«Луристанские бронзы»

29
Одним из известнейших центров изготовления предметов из бронзы и прежде всего оружия и конского снаряжения в бронзовом веке стала территория двух современных провинций Луристан и Керманшах, расположенных на западе Ирана. Первые находки здесь были сделаны еще в 1928 году, а затем их стало так много, что многие ученые считают, что столь большое количество украшений, инструментов и оружия, это просто подделки, вернее копии найденных когда-то оригиналов и новоделы для богатых коллекционеров, изготовленные местными мастерами… «по мотивам». Тем не менее, вне всякого сомнения, что те изделия, что были найдены экспедициями профессиональных археологов, подлинные и сегодня они по праву украшают экспозиции многих самых известных музей Европы и Америки. Предыдущие спорадические находки, доходившие до Запада, приписывались самым различным местам, включая Армению и Анатолию. Но теперь регион этих находок определен вполне точно, хотя аналоги «луристанских бронз», отлитых уже из местного металла, находят на удалении в тысячи километров от Западного Ирана. Находят «луристанские бронзы» и в «греческом мире» — на Самосе и на Крите, а также в Италии, прослежены связи Луристана и с металлургией бронзы на Кавказе, в частности найдены артефакты, принадлежащие кобанской культуре. Но вот этническая принадлежность людей, которые их создали, до сих пор остается неясной, хотя это вполне могли быть и предки древних персов, и… люди, связанными с современным народом лур, давшего свое имя этому региону.

Заметим, что термин «луристанская бронза» обычно не используется для более ранних бронзовых артефактов из Луристана эпохи между IV тысячелетием до нашей эры и (иранским) бронзовым веком (ок. 2900–1250 до н.э.), хотя они часто довольно похожи. Эти ранние бронзовые предметы, в том числе из Эламской империи, в состав которой входил Луристан, в целом похожи на те, что были найдены также в Месопотамии и на иранском плато. Причем целый ряд кинжалов или коротких мечей, дошедших до нас из Луристана, имеет на себе надписи с именами месопотамских царей, что, возможно, связано с местом службы их владельцев.



Интересно, что самые древние погребения на территории Луристана относятся к эпохе энеолита (ок.4000 – 3700 гг. до н.э.), и в них встречается характерный набор каменных и керамических расписных сосудов, печати, булавы, топоры, а также микролиты. Начальный этап раннего бронзового века (ок. 2600 – 2400 гг. до н.э.) характеризуется наличием коллективных гробниц, перекрытых каменными плитами, и обилием погребального инвентаря, включавшего у мужчин бронзовые кинжалы, втульчатые наконечники копий, боевые топоры, а также различные украшения и… цилиндрические печати из Месопотамии либо явно сделанные по их образцу. Одновременно именно Луристан в это время превращается в главного поставщика бронзы в Месопотамию.

Второй этап раннего бронзового века (ок. 2400 – 2000 гг. до н.э.) и, в частности, групповые погребения, ученые связывают с культурой эламитов и государства Элам. А вот индивидуальные, как считается, принадлежат воинственному народу кутиям, живших в районе горного хребта Загрос и за его пределами в юго-западной части современного Ирана. В погребениях встречаются множественные изделия из бронзы: черешковые кинжалы, втульчатые топоры, подчас весьма прихотливого вида, кирки, тесла и опять-таки цилиндрические печати, что говорит об их «неумирающей» в то время популярности.

Среди посмертных даров очень часто встречаются парные псалии в виде узорчатых либо фигурных пластин с усиленным отверстием для грызла и кольцами для ременных креплений на голове лошади. Это плоские ажурные пластины представляют собой самые настоящие произведения искусства, и поэтому очень ценятся сегодня среди коллекционеров. Очевидно также, что и в прошлом они пользовались большой популярностью. На них изображены крылатые животные, люди, окруженные зверями (возможно некие «звериные божества») и боевые колесницы. Другие – напротив, по конструкции очень просты и функциональны, хотя и они при этом представляют собой фигуру животного, уменьшенного до размеров небольшого прямоугольника.

Более поздние памятки среднего и позднего бронзового века (ок. 2000 – 1600 и 1600 – 1300/1250 гг. до н.э.), как считается, изучены недостаточно. Впрочем, ученые сходятся во мнении, что расцвет «луристанской бронзы» все-таки приходится не на это время, а на период раннего железного века.

В железном веке изготовление «Луристанских бронз» продолжилось. Археологами выделяются периоды: «Ранее железо Луристана» (ок.1000 г. до н.э.), «Позднее железо Луристана II» (900 / 800–750 гг.) и «Позднее железо Луристана III» (750 / 725-650). В это время широкое распространение получили художественные изделия из бронзы и биметаллические изделия – например, мечи и кинжалы с клинками из железа, но бронзовыми рукоятями.

Отметим, что особой прихотливостью форм отличались луристанские боевые топоры. Иногда они и на топоры-то были нисколько не похожи, но это не отражалось на их боевых качествах. Удар «луристанским остроконечным топором», что топорищем, что обухом с торчащими на нем шипами, безусловно, был смертельно опасным. Научились луристанцы и отливать длинные бронзовые мечи, клинки которых для придания им большей прочности проковывались!

Очень оригинальны псалии из Луристана, многие из которых в основе изображенного на них сюжета имели тему «Мастер зверей», то есть на них в центре изображался человек, с двух сторон окруженный подчиняющимися ему животными. Термин этот английский. «Мастер» — на староанглийском означает «господин», «хозяин», «владетель». Именно так, кстати, перевели на русский язык известный роман Стивенсона «Владетель Баллантрэ» (The Master of Ballantrae). Но как назвать человека, которому подчиняются животные?

Как правило, в центре этой композиции имеется отверстие для грызла, а все фигуры располагаются на площадке-основании. Часто «животными» являются крупные козлы (или козы или муфлоновые овцы) или кошачьи, стоящие лицом к лицу друг с другом. В некоторых примерах фигуры являются «демонами», с человеческими чертами, за исключением их больших рогов.

Интересно, что данному мотиву уже более 2000 лет, причем в искусстве Месопотамии он занимал очень важное место. Все фигуры очень стилизованы, и часто вся композиция повторяется внизу, лицами в противоположном направлении. Тела всех трех фигур имеют тенденцию сливаться воедино в середине композиции, там, где имеется отверстие, прежде чем затем снова разойтись.

Другие псалии изображают колесницы, то есть очевидно, что они в Луристане существовали и применялись достаточно широко. Хотя к этому времени верховая езда была уже распространена среди ближневосточной элиты, найти такие псалии можно только в Луристане. Жесткий стержень мундштука, закрепленный в них загнутыми концами, также весьма необычен; в других местах использовались гибкие мундштуки из двух деталей, соединенные между собой посредине.

Сегодня «Луристанские бронзы» желанный предмет для любого музея мира, и, конечно, же богатых коллекционеров. Вне всякого сомнения, их начали подделывать и подделывать уже давно. Однако современные методы спектрографического анализа позволяют подделку распознать, поскольку точно выдержать рецептуру древних сплавов в условиях подпольного производства невозможно. Отметим также, что наши туристические агентства, предлагающие путешествовать по странам и континентам на автобусе, уже проторили дорогу даже в Иран. Поэтому стоит предостеречь наших сограждан от сомнительных приобретений «самых настоящих антиков», чтобы потом у них не было никаких (и, кстати, очень серьезных!) хлопот с нарушением правил вывоза произведений искусства, представляющих собой национальное достояние Ирана!

А теперь давайте посмотрим на образцы «луристанских бронз» из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес (LACMA) в США. Уверен, что это будет интересно и всем ценителям прекрасного и любителям военной истории и истории оружия минувших эпох.

«Луристанские бронзы»

1. Здание музея


2. Бронзовый меч, ок. 900-800 до н.э. Общая длина 45.7 см, длина клинка 35.7 см.


3. Литой бронзовый кинжал или, скорее, меч длиной 52 см, длина клинка 38 см.


4. Северный Иран, ок.1350-1000 гг. до н.э. Бронзовый литой кинжал длиной 41 см, длина клинка 32.2 см.


5. Железный меч, ок. 900-800 гг. до н.э. Длина рукояти 17 см, длина клинка 33.5 см.


6. Прекрасно отлитый и отделанный бронзовый топор, ок. 1500 — 1300 гг. до н.э.


7. Наконечник копья, ок. 1000-550 гг. до н.э.


8. Наконечник копья необычной формы, ок. 1000-825 гг. до н.э. (12.07 x 3.81 см)


9. Черешковый наконечник копья, ок. 1000-825 гг. до н.э. (32.39 x 4.76 см)


10. Листовидный наконечник копья, ок. 700 г. до н.э. (Длина 11.4 см)


11. Навершие булавы, ок. 1350-1000 гг. до н.э. (11.4 x 6.3 cм)


12. Замечательный образец топора, ок. 1350-1000 гг. до н.э. (4.5 x 20.8 cм)


13. Еще один «остроконечный топор этого же времени.


14. Ошипованный остроконечный топор, ок. 1350-1000 гг. до н.э. (6 x 21.8 cм)


15.Более ранний образец топора, но столь же оригинальной формы, ок. 2600-2350 гг. до н.э. (7.5 x 10.8 cм)


16. Топор со сдвинутым относительно втулки топорищем, ок. 2100-1750 гг. до н. э. (4.2 x 15 cм)


17. Кинжал с прорезным навершием, ок. 2600-2350 гг. до н.э. Длина 30 cм, длина клинка 17.2 cм.


18. Типичные луристанские псалии, с мундштуком в виде стержня с загнутыми концами, ок. 1000-650 гг. до н.э.


19. Левая псалия с изображением крылатого барана, ок. 1000 -800 гг. до н.э.


20. Еще один крылатый баран, 1000-650 гг. до н.э.


21. «Воин на колеснице», ок. 1000-650 гг. до н.э.


22. Типичная псалия с сюжетом «Мастер зверей», 1000-650 гг. до н.э.


23. Очень похожая псалия из Кливлендского музея искусств
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    20 января 2019 06:38
    Фотографии -свидетельства высокой культуры народа Древнего Ирана.
    Интересно.
  2. +3
    20 января 2019 10:08
    Наглядно и интересно
    Спасибо!
  3. +3
    20 января 2019 10:35
    Спасибо за статью! Было бы неплохо узнать место добычи металлов.
    1. +1
      20 января 2019 10:56
      Вы как всегда задаете самые интересные и "коварные" вопросы. Ответ такой - не знаю и пока не знаю, как узнать. Олово во всяком случае не местное.
      1. +2
        20 января 2019 11:15
        Я не специально, чесслово! Побывав в Тимне, начал "факультативно" интересоваться металлургией бронзового века. Кстати, захотите написать про месторождение Тимна, поделюсь фотоматериалом, если он устроит Вас по качеству.
        1. +1
          20 января 2019 12:10
          Тимна это долина в Израиле, где обнаружены залежи меди еще эпохи неолита? А почему бы Вам самому не написать. Личные впечатления - всегда ценно. Объем 8000 знаков с пробелами не меньше + фото.
          1. +3
            20 января 2019 12:25
            После поездки я думал об этом, однако, отказался от этой идеи. Доступная мне информация не тянет на обозначенный объем. Все остальное на английском и иврите. Пересказывать же экскурсоводов..... Окрестности Эйлата бедны достопримечательностями и местный турбизнес за уши притягивает любую возможность заинтересовать человека, приехавшего за впечатлениями. Так в их интерпретации долина Тимна - это медные "копи царя Соломона", хотя израильскими же археологами доказано, что к древним евреям разработки этого месторождения не имеют ни малейшего отношения.
    2. +3
      20 января 2019 21:09
      Медь. В Иране сосредоточено 4% мировых запасов медных руд. Крупнейшее медно-порфировое месторождение Серчешме (район Керман), запасы которого 800 млн. т руды, содержание Cu 1,2%.
      Там же арсениды меди альдогонит и домейкит.
      С оловом ситуация сложнее, но оно имеется в горах Кук-и-Бенан и Карададж, а также Астарабад, Табриз и Хорасан. Элам. Афганистан.
      Большие месторождения свинцово-цинковых руд.
      Можно производить любые литейные бронзы - оловянные , оловянно-цинковые, оловянно-свинцовые, оловянно-свинцово-цинковые.
      1. +3
        20 января 2019 21:29
        А железо? Насколько я понимаю технологии того времени требовали присутствия железосодержащей присадки, блокирующей выгорание меди в процессе выплавки. Конечно, интереснее всего логистика древних, но, вероятно, на подобные вопросы не сможет ответить никто.
        1. +3
          20 января 2019 22:14
          Около 40 месторождений железных руд. Чогарт (разведанные запасы 215 млн. т), Чадармалю (410 млн. т), Зеренд (230 млн. т). Притом месторождения самые разные - скарновые и метасоматические, гидротермальные, метаморфогенные, осадочные и связанные с корами выветривания.
  4. +4
    20 января 2019 12:50
    Фреска на Димитровском соборе во Владимире.
    Ничего не напоминает?
    1. 0
      20 января 2019 13:36
      Это Вы очень здорово подобрали. Поздравляю. Очевидно, что сюжет очень древний и переходил из культуры в культуру. Кто-то разрыл древнюю могилу, а там псалии. Кто-то привез в другую страну, как украшение, талисман, кто-то с фантазией увидел... Рассказ "от себя". Так и понеслось...
      1. +1
        20 января 2019 14:56
        "Кто-то" ничего не разрывал и не привозил, а создал сам во 2 тысячелетии до н.э. и звали их арии - предки славян и завоеватели Малой Азии, Иранского нагорья и полуострова Индостан.
        1. 0
          20 января 2019 15:57
          Очевидно, что сюжет очень древний и переходил из культуры в культуру.
          1. +3
            20 января 2019 16:10
            Просто названия этого сюжета очень разные:
            -для Ирана получается повелитель зверей;
            - для России называют вознесение Даждь Бога или вознесение Александра Македонского.
            Наверно этот символ еще древнее - человек и два грифона.
          2. +4
            20 января 2019 20:11
            На Руси сюжет "Вознесение Александра Македонского на небо" восходит к псевдоисторическому греческому роману об Александре Македонском - "История Александра Великого". Создаваться он начал еще до нашей эры, законченную форму приобрел аж к III веку нашей эры. История его сама по себе длинная, поэтому перейдем к грифонам.
            Хотя книга не является историческим сочинением, она была в Древней Руси одним из источников сведений о царе Александре. Известны пять редакций русских «Александрий», относящихся к XII—XIII векам, и русская редакция сербской " Александрии" XV века. При этом история Александра в значительной степени трансформирована в историю о событиях, в которых элементы необычного и чудесного соединены с назидательными рассуждениями. В отличие от исходного эллинистического сочинения славянские варианты "Александрии» имеют выраженный характер средневекового произведения, в котором отражен характерный для средних веков круг интересов и бытующих представлений, связанных, в частности, с эсхатологизмом.
            Соответствующую трансформацию претерпел и сюжет о том, как Александр велел поймать двух громадных птиц и, привязав их к корзине, полетел на небо.
            В средневековой традиции птицы чаще всего заменялись грифонами, что повышало сакральный
            статус изображения. Грифоны с древности воспринимались как психопомпы. В христианской
            традиции грифоны чаще всего символизировали двойную природу Иисуса Христа и поэтому
            нередко изображались в декоре церквей и на ритуальных вещах.
            В русской религиозной традиции сюжет был популярен и как символ сакральности царской власти, как символ духовного преображение человека или как христологический образ, символизирующий вознесение Иисуса Христа.
            1. +1
              20 января 2019 21:35
              Очень интересно, спасибо!
        2. +1
          20 января 2019 19:04
          Цитата: kalibr
          Это Вы очень здорово подобрали. Поздравляю. Очевидно, что сюжет очень древний и переходил из культуры в культуру. Кто-то разрыл древнюю могилу, а там псалии. Кто-то привез в другую страну, как украшение, талисман, кто-то с фантазией увидел... Рассказ "от себя". Так и понеслось...

          Цитата: Оператор
          "Кто-то" ничего не разрывал и не привозил, а создал сам во 2 тысячелетии до н.э. и звали их арии - предки славян и завоеватели Малой Азии, Иранского нагорья и полуострова Индостан.
          Во Владимирской, Ярославской, Костромской области некогда проживал финно угорский народ меря, который имел связи с соседними финоугорскими народами как в поволжье, так и на севере по камскому притоку. Иран вёл торговлю по Каспию, Волге и Каме. В окрестностях Перми и Чердыни находили серебряные чаши эпохи сасанидов, а так же фигурки человеко-зверей(пермский звериный стиль) в связи с чем есть вопрос - кто у кого стиль перенял - пермяки у иранцев стилизовав его баранов и львов ближе к своему восприятию мира с лосями и медведями, или иранцы переняли у пермяков поменяв лосей на баранов. Кстати к вопросу по меди и олову - оно могло быть и из недр гор Уральских, потому как до 80% всех находок сасанидского серебра сосредоточено именно в Пермском крае, стал быть - хорошо торговали. Ну а поскольку фино угры между собой контачили и обменивались, то возможно и фигурка подобная была занесена во Владимирскую губернию и стала прообразом того, что попало на Владимирский собор.Ну это так.......навеяло. recourse
          1. 0
            20 января 2019 21:35
            Не хотите об этом написать?
        3. +2
          21 января 2019 08:44
          Цитата: Оператор
          "Кто-то" ничего не разрывал и не привозил, а создал сам во 2 тысячелетии до н.э. и звали их арии - предки славян и завоеватели Малой Азии, Иранского нагорья и полуострова Индостан.

          Уважаемый Оператор прав, это явный сюжет, характерный для очень древнего мифологчиеского пласта именно индо-арийских народов. Подобные сюжеты есть и у скифов - как раз промежуточное, как территориально, так и хронологически, положение между обитателями древней Арианы (Ирана) и славяно-руссками Восточно-европейской равнины, создавшими барельеф Дмитриевского собора.
          1. +2
            21 января 2019 09:54
            Я бы все таки говорил не об индо-арийских народах, а об ариях - прямых предках славян, в том числе западных. То, что арии завоевали и ассимилировали в культурном отношении население Малой Азии, Иранского нагорья и Индостана, низводит к нулю обратное культурное влияние этого населения на коренные территории первичного расселения ариев.

            Обратное влияние ассимилированного ариями населения на местную культуру Малой Азии, Иранского нагорья и Индостана безусловно было.

            В последнем "Историческом формате" опубликована статья, в очередной раз бьющая по ушам отечественных "историков" - оказывается, что датский хронист Саксон Грамматик еще 800 лет назад в своем 16-томном сборнике скандинавских саг "Деяния данов" черным по белому привел данные о многочисленных конфликтах данов со славянским племенем, жившим в начале первого тысячелетия до н.э. на территории нынешней Калининградской области и носившего имя русции (в скандинавской транскрипции, естественно).

            Т.е. русы не пришли в Порусье в V веке н.э. из более западных областей расселения славян, а были первыми поселенцами на этой территории, гранича на западе со славянским племенем поморян, на востоке с куршами (метисами славян и угрофиннов) и на юге со славянами - лужичанами.

            Плюс недавно опубликована пикатная подробности генотипа современных немцев - выходцев из Восточной Пруссии: их доминантной гаплогруппой (свыше 50%) оказалась арийская/славянская R1a, а первой по значимости минорной гаплогруппой - эрбинская/кельтская R1b, при этом угрофиннская/балтская гаплогруппа N1c1 заняла лишь третье место. Это однозначно свидетельствует, что племя пруссов, покоренное в 13 веке немецкими колонистами - эрбинами, относилось к славянскому этносу, а не к балтскому.
            1. +1
              21 января 2019 11:02
              Серяков Михаил Леонидович. Одиссея варяжской Руси
              https://www.litmir.me/br/?b=267886&p=1
  5. 0
    20 января 2019 16:11
    Цитата: Ua3qhp
    Наверно этот символ еще древнее - человек и два грифона.

    Безусловно!
  6. +3
    20 января 2019 17:28
    Цитата: kalibr
    Кто-то разрыл древнюю могилу, а там псалии. Кто-то привез в другую страну, как украшение, талисман, кто-то с фантазией увидел... Рассказ "от себя". Так и понеслось...

    Маловероятно, предки знали, что обозначает этот символ, иначе не стали бы изображать на стене православного храма.
    1. +4
      20 января 2019 17:47
      Вот еще вариант, не правда ли очень похоже?
      1. +3
        20 января 2019 17:51
        Ссылка на статью откуда взято изображение
        http://mspa7520.ru/grifon-drevniy-slavyanskiy-simvol
        1. 0
          20 января 2019 18:56
          Цитата: Ua3qhp
          Ссылка на статью откуда взято изображение
          http://mspa7520.ru/grifon-drevniy-slavyanskiy-simvol

          Спасибо!
  7. +1
    20 января 2019 21:19
    Цитата: Ныробский
    Во Владимирской, Ярославской, Костромской области некогда проживал финно угорский народ меря

    Первые арии пришли в Карелию и Пермский край (а ранее и во все более южные регионы Русской равнины) 7 тысяч лет назад, первые финно-угры перешли Урал со стороны Азии 3 тысячи лет назад.

    Меря - это метисы коренных ариев и пришлых финно-угров (также как и коми, пермяки, мордва и удмурты).

    Метисов частично вытеснила, частично ассимилировала вторая волна ариев из Приднепровья, Карпат и Полесья уже в нашей эре.
  8. 0
    21 марта 2019 20:57
    Превосходная статья.Спасибо.Отличные фото.Информация полезная.
    Может быть избыток доступного металла +одомашнивание лошади и привело к генезису индоевропейцев на северном Кавказе с продолжением в виде завоеваний?Завоевания невозможны без военной мощи и способа ее эффективного приложения,основанной на мобильности (мет.оружие и лошади).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»