Подводные хищники. Подлодки типа «Щ» («Щука»)

35
Подводные лодки серии III «Щука» стали первым типом средних подводных лодок, которые были построены в Советском Союзе. Строительство субмарин шести различных серий велось с 1930 по 1945 год, всего было построено 86 подводных лодки типа «Щ», что сделало их самым многочисленным типом советских подводных лодок в годы Великой Отечественной войны. Отличительными особенностями данных субмарин были сравнительная дешевизна в производстве, повышенная живучесть и маневренность.

Лодки приняли активное участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. За годы войны данные субмарины потопили 45 и повредили 8 боевых кораблей и коммерческих судов противника – более трети от общего количества потопленных всеми советскими подводными лодками судов. При этом из 44 воевавших подводных лодок погибла 31 субмарина. За боевые заслуги 6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, еще 11 субмарин были награждены орденом Красного Знамени.



Проектирование первых подводных лодок III серии типа «Щука» велось параллельно с проектированием подводных лодок серии I «Декабрист». «Щука» представляла собой полуторакорпусную подводную лодку, ее прочный корпус был разделен на 6 отсеков. Проект разрабатывался в конструкторском бюро, которое возглавлял Б. М. Малинин. Изначально лодки проектировались как малые, они были предназначены для действий в стесненных в навигационном отношении районах Балтики. Их планировалось использовать в акватории Финского залива с его небольшими глубинами, шхерами и узкими местами. В дальнейшем по принятой в СССР предвоенной классификации лодки были отнесены к средним.


Советская подводная лодка Щ-301 «Щука» (тип «Щука», серия III) идет вдоль берега, фото: waralbum.ru


Первая серия подводных лодок типа «Щ» – серия III создавалась советскими инженерами в невероятной спешке. Эскизный проект лодки был завершен в конце 1929 года. Не дожидаясь утверждения, на Балтийском заводе приступили к созданию рабочих чертежей. При этом еще на этапе проектирования в их конструкцию вносились многочисленные изменения. К примеру, военные потребовали разместить на борту лодки запасные торпеды. Размещение на борту еще четырех торпед потребовало от конструкторов «Щуки» проявления чудес изобретательности.

Любопытным представляется тот факт, что на проект лодок типа «Щ» оказало влияние поднятие и обследование британской подводной лодки L-55, которая с октября 1929 года находилась на восстановительном ремонте в Кронштадте. От этой лодки «Щукам» достались обводы с линейным преобразованием и общий архитектурный тип: полуторакорпусной, с булевыми цистернами главного балласта. Английская лодка L-55 затонула в южной части Финского залива 4 июня 1919 года при попытке атаки эсминцев «Азард» и «Гавриил». В результате сноса лодки неучтенным течением она подорвалась на английском же минном заграждении. Летом 1928 года лодка была успешно поднята на поверхность, а затем восстановлена и введена в состав советского флота. При поднятии и обследовании лодки были обнаружены останки 38 английских подводников, которые были переданы британской стороне для захоронения на родине.

Тактико-технические характеристики субмарин типа «Щ» изменялись от серии к серии незначительно. Всего было построено 86 лодок шестью разными сериями. Главным образом, шло изменение характеристик лодок в сторону мощности установленных дизелей, увеличения скорости надводного и подводного хода, некоторого снижения дальности плавания. Вооружение лодок (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата и два 45-мм артиллерийских орудия) оставалось неизменным (кроме четырех лодок III серии, вооруженных одним орудием). Подводные лодки типа «Щука» имели 6 отсеков в прочном корпусе: первый и шестой отсеки были торпедными; второй – жилой (в нем же под разборным настилом из деревянных щитов находились аккумуляторы, а под ними топливные цистерны); третий отсек – центральный пост лодки; четвертый – дизельный отсек; в пятом отсеке располагались два главных электродвигателя и отдельно – два электродвигателя экономического хода.



Так как с самого начала работы над проектом новые подлодки рассматривались как массовые, основным требованием к ним была максимальная простота конструкции. Такое требование было направлено и на максимально возможное удешевление производства. В то же время это не лучшим образом отразилось на тактико-технических характеристиках «Щук». Недопустимо большим было время погружения лодок: из крейсерского положения – более минуты, а время продувки главного балласта составляло более 10 минут. Надводная скорость лодок III серии также оказалась значительно ниже той, что содержалась в спецификации – порядка 12 узлов. Размещение четырех запасных торпед в жилом отсеке существенным образом ухудшало обитаемость субмарины. Неудачной была и конструкция торпедопогрузочного устройства, в результате чего общее время погрузки боекомплекта на лодку занимало более суток. Механизмы подводных лодок издавали много шума, что демаскировало их и повышало шансы быть обнаруженными противником. Несмотря на все недостатки, проект пошел в серийное производство. Всего было построено четыре «Щуки» III серии, все четыре лодки вошли в состав Балтийского флота и несли номера от Щ-301 до Щ-304. Три из них не смогли пережить Великую Отечественную войну, до конца боевых действий дожила лишь лодка Щ-303 «Ёрш».

Помимо обозначенных недостатков у лодок типа «Щ» были и явные достоинства, которые и были подтверждены приемо-сдаточными испытаниями. К достоинствам подлодок III серии относили прочность и простоту их конструкции, хорошие мореходные качества и надежность установленных механизмов. По своим тактико-техническим характеристикам новые советские подлодки не уступили иностранным лодкам такого же класса, к примеру, французским подводным лодкам типа «Орион», которые строились одновременно с советскими подводными лодками типа «Щука».

Первые лодки III серии были заложены в Ленинграде на Балтийском заводе №189 в 1930 году (лодки Щ-301, 302 и 303), лодка Щ-304 строилась на заводе Красное Сормово №112 в Горьком (Нижний Новгород). Первые лодки вошли в состав флота в 1933 году, а всего к концу 1941 года было построено 84 подлодки, которые строились и вступали в строй следующими сериями: III серия – 4 лодки (1933 год), V серия – 12 лодок (1933-1934 годы), V-бис серия – 13 лодок (1935-1936 годы), V-бис-2 серия – 14 лодок (1935-1936 годы), X-серия – 32 лодки (1936-1939 годы), X-бис серия – 9 лодок вступили в строй уже в 1941 году, в том числе после начала войны, еще две были переданы флоту в июле 1945 года.


Подводные лодки Щ-201 (V-бис), Щ-209 (X серия) и Щ-202 (V-бис) Черноморского флота, 1943 год.


Щуки второй модификации относились к V серии и были построены в большем количестве. 12 таких подводных лодок пополнили состав Тихоокеанского флота. На место лодки переправлялись по железной дороге в разобранном виде, их конечная сборка осуществлялась уже на Дальнем Востоке. Существенных изменений по сравнению с лодками III серии они не имели, за исключением некоторых изменений корпусных конструкций, в частности, форштевню корабля был придан «океанский» наклон. Заметным отличием стала установка второго 45-мм орудия, которое затем присутствовало на «Щуках» всех последующих серий. При этом артиллерийское вооружение было слабым местом всех «Щук». К примеру, немецкая средняя подводная лодка тип VII (самый крупносерийный тип подводных лодок в истории) несла на борту 88-мм артиллерийское орудие и 20-мм зенитный автомат. А советские подводные лодки типа «С» вооружались 100-мм и 45-мм орудиями. Во многом многочисленные модернизации лодок типа «Щ» были связаны с тем, что ввод в строй средних лодок нового типа «С» затягивался. Всего в строй вступила 41 субмарина типа «С», но к началу Великой Отечественной их имелось только 17.

Помимо острой потребности флота в новых подводных лодках, субмарины типа «Щ», даже не смотря на все огрехи первых серий, в оперативно-тактическом отношении считались достаточно удачными кораблями, в первую очередь по сочетанию боевых качеств и стоимости. По этой причине было принято решение развивать этот тип субмарин, постепенно устраняя выявленные в ходе эксплуатации лодок первых серий недостатки. Более того, меньшие размеры позволяли таким лодкам лучше себя чувствовать в акватории Финского залива и Черного моря, по сравнению с более крупными лодками типа «С». Не случайно последние лучше всего проявили себя в составе Северного флота, а не на Балтике.

Результатом дальнейшего усовершенствования «Щук» стали подводные лодки серий V-бис и V-бис-2. Мощность главных дизелей лодок была повышена примерно на 35 процентов, при этом их масса и габариты почти не изменились. Помимо этого была улучшена форма рулей, что позволило нарастить скорость надводного хода лодок на 1,5 узла. Также по опыту предшествующей эксплуатации лодок V серии были осуществлены улучшения отдельных механизмов и деталей субмарин. Лодок V-бис серии было построено 13. Восемь из них отправились служить на Тихоокеанский флот, три – на Черное море и две – на Балтику. В годы войны «Щуки» V-бис серии активно привлекались к решению транспортных задач в акватории Черного моря. Лодки могли принять на борт вместо запасных торпед до 35 тонн топлива, либо 30 тонн груза, либо до 45 человек с личным оружием.


Подводная лодка Щ-201 в Туапсе


На кораблях V-бис-2 серии в очередной раз конструкторами был переработан теоретический чертеж и форма рубки субмарины. Это позволило нарастить скорость надводного хода еще на 0,5 узла, улучшив мореходность. Кормовая переборка второго отсека получила ступенчатую форму. Такое решение позволило хранить торпеды в собранном виде. Помимо этого переделали торпедопогрузочное устройство. Это был очень важный шаг, так как одновременно снизилась загроможденность отсеков лодки и уменьшилось время погрузки торпед на борт – с 25-30 часов до 12 часов. Также конструкторы изменили передачу электромотора экономического хода с шестеренчатой на ременную, что сделало ее работу бесшумной. Электродвигатели кормовых и носовых горизонтальных рулей разместили в концевых отсеках, оставив в центральном посту лишь ручное управление. Важным достижением лодок данной серии стало значительное уменьшение шумности механизмов на борту лодки, что повышало боевые возможности кораблей. Благодаря всем внесенным в конструкцию изменениям, подводные лодки V-бис-2 серии заслужили высокие оценки со стороны советских подводников. Всего было построено 14 лодок серии V-бис-2. По пять из них получили Балтийский и Тихоокеанский флот и четыре – Черноморский флот.

Самой многочисленной серией «Щук» стали лодки X серии, которых было построено сразу 32 шутки. 9 лодок получил Тихоокеанский флот, 8 – Черноморский и Северный флот, 7 – Балтийский флот. Данные субмарины выглядели наиболее экзотично за счет внедрения в конструкцию обтекаемого ограждения рубки, так называемого «лимузинного» типа. В целом же данные подводные лодки почти ничем не отличались от кораблей V-бис-2 серии. В качестве основной силовой установки на них использовались дизельные двигатели 38-К-8 Коломенского завода мощностью 800 л.с. при 600 оборотах в минуту. Скорость их надводного хода увеличилась до 14,1-14,3 узлов.

Низкий профиль новой рубки лодок X серии негативным образом отразился на увеличении ее заливаемости даже при сравнительно небольшом волнении моря, что особенно критично было для субмарин, которые служили на Северном флоте. В результате появилась еще одна серия подводных лодок типа «Щ» – серия Х-бис. Модернизационный потенциал «Щук» к тому моменту уже был почти полностью исчерпан, поэтому обновления свелись главным образом к возврату к традиционному ограждению рубки, а также к небольшим правкам в водяном трубопроводе и системе воздуха высокого давления. На ТТХ подлодок это существенным образом не отразилось. Всего было заложено 13 субмарин Х-бис серии. Из них удалось достроить 11 лодок: две еще до войны, остальные в ходе Второй мировой. Четыре подводные лодки участвовали в боях на Балтике, одна – на Черном море. Остальные подлодки действовали в составе Тихоокеанского флота. Из «европейских» «Щук» данной серии уцелела лишь одна балтийская лодка. На Тихом океане одна «Щука» серии Х-бис погибла в результате взрыва в базе. В боевых действиях против Японии участвовала лишь одна субмарина этого типа.


Погрузка торпеды на подлодку Тихоокеанского флота типа «Щука» (V-бис). Вместо кормового орудия на лодке установлен пулемет ДШК. На заднем плане видна подводная лодка типа «Щука» (X серии), фото: waralbum.ru


Внешний облик «Щук» в годы войны менялся в ходе различных модернизаций. К примеру, откидные части орудийных площадок со временем заменялись постоянными и оснащались релингами. По накопленному опыту плавания в битом льду на части субмарин были демонтированы наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второй 45-мм пушки на части субмарин устанавливался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК, при этом на Тихоокеанском флоте наряду со стандартной тумбовой установкой встречались и самодельные. В годы Великой Отечественной войны некоторые подлодки успели получить гидролокаторы «Асдик» («Дракон-129»), а также специальное размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.

Всего в СССР было построено 86 средних подлодок типа «Щука» разных серий. Из них 31 субмарина погибла в годы Великой Отечественной войны, что составляет 36 процентов от их общего количества или 69 процентов от числа субмарин, которые воевали на европейском театре военных действий. Потери были очень существенными. В какой-то мере это объяснялось активным использованием данных подлодок в боях, а также тяжелейшими условиями для подводников в акватории Финского залива, где многие советские лодки стали жертвами минных заграждений противника.

При этом, несмотря на не самые высокие тактико-технические характеристики, подводные лодки типа «Щ» показали себя грозным и результативным оружием. На Севере они сумели потопить 6 боевых кораблей и транспортов противника торпедным оружием, а также повредить один транспорт (не взорвалась торпеда). На Балтийском море «Щуки» торпедами смогли потопить одну подводную лодку противника, а также 17 транспортных и боевых кораблей. Еще пять кораблей были серьезно повреждены. На Черном море лодки типа «Щ» записали на свой торпедный счет 12 транспортов и боевых кораблей противника, еще два корабля были серьезно повреждены. При этом 9 транспортов им удалось потопить своим артиллерийским вооружением.

Тактико-технические характеристики лодок типа «Щука» X серии (наиболее многочисленной):
Водоизмещение: надводное – 584 тонны, подводное – 707,8 тонны.
Габаритные размеры: длина – 58,8 м, ширина – 6,2 м, осадка – 4 м.
Силовая установка – два дизеля 38-К-8 мощностью 2х800 л.с. и два главных гребных электродвигателя мощностью 2х400 л.с.
Скорость хода: надводная – 14,3 узла, подводная – 8,1-8,3 узла.
Скорость экономического хода: надводная – 7,9 узла, подводная – 2,6 узла.
Дальность плавания (нормальный запас топлива) – до 2580 миль (надводный ход), до 105 миль (подводный ход).
Глубина погружения: рабочая – 75 м, предельная – 90 м.
Вооружение артиллерийское: 2х45-мм пушки 21-К и 2х7,62-мм пулемета.
Торпедное вооружение: 4х533-мм носовых торпедных аппарата и 2х533-мм кормовых торпедных аппарата, общий запас торпед – 10 штук.
Автономность плавания – 20 суток.
Экипаж – 37-38 человек.

Источники информации:
https://vpk-news.ru/articles/45193
http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/17-45/sh%20X/list.htm
http://techno-story.ru/articles/fleet/618-shatype
Материалы из открытых источников
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    12 января 2019 08:12
    Спасибо за труд,Автор,! hi Очень интересно,на одном дыхании прочёл-тема близка,противолодочники мы.. feel
  2. +5
    12 января 2019 11:30
    На Балтийском море «Щуки» торпедами смогли потопить одну подводную лодку противника,

    ,,,ирония судьбы,, winked

    10 августа 1941 г. U-144 (которая первой во ВОВ потопила советскую подводную лодку 23 июня 1941 года М-78) ,

    U-144

    была потоплена советской средней дизельной подводной лодкой Щ-307 «Треска» (под командованием капитан-лейтенанта Н. Петрова). Первая потопленная субмарина советскими подводниками в ВОВ.

    1. +2
      12 января 2019 11:47
      ,,судьба капитан-лейтенанта Н. Петрова была трагична:
      Выдержка из "Решения Военного Совета Краснознаменного Балтийского Флота № 0089 28 сентбря 1941 г.
      "....Бывшие командир бригады Капитана 1 ранга т. Египко и Военком Бригадный комисар т. Обушенков вместо активизации боевых действий, широкого использования подводных лодок в настоящих условиях войны на театре и решительной борьбы с носителями упаднических и пораженческих настроений, попустительствовали им и либерально относились к открытым высказываниям о боязни идти в море, не принимали мер к критикующим приказы вышестоящего командования, проходили мимо фактов пьянства и разложения отдельных командиров (Капитан-лейтенант Петров и ст. лейтенант Гладилин) [В черновике документа данная фраза первоначально звучала, как "Среди личного состава бригады процветает пьянство. Тон пьянству задают командиры (Старший лейтенант Гладилин и капитан-лейтенант Петров)]

      6) Командиров ПЛПЛ "М" 102 - старшего лейтенанта Гладилина, "Щ" 307 - капитан-лейтенант Петрова за упаднические и пораженческие настроения, критиканство действий вышестоящего командования и пьянство - снять с занимаемых должностей и отдать под суд Военного Трибунала"


      Цитата по АО ЦВМАб ф. 29, д. 38536, л. 85-89 ( документ опубликован в сборнике документов "Судьба забытого героя" в журнале Флотомастер №1. 2007. составители М.Э. Морозов, К.Б. Стрельбицкий)

      ,,,в начале октября Петров был осужден и приговорен к 10 года исправительно-трудовых лагерей.
      1. +4
        12 января 2019 12:10
        Что касается Петрова, то дед рассказывал, что он просто запил после прихода в Ленинград. Вот его и убрали.
    2. +10
      12 января 2019 12:09
      Это лодка моего деда. От на ней провоевал всю войну.
      Им посчастливилось оказаться в числе немногих оставшихся в строю лодок Щ.
      В детстве я помню, как подводники собирались у Медного всадника на День Победы.
      1. +13
        12 января 2019 12:56
        Добавлю немного фоток с дедом:




  3. WW2
    -4
    12 января 2019 12:25
    Любопытным представляется тот факт, что на проект лодок типа «Щ» оказало влияние поднятие и обследование британской подводной лодки L-55, которая с октября 1929 года находилась на восстановительном ремонте в Кронштадте.

    Вот как раз копией западных субмарин времен 1МВ лодки "Щ" как раз и являлись.
    Позор, что советским морякам пришлось воевать на таких корытах.
    В годы Великой Отечественной войны некоторые подлодки успели получить гидролокаторы «Асдик» («Дракон-129»)

    Не было этого в годы войны у лодок боевого состава.
    Вместо второй 45-мм пушки на части субмарин устанавливался крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК

    Обе надо было срезать. Морская сорокапятка по ТТХ несильно отличалась от макета пушки. Только, в отличие от макета, она еще и звуки выстрелов издавала.
    1. +3
      12 января 2019 13:47
      По вашему выходит, что подводные лодки Первой Мировой в Императорском флоте были самыми прогрессивными во всех своих технических параметрах?
      Перед первой мировой войной, для привлечения добровольцев в подводный флот было возбуждено ходатайство о прибавке жалования офицерам-подводникам.
      Реакция чинов Адмиралтейства оказалась положительной, но весьма своеобразной: "Можно и прибавить, все равно перетонут!".

      Основное оружие подводных лодок - торпеды, как следует не проверили и оказалось, что они не выдерживают погружения на большую глубину. В итоге до конца 1915 г. ни одна из торпедных атак подводных лодок Балтийского флота не увенчалась успехом, и субмарины могли похвалиться лишь захватом 2-х германских пароходов.
      1. WW2
        -4
        12 января 2019 13:54
        Цитата: hohol95
        что подводные лодки Первой Мировой в Императорском флоте были самыми прогрессивными во всех своих технических параметрах?

        Ничуть. Там же была ссылка на британскую L-55.
        Цитата: hohol95
        Реакция чинов Адмиралтейства оказалась положительной, но весьма своеобразной: "Можно и прибавить, все равно перетонут!".

        Дурaков везде хватает. И хватало.
        1. Комментарий был удален.
          1. WW2
            -1
            13 января 2019 01:22
            Цитата: hohol95
            И заодно не п............. по аккумуляторы без СЕРЬЁЗНЫХ ДОКУМЕНТОВ...

            Про какие еще аккумуляторы?
            1. 0
              13 января 2019 01:29
              Приношу ИЗВИНЕНИЯ!
              Спутал вас с другим "ГОСПОДИНОМ"!
              Он заикнулся, что все аккумуляторы в СССР были на ИМПОРТНЫХ составляющих.
            2. +1
              13 января 2019 01:32
              А сравнить "Щуки" с иностранными лодками подобного водоизмещения ВЫ способны?
              1. WW2
                -2
                13 января 2019 02:01
                Цитата: hohol95
                А сравнить "Щуки" ВЫ способны?

                В чем-то способен, но не буду. Это не совсем моя тема, а не в своих темах я предпочитаю больше читать и меньше писать.
                1. 0
                  13 января 2019 02:11
                  Вот как раз копией западных субмарин времен 1МВ лодки "Щ" как раз и являлись.
                  Позор, что советским морякам пришлось воевать на таких корытах.

                  В чем-то способен, но не буду. Это не совсем моя тема, а не в своих темах я предпочитаю больше читать и меньше писать.

                  Тогда не П............. хаЙте то в чём ВЫ не разбираетесь до последней ЗАКЛЁПКИ ...
                  1. WW2
                    -1
                    13 января 2019 02:14
                    Цитата: hohol95
                    Тогда не П............. хаЙте то в чём ВЫ не разбираетесь до последней ЗАКЛЁПКИ ...

                    Ну, уж такие вещи, как "что такое советские подлодки времен 2МВ" я легко могу рассказать.
                    1. 0
                      13 января 2019 02:19
                      Ну, уж такие вещи, как "что такое советские подлодки времен 2МВ" я легко могу рассказать.

                      ВЫ не РАССКАЗЫВАЙТЕ - ВЫ СРАВНИТЕ с подобными ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ!
                      А рассказы рассказывать я и сам ГОРАЗД...(красиво не соврать - истории не РАССКАЗАТЬ)!
                      1. WW2
                        -1
                        13 января 2019 02:24
                        Цитата: hohol95
                        ВЫ не РАССКАЗЫВАЙТЕ - ВЫ СРАВНИТЕ с подобными ПОДВОДНЫМИ ЛОДКАМИ!

                        А что там сравнивать? Их как раз с музейной к тем временам L-55 и надо сравнивать.
                        Ну, вот, навскидку - вы артиллерию щук видели? Чем им было отбиваться от авиации противникак?
                        Нечем. Только нырять. Но погружались они медленно.
                        И т.д.
                      2. +1
                        13 января 2019 02:28
                        Я вас не в первый раз прошу СРАВНИТЬ "ЩУКИ" с лодками подобного водоизмещения! Воевавшими во Второй Мировой!
                        И не "виляйте пятой точкой"!
                        Не можете - ТАК И НАПИШИТЕ!
                        И не будем тогда ЭФИР ЗАСОРЯТЬ!
    2. 0
      12 января 2019 21:32
      Немцы кстати тоже после 42-го кажется стали снимать свои 88 ..но усиливали мелкашками ПВО
      1. WW2
        -2
        12 января 2019 22:16
        Цитата: Region-25.rus
        Немцы кстати тоже после 42-го кажется стали снимать свои 88 ..но усиливали мелкашками ПВО

        Возможно. Дело в том, что торговые суда поодиночке тогда уже не ходили. А против авиации средний калибр для п/л бесполезен.
  4. +3
    12 января 2019 13:50
    В годы Великой Отечественной войны некоторые подлодки успели получить гидролокаторы «Асдик» («Дракон-129»)
    ,,,полученных по ленд-лизу ,,,70 комплектов таких гидролокаторов из 96 заказанных.

    Оснащение советских подводных лодок ГЛС «Дракон-129» в 1942-1945 гг.:
    1942 год -«Щ-403», «К-3», «К-22».

    1943 год-«Л-20», «Л-22», «Л-15»,«С-54», «С-55»,«Щ-404», «С-102»,«Л-3», «Щ-318», «Щ-407».

    1944 год-«С-56», «Щ-402»,«С-101», «С-19»«Л-21», «С-4»,«С-13», «Щ-303»«Щ-202», «Щ-205»Л-8», «Л-11», «Л-12»,«Л-14», «Л-17», «Л-19».

    1945 год-«С-17»,«Д-2», «Щ-310», «С-18»,«Л-7», «Л-9», «Л-18»,«Щ-107», «Щ-108», «Щ-109»,«Щ-110», «Щ-111», «Щ-112»,«Щ-113», «Щ-114», «Щ-115»,«Щ-121», «Щ-124», «Щ-136»
    1. WW2
      -3
      12 января 2019 16:15
      Цитата: bubalik
      Оснащение советских подводных лодок ГЛС «Дракон-129» в 1942-1945 гг.:
      1942 год -«Щ-403», «К-3», «К-22».

      1943 год-«Л-20», «Л-22», «Л-15»,«С-54», «С-55»,«Щ-404», «С-102»,«Л-3», «Щ-318», «Щ-407».

      1944 год-«С-56», «Щ-402»,«С-101», «С-19»«Л-21», «С-4»,«С-13», «Щ-303»«Щ-202», «Щ-205»Л-8», «Л-11», «Л-12»,«Л-14», «Л-17», «Л-19».

      1945 год-«С-17»,«Д-2», «Щ-310», «С-18»,«Л-7», «Л-9», «Л-18»,«Щ-107», «Щ-108», «Щ-109»,«Щ-110», «Щ-111», «Щ-112»,«Щ-113», «Щ-114», «Щ-115»,«Щ-121», «Щ-124», «Щ-136»

      Ни разу ни в одних мемуарах не встречалд упоминания о радарах на советских подлодках. Встречал только сетования о том, что их нет. А, типа, на лодках серии В (британские, по ленд-лизу) они есть.
      1. +3
        12 января 2019 16:20
        Ни разу ни в одних мемуарах не встречалд упоминания о радарах на советских подлодках. Встречал только сетования о том, что их нет.


        28 августа наша подлодка маневрировала в 7–8 милях от берега в подводном положении со скоростью 3 узла. В 10:18 ГАС «Дракон-129» (гидроакустик краснофлотец И.В. Ларин) зафиксировала шум винтов, однако командир из-за снежного заряда не обнаружил цель. При очередном подъеме перископа наблюдение вел Егоров. Он обнаружил в 10–12 кабельтовых рубку подлодки, идущей курсом 350°. Егоров сразу начал маневрирование для выхода в атаку[160]. В 10:50, когда дистанция сократилась до 6 кб, был произведен трехторпедный залп. Две из трех выпущенных лодкой торпед имели неконтактные взрыватели НВС. Через 45 секунд одна из них поразила врага. В 10:52 «С-101» всплыла, командиры поднялись на мостик. На месте гибели германского корабля осталось масляное пятно, вдаль уносилось большое облако дыма от взрыва. Эта картина была снята фотоаппаратом «ФЭД» с расстояния 3 кабельтовых, после чего лодка снова погрузилась. На «С-101» остановили моторы и 6 минут прослушивали горизонт. Убедившись, что опасности нет, командир в 11:08 дал команду на всплытие. Теперь лодка прошла по месту гибели врага. На поверхности разрасталось масляное пятно, плавали деревянные обломки, разорванные тела немецких подводников и разные предметы. Некоторые документы и вещи были подобраны.

        Уничтоженной подлодкой оказалась «U639» (оберлейтенант цур зе Вальтер Вихман). Она возвращалась после операции «Зеехунд» — постановки 24 донных мин ТМВ в Обской губе (заграждение OMU-98). Это был ее четвертый и самый дальний боевой поход.



        С.П. Махов, Н.Н. Баженов, В.А. Нагирняк, М.Э. Морозов, А.Я. Кузнецов

        Тайны подводной войны. 1914—1945
        1. WW2
          0
          13 января 2019 01:29
          Цитата: bubalik
          С.П. Махов, Н.Н. Баженов, В.А. Нагирняк, М.Э. Морозов, А.Я. Кузнецов

          Тайны подводной войны. 1914—1945

          У комбрига подплава Колышкина в "Тайнах полярных морей" ничего подобного про ГАС "Дракон" нет. А вот про уничтожение лодки Вихмана, как раз есть. Есть даже о том, что невредимым плавал портрет Гитлера. Но о ГАС "Дракон", ни слова.
          Кстати, у него же и там же сетования как раз на отстутствие на советских лодках радаров.
          Я как-то комбригу подплава доверяю больше, чем С.П. Махов, Н.Н. Баженов, В.А. Нагирняк, М.Э. Морозов, А.Я. Кузнецов вместе взятым.
          1. +2
            14 января 2019 20:47
            Вы хоть понимаете, что военные мемуары в советское время проходили строгую цензуру. И тема ленд-лиза была под запретом! Нельзя было писать о технических подробностях и очень о многом. Ваша техническая необразованность - это последствие чтения выхолощенных меруар.
            С начала 1990-х начала появляться многочисленная техническая литература о флоте и кораблестроении, авторы которой - военные моряки, инженеры-кораблестроители и другие высокообразованные люди, уже не стесненные советского времени ограничениями о подаче информации.
            По своему уровню лодки типа "Щ" соответствовали, кстати, упомянутым малым английским лодкам типа "В". И для начала 1930-х годов Щуки были вполне годными лодками. К началу ВОВ, на фоне вступления лодок С 9 серии, Л 13 серии, даже 10 серия щук была устаревшей.
            Кстати, поставлены они не по ленд-лизу, а в счёт раздела флота Италии.
      2. 0
        14 января 2019 19:15
        А вы не мемуары читайте, а техническую литературу по истории кораблестроения и флота. И тогда откроется удивительная подробность - кроме аппаратуры, установленной на ленд-лизовских кораблях, СССР получил 1196 ралиолокатор и 329 комплектов английских ГАС АСДИК. И надо понимать, что радар - это именно радиолокатор, а АСДИК - гидролокатор, ГАС.
  5. 0
    12 января 2019 14:03
    конструкция английской пл типа л учитывалась при постройки лодок типа д ,ну а лодки щ несмотря на многочисленные попытки улучшить их ттх остались слабоваты, лучшие советские пл времен войны это тип с
  6. +1
    12 января 2019 15:53
    Когда-то давно читал, что эсминец "Гавриил" потопил L-55 артиллерийским огнём.
  7. -4
    12 января 2019 22:57
    Автор почему-то не приводит тоннаж потопленных "боевых кораблей". Наверно потому, что это были никчемные траулера и баржи. Да и не все "победы" имеют подтверждения. Кроме того, автор забыл упомянуть, что в СССР того времени не умели производить аккумуляторные батареи для ПЛ, все было импортное. И без ленд-лиза лодки были бы на приколе всю войну. Полуправда она такая ...
    1. +1
      13 января 2019 00:51
      Ну, не было атлантических конвоев для наших ПЛ. Один мой пациент был подводником на Балтике. Порассказывал, как сначала топили всех подряд, потом разбирались. Утопили шведа, а он типа нейтральный. А на фиг на скандал нужен? Никто не при делах. А вдруг этот швед железную руду в Германию вез?
      1. 0
        13 января 2019 01:12
        А из АМЕРИКИ ваш пациент лодки через ПАНАМСКИЙ канал не гонял в МУРМАНСК?
    2. +1
      13 января 2019 01:31
      Кроме того, автор забыл упомянуть, что в СССР того времени не умели производить аккумуляторные батареи для ПЛ, все было импортное. И без ленд-лиза лодки были бы на приколе всю войну. Полуправда она такая ...

      И заодно не п............. по аккумуляторы без СЕРЬЁЗНЫХ ДОКУМЕНТОВ...
      1. 0
        29 января 2019 21:43
        Фу как грубо... Опровергните с документами. Я тут вообще не видел ссылок на "СЕРЬЁЗНЫЕ ДОКУМЕНТЫ".
        1. 0
          29 января 2019 23:51
          Морозов М. Э. Советский подводный флот 1922-1945 гг.: О подводных лодках и подводниках / М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Транзиткнига, 2006.
          Морозов М. Э., Кулагин К. Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010
          До войны батареи производились на 2-х заводах -
          аккумуляторный завод № 2 имени лейтенанта П. П. Шмидта (Ленинград) и Саратовский завод свинцовых аккумуляторов!
          Во время войны импортировать аккумуляторные батареи для подводных лодок стали со второй половины 1942 года. Было получено 42 британских и 40 американских комплектов батарей.
    3. 0
      16 января 2019 15:28
      Цитата: ded_mazai
      Кроме того, автор забыл упомянуть, что в СССР того времени не умели производить аккумуляторные батареи для ПЛ

      Да вы что? Вот не знали! А вы в курсе что аккумуляторы для ПЛ производил Ленинградский аккумуляторный завод и что КБФ не испытывал нужду в аккумуляторах, а причина банальная, аккумуляторы для ПЛ просто остались в блокадном Ленинграде, чём пишет в своих мемуарах "Запас прочности" В.Е. Корж.Для ремонта кораблей требуется то одно, то другое. На некоторых лодках нужно сменить аккумуляторы. Где их взять? Узнали, что осенью несколько вагонов с аккумуляторами должны были отправить в тыл. Успели ли они проскочить на Большую землю? Никто этого не знал.....Местные власти разрешили нам осмотреть оставшиеся неотправленными эшелоны. В управление железной дороги послали мичмана Московкина, нашего специалиста по аккумуляторам. Там его «обрадовали»: на [17] путях осталось 2177 груженых вагонов. Что в них — железнодорожники не знают: документация утеряна. Представитель отдела подводного плавания штаба флота инженер-капитан 3 ранга А. К. Васильев, помфлагмеха инженер-капитан 3 ранга Н. И. Голенбаков и А. О. Московкин в мороз и вьюгу лазали по заваленным сугробами путям, вскрывали вагоны, осматривали их и снова пломбировали, ставя мелом условный знак, чтобы второй раз не соваться сюда. Работали много дней. Порой падали от изнеможения. И все же нашли. В вагонах оказалось шесть новых аккумуляторных батарей для разных типов подводных лодок. Вывезти через рельсы и сугробы 360 тонн этого хрупкого и громоздкого груза было нам не под силу. Отложили до весны. Это только то что нашли!!! А сколько не нашли?????

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»