Как свергали Пол Пота

101
7 января 1979 года, сорок лет назад, в столицу Кампучии Пномпень вступили войска соседнего Вьетнама. Власть Пол Пота, одного из самых одиозных руководителей ХХ столетия, чье имя неизменно использовалось в сочетании с характеристикой «кровавый режим», была свергнута. Вьетнамско-кампучийская война привела Кампучию к закономерному результату – «красные кхмеры» войну проиграли, контроль над столицей утратили и на последующие десятилетия были вынуждены отступить в джунгли.

На самом деле вооруженное противостояние с соседним Вьетнамом Кампучия начала практически сразу же после прихода к власти в стране «красных кхмеров» во главе с Пол Потом. На первый взгляд, причин для столь существенных противоречий у двух стран не было – и «красные кхмеры», и власти Вьетнама ориентировались на марксизм-ленинизм и провозглашали себя коммунистами. Более того, в начале 1970-х годов Северный Вьетнам был одним из ближайших союзников «красных кхмеров», ведших партизанскую войну против проамериканского правительства Камбоджи. Именно вьетнамская армия вооружала и готовила боевиков «красных кхмеров».



Между тем, в Народно-революционной партии Камбоджи, как прежде называлась Компартия Кампучии, продолжалась борьба между партийными течениями – провьетнамским, прокитайским и ультрарадикальным, которое как раз и возглавлял товарищ Салот Сар, он же Пол Пот. Еще в начале 1960-х гг. радикалам удалось устранить своих основных оппонентов из провьетнамской фракции. К началу 1970-х годов Пол Пот, избранный генеральным секретарем Компартии Кампучии, уже являлся наиболее влиятельной фигурой в камбоджийском революционном движении.

Здесь стоит напомнить, что Пол Пот был не совсем классическим коммунистом. Он сочетал буквальное и доведенное до абсурда понимание постулатов коммунистической идеологии с кхмерским национализмом и негативно относился к некхмерским национальным группам, проживающим в стране. В лице соседнего Вьетнама Пол Пот быстро «нащупал» идеальный образ врага и стал его старательно эксплуатировать. Несмотря на то, что вьетнамцы оказали «красным кхмерам» серьезнейшую военно-политическую поддержку во время борьбы против режима Лон Нола, Пол Пот провозгласил Вьетнам главным историческим противником Кампучии. Политика этнических чисток, начатая «красными кхмерами» практически сразу же после прихода к власти, первым делом затронула мусульманское меньшинство тямов и проживавшую в стране многочисленную вьетнамскую общину.

Регулярно проводились «чистки» партийного аппарата и в целом кампучийского общества от «провьетнамских» элементов. Многие из тех людей, кого обвиняли в «работе на Вьетнам», в действительности не имели к Вьетнаму никакого отношения. Но это не мешало выставлять их вьетнамскими шпионами и, соответственно, казнить по этим сфабрикованным обвинениям.

Для противостояния Вьетнаму кампучийские власти сформировали целую идеологическую аргументацию. Вьетнамцы провозглашались «народом – индивидуалистом», противостоящим якобы природным коллективистам кхмерам. Несмотря на то, что многие кхмеры даже никогда не видели вьетнамцев, под влиянием пропаганды они стали искренне воспринимать их как лютых врагов. Так Пол Пот достигал одной из своих главных целей – сплачивал кампучийское население, особенно его наиболее темные и бедные слои из глухих деревень.

Наконец, к Вьетнаму у Кампучии были и территориальные претензии. Дело в том, что в состав Вьетнама входили достаточно обширные территории, населенные этническими кхмерами и родственными им племенами «горных кхмеров». Пол Пот и его ближайший соратник министр обороны Сон Сен постоянно подчеркивали, что Кампучия должна вернуть себе контроль над «исконными территориями», якобы оккупированными вьетнамцами. Ведь «красные кхмеры» мечтали и о возрождении некогда могущественной Кхмерской империи, включавшей в себя обширные территории, входившие теперь в состав не только Кампучии, но и Вьетнама, Лаоса и Таиланда.

Но не только стремление к поиску врага в целях сплочения нации руководило Пол Потом и его соратниками, когда они разворачивали антивьетнамскую пропаганду. Дело в том, что в Юго-Восточной Азии именно Вьетнам был главным проводником советского политического и идеологического влияния. В свою очередь, под влиянием Вьетнама находился соседний Лаос и лаосские коммунисты, а вот в Бирме, Таиланде, Малайзии, на Филиппинах и в Кампучии коммунистические партии ориентировались на сотрудничество с Китаем. Поэтому, выступая с резкой критикой Вьетнама, Пол Пот рассчитывал на рост помощи с китайской стороны. В антивьетнамской истерии был заинтересован и Китай, для которого было очень важно ослабить советское влияние в Юго-Восточной Азии.

«Красные кхмеры» рассчитывали, что Пекин поможет им добиться военной победы над Вьетнамом. Эту уверенность подкрепляло и присутствие в Кампучии китайских военных советников, численность которых достигала нескольких тысяч человек. Поэтому уже в 1977 году «красные кхмеры» перешли к организации регулярных нападений на вьетнамские пограничные посты. В свою очередь, официальная пропаганда утверждала, что это Вьетнам нападает на кампучийскую границу. Когда вьетнамское руководство обратилось к руководству Кампучии с предложением о проведении переговоров по ситуации на границе, лидеры «красных кхмеров» просили Ханой немного подождать.

На самом деле, ни о каком примирении с Вьетнамом не могло быть и речи. Антивьетнамская и антисоветская позиция Пол Пота и его окружения становилась все более отъявленной. При этом Китай, руководство которого всегда отличалось политической мудростью, также проводил очень продуманную политику и дистанцировался от агрессивных действий Кампучии.

31 декабря 1977 г. Демократическая Кампучия официально объявило о том, что Вьетнам предпринимает против страны акты вооруженной агрессии. 18 апреля 1978 года на селение Батюк, находившееся в пограничной вьетнамской провинции Анзянг напал многочисленный вооруженный отряд «красных кхмеров». В результате начатой «красными кхмерами» резни погибли 3157 мирных жителей, включая женщин и детей. Из всех жителей села удалось спастись лишь двум вьетнамцам. Естественно, на подобную агрессию со стороны Кампучии Вьетнам не мог не отреагировать. Командование Вьетнамской народной армии приступило к планированию вооруженной операции против соседнего государства.

Однако, чтобы вторжение в Кампучию не выглядело актом агрессии, требовалось заручиться поддержкой хотя бы части кхмерского населения. Руководство Вьетнама вышло на нескольких старых кампучийских революционеров, оппозиционно настроенных к Пол Поту и критически оценивавших его политику. Были установлены связи и с руководителем Восточной административной зоны Со Пхимом, который в мае 1978 года поднял восстание против Пол Пота. Но надежды Ханоя на Со Пхима не оправдались – «красные кхмеры» смогли жестоко подавить повстанцев, а сам руководитель Восточной административной зоны погиб.

Тогда Вьетнам сделал ставку на еще одного лидера «красных кхмеров» — Хенг Самрина. Хенг Самрин командовал дивизией, расквартированной в Восточной административной зоне и занимал должность заместителя начальника штаба войск Восточной административной зоны. В мае 1978 года он также поднял восстание против Пол Пота, но и его войска «красным кхмерам» удалось разгромить и оттеснить на границу с Вьетнамом.

Тем не менее, 2 декабря 1978 г. в провинции Кратьэх был создан Единый фронт национального спасения Кампучии, председателем которого был избран Хенг Самрин. Именно он возглавил провьетнамские силы в Кампучии, которые сразу же получили всестороннюю помощь со стороны соседнего государства. Вьетнамская народная армия приступила к активной подготовке вторжения в Кампучию. Командовать операцией должен был генерал армии Ван Тьен Зунг (1917-2002) – один из самых популярных после Во Нгуен Зиапа полководцев Вьетнамской народной армии, прославленный командир времен Вьетнамской войны.

Как свергали Пол Пота


Здесь следует отметить, что, несмотря на помощь Китая и жесткую мобилизационную политику Пол Пота, вооруженные силы «красных кхмеров» значительно уступали Вьетнамской народной армии и по вооружению и военной технике, и по подготовке личного состава, и по качеству снабжения. В отрядах Пол Пота значительную часть боевиков составляли подростки и дети 10-12 лет, которые просто не могли тягаться с опытными вьетнамскими военнослужащими.

К тому же, далеко не все командиры «красных кхмеров» были готовы сражаться за Пол Пота, к которому относились критически. Поэтому в Ханое прекрасно понимали, что свержение «красных кхмеров» не будет какой-то сверхзадачей. Практически исключалось и вмешательство со стороны Китая, поскольку в Пекине хоть и поддерживали «красных кхмеров», но не были от них в восторге. К концу 1970-х годов Китай уже начал менять свой политический курс и поддержка таких одиозных персонажей как Пол Пот не входила в планы китайского руководства.



25 декабря 1978 года в направлении кампучийской границы из города Банметхуот вышли бронетанковые и моторизованные части Вьетнамской народной армии. В операции участвовало 14 дивизий ВНА, которые быстро вторглись на территорию Кампучии и заняли плацдармы для дальнейшего наступления. Подразделения кампучийской армии, дислоцировавшиеся на границе с Вьетнамом, не смогли оказать ВНА масштабного сопротивления. Рывок вьетнамской армии оказался столь стремительным, что уже через несколько дней вьетнамские подразделения продвинулись очень близко к столице страны Пномпеню.

В сложившейся ситуации руководство «красных кхмеров» смогло лишь продолжать официальную пропагандистскую линию и утверждать, что «вьетнамские захватчики» в ближайшее время будут разгромлены. 1 января 1979 г. бои между «красными кхмерами» и Вьетнамской народной армией шли уже на подступах к Пномпеню. 5 января 1979 года, понимая плачевность своего положения, Пол Пот призвал народ Кампучии к отражению «советской военной агрессии». Естественно, ни о каком советском вторжении в Кампучию не могло быть и речи, но Пол Пот рассчитывал, что этими словами он привлечет на помощь к «красным кхмерам» Китай или США. Но и в Пекине, и, тем более, в Вашингтоне никто не воспринял слова Пол Пота всерьез.

Как оказалось, Пол Пот и его «красные кхмеры» интересовали китайцев лишь в контексте противостояния советскому и вьетнамскому влиянию в Юго-Восточной Азии, но направлять на помощь Пол Поту армию в Пекине не собирались. Тем более, что Пол Пот не был единственным политиком, на кого Китай мог сделать ставку в Кампучии. Более того, в силу одиозности своего режима, он все меньше и меньше подходил на роль проводника китайского влияния.



В Советском Союзе и во Вьетнаме боевые действия в Кампучии официально позиционировались как народное восстание Единого фронта национального спасения Кампучии против «кровавого режима Пол Пота». Поэтому когда утром 7 января 1979 года в Пномпень вошли вьетнамские войска, на весь мир было сообщено о том, что столица Кампучии освобождена именно силами Единого фронта национального спасения Кампучии при поддержке Вьетнамской народной армии. Представители вьетнамского командования официально передали властные полномочия в Кампучии председателю Единого фронта национального спасения Хенг Самрину.

Что касается Пол Пота, то за несколько часов до вторжения вьетнамских войск в Пномпень, он вместе с личной охраной и несколькими соратниками покинул столицу. Лидер «красных кхмеров» эвакуировался на вертолете на запад страны – в районы, которые находились под контролем подразделений, сохранивших ему верность. Между тем, уже через три дня после бегства Пол Пота, 10 января 1979 года, в Пномпене была провозглашена Народная Республика Кампучия (НРК). Все структуры новой власти и вооруженные силы НРК пришлось создавать практически с нуля в обстановке господствовавшего в стране хаоса.

Поэтому на территории Кампучии оставались части и подразделения Вьетнамской народной армии, ставшей главным гарантом сохранения власти правительства Единого фронта национального спасения Кампучии. В качестве параллельной политической структуры была сформирована Коммунистическая партия Кампучии провьетнамской ориентации, которая получила официальное признание и поддержку со стороны Ханоя. Вьетнам осуществлял не только силовое прикрытие новой власти, но и оказывал всестороннюю помощь, отправив в Кампучию большое количество инженерно-технических, административных, медицинских работников.

В сложившейся ситуации Пол Пот и его соратники продолжили гражданскую войну против новой власти, которая, однако, не стала успешной. Несмотря на то, что определенные районы страны находились под контролем «красных кхмеров», влияние последних падало и окончательно ослабло в 1990-е годы, когда они просто перестали быть нужными и Китаю, и Западу.
101 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    7 января 2019 05:56
    Да уж. Пол Пот выдающийся садист. hi
    1. +3
      7 января 2019 08:51
      Цитата: Евдоким
      Да уж. Пол Пот выдающийся садист. hi

      И режим его страшный-человекобойни в 20 веке...
      1. -10
        7 января 2019 08:57
        Цитата: Ольгович
        И режим его страшный

        Режим клинического садизма, это для меня за гранью разумного. По сравнению с ним Сталин просто ангел. hi
        1. +2
          7 января 2019 16:45
          И Гитлер - тоже ! Додуматься убивать людей мотыгами или сапками ... И не хоронить при этом .
          1. 0
            13 января 2019 00:58
            убивать людей мотыгами или сапками
            Это у них было не от хорошей жизни.Оружейного и патронного производства у Кампучии ведь нет, а ведь ещё война с Вьетнамом шла,и как следствие боеприпасы направлялись в воюющие части.
        2. +3
          9 января 2019 14:44
          влияние последних падало и окончательно ослабло в 1990-е годы, когда они просто перестали быть нужными и Китаю, и Западу.

          Об этом надо помнить украинцам западной ориентации!!! Это неизбежно.
    2. +6
      7 января 2019 18:44
      Коммунистами там и не пахло.
    3. -2
      9 января 2019 05:13
      Больше жертв было только в Ираке от американских сил.
  2. +3
    7 января 2019 05:57
    Мдаа... what плохо когда первым коммунистом в стране овладевает радикальная идея вдолбить народу силой учение Маркса и Энгельса да и вообще коммунизма...благими намерениями устлана дорога в Ад...миллионы кампучийцев своими жизнями за это заплатили.
    Такие вот детишки убивали тысячи людей без всяких угрызений совести...впрочем игиловцы в Сирии воспользовались их опытом.

    Непонятно как в стране где была буддисткая религия (очень миролюбивая ) стало такое возможным.
    1. +7
      7 января 2019 07:08
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Непонятно как в стране где была буддисткая религия (очень миролюбивая ) стало такое возможным

      А как стал возможным нацизм в весьма цивилизованной Германии 30-х годов вам понятно?
      1. +4
        7 января 2019 07:15
        А как стал возможным нацизм в весьма цивилизованной Германии 30-х годов вам понятно?

        Нацизм в Германии появился как следствие 1-й мировой войны на волне обиды немцев на несправедливый по их мнению Версальский договор...Гитлер умело воспользовался этим используя нацисткие идеи как инструмент для получения власти над миром...у Пол Пота несколько инная история и причины его появления...с нацизмом увязывать это я бы не стал.
        1. +2
          9 января 2019 14:45
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Гитлер умело воспользовался этим используя нацисткие идеи как инструмент для получения власти над миром...у

          А Гитлер ли??? А может ему кто-то помог, не чьих ушей не видно?
        2. 0
          9 января 2019 14:54
          Нацизм в Германии появился как следствие 1-й мировой войны на волне обиды немцев на несправедливый по их мнению Версальский договор...Гитлер умело воспользовался этим используя нацисткие идеи как инструмент для получения власти над миром..

          Нацизм начал поднимать голову в Германской империи задолго до 1-й мировой войны. Сама 1я МВ в какой-то мере стала следствием нарождающегося германского нацизма.
      2. +4
        7 января 2019 10:20
        ...можно подумать чи шо японцы шибко церемонились с китайцами , хотя они одной крови..- резали как свиней и опыты над ними делали..
    2. +2
      7 января 2019 07:50
      очень просто : видишь, как живут богатые люди ? а ты беден и обманут, хотя работаешь в поте лица, выращивая рис. Кто виноват ? Богачи, интеллигенция, вьетнамцы, жидомасоны и т.д. Учиться долго, а ты хочешь сразу - ну держи автомат ! Теперь ты бог - убивай, насилуй, грабь, разрушай, запугивай !
      1. +5
        7 января 2019 08:02
        очень просто : видишь, как живут богатые люди ? а ты беден и обманут, хотя работаешь в поте лица, выращивая рис. Кто виноват ? Богачи, интеллигенция, вьетнамцы, жидомасоны и т.д. Учиться долго, а ты хочешь сразу - ну держи автомат ! Теперь ты бог - убивай, насилуй, грабь, разрушай, запугивай !

        Необразованного человека легко такими штампами сбить с толку. smile
        Подойдем теперь с другой стороны.

        Это были все виды жестокостей, и я хотел сказать да, да участвовал в некоторой их части, как и тысячи солдат, замешанных в этом. Я принимал участие в стрельбе в зонах свободного огня. Я вёл беспокоящий огонь и огонь на воспрещение. Я использовал пулемёты 50-калибра, которыми мы были оснащены и уполномочены применять, которые были нашим единственным оружием против людей. Я принимал участие в поиске и уничтожении врагов, в сжигании деревень. Всё это противоречило законам ведения войны и женевским конвенциям, и всё это проходило согласно политике, письменно учреждённой на самых верхах американского правительства. И я полагаю, что люди, придумавшие эти зоны свободного огня, люди, отдававшие нам приказы, люди, замалчивавшие бомбардировки территорий, я думаю, что согласно букве закона (осудившей лейтенанта Колли) эти люди есть военные преступники.

        Теперь ты Бог...убивай и насилуй...чем же эти цивилизованные варвары отличаются от малограмотных бойцов ПолПота.
        1. +4
          7 января 2019 08:06
          А у людей на фото образование, сбивающее их с толку : учебка, курсы, академия, Устав
          1. +3
            7 января 2019 08:08
            Ха... what какая разница кто вас будет убивать малограмотный полпотовец или высокообразованный американец...пуле без разницы в чей лоб влетать...мораль одна... смерть одинакова для всех без исключения.
    3. +4
      7 января 2019 12:44
      Так Пол Пот будистских священников начал истреблять в первую очередь. Всегда и везде можно найти подростков недовольных религией или партией
    4. -1
      8 января 2019 01:17
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Такие вот детишки убивали тысячи людей без всяких угрызений совести...

      И Колчак и Краснов в ходе гражданской войнытоже делали ставку на молодежь. Эти деятели избегали при формировании своих вооруженных сил использовать младшие возраста.
    5. +4
      8 января 2019 11:35
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      плохо когда первым коммунистом в стране овладевает радикальная идея вдолбить народу силой учение Маркса и Энгельса да и вообще коммунизма...

      ----------------------------
      Пол Пот не был коммунистом в классическом понимании. Шовинист, напичканный левацкими идеями. О каком "коммунизме" можно говорить в абсолютно аграрной стране? Примерно о таком же, как у Мао, с китайской спецификой. Абсолютно шовинистичном, ура-патриотическом, основанным на власти полуграмотной толпы. Вот такой был "коммунизм" у левака Пол Пота. Кстати, он "успешно" решил жилищную проблему в Камбодже. Количество квартир там было примерно равно нуждающемуся в жилье населению.
      1. +1
        8 января 2019 17:36
        Вы правы: Пол Пот такой же большевик(мне как и Владкуба не очень нравятся коммунист: большевики были чеснее) как из меня Папа Римский.
        Его с основоположниками коммунизма роднит: флаг и десяток другой крикливых лозунгов,а в глубине души он считал себя если не умнее то равным Сталину и Ленену. Мао тоже страдал Ячеством ,подобно Владкубу-Святославу,но по крайней мере он с почтением относился к Сталину и Ленену.
        1. 0
          9 января 2019 12:23
          Цитата: Astra wild
          Пол Пот такой же большевик(мне как и Владкуба не очень нравятся коммунист: большевики были чеснее) как из меня Папа Римский.

          Папа Римский из вас, боюсь, никудышний (вряд ли исповедуете католицизм хотя бы, впрочем, если ошибся, то извините). А вот товарища Пол Пота по главе, скажем, отряда интернационалистов (тех же китайцев) году эдак в 1919 представить - не проблема. Его проблема в том, что применяемые им методы стали казаться для СССР 70-х годов "серьезными перегибами".
          1. +1
            9 января 2019 13:01
            Цитата: Рязанец87
            А вот товарища Пол Пота по главе, скажем, отряда интернационалистов (тех же китайцев) году эдак в 1919 представить - не проблема.

            -------------------------
            Период Гражданской войны в России характерен не противостоянием коммунистов, вернее даже российских социал-демократов и так называемых белых. Это было весьма серьезное противостояние всех против всех. Потому что эсеры представляли мелкую буржуазию, белые боролись за интересы крупного капитала, большевики за интересы рабочих плюс анархисты и просто радикалисты всех мастей. При том, что на руках населения была огромная масса оружия. Царь же мобилизацию на войну проводил, оружие наводнило страну.
          2. 0
            10 января 2019 21:25
            Согласен с Вами
      2. -1
        9 января 2019 12:16
        Цитата: Altona
        О каком "коммунизме" можно говорить в абсолютно аграрной стране?

        Кстати, в Российской империи из общего числа жителей 174 099 600 человек, в городах жило 24 648 400 человек, то есть всего 14,2 % (данные 1913 года). По сути, аграрная страна.
        В Камбодже процент городского населения ко времени тов. Пол Пота был как бы не выше даже.
        1. +1
          9 января 2019 12:56
          Цитата: Рязанец87
          По сути, аграрная страна.

          --------------------------
          Я об этом всегда говорю, что Россия была в 1917 году аграрной страной. Но большевики в короткие сроки провели электрификацию и индустриализацию, заодно и механизацию аграрного сектора, чего товарищ Пол Пот не делал.
  3. +14
    7 января 2019 06:13
    Тем не менее именно свержение Пол Потовского режима Вьетнамом стало основанием для КНР наказать ДРВ своим вторжением в феврале 1979г. за что китайцы огребли по полной.А поражение китайской агрессии стало причиной переосмысления проводимой КНР политики и началом их "Перестройки".Результаты сами видите!
    1. +1
      7 января 2019 13:56
      Есть теория, что это не война с Вьетнамом стала причиной их "перестройки", а наоборот. Новый лидер задумал проводить новый и, чтобы сломить сопротивление элит, показал через эту войну ущербность существующего режима.
      1. 0
        8 января 2019 01:27
        Цитата: Тарелка
        чтобы сломить сопротивление элит, показал через эту войну ущербность существующего режима.

        В Китае и на Западе популярна версия, что жители небольшой деревушки на общем собрании приняли решение разделить землю по семьям. Каждая семья обязалась сама отвечать за свое пропитание, оплачивать все налоги и нести все повинности и не просить помощи у центральной власти. Но одновременно и жители деревни пригрозили власти, что не будут выполнять бестолковые указания свыше даже при угрозе репрессий. При решении вопроса начинать ли гражданскую войну или уступить ЦК КПК от Дэна и услышал слова "А какая разница какого цвета кошка...". Интересно что в современной России ни власть ни либеральная ни левая оппозиция об этом 30 лет молчат.
    2. 0
      7 января 2019 20:20
      Вы,о 15 февраля 1979 года?
    3. +2
      8 января 2019 11:38
      Цитата: andrewkor
      А поражение китайской агрессии стало причиной переосмысления проводимой КНР политики и началом их "Перестройки".

      ---------------------------
      Переосмыслением скорее всего пришло после частных визитов Никсона, пообещавшего Мао всестороннюю экономическую прежде всего поддержку на антисоветском поприще. Экономическая политика Мао на тот момент ушла в такой штопор, что выхода из неё не было видно никакого.
  4. +3
    7 января 2019 06:32
    почему то не написано, что ПП умер своей смертью в конце 90х
    1. +2
      7 января 2019 13:58
      Ему повезло, что сбежал в дружественный Тайланд.
  5. +5
    7 января 2019 06:41
    Огромное спасибо за статью. Слышал от старших родственников, что ,когда это всё происходило---красные кхмеры у власти, то сообщений не было.
    Нужно сегодня -завтра ещё раз прочитать предыдущий цикл Ваших статей по этой теме , Илья! Мои поздравления и с Рождеством и Новым годом!
  6. +8
    7 января 2019 09:04
    Респект автору, напомнил о событиях 40-летней давности. В статье не хватает упоминания о китайской попытке наказать вьетнамцев за устранение Пол-Пота (война в январе 1979 года).
    1. +3
      7 января 2019 15:28
      Авиатор_ (Сергей)
      В статье не хватает упоминания о китайской попытке наказать вьетнамцев за устранение Пол-Пота (война в январе 1979 года).

      Совершенно верно. Китайско-вьетнамская война была с 17 февраля по 16 марта 1979 года (уточняю).Скорее всего китайцы пытались спасти режим Пол-пота, но ничего не вышло. Китайское взаимодействие с режимом Пол-Пота отражено в статье слабо.
      1. +6
        7 января 2019 16:41
        Помню два направления китайского наступления - Лаокайское и Хаобиньское. Наши устроили тогда срочно грандиозные учения в Монголии, с высадкой воздушного десанта чуть не в районе госграницы МНР и КНР в очень плохую погоду, много народа травмировалось из-за этого. Но привели китайцев в чувство. Китайцы в это время (начало 1979 года) совсем потеряли связь с реальностью, если не ошибаюсь, правила тогда так называемая "банда четырёх". Лезть на недавно победивший Вьетнам - это надо было совсем слететь с катушек.
        1. +2
          7 января 2019 18:20
          Авиатор_ (Сергей)
          Но привели китайцев в чувство

          Ещё некоторые сведения на данную тему.
          Наши корабли на время войны блокировали Тонкинский залив. Как я тогда слышал, китайцев неофициально предупредили, чтобы они не использовали корабли, самолёты и ракеты. Так оно и случилось.
          1. +1
            7 января 2019 18:54
            Для этого надо было иметь корабли в Тонкинском заливе, и тогда они были. Сколько идти из Владивостока до залива - неделю или меньше?
            1. +5
              7 января 2019 20:32
              Корабли частично сосредоточили заранее. Ещё часть подошла уже во время войны Сосредоточение китайских войск на границе Вьетнама было обнаружено ещё до начала войны. Потом писали, что эти войска перебросили из района напротив Тайваня. ТОФ заранее проводил учения в заливе. К тому же Камрань рядом. Заранее побеспокоились.
        2. +1
          11 января 2019 10:51
          "Банда четырёх" была к тому времени арестована и осуждена. Формально во главе партии и правительства был Хуа Гофэн, но фактически власть перешла в руки Дэн Сяопина.
          1. 0
            11 января 2019 20:35
            Да, действительно - "банда четырёх" - это 1976 год, войну начал уже Хуа Гофен.
  7. +9
    7 января 2019 10:38
    Цитата: Евдоким
    Да уж. Пол Пот выдающийся садист. hi

    Пол Пот был врагом наших друзей, и соответственно... и поэтому нашим врагом. Стало быть ни каких тёплых чувств я к нему не испытываю.
    Но хотелось бы (ради объективности, дело прошлое) сказать, что есть ещё одна версия (кроме советско-американской) всего что происходило в Камбодже/Кампучии. Я случайно наткнулся на неё лет десять-пятнадцать назад и она просто добила меня своей логичностью. Сколько потом не искал в инете, так и не смог найти, видно сайт был какой-то "китайский" или "прокитайский".
    Самое интересное, что это, наверное, единственный случай, когда советской пропаганде было лень что-то там выдумывать и наши просто взяли американскую версию тех событий. Именно наши у американцев, а не наоборот. Пересказывать её смысла нет, она всем хорошо известна.

    А вот смысл "китайской версии".
    До Пол Пота и его Красных Кмеров там "успели отличиться", оставив в живых из 7 миллионов населения только 4, правившие до этого короли/принцы: Нородом Сурамарит и его сын Нородом Сианук, а так же американский ставленик Лон Нол. Именно черепа и скелеты их "славного правления" усиленно выдаются за "жертвы Пол Пота".
    И как тут определить, кто виновен в геноциде? Так вот, по всем версиям: "Пол Пот собрал вокруг себя 800 тысяч сирот (!!!), накормил их, обучил их военному делу, и стал бороться за власть"...
    А вот откуда взялись эти 800 000 сирот в "благополучной-то стране", американская (и наша тоже) пропаганда объяснить не может. "Китайская версия" утверждает, что Нородомы со своими придворными устроили для себя сплошной праздник с "балами и пирами", пока почти половина крестьян не перемёрла с голоду, и эти крестьяне (кхмеры) не начали бунтовать, вот тогда-то и вмешались американцы заменив монархию на диктатуру Лон Нола... Ясен пень, что никому, кроме самих американцев, от их помощи лучше не стало. И войско состоящее из 14-и, 15-и и 16-и летних полпотовцев, спустившись, с гор разагнало всю эту проамерикагскую "власть" и захватило Пномпень.
    Ни в коем случае ни хочу сказать, что Пол Пот и его Красные Кхмеры были "белые и пушистые". Но понятно, что вчерашние сироты, обречённые, вслед за родителями, на голодную смерть, никаких "тёплых чувств к бывшими придворным и чиновникам не испытывали, и кормить их не собирались, а выселив из города в деревню заставили добывать пищу крестьянским трудом. Крестьяне такому "подарку", не очень обрадовались, так как работать эта "интеллигенция" не умела и соответственно начала воровать с голодухи... за что их по местным обычаям крестьяне забивали мотыгами насмерть.. Нам и американцам это преподносили, как уничтожение "грамотного населения". И если бы не разборки Пол Пота с духовенством и вьетнамской диаспорой...
    Вот такая вот занимательная история.
    А выводы делайте сами.
    1. +4
      7 января 2019 12:44
      интересная точка зрения ... да да там действительно один тиран и убийца сменял другого ... но Пол Пот тоже многих отправил на тот свет
    2. +2
      7 января 2019 16:46
      Меня тоже всегда удивляла пропагандистская демонизация Пол Пота, который, естественно, ещё тот деятель, но найти в нищей стране 4 млн. интеллигенции, чтобы потом её уничтожать мотыгами - это очень сильно постараться надо.
    3. +5
      7 января 2019 18:10
      mavrus (Андрей)
      А вот смысл "китайской версии".

      Смысл китайской версии во вранье для того, чтобы обелить режим Пол Пота и своё участие в геноциде кхмерского народа.
    4. -1
      8 января 2019 01:41
      Цитата: mavrus
      А вот откуда взялись эти 800 000 сирот в "благополучной-то стране", американская (и наша тоже) пропаганда объяснить не может.

      Так что Пол Пот их кормил с младенчества? Наверное при Сиануке эти люди не помирали с голода если их набралось почти миллион. После всех перепетий на более менее справедливых выборах победил Сианук и после его возвращения страна зажила без больших эксцессов. Вообще интеллигенция попадает под удар первой в любой гражданской заварушке. И она является первой целью сил проводящих геноцид этого народа. На Украине нацбаты ЦРУ тоже формирует из бомжей и люмпенов.
      1. 0
        11 января 2019 10:57
        Сианук после установления перемирия не обладал реальной властью. Реальная власть до сих пор в руках Хун Сена, выдвиженца Хенг Самрина. Последний, кстати, уступив реальную власть Хун Сену, пользуется уважением и занимает ряд почётных постов.
    5. 0
      9 января 2019 12:28
      Цитата: mavrus
      Пол Пот собрал вокруг себя 800 тысяч сирот (!!!), накормил их, обучил их военному делу, и стал бороться за власть"

      Т.е., исходя из вашего текста, ко времени Пол Пота на 4 млн населения Камбоджи было 0,8 млн сирот?
      Ну и оборот в стиле "собрал и накормил 0,8 млн человек" доставляет, да.
    6. 0
      11 января 2019 10:53
      Точка зрения интересная. Но Сианук тоже строил социализм, только не марксистский, а "национальный". И был другом КНР и КНДР.
      1. +1
        12 января 2019 11:24
        Цитата: Sergej1972
        Но Сианук тоже строил социализм, только не марксистский, а "национальный". И был другом КНР и КНДР.

        Сианук был королем Камбоджи. Он соблюдал баланс интересов между Вьетнамом, Францией, СССР, КНР, США. Когда американцы его свергли он сначала обратился в СССР за помощью, но помощи не получил, тогда обратился к КНР. Китайцы намеренно подталкивали своих протеже к уничтожению национальной интеллигенции. Вообще в Лаосе и Камбодже трудно говорить о социализме типа ленинско-сталинского. Масштабных репрессий и принудительной коллективизации кроме как времен Пол Пота не было. Была просто грамотная политика без сдачи стран под полное влияние Запада и аграрная политика в стиле программы партии эсеров России и соблюдения местных традиций. Если в Дании и Великобритании власть монарха ограничена, то почему Вас удивляют демократические изменения в Камбодже?
  8. -11
    7 января 2019 12:00
    Пол Пот, как Ленин и Мао, опирался на природных коммунистов: крестьян - общинников (колхозников).

    Как только колхозники (в том числе горожане в первом поколении) становятся меньшинством, коммунизм в стране тут же заканчивается - см. СССР в 1980-х годах
    1. +8
      7 января 2019 12:42
      а у вас что по Марксизму/Ленинизму??? (Маоизм вообще не об этом а о народном государстве ... движущая сила которого коммунисты по убеждениям и действиям из разных слоёв населения) ... они считали движущей силой пролетариат и именно городов ... крестьян как мелких собственников считали в лучшем случае попутчиками ...
      И вот не надо путать причины (а она не в народе а в предательстве элит ... начиная с Хрущёва) отказа от строительства социализма (а в перспективе ... при подъёме самосознания и коммунизма) ...
    2. -1
      7 января 2019 13:39
      Беда администрации Пол Пота в том, что у данного генсека не было толковых советников по хозяйственным делам для обоснованного планирования этого самого гос.хозяйства, но были некоторые зацикленности с недальновидностями:
      - рисопроизводство, от которого, якобы, зависел крупнейший процент гос.хозяйствования и выручка, при том, что выращивался этот рис без сельхозтехники и удобрений, а начало индустриализации было запланировано ещё спустя 4 года после "злаковых достижений";
      - форсированное строительство социализма без работ по науке, технике, без детальных планов по организации работ по гражданской и общехозяйственной инфраструктуре;
      - не уделялось внимания властей надлежащему образованию граждан;
      - развитию медицины, оставляя предпочтение традиционной;
      - отсутствие пресловутой индустриализации (и без достаточного продуктоснабжения активных слоёв соц.строительства) оставляло место лишь планам на бумаге, "революционной воле", штурмовщине, и т.д.;
      https://livrezon.ru/baza/notes/60/
      Цитата: Оператор
      опирался на природных коммунистов: крестьян - общинников (колхозников).

      Опираться-то можно, но на одних только крестьянах далеко не уедешь.
      1. -8
        7 января 2019 21:56
        Коммунисты и не уехали: развалились через 74 года в связи с исчерпанием своего базиса - темной крестьянской массы.
        1. 0
          7 января 2019 23:52
          Если про Компартию Капучии, то партия просуществовала полных 30 лет и развитие на данном пути ограничилось указанными выше причинами.
          Если вы про 74 года власти Советов, то там свои причины, и они - объективно не те, которые послужили распаду режима форсированного социализмостроения Пол Пота - это же явно просматривается.
          1. 0
            8 января 2019 00:32
            И я про тоже: советские коммунисты исчерпали свой крестьянский ресурс и саморазвалились, а кампучийские - не успели исчерпать, поскольку раньше отхватили люлей от вьетнамских коллег.
            1. 0
              8 января 2019 11:16
              Цитата: Оператор
              советские коммунисты исчерпали свой крестьянский ресурс и саморазвалились

              Советский строй не мог и не должен был "отныне и во веки веков" существовать на крестьянском "топливе". Индустриализация - вот фактор, на который возлагали надежды. Однако передовые лидеры развития увы, перевелись, далее:
              - подмена идей коммунизма "нового человека/ человека-творца" и "справедл. распределение благ" к идеям "скорого прибытия в коммунизм" с известными и просчитанными параметрами его достижения и заполненным колбасой холодильником;
              - торможение развития идеологической модели и, как следствие, снижение применимости её к реальной жизни, которая не стоит на месте;
              - проблемы с нефтяной иглой;
              - оформление коллаборационистской прослойки;
              - концентрация власти в руках одного человека, определяющего вектор;
              - расцвет кооператорства, как ускоряющий фактор;
              - акт предательства известными лицами;
              ---------------------
              Вывод - крестьянство весьма полезно, но на его потенциал [без прочего гос. хозяйства] возможно расчитывать лишь на первые годы становления. А потом - всестороннее развитие [в рамках идеологии, работающей на благо всего населения], важнейшей ступенью которого была именно индустриализация. Что и было сделано. Хотя в последствии - было постепенно демонтировано как лицами, не видевшими ситуацию на десятилетия вперёд, так и ставленниками-"демонтажниками".
              1. -4
                8 января 2019 13:03
                Вывод абсолютно другой - коммунизм это сельская коммуна (община) во всей красе идиотизма деревенской жизни. Когда селюки заканчиваются, заканчивается и коммунизм.
                1. +2
                  8 января 2019 15:26
                  Чересчур упрощать тоже не стоит - это ограничивает необходимое понимание предмета.
                  КОММУНИЗМ (от франц. communisme - общий) - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип "от каждого по способностям - каждому по потребностям"
                  (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999)

                  ---
                  Заметьте, термин не ограничивается понятием "коммуна и больше ничего". Другое дело - кто, как и насколько глубоко видит суть темы. Описанное в значении - лишь схема (а со временем отдельные её положения могут изменяться ввиду развития цивилизации). Получающийся же "механизм":
                  1) будет устроен гораздо сложнее простой схемы;
                  2) этот "механизм" (время от времени) могут строить люди, плохо знакомые со схемой, а так же пренебрегающие схемой;
                  3) как государственный "проект", он должен предусматривать неоднородность менталитетов, невозможность искоренить религии и национальные общества (с которыми при взвешенной доработке вполне можно увязать).
      2. +1
        8 января 2019 18:12
        Пол Пот считал себя если не гением то близким к гениальности.
        1. +1
          8 января 2019 18:47
          Но это не помогло развитию его страны, не так ли? А может даже было лишним.
      3. +1
        12 января 2019 11:28
        Цитата: Lycan
        Беда администрации Пол Пота в том, что у данного генсека не было толковых советников

        Беда Камбоджи, что Пол Пот сотоварищи реализовывал планы китайских спецслужб и был китайской марионеткой. А китайские спецлужбы в то время принесли много горя и своему народу.
        1. 0
          12 января 2019 17:42
          Цитата: gsev
          Беда Камбоджи, что Пол Пот сотоварищи реализовывал планы китайских спецслужб и был китайской марионеткой

          А можно ссылку на какую-то публикацию или документ, или на аналитику по теме?
          А то - весь Гугл завален всякими безосновательными версиями.
          1. 0
            12 января 2019 17:52
            Цитата: Lycan
            весь Гугл завален всякими безосновательными версиями.

            Поговорите с любым вьетнамцем. Почитайте их прозу времен войны Сопротивления. Например Нгуен Дин Тхи. За недомолвками там сквозит, что после 45 года погибло много честных людей из вьетнамской интеллигенции и обеспеченых семей.
  9. +1
    7 января 2019 13:03
    По кровавости по-моему еще никто не переплюнул Пол Пота. Даже среди коммунистических режимов.
    Мясник-генсек КПК.
    Спс
    1. +2
      7 января 2019 18:04
      Цитата: Адьютант
      По кровавости по-моему еще никто не переплюнул Пол Пота. Даже среди коммунистических режимов.
      Мясник-генсек КПК.
      Спс

      Ваше мнение - на основе архивных документов или на основе СМИ типа "хайли лайки"? laughing
      1. +4
        7 января 2019 18:44
        Не понял.
        Вы возражаете против факта что Пол Пот уничтожил значительный % населения своей страны??
        От 1 до 3 млн. человек по разным источникам. Естественно, инфа из открытых источников.
        Или у вас лично имеются архивные документы Кампучии?
        Покажите, чего уж там wink
        1. +5
          7 января 2019 18:47
          Я лишь отметил кровавость режима (с приставочкой "по-моему", нет, ну может в % где и переплюнули) и сказал спасибо за статью.
          Что-то не так Валентин?
        2. +1
          7 января 2019 23:04
          Цитата: Адьютант
          Вы возражаете против факта что Пол Пот уничтожил значительный % населения своей страны??

          Возражаю,там гражданская война с 1947г.,все были не против свалить людские потери на Пол Пота.
          Или может остальные воевали игрушечным оружием?Правда ПолПот собрал вокруг себя 800 тысяч сирот.
          население в 1975г.7 556 786,в 1979г. 6 888 812,в 1981г. 6 746 375-Пол Пота нет,а население снижается.
          1. -2
            8 января 2019 18:15
            Хочется оправдать Пол Пота?
            1. +2
              9 января 2019 15:36
              Хочется привлечь и подельников-французов,японцев,американцев.А то что только один виноват за резню длившуюся десятилетиями.
  10. +6
    7 января 2019 13:14
    Илья, Вам большое спасибо за интересную работу. Я помню как в конце 1978 в наших СМИ неожиданно пошли публикации про Камбоджу и " красных кхмеров"а потом док.фильмы о зверствах Пол Пота. Мы тогда обалдели:как такое могло произойти?
    Помню после какого-то репортажа из Кампучии ,у меня появилась мысль: каков молодец Самрин и создал партизанскую армию и половину Кампучии захватил шутя. А оно не все так просто
    1. +3
      7 января 2019 23:49
      Цитата: vladcub
      Помню после какого-то репортажа из Кампучии ,у меня появилась мысль: каков молодец Самрин и создал партизанскую армию и половину Кампучии захватил шутя.

      Да, на рубеже 70-80-х, почти в каждой "Международной Панораме"(это не считая программы "Время") рассказывалось о ситуации в Кампучии, и о героической борьбе кампучийского народа под руководством товарища Хенг Самрина против кровавого режима Пол Пота. И точно помню, что никогда не упоминалось о том, что Хенг Самрин сам был из "Красных Кхмеров".
      1. +3
        8 января 2019 18:20
        Международная Панорама была содержательная и информативной. Всегда старалась выкроить время,чтобы посмотреть
        1. +2
          9 января 2019 01:18
          Цитата: Astra wild
          Всегда старалась выкроить время,чтобы посмотреть

          Что характерно, интересно было даже детям - сужу по себе, мне в 1980-м было 7 лет. В принципе, тогда в международной политике у нас разбирались даже дети. laughing
      2. +1
        11 января 2019 11:00
        Так и нынешний руководитель Хун Сен тоже оттуда.) И нынешняя партия правящая отчасти наследница "красных кхмеров". Одна фракция Компартии победила другую.
  11. 0
    7 января 2019 13:27
    Как это не дико звучит,но и в России и в той же Белоруссии или ещё,где и сегодня возможно повторение" красных кхмеров" в новом флаконе.
    Всегда и везде можно найти подростковые шайки способных на все. Найти такую банду , подобрать б.м.доступную идею: во всем виноваты, жидомасоны,христиане или мусульмане, дать автомат и вперед.
    1. 0
      7 января 2019 14:50
      Упаси Господи от Ваших предсказаний
      1. +3
        7 января 2019 23:08
        Чтоб найти такую банду в 800тыс.,в Кампучии уничтожили много взрослых до Пол Пота.
    2. 0
      7 января 2019 18:07
      Цитата: vladcub
      Как это не дико звучит,но и в России и в той же Белоруссии или ещё,где и сегодня возможно повторение" красных кхмеров" в новом флаконе.
      Всегда и везде можно найти подростковые шайки способных на все. Найти такую банду , подобрать б.м.доступную идею: во всем виноваты, жидомасоны,христиане или мусульмане, дать автомат и вперед.

      Теоретически это возможно в любой стране, включая исключительных. Но есть нюансы.
      1. +1
        8 января 2019 12:22
        Нюансы они везде есть и бывают более чем существенные
    3. 0
      12 января 2019 18:01
      Цитата: vladcub
      найти подростковые шайки способных

      Печально, что многие политические деятели вместо борьбы идей переходят к сколачиванию банд. По моему организация Антифа имеет признак именно такой банды.
  12. +1
    7 января 2019 19:50
    Ничему история не учит... Пол Пот, Саддамушка, Муамар, теперь Боливарианский "сабленосец" в ту же когорту стремиться с силой невиданной, почти Гомерической...
  13. -4
    7 января 2019 21:19
    На самом деле, вьетнамцы в Кампучи подмахнули амерам и помогли им устроить ораньжевую революцию против НАРОДНОЙ кхмерской республики.
  14. -1
    8 января 2019 01:00
    О Пол Поте

    Из правления Пол Пота и Красных Кхмеров уже давно сделали примитивную антикоммунистическую фальшивку с целью отвернуть трудовые массы от коммунизма. Но Пол Пот и Красные Кхмеры не были коммунистами в полном смысле этого слова, в Камбодже не было рабочего класса, не было социалистической революции, страна была аграрной и это была попытка построить справедливое общество в его крестьянском понимании.

    Камбоджийские селяне питали давнишнюю ненависть к городу и горожанам, потому что те погрязли в паразитировании и коррупции, поэтому все действия Кхмеров после захвата власти – это крестьянская реакция на паразитирующие классы города.

    Два или три миллиона людей, уничтоженных Пол Потом, это тоже ложь. Фактически, это количество включает всех, кто умер от голода, болезней и политических казней в период до и во время правления Красных кхмеров, но вину за их смерть кощунственно возлагают на правительство Красных Кхмеров, что неверно. На деле же, подавляющее большинство умерших в 1970-х были жертвами войны, бомбардировок, голода и болезней.

    США намеревались разрушить и наказать страну. Сельское хозяйство было в руинах от ковровых бомбардировок. Индокитайская война США уничтожила 600 000 камбоджийцев и оставила ещё миллионы бездомными и голодающими. Примерно два миллиона людей (треть населения страны) бежало из сельской местности в Пномпень, где они столкнулись с угрозой голода.

    Конечно, были жертвы и в годы правления Красных кхмеров, но масштабы сильно преувеличены. По реалистичным оценками при Пол Поте было казнено от 75 000 до 150 000 человек, в основном горожан, принадлежащих к правящим и паразитирующим классам и национальным меньшинствам.

    В апреле 1975 г., когда отряды Красных кхмеров взяли столицу Пномпень, они столкнулись с чрезвычайными трудностями. Была опасность, что США начнут бомбардировку Пномпеня, кроме того, вокруг Пномпеня были огромные лагеря беженцев, в которых запас продовольствия был только на несколько дней.

    В городах и лагерях беженцев была высокая смертность от голода и болезней, и правительство Пол Пота ввело в стране чрезвычайное положение. Красные кхмеры немедленно эвакуировали из Пномпеня и его пригорода в сельскую местность более 2 миллионов человек, Эта эвакуация сегодня изображается как жестокий «марш смерти», но на самом деле эвакуация была сделана с целью, чтобы большие массы людей могли себя сами прокормить, чтобы они возделывали рис, строили новые системы ирригации, восстанавливали сельское хозяйство и дороги. Эту объективную реальность буржуазные СМИ почему-то замалчивают.

    Несомненно, было тяжело, не хватало инструментов, многие из перемещенных людей ничего не знало о возделывании земель, было много смертей от голода и болезней. Но цели правительства были правильные: свержение феодализма, развитии новой независимой экономики,и изгнание из Камбоджи всех сил иностранного господства.
    1. +1
      8 января 2019 18:51
      Поосторожнее, а то и до оправданий холокоста не очень далеко.
      Если Вы пытаетесь оправдать Пол Пота-значит признать,что Вьетнам агрессор,а советские журналисты лгуны.
      Для меня такие журналисты- международники как Киселёв, Цветов и Ф. Сейфульмулюков образец журналистики. Они были большими эрудитами, хорошо воспитанными людьми мастерами своего дела. Знакомый одно время брался перепроверять Сейфульмулюкова,а потом пришёл к выводу: он живая энциклопедиия и всё, что он рассказывает об исламе и истории БВ так и есть. Дружить с Сейфульмулюковым считали за честь многие шейхи.
      У нынешних журналистов я не вижу такой эрудиции, если международники ещё б.м,а в внутри: допускают сплошные ляпы, а сколько технической и грамматической безграмотности
      1. 0
        9 января 2019 00:20
        Цитата: Astra wild
        Если Вы пытаетесь оправдать Пол Пота-значит признать,что Вьетнам агрессор,а советские журналисты лгуны.

        Я не пытаюсь оправдать Пол Пота, я всего лишь хочу его объяснить и указать на преувеличения буржуазной прессы. Вмешательство Вьетнама было логичным, потому как Пол Пот проводил националистическую политику, направленную против других наций, в том числе и вьетнамцев. К сожалению из-за этого получился конфликт между государствами, приведший к свержению Красных кхмер. Но здесь значительную роль сыграл Китай.

        А вот советские журналисты того периода действительно лгуны, тиражировавшие зарубежные мифы о зверствах Пол Пота. У меня в середине 80-х г.г. учились курсанты из Кампучии, они ничего такого страшного не рассказывали.
        1. +3
          9 января 2019 23:59
          Есть множество свидетельств выживших и детей, которые описывали этот кошмар. Убивали или мучили до смерти любого грамотного человека. Убивали даже за очки, мол умный. Провели тотальную этническую чистку, уничтожив практически всех некхмеров. Уничтожили Пномпень.
          У вас нормально с психикой, если вы спокойно оправдываете все эти зверства?
          1. +1
            11 января 2019 19:24
            Цитата: Moskovit
            Есть множество свидетельств выживших и детей, которые описывали этот кошмар.

            А вы уверены, что все эти свидетельства достоверные?
            1. 0
              12 января 2019 10:22
              Могу таким же образом ответить вопросом на вопрос - а вы уверены, что ваши сведения достоверные?
              Есть же большой массив документов, свидетельств, фото и видеоматериалов.
              1. +1
                12 января 2019 20:39
                Цитата: Moskovit
                а вы уверены, что ваши сведения достоверные?

                А я в 70-е г.г. в тех региона не однократно бывал.
        2. +2
          10 января 2019 18:26
          Грин, согласитесь, что тут очень далеко от Ленина: разве В. И.допускал подобное?
          То,что делал Пол Пот даже по Вашим словам: "проводил националистическую политику,направленную против других наций,в том числе и вьетнамцев" к ленинской политике не имеет никакого отношения.
          "Они ничего такого страшного не рассказывали" а кому приятно вспоминать кошмар? Моя свекровь дружила с камбоджийкой и она тоже вначале ничего не рассказывала,а потом подтвердила. Её родной брат лично убил сельского учителя и его семью и таких было много. А где гарантия,что эти студенты не были причастны? У Самрина было высокое положение в их иерархии, а значит и он хоть косвенно но" испачкан"
          1. +1
            11 января 2019 19:21
            Цитата: Astra wild
            Грин, согласитесь, что тут очень далеко от Ленина

            Согласен. Это крестьянская революция, и крестьянская реакция на праздность и богатство. Поинтересуйтесь такими революциями в средневековом Китае, как они проходили и чем заканчивались. Я Пол Пота не оправдываю и не защищаю, я всего лишь предлагаю не верить преувеличениям буржуазных писак.
            1. +1
              11 января 2019 20:39
              Я воспитана в уважении к своим средствам информации, а если Вы другого мнения,чтож вольному воля.
              И ещё, возможно, я мало знаю историю Китая,честно говоря: она мне не интересна, но я ХОРОШО ЗНАЮ КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ. Да русские крестьяне терпеть не могли лодарей, но крестьяне всегда уважительно относились к: учителям и врачам, а поэтому НИКОГДА не стали бы убивать. Согласна среди деклассированных было много крестьян, но это и понятно: РИ к 1917 г была преимущественно аграрной страной.
              1. +1
                11 января 2019 21:07
                Цитата: Astra wild
                , я мало знаю историю Китая,честно говоря: она мне не интересна, но я ХОРОШО ЗНАЮ КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ.

                Без знания истории крестьянских революций Китая не понять сути камбоджийской крестьянской революции. Менталитет крестьян России и Камбоджи - это "две большие разницы".
                А насчет уважения к своим средства информации, могут сказать: Если хотите и быть обманутою, то будьте ею.
  15. 0
    8 января 2019 15:39
    Цитата: Lycan
    КОММУНИЗМ (от франц. communisme - общий) - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на полном равенстве, общественной собственности на средства производства, реализующий принцип "от каждого по способностям - каждому по потребностям"

    Чисто конкретно описание сельской общины с землей как основным средством производства.
  16. +1
    8 января 2019 17:42
    Цитата: Reptiloid
    Огромное спасибо за статью. Слышал от старших родственников, что ,когда это всё происходило---красные кхмеры у власти, то сообщений не было.
    Нужно сегодня -завтра ещё раз прочитать предыдущий цикл Ваших статей по этой теме , Илья! Мои поздравления и с Рождеством и Новым годом!

    Так оно и было: Камбоджа-Кампучия появилась на страницах газет и журналов с появлением" правильного " коммуниста Самрина
  17. -2
    9 января 2019 05:14
    Самые кровожадные в нащем веке - американские войска в Ираке.
  18. +1
    10 января 2019 17:53
    Цитата: Astra wild
    Хочется оправдать Пол Пота?

    Для меня Пол Пот изверг и поэтому я не приемлю даже мысли о его оправдании