Рассказы об оружии. По-2. Король ночного неба

67
Об этом самолетике сказано уже столько, что кажется, ничего уже не добавить. Вряд ли я добавлю что-то новое, тем более что такой задачи и не ставлю. Моя задача – просто показать. Да, обойдемся без ТТХ, сравнений и прочего ненужного и провокационного. Поговорим о машине и людях.





Начнем с конструктора. У каждого сегодня может быть свое мнение, но лично я исхожу из того, что Николай Николаевич Поликарпов был великим конструктором, к которому применимо звание «гениальный». Никак по-другому лучшего ученика великого и гениального Игоря Сикорского не охарактеризовать, да я и не стремлюсь. Кто-то может, конечно, думать иначе.



Открутим колесо истории назад. Сильно назад. Когда Страна Советов уже была, а вот авиации и авиапромышленности у нее не было. Были проблемы и с конструкторами. Сикорский, Лебедев, Миронов, Терещенко, Слюсаренко уехали в эмиграцию, погибли в огне революции Слесарев, Кудашев и Ярковский. Много потерь понесло общество конструкторов, не только авиационных.

Поликарпов, Григорович, Гаккель, Туполев. Это те, кто начал создавать крылья СССР. Их ученики «встали на крыло» позже.

Нужен был воздушный флот. А для флота нужны были пилоты. Значит, необходим и самолет для подготовки.

С 1919 года основным учебным самолётом в РСФСР являлся У-1, созданный на базе английского разведчика Авро-504.



Англичанин, первый полёт которого состоялся ещё в 1913 году, был откровенно стар. И к 1922 году встал вопрос о необходимости разработки более современной учебной машины.

Планировалось создание нового учебного самолета под двигатель 100-120 л. с., неплохо по меркам того времени. Но главный тут (и немаловажный) момент – такие двигатели были. Это м отечественные М-11 Швецова, и М-12 Бриллинга, и импортные «Майбах», «Сальмсон», «Люцифер». Но в конкурсе победил отечественный М-11.

Вообще, процесс создания У-2 начался еще в 1923 году, спустя три года перешел в практическую плоскость и 18 января 1927 года, после кучи уточнений и согласований, был готов предварительный проект.

Статические испытания самолета начались 20 апреля 1927 года, а 24 июня 1927 года летчик-испытатель Михаил Михайлович Громов впервые поднял машину в воздух. По сообщению Громова, У-2 полностью соответствовал своему предназначению, и он "проделал все, что только можно было сделать на этом самолете".

В период заводских испытаний Михаил Громов проверил У-2 на управляемость и пилотаж. Все фигуры самолет выполнял нормально, в штопор входил с большим затруднением, из штопора выходил легко.

Государственные испытания в НИИ провели в марте 1928 года. Самолет с полетным весом 870 кг и нагрузкой на крыло 25,85 кг/м2 летал с максимальной скоростью 140 км/ч, посадочная скорость составила 60 км/ч. По этим и другим показателям У-2 полностью соответствовал тактико-техническим требованиям, оценка пилотов была единодушно положительной, поэтому последовало решение о массовом серийном производстве нового учебного самолета.

Осенью 1928 года У-2 направили на III Международную авиационную выставке в Берлине. Это была первая выставка, на которой демонстрировались советские самолеты. Кроме У-2, на площадке, отведенной СССР, находились санитарный К-4 К. А. Калинина, участник дальних перелетов разведчик Р-3 (АНТ-3) ЦАГИ, авиетки "Буревестник" В. П. Невдачина и "Три друга" С. Н. Горелова, А. А. Семенова и Л. И. Сутугина.



Примечательно, что вышеперечисленные участники выставки от СССР известны только специалистам. В отличие от У-2.

Выпуск У-2 наладили на авиазаводе №23 в Ленинграде, у коллектива которого уже был опыт постройки У-1.

Первые серийные У-2 начали поступать в летные школы в 1930 году. Несмотря на отдельные недостатки, присущие всякому новому образцу, самолет сразу получил высокую оценку как инструкторов, так и учеников. Обучение на нем оказалось действительно более эффективным, в частности, заметно снизился процент курсантов, отчисленных за неспособность к обучению летному делу.

В ходе серийного производства У-2 постоянно совершенствовался. «Детские болезни» постепенно уходили в небытие. Были установлены более удобные сидения, усиленные нижние крылья, увеличенные козырьки, вариометры, увеличенные бензо- и маслобаки, смонтировали бензиномер, который тут же пришлось переделывать, поскольку из него в переднюю кабину проливался бензин при выполнении «Петли Нестерова».

В 1933 году завод №23 начал выпускать У-2ВС (войсковая серия), оборудованные курсовым и турельным пулеметами, а также бомбодержателями. Началась подготовка летчиков бомбардировочной авиации.





На У-2ВС образца 1937 года на левом борту фюзеляжа устанавливался синхронный пулемет ПВ-1 (авиационный вариант «Максима»), в задней кабине — пулемет ДА (Дегтярев, авиационный) на турели, под фюзеляжем крепились бомбодержатели для мелких авиабомб.



На правом борту монтировался прицел АП-2 и визир НВ-5, для прицеливания в нижнем правом крыле имелась прорезь размером 70x300 мм. В общем потоке строившихся на ленинградском авиазаводе самолетов до 1938 года было сдано около 600 экземпляров У-2 войсковой серии.

Понятно, почему стоит заострить внимание именно на этой серии, потому что в годы Великой Отечественной именно подобным самолетам пришлось выполнять именно задачи, присущие настоящим боевым самолетам.

С началом войны авиазавод №387 решили эвакуировать из Ленинграда в Казань. Очень дальновидный поступок, как показала практика.

Первые эшелоны с оборудованием и материалами отправили 28 июля. Последние 9 самолетов изготовили в Ленинграде в августе. 21 августа 1941 года немцы захватили станцию Чудово и перерезали дорогу на Москву. 29 августа была захвачена станция Мга и окончательно перекрыто железнодорожное движение в северо-восточном направлении. До этого момента из Ленинграда удалось вывезти 8 эшелонов с оборудованием и 3 эшелона с кондиционными лесоматериалами.

В Казани производство У-2 разместили на заводе №169. Это предприятие, известное ранее изготовлением тачанок и конной утвари (местное название "обозка"), с 1935 года производившее лыжи для самолетов, 8 июля 1939 года вошло в состав НКАП. В 1940-41 годах здесь готовили деревянные детали для И-153 и ЛаГГ-3, далее предполагалось строить десантные планеры. Согласно решению правительства от 15 августа 1941 года ленинградский и казанский заводы объединили под общим названием авиазавод №387. Практически сразу после прибытия ленинградцев 387-й приступил к изготовлению самолетов и уже 2 сентября 1941 года первый У-2 казанской постройки поступил на летные испытания.

Что было дальше, всем известно и так. У-2 стал По-2. Самолет связи, санитарный самолет, легкий штурмовик, ночной бомбардировщик, транспортный самолет, разведчик.





По-2 имел ряд достоинств.

Во-первых, он был исключительно простым и дешёвым в производстве и – особенно важно – эксплуатации. Самолет легко ремонтировался, причем, не обязательно квалифицированными специалистами.

Во-вторых, самолёт был очень прост в управлении, и даже неопытный лётчик мог свободно летать на нем. По-2 «прощал» пилоту многие ошибки, которые на другом самолёте неизбежно привели бы к аварии. По этой причине именно По-2 был основным учебным самолётом советских ВВС.

В-третьих, По-2 почти невозможно было ввести в штопор. Если лётчик отпускал рули управления, самолёт начинал планировать со скоростью снижения 1 метр в секунду и, если внизу оказывалась ровная поверхность, мог самостоятельно сесть на неё.

В-четвертых, По-2 мог совершать посадку и подниматься в воздух буквально с грунтового «пятачка». Именно это сделало его незаменимым для связи с партизанами и эвакуации раненых.

В-пятых, По-2 обладал весьма низкой скоростью и поэтому мог летать на небольших высотах, тогда как более скоростные самолёты рисковали при этом врезаться в холмы, деревья, складки местности.

Летчики-истребители люфтваффе вскоре выяснили, что По-2 трудно сбить из-за двух основных факторов:

— пилоты По-2 летали на уровне верхушек деревьев, где они были трудно различимы и труднодоступны;

— неприятным сюрпризом оказалось то, что скорость сваливания немецких истребителей «Мессершмитт» Bf-109 была аналогична максимальной скорости По-2, что усложняло задачу удержания По-2 в прицеле в течение достаточного для поражения времени. У «Фокке-Вульфов» дела обстояли еще хуже, они сваливались раньше.

Все это позволяло использовать машину для штурмовок и бомбардировок вражеских объектов. Да, основное применение По-2 приходилось на ночное время, так как днем самолёт становился лёгкой добычей для истребителей противника и мог быть сбит наземным огнём даже из стрелкового оружия.

Тем не менее, на По-2 можно было воевать, воевать эффективно и помогать воевать другим.

Конечно, лучше всего о возможностях самолета рассказано в книге гвардии майора авиации, Героя Советского Союза Раисы Ароновой «В небе «ночные ведьмы» и «Нас называли «ночными ведьмами» Ирины Ракобольской (комполка) и Надежды Кравцовой.

Рассказы об оружии. По-2. Король ночного неба

Раиса Аронова



Ирина Ракобольская



Наталья Меклин (Кравцова)


И, естественно, фильм гвардии майора, Героя Советского Союза Евгении Жигуленко «В небе «ночные ведьмы».



По-2 оказался непростым самолетом. Очень непростым. Да, «кукурузник», «швейная машинка», «русфанер» и так далее. Но.

1 дважды Герой Советского Союза — Воробьёв Иван Алексеевич.

59 героев Советского Союза.

6 героев России.

1 Народный Герой Республики Казахстан — Хиуаз (Катя) Доспанова.

И, кстати, далеко не все Герои из числа личного состава 46-го Гвардейского Таманского ночного бомбардировочного полка. «Ночные ведьмы» — 23 Героя Советского Союза и 2 человека получили звание Героя России в 1995 году. Плюс Народный Герой Казахстана Доспанова.


Хиуаз Доспанова


Остальные – из других частей. В том числе и Иван Воробьев, который получил звания, летая на Ил-2, но из более 400 боевых вылетов половина была на По-2 в составе 25-го ночного бомбардировочного полка.


Иван Воробьев


Непростой самолет, как есть непростой. Реально король ночного неба, ибо не было задач, которые не могли выполнить наши летчики на По-2.



Конструкция самолета У-2 была простейшая, и сейчас на фото это будет видно.

Рама деревянная, из сосны и фанеры, с полотняной обшивкой. Узлы креплений — из мягкой стали, стойки крыльев — стальные круглые трубы с примотанными к ним лентой на клее деревянными обтекателями.



Фюзеляж — с фанерной передней частью и расчалочной хвостовой, верхняя грань задней части закрывалась съемным выпуклым гаргротом из 1-мм фанеры для удобства осмотра.





Моторная рама первоначально была в виде кольца, штампованного из 4-мм дуралюмина. С 1931 г. она была заменена цельносварной из стальных труб по образцу моторамы самолета Ш-2, строившегося в 1930 г. на этом же заводе.













Крылья — нормальные двухлонжеронные. Лонжероны — коробчатые, нервюры — с фанерной стенкой и рейками-полками без пазов, прикрепленными к фанере одним боком на клее и гвоздях. Клей — только казеиновый.



Стабилизатор — двухлонжеронный, угол его установки мог меняться на земле путем перестановки заднего вильчатого болта на гребенке лонжерона киля. Подкосы стабилизатора — стальные каплевидные трубы с регулировкой длины. Все обода крыльев и оперения дуралюминовые.










Проводка управления — тросовая, а на прямых участках — проволочная.

Шасси состояло из передних и задних подкосов, пары ленточных расчалок и оси. Задние подкосы — амортизационные из телескопических труб с траверсами.





Колеса — спицевые 700х120 мм. Костыль — ясеневый, ориентирующийся и управляемый вместе с рулем направления через витые пружины.

Двигатель от задней стенки картера был оставлен открытым, а капот свелся к четырем отдельным стенкам, закрепленным на петлях-гребенках по задней кромке, и стягивался тросом с пружиной и замком по передней кромке вокруг моторамы.



Капот мог раскрываться и закрываться почти мгновенно, что очень облегчало обслуживание силовой установки. Зимой картер иногда закрывался упрощенным капотом. А можно было летать и так.

Кабина была довольно минималистична, что вполне нормально объясняется первоначальными задачами самолета.











Летные качества У-2 в зависимости от того, для каких целей применялся самолет и какие изменения вносились в его оборудование, колебались.




Например, ШКАС на турели служил, скорее, средством самоуспокоения, нежели реальным средством обороны, поскольку устанавливать его стали только в 1944 году, когда винтовочный патрон 7,62-мм был хорошо бронированным "Мессершмиттам" и "Фокке-Вульфам" что слону дробина.

Но во всех случаях самолет оставался надежным, легким и послушным в управлении. У-2 мог совершать взлет и посадку на самых малых аэродромах и даже на неподготовленных площадках.

Вес пустого самолета в учебном варианте — 635-656 кг, в других — до 750 кг; взлетный — от 890 до 1100 кг, с бомбами — до 1400 кг. Скорость максимальная — от 130 до 150 км/час, крейсерская — 100-120 км/час, посадочная — 60-70 км/час, потолок — 3800 м, разбег и пробег — 100-150м.

Всего было выпущено более 30 тысяч По-2.



Предложу еще песенку про По-2, хоть он в ней именуется по-старому, У-2. Но песенка задорная и, самое главное, абсолютно правдивая.



В течение многих лет самолеты Николая Поликарпова были единственными машинами первоначального обучения в летных школах и аэроклубах Осоавиахима. Учебные организации оборонного Общества на этом самолете подготовили в годы войны почти 100 тысяч летчиков.

Но еще более бесценно то, что одновременно с подготовкой всех без исключения наших асов По-2 одновременно нес смерть врагам и надежду своим. Реальный король ночного неба от короля истребителей Поликарпова.

Источник: Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме.
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    8 января 2019 05:54
    Наградные на летчика ПО-2, он был коллегой отца на заводе . Впечатляет живучесть машины, получила 5 попаданий и экипаж получив раненяи смог вернуться на ней.


    1. +9
      8 января 2019 12:11
      Конечно, крутые знатоки авиации может насмешливо от этой "фанерки" и нос воротят, но факт остаётся фактом: По-2 является самым массовым бипланом за всю историю авиации good drinks. И это явно не спроста, "случайно" выпустить 33 тысячи экземпляров явно не могли. hi
      1. +5
        8 января 2019 14:58
        Всё-таки главнейшим критерием самолёта является является его эффективность. Нет ни у кого сомнения, что По-2 внёс весомую лепту на алтарь Победы. Представьте психологию немецкого солдата на передовой, который собрался спать. Для него,это ещё 8 часов гарантированной жизни. А тут на тебе! Ни каких гарантий!!! Когда уже из немецких частей, с которыми "плотно" работали ночные По-2, в госпиталя стройными колоннами потянулись фрицы с психическими расстройствами и немцы по достоинству оценили эту машину. Даже в отдельных случаях за сбитый По-2 давали железный крест!
        И самое главное: воюет не самолёт, а человек. По-2 удивительным образом подошёл к менталитету русского лётчика. Низкий поклон отчаянным девочкам, которые порой без парашюта шли на этом самолёте на верную смерть. love love hi
        1. +1
          8 января 2019 20:19
          Но, к чести немцев нужно отметить, что они хорошо учатся. И, поэтому в 1943 году создали Беспокоящие бомбардировочные группы. smile
          https://arsenal-info.ru/b/book/3213058159/50
        2. +2
          11 января 2019 21:32
          Цитата: Проксима
          А тут на тебе! Ни каких гарантий!!! Когда уже из немецких частей, с которыми "плотно" работали ночные По-2, в госпиталя стройными колоннами потянулись фрицы с психическими расстройствами и немцы по достоинству оценили эту машину. Даже в отдельных случаях за сбитый По-2 давали железный крест!

          Чушь и дичь, никаких Рыцарских крестов за сбитие По-2 (в среднем нужно было 40 побед, к концу войны на Восточном фронте - не менее 60 сбитых). Очередной миф о Великой Отечественной войне, не более. Простой факт - сбитие По-2 часто не засчитывали за воздушную победу вообще пилотам Люфтваффе (особенно асам и экспертам; новичкам - да, считали). Пилотам ночной истребительной авиации - да, считали, равно как и зентичикам.
      2. +3
        8 января 2019 16:27
        Во времена СССР в годы войны был термин боевой вылет, многие летчики совершили сотни вылетов, а боевых из них были только десятки, а то и единицы за все время войны. На ПО-2 если посмотреть наградные только у него под 500 боевых, учитывая что он был на фронте с октября 1942, то не сложно посчитать, как часто он уходил в ночь на боевое задание. Там есть описание что его самолет был захвачен прожекторами, он выполнял поставленную задачу по вскрытию ПВО аэродрома немцев, продержался одну минуту, машина получила 5 попаданий, но задачу выполнил.
      3. -1
        8 января 2019 18:50
        Непростой самолет, как есть непростой. Реально король ночного неба, ибо не было задач, которые не могли выполнить наши летчики на По-2

        На ВО была статья как "рамы" с обуродованием для ночных полётов пачками косили По-2. И учитывая как мог планировать немецкий самолёт наши даже не успевали понять что с ними произошло. То есть, полёты на этих самолётах были зачастую в один конец. А тут от дешёвой слащавости аж зубы сводит.
        1. 0
          9 января 2019 07:36
          есть данные, что корейцы пытались использовать По-2 как истребитель вертолётов, подробностей не знаю
  2. Комментарий был удален.
  3. +13
    8 января 2019 07:04
    В моей стране есть ветхая избушка, где ивушка спускается к реке,
    В ней каждый вечер русская старушка садится к лампе с орденом в руке.
    Ей столько лет!
    И знать то ей не надо, что где-то есть полесская трава...
    Почтим вставаньем младших лейтенантов и наши тихоходные У-2!
    1. 0
      9 января 2019 06:11
      на всякий случай уточню- это написал не я, журнал *Молодая гвардия*,середина 70-х, одиночный номер долго валялся в гараже, потом я забрал его домой, помню уже лет 40,,,
  4. +9
    8 января 2019 07:10
    А это написала Наталья Кравцова, *ночная ведьма*-
    Цель во тьме видна едва.
    Месяц светит еле-еле.
    В ноль часов один У-2
    Бомбы опустил над целью.
    И уйдя на разворот,
    Он услышал в небе поступь-
    Это Новый, Новый год
    Мчится курсом девяносто!
    Быстро шёл У-2 назад!
    И ,казалось, крылья пели!
    Кто из нас бы не был рад
    Встретить Новый год над целью!
  5. +7
    8 января 2019 07:13
    изучать этот самолёт можно бесконечно долго!! в моей рукописи по авиации 2МВ ему посвящено несколько листов мелким почерком-это только модификации, которых я по разным источникам набрал около сотни, включая штучные
  6. +6
    8 января 2019 07:48
    У-2ЛНБ только на заводах было выпущено около 10 тысяч без учёта полевых переделок, значит из наших ударных самолётов 2МВ он занимает 2-е место после Ил-2. знатоки возразят мне-Пе-2 было выпущено по разным данным 11200-11500 (округляю), Я возражу-из этого числа надо вычесть около 670 Пе-2УТ и 1,5 тысячи только заводских Пе-2Р, Мне скажут-Пе-2Р можно использовать как бомбер! Можно! А микроскопом можно забивать гвозди- он тяжёлый, а в некоторых местах даже твёрдый! Я правда сам не пробовал- 5 лет его по прямому назначению использовал
    1. +3
      8 января 2019 16:11
      Вообще-то Пе-2 и По-2два совершенно разных самолета: Пе-2 скоростной истребитель- бомбардировщик конструктор Петляков, а По-2 работа Поликарпова
      1. +2
        9 января 2019 06:02
        Я с этим и не спорю, но я ведь не про ТТХ и назначение, а про объёмы выпуска, в 1941-1942 применение У-2 было оправдано-причины известны, но ведь ЛНБ продолжали выпускать и применять всю войну! архаичный самолёт неожиданно нашёл свою *экологическую нишу* и здесь ему замены не оказалось! Феномен У-2!
    2. +1
      11 января 2019 21:35
      Цитата: serg.shishkov2015
      У-2ЛНБ только на заводах было выпущено около 10 тысяч без учёта полевых переделок, значит из наших ударных самолётов 2МВ он занимает 2-е место после Ил-2

      По числу произведённых машин (33 тыс. против 36 тыс) и по уровню потерь По-2 стабильно второе место после Ил-2 (но их в период СССР почему то не включали в списки официально сбитых машин ВВС РККА, видимо, чтобы не портить общую статистику ещё больше).
      1. 0
        12 января 2019 06:02
        согласен- объёмы выпуска У-2 и Ил-2 объясняются в том числе и этой причиной!
  7. +6
    8 января 2019 08:03
    Никак по-другому лучшего ученика великого и гениального Игоря Сикорского не охарактеризовать, да я и не стремлюсь.
    И все же он был НЕ ОДИН из...таких же как и Туполев, то же ученик Сикорского
    Была и такая вариация У-2- "Лимузин"
    1. +4
      8 января 2019 08:14
      лимузинов штучных было много, я знаю только два таких самолёта-У-2 и * Бостон*, они как ЛЕГО- что надо- то из них и сделаешь!
  8. +5
    8 января 2019 09:34
    Самолет-легенда и главная его заслуга не участие в ВОВ, хотя эта героическая страница очень важная. Главная его заслуга в том, что на нем научились летать десятки, если не сотни тысяч наших летчиков.
    1. +1
      9 января 2019 06:12
      Абсолютно согласен! Начинали с него ВСЕ!
  9. +1
    8 января 2019 11:03
    Тема, конечно, интересная. Стиль изложения сырой. Прослеживается преклонение автора перед Игорем Сикорским - конструктором уровня Туполева, но преклонение лишь потому, что Сикорский уехал в США. Впрочем, если бы не Рахманинов, он бы вряд ли там чего добился. Прошу понять меня правильно: я не против Сикорского, я против преклонения. Автор полностью обошёл вопрос о переименовании У-2 в ПО-2. По поводу ШКАС на ПО-2. Этот пулемёт вполне успешно работал по наземным целям, в частности, в 889 НЛБАП лётчики, зажатые лучами прожекторов, неоднократно имитировали сбитие, однако перед самой землёй выходили из беспорядочного снижения, проходили огнём ШКАС по позициям МЗА и уходили. Неделю-другую эти позиции МЗА оказывалась без расчётов, отец мне рассказывал.
    1. +2
      8 января 2019 14:39
      "Прослеживается преклонение автора перед Игорем Сикорским..."
      Вы считаете, что назвав Сикорского гениальным, автор обнаружил свое перед ним преклонение?
      А вот по поводу того, что Поликарпов - ученик Сикорского, вот тут можно поспорить. Работали они вместе ведь совсем немного, меньше двух лет, авиацией Туполев увлекся задолго до знакомства с Сикорским, поэтому утверждение о том, что Сикорский сделал Поликарпова авиаконструктором выглядит несколько натянуто.
      1. +2
        8 января 2019 16:04
        В. Н, вообще-то в ту пору авиацией занимались многие, но успехов достигли еденицы
      2. +1
        8 января 2019 18:11
        Совершенно верно, данное утверждение более чем натянуто. Про Сикорского читал статью 1982 года, академическое издание. Там описана вся биография, помощь Рахманинова (брат пианиста был авиатором и разбился ещё до ПМВ), разорение КБ Сикорского в 1929 году и в 1940 году. В 1929 - Великая депрессия, в 1940 - его съела фирма "Консолидейтед". После этого он стал заниматься вертолётами, которые в то время никому и нафиг были не нужны. Успешное их применение на ТВД в ЮВА позволило отработать конструкцию, и к Корейской войне америка сильно вырвалась вперёд в данной области. К сожалению, у нас не было такого ТВД, как у америкосов, все автожиры Камова были потеряны в Смоленском сражении 1941 года.
        1. +1
          11 января 2019 21:37
          Цитата: Авиатор_
          Успешное их применение на ТВД в ЮВА позволило отработать конструкцию, и к Корейской войне америка сильно вырвалась вперёд в данной области. К сожалению, у нас не было такого ТВД, как у америкосов, все автожиры Камова были потеряны в Смоленском сражении 1941 года

          Тактическое взаимодействие родов войск, особенно в плане воздушной корректировки и разведки, в РККА (особенно в 41-43 гг) было чуть более чем нулевое, к сожалению. Какие ещё автожиры ? не до жиру, быть бы живу...
          1. 0
            11 января 2019 22:44
            Автожиры конструкции Камова КАСКР, была опытная эскадрилья артиллерийских корректировщиков. Вот в сентябре они все и кончились.
    2. +2
      8 января 2019 16:00
      Надеюсь Вы не станете оспаривать,что Игорь Сикорский был талантливым конструктором?
      1. +1
        8 января 2019 18:12
        Разве я это утверждал? Я лишь усомнился в том, что Поликарпов - его ученик.
  10. +1
    8 января 2019 12:57
    С удовольствием купил бы, так для фана.
  11. +3
    8 января 2019 14:13
    Да, обойдемся без ТТХ, сравнений и прочего ненужного и провокационного.

    Государственные испытания в НИИ провели в марте 1928 года. Самолет с полетным весом 870 кг и нагрузкой на крыло 25,85 кг/м2 летал с максимальной скоростью 140 км/ч, посадочная скорость составила 60 км/ч.

    Пребываю в глубоком недоумении. Так обойдёмся или не обойдёмся?
  12. +4
    8 января 2019 15:03
    Статические испытания самолета начались 20 апреля 1927 года, а 24 июня 1927 года летчик-испытатель Михаил Михайлович Громов впервые поднял машину в воздух. По сообщению Громова, У-2 полностью соответствовал своему предназначению, и он "проделал все, что только можно было сделать на этом самолете".
    А кто знает что при испытании на штопор М.М. Громов впевые использовал парашют при испытании У-2 вот капишет в своей книге Лечу за мечтой И.И Шелест:
    1. Первые парашютисты
    "23 июня 1927 года над Ходынкой спасся на парашюте первый летчик. Ему пришлось выброситься из штопорящей машины, когда, опробовав все приемы и комбинации рулей, он убедился, что самолет из штопора не выходит. Это был Михаил Михайлович Громов.Можно сказать смело: Громову вдвойне повезло. Во-первых, незадолго до этого Опытный аэродром приобрел в Америке для нужд летных испытаний несколько парашютов «ирвин». Во-вторых, может быть, из-за предубеждения, имевшего место среди летчиков тогда к парашюту, Громов сперва не хотел лететь с парашютом. Но, к счастью, начальник Опытного аэродрома Василий Сергеевич Горшков проявил исключительную твердость и сказал:
    — Без парашюта лететь на штопор запрещаю!
    Самолюбивый Михаил Михайлович насупился и отошел. Стал насвистывать, как всегда, желая уравновесить себя.
    Затем надел парашют и полетел, а через полчаса на высоте 1200 метров оставил штопорящую машину, поняв, что она так и будет штопорить до земли."
  13. BAI
    +1
    8 января 2019 15:21
    Интересно расположение пулемета на заднем месте. Если не ошибаюсь, на У-2 (По-2) пилот сидел сзади! Переднее место - пассажир или штурман (там и приборов меньше - на фото видно).

    На данном фото - летчик сзади.
    А вот на У-2ВС (который не довели до участия в войне, хотя он уже летал в 1943) - был пулемет, именно на втором месте.
    1. +4
      8 января 2019 18:16
      Управлять можно было из обеих кабин, но штурман обычно сидел сзади, с пулемётом. Медицинский факт. А на Вашем снимке в первой кабине вообще два человека - снимок на земле сделан.
      1. BAI
        0
        9 января 2019 09:43
        Фото приведено для того, чтобы показать - где сам конструктор определил места пилота и пассажира. Очевидный факт, не нуждающийся в комментариях, что фото сделано на земле. В воздухе с фотоаппаратом тех времен так близко к людям не подойти. И третьего человека, рядом с Поликарповым все прекрасно видят.
        1. 0
          9 января 2019 21:04
          Я, собственно, что хотел сказать - в Вашем посте приводится утверждение, что пилот на У-2 сидит сзади. Так вот, это неверно. Стандартное размещение - пилот спереди, штурман (или пассажир) - сзади. Именно так и летал в войну мой отец в 889 Новороссийском НЛБАП, штурманом У-2. В учебном варианте инструктор сзади, курсант спереди.
  14. +3
    8 января 2019 15:53
    " ...Из вышеперечисленных участников выставки то СССР знакомы только специалистам" . А в сравнении с :К-4 или Р-3 самолет Поликарпова смотрелся убого, но в этой убогости его преимущество: он был дешев в производстве, а это всегда ценится и прост в управлении. Для Советского Союза в ту пору- лучший самолет: в соотношении цена и качество.
    Поликарпов был талантливым и несчастным конструктором: кроме У(По)-2 он создал истребители: И-15,И-15 бис,И-16,"Чайка" . В конце 30-х годов это были если не самые лучшие то в тройке лидеров. Естественно создание новых машин сопровождается трудностями и кое-кто в этом увидел злой умысел и каждый у Поликарпова арестовывали талантливых помощников.
    Ему было больно, когда его "затирали" молодые и нахрапистые, а потом слышать за спиной намеки, что выдохся а может нарошно не делает хорошие самолеты. А такие разговоры и намеки конечно были. Об этом можно судить по книг Яковлева:" Цель жизни".
    1. WW2
      -2
      11 января 2019 23:56
      Цитата: vladcub
      В конце 30-х годов это были если не самые лучшие то в тройке лидеров.

      Ну, да. СССР был технически и технологически отсталым государством, зато его продукция была в лидерах.
      В лидерах большевистской пропаганды, не более.
      Дрянь выпускали в СССР. Просто потому, что ничего другого выпускать не могли в принципе.
      И война это показала более, чем наглядно.
      1. +2
        12 января 2019 10:40
        Давайте по пунктам: в двигатель тогда был основным узким местом, а сами по себе самолеты были хорошие. Истребитель Поликарпова И-16 в 1937 итальянца"Капрони" делал одной левой и только Ме-109 мог тягаться с " ишачком". Бомбардировщик СБ в ту пору имел скорость какой не каждый истребитель мог похвастаться.
        1941 танк КВ-2 имел броню,что немцы только 88- мм орудиями могли одолеть. У Т-34/75 было много недоработок и поэтому там минусы и плюсы уравновешивают друг друга.
        1940''-фины захватили энное количество ручных пулеметов ДП-27. Оценив его+ фирмы приняли его на вооружение под наименованием:" Эмма".
        1944 по приказу Гимлера полки вафен СС вооружили ППС. В ФРГ еще несколько лет ППС состояли на вооружение. Моё мнение: с Судееевым обошлись не справедливо: как только человек умер и забывают его изобретение, а он ещё долго мог конкурировать с другими образцами.
        Возможно, если у Вашей супруги нет то у Вашей мамы наверняка в любимицах была ручная закатка изобретение Макарова,,создателя ПМ
        1. WW2
          -1
          12 января 2019 11:01
          Цитата: vladcub
          в двигатель тогда был основным узким местом, а сами по себе самолеты были хорошие.

          1. Кто вам сказал, что планер (самолет без двигателя) был хорошим?
          2. Самолета без двигателя не бывает. Это единая система, рассматривать которую поотдельности нет смысла.
          Цитата: vladcub
          Истребитель Поликарпова И-16 в 1937 итальянца"Капрони" делал одной левой и только Ме-109 мог тягаться с " ишачком".

          Из ишака фиг куда попадешь. Такой там был козлиный планер и такая там была козлиная задумка. Поэтому уделывал он в основном своих летчиков.
          Цитата: vladcub
          Бомбардировщик СБ в ту пору имел скорость какой не каждый истребитель мог похвастаться.

          Поинтересуйтесь, за счет чего это было сделано.
          Цитата: vladcub
          1941 танк КВ-2 имел броню,что немцы только 88- мм орудиями могли одолеть.

          Прекрасно с ней справлялись 50 мм пушки и более.
          Если они были такие непобедимые, что же РККА отступала?
          Цитата: vladcub
          У Т-34/75 было много недоработок и поэтому там минусы и плюсы уравновешивают друг друга.

          Там не было плюсов. Вообще никаких. Сборник минусов.
          Цитата: vladcub
          1940''-фины захватили энное количество ручных пулеметов ДП-27. Оценив его+ фирмы приняли его на вооружение под наименованием:" Эмма".

          Финны и немцы вообще принимали на вооружение все, что попадало под руку. У них был дефицит оружия. Ведь на них промышленность США не работала.
          Цитата: vladcub
          1944 по приказу Гимлера полки вафен СС вооружили ППС.

          Эти байки вы бабушкам на лавочке рассказывайте.
          Цитата: vladcub
          В ФРГ еще несколько лет ППС состояли на вооружение.

          Не стояли. Это советское вранье.
          Цитата: vladcub
          и забывают его изобретение

          ППС, это не изобретение, это дешевка военного времени (эрзац). И ТТХ у этой дешевки были соответствующие.
          Цитата: vladcub
          ручная закатка изобретение Макарова,,создателя ПМ

          Почти все "советские изобретения", это копирование западных промобразцов. И, должен сказать, для отсталой страны (а СССР был отсталой страной) это нормальная и даже ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ практика.
          1. +2
            13 января 2019 12:49
            Вы так уверенно рассказываете о И-16,что конечное возникает вопрос: много часов налета ли?
            По поводу сказок о ППС: есть кадры хроники,где у"вафенов" мелькают ППС. Пограничная стража ФРГ"юзала"ППС,,но он назывался"Дукс"("Стрелковое оружие"Жук)
            Бельгийцы,видимо, полностью отупели и покупали"Ниву"". Она пользовалась спросом и в Канаде.
            1. WW2
              0
              13 января 2019 16:29
              Цитата: vladcub
              Вы так уверенно рассказываете о И-16,что конечное возникает вопрос: много часов налета ли?

              Это вам у Королева спросить бы. Ну, типа, много раз в космос летал?
              Цитата: vladcub
              По поводу сказок о ППС: есть кадры хроники,где у"вафенов" мелькают ППС.

              Чего только у них не мелькало. Оружия у немцев не хватало, вот и гребли все подряд.
              Цитата: vladcub
              Пограничная стража ФРГ"юзала"ППС,,но он назывался"Дукс"("Стрелковое оружие"Жук)

              Ах, Жук. Ну, тогда, конечно, базара нет. Раз Жук написал, то это железно.
              Цитата: vladcub
              Бельгийцы,видимо, полностью отупели и покупали"Ниву"". Она пользовалась спросом и в Канаде.

              Уточните сколько стоила та Нива.
              1. +2
                13 января 2019 16:47
                Вы правы в том,что в конце войны Вермахт испытывал нехватку оружия, части вафен СС почему-то вооружали ППС,а не ППШ,Томсон или ещё какие системы. А них хватало и американского и английского оружия
                1. WW2
                  0
                  13 января 2019 16:53
                  Цитата: vladcub
                  Вы правы в том,что в конце войны Вермахт испытывал нехватку оружия, части вафен СС почему-то вооружали ППС,а не ППШ,Томсон или ещё какие системы.

                  Что попадало им в руки, тем и вооружались. И ППШ с Томпсонами тоже.
                  Цитата: vladcub
                  А них хватало и американского и английского оружия

                  Откуда? Они в систему ленд-лиза включены не были.
                  1. +1
                    13 января 2019 17:16
                    Конечно у немцев кроме трофеев с восточного фронта не было? А в Африке они не воевали?? А в Дюнкерке английчане ничего не оставили?
                    1. WW2
                      -1
                      13 января 2019 17:19
                      Цитата: vladcub
                      А в Африке они не воевали??

                      Почти нет.
                      Цитата: vladcub
                      А в Дюнкерке английчане ничего не оставили?

                      К 1944 г. от всего этого не осталось даже воспоминаний.
                      1. +1
                        13 января 2019 17:46
                        Совершенно верно немцы не производили своего оружия и использовали лишь трофейные оружие
                        Пока у них хватало своего оружия , а это примерно до лета1944 ,использовали свое. Трофейные оружие частично использовали для вспомогательных частей,а остальное в арсенале
                    2. +1
                      13 января 2019 17:20
                      Кстати в Бельгии и Франции была развита Оружейная промышленность
                      1. +2
                        13 января 2019 21:37
                        Владкуб, пока Вы не приведёте минимум 2 итальянских лётчиков,чтобы лично подтвердили о И-16,он Вам не поверит.
                        Возможно, видели на деревьях,грибки паразиты ( т.Н.Чага)? Их много на старых деревьях,они питаются соком дерева. Так и в Советском Союзе были грибки-паразиты: различные" несуны"спекулянты, партноменклатурщики и их дети. Они ВСЕ питались соками трудового народа, а мечтали и западе. Ваш оппонент как раз из таких " грибов- паразитов ". Для него всё советское - плохое,а американское будет хорошим.
                        Коллеги, запомните этот ник:WW2, для него всё советское это плохо!
                      2. WW2
                        -2
                        13 января 2019 23:24
                        Цитата: Astra wild
                        Коллеги, запомните этот ник:WW2, для него всё советское это плохо!

                        Да, все советское, это плохо. И вообще эпоха большевиков-коммунистов, это катастрофа для России. Во всех смыслах этого слова.
      2. 0
        13 января 2019 21:44
        Однако первым в космос полетел не американец,а советский. И это в технологически отсталости государства!
        1. WW2
          -1
          13 января 2019 23:23
          Цитата: Astra wild
          Однако первым в космос полетел не американец,а советский.

          На самом деле на сегодня нет нт одного доказательства того, что Гагарин в космос летал. Я не о том, что он не летал. Я о доказательствах.
          Цитата: Astra wild
          И это в технологически отсталости государства!

          Да, вы знаете, Сев. Корея тоже ракеты в космос запускает. А Голландия (и Швейцария), нет. Будем считать Сев. Корею продвинутым государством, а Голландию со Швейцарией отстоем?
          1. +1
            17 января 2019 20:45
            Какое доказательство Вас устроит: личная записка господина Брауна? Видимо, коммунисты весь мир обманули,что Гагарин летал в космос?
            По поводу Гагарина, что он летал в космос НИКТО НЕ СОМНЕВАТЬСЯ, а по поводу высадки американцев на Луну ,периодически есть публикации
            1. 019
              -1
              17 января 2019 20:52
              Цитата: Astra wild
              Видимо, коммунисты весь мир обманули,что Гагарин летал в космос?

              Это абсолютно не исключено.
              Цитата: Astra wild
              По поводу Гагарина, что он летал в космос НИКТО НЕ СОМНЕВАТЬСЯ

              Почему же?
              Когда стала известна его ложь относительно приземления, сильные мира сего общаться с ним на всякий случай перестали. И дальше он уже встречался с советскими дружбанами.
              Поэтому, всё может быть.
              Цитата: Astra wild
              а по поводу высадки американцев на Луну ,периодически есть публикации

              Это вещь доказуемая. Непросто, но доказуемая. Не думаю, что американцы так рисковали.
              А вот полет Гагарина мог быть какой угодно. Фиг что докажешь.
          2. +1
            17 января 2019 21:05
            Во первых: Сев.Корея мне до лампочки. Если Ир или Ын и запускали искусственные спутники то- примитивные ( тут я согласна с Вами) и не пилотируемые.
            Во вторых: им космическая программа до лампочки. Всё, что им понадобится: метиоданные, .спутники связи,они могут получить бесплатно: во Франции развита космическая программа, а Швейцария и Франция живут на " одной площадке" да и Нидерланды также не на соседней улице живут. А уж за деньги ,они получат и у США,Франции, КНР,РФ у кого хотят
            А КНДР лишина такой возможности, сами виноваты,и свободой валюты у них малова- то
  15. +1
    8 января 2019 17:08
    Самолет хорош, но главное в его успех - гениальное тактическое применение.
    Не знаю кто ето придумал, но он настоящий гений воздушной войни.
  16. 0
    9 января 2019 06:06
    Последняя модель, которую я собрал как стендовик- У-2ЛНБ, Не смог удержаться!
  17. +1
    9 января 2019 11:51
    Хороший материал об одном из самолетов Победы.
    Но без "ложечки дегтя" не обошлось:
    "...Летчики-истребители люфтваффе вскоре выяснили, что По-2 трудно сбить ..." и ниже " ...днем самолёт становился лёгкой добычей для истребителей противника... ".
    С моей точки зрения "трудно сбить" и "легкая добыча" как-то не сочетаются
  18. 0
    10 января 2019 07:09
    МАЛЕНЬКИЙ штрих к портрету- У-2 никогда не был секретным! никогда! он не рассматривался ни как военный, ни как *продвинутый* гражданский, поэтому, он был легко доступен для разных опытов,
  19. WW2
    -1
    11 января 2019 23:48
    По-2. Король ночного неба

    Романтизировать По-2, это все равно, что романтизировать остальные советские суррогаты (неудавшиеся по ТТХ подобия нормальных вещей). Их много - Т-34, ЗИС-3, сорокапятка, Ил-2, СУ-76М, ППШ, СВТ, ДП и т.д.
    Да, практически всё, хорошие вооружение достойного уровня технически и технологически осталый СССР делать не мог. Поэтому делал то, что мог, суррогаты.
    По-2 не король, а жертва военного неба. Что ночного, что дневного. А их экипажи, это зачастую смертники.
    1. 0
      12 января 2019 02:08
      Ну про Т-34 Вы ляпнули явно не подумавши.
      Про остальное говорить не буду, скажу про то, что знаю.
      Как Вы думаете, что проще склеить прямоугольный коробок, или усечённую пирамиду? Попробуйте на досуге, а люди их из брони делали, да ещё впервые применили автоматическую сварку под слоем флюса.
      Любой, технарь Вам скажет, что сделать карбюраторный двигатель намного проще чем дизельный, там только топливная аппаратура с прецизионными парами и селективным подбором чего стоит.
      Мнение, что Т-34 был прост в изготовлении - чушь пронемецких людишек, которые не могли другими словами объяснить, почему тевтонский гений не мог клепать свои коробки как это делал СССР.
      В годы войны СССР смог обеспечить такую технологическую цепочку, при котором высокотехнологическая продукция выпекалась как пирожки.
      Да, Т-34 не верх совершенства и прорабатывалась ему замена Т-43, но война помешала, а переналаживать производство было-бы глупо - теряя на этом время и не выпущенные танки.
      В конце-концов не зря-же немцы хотели его скопировать, да и в их Пантере явно прослеживается его влияние, хотя конструктивно она была ближе к Т-43.
      1. 019
        -2
        17 января 2019 20:59
        Цитата: Sergei75
        да ещё впервые применили автоматическую сварку под слоем флюса.

        Это минус советских танков, а не плюс. Сварные швы, это ослабление корпуса.
        Обычный прием большевиков, выдать минус за плюс.
        Цитата: Sergei75
        Любой, технарь Вам скажет, что сделать карбюраторный двигатель намного проще чем дизельный, там только топливная аппаратура с прецизионными парами и селективным подбором чего стоит.

        Никто не спорит с тем, что двигательно Т-34 стоил очень дорого.
        Цитата: Sergei75
        Мнение, что Т-34 был прост в изготовлении - чушь пронемецких людишек,

        И с этим никто не спорит.
        Цитата: Sergei75
        которые не могли другими словами объяснить, почему тевтонский гений не мог клепать свои коробки как это делал СССР.

        Не было ресурсов. На СССР работал практически весь мир. А на немцев, кроме их самих, мало кто работал. И с ресурсами у них были большие проблемы.
        Цитата: Sergei75
        В годы войны СССР смог обеспечить такую технологическую цепочку, при котором высокотехнологическая продукция выпекалась как пирожки.

        Чушь. То, что выпускал СССР сам, это капля в море того, что ему было нужно для ведения войны.
        Цитата: Sergei75
        но война помешала

        Большевики помешали. Развитию России помешали большевики. Большевики, это и есть война.
        Цитата: Sergei75
        В конце-концов не зря-же немцы хотели его скопировать

        С какого это перепуга? Нафига им такое древнее старье?
        Цитата: Sergei75
        да и в их Пантере явно прослеживается его влияние

        Его влияние в Пантере?
        Вы как себя чувствуете?
        1. 0
          16 февраля 2019 11:13
          Подтверждение цифрами приведите, что на СССР работал весь мир.
          Я обоснования привел, в отличии от Вас.
          Ваши доводы голословны.
          Дальнейшим развитием Т-34 должен был быть Т-43, сравните эту машину и PzKpfw V.
          Оказывать влияние и копировать это не одно и то-же, глупо затратить ресурсы, потерять время и сделать так-же.
          Так что не надо валить с больной головы на здоровую.
  20. +1
    12 января 2019 01:51
    Машина интересная и легендарная, только не говорите. что так и было задумано, просто люди, которые его использовали, были Людьми с большой буквы, таким дай палку и с ней-бы они могли побеждать врага.
  21. 0
    12 января 2019 06:08
    На боевом счету По-2 -около 10 американских реактивных истребителей, потерянных в Корее- либо не успевали затормозить и врезались в По-2, либо перетормаживали и врезались в землю, я не говорю, что По-2 их СБИЛИ- я говорю ,что американцы их потеряли
  22. 0
    3 марта 2019 10:53
    ...неприятным сюрпризом оказалось то, что скорость сваливания немецких истребителей «Мессершмитт» Bf-109 была аналогична максимальной скорости По-2, что усложняло задачу удержания По-2 в прицеле в течение достаточного для поражения времени. У «Фокке-Вульфов» дела обстояли еще хуже, они сваливались раньше.(конец цитаты)
    Вот что означает работа конструктора! Поликарпов - гений!
    Статье - плюсище!
    Авиация - любовь моя...ещё с детства, когда модели строил.
  23. 0
    31 марта 2019 21:58
    Вырезка из списка боевых воздушных побед... обращаем внимание на строчку от 3мая 1953г.

    зы. на каком сайте заскриншотил не помню.. давно дело было