Подводные лодки типа «Сталинец». Лучшие советские субмарины Великой Отечественной

Специалисты считают подводные лодки типа «С», они же «Средние», они же «Сталинец» (общее название для лодок построенных серий) – лучшими советскими субмаринами Великой Отечественной войны. Для ВМФ Советского Союза была построена 41 такая лодка двух серий – IX, IX-бис. Строительство субмарин осуществлялось с 1936 по 1948 год. Базой для всех лодок серии служил проект, который был разработан по заказу советской стороны немецко-голландским конструкторским бюро «IVS». К началу войны в строй было введено 17 подлодок данного типа, еще 17 вошли в состав флота уже в годы войны, а еще 7, находившихся на плаву к 22 июня 1941 года, вступили в строй уже после завершения Великой Отечественной.


В 1932 году группа советских специалистов-подводников прибыла в Гаагу, их целью было посещение проектно-конструкторского бюро «IVS». Данное конструкторское бюро размещалось в Голландии, но принадлежало известному немецкому машиностроительному концерну «Дешимаг» и было практически полностью укомплектовано высококлассными специалистами-немцами, имеющими богатый опыт конструирования и строительства подводных лодок в Первую мировую войну. Основной целью создания данной компании было сохранение для Германии ценных кадров на тот период времени, пока стране запрещалось создавать собственные подводные силы согласно условиям Версальского договора. К моменту посещения предприятия советской делегацией проектно-конструкторское бюро уже успело заявить о себе удачными проектами субмарин для Финляндии, Японии и Испании. Проект лодки для Испании «Е1» заинтересовал советскую сторону, а проведенные с присутствием советской делегации испытания в Картахене подтвердили характеристики лодки и произвели хорошее впечатление.

В апреле 1933 года был подписан договор о проектировании новой подводной лодки для СССР на базе испанской «Е1», но под советское вооружение и механизмы. Разработка получила обозначение «Е2» и велась в Бремене с участием нескольких советских специалистов. В январе 1934 года проект новой лодки был представлен руководству Наркомата тяжелой промышленности и командованию ВМФ СССР. Технический проект будущей субмарины был одобрен и принят к закладке для советского флота большой серией. Проекту присвоили номер IX и буквенное обозначение «Н» (немецкая), позднее заменили на «С» (средняя, которое постепенно трансформировалось и в «Сталинец» сообразно принятой моде называть образцы боевой техники в честь руководителей страны и партии). Рабочие чертежи лодки, которые визировались сотрудниками фирмы «Дешимаг», были завершены в начале 1935 года.


С-1 на морских испытаниях. Носовое орудие не установлено, но хорошо видно его ограждение перед рубкой


Строительство трех первых лодок IX серии велось на Балтийском заводе, данные лодки оснащались импортным оборудованием и механизмами. В ходе постройки и эксплуатации двух первых лодок были выявлены недостатки: недобор 0,5 узлов проектной скорости надводного хода, вибрация перископов на полном ходу, частый задир поршней дизельных двигателей и другие замечания. Также стало очевидно, что строить большую серию кораблей в расчете на установку иностранного оборудования было нельзя, так как нельзя было гарантировать его своевременную поставку. Так на субмарину IX серии С-3 дизельные двигатели немецкой компании MAN и другое техническое оборудование были получены с запозданием практически в два года. В этой связи было принято понятное и абсолютно верное решение переработать проект подлодки IX серии, устранив выявленные недостатки и заменив иностранное оборудование на советское.

Именно так появился на свет проект подводной лодки IX-бис серии. Именно она стала самой массовой, было достроено 38 кораблей, постройка и ввод в состав флота которых затянулись на долгие годы из-за начавшейся войны. Наибольшие изменения в проекте претерпела дизельная энергетическая установка. Специально для лодки под руководством Н. М. Урванцева на Коломенском заводе был разработан новый четырехтактный восьмицилиндровый нереверсивный дизельный двигатель 1Д, мощность дизеля осталась прежней 2000 л.с (при 470 оборотах в минуту), неизменными остались и скоростные характеристики «Эсок». В то же время установка новых двигателей потребовала увеличения диаметра выхлопных труб с 360 до 420 мм и переделки масляной, водяной, воздушной, а также топливной систем. Помимо этого изменения затронули и конструкцию рубки: щиты, которые закрывали 100-мм орудие, мешали работе артиллерийского расчета, поэтому от них было решено отказаться. При этом на трех лодках IX серии ограждение также было демонтировано. Проведенные изменения проекта были удачными, так как позволили сохранить основные тактико-технические характеристики лодки, решив ряд важных проблем.

По архитектуре подводные лодки серии IX и IX-бис были полуторакорпусными субмаринами смешанной конструкции, у которых прочный корпус был клепаным, а легкий – сварным. В процессе серийного производства лодок объем сварных конструкций возрастал. Начиная с лодки С-21, изготовление прочного корпуса корабля также выполнялось по данной технологии. Конструкцию прочного корпуса лодки отличал высокий уровень технологичности, в первую очередь за счет отказа от разноса стыков и пазов и работ по упрощению формы конических и цилиндрических секций. Прочная рубка лодки имела овальную форму, благодаря чему уменьшилась ее ширина и сопротивление воды при движении в подводном положении. Над прочным корпусом лодки возвышалась проницаемая (то есть заполняемая забортной водой) надстройка.



Лодка делилась на семь отсеков, три из которых были отсеками-убежищами, они отделялись специальными сферическими водонепроницаемыми переборками, которые были рассчитаны на давление в 10 атмосфер. Подобная компоновка корпуса на советском флоте была применена впервые. От носа к корме лодки отсеки распределялись следующим образом: первый отсек-убежище: торпедный, жилое помещение для рядового состава; второй отсек: аккумуляторный, 62 элемента носовой группы аккумуляторных батарей, жилые помещения офицеров и каюта командира лодки; третий отсек-убежище: центральный пост, над отсеком находилась боевая рубка, а также ограждение выдвижных устройств; четвертый отсек: аккумуляторный, 62 элемента кормовой группы аккумуляторных батарей, жилые помещения для старшин; пятый отсек: дизельный; шестой отсек: электромоторный; седьмой отсек-убежище: торпедный, жилое помещение для рядового состава.

По штату экипаж подводных лодок типа «С» состоял из 45 человек: 8 офицеров, 16 старшин и 21 рядового. Позднее уже в годы войны на некоторых субмаринах численность экипажа увеличивалась еще на 1-2 человека. Это происходило из-за необходимости наличия дополнительных операторов акустической и радиоаппаратуры.

Силовая установка дизель-электрических подводных лодок типа «Сталинец» состояла из двух дизельных двигателей надводного хода типа 1Д производства Коломенского завода, развивавших мощность 2000 л.с. каждый и двух электродвигателей типа ПГ-72/35 мощностью 550 л.с. при 275 оборотах в минуту. Помимо этого на борту имелось 124 элемента аккумуляторных батарей, разделенных на две группы. На лодках IX серии стояли немецкие дизели MAN M6V 49/48 той же мощности и аккумуляторные батареи из 124 элементов типа 38-МАК-760, которые выпускала немецкая компания AFA.



Лодки имели достаточно мощное торпедно-пушечное вооружение. Каждая субмарина имела шесть 533-мм торпедных аппаратов (четыре носовых и два кормовых), запас торпед составлял 12 штук, при этом все шесть запасных торпед находилось в носовом торпедном отсеке. Артиллерийское вооружение лодок было достаточно мощным и состояло из 100-мм орудия Б-24ПЛ, расположенного на палубе перед ограждением выдвижных устройств и 45-мм полуавтоматической пушки 21-К, расположенной на надстройке рубки, помимо этого на борту имелось два ручных 7,62-мм пулемета. В годы войны на некоторых лодках вместо 45-мм пушки устанавливался 12,7-мм крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК.

По сравнению со «Щуками» лодки типа «Сталинец» представляли собой качественный скачок вперед. Они полностью отвечали задаче, которая была поставлена Управлением Военно-морскими силами РККА после строительства первых серий советских подлодок и была направлена на ликвидацию отставания в подводном кораблестроении от передовых государств мира. Лодки типа «С» отличались лучшей обитаемостью, которая обеспечивалась просторными отсеками и рациональным расположением оборудования и механизмов. Скорость надводного хода считалась просто огромной – порядка 19,5 узлов, что достигалось за счет использования двух мощных дизельных двигателей мощностью по 2000 л.с.

Маневренные характеристики подводных лодок типа «С» считались вполне удовлетворительными на всем периоде их эксплуатации. Развив полный ход, в надводном положении лодка совершала разворот на 180 градусов приблизительно за три минуты. Диаметр циркуляции составлял при этом 1,7 кабельтова. В режиме экономического хода тот же маневр можно было выполнить за четыре минуты. Под водой лодка совершала разворот на 180 градусов за девять минут при 6-узловой скорости и за 12 минут при 3-узловой скорости. Диаметр циркуляции при этом составлял 5 и 5,6 кабельтова соответственно. Время перехода из крейсерского положения в позиционное составляло у лодок типа «С» 25 секунд, из позиционного в боевое – 15-20 секунд, из крейсерского положения в боевое – 48-50 секунд.

Подводные лодки типа «Сталинец». Лучшие советские субмарины Великой Отечественной


Лодки планировалось строить тремя сериями. Первые три лодки IX серии были построены в 1934-1938 годах. Затем была заложена 41 лодка IX-бис серии, из которых было достроено 38 лодок, их строительство велось с 1936 по 1948 год. Постройка лодок по проекту IX-бис затягивалась из-за высокой в целом сложности проекта. Главные проблемы были связаны с получением необходимых дизельных двигателей, именно поэтому для загрузки верфей в СССР была дозаказана партия подводных лодок типа «Щука» серии X-бис. Еще 18 подводных лодок строились цельносварными по измененному проекту серии XVI, однако к началу Великой Отечественной войны все они находились лишь на ранних стадиях постройки, поэтому ни одна из лодок этой серии так и не была достроена.

Всего в строй вступила 41 лодка типа «С» из них к началу войны было включено в состав флота 17 кораблей, еще 17 достроили уже в годы войны, а еще 7 лодок, находящихся на плаву к 22 июня 1941 года, достраивали уже после завершения боевых действий. Трагичнее всего сложилась судьба трех первых лодок С-1, С-2 и С-3, принадлежащих к IX серии. Лодка С-2 подорвалась на мине еще во время советско-финской войны в январе 1940 года, а две оставшихся лодки к моменту начала Великой Отечественной войны находились на ремонте в Лиепае. Лодка С-1 не имела хода и была взорвана экипажем при отходе из города. Подводная лодка С-3 проходила средний ремонт. Субмарина не могла погружаться и развивала скорость не более 5 узлов, несмотря на это она попыталась прорваться из Лиепаи в ночь с 23 на 24 июня. В море она была обнаружена и потоплена немецкими торпедными катерами. При этом на борту у нее был экипаж лодки С-1 и некоторое количество рабочих судоремонтного завода «Тосмаре», всего около 100 человек. Из них немецкие торпедные катера подняли на борт только порядка 20 выживших.

Таким образом, непосредственно в боевых действиях и походах Великой Отечественной войны участвовали только подводные лодки типа «С» IX-бис серии. За годы войны «Сталинцы» потопили на Северном флоте 12 транспортов и боевых кораблей противника и вывели из строя еще два. «Эски» Балтийского флота смогли уничтожить девять транспортных и боевых кораблей противника и серьезно повредить торпедами еще четыре судна. Еще два небольших транспорта было потоплено артиллерийским вооружением балтийских субмарин. На Черном море результаты лодок были гораздо скромнее: два десантных корабля и самоходная баржа, еще один корабль был потоплен артиллерией. Торпедами были повреждены десантный и противолодочный корабли. За годы войны погибло 13 советских лодок типа «С» IX-бис серии: две на Севере, 9 – на Балтике, две – на Черном море. Таким образом, наибольшие потери понес Балтийский флот, где войну пережила всего одна лодка, было потеряно 90 процентов кораблей данного типа, на Черном море было потоплено две субмарины из четырех. Наименьшие потери были на Северном флоте, который потерял две лодки и менее 17% от имеющегося состава данных судов.


Подводная лодка С-51 серии IX-бис


За годы Великой Отечественной войны «Эски» потопили 27 кораблей противника и повредили еще 8. Итого – 2,7 транспорта и боевых корабля на одну погибшую в боях лодку. Это один из лучших результатов, который приближается к показателям, которых достигли подводники кригсмарине – 4,41 транспорта и боевых корабля на потопленную немецкую подлодку. При этом стоит отметить, что советские подводники действовали в неизмеримо более сложных условия, чем немецкие, особенно в первой половине войны, в том числе на Балтике, которая для субмарин с подводным водоизмещением более 1000 тонн была все же мелковата и вдобавок была нашпигована тысячами контактных и неконтактных мин.

Мощное артиллерийское вооружение «Сталинцев» позволяло использовать его не только для потопления судов противника, но и для обстрела береговых объектов. К примеру, в октябре 1941 года лодка С-7 осуществляла обстрел финских железнодорожных станций, а на черном море в октябре того же года лодка С-31 привлекалась для артиллерийского обстрела позиций немецкой пехоты у Перекопа. Совершенный в 1943 году переход с одного театра военных действий на другой (с Тихоокеанского флота на Северный флот) продемонстрировал отличную приспособленность лодок типа «С» к океанским походам и действиям в открытом море. Во время стоянки тихоокеанских «Эсок» в Датч-Харборе американские моряки были удивлены их высокими тактико-техническими характеристиками.

Необходимо отметить, что именно на «Эсках» служили знаменитые советские подводники Григорий Щедрин и Александр Маринеско. За один поход последний потопил сразу два крупных немецких транспорта на Балтике. 30 января его лодка С-13 провела «атаку века», отправив на дно транспорт «Вильгельм Густлофф» водоизмещением более 25 тысяч тонн, а 10 февраля Маринеско потопил транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением около 15 тысяч тонн. По потопленному тоннажу Александр Маринеско стал самым результативным советским подводников времен войны.


Подводная лодка С-56 во Владивостоке


Пережившие войну подводные лодки типа «С» несли службу до середины 1950-х годов, после чего все «Эски» были постепенно списаны. Часть из них отправили в переработку (разделаны на металл), часть переоборудовали в плавучие учебно-тренировочные или зарядовые станции, несколько лодок из состава Тихоокеанского флота было передано ВМС Китая, где они прослужили еще 15 лет. Последней из состава флота выбыла учебно-тренировочная станция, переоборудования из лодки «С-14», это произошло 9 февраля 1978 года.

До наших дней частично сохранилась подводная лодка «С-51», рубка и часть корпуса данной лодки были установлены как памятник в Гремихе. Единственной полностью сохранившейся субмариной является знаменитая краснознаменная гвардейская лодка «С-56», которая установлена в качестве памятника и музея на набережной Владивостока.

Тактико-технические характеристики подводной лодки типа «С» серии IX-бис:
Водоизмещение: надводное – 840 тонн, подводное – 1070 тонн.
Габаритные размеры: длина – 77,75 м, ширина – 6,4 м, осадка – 4 м.
Силовая установка – два дизельных двигателя мощностью 2х2000 л.с. и два главных электродвигателя мощностью 2х550 л.с.
Скорость хода: надводная – 19,5 узла, подводная – 8,5 узла.
Скорость экономического хода: надводная – 8,5-10 узлов, подводная – 3 узла.
Дальность плавания (нормальный запас топлива) – до 8200 миль (надводный ход), до 140 миль (подводный ход).
Глубина погружения: рабочая – 80 м, предельная – 100 м.
Вооружение артиллерийское: 1х100-мм пушка Б-24ПЛ, 1х45-мм пушка 21-К и 2х7,62-мм пулемета.
Торпедное вооружение: 4х533-мм носовых торпедных аппарата и 2х533-мм кормовых торпедных аппарата, общий запас торпед – 12 штук.
Автономность плавания – 30 суток.
Экипаж – 45 человек.

Источники информации:
https://vpk-news.ru/articles/45346
http://deepstorm.ru
http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_2000_01/p7.php
Материалы из открытых источников
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Izotovp 20 января 2019 06:47 Новый
    • 10
    • 0
    +10
    Спасибо за хорошую статью.
    Один из выводов-Балтика слишком мала для традиционных подводных лодок. Необходимо развивать необитаемый подводный флот.
  2. lucul 20 января 2019 10:35 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Поддержу. Написанно хорошо. Даже как то и спорить не с чем )).
  3. Ламатинец 20 января 2019 10:58 Новый
    • 4
    • 2
    +2
    Спасибо за статью , Не сколько не понятно, зачем в первоначальном варианте орудие надо было ставить в рубку.
    1. Авиатор_ 20 января 2019 20:48 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Вероятно, для уменьшения сопротивления в погруженном положении и, как следствие, увеличения подводной скорости.
  4. Гончар 20 января 2019 11:14 Новый
    • 15
    • 0
    +15
    В названии статьи ошибка. Соответственно и в тексте эта ошибка тиражируется. Лодки серии С никогда не были "Сталинцами". Вначале это была серия Н (немецкая), потом С (средняя). Сталинец - собственное имя подводного минного заградителя Л-2. Ничего не рассказывается о XVI серии лодок, которые отличались от IX серии конструктивно (как С-21 были полностью сварными) имели другие дизеля и боезапас в 14 торпед. Несколько подводных лодок этой серии было заложено с Ленинграде перед войной. Поставить плюс не могу - статья вводит читателя в заблуждение.
    1. Гончар 20 января 2019 11:31 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Дополню - в целом ряде авторитетных источников, таких как "История отечественного кораблестроения", т.4, под редакцией академика Спасского, или в книге "Советское подводное кораблестроение" В..И. Дмитриева говорится об ошибочности и конъюнктурном характере наименования лодок IX бис серии "Сталинцами".
      1. Paranoid50 22 января 2019 00:25 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: Гончар
        говорится об ошибочности и конъюнктурном характере наименования лодок IX бис серии "Сталинцами".

        Ну, может, кто-то "разговорно" употреблял. request Тогда, по аналогии, серии ПЛ следовало называть: серия К - "Кировец"(хотя, тогда Кирова уже не было) или "Калининец"; серия М - "Молотовец"; а серия Щ... ну, допустим, "Щорсовец" fellow laughing
  5. Fotoceva62 20 января 2019 11:52 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Лодка была значительно лучше «щуки», но сравнивать 592 тонную щуку с 840 тонной С, как то не очень .Это корабли разных поколений .
    Орудие хотели ставит в рубке видимо для увеличения возможности стрельбы в свежую погоду или из позиционного положения.
    Лично мне больше нравятся ПЛ типа Ленинец, хотя командованию виднее.
  6. Region-25.rus 20 января 2019 15:37 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Лодка С-51 случайно не в бухте Находка заснята? Место уж больно знакомое)))
  7. Decimam 20 января 2019 16:32 Новый
    • 9
    • 1
    +8
    За годы Великой Отечественной войны «Эски» потопили 27 кораблей противника и повредили еще 8. Итого – 2,7 транспорта и боевых корабля на одну погибшую в боях лодку. Это один из лучших результатов, который приближается к показателям, которых достигли подводники кригсмарине – 4,41 транспорта и боевых корабля на потопленную немецкую подлодку.
    Кому нужен этот пассаж? Зачем подобные глупости печатать? С каким из типов немецких лодок мы сравниваем лодки типа "С"? И без тоннажа потопленных кораблей эти цифры вообще ни о чем.
    1. андрей шмелев 20 января 2019 16:54 Новый
      • 3
      • 2
      +1
      С каким из типов немецких лодок мы сравниваем лодки типа "С"? - laughing - их надо сравнивать с VII

      Тока я вот чего не пойму:
      30 участвовавших в Великой Отечественной войне подводных лодок типа «С» по подтверждённым обеими воюющими сторонами данным потопили 19 судов общим тоннажем 78 942 брт, 7 боевых кораблей, в том числе одну подводную лодку, повредили 6 транспортов (27 192 брт) и 6 боевых кораблей противника. Было потеряно 15 субмарин этого типа, в том числе все три лодки серии IX.
      Если вычесть Густлова и Штойбена, то .... получается проще было вообще лодки не строить, так?
      1. Decimam 20 января 2019 19:34 Новый
        • 5
        • 0
        +5
        Вопрос оценки эфективности действий советских подводных лодок вообще сложный, так как найти данные по тоннажу потопленных судов крайне сложно. Данные, которые Вы приводите - из Википедии, без ссылки на источники, проверить никак не получается.
        1. андрей шмелев 20 января 2019 20:03 Новый
          • 3
          • 2
          +1
          сложный, но факт незначительной, мягко говоря, эффективности получается, как ни считай = советские ПЛ ни разу не нарушили системы коммуникаций противника
          1. dauria 20 января 2019 20:44 Новый
            • 7
            • 0
            +7
            , но факт незначительной, мягко говоря, эффективности


            Сравнение немцев и наших ПЛ мягко говоря некорректное. "С" - лодка между немецкой семёркой и девяткой. А эффективность немецких семёрок на Балтике практически нулевая - целей нет и всё море минами засыпано. Велика лодка и для Балтики, и для Черного . Это лодки Атлантики и северных морей. А туда немецкие транспорты нос высунуть боялись. Зато для немецких лодок целей было куча - конвои в обе стороны, в начале войны фактически беззащитные . "Жирные годы" немецких асов. У англичан-подводников картинка тоже безрадостная - не за кем гоняться.
            Это всё равно что попрекать сибиряка-охотника , что он мало львов у себя в тайге пристрелил.
            1. андрей шмелев 20 января 2019 20:58 Новый
              • 2
              • 1
              +1
              я попрекаю не сибиряка-охотника, а его начальника: вся концепция огромного количества ПЛ на Балтике оказалась полностью порочной, да и на СФ и ЧФ многого они не добились
              с семеркой, имхо, надо сравнивать всех )
  8. san4es 20 января 2019 16:55 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    hi ...Спасибо. Кино на вечер:
    Подводные лодки серии "С" soldier
  9. Тестов 20 января 2019 19:20 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    В 1942 году Севмаш сдал флоту, первые в своей истории, достроенные подводные лодки типа "Ленинец" : Л-20 и Л-22, что успели отбуксировать в Молотовск по Беломоро-Балтийском каналу в сентябре 1941 года из Ленинграда. В том же 1942 году "Малютки" М-119, М-121 и М-122 из Горького с "Крсного Сормова" на Севмаш приехали по железной дороге, были спущены на воду, достроены и переданы флоту.
    В 1943 году Севмаш передал флоту построенные на "Красном Сормове" С-14,С-15, С-103 и С-104, а в 1944 году С-16...А то и в СМИ, и в интернете пописывают "эксперды", а народ почитывает полуправду, что в годы войны Севмаш выпускал только "Большие охотники" и ремонтировал наши и союзников корабли и суда.
  10. Привед 20 января 2019 21:08 Новый
    • 1
    • 2
    -1
    Подводные лодки типа «Сталинец», лучшие советские субмарины Великой Отечественной, которые были разработаны по заказу советской стороны немецко-голландским конструкторским бюро «IVS». Ни отнять, ни убавить. Можно еще только дополнить статистикой участия и эффективности ВМФ разных стран в период Второй мировой войны, где почётное последнее место принадлежит ВМФ СССР.
    1. Альф 20 января 2019 21:26 Новый
      • 4
      • 2
      +2
      Цитата: Привед
      Можно еще только дополнить статистикой участия и эффективности ВМФ разных стран в период Второй мировой войны, где почётное последнее место принадлежит ВМФ СССР.

      Так и целей-то не было. Конвои типа PQ-17 Маринеско, Лунину, Котельникову, Видяеву как-то не попадались, да и линкоры-крейсеры кригсмарине у наших берегов не болтались.
      1. Привед 20 января 2019 22:27 Новый
        • 2
        • 7
        -5
        Цели - всегда находятся, если их искать. Немецкие подлодки находили свои цели и в Атлантике, и в Тихом океане и у побережья Штатов. И немецкие конвои в Северных морях - были, и немецкий ВМФ - в портах не стояли всю войну.
        1. Альф 20 января 2019 22:49 Новый
          • 5
          • 3
          +2
          Цитата: Привед
          Цели - всегда находятся, если их искать. Немецкие подлодки находили свои цели и в Атлантике, и в Тихом океане и у побережья Штатов. И немецкие конвои в Северных морях - были, и немецкий ВМФ - в портах не стояли всю войну.

          Северное море было зоной ответственности британцев.
          Что нашим лодкам было делать в Атлантике или на Пацифике ? Там были немецкие конвои ?
          Немецкий ВМФ был на Черном море ? На Балтике ? Мелочь всякая была типа тральщиков, максимум сторожевиков.
          1. Привед 20 января 2019 23:07 Новый
            • 3
            • 7
            -4
            Вы про мелочь типа "Тирпиц" или "Бисмарк"? Или про другие, более мелкие корабли немцев типа "Deutschland", "Admiral Scheer", "Admiral Hipper" или "Prinz Eugen"? Или про смешные транспортные конвои немцев из Норвегии, Голландии и Швеции, перевозивших руду и другие важные стратегические материалы для немецкой тяжелой промышленности в Руре?

            Не позорьтесь и почитайте хотя бы это:
            https://warspot.ru/7077-kauchuk-i-volfram-dlya-tretiego-reyha

            Ни один морской флот СССР от Балтики до Тихого океана, от Северных морей до Чёрного моря, не смог найти для себя достойных противников за всю войну - беда-печаль.
            Откуда вы вообще эту чушь взяли, про "Северное море было зоной ответственности британцев"? Вы еще скажите, что действовал негласный запрет для ВМФ СССР на ведение боевых действий на море, чтобы британцы не обиделись!
            1. Цитата: Привед
              Вы про мелочь типа "Тирпиц" или "Бисмарк"? Или про другие, более мелкие корабли немцев типа "Deutschland", "Admiral Scheer", "Admiral Hipper" или "Prinz Eugen"? Или про смешные транспортные конвои немцев из Норвегии, Голландии и Швеции, перевозивших руду и другие важные стратегические материалы для немецкой тяжелой промышленности в Руре?

              Не позорьтесь и почитайте хотя бы это:
              https://warspot.ru/7077-kauchuk-i-volfram-dlya-tretiego-reyha

              Ни один морской флот СССР от Балтики до Тихого океана, от Северных морей до Чёрного моря, не смог найти для себя достойных противников за всю войну - беда-печаль.
              Откуда вы вообще эту чушь взяли, про "Северное море было зоной ответственности британцев"? Вы еще скажите, что действовал негласный запрет для ВМФ СССР на ведение боевых действий на море, чтобы британцы не обиделись!

              Не порите чушь! Вам оппонент про Балтику ссылался! Какой " Тирпиц", там??))) Кстати ,про сей " пароход".. Вы наверное не в курсе , что его атаковала наша ПЛ?))
              В каком году и Хде , утопили "Бисмарк" вспоминаем??
              И да: Балтика была весьма " комфортная" для действия нашего флота,особенно если вспомнить " суп с клёцками")))
              1. Привед 21 января 2019 00:27 Новый
                • 2
                • 6
                -4
                Ну а я говорил про весь ВМФ СССР, где, в том числе, использовались лодки, описываемые в этой статье. А не подскажите, где K-21 атаковала "Тирпиц"? Так, всё таки, цели для ВМФ СССР были во время Второй Мировой войны? Вот только победы - не за ВМФ СССР числятся.
                1. Ну, давайте вспоминать, что из себя представлял Флот,на начало войны)) Его задачи, и реальные возможности) Как я понимаю,вы считаете,что часть его нужно было гнать в Атлантику, к Африке или ЮВ Азию, в " поиске целей "??)) Только, вопрос: каких,на том же Чёрном море?)) может просветите? Или на Балтике..
                  Про " Тирпиц " на самом деле- вопрос спорный.. Если вам интересно, то масса мнений понаписано.)) думаю вы в курсе таки)
                  И про Победу.. Свой посильный вклад ВМФ внёс! Даже не надо сей факт оспаривать)
                  1. Привед 21 января 2019 01:16 Новый
                    • 1
                    • 6
                    -5
                    Вы в глаза балуетесь? Или выборочно используете только то, что вам удобно? Уничтожение немецких северных конвоев - мелкая цель для ВМФ СССР? Уничтожение флота противника в северных морях - мелкая цель для ВМФ СССР? Или - снова чушь про "Северное море было зоной ответственности британцев"?
                    По поводу немецкого флота у берегов Африки, в Атлантике, на Тихом океане и у побережья Штатов. Почему немецкий флот - находил и уничтожал своих противников на пределе досягаемости для своего морского флота и какие большие яйца мешали это делать ВМФ СССР?
                    1. Вы в мозг балуетесь? Какие немецкие северные конвои?))
                      И штА,глядя на немцев,надо было ,на всех парусах , лететь в Индийский оушен ибо они и там отметились ?
                      1. Привед 21 января 2019 10:44 Новый
                        • 0
                        • 1
                        -1
                        Теперь это повторяю уже для вас.

                        Не позорьтесь и почитайте хотя бы это:
                        https://warspot.ru/7077-kauchuk-i-volfram-dlya-tretiego-reyha

                        И да, в Индийский океан плыть не нужно было, так как под носом, фактически - в прибрежных водах СССР находился вражеский флот, который, ясен пень, не представлял интереса для ВМФ СССР. И на Тихом океане - то же целей не было, ни военных, ни транспортных конвоев. Такие вот дела.
                      2. Да,что вы мне,всё время каучук подсовываете?))
                        Поинтересуйтесь,на досуге, какими путями шли массовые поставки из Скандинавии)
                        Ессно, что на севере Норвегии, бегали корабли,но кол- во,не сравнимо) ну и наши ,ессно, топили,что могли)) вы полагаете,что найти пароход,в море,легко и просто?) Из ваших слов,складывается впечатление, что наши моряки,только тем и занимались, что сидели на берегу и попивали " какаву " на молоке)
                        Про ТОФ,тоже повеселили))) А ваш перл про " Бисмарк ": " хохотался я"(с) действительно, чего это наши не охотились на него!? laughing
                      3. Привед 21 января 2019 11:16 Новый
                        • 0
                        • 4
                        -4
                        Так я про это и пишу, неуважаемый, достойных целей для себя ВМФ СССР во Второй Мировой войне - найти не мог, и что по статистике участия и эффективности ВМФ разных стран в период Второй мировой войны - почётное последнее место принадлежит ВМФ СССР.
                        Так же, для информации, каучук и сейчас является важным СТРАТЕГИЧЕСКИМ сырьем, и даже для России.
                        А вот над чем я действительно смеялся, так это над вашим заявлением: "Ну, давайте вспоминать, что из себя представлял Флот,на начало войны)) Его задачи, и реальные возможности)". Это вы, типа, пожаловались на слабый флот СССР, который имел возможность развивать его как угодно, в сравнении с военным флотом Германией, которая до середины тридцатых военного флота вообще не имела? Плохому танцору - яйца всегда мешают.
                      4. hohol95 21 января 2019 12:53 Новый
                        • 2
                        • 1
                        +1
                        Это вы, типа, пожаловались на слабый флот СССР, который имел возможность развивать его как угодно, в сравнении с военным флотом Германией, которая до середины тридцатых военного флота вообще не имела? Плохому танцору - яйца всегда мешают.

                        Просветите меня "О знаток советской действительности времён с 1918 по 1945 годы" о возможностях СССР развивать свой военный флот, как "его душе было угодно"!
                        А бедную Германию "задушили" Версальскими ограничениями по состояния "КАМЕННОГО ВЕКА"...
                      5. Привед 21 января 2019 14:23 Новый
                        • 0
                        • 1
                        -1
                        Отпишите свой ник в Гугле - попробуем вас разбанить там.
                      6. hohol95 21 января 2019 15:04 Новый
                        • 2
                        • 0
                        +2
                        А по существу вопроса текста не будет?
                      7. Привед 21 января 2019 15:18 Новый
                        • 0
                        • 1
                        -1
                        По существу вопроса - почитаете в Гугле про Версальский договор, количество и состав военного флота СССР и Германии на середину 30-х годов и перед войной. Это открытые данные, исторические факты, которые помогут вам победить невежество и ложь в 21 веке.
                      8. hohol95 21 января 2019 15:25 Новый
                        • 0
                        • 0
                        0
                        Шикарный ответ -
                        И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашёл ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

                        Эх жаль не жили мы с вами в то время и на своей "шкуре" не испытали те "открытые источники"...И радости Версальского и прочих договоров.
      2. Alexey RA 21 января 2019 15:25 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: Привед
        Уничтожение флота противника в северных морях - мелкая цель для ВМФ СССР?

        Мы всё ещё говорим о Северном флоте? Том самом, командующий которого в 1941 отменил выход ЭМ в море на помощь СКР - "за явным превосходством противника"? Потому что сил флота в Главной базе не хватало даже для того, чтобы вести бой с дивизионом ЭМ Кригсмарине.
      3. ALEKSANDR KUTS 27 января 2019 01:35 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Базирование, базирование наших ПЛПЛ не позволяло уничтожать противника на пределах досягаемости. Просто сравните возможности третьего рейха на момент начала войны по пунктам базирования и наши возможности. Это одна из основных причин. Есть и иные...
  • Alexey RA 21 января 2019 15:21 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Цитата: Привед
    Цели - всегда находятся, если их искать. Немецкие подлодки находили свои цели и в Атлантике, и в Тихом океане и у побережья Штатов.

    Вот только у советских подлодок не было в противниках владельцев Top-3 торгового флота мира.
    Цитата: Привед
    И немецкие конвои в Северных морях - были, и немецкий ВМФ - в портах не стояли всю войну.

    Основные конвои шли вне нашей зоны ответственности. А внутри неё были только конвои в Лиинхамари. Ибо западная граница позиций ПЛ СФ выходила к берегу Норвегии севернее Тромсё. Дальше действовали ПЛ Союзников.
    И да, в лучшие свои времена СФ мог держать на позициях 7-9 ПЛ одновременно.
    Зона действий подводных лодок Северного флота, располагавшаяся восточнее о. Медвежий [Западнее меридиана 20°00' в. д. действовали военно-морские силы союзников], делилась на три участка. Участок от Тромсё до о. Магерё (180 миль) изобиловал небольшими скалистыми островами — шхерами. Участок от о. Магерё до Варангер-фьорда (около 100 миль) был открытым, но транспорты здесь следовали, прижимаясь почти вплотную к берегу. Участок, проходивший вдоль побережья Варангер-фьорда до Петсамо (около 60 миль), был открытым. Наиболее благоприятными для действий подводных лодок были второй и третий участки. Действия лодок на первом, шхерном участке были крайне затруднительными.

    Вот позиции ПЛ СФ на 1942 год:
  • Вождь краснокожих 20 января 2019 21:31 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Спасибо автору. Интересно и познавательно.
  • ASDik37 20 января 2019 22:37 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Кстати, на подводных лодках серии "С", была оригинально выполнена крышка задних торпедных аппаратов - в виде конической детали на валу - ни на каких других лодках того времени такой простой конструкции не встречал
  • hohol95 21 января 2019 13:10 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Базой для всех лодок серии служил проект, который был разработан по заказу советской стороны немецко-голландским конструкторским бюро «IVS».

    Для сохранения потенциала хорошо проявившего себя в войне подводного флота руководство Рейхсмарине в 1922 году приобрело через подставных лиц (концерн «Дешимаг») голландскую фирму «Кораблестроительное конструкторское бюро» (нидерл. Ingenieurskaantor voor Scheepsbouw, IvS), занимавшуюся проектированием кораблей. Её штат был дополнен немецкими специалистами, как гражданскими, так и уволившимися в запас офицерами флота. В 1920-х годах по заказам других государств было спроектировано несколько типов подводных лодок, эти проекты впоследствии легли в основу кораблестроительных программ в самой Германии. Так были построены 750-тонная подводная лодка Е-1 в Испании и 250-тонная подводная лодка «Весикко» в Финляндии. Разработанный проект 750-тонной подлодки был использован при создании советских лодок типа «С» и послужил основой для разработки немецких лодок типа IX, а финская субмарина стала прямой предшественницей немецких малых лодок типа II.

    Скажем спасибо немецким конструкторам оттачивавшим своё мастерство на проектах для других стран!
  • hohol95 21 января 2019 14:01 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    В.С. Корякин
    ВОЙНА В АРКТИКЕ
    1941—1945
    Потери транспортного флота Германии на Северном ТВД от действий Северного флота (в основном от ударов ВВС и подводников) составили 95 судов общим тоннажем почти 200 тыс. т, помимо 30 поврежденных (общим тоннажем еще 70 тыс. т), с учетом немецких данных.
    В сорока союзных конвоях 1941 — 1945 годов из 811 транспортов был потоплен 41 немецкими подводными лодками (включая 5 советских — «Ижора», «Сухона», «Киев», «Сталинград», «Родина») и 18 боевых кораблей эскорта Еще пять транспортов (включая два советских — «Декабрист» и «Донбасс») погибли в «капельных рейсах». Наши потери в прибрежных конвоях (включая Карское море) составили 18 единиц, помимо транспортов, еще спасатель, буксир с баржами и два гидрографических судна, ценой гибели пяти вражеских подлодок. Помимо боевых потерь — гибель ледокольного парохода «Садко».
    В атаках на союзные конвои немцы потеряли 33 подводные лодки.
    ... Факт тот, что, в отличие от союзников, в борьбе с лодками противника у нас плохо использовалась авиация, тогда как большие потери наших лодок связаны с их использованием в прибрежной зоне, где особенно велика минная опасность. В этом случае подорвавшаяся лодка просто пропадала без вести — ее гибель не документировалось противником, что можно было бы выяснить по трофейным документам. Кроме того, мы не успевали вовремя реагировать на применение противником как тактических новинок («волчьи стаи»), так и технических (акустические торпеды, шнорхель), одновременно отставая от союзников в части применения оборонительных средств (гидролокаторы и радары).

    Всё верно и правильно! Но, где была возможность раздобыть современные протоволодочные самолёты типа "Каталина"?
    Где было возможно подготовить для этих самолётов экипажи!
    Как и экипажи для подводных лодок.
    А ведь подводник это "штучный" специалист!
    Много чего не хватало и не хватает нашим ВМФ и по ныне, но в те страшные годы Великой Отечественной моряки ВМФ РККА превзошли свои собственные возможности на 200%.
    ...Наш полярник сражался с противником, обладавшим несомненными профессиональными достоинствами, среди которых поэт отметил: «Да, враг был храбр, тем больше наша слава».
  • sh3roman 21 января 2019 16:59 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Большая просьба, к знающим людям напишите статью про фр.лодку Сюркуф, читал в детстве что из орудия этой лодки якобы можно было из под воды стрелять.
    В Н.Н в кремле стоит копия рубки лодки С-13, той самой, Капитана Маринеско. Вот кем надо было быть, такую лодку отправить на иголки, не будет у нас будущего, пока такие образцы истории у нас уничтожают.
  • амурец 11 марта 2019 23:38 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Наибольшие изменения в проекте претерпела дизельная энергетическая установка. Специально для лодки под руководством Н. М. Урванцева на Коломенском заводе был разработан новый четырехтактный восьмицилиндровый нереверсивный дизельный двигатель 1Д, мощность дизеля осталась прежней 2000 л.с (при 470 оборотах в минуту), неизменными остались и скоростные характеристики «Эсок». В то же время установка новых двигателей потребовала увеличения диаметра выхлопных труб с 360 до 420 мм и переделки масляной, водяной, воздушной, а также топливной систем.
    И несмотря на все достоинства дизелей 1-Д, устранить полностью задиры поршней не удалось. Была ещё одна беда, подшипники наддувочного агрегата. "В ночь на 29 июля во время зарядки аккумуляторной батареи внезапно остановился двигатель. Оставив за себя в центральном посту старшину Нахимчука, прибегаю в непривычно тихий пятый отсек. Над остановившимся дизелем курится дым. Брянский докладывает:
    — Вышел из строя наддувочный агрегат.
    — Размололо шариковый подшипник у газовой турбины, — уточняет главный старшина Михайлов.
    Зачем такая канитель? Разбирать исправную воздушную турбину... Проще сразу поставить запасной подшипник на место испорченного...

    — Нет, надо обязательно сделать, как я говорю. В газовую турбину поставим уже обкатанный подшипник. Вы же знаете, что температура вала этой турбины достигает нескольких сот градусов. Поставите туда новый, необкатанный подшипник — его может «закусить» и размолоть.

    — Никогда бы не подумал...

    — Подумали бы, размолов парочку подшипников, как это уже случалось у нас с Михайловым. Помните, старшина?

    — Такое не забудешь, — подтверждает тот." В.Е Корж. " Запас прочности"
  • геолог 1 апреля 2019 19:01 Новый
    • 0
    • 0
    0
    В те времена субмарины не были подводными кораблями в современном смысле этого слова. Основное время они находились на верху, используя дизеля и атаки конвоев в те времена немцы по началу предпочитали проводить ночью из надводного положения с коротких дистанций. После массового оснащения кораблей союзников асдиками и радарами кригсмарине начала нести ужасные потери, которые были уже невосполнимы. Мы отставали наверное в чем то, эффективность была пониже, но мужества и умения нашим морякам было не занимать, поэтому наша лодка С -56 совершила кругосветное путешествие -потрясающее достижение, учитывая тяжелые условия обитания на подводных кораблях того времени. Эта красавица стоит во Владивостоке на постаменте и довольно популярна у туристов.
  • Егоров Олег 27 июня 2020 13:20 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Немцы в декабре 1934 г заложили две лодки U-25 и U-26 IA серии, которые являлись прототипом лодок типа С, в строй вошли в 1936 году ( после заключения Германо-Английского морского договора), при испытаниях лодки показали не удовлетворительную маневренность под водой как в горизонтальной плоскости так и в вертикальной, больше немцы лодок IA серии не закладывали, а начали разработку лодок IX серии, которые были с увеличенным водоизмещением и с применением конструкторских решений и унификации с уже испытанными лодками VIIA серии, то что немцы отказались от массового строительства прототипов наших лодок типа С, говорит о гораздо больших требованиях к подводной лодке немцами ( сказывается опыт Первой Мировой как в проектировании так и в применении), немецкие лодки IA серии ( прототипы Советских лодок типа С) были до начала войны экспериментально-учебными, но нехватка лодок в начале войны, немцы были вынуждены начать их боевое применение и обе погибли в 1940 году, U-25 совершила 5 патрулей потопила 7 судов и один вспомогательный крейсер, погибла 2 августа 1940 г в Северном море на минах, U-26 совершила 6 патрулей и 11 транспортов потоплено, лодка погибла 1 июля 1940 г от глубинных бомб самолёта и корвета, экипаж попал в плен. Всё таки требования к подводным лодкам Советского флота были весьма низкими, но с приобретением лодок типа С, Советский флот получил новые немецкие технологии, что пошло на пользу всему флоту.