Рассказы об оружии. Штурмовики: под крылом Ил-2

33
Штурмовики. Появившись как класс в 30-е годы, Вторую мировую они отпахали по полной, особенно в армиях тех стран, которые реально смогли освоить этот класс самолетов.





Говоря о способах применения, можно сказать, что основным тактическим приемом для штурмовиков была атака с бреющего полета. Это было обусловлено в первую очередь задачами самолета, помноженными на возможности конструкторов и промышленности.

Проще говоря, борьбой за возможность видеть и применять оружие.

Сейчас мы говорим о штурмовиках одномоторной компоновки, двухмоторным самолетам было значительно проще, но одномоторных штурмовиков было больше. Их было проще выпускать, и, самое главное – дешевле и быстрее.

Понятно и бесспорно, что главным штурмовиком Второй мировой стал Ил-2. «Горбатый». Почему горбатый? Да потому, что всю войну на себе вытащил. Так говорила авиационная поговорка тех лет.



Однако сегодня речь пойдет не о нем и не о продолжении Ил-2 – Ил-10М. Наоборот, речь пойдет о тех самолетах, которые так и не взлетели в направлении линии фронта. И заодно стоит ответить на вопрос – почему.

С одной стороны, казалось бы, что тут тратить время, ресурсы и все остальное, ведь есть Ил-2, который хорош во многом. И да, может показаться, что так оно и было. За время Великой Отечественной у нас на вооружение принимались:

— бомбардировщик – 1 (Ту-2);
— штурмовик – 1 (Ил-10, который все-таки глубокая модернизация Ил-2).

И целая плеяда истребителей. Странно, но понятно. Война как бы не самое удобное время для создания новых самолетов при условии того, что старые нормально «тащат». Именно как «тащили» войну Пе-2 и Ил-2.

А вот нет. Работы велись, более того, они и не прекращались ни на день. И была разработана не одна весьма перспективная модель.

Вообще, штурмовка началась значительно раньше, еще на рубеже 1936-1937 годов, когда конструкторами были представлены новые разработки нового класса машин.

Это, естественно, ВИТ-1 и ВИТ-2 ОКБ Поликарпова.

Рассказы об оружии. Штурмовики: под крылом Ил-2


ВИТ-1 был явно «сырой» машиной, но вот то, что ВИТ-2 был в итоге переделан в СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик), на мой взгляд, явная ошибка. Машина была весьма. Это видно из ТТХ, а если посмотреть на причины, по которым ВИТ-2 не пошел в серию, а там значились низкая живучесть в бою (не проверено, правда) и невозможность установки ПУ РС.



Да, РС – это для штурмовика, конечно, дело, как показала практика. Но и без них ВИТ-2 мог наделать дел одним своим пушечным вооружением (см. ТТХ). Зато в машине применялись совершенно освоенные двигатели М-105, которые в дальнейшем модернизировались на «раз» плюс ТТХ вполне себе на мировом уровне.



Размах крыла, м: 16,50
Длина, м: 12,25
Высота, м: 3,40
Масса, нормальная взлетная, кг: 6302
Тип двигателя: 2 х М-105 х 1050 л. с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 486
— на высоте: 513
Практическая дальность, км: 800
Практический потолок, м: 8200
Экипаж, чел: 3
Вооружение:
— две 20-мм пушки ШВАК (в носу и на турели);
— две 20-мм пушки ШВАК и две 37-мм пушки НС-37 в крыльях;
— два 7,62-мм пулемета ШКАС
Бомбовая нагрузка до 1600 кг

Жертвой странных интриг пал проект легкого штурмовика на базе самолета-разведчика ОКБ С. А. Кочеригина. ОКБ построило в 1939 году два двухместных легких штурмовика с неубирающимися шасси — Ш-1 (ЛБШ) с мотором М-88 и Ш-2 с мотором М-87А.



Ш-1 оказался первым в мире штурмовиком, который вооружили пушками.

Впоследствии при работе над проектом шасси сделали убирающимися (версия ЛБШ), самолет получался многообещающим, но в очередной раз подвели двигателисты. От М-87 пришлось отказаться, равно как и от М-81 и М-90 по причине не доведения их до кондиции.

В итоге самолет вроде бы был принят в производство под именем ББ-21, но каким-то чудесным образом завод №292, которому был поручен выпуск ББ-21, стал выпускать Як-1…



ЛТХ ЛБШ (Ш-1)
Размах крыла, м: 12,00
Длина, м: 10,00
Масса нормальная взлетная, кг: 3450
Тип двигателя: 1 х М-88 х 1100 л. с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 372
— на высоте — 446
Крейсерская скорость, км/ч: 396
Практическая дальность, км: 1300
Практический потолок, м: 9820
Экипаж, чел: 1
Вооружение:
— два 7,62-мм пулемета ШКАС и две 20-мм пушки ШВАК в крыле
— один 7,62-мм пулемет ШКАС на турели
— бомбы — 200 кг, с перегрузкой — 400 кг.

В 1942 году промелькнула разработка конструктора Д. Л. Томашевича, человека сложной судьбы. Томашевич был главным конструктором И-180, на котором разбился Чкалов. Но, как это ни странно, продолжил свою конструкторскую деятельность, правда, в «шарашке», то есть на спецзоне.

После удачной работы по Ту-2 Томашевич в 1942 году предложил вариант противотанкового самолета, можно сказать, тотальной войны.

Идея созвучна с немецкими идеями образца 1945 года: самолет, который можно выпускать тысячами и который ничего не будет стоить.

Так был построен штурмовик «Пегас»…



Построен он был в Омске, в 1942 году. И задумывался как летающее противотанковое средство массового выпуска. Томашевич так писал в сопроводительной записке к проекту:

«В существующих условиях нужно и можно создать самолет, предназначенный для решения только одной задачи — уничтожения танков и мобильных войск, имеющий настолько простую конструкцию, что проектирование и постройка опытных машин займет не более трех месяцев. К 1 августа 1943 г. можно будет построить 15000 таких самолетов, без ощутимого напряжения промышленности и почти без загрузки смежников».


Томашевич особо подчеркивал, что строить штурмовик планируется из недефицитного сырья, даже не применяемого в авиации. Предполагалось использовать поделочную сосну, строительную фанеру, сталь марки С-20, кровельное железо и низкосортные алюминиевые сплавы в минимальном количестве.

В качестве силовой установки выбраны были двигатели М-11 (по два на каждый самолет) — надежные, недорогие и неприхотливые, хорошо освоенные авиапромышленностью и широко распространенные в советской авиации. М-11, кроме прочего, не требовали сложного оборудования при эксплуатации и ремонте, легко запускались в зимнее время и потребляли любой авиабензин. По подсчетам, для боевого вылета пяти противотанковых самолетов Томашевича топлива расходовалось столько же, сколько требовалось для обеспечения боевого вылета одного Ил-2.

Шасси не убиралось, отсутствовала гидравлика и воздушная система, электропроводка ставилась самая простейшая. Предполагалось, что и навыки пилота для управления таким самолетом должны быть минимальные.

Самолет тотальной войны…



Первый опытный «Пегас» был построен зимой 1942-43 гг. в городе Омске на базе авиазавода №288. Заметным отличием самолета был длинный "щучий" нос фюзеляжа с выступающим из него крупнокалиберным пулеметом УБ (12,7 мм).

Кабина пилота прикрывалась броней, сваренной из плоских листов толщиной 8-14 мм. Козырек пилота был выполнен из прозрачной брони толщиной 64 мм, над головой откидной бронезаголовник, по бокам сдвигающиеся бронестворки. Общий вес брони составлял 300 кг. Для сравнения – у Ил-2 вес брони 780 кг.

Бронекоробка крепилась к деревянной хвостовой части фюзеляжа. Хвост составлялся из четырех плоских панелей, обшитых фанерой. Крыло, хвостовое оперение – все было полностью деревянным.

Силовая установка самолета состояла из двух двигателей М-11Ф. Основные бензобаки емкостью 209 литров одновременно являлись обтекателями двигателей, и в случае прострела или загорания могли сбрасываться. Для ухода от цели предназначались небольшие бронированные бачки емкостью 16 литров.

Вооружение «Пегаса» тоже было оригинальным. Кроме уже упомянутого стационарного пулемета УБ, остальное вооружение предполагалось модульным и съемным. Крепление остального вооружения осуществлялось снаружи, в специальном отсеке под центропланом.

Варианты были такие:
— бомба ФАБ-250 (в дальнейшем – 2 х ФАБ-250 или ФАБ-500);
— 9 PC-82 или PC-132;
— авиапушка НС-37 калибра 37 мм;
— две авиапушки ВЯ-23 калибра 23 мм;
— 4 бомбовые кассеты для противотанковых кумулятивных бомб.

Всего было построено 4 экземпляра для испытаний. Каких-либо сведений о дальнейшей судьбе самолетов нет, и, надо полагать, к концу лета 1943 года на всей затее был поставлен крест.

Причин тому было несколько.

Во-первых, некое недоверие со стороны правительства. Программа Томашевича даже по меркам СССР представлялась… слишком грандиозной. Но это было не самое страшное.

Во-вторых, главной проблемой стал двигатель М-11. Его потребляли сразу три транспортных самолета. Як-6 («Дугласенок»), Ще-2 и По-2. И если первые два были выпущены в минимальных количествах (381 Як-6 и 567 Ще-2), то По-2 было выпущено более 30 тысяч экземпляров, и на протяжении всей войны это был и ночной бомбардировщик, и самолет связи, и санитарный самолет. И все имевшиеся в распоряжении ВВС По-2 требовали двигателей…

Для «Пегаса» двигателей не оказалось.



ЛТХ «Пегас»
Размах крыла, м: 14,00
Длина, м: 10,30
Высота, м: 3.68
Масса нормальная взлетная, кг: 2320
Тип двигателя: 2 х М-11Ф х 140 л. с.
Максимальная скорость, км/ч: 167
Практическая дальность, км: 400
Практический потолок, м: 2620
Экипаж, чел: 1
Вооружение: две 23-мм пушки ВЯ-23, один 12,7-мм пулемет УБК,
2 бомбы по 250 кг, или же одна 500 кг (без пушек).

Су-6. За создание двухместного штурмовика Су-6 с мотором М-71Ф главный конструктор самолета П. О. Сухой в 1943 г. был удостоен Государственной премии 1-й степени, которую он передал в Фонд обороны.



Су-6 с М-71Ф успешно прошел госиспытания и показал результаты, на порядок превосходившие Ил-2 с мотором АМ-38Ф. Но увы, М-71Ф до ума не довели и в серийное производство в условиях войны он не пошел.



Сухому дали задание оснастить Су-6 мотором АМ-42. В 1944 г. госиспытания, которые 15 мая были приостановлены из-за ненормальной работы АМ-42. Характеристики самолет показал значительно хуже, чем с М-71Ф.

Но одновременно, в мае 1944 года, успешно завершил испытания штурмовик Ил-10 с АМ-42, показавший на удивление высокие летные данные. Сравнение Су-6 с АМ-42 и Ил-10 с таким же мотором было не в пользу первого. Штурмовик Сухого уступал штурмовику Ильюшина по большинству характеристик, в первую очередь, по его более высокой подвижности и обороноспособности. В итоге, был сделан вывод о нецелесообразности запуска Су-6 с АМ-42 в серийное производство.

ЛТХ Су-6



Размах крыла, м: 13,58
Длина, м: 9,24
Высота, м: 4,20
Масса, нормальная взлетная, кг: 5534
Тип двигателя: 1 х М-71Ф х 2200 л. с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 480
— на высоте: 514
Практическая дальность, км: 972
Практический потолок, м: 8100
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— две 37-мм пушки НС-37 или две 23-мм пушки ВЯ;
— два 7,62-мм пулемета ШКАС;
— один 12,7-мм пулемет УБТ;
— бомбовая нагрузка — до 400 кг бомб.

Су-8, тяжелый штурмовик.



Несмотря на то, что заводские и государственные испытания штурмовик Су-8 прошёл успешно, в серийное производство он не запускался. К тому моменту как Су-8 проходил испытания, советские войска уже подошли к границам Германии и необходимость штурмовика с радиусом действия большим, чем у Ил-2, практически отпала.

Но в истории Су-8, произведенный в 2-х экземплярах, остался как самый тяжелый и крупный штурмовик не только в СССР, но и в мире.

Вообще, самолет был… впечатляющий.

Система бронирования обеспечивала защиту от огня крупнокалиберных пулеметов: пилота, стрелка-радиста, моторов (не забронированы только цилиндры моторов), крыльевых бензобаков, маслобаков, маслорадиаторов и цилиндров винтов. Спереди летчика защищали бронестекла толщиной 64 мм. Общий вес брони на самолете — 1680 кг. Вдвое больше, чем у Ил-2.

Вооружение под стать. Под фюзеляжем в контейнере размещалась батарея из четырёх 37-мм или 45-мм пушек с боезапасом по 50 патронов каждая. Предназначалась для поражения бронетехники и транспорта. Четыре ШКАСа представляли серьезную угрозу для живой силы. Плюс бомбы и РС. Серьезный самолет.

Повышенную живучесть обеспечивала не только броня, но и два мотора.

Задание на проектирование и постройку бронированного штурмовика Су-8 с двумя моторами М-71 или М-90 было дано П. О. Сухому в мае 1942 г. 20 сентября 1942 г. весь комплект чертежей был передан в производство. Строили в Перми, на базе моторного завода № 19.

11 марта 1944 года Су-8 впервые поднялся в воздух. Начались заводские летные испытания, которые с небольшими перерывами продолжались до конца 1944 года. К этому времени серьёзной надобности в новом штурмовике для ВВС уже не ощущалось. Кроме того, были свернуты работы по двигателю М-71Ф. Самолет оказался без надобности и без двигателя.

Все это в конечном итоге привело к прекращению работ по самолёту Су-8.



ЛТХ Су-8
Размах крыла, м: 20,50
Длина, м: 13,58
Высота, м: 5,09
Масса нормальная взлетная, кг: 12 410
Тип двигателя: 2 х М-71Ф х 2200 л. с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 485
— на высоте: 552
Практическая дальность, км: 600
Практический потолок, м: 9 000
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— четыре 45-мм или 37-мм пушки под фюзеляжем
— четыре 7,62-мм пулемета ШКАС в консолях крыла
— один 12,7-мм пулемет УБТ в верхней установке
— один 7,62-мм пулемет ШКАС в люке
— бомбовая нагрузка — 600 кг, с перегрузкой — 1400 кг.

Но вершиной строительства штурмовиков я бы назвал Ил-20.



Предтечей Ил-20 смело можно назвать проект МШ ОКБ Ильюшина. Самолет в серию не пошел. Построенный по той же схеме, что и американские «Аэрокобра» и «Кингкобра», со среднемоторной компоновкой, он имел много недостатков, на исправление которых просто не было ни времени, ни желания НКАП. Война заканчивалась.

Но после войны проект Ил-20 стал последней вехой в создании винтовых штурмовиков. И. надо сказать, самолет был во многих аспектах неординарным.



Отличный обзор, о чем писали многие, много новейших разработок в плане вооружения. Чего стоит только дистанционно управляемая артустановка для защиты задней полусферы.

Установка Ил-ВУ-11, сконструировали в ОКБ Ильюшина. Она имела гидравлический привод и механизм для обвода ствола пушки по контуру фюзеляжа и хвостового оперения, чтобы не отстрелить 23-мм снарядом собственное хвостовое оперение.

Ил-ВУ-11 обеспечивала большие углы обстрела в верхней части задней полусферы: 80 градусов — вверх и по 90 градусов — вправо и влево. Нижняя четверть полусферы совершенно не защищалась пушечной установкой, поэтому снизу фюзеляжа разместили кассету для 10 авиационных гранат АГ-2. Символическая, но защита в тех случаях, когда штурмовик мог быть атакован снизу.

Кабины летчика и стрелка, мотор, системы питания топливом и смазки, система охлаждения находились внутри бронекоробки. Общий вес металлической брони составлял рекордные 1840 кг, а прозрачной — 169 кг. Итого – 2 009 кг брони!



Но броня и своеобразная аэродинамика, вызванная весьма оригинальным размещением кабины пилота в угоду обзорности, свели на нет все новшества самолета. В процессе испытаний самолет показал максимальную скорость полета всего 515 км/час на высоте 2800 метров.

Виной (кроме аэродинамики) стал… правильно, двигатель! Мотор М-47 не смог обеспечить нормальные летные данные и пикирование. Также были претензии к системе пожаротушения. В итоге работы по доводке самолета были прекращены.



ЛТХ Ил-20

Размах крыла, м: 17,00
Длина самолета, м: 12,59
Масса, нормальная взлетная, кг: 9500
Тип двигателя: 1 х М-47 х 2400
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 450
— на высоте: 515
Практическая дальность, км: 1 045
Практический потолок, м: 7 750
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
— одна 23-мм пушка НА-23,
— две 23-мм пушки НС-23,
— бомбовая нагрузка нормальная — 1190 кг,
с бомбами до 500 кг на наружной подвеске.
— под консолями — 8 РС-82 или 4 РС-132.

Как видно, работы по созданию ударных самолетов велись не только Ильюшиным, но целой плеядой талантливых конструкторов: Поликарповым, Яковлевым, Сухим, Алексеевым, Кочеригиным, Томашевичем и Микояном.

Основной проблемой для них стало то, что приходилось постоянно сталкиваться с проблемами двигателестроения. Двигатели стали самым страшным тормозом для развития советского авиастроения.

Тем не менее, когда двигатель и самолет «встречались», получались именно те машины, которые мы знаем. Но эра поршневых двигателей все-таки уходила и дальше слово было за турбореактивным двигателем. Но это уже точно другая история.

По материалам http://www.airwar.ru.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    6 января 2019 06:46
    очень даже интересно. Спасибо!
  2. +12
    6 января 2019 07:29
    Двигатели стали самым страшным тормозом для развития советского авиастроения.

    Они для всех были основным тормозом.
    Тот же знаменитый (по итогам войны) Мустанг, пока не получил Мерлина, был полнейшей серятиной, если не сказать - неудачей. Да и точно так же наш ЛаГГ-3 заиграл новыми красками (хоть уже и обзывался Ла-5) только после установки М-82.
    1. +7
      6 января 2019 14:28
      Цитата: Kuroneko
      Тот же знаменитый (по итогам войны) Мустанг, пока не получил Мерлина, был полнейшей серятиной, если не сказать - неудачей. Да и точно так же наш ЛаГГ-3 заиграл новыми красками (хоть уже и обзывался Ла-5) только после установки М-82.

      Можно продолжить. Взять например Messerschmitt Bf.109C «Цезарь». С ним в Испании прекрасно справлялись наши "Ишачки". "Цезарь"был примерно равен И-16 (тип 5) и уступал И-16(тип 10), но как только на этот Мессер нацепили двигатель Daimler-Benz DB 601 с системой непосредственного впрыска топлива и гидромуфтой в приводе нагнетателя и мир узнал, что такое знаменитый Messerschmitt (речь идёт про тип Е). И наоборот, "Эмиль" великолепно дрался со "Спитфайром" до того времени, как на последнего установили новый двигатель Merlin XII и всё приехали, на этом самолёте теперь разве что можно было возить корреспонденцию. Даже на Восточном фронте МиГ-3 рвал "Ешку", как Тузик грелку... Естественно, этот ряд сравнений ещё можно будет продолжать. hi
      1. +1
        11 января 2019 21:45
        Цитата: Проксима
        Взять например Messerschmitt Bf.109C «Цезарь». С ним в Испании прекрасно справлялись наши "Ишачки".

        Странно, данные о потерях говорят совсем наоборот. Успешная тактика против одиночного геройства всегда давала плоды.

        Цитата: Проксима
        И наоборот, "Эмиль" великолепно дрался со "Спитфайром" до того времени, как на последнего установили новый двигатель Merlin XII
        Ага, вот только пока те же Спиты с новыми двигателями вошли в серию, да пока разошлись по частям... появился "Густав". И приехали уже английские и советские пилоты.

        Цитата: Проксима
        Даже на Восточном фронте МиГ-3 рвал "Ешку", как Тузик грелку..
        Если только в ваших мечтах. Одиночные случаи только, как известно, подтверждают общее правило.
  3. +6
    6 января 2019 08:04
    ...задумывался как летающее противотанковое средство массового выпуска.
    1. +4
      6 января 2019 11:48
      Больно уж сильно в этом ролике на ГУЛАГ напирают с сопутствующими пассажами.
      А у Пегаса на испытаниях вылез очень серьёзный недостаток - сложен в управлении оказался, совсем не для молодого летчика.
      1. +5
        6 января 2019 15:28
        А скорость:167км/ч для штурмовика явно мала. Подобный штурмовик подошел бы для Испании,а во В МВ скорость мала.
        Яковлев глухо пишет о самолете Томашевича и намекает,что из-за скорости он не пошет
        1. 0
          8 января 2019 20:51
          Правильно Яковлев пишет. Скорость никакая, защиты ноль. Самолет для смертников. Резонно пришли к выводу что подготовка пилота, даже по минимуму, стоит дороже чем ожидаемые результаты от одного единственного вылета.
  4. +10
    6 января 2019 09:25
    Честно, суть статьи не понятна, взять список и перечислить ТТХ. Почему сразу не отсылать к книге Шаврова, там и список длиннее и ттх подробнее.
    1. +5
      6 января 2019 13:22
      Цитата: mr.ZinGer
      Почему сразу не отсылать к книге Шаврова, там и список длиннее и ттх подробнее.

      Так книга-то специалистом написана ...
  5. +13
    6 января 2019 09:27
    За время Великой Отечественной у нас на вооружение принимались:,
    — бомбардировщик – 1 (Ту-2);
    — штурмовик – 1 (Ил-10, который все-таки глубокая модернизация Ил-2).
    И целая плеяда истребителей.

    И эта плеяда состояла... аж из одного истребителя Ла-5, да и тот, по сути, глубокая модернизация довоенного ЛАГГ 3. Все истребители Яковлева - поэтапная модернизаци довоенного Як 1.
  6. +6
    6 января 2019 10:34
    При всём уважении к автору, ничего нового, извините.
  7. +13
    6 января 2019 10:48
    Да уж Роман, собрал все в кучу и вывалил на нас. Неоригинально. И начнем с первого посыла: горбатым Ил-2 назвали за характерный вид после переделки из двухместного варианта в одноместный, а не за то, что выносил все тяготы войны. Все их несли, горбатый был один.
    Что характерно для штурмовика, а то, что по нему лупят из всего, что стреляет, только что палками и камнями не кидаются. Следовательно нужна броневая защита, да не навешанная в качестве дополнительного груза, а включенная в конструкционную силовую схему, что сделал только один конструктор - С.В.Ильюшин, причем именно по пословице "дорога ложка к обеду", т.е к началу войны. Поэтому все остальное типа Пегасов, Су-6 и прочие, особенно двухмоторные с звездообразными двигателями не нашли своего применения из за своей уязвимости и несвоевременности появления. Так в технике бывает, принимают к производству не самый лучший вариант, а самый приспособленный и надежный.
    1. +1
      6 января 2019 12:14
      Все верно, кроме "уязвимости" звездообразных двигателей. Военные это понимали и хотели штурмовик именно с воздушником (у Растренина в последних интервью все достаточно освещено)
      1. +6
        6 января 2019 12:51

        Ил -2-М82
        С целью расширения моторной базы Ил-2 и повышения его боевой живучести С.В.Ильюшин 21 июля 1941 г. обратился к Наркому авиапромышленности А.И.Шахурину (письмо No. 924) с предложением об установке на самолет мотора воздушного охлаждения М-82 с взлетной мощностью 1675 л.с.
        Пройдя все необходимые испытания в соответствии с Постановлением ГКО No.1502 от 28.03.42 г. Ил-2 с М-82ИР запускался в серийное производство на авиазаводе No. 381 с изготовлением первой серийной машины к 1 мая 42-го. Всего же в мае должно было быть выпущено 56 экземпляров Ил-2 с М-82ИР. Еще столько же - в июне.
        Однако ввиду того, что к этому времени уже было налажено массовое производство моторов AM-38 и одноместных штурмовиков Ил-2 с ними, а мотор М-82 было решено устанавливать на ЛаГГ-3, которому он был нужнее, Постановлением ГКО No. 1658 от 26.04.42 г. дальнейшие работы по Ил-2 М-82ИР были прекращены.
  8. BAI
    +4
    6 января 2019 12:51
    Почему горбатый? Да потому, что всю войну на себе вытащил.
    Горбатый - от внешнего вида в профиль. Кабина постаралась.
  9. +6
    6 января 2019 13:55
    "Многа букав". А результат один - при недоведённых двигателях всё это не более, чем тренировка сотрудников КБ, чтобы не забывали, как проектировать машины. Излишне много места уделено эрзац-самолёту Томашевича "Пегас", который по своим ТТХ безнаказанно мог появляться над линией фронта лишь ночью. Слабая статья.
  10. Комментарий был удален.
  11. +3
    6 января 2019 14:35
    Вот что подумалось вдруг-в ведь шаражки в условиях войны и наличия вражеской агентуры вполне оправданная вкщь на тот момент.Внешняя изоляция главных спецов +100 к секретности,групперовка в одном месте и обеспечение +100 к безопасности секретоносителей. Эдакие предки нанешних закрытых городов.Ну про традиционные перегибы много сказано,но всёже об этом мы по большей части знаем со слов иуд солгиницина и иже с ними. Люди опять же были другие и сильно-пусть и из под палки но делали дело и мах быстро( сравним с немцами того периода-секретности -90% от нашей, реально хороших вооружений 60% от силы к тому что наши внедрили, волокита) Про сегодняшний день молчу- много ли людей смогут Так и в таких темпах и условиях ковать победу. Имхо правильное решение было нужных стране людей по шаражкам группировать.
    1. +2
      6 января 2019 16:41
      Вообще-то о перегибах говорят: Яковлев, Симонов,а человек талантливый,Жуков и Г. А. Зюганов. Так что не стоит всё валить на А. И,
  12. +2
    6 января 2019 16:20
    Из всех штурмовиков о которых рассказал Роман, мне понравился ВИТ2" воздушный истребитель танков"Поликарпов был первым кто начал работать в этом направлении. У Яковлева сказано,что Поликарпов был невезучкой: он первым начал делать истребители нового поколения, но его обошли другие и после каждой неудачи у него арестовывали одного за другим лучших помощников. На него " был зуб" в правительстве и в наркомате авиа промышленности, но Сталину он был симпатичен.
    А вообще-то двигатели- традиционно""узкое место":из всего списка ,что привел Роман, большинство не пошли в серию из-за отсутствия двигателя
  13. 0
    6 января 2019 16:44
    «В существующих условиях нужно и можно создать самолет, предназначенный для решения только одной задачи — уничтожения танков и мобильных войск, имеющий настолько простую конструкцию, что проектирование и постройка опытных машин займет не более трех месяцев.

    Хорошо, что чела в "шарашку" определили, поскольку лётчика за такое время не вырастить, не выучить, а потери он подразумевал весьма не маленькие. sad negative
    Всё таки специальная пушка против танка и по дешевле и шанс даёт выжить расчёту.
  14. +1
    6 января 2019 18:33
    Ил-20 вообще-то разработан после войны. в одном экземпляре. видимо дело в самом двигателе. ибо уже вовсю шла разработка самолетов с реактивными двигателями. Например МиГ-9.
    Фото ВИТ-1 заменено изображением ВИТ-2.
    также доставляет сочетание "прозрачная броня"... как будто написать "бронестекло" трудно.
    автор поторопился, не убрал шероховатости своей статьи
    1. 0
      6 января 2019 19:53
      Я тоже удивился от "среднемоторной компоновки" у Ил-20. Кабину разместили прямо над мотором, для улучшения обзорности при пикировании, мотор остался спереди. Обзор улучшили, а доступ к двигателю ухудшили. Да и защита задней полусферы у Ме-210/410 намного оригинальнее.
  15. 0
    6 января 2019 21:27
    Есть несколько альтернативный и очень доказательный взгляд на то, что принятый в замен ИЛ-2 штурмовик ИЛ-10 не во всём был лучше своего предка. Вспомним, что ИЛ-10 создавали на базе бронированного тяжёлого истребителя ИЛ-1. Который, в свою очередь, создали максимально облегчив машину и максимально увеличив скорость. Тяжёлый истребитель был уже не нужен в 1944г, но от него ИЛ-10 унаследовал скорость 550 км/ч, лучшую маневренность и даже способность вести маневренный бой. Но появились проблемы с массой боевой нагрузки - она была ниже, чем у ИЛ-2, и из-за изменившихся лётных данных требовалось осваивать другую тактику боевого применения.
    1. +1
      6 января 2019 22:00
      Цитата: Гончар
      Но появились проблемы с массой боевой нагрузки - она была ниже, чем у ИЛ-2, и из-за изменившихся лётных данных требовалось осваивать другую тактику боевого применения.

      Мало того, но Растренин указывает, что эффективность применения ИЛ-10 в ВОВ оказалась ниже , чем у ИЛ-2. Причина-повышенная скорость у земли, летчики просто не успевали разобрать цели и прицелиться.
      1. +1
        7 января 2019 00:10
        Да, в частности это. Нередки были случаи возвращения с неизрасходованным полностью БК, при том что цель обнаруживалась и штурмовалась. В отличие от простого в управлении ИЛ-2, требовал большей квалификации лётчика, имел склонность к развороту на взлёте. Хуже ремонтировался, хоть и был цельнометаллический. Частично устранили это на ИЛ-10М, но он и более 510 км не давал.
    2. 0
      6 января 2019 22:13
      На Ил-10 были проблемы с редуктором по моему. Он клинил. За это его и не любили в 45 году. Предпочитали старый...
  16. -2
    7 января 2019 04:53
    Ил-2 в принципе был ошибкой. Тихоходный, неповоротливый, с длинным носом, не позволявшим видеть цель. И с очень малой боевой нагрузкой... Броня сожрала массу веса, но от 20-миллиметровок не защищала, так что живучесть тоже была весьма скромной.
    В реалиях 1940 года было бы куда разумнее спроектировать двухмоторник под М-88 с возможностью полета на одном движке. Воздушники не требовали мощной бронезащиты, за счет этого можно было бы лучше защитить экипаж. Размещение стрелкового оружия было бы значительно проще, а точность огня выше. Ну и за счет короткого носа с наклоном можно было бы обеспечить хороший обзор. В итоге эффективность и живучесть была бы гораздо выше, а стоимость незначительно выше. А дальше была возможность перейти на М-82...
    1. +2
      7 января 2019 09:28
      Гораздо выше, чем у ИЛ-2, была боевая устойчивость небронированного полудеревянного Су-2/Су-4. И хороший обзор, позволяющий эффективно использовать его в качестве разведчика и корректировщика. Вот именно его снятие с производства было явной ошибкой.
      Тем не менее, мы, диванные стратеги, войну не переиграем, и ИЛ-2, как и Т-34, останутся техникой Победы.
    2. WW2
      0
      11 января 2019 22:34
      Цитата: Sahalinets
      Ил-2 в принципе был ошибкой.

      Я бы еще добавил пушки ВЯ-23. Больше 72 тыс. бестолковых и крайне дорогих пушек, которые ИЛ-2 нужны не были. Зато нужны были (не они, а их производственные мощности) для производства легких зениток, которых в РККА (и РККФ) практически не было.
      Но ИЛ-2 и ВЯ-23 лоббировал лично Джугашвили. И сделать с этим ничего было нельзя.
  17. +2
    7 января 2019 11:25
    Статья интересная, но книга О.Растренина- Штурмовики ВОВ, намного интереснее, подробнее и кроме фотографий еще имеет схемы с разрезами, более подробные таблицы с ТТХ.
  18. -2
    7 января 2019 22:06
    Цитата: Ros 56
    Следовательно нужна броневая защита, да не навешанная в качестве дополнительного груза, а включенная в конструкционную силовую схему, что сделал только один конструктор - С.В.Ильюшин....


    Это широко растиражированнй миф. Первенцы тут немцы со своими штурмовиками времен Первой мировой войны.
    1. -1
      5 февраля 2019 06:39
      "Ура-патр... -минусаторам" предлагаю самостоятельно найти в И-те материал по "пехотному" самолету Junkers J.1 периода ПМВ. Бронекоробка из хромоникелевой стали длинной 3,5 м и массой ок.500 кг, включенная в силовую схему самолета. Кстати, она охватывала и заднего стрелка, а на штурмовиках Ильюшина такое стало только с Ил-10.
      Поменьше дешевого ура-патриотизма, Родина от этого не выиграет.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»