МиГ и активно продвигают мертворожденные шлакопроекты Сухого и Миля.
        1. KCA
          +1
          5 января 2019 07:11
          МИГ-35, который приняли на госиспытания задвигают? Или КА-226, 200 штук которых продали в Индию?
        2. +1
          6 января 2019 16:27
          Цитата: Slinqshot
          задвигают Камова и МиГ и активно продвигают мертворожденные шлакопроекты Сухого и Миля

          Справедливости ради, у нас проект скоростного вертолета реализует Миль. Есть положительные результаты по результатам эксплуатации опытной машины: СМИ писали, что старые вертолеты получат новые лопасти. Идет разработка полностью новой машины.

          При этом Камов подтвердил высокие ТТХ своих прекрасных машин и, скорее всего, Ка-52 со временем полностью вытеснит Ми-28 из армейской авиации.

          Чем Вас Сухой не устроил? За последние 20 лет именно они являются наиболее успешной компанией и КБ в российском авиастроении. Скорее впору говорить, что ради спасения Яка МО отказалась в свое время от целой серии удачных однодвигательных легких истребителей (смешно, но поделку МиГ-АТ, проигравшую по очкам тот конкурс всем проектам, сейчас опять пытаются запихать в ВКС). Именно благодаря Сухому наши ВКС имеют в своем распоряжении самолеты способные уверенно бороться (с поколениями до 4++) и противостоять (с 5 поколением) с западными одноклассниками. Не слабые показатели у них и в гражданской авиации: чтобы кто не говорил, но Суперджет все-таки как проект состоялся и продолжает успешно развиваться.

          МиГ на этом фоне смотрится не очень хорошо (да простят меня форумчане): МиГ-35 уже давно не легкая машина ни в ТТ-смысле ни в экономическом смысле + постоянные проблемы у экспортных заказчиков в плане тех.обслуживания и, фактически, отсутствие каких-либо кардинально новых известных проектов машин - все это сильно подкосило репутацию легендарного КБ. И не надо валить все на руководство и лоббистов Сухого: никто не заставлял, к примеру, Малазию заменять свои МиГи Сушками или Индию выбрать в качестве основного истребителя не МиГ-29, а Су-30.
    2. -1
      5 января 2019 06:43
      Учитывая сколько лет уже возятся - таки доведут до ума
    3. +1
      5 января 2019 08:16
      Цитата: irazum
      Классная машина! В своё время на "шайен" сил не хватило, но этот, наверное, до ума доведут.

      Согласен. Очень красивая машина.
  2. 0
    5 января 2019 06:36
    Я все смотрю на эти машины,и не понимаю,а что нельзя использовать газодинамический,струйный привод установить.В своё время даже для Ка-50 прорабатывали.
    1. +1
      7 января 2019 22:03
      Это Вы про схему NOTAR? От неё отказались ещё в 80-х годах прошлого века, был проект Ка-117 и маленькая серия "Белл", кажется.
      1. +1
        8 января 2019 22:42
        Не совсем NOTAR,в NOTAR используется вентилятор нагнетания воздуха без выхлопных газов ГТД,а я про проект для Ка-50,вот схема
        1. +1
          8 января 2019 22:47
          Спасибо за картинку, спрошу при случае у ребят - камовцев, чего они там мудрили. Очень напоминает Ка-117, естественно, та схема была одновинтовой, что удивительно для камовцев. Воздух для разных газодинамических устройств обычно берут от второго контура компрессора, так как в ГТД очень много снимается мощности на ротор, в выхлопе очень мало чего остаётся.
        2. +1
          8 января 2019 23:17
          По мне эта схема предпочтительна для боевых вертолётов,снижение сопротивления из-за отсутствия <лопухов> ЭВУ как на Ми-24,28,35 и на Ка-50 и более эффективное смешивания и охлаждения горячих газов ГТД.
        3. -1
          14 марта 2019 08:36
          Необходимо изменить физические процессы на устройствах соприкасающихся с упругой средой полета. Т.е изменив физические принципы работы движителя полет станет не только эффективным, а просто изменит баланс позитивных эффектов и тех которые мы называем инертностью и сопротивлением.
  3. 0
    5 января 2019 06:48
    И мировой рынок многофункциональных винтокрылых машин поделят между собой Bell, Sikorsky и Boeing. «Скучный» вариант, но пока что он выглядит самым правдоподобным.

    Автор,заканчивайте есть на ночь сырых помидоров. И у нас в КБ МИЛЯ и КБ Камова и в Европе и в Азии ведутся аналогичные работы по скоростным вертолетам.
    Вопрос приоритетности проектов,коих у каждого МО стран свое.
    1. -1
      14 марта 2019 08:39
      Да, но все придерживаются одних и тех же физических принципов взаимодействия со средой полета. Поэтому ожидать чего -то нового и эффективного ,а тем более прорывного и передового нет смысла.
  4. +2
    5 января 2019 06:54
    Мдаааа ! Надо ускоряться !
    1. +10
      5 января 2019 11:19
      рисовать больше картинок?
    2. 0
      5 января 2019 20:28
      Круто красивые картинки, уверен что мультики тоже будут отличного качества.
      1. +1
        6 января 2019 16:29
        Мультики внезапно оказались правдой :)
        Камов долгое время был конкурентом Миля по программе скоростных машин. В том году, МО, фактически объявило, что победителем стал Миль. При этому последнего есть и летающая реальная машина, во многом базирующаяся на классической схеме.
  5. +3
    5 января 2019 10:05
    О да, с этим МиГ 35 уже лет 30 возятся. Только это не новая машина, а естественная модернизация. И сколько их в войсках? Ка 226 планируют собирать через 3 года, зная индусов - все может сильно поменяться. Но я говорил не о сельхозмашине для опрыскивания, а о боевой машине для РА.
  6. 0
    5 января 2019 12:20
    Уважаемый автор!
    Вы пишете,что "широкое применение SB1 Defiant даст американской армии возможности, о которых она ранее и не мечтала", ни слова не говоря о каких -либо преимуществах скоростных вертолетов и в то же время указываете, что"ни одна другая страна в мире не имеет планов массового внедрения скоростных вертолетов в обозримом будущем". Так может они и не нужны, эти скоростные вертолеты? Судя по картинкам "диванных стратегов", они довольно громоздки,архаичны, наверняка более сложны в производстве и эксплуатации, а следовательно, менее надежны. Словом,"чем больше в машине светящегося и вертящегося, тем хуже".
    1. +2
      6 января 2019 18:19
      Я вот, честно говоря, задался тем же вопросом. Скоростные вертолеты это, конечно, здорово и красиво, но встает вопрос "и что?". Армейцам гораздо больше пользы будет от таких прозаических вещей как разведка, целеуказание, взаимодействие летунов с пехотой. У того же черного ястреба практическая дальность около 580 км. Т.е. в одну сторону час лету и столько же обратно крейсерским ходом. Если надо срочно сгонять на предел дальности, то новинка отыграет 24 минуты в одну сторону. Но как часто это требуется?
      Не знаком со статистикой, но подозреваю что в том же Афгане или Вьетнаме вертолетчикам редко приходилось летать больше чем на 50-100 км. А тут уже выигрыш новичка по времени составит 4-8 минут. Естественно и эти минуты могут оказаться критически важными. Но их проще отыграть выстроив грамотное взаимодействие. Грубо говоря, чтоб винтокрылых можно было вызвать быстро и без согласований на уровне штаба дивизии. На крайний случай - можно ввести воздушное патрулирование вблизи требуемых райнов.
      По моему мнению, такие факторы как надежность машины (не так как когда половина парка стоит в ремонте), способность ее быстро запустить, грузоподъемность, да та же стоимость и экономичность (лучше иметь пяток ми-17, чем одну вундревафлю) несколько важнее.
      Поэтому мне тоже непонятно какие "возможности, о которых она ранее и не мечтала" даст этот аппарат американской армии.
      1. 0
        13 января 2019 20:56
        Вы просто как то странно смотрите. Вы посчитайте переброску чего то куда то. Или эвакуацию и во сколько выльется каждые 24 минуты выигрыша. Более быстрое прибытие будет означать меньше возможностей встретить и так далее. Для одного вертолета это конечно не существенно.
  7. +2
    5 января 2019 12:59
    Не выстрелит - толкающий винт на вертолете работает с крайне низким КПД по причине мощного ниспадающего воздушного потока от несущего винта.

    Сама идея сделать из вертолета недосамолет бредова по своей сути - виртуальное "крыло" в виде вращающихся лопастей несущего винта является самым неэффективным из всех видов крыльев. Конечно, если приделать двигатель мощностью 1 л.с. на 1 кг веса, то и дверь полетит, но зачем?

    Пилеж бюджета, однозначно.
    1. +1
      6 января 2019 17:26
      "крайне низкий КПД от ниспадающего потока несущего винта" не может быть ниже чем от физического перекрытия "дыхалки", как например, у всех воздухозаборников с двигателями в самолётном хвосте, на критическом режиме крутого подъёма.
      Идея сделать из вертолёта недосамолёт крайне притягательна
      1. 0
        6 января 2019 17:57
        Тут другое - поток от несущего винта искажает поток от толкающего винта, причем на любых режимах работы последнего.
        1. 0
          6 января 2019 19:49
          в горизонтальном (крейсерском) полёте угол атаки лопастей несущего винта может быть минимальным, т.е. это - крыло, да и толкающий винт - позади
          1. 0
            6 января 2019 22:17
            Даже при минимальном угле атаки лопастей несущего винта поток от него падает на толкающий винт.
            1. 0
              13 января 2019 20:57
              Ну во первых возможно это не критично или легко компенсируется. И в некоторых проектах вообще предполагалось фиксировать несущий винт.
  8. +2
    5 января 2019 14:36
    "Каким будет американский многоцелевой вертолёт будущего"
    Пусть он сначала будет "золотым", а потом бесполезным.
  9. -1
    5 января 2019 15:17
    "...И, нужно полагать, широкое применение SB1 Defiant даст американской армии возможности, о которых она ранее и не мечтала. При этом ни одна другая страна в мире не имеет планов массового внедрения скоростных вертолетов в обозримом будущем....."
    =======
    Ой-ой-ой!!! В ЦАГИ уже давно идут "продувки" крупномасштабной модели перспективного боевого вертолёта фирмы "Каиова"!!!! На КАКОЙ стадии находится проект - пока держится в секрете.... Но судя по всему - работы "зашли уже достаточно далеко"..... Когда появится лётный образец? Через год-два-три-четыре? Пока - НЕЯСНО!!!
    НО! Заявление автора (Ильи Легата), о том что "..ни одна другая страна в мире не имеет планов массового внедрения скоростных вертолетов в обозримом будущем...."... Это, простите, оставим НА СОВЕСТИ автора (Ильи Легата) - и его личных амбиций!!! (Для подобных заявлений нужно быть ГОРАЗДО более информированным (чем автор) о "закрытых" тематиках отечественного ВПК!!!).... hi
    1. +1
      5 января 2019 18:08
      Когда будет летающий прототип - тогда и будем говорить о реальных результатах. А пока это слухи и презентации в стиле Дассо с куском оплавленного пластика в качестве прототипа истребителя 6го поколения
  10. -1
    5 января 2019 16:57
    Опять пытаются построить вертолет с толкающим винтом, опять обломаются, скорее всего. Или уже что-то придумали, чтобы толкающий винт не мешал работе несущего?
    Опять мелочь всякую делают, вместо того, чтобы построить нормальный военный транспортник с грузоподъемностью 8-10 тонн, чтобы таскать нормальную артиллерию или легкую технику, а не морочиться с золотой 777.
    1. 0
      5 января 2019 18:13
      Она не золотая, она люминиевая laughing
      1. +1
        5 января 2019 23:03
        Вы на цену смотрите, цена - как у золотой
        1. 0
          5 января 2019 23:26
          Да я знаю её историю)
          Решил пошутить и вам подыграть, но шутка не прошла recourse
  11. +1
    5 января 2019 17:54
    Так и не понял, какой лейтмотив до нас хотел донести уважаемый автор. Зато насчитал 6 орфографических ошибок. )
  12. 0
    5 января 2019 17:55
    но уж точно он не дерзкий
  13. Вертолёт соосной схемы будет испытывать ещё большее сопротивление воздуха, чем у вертолёта традиционной схемы. Толкающий винт тут погоды не сделает для максимальной скорости.

    Конвертопланы всё-таки не тупик. Просто американцам не удалось построить надёжную машину.

    В России, вроде, тоже есть свой проект скоростного вертолёта.
    1. -4
      5 января 2019 20:26
      Все это тупиковая ветвь что делают полосатики, пушай делают наши силы ПВО ждут часа Х
  14. -4
    5 января 2019 20:25
    Отличная мишень для наших комплексов ПВО. Будет на чем поупражняться нашим силам ПВО и ВКС
  15. -1
    5 января 2019 22:49
    А чего обсуждать ездящий макет?-сделают-посмотрим-для амеров просто соосная схема-невидаль, еще намучаются, а воткнуть в задницу вертолета соосной схемы движок-дело нехитрое, только как несущие винты на большей скорости себя поведут? У янки давно есть Оспрей-вроде более разумная схема-что то не больно слышно и развития не видно-да и зачем особо нужно увеличивать скорость вертолета?-ну было 300-будет 450-и что?
  16. 0
    5 января 2019 22:59
    Опять каракатица какая-то. У них особый взгляд на эстетику явно
  17. 0
    6 января 2019 02:35
    Цитата: Slinqshot
    Пока что у нас задвигают Камова и МиГ и активно продвигают мертворожденные шлакопроекты Сухого и Миля.

    в сложившихся обстоятельствах Россия просто не может продвигать два проекта конкурента , как это делалось во времена Союза. Это просто финансово невозможно. Возможности Союза пока недоступны. Но это пока.
  18. +1
    6 января 2019 20:11
    Таки перешли на схему Камова!!
    Ну посмотрим, как освоят..
    Без ёрничания пишу - интересно, что американцы, в принципе толковые технари, только сейчас эту схему начали осваивать...
  19. 0
    6 января 2019 20:14
    Интересно, что винт толкающий и восемь лопастей - низкооборотный, значит (имею ввиду количество лопастей)
    1. 0
      7 января 2019 03:24
      Тут вопрос в другом. Зачем винт вобще? Турбина с забором мощности от основных двигателей и забором воздуха из вехней части фюзеляжа.
  20. +1
    9 января 2019 01:33
    Цитата: Авиатор_
    Спасибо за картинку, спрошу при случае у ребят - камовцев, чего они там мудрили. Очень напоминает Ка-117, естественно, та схема была одновинтовой, что удивительно для камовцев. Воздух для разных газодинамических устройств обычно берут от второго контура компрессора, так как в ГТД очень много снимается мощности на ротор, в выхлопе очень мало чего остаётся.

    Для одновинтовых да,но соосная схема с нулевой гироскопичностью,то есть изначально уравновешаная,а так как у всех ГТД на редуктор идёт 80-85% мощности,а вот остальное реактивная тяга.Например у ГТД ТВ3-117 максимальная мощность 2200 л.с. на редукторе и примерно 350-400 л.с. улетает в сопло,или где-то 170-200 кгс с одного двигателя,цифры не точные,и того мы имеем примерно 400 кгс тяги в выхлопе,что очень не мало для вертолёта.
  21. 0
    13 января 2019 20:58
    Очень красивый вертолет. Вообще сам UH-60 мне кажется самым красивым и удачным транспортником на текущий момент. Если смотреть в общем.
  22. 0
    20 февраля 2019 22:40
    Вряд ли должно кого-то интересовать достижение одних фундаментальных параметров за счет таких же фундаментальных других. Достижение высоких скоростей полета за счет увеличения расхода топлива и потери добротности механических систем это шаг назад ,а не в будущее . Поэтому и стоит думать о новых принципах организации процессов в движителях .
  23. 0
    19 марта 2019 09:53
    Три винта - не перебор для многоцелевого вертолёта? "В одну телегу впрясть не можно коня и трепетную лань" - говорил классик.