Средняя Азия: близкие контакты разной степени

35
Никто не может быть столь близкими и дружелюбными как соседи. Но в то же время часто случается и так, что именно между соседями разгорается настолько серьезный конфликт, что он становится причиной разрыва партнерских отношений на долгие годы. Примеров много: это и поделенная на две части Корея, это Молдавия и Приднестровье, Сербия и Косово, Китай и Тайвань, список можно продолжать и продолжать. В последнее время ситуация выглядит неспокойной и между двумя центрально-азиатскими странами – Таджикистаном и Узбекистаном. Казалось бы, долгое время сидящие в своих креслах президенты Эмомали Рахмон и Ислам Каримов уже давно должны были найти точки для ведения эффективной двусторонней политики, однако пока не только не находятся новые точки, но еще и теряются ранее наработанные партнерские связи.

Средняя Азия: близкие контакты разной степени


Ситуация между двумя странами начала усугубляться после того, как узбекская сторона решила приостановить поставки газа в Таджикистан. Это послужило причиной остановки сразу нескольких таджикских предприятий. При этом узбекские власти объясняли прекращение поставок для таджикских соседей тем, что теперь Ташкент решил предпочесть в качестве генерального партнера Китай, которому можно поставлять большие объемы газа, а не размениваться по мелочам в таджикском случае. Газовый скандал продолжался более двух недель и привел к тому, что таджикская сторона обвинила соседей узбеков в том, что они целенаправленно прекратили поставлять голубое топливо, чтобы лишить преимущества таджикское производство. Кроме того, соседи уличили Ташкент в том, что таким образом он пытается продавить решение о передаче со стороны Таджикистана плотины Фархадской ГЭС на Сырдарье. В СМИ Таджикистана появилась и еще одна версия: Узбекистан пытается вставлять палки в экономические колеса Рахмону, который вознамерился вступить в Таможенный Союз.

Однако спустя пару недель Ташкент все же возобновил поставки газа в соседний Таджикистан, но волна недовольства уже была спровоцирована, поэтому стали говорить о новом витке антиузбекской напряженности в Душанбе и, соответственно, о гонениях на таджиков в Узбекистане. Вспомнили о том, что узбекская сторона завышает пошлины для пассажиров поездов транзитного формирования таджикской железной дороги. После подсчетов таджикских экономистов выяснилось, что ставки сбора в 2012 годы выросли на 60%, что привело к резкому подорожанию товаров, ввозимых по железной дороге в Таджикистан. Это послужило поводом для роста недовольства населения внутри Таджикской Республики, экономическое положение в которой и без того нельзя назвать благостным (подушевой уровень ВВП не превышает 800 долларов). Естественно, проправительственные СМИ Таджикистана подогрели ситуацию, заявив, что все беды исключительно от соседей-узбеков, которые ведут вероломную политику в отношении таджикского народа. Добавили масла в огонь СМИ оппозиционные, решившие во весь голос объявить, что за позицией Ислама Каримова стоит Россия, которая таким образом давит на Таджикистан с целью извлечения политических и экономических дивидендов. Уж так стало принято в современной политике: не можешь решить ситуацию своими силами – принято искать виноватых за рубежом. Главная политическая цель была достигнута: сам таджикский президент остался, как говорится, незапятнанным, а вот руководства Узбекистана и России получили свою порцию таджикского неприятия.

Казалось бы, что встреча в рамках саммита ШОС должна будет вернуть Ташкент и Душанбе в русло реального и прагматичного партнерства, однако качественного диалога не получилось и здесь. Были весьма продуктивные встречи узбекской и китайской делегации, российской и таджикской, узбекской и российской, но вот непосредственного контакта между Каримовым и Рахмоном не вышло. В рамках встречи Узбекистан и Китай подписали несколько десятков соглашений, нацеленных на экономическое сотрудничество, совместное противодействие наркоугрозам, трансграничной преступности, на продвижение сотрудничества в гуманитарной сфере. Каримов подписал документ о возможном вхождении Узбекистана в зону свободной торговли. Однако узбекская сторона не решилась направлять своих представителей на совместные в рамках ШОС учения «Мирная миссия-2012» в Таджикистан, которые будут продолжаться до 14 июня.
В состав коллективных сил входят российские, китайские, киргизские, таджикские и казахстанские военнослужащие. Узбекских военнослужащих в объединенной группировке нет. И Таджикистан расценил это как очередной недружественный ход со стороны своего соседа. Но почему же Узбекистан решил не принимать участия в учениях, ведь обеспечение безопасности границ и в его интересах тоже? Официальных разъяснений из Ташкента так и не пришло, зато есть неофициальная версия, которая говорит о прохождении учений именно на таджикской территории и командовании учениями таджикским генералом Собировым как о главных причинах узбекской «неявки».

По всей видимости, конфликт между Душанбе и Ташкентом, несмотря на то, что оба этих государства состоят в самых различных региональных партнерских организациях, так и остается непогашенным. В чем кроется его истинная причина – вопрос пока открытый, но, видимо, все дело здесь в банальных амбициях двух президентов, которые просто не желают друг другу уступить. Этакий восточный вариант: как Ислам Абдуганиевич поссорился с Эмомали Шариповичем. Очевидно и то, что без реального партнерского диалога между этими государствами говорить о стабильной Средней Азии пока не приходится. И это особенно тревожит в связи со скорым началом вывода натовского контингента из Афганистана. Стоит ожидать того, что взаимные торги будут продолжены, а число упреков и претензий будет лишь возрастать, если пускать ситуацию на самотек.

Использованы материалы:
http://www.arms-expo.ru/049051124050055057048052.html
http://www.gazeta.ru/politics/news/2012/06/04/n_2374085.shtml
http://www.hvylya.org/analytics/geopolitics/23908-tadzhikistan-protiv-uzbekistana-eschyo-odna-gorjachaja-tochka-v-sng.html
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    13 июня 2012 07:53
    Как два бая ишака делили. Вот так надо было назвать эту статью.
    1. Алексей67
      +2
      13 июня 2012 10:08
      Цитата: Александр романов
      Как два бая ишака делили

      Саш, тут как ине кажется очередная попытка одного бая, указать населению страны над которым он "бает" (руководит), что во всех бедах этого населения виноват другой бай smile Смешно выглядит спор вокруг газа (помните, что у России с Украиной творилось и продолжает твориться, тарифы на перевозки тоже взаиморегулируются.) Тут у одной страны (одного бая) есть "рычаги давления" на другую страну (другого бая) и это не устраивает "давимого" winked
    2. +1
      13 июня 2012 10:21
      Отличное сравнение!
      1. ivachum
        +1
        13 июня 2012 13:02
        "В чем кроется его истинная причина – вопрос пока открытый, но, видимо, все дело здесь в банальных амбициях двух президентов, которые просто не желают "

        В водных ресурсах. Сельскохозяйственному Узбекистану крайне необходима вода. Но она же нужна и югу Таджикистана, да и северу (Согдийской области). Кстати в статье забыли упомянуть о более чем 50-ти участках таджико-узбекской границы, которые Узбекистан в одностороннем порядке заминировал ПРОТИВОПЕХОТНЫМИ!!!!!! минами ещё в 90-е годы.И которые он отказывается разминировать. drinks
        1. Shuhrat Turani
          -2
          13 июня 2012 20:30
          Цитата: ivachum
          Кстати в статье забыли упомянуть о более чем 50-ти участках таджико-узбекской границы, которые Узбекистан в одностороннем порядке заминировал ПРОТИВОПЕХОТНЫМИ!!!!!! минами ещё в 90-е годы.И которые он отказывается разминировать.


          Правильно, а как еще боротся с наркотрафиком и таджикскими террористами- пособниками сепаратистов-таджиков в Самарканде и Бухаре? Это методы мягково сдерживания... Будут проблемы острее и методы изменятся...
        2. Yarbay
          +2
          13 июня 2012 21:34
          и что значит одностороне заминировал?))))))))
          Где написано что сувереное государство в пределах своих границ минируя участки обязана согласовывать это с соседями??
          1. ivachum
            0
            15 июня 2012 08:08
            А то и значит... Напомню - противопехотные мины запрещены.

            "Конвенция о запрете противопехотных мин (Оттава, 1997)", "II протокол к Конвенции о некоторых видах обычных вооружений 1980 г."

            А контрабандистам они, кстати, совсем не мешают. Да... "террористам" тоже.

            Заминированы в том числе и СПОРНЫЕ участки гос.границы.
    3. РАР
      +3
      13 июня 2012 20:44
      Там дело не в байстве, а в том что у них много взаимных претензий. Главная - водный вопрос - если таджикистан построит Рогунскую ГЭС, Узбекистан останется без воды - соответственно без хлопка в частности, и сельского хоз-ва вообще. А учитывая что большая часть узбекского населения занята в сельском хоз-ве, у них будет натуральный кошмар там.

      Отдельно там есть еще вопрос претензий к Ферганской долине, Узбекистан кажется считает. что она должна принадлежать ему.

      Отсюда все эти демарши - Рахмон навстречу не идет - его и гнобят как могут.
  2. Нурсултан
    +5
    13 июня 2012 07:58
    Как бы это не затронула Казахстан. мы граничим сними . и вообще им надо жить в мири.
    1. +1
      13 июня 2012 08:21
      Мир им только снится.
    2. Алексей67
      +1
      13 июня 2012 10:09
      Цитата: Нурсултан
      Как бы это не затронула Казахстан. мы граничим сними . и вообще им надо жить в мири.

      Казахстану по любому в стороне отсидеться не удастся. winked
      1. Shuhrat Turani
        +2
        13 июня 2012 20:31
        Цитата: Алексей67
        Казахстану по любому в стороне отсидеться не удастся.


        А что Казахстану будет??? Пусть стерегут границы и все будет в порядке
  3. Гога
    +7
    13 июня 2012 08:00
    Оба президента уже не молоды, представляю что там начнётся с их уходом. Вся система власти построена на личностном факторе, но не настолько как это было в Туркмении - там переход власти из рук в руки прошёл "организовано". В Таджикистане и Узбекистане так не получится, а если учесть вечную нестабильность соседней Киргизи - совсем "горячо" получается. Опять же "партнеры" по "Большой игре" - керосинчику в костёр подливают ... angry
  4. sazhka0
    +1
    13 июня 2012 08:07
    Почему-то Казакстан не упоминается .У них по моему с узбеками отношения тоже не фонтан.Во всяком случае были. Не думаю что стало лучше.В конце и начале века бывал и там и там.
  5. Свистоплясков
    +4
    13 июня 2012 09:46
    Мы наблюдаем первые "ростки" будущих войн за воду!
    1. +4
      13 июня 2012 10:02
      Вот вот, ведь не для кого не секрет что одна из самых реальных причин возникновения глобальной войны - это война за пресную воду. Почему то об этом стараются не говорить. А ведь это далеко не призрачная угроза и отнюдь не миф. Ведь достаточно сделать источники воды у противника не пригодными и можно диктовать условия.
  6. 0
    13 июня 2012 09:59
    Как из рассказов о Хадже Насредине .
  7. DustColl
    -1
    13 июня 2012 10:05
    На этом конфликте Путин руки греет.
    1. Алексей67
      +4
      13 июня 2012 10:12
      Цитата: DustColl
      На этом конфликте Путин руки греет.

      Вы бы разожгли костер прямо у своего деревянного дома, чтобы "руки погреть"? Так почему же ВВП таким неосмотрительным считаете? В последнее время в С.Азии "руки греют" очень активно американцы. У них тут прямой интерес из-за предстоящего вывода войск из Афгана. winked
      1. Свистоплясков
        -1
        13 июня 2012 10:16
        Путин " крышует" падишахов от прихода " демократии"!
        1. ivachum
          +1
          13 июня 2012 13:05
          А Вам нужна "Ливия" на границе с Россией? Вы же и будете первой жертвой своих "хозяев", когда они начнут заметать следы или им потребуется "святая жертва во имя демократии".... crying
      2. ivachum
        +1
        13 июня 2012 13:10
        Всё так... но Вы забыли ещё об одном "игроке" в ЦА регионе - Китай. Пока таджики и узбеки спорят и подметают улицы Москвы, Китай "подметает" их территории и ресурсы (а ресурсов в Узбекистане и Таджикистане много)
        1. Свистоплясков
          -1
          13 июня 2012 14:56
          Цитата: ivachum
          Вы же и будете первой жертвой своих "хозяев"

          Это вы мне? Какие такие хозяева? По себе не судите.Вы лучще скажите своему "владельцу", что бы ошейник ослабил, а то на людей кидаетесь!
        2. Shuhrat Turani
          -1
          13 июня 2012 20:33
          Цитата: ivachum
          Китай "подметает" их территории и ресурсы (а ресурсов в Узбекистане и Таджикистане много)


          А зачем им перенаселенный Узбекистан? Скорее всего Узбекистан примет позитивное участие в политике Пекина в Средней Азии... Это было бы разумно...
          1. +1
            13 июня 2012 22:27
            Цитата: Shuhrat Turani
            позитивное участие в политике Пекина в Средней Азии

            Это как позитивное участие ягненка в политике волка, который сожрет и не поперхнется.
            1. Shuhrat Turani
              -2
              14 июня 2012 00:51
              не все так просто... У Узбекистана есть свои козыри, и Китай не всесилен... ему тоже нужны союзники, нужна точка опоры... Геополитический расклад в ЦА слишком сложен для односторонних действий...
  8. Гаврилон
    0
    13 июня 2012 10:17
    Полают, покусают, да и повоевать могут !!! Всё раздолбают и у России помощи начнут просить (Гуманитарной, военной) причём не политики а народ. Т.к. он то крайним и останется. А там как не крути после развала СССР наших соотечественников много осталось.
  9. 0
    13 июня 2012 10:24
    Не простой регион - Азия. По-умному там нужно политику проводить. чтоб Российские интересы не ущемлялись. А рычаги есть...
  10. 0
    13 июня 2012 10:36
    Автору как всегда "+" за интересные факты. Впечатление не приятное. Не хотелось бы иметь ещё одну (или несколько) головную боль. Задачи 3 определиться с положением России в жизни бывших союзных республик СССР, определиться с судьбой самих бывширх республик и нейтрализовать англосаксонскую гомосятину, проявляющую неумеренный интерес и сеящую повсеместный хаос.
  11. 0
    13 июня 2012 16:44
    Сразу вспоминается проект времен СССР по подведению воды из Сибири в Среднюю Азию. Его тут же начали хаять и высмеивать, ну там "реки вспять повернуть, ха ха ха" и т.д. На самом деле ничего фантастичного в том проекте не было. Каналы человечество строит уже тысячелетия, а с современной техникой протянуть воду из Сибири через Казахстан - плевое дело. А то, что реки Сибирские обмелеют - еще одна чушь, все там было посчитано, сколько кубометров воды можно пропускать, а при негативных тенденциях просто сокращать пропуск воды. Этот проект мог Среднюю Азию сделать самым процветающим регионом в плане сельского хозяйства, а позиции России чрезвычайно укрепить, да и кто вообще сказал, что воду продавать нельзя?
    Неплохо было бы лидерам нашим снова к этому вопросу вернуться и все сообща продумать. Лучше способа для интеграции не придумать!
    1. +1
      13 июня 2012 18:59
      Арал загубили, тоже какой-то умник всё рассчитал? И какого хрена ради этих .... с сибирскими реками чудить, толку всё равно не будет, всё загубят и попрутся в Россию улицы мести.
  12. +1
    13 июня 2012 18:34
    как всегда, комменты "блещут". опять получается (в статье) что узбеки виноваты. а факт того, что таджики капитально воду перекрывают, да так, что уровень воды в основных водохранилищах, реках и каналах падает до критических отметок, конечно внимания не заслуживает. еще стоит забыть про международные нормы пользования трансграничными водами, которые Таджикистан успешно нарушает.
    1. Shuhrat Turani
      -3
      13 июня 2012 20:26
      Согласен... и я это заметил... Так выходит что русская душа ближе к таджикам... Сельави...
  13. Yarbay
    0
    13 июня 2012 19:16
    Уважаемому автору!
    в целом статья очень интересная,но есть моменты!
    **По всей видимости, конфликт между Душанбе и Ташкентом, несмотря на то, что оба этих государства состоят в самых различных региональных партнерских организациях, так и остается непогашенным. В чем кроется его истинная причина – вопрос пока открытый, но, видимо, все дело здесь в банальных амбициях двух президентов, которые просто не желают друг другу уступить. Этакий восточный вариант: как Ислам Абдуганиевич поссорился с Эмомали Шариповичем**-тут с вами несогласен,это было бы слишком просто!
    Вы вспомните судьбу полковника Худайбердыева командира бригады спецназа в Таджикистане!После мятежа по многим данным нашел убежище в Узбекистане!
    Даже ходили слухи обеспечивал или обеспечивает охрану одной из дочерей Исламова!
    Думаю корни конфликта глубоки!
    1. Shuhrat Turani
      -1
      13 июня 2012 20:25
      Совершенно правы. Тем более Таджикистан веден политику отрицательно влияющую на внутреннюю безопасность Узбекистана. Вот от сюда и весь конфликт... А выход из него один- путем интеграции в крупные региональные структуры... Есть конечно второй... Но он непродуктивен и вреден для экономики Узбекистана, но очень вероятен...
      1. Yarbay
        -1
        13 июня 2012 21:29
        Шухрат не могли бы Вы поподробнее рассказать о политике Таджикистана отрицательно влияющую на внутренюю безопасность Узбекистана??
        Вы имеете ввиду наркотрафик и засылку вахабитских боевиков??
        1. Shuhrat Turani
          -2
          14 июня 2012 00:55
          Да, и не только... Существует проблема таджикских сепаратистов, Рагунская ГЭС... Клубок противоречий запутан... Распутать его будет непросто, главное чтоб перерубать не пришлось...
          1. ivachum
            0
            15 июня 2012 08:21
            Тогда Казахстан должен предъявить претензии к Узбекистану и Туркмении за обмеление Аральского моря.

            "В современной Средней Азии в роли "хранительницы ключа" оказалась Киргизия. Здесь находятся истоки Сырдарьи, и, в отличие от соседей, республика обладает громадными запасами пресных вод, - общий сток водных источников составляет 51 миллиард кубометров. Из них Киргизия сама потребляет лишь 20 процентов, а оставшиеся 80 отдает соседям - Узбекистану, Таджикистану, Казахстану, причем делает это совершенно бесплатно. В конце прошлого года киргизский парламент принял постановление, в котором провозгласил водные ресурсы собственностью республики и заявил о своем стремлении получать с соседних государств плату за воду. Киргизия также хочет получить деньги на поддержание расположенных на ее территории гидросооружений, находящихся в общем пользовании.

            На последних встречах глав государств Средней Азии все чаще поднимается вопрос водных ресурсов. Партнеры Киргизии по-прежнему отказываются считать воду товаром и определяют киргизские гидроресурсы термином "трансграничные водотоки", что предполагает их безвозмездное использование. Аналогии между Сырдарьей и Евфратом просматриваются более чем явно, но, к счастью, о "войнах за воду" никто речь не ведет."

            Алан БАДОВ Дети фельдмаршала N 4 2000
        2. ivachum
          0
          15 июня 2012 08:25
          Тогда почему ловят участников "Исламского движения Узбекистана"?

          http://ru.wikipedia.org/wiki/Исламское_движение_Узбекистана