Тайны депортаций. Часть 1. Ингуши и чеченцы

90
Вряд ли кто-то станет спорить, что современная ситуация в межнациональных отношениях на Северном Кавказе сложна, быть может, как никогда прежде. Однако мало кто вспомнит, что истоки бесчисленных пограничных споров, жёстких конфликтов между республиками и отдельными этносами уходят глубоко в историю. В числе главных причин чудовищной напряжённости пресловутого кавказского узла — депортации многих северокавказских народов в середине 1940-х годов.

Несмотря на то, что уже во второй половине 1950-х годов состоялось массовое возвращение репрессированных кавказских народов в родные места, последствия тех депортаций продолжаются сказываться во всех сферах жизни их самих и их соседей из числа тех, кого депортации не затронули. И речь идёт не только о прямых человеческих потерях, но и о настроениях, о так называемом социальном сознании как самих репатриированных, так и их потомков.



Тайны депортаций. Часть 1. Ингуши и чеченцы


Всё это продолжает играть важнейшую роль в формировании на Кавказе националистических, а то и откровенно русофобских устремлений. И они, к сожалению, продолжают охватывать не только местную общественность, но и властные структуры здешних регионов – вне зависимости от их статуса, размера и национального состава населения.

Впрочем, тогдашнее советское руководство возмущал не только и не столько нескрываемый антисоветизм подавляющей части чеченцев, ингушей, ногайцев, калмыков, карачаевцев и балкарцев. С этим оно ещё как-то могло смириться, но за прямое сотрудничество с нацистскими оккупантами отвечать пришлось практически всем. Именно активная деятельность на благо рейха стала главной причиной тогдашних депортаций.

Сегодня уже мало кто понимает, что в 40-е годы тот факт, что депортации, как правило, сопровождались переделом административных границ в регионе, никого не мог смутить по определению. Нормой считалось и вселение в «депортированные» регионы в основном русского населения (местного и из других регионов РСФСР) и частично других соседних этносов. Таким образом всегда пытались осуществить размывание «антирусского» контингента, а параллельно существенно повысить долю населения, лояльного к Москве.

Впоследствии, с возвращением тысяч депортированных местных жителей на этой почве происходили многочисленные межнациональные конфликты, которые, как правило, приходилось подавлять силой, о чём – чуть ниже. В более же широком контексте было фактически положено начало многолетнему процессу формирования у самих «возвращенцев», а вслед за ними и у всего их окружения отношения к СССР и России как к проводникам «русского имперского колониализма», лишь слегка закамуфлированного под интернациональную политику.

Характерно, что саму формулу «русский имперский колониализм» ещё в 70-е годы прошлого века вытащил буквально из исторического небытия руководитель чечено-ингушской редакции «Радио «Свобода» Созерко (Сысорко) Мальсагов. Этот уроженец Терской области — человек поистине удивительной судьбы. Он успел повоевать и за белых в Гражданскую, и в польской кавалерии уже во Вторую мировую, сумел бежать с Соловков, а в подполье во Франции носил характерную кличку Казбек. Его вполне можно назвать одним из главных борцов за права репрессированных народов.


Лагерный мемориал памяти Казбека — Созерко Мальсагова

С точкой зрения Мальсагова удивительным образом корреспондируется оценка последствий депортационной политики действующим и поныне Межнациональным Комитетом по проведению процесса против политики геноцида. Комитетчики, которых создавали вместе ЦРУ и разведка ФРГ, не постеснялись озвучить свою позицию как раз в то время, когда в СССР была оттепель, и уже в основном завершился процесс возвращения:
«Депортации для многих народов Северного Кавказа – это незаживающая рана, не имеющая срока давности. Тем более что возвращение этих народов в исторические очаги своего обитания не сопровождалось компенсациями за колоссальный депортационный ущерб. Скорее всего, советское руководство будет и впредь увеличивать социальную и экономическую поддержку восстановленным национальным автономиям, чтобы как-то сгладить преступные действия депортационного периода. Но национально-историческое самосознание пострадавших народов не забудет случившегося, единственной гарантией от повтора которого является их независимость» (1).


Проблема настроений и симпатий для Кавказа никогда не была простой. Однако по части преобладающих симпатий среди северокавказских народов к нацистским оккупантам весьма характерна справка КГБ СССР, направленная в президиум ЦК КПСС в феврале 1956 года. Приведём здесь только короткую выдержку из неё:
«…сочувствовали приходу оккупантов около половины взрослого населения чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, ногайцев и калмыков. В том числе свыше половины оставшихся в регионе дезертиров Красной Армии тех национальностей. В формируемые оккупантами на Северном Кавказе воинские, охранные части и административные органы вступили большая часть дезертиров и немногим более трети взрослого мужского населения, представлявших те же национальности».


Также в справке указывалось, что «за годы войны 15 чеченцев и ингушей стали Героями Советского Союза, орденами и медалями награждены свыше 1700 военнослужащих-чеченцев и ингушей. На войне в рядах Красной Армии погибли 2300 чеченцев и ингушей. Военнослужащие-чеченцы и ингуши, представители других депортированных в 1944 г. народов отзывались с фронта сперва в трудовые армии, а по окончании войны направлялись в ссылку к соотечественникам в отдалённые регионы страны» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Волго-Вятский регион, Урал, Зауралье).

Впрочем, нельзя не признать, что задолго до депортаций тех же чеченцев и ингушей буквально столкнули в антисоветизм амбициозные, но абсолютно наивные в национальной политике назначенцы из Москвы — руководители регионов. Они сделали это, проведя среди прочего небезызвестную коллективизацию запоздало, но при этом настолько поспешно и грубо, что порой в аулах просто некому было встать во главе коллективных хозяйств.

При этом практически повсеместно ущемлялись права верующих, которых порой репрессировали даже за то, что они где-нибудь не вовремя позволили себе разуться. Не могло не настроить против советской власти и насаждение повсюду парткомов, словно нарочно состоящих из присланных Москвой партработников не титульных для того или иного региона национальностей.

Стоит ли удивляться, что только на территории Чечено-Ингушской АССР за полтора предвоенных десятилетия, с 1927-го по 1941 годы, произошло 12 крупных вооруженных выступлений. В них, по самым скромным оценкам компетентных органов, участвовало в целом свыше 18 тысяч человек. Мелких стычек и перестрелок было просто сотни, стреляли буквально все и везде, где только можно было найти оружие. Прибавьте к этому для более полной оценки тех самых «настроений и симпатий» нередкие факты экономического саботажа, укрывательства зарубежной разведывательной агентуры, публикацию и распространение антисоветских листовок и литературы.

Когда же на Кавказ пришла война, уже в январе 1942 года в Чечено-Ингушетии под эгидой абвера и его турецких коллег (МITT) была создана антисоветская «Партия кавказских братьев». Она объединила представителей 11 народов региона, причём с заведомым исключением русских и русскоязычных. В политической декларации этой «партии» провозглашались «достижение национальной независимости, борьба с большевистским варварством, атеизмом и русским деспотизмом». В июне 1942 года эта группировка была переименована уже с участием германских оккупационных властей в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев». Судя по всему, скрывать или как-то камуфлировать прямую связь с НСДАП уже не было никакой необходимости.

Другой крупной антисоветской группировкой на территории Чечено-Ингушетии стала созданная абвером ещё в ноябре 1941 года «Чечено-горская национал-социалистическая организация». Под руководством Майрбека Шерипова, бывшего директора Леспромсовета Чечено-Ингушской республики и первого замглавы Плановой комиссии республики. Разумеется, до того — члена ВКП(б).

Выявление и репрессии против советских кадров, разведчиков и подпольщиков, показательные акции «устрашения», разнузданная ксенофобия, а особенно русофобия, принуждение к «добровольным» сборам ценностей для германских войск и т.п. — визитные карточки деятельности обеих группировок. Весной 1943 года намечалось их объединение в общерегиональную «Горско-Чеченскую администрацию» под контролем разведок Германии и Турции. Однако историческая победа под Сталинградом вскоре привела к разгрому оккупантов и на Северном Кавказе.

Характерно, что на протяжении всего периода частичной оккупации Кавказа, как впрочем, и после этого, Берлин и Анкара (хоть Турция в войну и не вступила) чрезвычайно активно соперничали за решающее влияние в любых марионеточных, но в первую очередь в мусульманских или же промусульманских группировках как на Северном Кавказе, так и в Крыму. Они даже попытались влиять на национальные автономии Поволжья, хотя реально руки дотянулись лишь до Калмыкии, как известно, буддистской.

Так или иначе, но означенные события и факты привели к решению Москвы о депортации чеченцев и ингушей в рамках операции «Чечевица» 23-25 февраля 1944 года. Хотя с учётом известной этноконфессиональной, да и психологической специфики чеченцев и ингушей целесообразнее было бы тщательное разбирательство ситуации в Чечено-Ингушской АССР в военный период. Тем более, памятуя о создании антирусского подполья в Чечне сразу после частичного отселения в другие регионы России приверженцев имама Шамиля (в 1858-1862 гг.). Но в Кремле тогда предпочли «глобальный» подход…


Из-за острого дефицита документов историки из разных республик до сих пор спорят, какая из депортаций изображена на той или иной фотографии

В ходе операции было выселено около 650 тысяч чеченцев и ингушей. В ходе выселения, перевозки депортированных – 177 эшелонов грузовых вагонов — и в первые годы после него (1944-1946 годы) погибли примерно 100 тысяч чеченцев и почти 23 тысячи ингушей — каждый четвёртый из обоих народов. В этой операции участвовали свыше 80 тыс. военнослужащих.

Взамен двуединой Чечено-Ингушской автономии была создана Грозненская область (1944-1956 гг.) с включением в неё ряда районов тоже бывших Калмыкии и нескольких районов Северного Дагестана, что обеспечило прямой выход этой области к Каспийскому морю. Ряд районов бывшей Чечено-Ингушетии тогда же передали Дагестану и Северной Осетии. И, хотя большинство из них впоследствии, в 1957-1961 годах, вернули в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР, другие районы, оставшиеся в Дагестане (Ауховский) и Северной Осетии (Пригородный) до сих пор остаются конфликтными. Первый — между Ингушетией с Северной Осетией, второй — между Чечнёй и Дагестаном.



Одновременно в Грозненскую область массово «внедрялся» русский и русскоязычный национальный элемент. Это практически сразу привело к целой серии межнациональных столкновений, большинство конфликтов случилось уже в конце 50-х годов. Тем временем послесталинское руководство страны и полностью обновлённые местные органы почему-то считали, что умерить политические, да и психологические последствия депортации вполне можно за счет так называемого секвестра. Секвестра прав, возможностей местных народов, а также за счёт наращивания самой численности русских и русскоязычных в Чечено-Ингушской АССР.

В результате напряжённость только нарастала, и уже в конце августа 1958 года в Грозном потребовалось военное подавление массовых демонстраций. Однако подавлены были отнюдь не выступления ингушей или чеченцев. Жёстко подавить было решено демонстрантов русской и украинской национальности, которые осмелились протестовать против их социально-экономической и жилищной дискриминации по сравнению с возвратившимися и возвращаемыми чеченцами и ингушами.

Сотни демонстрантов, блокировав здание Чечено-Ингушского обкома КПСС, требовали выхода к ним партийных чиновников и разъяснения от них политики в этом регионе. Но тщетно: после нескольких предупреждений войскам был отдан приказ стрелять на поражение, и «подавление» состоялось. Из-за применения военной силы в Грозном тогда погибло и пропало без вести более 50 человек.

А ведь причина русской демонстрации была, что называется, буквально на поверхности. Ведь чеченцев и ингушей в связи с восстановлением в 1957 году Чечено-Ингушской АССР начали безо всяких на то оснований, кроме самого факта «возвращения», прописывать в городские квартиры и сельские дома русских и украинцев в регионе. Вдобавок последних внезапно стали увольнять с работы и трудоустраивать на худших условиях, в том числе и в других регионах СССР, а взамен – предоставлять высвободившиеся рабочие места чеченцам и ингушам.

Эксцессы той же направленности в Чечено-Ингушетии, хотя и с меньшим градусом противостояния, когда обошлось без войск, случались и в 1963, 1973 и 1983 годах. Рабочие и инженеры русской национальности, коих здесь было большинство, требовали равной с чеченцами и ингушами оплаты за свой труд и одинаковых с ними жилищно-бытовых условий. Требования пришлось хотя бы частично удовлетворить.

Примечание:
1. «Свободный Кавказ» // Мюнхен-Лондон. 1961. №7.
90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +30
    14 января 2019 05:54
    Про "внедрение русского национального элемента" в Грозненскую область прочёл.
    А про передачу Хрущёвым Наурского и Шелковского районов Ставропольского края в состав Чечено-Ингушетии 1957 году и Лениным Надтеречного в 1921 году не прочёл ничего. Странная статья. Некоторые подробности: www.jiteli-yuga.ru/sobytiya-i-fakty/na-stavropole-kazaki-prosyat-vernut-otdannye-chechne-zemli/
    1. +48
      14 января 2019 07:25
      Про многое в статье не упомянуто сознательно.
      Попросту при СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ эти народы стали жить много лучше, сытнее и при медицине, а рождаемость осталась прежней, вот и расплодились. На Северном Кавказе презрение к труду ДО СИХ ПОР культивируется, вот и стали в меру своего понимания бандитствовать, слушая про абреков и прочих скотокрадов. Тем более клановые традиции способствовали *разделению труда*, одни грабили и убивали, другие сбывали краденное, другие подкармливали, кого просунули во властные структуры *прикрывали* родственников - бандитов.
      А самое страшное это уверенность *малых но гордых* народов что их не тронут. Это у англосаксов в традициях вырезать любых несогласных самыми зверскими способами.
      Ещё в РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ всех этих бандитов прощали и пытались сделать вменяемыми, потом няньчились в СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ.
      Сложно судить РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ и СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ за мягкость в отношении бандитов и членов их семей. Но это порождает уверенность в безнаказанности.
      1. +29
        14 января 2019 08:13
        Цитата: Алексей Подымов, Артём Алексеев
        В ходе операции было выселено около 650 тысяч чеченцев и ингушей. В ходе выселения, перевозки депортированных – 177 эшелонов грузовых вагонов — и в первые годы после него (1944-1946 годы) погибли примерно 100 тысяч чеченцев и почти 23 тысячи ингушей
        Цифра настолько несуразно неправдивая, что решил проверить - откуда она взялась. Оказалось - из википедии. Нехорошо. Серьёзные, даже на самую малость, люди в таких случаях педиями не пользуются. Википедия по своему смыслу - источник недостоверный. Кадыров, например, говорил, что при переселении погибло аж 54% от всей численности народа. Однако, это не так. Во время депортации умерло около 1.250 ингушей и чеченцев, ещё 50 было застрелено при эксцессах. К 1.01.1953 общее количество выселенных чеченцев и ингушей сократилось на 90 тыс., НО 33 тыс. из этой цифры надо исключить как дважды учтённых, ещё 7 тыс. были освобождены. Т.е. общая численность депортированных чеченцев и ингушей сократилась на 50 тыс. человек. Эти цифры со ссылками на ГАРФ приводятся в книге военного историка И.Пыхалова "За что Сталин выселял народы". Все ли они там умерли или кто-то сбежал, или уклонился от переписи - вопрос. В дальнейшем это население стало там расти.
      2. -17
        14 января 2019 09:00
        Цитата: василий50
        А самое страшное это уверенность *малых но гордых* народов что их не тронут. Это у англосаксов в традициях вырезать любых несогласных самыми зверскими способами.
        Ещё в РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ всех этих бандитов прощали и пытались сделать вменяемыми, потом няньчились в СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ.

        Категорически невозможно называть целые народы бандитами.
        Только суд определяет, кто конкретно является преступником.
        1. +16
          14 января 2019 09:21
          Категорически невозможно называть целые народы бандитами.

          Безусловно вы правильно говорите.Но нужно учитывать и исторические реалии.
          В свое время вайнахский народ разделился на чеченцев и ингушей. А почему?
          А потому, что часть народа приняла требование русского царя ( ингуши): жить в мире с соседями , перестать заниматься разбоями и грабежами, набегами на соседние селения. А другая часть ( чеченцы) сказала, что будет жить как и прежде. Таким образом народ разделился на две части, а у чеченцев появилась поговорка " Хуже, чем ингуш.", и началась Кавказская война.
          1. +5
            14 января 2019 11:24
            Цитата: слава1974
            Безусловно вы правильно говорите.Но нужно учитывать и исторические реалии.

            реальности таковы, что многие десятки тысяч военных преступников (дезертиров, перебежчиков, предателей, пролицаев и пр) из этих народов не ответили по законам военного времени за свои преступления. а всего лишь ....уехали на поселение. belay

            Русских за эти же дела-расстреливали и сажали беспощадно.
            .
            А не осужденны-значит- невинны. Это-нормально?
            1. +29
              14 января 2019 13:39
              Цитата: Ольгович
              реальности таковы, что многие десятки тысяч военных преступников (дезертиров, перебежчиков, предателей, пролицаев и пр) из этих народов не ответили по законам военного времени за свои преступления. а всего лишь ....уехали на поселение.

              Русских за эти же дела-расстреливали и сажали беспощадно.

              Что-то я Вас не понимаю, Ольгович. То Вы стенаете о миллиардах репрессированных врагов народа, то ратуете за расстрел львиной доли взрослых мужчин целого этноса...

              За три года войны из рядов РККА дезертировало 49 362 чеченца и ингуша, еще 13 389 уклонились от призыва, что в сумме составляет 62751 человек. Погибло же на фронтах и пропало без вести (а в число последних входят и перешедшие к противнику) всего-навсего 2300 человек. Вдвое меньший по численности бурятский народ, которому немецкая оккупация никак не грозила, потерял на фронте 13 тысяч человек, а в полтора раза уступавшие чеченцам и ингушам осетины потеряли почти 11 тысяч. На тот же момент, когда был опубликован указ о переселении, в армии находилось лишь 8894 человека чеченцев, ингушей и балкарцев.

              Если бы советская власть поступила по закону, то пришлось бы расстрелять 62751 человек. Само существование чеченов оказалось бы под вопросом. Это раз. А во-вторых, Вы же первый, кто заголосил бы о жестокости Советов.
              1. -4
                15 января 2019 09:05
                Цитата: McAr
                Что-то я Вас не понимаю, Ольгович. То Вы стенаете о миллиардах репрессированных врагов народа, то ратуете за расстрел львиной доли взрослых мужчин целого этноса...

                Я ратую за ЗАКОН, единый для всех и каждого.
                Если человек дезертир, перебежчик - под суд и к стенке. Какая разница-русский он или еврей? ЧТО Вам непонятно?
                Десятки же тысяч высланных изменников -ИЗБЕЖАЛИ этого заслуженного наказания. По-Вашему-это нормально?
                Зато умерли в пути и ссылке тысячи ничего не совершавших детей.
                Цитата: McAr
                Если бы советская власть поступила по закону, то пришлось бы расстрелять 62751 человек. Само существование чеченов оказалось бы под вопросом. Это раз

                Русских предателей расстреляли на порядок больше и-никаких законов о репрессированных народов о них нет. Потому что-ПО ЗАКОНУ сделано и претензий нет и быть не может. Это раз.
                Цитата: McAr
                А во-вторых, Вы же первый, кто заголосил бы о жестокости Советов.

                belay fool
                С какого перепугу? Осужденный изменник должен был получить заслуженную кару, независимо от национальности. Но-НЕ получил, а прожил спокойно жизнь,. Абсурд. Абсурд Вашей системы беззакония.
                1. +4
                  15 января 2019 09:25
                  Цитата: Ольгович
                  Я ратую за ЗАКОН, единый для всех и каждого.

                  За закон какого класса ратуете? Право есть воля господствующего класса возведенная в закон.

                  Да, по закону дезертиры и предатели подлежали расстрелу. Но их советская власть пожалела, потому как это могло оказаться смертельным для целого этноса.

                  Я категорически с Вами согласен - советская власть порой была до глупости гуманной. Слишком многих пожалела. Потому и случилась контрреволюция 90-х, откат назад. И теперь мы, как страна, обречены плестись в хвосте цивилизации и прогресса "доедая" остатки сделанного в советскую эпоху.
                  1. 0
                    15 января 2019 14:40
                    Цитата: McAr
                    За закон какого класса ратуете?

                    вы на каком-то другом языке говорите: в СССР было единое Законодательство для ВСЕХ граждан , предусматривающее ответсвенность за измену Родине.
                    Цитата: McAr
                    Да, по закону дезертиры и предатели подлежали расстрелу. Но их советская власть пожалела, потому как это могло оказаться смертельным для целого этноса.

                    Ага, изменников "пожалела", а тысячи сосланных детей--нет. fool

                    Ваши выдумки не интересуют: Нет такого ни в одном документе.

                    И смертельного, кстати, не было ничего: в тысячах русских деревень из мужчин не вернулся вообще почти никто.
                    Цитата: McAr
                    Я категорически с Вами согласен - советская власть порой была до глупости гуманной. Слишком многих пожалела. Потому и случилась контрреволюция 90-х, откат назад.


                    А сколько еще надо было зачистить-для полного счастья?
                    И так зачистили столько, сколько никто, никогда и нигде. И все-мало.... request
      3. +1
        14 января 2019 11:13
        Цитата: василий50
        Сложно судить РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ и СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ за мягкость в отношении бандитов и членов их семей. Но это порождает уверенность в безнаказанности.

        О как?! Как, что не то так вспоминаем Российскую Империю! За себя самих отвечать ну никак неохота! Ну давайте пару слов о Северном Кавказе во времена Российской Империи. Делопроизводство велось как на русском так и на арабском языках. Русская администрация Кавказ не пыталась русифицировать и христианизировать. Однако руководство было именно русским. Сохранялись обычаи за счет открытия национальных школ. Однако исторические противоречия между казаками и горцами оставались. И после поражения Шамиля мюридизм не исчез окончательно. Росло население Северного Кавказа, что обостряло земельный вопрос. На этом большевики и сыграли впоследствии. Однако до 1917 года процесс оставался вполне контролируемым. В 1917 году после февральских событий в Чечне и Дагестане появляются свои духовные лидеры. Падение самодержавия моментально было воспринято, как сигнал к антирусским настроениям. В октябре уничтожаются 170 русских, молдавских и немецких поселений в Северном Дагестане. Переворот 1917 года Терские и Кубанские казаки не признают. А вот большинство горцев принимает на ура! Под льстивые большевистские лозунги о передачи земли и автономии встает даже часть мусульманского духовенства. Уже в 1918 году осуществляется выселение 4 казацких станиц Сунжи и передача их земли ингушам. В Осетии под большевистским руководством организуется группа "Кермен" требующая передачи казацкой земли горской бедноте. Чеченцы и ингуши поддержали большевиков очень активно из желания покончить с терскими казаками их давними врагами. Имам Узун хаджи Салтинский призывает дагестанские народы сотрудничать с большевиками. Справедливости ради надо сказать, что горская знать в большинстве белое движение поддержала. Воевала в добровольческой армии Деникина, полку Недели и карачаевском дивизионе. Впрочем массовая поддержка кавказцев была оказана именно большевикам проводивших настоящий геноцид казаков, раздававших обещания раздачи земель и автономий кому и как угодно. Так что зикр танцевали под красными знаменами, господа! Однако, как водится у коммунистов обещать не значит жениться! Опора на национальные окраины и раздача слонов аборигенам закончилась сразу, как только большевики почувствовали себя увереннее. Уже в 1920 были расстреляны представители шариатской монархии и горская сказка закончилась! Начался передел и перекраивание границ ... В руководство новообразований в отличии от Российской Импрерии вводятся местные сторонники большевиков, но ситуацию это уже не спасает. Горцы чувствуют себя обманутыми в "лучших" чувствах. Дальше происходит так, как написано в статье. Единственно, что хочется добавить так это то, что многие кавказцы и другие представителя народов например крымских татар действительно геройски воевали в Красной армии. Были героями Советского Союза и орденоносцами. Да большинство было на другой стороне. но зачем же было выселять без разбору?! Принцип коллективной ответственности? Ну так вот к чему приводят такие принципы!
      4. +16
        14 января 2019 12:42
        Цитата: василий50
        Про многое в статье не упомянуто сознательно.
        Попросту при СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ эти народы стали жить много лучше, сытнее и при медицине, а рождаемость осталась прежней, вот и расплодились. На Северном Кавказе презрение к труду ДО СИХ ПОР культивируется, вот и стали в меру своего понимания бандитствовать, слушая про абреков и прочих скотокрадов. Тем более клановые традиции способствовали *разделению труда*, одни грабили и убивали, другие сбывали краденное, другие подкармливали, кого просунули во властные структуры *прикрывали* родственников - бандитов.

        Ахеджакова с Вами бы явно не согласилась если бы она прочитала статью, то потоку слёзных раскаяний не было бы предела. crying
        А теперь риторический вопрос: идёт страшная война, а Ставка вместо того чтобы целую армию отправить на фронт, бросает её на операцию "Чечевица". Тоже самое можно сказать про сотни эшелонов, которые ой как ждали фронты с продовольствием, боеприпасами, военной техникой... От хорошей жизни так Ставка поступила?
        Риторический ответ: чтобы покончить у себя в тылу с "партизанами" ("лесные братья" , бандеровцы, кавказские банды...) , то нужно лишить их поддержки населения. Чтобы сделать это, нужно население это ликвидировать. Немцы это делали буквально - выжигали целые районы (в Белоруссии например). Есть человеческий способ - население это (прибалтов, западенцев, чеченцев, ингушей...) переселить. Вот и весь ответ, третьего не дано. Конечно, дров тогда было наломано много, но, как говорил Жиглов, наказания без вины не бывает.
        1. -17
          14 января 2019 18:54
          "Конечно дров тогда наломано много" - сидит вот такой эксперт на теплом диване условно с бутылкой пива и говорит про дрова. Тебя бы в эту мясорубку и чтобы в итоге почти подох где нибудь в казахстанской степи и дети твои и родственники .... вот бы тогда бы и говорили.
          1. +3
            18 января 2019 22:07
            Цитата: Rodo
            Тебя бы в эту мясорубку и чтобы в итоге почти подох где нибудь в казахстанской степи и дети твои и родственники .... вот бы тогда бы и говорили.

            Если бы допустим Rodo тих и кроток, но его брат , свояк и отец бандитствуют, являются членами подпольной террористической организации, а государство воюет, и надо тушить пожар а не разбираться вначале кто чиркнул спичкой, нет времени и сил. То в интересах государства, и его граждан всю семейку Rodo, надо наказать. Переселить, пусть дохнут мрази в казахстанской степи. Не велика потеря. Интересы честных граждан и государства важнее. Солидарная ответственность. Практика современного Израиля. Говорят достаточно эффективно. Срыть дом семьи террориста бульдозером. Пускай живут родственнички на улице.
      5. -17
        14 января 2019 17:19
        Так пусть бы и жили сами по себе. Чего вы их трогаете уже почти два столетия "благодетели" хреновы.
        1. +8
          14 января 2019 18:43
          Цитата: Rodo
          Так пусть бы и жили сами по себе. Чего вы их трогаете уже почти два столетия "благодетели" хреновы.

          "Железная логика" good drinks Если бы в Истории каждое племя, которое прикрывало своё причинное место фиговым листком, не трогали, то тогда не было бы государств. Это же элементарная диалектика. Тогда подскажите, кто эти малые нации должен "трогать" (аварцев, лезгинов, кумыков, ногайцев и прочих прочих...). Всем дать государственность? - то тогда Люксембург покажется гигантским государством. Либо пусть "трогают" другие державы? Или, что вы хотите сказать вашим популистским постом? request
          1. -22
            14 января 2019 18:49
            Вы уже северные народы облагодетельствовали. Полуспились полуразбежались. Больше всего возмущает эта вот "благодетели", "мы же братья" "мы один народ" и прочая хрень. Была империя и сейчас очередной царек о ней мечтает. Только вот другие народы ну не хотят в такую "дружбу". Трудно понять?
            1. +11
              14 января 2019 19:49
              Цитата: Rodo
              Была империя и сейчас очередной царек о ней мечтает. Только вот другие народы ну не хотят в такую "дружбу".

              Хорошо, чечены не желают в империю. Вопрос- А что в таком случае маленькие, но гордые делают в России ? И не один же и не два..
              1. -9
                17 января 2019 12:02
                Ну так сделали бы с ними полноценную границу и все и пусть бы жили как могут. Но для господина путина это же не приемлемо было. И этому виной его имперские устремления. Лучше бы "поднял с колен" страну не в войнах а в экономике а то вон какая территория а вообще не развита как в еще советском анекдоте " с голой жопой но с дубинкой".
                1. +4
                  17 января 2019 18:55
                  Цитата: Rodo
                  Ну так сделали бы с ними полноценную границу и все и пусть бы жили как могут.

                  Чтобы завтра на этой границе появились бы "наши партнеры" ?
            2. +5
              17 января 2019 12:05
              Цитата: Rodo
              Вы уже северные народы облагодетельствовали. Полуспились полуразбежались. Больше всего возмущает эта вот "благодетели", "мы же братья" "мы один народ" и прочая хрень. Была империя и сейчас очередной царек о ней мечтает. Только вот другие народы ну не хотят в такую "дружбу". Трудно понять?
              -вы это Ирландцам скажите или Баскам...Их немножко другие государства уговаривали-"НЕ разбегаться в разные стороны!!!!!!"....
              1. -7
                17 января 2019 12:13
                Я уже устал писать)) Они не пытались казаться "благодетелями" и когда другие не признают то еще и обижаться на это))
                1. +2
                  17 января 2019 12:33
                  Цитата: Rodo
                  Я уже устал писать)) Они не пытались казаться "благодетелями" и когда другие не признают то еще и обижаться на это))
                  -т.е. надо было делать как они в Ольстере например?Дернулся-шлепнули и все на этом?
                  1. -7
                    17 января 2019 12:37
                    Вы не слышите а скорее не хотите. Они были захватчики я не спорю. Но дружбой и.т.д. не прикрывались))
                  2. -7
                    17 января 2019 12:39
                    А что в Росс империи восстания не подавлялись при том кроваво? Нет? Тот же Суворов кровушкой полили ныне беларуские земли. Так что все империи одинаковы.
        2. +12
          14 января 2019 21:26
          Ну как бы они первыми начали "трогать" славян.Набеги,грабежи,убийства...Это требовалось жёстко пресечь.Кавказ уговоров не понимает-только силу.Вы ещё начните оплакивать Крымское ханство с его набеговой экономикой основанной на грабеже и работорговле.Что,нужно было "понять,простить и отпустить"?"Они так веками жили,у них так принято...".Ну так пусть бы и грабили друг дружку,вырезая целыми аулами.Так нет,они считали русских "законной добычей"!За что и огребли...
          1. -9
            17 января 2019 12:05
            А славяне работорговлей не занимались?))) Тогда этим занимались все). Я и написал что поставили бы границу и пусть себе бы варились .... но там же нефть!!! Вот в чем беда то. а как ее отдать? ... так?
        3. +8
          14 января 2019 22:56
          Цитата: Rodo
          Так пусть бы и жили сами по себе. Чего вы их трогаете уже почти два столетия "благодетели" хреновы.

          Расскажу, как другие ваши "благодетели" распоряжались нациями.
          Кучины, коюконы, ингалики, танаина, танана, небесна, атна, слейви, тличо, чипевайан, часть кри, инну, гуроны, ирокезы, оджибве, оттава, майами, могикане, делавары, шауни, чероки, чокто, чикасо натчез, крики, семинолы, шайенны, команчи, пауни, сиу, арапахо, кайова,тлинкиты, цимшианы, хайда, нутка, квакиутли, береговые сэлиши,апачи, навахо, пуэбло,хопи, зуни , пима, папаго...
          Где эти нации? - не подскажете? Нацисты в Белоруссии просто отдыхают! Продолжайте воздыхать на своих кумиров англо-сакцев дальше...
          1. -8
            17 января 2019 12:07
            Согласен. Только англо-саксы не лезли с "дружбой" и "братья")) И причем здесь Беларусь?
            1. +3
              20 января 2019 03:14
              Меня всегда удивляют упыри,которые пишут и думают по-русски, но ненавидящее всё русское! Цээуропеец моя!
      6. 0
        15 января 2019 18:01
        Я конечно дико извиняюсь но в конце 80х начале 90х Чеченци были лучшими мастерами строителями. Но на Рублевке знаю пару участков где владелец наш зыбыковал и порешал через ментов не заплатив честно заработаное! Сгорели до тла! Самое главное что полностью под ключ готовые домики. И тупо из за жлобства цена вопроса для владельца было порядк 5 штук убитых енотов. Но дать штукарь ментам им казалось более дешовым вариантом.
        П.С. При царе Шамиля приняли и не сильно там на кавказе строили свои порядки. Ну а автор правильно заметил попытка русификации не удалась. А переселение православных в дома выселенцев это вообще нонсенс. Как там в библии? Не пожелай жены ближнего своего? Ну там где лежат предки народа который жил там веками это просто автомвтическое устройство смертоубийства в будущем!
        П.С. Кстати на западной Украине выселяли также целыми селами. Поэтому и отношение чоответственное.
        1. -5
          17 января 2019 12:08
          Ну вот хоть один трезвый взгляд.
      7. -2
        21 января 2019 02:59
        Цитата: василий50
        Про многое в статье не упомянуто сознательно.
        Попросту при СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ эти народы стали жить много лучше, сытнее и при медицине, а рождаемость осталась прежней, вот и расплодились. На Северном Кавказе презрение к труду ДО СИХ ПОР культивируется, вот и стали в меру своего понимания бандитствовать, слушая про абреков и прочих скотокрадов. Тем более клановые традиции способствовали *разделению труда*, одни грабили и убивали, другие сбывали краденное, другие подкармливали, кого просунули во властные структуры *прикрывали* родственников - бандитов.
        А самое страшное это уверенность *малых но гордых* народов что их не тронут. Это у англосаксов в традициях вырезать любых несогласных самыми зверскими способами.
        Ещё в РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ всех этих бандитов прощали и пытались сделать вменяемыми, потом няньчились в СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ.
        Сложно судить РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ и СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ за мягкость в отношении бандитов и членов их семей. Но это порождает уверенность в безнаказанности.

        Россия распадётся также как и СССР .Дело времени +48 плюсов такому бреду ,просто дело времени .И сделают это русские также как и было с СССР .
  2. +23
    14 января 2019 06:31
    Весьма слабо показан период перед войной, какие-то обрывки во время войны. Статья поверхностная. Нужно давать материал посильнее и помасштабнее, как то -
    - Массовое дезертирство чеченцев и ингушей: всего за три года Великой Отечественной войны из рядов Красной Армии дезертировало 49362 чеченца и ингуша, еще 13389 «доблестных горца» уклонились от призыва (Чуев С. Северный Кавказ 1941-1945. Война в тылу. Обозреватель. 2002, №2).
    Например: в начале 1942 года при создании национальной дивизии, удалось призвать лишь 50% личного состава.
    Всего в Красной Армии честно служило примерно 10 тысяч чеченцев и ингушей, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи человек. А более 60 тыс. их сородичей уклонились от выполнения воинского долга.
    1. -22
      14 января 2019 17:21
      Какого "долга"? )) Перед кем?
  3. -4
    14 января 2019 06:39
    Цитата: Николай С.
    Странная статья.


    не то слово(((

    Автор пишет - "" Именно активная деятельность на благо рейха стала главной причиной тогдашних депортаций. ""

    Все вроде правильно - в документах так и писали - переселяем потому что эти народы активно сотрудничали с немцами!
    НО!
    Выселение начали проводить калмыков и прочих чеченцев - ПОСЛЕ того как территории где немцев в глаза вообще то не видели толком - ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ этих территорий и выселяли ТОЛЬКО некоторые народы Кавказа!
    И нохчи практически под окупацией НЕ БЫЛИ..

    Т..е. главная причина не в том что нохчи "сотрудничали" с немцами. По таким причинам надо было ВСЕХ западенцев выселять после освобождения территорий Западной Украины но ЭТОГО никто не делал!
    Да, среди нохчей ПОЛОВИНА их призываемых уходила в горы дезертирами и бандитствовали в горах убивая прежде всего тех же раненых в госпиталях, или тупо отсиживались в своих дальних аулах но ПОЛОВИНА ЧЕСТНО воевала в РККА и КА!
    Авторы сами указали причины выселения но не поняли главного - почему это произошло ПОСЛЕ того как немцев выгнали с Кавказа))

    А все просто - дело не столько в "сотрудничестве" с немцами а точнее с разведками Германии и Турции отдельных наций . Этим промышляли и прочие нации на Кавказе а их там десятки)))

    Но вот на ТОТ момент среди конкретно нохчей НЕ ОКАЗАЛОСЬ - СРЕДИ их "элиты" - тех кто мог бы остановить своих шайтанов!!! Ну не оказалось среди нохчей на тот момент Кадыровых!!
    В других народах их старейшины дали гарантии что бандиты и дезертиры в горах будут нейтрализованы самими этими народами а среди нохчей на ТОТ момент таких авторитетов не оказалось! Оказалось что среди "элиты" нохчей на тот момент были как раз пособники бандитов и дезертиров - потому что они родственниками были в том числе!!!

    И чего авторы не показали - ПОЧЕМУ выселение было ПОСЛЕ ухода немцев и при том что реально агентура немцев - сотрудники Абвера того же были арестованы .. И тут все просто - регион был НЕФТЯНОЙ!!
    По дороге на Ростов шли нефтепродукты в центральную Россию. В Грозном шла переработка ВСЕГДА НЕФТИ и имено НЕФТЬ и была главной причиной выселения!!! Именно ЭТИМ не могли рисковать в Москве в ТЕ дни!!!
    Проще было выселить мирное население - кормовую базу боевиков - которые хоть часть немецкой агентуры и выловили - представляли в ТЕ дни опасность!!!

    Ну а объяснение в официальных доках что выселяют их за "сотрудничество" с немцами - не боле чем лирика военых дней - другим в назидание - что еще под оккупацией немцев были и активно сотрудничали с ними ..

    Но когда немцы ушли со всей территории ССР НИКАКИЕ народы реально АКТИВНО сотрудничавшие с немцами и пр. - НЕ ВЫСЕЛЯЛИСЬ вообще!!!
    Т..е. ГЛАВНАЯ причина выселения ОТДЕЛЬНЫХ народов Кавказа это НЕФТЬ Кавказа и то что у отдельных народов не нашлось своих кадыровых - способных усмирить своих шайтанов..
  4. -9
    14 января 2019 07:00
    В ходе операции было выселено около 650 тысяч чеченцев и ингушей. В ходе выселения, перевозки депортированных – 177 эшелонов грузовых вагонов — и в первые годы после него (1944-1946 годы) погибли примерно 100 тысяч чеченцев и почти 23 тысячи ингушей — каждый четвёртый из обоих народов.

    Таким образом, десяти тысяч действительных военных преступников были освобождены от суда и расстрела, ограничившись лишь ссылкой, а погибли, в основном, при переселении не они, а невиновные дети и женщины. именно это и не могут простить. А был бы суд и наказание КОНКРЕТНЫХ преступников-и не было бы сегодня ни обид, ни проблем переселенных народов.

    Жёстко подавить было решено демонстрантов русской и украинской национальности, которые осмелились протестовать против их социально-экономической и жилищной дискриминации по сравнению с возвратившимися и возвращаемыми чеченцами и ингушами.

    Бездумная, грубая национальная политика, приведшая к исходу русского населения с Кавказа-уже тогда бежали десятки тысяч, потом прдолжлось в 90-е.

    А ведь была же до ВОРа там Терская область, где спокойно и мощно развивалось, росло русское население в довольно мирном существовании с местными народами. которые вовлекались в общую жизнь и интересы Империи.

    Кто теперь помнит, что всего сто лет назад, в Чечне была мощная русская чечня, уничтоженная в угоду красным горцам?
    1. +3
      14 января 2019 19:51
      Цитата: Ольгович
      А был бы суд и наказание КОНКРЕТНЫХ преступников-и не было бы сегодня ни обид, ни проблем переселенных народов.

      Да и самих народов бы этих не было.
  5. +5
    14 января 2019 07:58
    жалко что мало уничтожили, ну совсем мало.
  6. +14
    14 января 2019 08:01

    Из-за острого дефицита документов историки из разных республик до сих пор спорят, какая из депортаций изображена на той или иной фотографии
    А почему тогда не привлечь экспертов? На нижнем снимке чётко и ясно просматривается автомобиль ЗиЛ-164 начало выпуска октябрь 1957 года, он явно отличается
    от ЗиС-150 который имел горизонтальные брусья облицовки радиатора. Про странность статьи писали уже комментаторы
    1. +8
      14 января 2019 08:41
      Да, с фото у автора нестыковка вышла - даже если это ЗиС-150, то он выпускался лишь с 1947 года, а основные депортации - 1944 год.
    2. +5
      14 января 2019 10:29
      Третий автомобиль похож на Газ 51 . Начало выпуска 1946-1947 года . И первый на мой взгляд однозначно Зил 164 .
      1. +7
        14 января 2019 12:23
        Цитата: Кузнец 55
        Третий автомобиль похож на Газ 51 .

        Цитата: Кузнец 55
        Третий автомобиль похож на Газ 51 .

        Это точно Газ-51, причём выпуска после восстановления Запорожского металлургического комбината, до этого Газ-51выпускался с деревянной кабиной, так как только этот комбинат выпускал тонкий лист для автомобильной промышленности.

        Выпускались такие машины где-то до середины 1950-х годов.
    3. +1
      17 января 2019 15:40
      Цитата: амурец
      А почему тогда не привлечь экспертов? На нижнем снимке чётко и ясно просматривается автомобиль ЗиЛ-164 начало выпуска октябрь 1957 года, он явно отличается

      от ЗиС-150 который имел горизонтальные брусья облицовки радиатора. Про странность статьи писали уже комментаторы


      Верно, первым стоил ЗИЛ-164, за ним ЗИС-150 (либо его "папа" International KR11 что маловероятно), а третьим стоит ГАЗ-63 с прямой решеткой радиатора. То есть самый свежий из них ЗИЛ-164 не ранее 1957 г выпуска.
      1. +1
        17 января 2019 16:15
        Цитата: DimerVladimer
        за ним ЗИС-150 (либо его "папа" International KR11

        Вполне вероятно.
  7. 0
    14 января 2019 08:54
    Если грубо притянуть, решение о депортации приняли два грузина. Почему оно вызвало не грузино- а русофобию?
  8. +15
    14 января 2019 08:54
    Про калмыков, тоже попавших под депортацию: похоже, здесь та же ситуация, что и с поволжскими немцами, которые под оккупацией не были, но всё равно поехали. Была провокация НКВД, когда к ним (немцам) была заброшена ложная фашистская разведгруппа, о которой местное население предпочло не сообщать в органы. Вот все и отправились. И ещё про депортацию. Вот были такие судетские немцы, для "защиты" которых от плохих чехов Гитлер оккупировал в 1938 году Чехословакию. И никаких возвращений на "земли предков" для этих "невинно репрессированных" не было и не будет. А у нас всех пособников Хрущ реабилитировал. И вообще, Хрущ Кукурузный - достойная предтеча горби - куда ни глянь - повсюду проблемы, им созданные, тот же протокол 1956 года о договоре с Джапами, например.
    1. +1
      14 января 2019 10:36
      О провокации в Республике Немцев Поволжья не слышал . Но ...решение было принято , и выселение произошло бы в любом случае .
    2. -15
      14 января 2019 11:13
      Цитата: Авиатор_
      И ещё про депортацию. Вот были такие судетские немцы, для "защиты" которых от плохих чехов Гитлер оккупировал в 1938 году Чехословакию. И никаких возвращений на "земли предков" для этих "невинно репрессированных" не было и не будет.

      Германия проиграла войну. Репрессированные народы-какую войну проиграли?
      1. +4
        14 января 2019 22:50
        Репрессированные народы не с теми воевали. За что и получили по заслугам.
        1. -3
          15 января 2019 09:15
          Цитата: Авиатор_
          Репрессированные народы не с теми воевали. За что и получили по заслугам.

          НЕТ такого наказания для целых народов в мире. Вы не понимаете, ЧТО вы проповедуете?
          1. +3
            15 января 2019 09:30
            С проповедями - в церковь и синагогу, это не ко мне. Для народов наказания есть. Пример - судетские немцы. Если бы Гитлер не получил в 1938 году заводы "Шкода" и "ЧеЗет", то начинать ВМВ ему было бы не с чем, именно в этом вина судетских немцев. Они купились на лозунги национал-социализма, и они были наказаны. Это называется "коллективная ответственность". Как видите, Западу так делать можно, а нам почему-то нельзя.
            1. -3
              15 января 2019 14:54
              Цитата: Авиатор_
              С проповедями - в церковь и синагогу, это не ко мне
              вы-с ней выступили.
              Цитата: Авиатор_
              Для народов наказания есть. Пример - судетские немцы.

              нет такого примера. Судетские немцы-приняли гражданство Германии .
              Германия проиграла, ее граждане понесли все тяготы поражения своей страны. И не только в Судетах, а по ВСЕЙ территории Германии.

              Еще раз спрашиваю: граждане СССР-победителя (калмыки и пр.): кому проиграли?
              1. +1
                15 января 2019 19:34
                Ещё раз отвечаю: пособники получили наказание, возможно, слишком мягкое. Калмыки не слишком старались, мягко говоря, чтобы СССР победил. На работе у меня был мужик, переживший отечественную войну ребёнком в Астрахани. Он рассказывал, что калмыцкие зондеркоманды наводили ужас на население окрестностей, действуя набегами (сплошной линии фронта на нижней Волге не было). Судетские немцы мною упомянуты постольку, поскольку они лишились своей родины, и навсегда.
                1. -5
                  16 января 2019 07:54
                  Цитата: Авиатор_

                  Ещё раз отвечаю: пособники получили наказание, возможно, слишком мягкое.

                  Еше раз: конкретные военные пресупники-изменники -НЕ ПОЛУЧИЛИ наказания за измену Родине. Уехали на поселение, вместо виселицы.
                  никакой народ никогда изменником признан не был и быть не мог.
                  Цитата: Авиатор_
                  Он рассказывал, что калмыцкие зондеркоманды наводили ужас на население

                  Калмыцкие сосланные дети, включая грудных-тоже совершали набеги?
                  1. +3
                    16 января 2019 09:04
                    Во-во, в самое время поплакать о слезинке сосланного ребёнка. Объясняю для особо одарённых: проводить следствие, судить и расстреливать всех конкретных участников зондеркоманд - времени не было. Хотя, были и те, которые попались с оружием в руках, те никуда не поехали, а встали к стенке. Это коллективная ответственность, которую ощутили на себе даже японцы с гражданством США в 1941 году, даже эмигранты из Германии в США, как, например, известный учёный-атомщик Клаус Фукс, тоже севший в 1941 году, и вытащенный из американского спецпоселения лишь для работы над проектом "alloy tubes".
                    1. 0
                      16 января 2019 11:57
                      Цитата: Авиатор_
                      Объясняю для особо одарённых: проводить следствие, судить и расстреливать всех конкретных участников зондеркоманд - времени не было.

                      Чушь: на ВСЕХ освобожденных от оккупантов территориях-СРАЗУ искали, судили и вешали изменников.
                      1. +4
                        16 января 2019 18:58
                        А членов их семей, которые выдавали партизан и подпольщиков, а также кормили и заботились о своих полицаях? Есть такой медицинский факт: когда Амет-Хан Султан получил Героя Советского Союза, к его семье в Алупку была направлена группа крымских партизан с целью вывезти родственников Героя на Большую землю. Партизаны с трудом унесли ноги, поскольку родня Амет-Хан Султана служила в зондеркоманде. (Сермуль, "900 дней в горах Крыма", Симферополь, 2003 г). Вот пособники и отправились на восток. Нечего было их оттуда возвращать.
                      2. -3
                        17 января 2019 09:35
                        Цитата: Авиатор_

                        А членов их семей,

                        А членов семей-не высылали.
                      3. +1
                        17 января 2019 19:39
                        Вы слишком наивны. Читайте источники.
          2. +2
            17 января 2019 12:13
            Цитата: Ольгович
            НЕТ такого наказания для целых народов в мире. Вы не понимаете, ЧТО вы проповедуете?
            - lol
            граждане японской национальности США
            Там было весело все,и даже более того.Особенно с имуществом и деньгами на счетах...Капитализм..
          3. +1
            17 января 2019 22:08
            Джапам расскажи в матрасии времен Второй Мировой Войны, когда их всех загнали в концлагеря!
  9. +1
    14 января 2019 11:13
    Цитата: Нонна
    в начале 1942 года при создании национальной дивизии, удалось призвать лишь 50% личного состава.
    Всего в Красной Армии честно служило примерно 10 тысяч чеченцев и ингушей, погибло и пропало без вести 2,3 тысячи человек. А более 60 тыс. их сородичей уклонились от выполнения воинского долга.

    1-е - вместо запланированной нац кавдивизии что создавались в те дни ВО ВСЕХ республиках Кавказа - был создан 255 чечено-ингушский кавполк который погибал потом под сталинградом в августе 42-го.. погибал героически вполне...
    2-е - из всего призваных ПОЛОВИНА дезертировала а не эти 60 к 10 тысячам..
    1. +4
      15 января 2019 17:28
      Цитата: В.С.
      вместо запланированной нац кавдивизии что создавались в те дни ВО ВСЕХ республиках Кавказа - был создан 255 чечено-ингушский кавполк

      По-факту чеченская дивизия взбунтовалась и разбежалась в разные стороны ( в основном в горы к абрекам).Из остатков собрали кавалерийский полк-1100 человек.Негусто для народа в 600 тысяч.
  10. +10
    14 января 2019 11:17
    Цитата: Ольгович
    был бы суд и наказание КОНКРЕТНЫХ преступников-и не было бы сегодня ни обид, ни проблем переселенных народов.

    в условиях идущей войны и активности спецслужб противника стремящегося развязать на Кавказе войну -
    в тылу РККА - в ЭТОМ регионе - СИЕ НЕВОЗМОЖНО было делать по определению...
    1. +5
      14 января 2019 19:55
      Цитата: В.С.
      Цитата: Ольгович
      был бы суд и наказание КОНКРЕТНЫХ преступников-и не было бы сегодня ни обид, ни проблем переселенных народов.

      в условиях идущей войны и активности спецслужб противника стремящегося развязать на Кавказе войну -
      в тылу РККА - в ЭТОМ регионе - СИЕ НЕВОЗМОЖНО было делать по определению...

      Заокеанские демократы вообще с японцами церемониться не стали-после Перл-Харбора всех японцев, китайцев, малайцев и прочих узкозрачковых оптом определили в концлагеря, причем ДО СИХ ПОР не извинились.
    2. -3
      15 января 2019 09:22
      Цитата: В.С.
      в условиях идущей войны и активности спецслужб противника стремящегося развязать на Кавказе войну -
      в тылу РККА - в ЭТОМ регионе - СИЕ НЕВОЗМОЖНО было делать по определению..

      Это делалось в условиях войны и активности спецслужб незамедлительно СРАЗУ после освобождения оккупированных территорий ВЕЗДЕ на территории СССР с 1942 по сегодняшний день: выявляли, судили , вешали. И успешно делалось.

      Чечня практически и не оккупирована даже была.
      Не пишите ерунды.
  11. -9
    14 января 2019 11:18
    Цитата: Ольгович
    всего сто лет назад, в Чечне была мощная русская чечня, уничтоженная в угоду красным горцам?

    глупости.. мои предки веками там жили и никто особо руских с чечни не выдавливал - из Москвы)))
    1. -1
      15 января 2019 09:23
      Цитата: В.С.
      глупости.. мои предки веками там жили и никто особо руских с чечни не выдавливал

      да вы просто неграмотны.
  12. +4
    14 января 2019 11:22
    Цитата: Авиатор_
    Была провокация НКВД, когда к ним (немцам) была заброшена ложная фашистская разведгруппа, о которой местное население предпочло не сообщать в органы. Вот все и отправились

    ну хватит уже))) Чушь нести это от природы или наживное? Немцы засылали ТУДА группы агентуры и тем высаживались имено в степях Калмыкии где проще спрятаться в степи камышовой. а не сразу на Кавказе..
  13. -18
    14 января 2019 11:22
    Цитата: Авиатор_
    у нас всех пособников Хрущ реабилитировал.

    не были нохчи как народ пособниками никому))
  14. +18
    14 января 2019 12:08
    Из-за острого дефицита документов историки из разных республик до сих пор спорят, какая из депортаций изображена на той или иной фотографии

    На фото, снабжение продовольствием, "целинников" в Казахстане. Это фото обсуждается недавно в твиторах и тому подобных.
    1. +22
      14 января 2019 12:34
      Кое-что нашел.
      1. +1
        15 января 2019 21:10
        Спасибо за наводку. Ссылок по этому фото просто сотни, правильную найти, как и многое в сети, просто не сумели, постараемся оперативно исправить прокол
        1. 0
          16 января 2019 13:54
          У Вас правильная подпись к фото.
          Из-за острого дефицита документов историки из разных республик до сих пор спорят...
  15. +7
    14 января 2019 18:25
    Я, как-то, общался с одним человеком, семья которого(он был тогда ещё ребёнком) была направлена на какие-то работы в ЧИ АССР в пятидесятые годы. Им дали жильё в брошенном доме депортированных в Казахстан Чеченцев. И вот, когда они(Чеченцы) начали возвращаться к себе на родину, то обнаружили, что в их домах уже кто-то живёт. И были записки(с завёрнутым камнем, естественно), которые летели в окна, с угрозами для вновь прибывших. "уходите откуда пришли, резать будем". Как-то так, это я не сам придумал.
  16. +7
    14 января 2019 18:55
    там всегда были русофобские,протурецкие настроения задолго до большевиков,так что не надо выдумывать
  17. Комментарий был удален.
    1. +4
      15 января 2019 07:59
      депортация - не наказание. Это эвакуация ... Этим переселением спасли людей . Иначе - пришлось бы загонят армию и там тупо выбомбили все к черту - вместе с населением поддерживающим боевиков что на деньги немцев воевали..
      ТАК НАДО БЫЛО ДЕЛАТЬ ЧТО ЛИ?
      1. -1
        15 января 2019 12:51
        Крымчан тоже имеют право эвакуировать?
  18. Комментарий был удален.
  19. +9
    15 января 2019 23:41
    Расскажите про "бедных, обижаемых всеми чеченцах" тем людям, что две недавних войны отломал на рубеже веков!!! Они тоже порассуждают о гуманности. Кого больше среди этой нации? Честных людей или воров и убийц! И как надо было поступить в 1944 и в 2000гг.......
  20. +8
    16 января 2019 00:36
    возвращение этих народов ... не сопровождалось компенсациями за колоссальный депортационный ущерб

    а когда они компенсируют "ущерб" за десятки тысяч убитых, зверски замученных и ограбленных русских людей? За издевательства над русскими женщинами и детьми?
    О своих "страданиях" они помнят... а кто напомнит им о страданиях принесённых ими русскому народу?
  21. +2
    17 января 2019 12:29
    В ходе выселения, перевозки депортированных – 177 эшелонов грузовых вагонов — и в первые годы после него (1944-1946 годы) погибли примерно 100 тысяч чеченцев и почти 23 тысячи ингушей — каждый четвёртый из обоих народов.

    1. 0
      18 марта 2019 18:38
      Вот именно. Ложь про 100 тыс чеченцев и 25 тыс. ингушей "погибших" в дороге уже намертво вбита в головы маленьких ингушат и чеченят.
  22. +3
    17 января 2019 21:50
    Лица воевавшие в Красной армии, а также их родственники не подвергались депортации!!! Депортируемым выплачивались компенсации за скотину, посадки и постройки. На месте поселения они снабжались стройматериалами, скотиной и посевным материалом! Те же узбеки очушевали от чеченов живя в глинобитных лачугах, когда чечены строили капитальные дома.
    1. +1
      23 января 2019 15:46
      Не доработал товарищь Сталин, как и на западной окраине. Величие этого человека не сомненно, но многое и поныне расхлёбывать приходится. Вопрос , в нынешних реалиях, не разрешимый. Кремль и дальше "за лояльность " платить будет, вернее Русский Народ.
  23. 0
    24 января 2019 09:36
    Очередной вброс! Скучно живётся?
  24. -1
    26 февраля 2019 00:14
    нехорошо оправдывать насилие и беспредел к кому либо. не боитесь что однажды вам воздастся и вы будете наблюдать не дай бог этого как вы и ваши близкие хлебнут того же что пережили депортированные. вряд ли они грешили перед богом и людьми больше чем вы
    1. Комментарий был удален.
  25. 0
    26 февраля 2019 12:27
    смотреть на выселение кавказских народов с позиции сегодняшнего дня, это абсурд.тогда было другоё время, и другие люди, и еще шла война, и как она закончится ,и когда ,никто ни знал. но были события ,не давних времен , 1942-1943 г. когда представители горских народов, сотрудничали, и даже воевали в рядах вермахта и сд. да и 1944 г. они не просто прятались в горах, а производили диверсии, и прочие действия , в стратегически важном районе. а стоны о,, бедных горских женщинах и детях ,, не более чем очередной миф русофобов.дети горских народов находились в таком же положении, как и миллионы их сверстников на освобождённой территории ссср. и кому было хуже, по части продовольствия, еще надо посмотреть.
  26. -1
    18 марта 2019 18:35
    Его вполне можно назвать одним из главных борцов за права репрессированных народов./// Проще говоря, чеченским нацистом.
  27. 0
    6 сентября 2019 12:21
    выселение народов было преступлением века.Так не делается в цивилизованном мире.Не хочет народ жить в составе России,да ради Бога,чего их мучить,пусть живут у себя по своим нравам.Чеченцам нужно определиться,жить в составе России или отдельно а двойные стандарты приводят к таким последствиям.Я уверен что основная часть населения хочет жить с Россией а есть слой населения,которая хочет жить вольно,т.е не законопослушные и эти люди не дают чеченцам нормально жить.