Танки Т-34 в XXI веке

72
Несколько дней назад министерство обороны России опубликовало крайне интересную новость. Из Лаоса в нашу страну прибыли 30 средних танков Т-34-85, снятых с вооружения этого азиатского государства. Это означает, что еще одна страна все же отказалась от боевых бронированных машин, созданных еще в начале сороковых годов. Тем не менее, перевооружение лаосской армии мало влияет на общую ситуацию в мире: танки Т-34 и различная техника на их базе продолжают службу в целом ряде некрупных и небогатых стран Азии и Африки.

Путь за рубеж



Серийное производство средних танков Т-34 стартовало в 1940 году и продолжалось в течение нескольких следующих лет. Последней серийной модификацией этой техники стала Т-34-85. Подобные машины выпускались в нашей стране до 1946 года, после чего промышленность запустила сборку более новых и совершенных образцов. В общей сложности СССР построил более 60 тыс. танков Т-34 всех модификаций. Значительная часть этой техники была потеряна в ходе Великой Отечественной войны, но многочисленные уцелевшие танки продолжили службу.


Танки Т-34-85 из Лаоса после прибытия в Россию. Фото Минобороны РФ


В рамках военно-технического сотрудничества Советский Союз передавал бронетехнику своего производства дружественным странам. В случае с танками семейства Т-34 речь шла о передаче готовой техники, снятой с эксплуатации в строевых частях. Советские бронетанковые войска получали современную технику, а старые образцы списывались и отправлялись в третьи страны, либо уходили на хранение. Подобная практика продолжалась едва ли не до шестидесятых годов. За это время танки Т-34 успели отправиться более чем в три десятка стран по всему миру.

Примечательно, что некоторые зарубежные государства получали не только готовую бронетехнику, но и лицензию на ее производство. В начале пятидесятых годов собственное производство танков Т-34-85 в улучшенной послевоенной конфигурации наладили Чехословацкая Республика и Польская Народная Республика. По разным данным, в 1952-58 годах эти две страны построили для собственных нужд не менее 4,5-4,6 тыс. танков Т-34. По мере производства зарубежные танкостроители дорабатывали исходную конструкцию и совершенствовали технологии производства.


Т-34 польского производства. Фото Wikimedia Commons


В дальнейшем Польша и Чехословакия получили возможность модернизировать свои бронетанковые войска, и «подержанные» Т-34 отправились на хранение либо на экспорт. Несмотря на солидный возраст, танки советской разработки и зарубежного производства представляли интерес для заказчиков. Так, по имеющимся данным, танки Т-34, недавно переданные России, были построены в Чехословакии и приобретены Лаосом сравнительно недавно – в восьмидесятых годах. Подтверждением этих данных могут быть некоторые особенности конструкции, характерные именно для танков чехословацкого производства.

Таким образом, в послевоенный период средние танки Т-34 последней серийной модификации смогли поступить на вооружение почти четырех десятков стран и оказали самое заметное влияние на развитие их бронетанковых войск. Служба Т-34-85 в большинстве заграничных армий продолжалась в течение нескольких десятилетий и завершилась к началу девяностых годов. Устаревшую морально и физически технику списывали и отправляли в музеи либо на переработку. Тем не менее, в ряде стран Т-34 остаются в строю и по-прежнему вносят вклад в обороноспособность.


Чехословацкий Т-34-85. Фото Wikimedia Commons


В строю и в резерве

Согласно открытым источникам, до недавнего времени танки Т-34-85 оставались на вооружении 10 зарубежных стран. При этом количество иностранных эксплуатантов такой техники постоянно сокращается. Время от времени появляются новые данные о состоянии тех или иных армий, в которых упоминается отказ от старых образцов. Кроме того, список владельцев Т-34 сократился после появления недавнего российско-лаосского соглашения. Однако и при таких обстоятельствах средние танки времен Великой Отечественной продолжают службу.

В свое время в порядке военной помощи Советский Союз передал ряду дружественных государств Азии значительные количества материальной части. Так, в ходе Корейской войны танки Т-34 использовались китайскими и северокорейскими соединениями. Китай давно отказался от устаревших машин, тогда как в КНДР армия сохраняет некоторое число Т-34. К сожалению, подробные сведения на этот счет отсутствуют. Количество и статус северокорейских Т-34-85 неизвестны. При этом есть все основания полагать, что Пхеньян имеет возможность не использовать эту технику в качестве основы бронетанковых войск.

Танки Т-34 в XXI веке
Китайские танкисты и их Т-34 в Корее, 1952 г. Фото Wikimedia Commons


Позже наша страна и союзники передали Северному Вьетнаму значительные количества танков Т-34 и другие образцы разных классов. Большая часть этой техники была потеряна в боях, но некоторым машинам удалось избежать печальной участи. Согласно справочнику The Military Balance за 2018 год, вьетнамская армия располагает 45 такими танками. Тем не менее, все они находятся на хранении и почти не имеют шансов вернуться в строй.

Одним из получателей списанной советской техники была Куба. Ей поставлялись снятые с вооружения танки старых моделей, а также некоторые количества более новых бронемашин. Точное количество Т-34 на Кубе остается неизвестным, а его определение связано с некоторыми трудностями. По известным данным, в кубинской армии до сих пор служит несколько таких танков в исходной конфигурации, а кроме того, часть танков была переработана в самоходные артиллерийские установки. С них демонтировалось штатное боевое отделение с башней, вместо которого ставили открытые установки с артиллерийскими системами разных типов.


Танк Т-34 в ГДР, 1953 г. Фото Bundesarchiv / bild.bundesarchiv.de


Достаточно крупные группировки танков Т-34-85 сохраняются у некоторых африканских государств. Так, The Military Balance 2018 сообщает, что в армии Гвинейской Республики до сих пор эксплуатируется 30 подобных бронемашин. Они составляют основу бронетанковых войск: помимо трех десятков Т-34 у Гвинеи есть всего 15 плавающих танков ПТ-76 и 8 Т-54. Соседняя Республика Гвинея-Бисау имеет меньшую армию и немногочисленные танковые войска. Она продолжает эксплуатировать 10 танков Т-34-85. В отличие от соседней страны, эти машины уступают по численности более новым ПТ-76 – последних насчитывается 15 единиц.

Еще одним получателем Т-34-85 в Африке была Республика Конго. В прошлом эта страна имела на вооружении несколько десятков таких машин, при помощи которых удалось построить относительно боеспособные танковые войска. Позже были получены более новые бронемашины, и Т-34-85 вышли из эксплуатации. Впрочем, неизвестное количество такой техники все еще присутствует в армии на вторых ролях и на хранении.


Танк советского производства, принадлежавший Народно-освободительной армии Китая. Фото Wikimedia Commons


По известным данным, некоторое количество танков Т-34 все еще может оставаться в вооруженных силах Намибии. Однако их точное число и состояние неизвестны. По всей видимости, эти машины уже непригодны к эксплуатации. Схожим образом обстоят дела и с бронетанковыми войсками Мали. До недавнего времени в источниках упоминалось наличие 20-21 танка Т-34-85, но теперь и они выведены из эксплуатации.

Неизвестное количество Т-34 имеется в армии Республики Чад. Ранее эти танки находились в полноценной эксплуатации, но к настоящему времени все были переведены на хранение. Сведения из некоторых источников позволяют предположить, что в последние годы имевшиеся Т-34-85 были утилизированы ввиду выработки ресурса и за ненадобностью.


Бронетехника Революционных вооруженных сил Кубы, 1961 г. Фото Wikimedia Commons


Одним из самых активных эксплуатантов танков Т-34 до недавнего времени могла считаться Йеменская Республика. До начала гражданской войны в ее вооруженных силах числилось порядка 30 средних танков времен Второй мировой. После 2014 года неоднократно появлялись свидетельства применения танков Т-34-85 в боях. Часть такой техники была уничтожена противником, тогда как прочие машины окончательно выработали свой ресурс и более не могут эксплуатироваться. Оценка актуального состояния танковых войск противоборствующих сторон и определение количества сохранившихся Т-34 пока не представляются возможными.

Наконец, недавно от танков Т-34-85 отказалась Народная армия Лаоса. У нее было три десятка таких машин, из которых 10 находились в активной эксплуатации, а прочие пребывали в резерве. В соответствии с российско-лаосским соглашением, в азиатскую страну из России отправилось некоторое количество современных танков Т-72Б1, а обратно поехали списанные Т-34. По результатам этой сделки Лаос вышел из списка эксплуатантов старых танков советской разработки.

Причины долголетия

Начиная с середины сороковых годов, Советский Союз регулярно передавал списанные средние танки Т-34 дружественным зарубежным государствам. С определенного времени на международный рынок вооружений и техники вышли две зарубежные страны, имевшие лицензию на производство советских танков. СССР, Чехословакия и Польша, работая как вместе, так и самостоятельно, отправили за рубеж многие тысячи бронемашин и обеспечили перевооружение почти четырех десятков армий.


Северовьетнамские танки Т-34. Фото Scalemodels.ru


За прошедшие десятилетия техника успела устареть морально и физически даже по меркам небогатых и небольших стран. Вследствие этого подавляющее большинство стран-эксплуатантов было вынуждено списать ее или отправить на хранение – почти всегда с заменой более новыми образцами. Тем не менее, порядка полутора-двух сотен танков Т-34-85 все еще остаются в десятке зарубежных стран, и в некоторых из них по-прежнему продолжают службу.

Несмотря на уникальную историю службы в годы Великой Отечественной войны и боевую работу в ходе последующих конфликтов, средний танк Т-34-85 даже с оговорками нельзя назвать современным и соответствующим актуальным требованиям. Тем не менее, существенное число таких машин успешно продолжает службу в течение многих десятилетий и пока от них не отказываются. Такое развитие событий имеет несколько основных причин.

В первую очередь, необходимо отметить простоту конструкции и эксплуатации, высокую ремонтопригодность и другие положительные особенности технического характера. С эксплуатацией и ремонтом танков Т-34 могут справиться даже страны без развитой оборонной промышленности. Кроме того, как показывает опыт нескольких зарубежных государств, Т-34-85 является неплохой платформой для строительства новой техники различного назначения. В свое время широкую известность получили артиллерийские самоходки кубинского производства, собранные на шасси доступных Т-34. Обладая достаточно высокими боевыми качествами, такая техника не отличалась особой сложностью производства.


Средний танк, использовавшийся во время войны в Родезии. Фото Foto-history.livejournal.com


Второй фактор, способствующий продолжению службы старых танков, связан с возможностями и желаниями эксплуатантов. Многие страны Азии и Африки хотели бы заменить устаревшие Т-34 чем-то более новым и эффективным, но слабая экономика не позволяет им даже начинать переговоры о закупке. Любопытным исключением является Лаос, сумевший договориться с Россией о закупке новой бронетехники. С определенной точки зрения может показаться, что лаосская армия с солидной доплатой обменяла старые Т-34-85 на новые Т-72Б1. При этом она буквально перескочила через несколько поколений бронетанковой техники.

Прочие страны, по тем или иным причинам, не могут заключить такой же договор, и потому вынуждены продолжать эксплуатацию техники середины прошлого века. По мере выработки ресурса ее приходится списывать, в том числе без реальных шансов на своевременную замену современными образцами.


Разбитый Т-34-85 в Йемене. Фото Foto-history.livejournal.com


С финансовыми возможностями развивающихся стран связан еще один фактор, сказывающийся на продолжительности службы бронемашин. Если страна-эксплуатант танков Т-34 не может заменить их новыми машинами, вполне возможно, что ее соседи и геополитические конкуренты тоже вынуждены использовать устаревшую бронетехнику. Как следствие, пропадает необходимость в скорейшей модернизации армии и закупке дорогой импортной продукции. Такое противостояние устаревшей техники может продолжаться годами и десятилетиями – вплоть до появления желаемых возможностей и реальных угроз.

Десятилетия в строю

Средние танки Т-34-85 пошли в серию еще в первой половине сороковых годов прошлого века и вскоре оказали значительное влияние на ход Второй мировой войны. Однако дальнейшее развитие бронетанковой техники перевело их в категорию устаревших и непригодных для участия в полномасштабной современной войне. Более не нужные средние танки продавались зарубежным странам, и на этот раз их ждала более долгая служба.


Йеменские танки до сих пор способны воевать. Кадр из фронтовой хроники


Длительной эксплуатации танков Т-34 в зарубежных странах способствовал ряд специфических факторов, часть которых вполне можно считать негативными – армиям приходится сталкиваться с настоящими проблемами и затруднениями. Тем не менее, несмотря на особый характер, эти факторы привели к известным результатам. Танки Т-34 продолжают службу, хотя количество активных машин постоянно сокращается. Технику без возможности восстановления приходится отправлять на хранение или на разборку.

В этом отношении три десятка Т-34, ранее принадлежавших армии Лаоса, выглядят настоящими счастливчиками. Они своевременно проходили обслуживание и ремонт, благодаря чему остаются на ходу и способны продолжать работу. Как сообщается, российское военное ведомство будет использовать их в военно-исторических мероприятиях, при съемке кинофильмов и т.д. Это означает, что легендарные танки будут сохранены и продолжат свою службу – но уже в новом качестве.

По материалам:
http://mil.ru/
https://tass.ru/
https://rg.ru/
https://warspot.ru/
https://globalsecurity.org/
https://armyrecognition.com/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2005. – Т. 2. 1941–1945.
IISS The Military Balance 2017
IISS The Military Balance 2018
72 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    13 января 2019 05:45
    на 9мая,вместо роты "армат",пойдёт рота Т-34 ?
    1. +16
      13 января 2019 06:51
      А я с вами согласен, и , вообще, лучше выкупить, или обменять их у африканских стран, на те же Т72, с небольшой доплатой. Соберем со всего мира пару сотен -и на киностудии их, войну на настоящей технике того времени снимать. А вообще, военные парады, нужно завести традицию, чтобы рота Т34 открывала! !!
      1. +6
        13 января 2019 11:32
        Я вот вчера прочитал на сайте warhead.su тоже (интересный сайт) что эти танки были произведены в чехословакии которые производитись по лицензии (примерно было выпущено 2500 штук) а не в Нижнем Тагиле и не могут считаться советскими. Отличаются они по нескольким визуальным признакам. Мне вообщем то по барабану где они произведены, главное чтобы с умом использованы были.
      2. BAI
        +3
        13 января 2019 17:40
        На первую половину войны (и даже дальше) и тот же парад 7 ноября 1941 года нужны Т-34-76. Иначе - профанация.
    2. +8
      13 января 2019 06:58
      А разве-это плохо,ещё бы с ними взвод т-34-76, но не новоделов! soldier
      1. +5
        13 января 2019 08:30
        ещё бы с ними взвод т-34-76

        Если не ошибаюсь, этих танков осталось несколько десятков, на ходу единицы. И все стоят по музеям. Большая часть была потеряна в ВОВ.
      2. +3
        13 января 2019 10:29
        Разве такие, где-то существуют? Так , где-то в болотах или части, но чтобы находу?
        1. +5
          13 января 2019 11:19
          "Разве такие, где-то существуют? Так , где-то в болотах или части, но чтобы находу?"
          А что мешает те что в болотах поставить на ход? Руки фанфарами заняты?

          2011 год. Одна из рембаз болгарской армии в Сливене принимает на реставрацию немецкий танк Т4 1943 года выпуска для музея боевой славы в Ямболове.
          1. +7
            13 января 2019 11:23

            А это тот же танк на выходе.
            1. +8
              13 января 2019 11:28

              Тот же ремзавод в Сливене. Второй в "строю" - Jagdpanzer T4 L 48, редкая машина, которых выпустили 1977 штук.
              1. +16
                13 января 2019 11:41

                Этот Т-34-76 подняли со дна Дона в Воронежской области в июле 2016 года. Танк выпущен в 1942 году на СТЗ. Таких сделали всего коло 1000 штук.
                1. +16
                  13 января 2019 11:55

                  А это фото сделан о в октябре прошлого года на берегу Припяти, в Гомельской области Белоруссии. Внутри, предположительно, может находиться экипаж.
                  Что или кто мешает отреставрировать эти машины, притом машины с совершенно конкретной историей боевой службы? Зато грохот в тулумбасы по поводу "самоговмиребольшого" парка "Патриот" не стихает. Только для него танки чешского производства покупаются в Лаосе.
                  1. +3
                    13 января 2019 12:25
                    Согласен с Вами, но ТАМ другие мысли
                  2. +10
                    13 января 2019 12:47
                    Мурманские реставраторы и их леденящий душу песец на базе Шермана. "За Родину", белые кантики, белая звезда, U.S.A. Фальшборт от бмп-1, а на башне ДШК
                    1. +11
                      13 января 2019 12:48
                      Оформлением танка занимались части так называемых "швейных войск"
                      1. +4
                        13 января 2019 13:01
                        Мурманские реставраторы
                        ,,почему мурманские?если его в Приморье восстанавливали.
                      2. +9
                        13 января 2019 13:09
                        Цитата: bubalik
                        если его в Приморье восстанавливали.

                        Вы правы, я упустил этот момент. Танк направили на восстановление из Мурманска в Приморье. "Специалисты базы хранения бронетанкового вооружения Восточного военного округа (г. Арсеньев) восстановили американский средний танк «Шерман», который был поднят со дна Баренцева моря. Сперва «американца» доставляли самолетом Ил-76 военно-транспортной авиации во Владивосток, после чего перевезли в Арсеньев на базу хранения бронетанкового вооружения."
                        Реакция Пашолока, одного из топовых наших танковых историков:
                        В продолжение истории с несчастным Medium Tank M4A2(76)W, который после эвакуации с борта американского транспорта SS Thomas Donaldson оказался во Владивостоке. Уже первый репортаж с места, где его "восстанавливали", вызвал противоречивые чувства. Впрочем, результат превзошел все ожидания.
                        То что вкрячат в несчастную тушку агрегаты от БМП-1, это не столь страшно. В конце концов, за 70 с лишним лет все заржавело так, что уже не восстановить. То же самое можно сказать и про гусеницы, они пришли в негодность и могут использоваться только для "статики". Но вот то, что сотворили дальше, это уже совсем за гранью добра и зла. Ладно гусеницы, как уже говорил, они непригодны, но выше ходовой части вообще кошмар-кошмар. Владивостокские демиурги воткнули передние крылья от Т-54/Т-55, бортовые экраны сваяли из БМП-1, прифигачили поручни, а на башне вмонстрячили ДШКМ. Ну и, в качестве финального аккорда, покрасили все это в цет, в котором обычно щеголяют в наших музеях немцев. Последнее вообще полный аллес, ХВ-518 цвета хаки на складе не нашлось? Про фары даже говорить не приходится. Ну и довершение еще изобразили "танк Лозы" №936.
                        Не зря СФ расшифровывают как "Совсем Флот". Да, там была фора в виде тягача на базе M4A2E8, от которого взяли трансмиссию и ходовую часть. Но именно на Северном Флоте почему-то нашлись люди, которым была интересна судьба машины, кто и когда ее выпустил, кто связался с нужными людьми и получил информацию. В результате на Северном Флоте M4A2(76)W получился вполне аутентичным. А в остальных местах либо тяп-ляп, либо вот этот кошмар. И вопрос даже не к ремонтникам, в задачу которых не входит реставрация техники. Их задача - восстановление на ход. Вот он и едет. А вопрос к тем персонажам в больших фуражках с лампасами, которые все еще думают, что ремзаводы обязаны заниматься реставрацией. И сколько таких экспонатов будет изувечено, не знает никто.
                      3. +6
                        13 января 2019 13:16
                        По "швейным войскам" - согласен. По Мурманску - нет. Это в/ч 42817, Арсеньев, Приморье.
        2. BAI
          +6
          13 января 2019 17:50
          Разве такие, где-то существуют? Так , где-то в болотах или части, но чтобы находу?

          По болотам много чего можно найти.




          Все (и многое другое) один человек восстановил - на нижнем фото - Сергей Чибинеев .
    3. +1
      13 января 2019 17:30
      30 Т-34 это танковый батальон!
      1. 0
        20 января 2019 20:26
        Именно! Танковый батальон танкового полка, танковой дивизии! Погоны и петлицы чёрные. Там в танковом взводе 3! танка. А вот в танковом взводе Танкового полка МСДивизии - 4 танка, а следовательно в роте их 13, в батальоне - 40. Погоны и петлицы красные, с танчиками!
    4. 0
      14 января 2019 11:10
      их мало осталось. коллекционные танки.
  2. +2
    13 января 2019 07:34
    В Красном скорпионе с аДольфом Лунгреном , Т-34 тоже сыграл свою роль !
  3. +7
    13 января 2019 08:46
    Почему французы не открывают парады на своих Рено-ФТ-17? Ведь это танк Победы Первой Мировой, сломавшей хребет кайзеровской армии, причем революционный танк. До сих пор танки делают по концепции ФТ-17: одиночная вращающаяся на 360 градусов башня с пушкой, отделение управления спереди, боевое отделение посередине, отделение трансмиссии и двигателя сзади.
    1. -5
      13 января 2019 09:37
      Меркава смотрит на ваше мнение с недоумением))))
      1. +12
        13 января 2019 10:33
        Меркава все-таки изрядная экзотика. На нее прочие ОБТ тоже с недоумением посматривают.
        1. 0
          13 января 2019 10:45
          ну таки да)))
      2. 0
        13 января 2019 13:56
        Цитата: sds127
        Меркава смотрит на ваше мнение с недоумением))))
        А что Меркава? Т-15 тоже тушку Т-14 тоже развернули, как и М-60.
      3. 0
        20 января 2019 20:28
        Пусть! Мы её в прицеле нашего Т-72 держим!
    2. +4
      13 января 2019 13:51
      Ну, как минимум, победа в 1-й мировой не была такой уж безоговорочной. Берлин взят англо-францусзкими войсками не был. Потому отмечается не День Победы, а День завершения ПМВ... Т-34 вполне себе Рейхстаг штурмовали, а вот Рено ФТ-17 - навряд ли... Опять-таки, по Вашей логике, в День взятия Бастилии нужно парад с участием жандармов, ландскнехтов и пальбой из аркебуз делать? Не, а чё, прикольно! good
      1. +4
        13 января 2019 14:20
        Т-34 вполне себе Рейхстаг штурмовали, а вот Рено ФТ-17 - навряд ли.
        ,,угу,Рено ФТ-17 за другую сторону воевал,, winked

        После падения Франции вермахт захватил в общей сложности 1704 стандартных и модифицированных 31 танка Renault FT. Panzerkampfwagen 17R 730c (f).
        даже в СССР заезжали

        Луцк,1943г.
      2. 0
        13 января 2019 19:34
        Немцы надорвались воевать в 40 км от Парижа, а не англо-франки - у Берлина. Наша революция, как фитиль, поползла по Германии и Австро-Венгрии. Настрой солдат - могучий и исчезнувший фактор.
    3. +1
      13 января 2019 13:55
      Цитата: Кот_Кузя
      До сих пор танки делают по концепции ФТ-17
      У нас МС-1 есть. Конечно, не совсем FT-17...
  4. +6
    13 января 2019 09:30
    Длительной эксплуатации танков Т-34 в зарубежных странах способствовал ряд специфических факторов, часть которых вполне можно считать негативными – армиям приходится сталкиваться с настоящими проблемами и затруднениями.

    2016 год. Йемен. Видно, что действительно имеются "настоящие проблемы и затруднения".
    Экипаж даже не рискует стрелять из пушки, находясь в танке, поэтому приспособил веревку, протянутую через дырку в броне.
    1. +3
      13 января 2019 10:44
      Из этого танка видимо можно стрелять только по стационарным целям, но никак не по динамическим.
      1. +3
        13 января 2019 10:50
        Почему? Фиксируешь время, необходимое для "эвакуации" наводчика из танка и берешь упреждение с учетом этого времени. Если цель движется по прямой, есть вероятность попасть.
        1. +6
          13 января 2019 11:11
          Виктор, в Йемене воюют исключительно Лобачевские? wink
          1. +5
            13 января 2019 12:07
            За Йемен не скажу, а среди ливийских берберов попадались очень смышленые ребята.
        2. 0
          13 января 2019 22:51
          Цитата: Decimam
          есть вероятность попасть.

          Есть. Чуть больше нуля. ,
          Цитата: Decimam
          Фиксируешь время, необходимое для "эвакуации" наводчика из танка

          Зафиксировал 5 секунд( цифра от балды), рассчитал от этого параметры, а басмач выскочил через 7. Стрельба "в сторону цели" ?
          1. +1
            13 января 2019 23:42
            Чувство юмора - это такая вещь, она или есть, или нет.
        3. 0
          20 января 2019 20:32
          Дело мастера боится!!! А йеменцы, те ещё бойцы!!! Американский корабль "Точкой" накрыли... несколько дней горел подлецъ! Такая красотища была!!!!
    2. +6
      13 января 2019 12:40
      Цитата: Decimam
      протянутую через дырку в броне.

      Это батенька пистолетный порт.
      1. +3
        13 января 2019 12:50
        Да, Вы правы. Мне показалось, что для отверстия под личное оружие низковато расположено.
        1. 0
          20 января 2019 20:34
          Так заряжающий стоит почти на днище корпуса (там под башней, только, фальш-пол)
    3. 0
      13 января 2019 16:07
      Вы интересовались у экипажа ?
    4. +1
      14 января 2019 01:09
      Дырка, извините, в совсем другом месте, а это амбразура для стрельбы из личного оружия.
      1. WW2
        +2
        14 января 2019 01:15
        Цитата: Slinqshot
        Дырка, извините, в совсем другом месте, а это амбразура для стрельбы из личного оружия.

        А амбразура это не дырка? laughing
        1. +1
          14 января 2019 01:17
          Отверстие!!! Используйте технические термины hi
          1. WW2
            +2
            14 января 2019 01:18
            Цитата: Slinqshot
            Отверстие!!!

            А отверстие, это не дырка? laughing
            Цитата: Slinqshot
            Используйте технические термины

            Почему?
            1. 0
              14 января 2019 01:22
              Я, кстати, сам недавно узнал о существование этих "бойниц" в башне 85х
          2. 0
            20 января 2019 20:34
            Ну типа даа!!!
        2. +2
          14 января 2019 01:21
          Товарищ видно хотел сказать, что дырка, это положительно заряженный носитель заряда в полупроводнике, а в башне - отверстие.
      2. +1
        14 января 2019 01:18
        Очень хотелось написать? А комментарии прочитать перед тем, как писать, не пробовали?
        1. 0
          14 января 2019 01:20
          Я обдумаю ваше предложение. Когда посчитаю его ценным.
          1. 0
            14 января 2019 01:25
            Как же предложение можно оценить, не обдумав?
            1. 0
              14 января 2019 01:29
              А вы подумайте сами. Особенно перед тем как задавать глупые вопросы, воображая себя при этом мастером палемики. Спокойной ночи. hi
              1. 0
                14 января 2019 01:32
                Думать Вам надо. Это ж Вы собрались сперва предложение принять, сочтя его ценным, потом обдумывать. Хотя у "палемиков" может так и принято. И Вас с Новым годом!
                Но словарик купите орфографический.
                1. +1
                  14 января 2019 07:15
                  Вы как та баба на базаре - надо чтобы последнее слово за вами было. Я так понимаю, больше докопаться не к чему было - докопались к орфографии. Думал, что на этом сайте переросли уровень подобных доводов. Ну так не обижайтесь, когда в следующий раз вас, говоря языком классика, "ейной мордой в харю" начнут тыкать за малейшие орфографические, грамматические и пунктационные ошибки. Всего хорошего.
  5. +5
    13 января 2019 09:34
    ,,,все равно не понятно , т-34 в России на базах хранения должны были остаться(мое мнение), даже по телевидению показывали базу хранения под Красноярском,где т-34 еще военного выпуска.


    ,,или это в счет о списании $960 млн долга Лаоса из суммы в $1,3 млрд,, ну это так, к слову.
    1. 0
      13 января 2019 21:10
      Цитата: bubalik
      ,,,все равно не понятно , т-34 в России на базах хранения должны были остаться(мое мнение), даже по телевидению показывали базу хранения под Красноярском,где т-34 еще военного выпуска.

      Да расстреляли их уже давно на полигонах, а если что и осталось, то уже в нерабочем состоянии.
    2. +1
      20 января 2019 20:38
      Помнится СМИ РФ трубили и трубят, что на Украине всё распродали! А в РФ оставались базы хранения с Т-34-85 и их там не десятки были и сохранность на 1991 год была высочайшая! Куда делись с 1991 года?
  6. Комментарий был удален.
  7. Комментарий был удален.
  8. +3
    13 января 2019 16:50
    1. При транспортировке Т-34 башню всегда разворачивали орудием назад. А на снимках мы видим какой-то парад.
    2. На Камчатке, в начале 90-х , тоже было много Т-34 по побережью. Неужели всё растащили на металл?
  9. +2
    13 января 2019 18:44
    Ну и хорошо.Будут хотя бы нормальные танки в фильмах снимать а не замаскированные т54 что глаз режет сразу.
    1. 0
      13 января 2019 22:53
      Цитата: evgen1221
      Ну и хорошо.Будут хотя бы нормальные танки в фильмах снимать а не замаскированные т54 что глаз режет сразу.

      Зафанеренный Т-54-это фигня, а вот когда в роли Фердинанда выступает голая Мста, это уже что-то...
    2. WW2
      0
      14 января 2019 01:22
      Цитата: evgen1221
      Ну и хорошо.Будут хотя бы нормальные танки в фильмах снимать а не замаскированные т54 что глаз режет сразу.

      В нормальном кино технику давно на компах рисуют, а не снимают.
      1. 0
        15 января 2019 03:29
        А в нормальном ли? Кино оно и должно быть КИНО, а не компьютерная анимация...!
  10. 0
    13 января 2019 20:58
    Как сообщается, российское военное ведомство будет использовать их в военно-исторических мероприятиях, при съемке кинофильмов и т.д.

    Да, свои-то Т-34 все давно на полигонах расстреляли, а для съемок фильмов или современную технику камуфлировали, или реплики делали. Спасибо Лаосу, что так хорошо сохранили этих ветеранов. Может в кино про войну их ещё увидим.
    1. -1
      14 января 2019 01:15
      И будут в фильмах про 41й год рысачить 85ки вместо 76х. Ну и, конечно, танковый бой: против лавины из 30 "тридцати четверо" пара немецких панцирей 3 или 4.
      1. 0
        14 января 2019 21:19
        Ну, во многих советских (постсоветских) фильмах и не такое доводилось увидеть. Только в последние лет 10 уже стараются подбирать, а зачастую просто рисовать (компьютерные технологии позволяют), исторически достоверную технику.
        1. 0
          15 января 2019 10:24
          Не, ну понятно, графика - то, сё. Но все крутые режиссёры говорят, что лучше аутентичная живая техника.
  11. 0
    20 января 2019 20:06
    По качеству исполнения, по каткам, ну очень эти танки похожи на Т-34-85 ЧССРовской, а вовсе не Нашей Советской сборки! Не могу утверждать на 100% ибо в живую эту технику не видел, а чехословацкий имел время!
  12. 0
    24 августа 2020 20:56
    A legendary tank. How nany things made today will function in 80 years.