Пятое поколение подлодок. Требования и проекты

33
Самые современные атомные и дизель-электрические подводные лодки, пополняющие состав военно-морского флота, относят к условному четвертому поколению. При этом конструкторы-судостроители не теряют времени и занимаются проработкой вопросов, связанных с дальнейшим развитием подводного флота и созданием кораблей следующего пятого поколения. По имеющимся данным, к настоящему времени российские конструкторские бюро уже успели выполнить часть необходимых работ и в известной мере приблизить момент появления подлодок пятого поколения.

Теория поколений



Современная система разделения подводных лодок охватывает проекты, созданные после окончания Второй мировой войны. Именно в этот период в сфере подводного кораблестроения начали внедрять целый ряд принципиально новых технологий, самым положительным образом сказавшихся на характеристиках и возможностях готовой техники. В дальнейшем субмарины получали новые приборы и устройства, иное вооружение и т.д. Все это приводило к качественному росту и, как следствие, к формированию следующего поколения.

Впрочем, необходимо отметить, что разделение подлодок на поколения имеет условный характер. Каких-либо общепринятых и четко установленных критериев не существует, и в разных странах могут использоваться отличающиеся определения. Несмотря на такие проблемы, классификация с разделением на поколения в известной мере упрощает анализ развития подводных флотов. Кроме того, понятие поколений может использоваться для демонстрации технологических достижений или в целях рекламы.



Сейчас в нашей стране строятся новые атомные подлодки проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей», а также дизель-электрические проектов 636 «Варшавянка» и 677 «Лада». Эти проекты принято относить к четвертому послевоенному поколению. Считается, что это поколение отличается от предыдущего повышением всех основных технических и эксплуатационных характеристик. Оно получило более совершенные цифровые радиоэлектронные системы и улучшенное вооружение. Наконец, использовались различные технологии, позволившие получить рекордно низкие показатели шумности.

К настоящему времени отечественные судостроители, в целом, сформировали основные требования к подлодкам следующего пятого поколения. Планируется продолжить сокращение физических полей и заметности для средств обнаружения, увеличить степень автоматизации бортовых систем и внедрить во все основные системы современные компоненты. Ожидается модернизация ядерных энергоустановок, в том числе с внедрением систем, не нуждающихся в перезарядке на всем протяжении службы. Должны быть усовершенствованы дизель-электрические системы и дойти до производства воздухонезависимые энергоустановки.

Известные и проверенные компоненты и идеи, а также варианты их развития станут основой новых проектов. Вместе с ними при создании подлодок предлагается использовать ряд совершенно новых идей и решений, пока не нашедших применения в реальных проектах. Именно такие новинки должны будут повысить все основные характеристики и возможности кораблей.

В последние годы неоднократно упоминалась возможность (а в некоторых случаях и необходимость) применения модульной архитектуры подлодки. Базой для подводного корабля предлагается сделать универсальную платформу с рядом общекорабельных систем, способную нести те или иные модули для решения разных задач. Таким образом, на основе унифицированной базы можно будет строить лодки разного назначения. За счет такого подхода планируется удешевить и упростить как строительство, так и последующую эксплуатацию. Также в некоторой мере упростится разработка новых модификаций и модернизация имеющихся кораблей.

Подлодка нуждается в развитых средствах обнаружения, позволяющих своевременно заметить противника и, при необходимости, первой выполнить атаку. В контексте пятого поколения ожидается дальнейшее развитие существующих гидроакустических, радиолокационных и оптических систем – обычных для современных подлодок. Одновременно предлагается оснащать новые корабли дополнительными робототехническими комплексами. На борту подлодки должны присутствовать безэкипажные подводные аппараты, способные вести разведку на некотором удалении от носителя. Применение таких разведчиков повысит ситуационную осведомленность подлодки, но при этом снизит вероятность ее преждевременного обнаружения.

Военные, ученые и инженеры неоднократно упоминали необходимость полноценного включения субмарины в общие информационно-управляющие структуры вооруженных сил. Однако в этой сфере имеется характерная проблема: при передаче или приеме данных скрытность лодки резко сокращается, и она подвергается рискам. Удастся ли решить поставленную задачу, и как это будет сделано – не уточняется. Возможно, найдены какие-либо решения, позволяющие подводным лодкам обмениваться данными, но не рисковать скрытностью и безопасностью.

В области вооружений пятое поколение будет представлять собой логическое продолжение предыдущих. Предлагается строить ракетные подводные крейсера стратегического назначения с баллистическими ракетами, а также многоцелевые лодки с крылатыми ракетами. При этом следует ожидать рост характеристик вооружения и внедрение принципиально новых образцов. Уже полученные результаты в деле развития ракетных вооружений позволят отказаться от концепции чисто торпедной подлодки. Даже имея лишь торпедные аппараты, корабль сможет применять как торпеды, так и ракеты.

Таким образом, новое пятое поколение подводных лодок вполне способно оказаться прорывным. Переходы между предыдущими поколениями осуществлялись не слишком резко – с постепенным внедрением новых решений и технологий. Подлодки ожидаемого пятого поколения могут иметь массу отличий от современных образцов, в том числе и на уровне концепций. Впрочем, пока не стоит переоценивать субмарины будущего. Вполне возможен другой вариант развития событий, при котором отличия четвертого и пятого поколения не будут кардинальными.

Поколение «Хаски»

Несколько лет назад командование ВМФ России и представители судостроительной промышленности раскрыли часть своих планов по дальнейшему развитию подводного флота. Стало известно, что перспективные лодки пятого поколения будут строиться только после 2030 года. При этом планировалось разрабатывать новые проекты всех основных классов. В пятом поколении должны были сохраниться как атомные, так и дизель-электрические либо неатомные подлодки.

Из последующих сообщений стало ясно, что тридцатые годы станут периодом поступления новых подлодок на службу, а разработка перспективных проектов должна стартовать в ближайшем будущем. По разным оценкам, первые проекты такого рода должны быть созданы уже к середине двадцатых годов. Вторая половина десятилетия уйдет на строительство и испытания перспективных кораблей. Соответственно, к 2030 году можно будет определить дату сдачи первых подлодок новых типов.

К настоящему времени стало известно, что Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» приступило к проработке облика перспективной атомной подлодки пятого поколения. Пока проект носит рабочее название «Хаски». Аванпроект такой лодки выполнили в конце 2017 года и тогда же представили командованию военно-морского флота. В мае 2018-го руководство Объединенной судостроительной корпорации объявило о завершении проектирования. На тот момент велась проработка тактико-технических характеристики будущего корабля.

По всей видимости, на дальнейшие работы по теме «Хаски» уйдет еще несколько лет. Достаточно давно было объявлено, что головной корабль этого проекта заложат в 2023-24 годах, и с тех пор эту информацию не обновляли. Это говорит о том, что новый проект еще не готов к запуску строительства, но через несколько лет ситуация изменится. К середине двадцатых годов стартует строительство, а в начале следующего десятилетия флот сможет ввести подлодку в строй.

Необходимо отметить, что проект «Хаски» предусматривает строительство только атомных подводных лодок. Ранее упоминалось, что в российском пятом поколении будут присутствовать и неатомные субмарины, но новые сведения на этот счет пока не поступали. Дальнейшее развитие неатомных подлодок столкнулось с известными проблемами, и будущее этого направления пока остается неопределенным.

Новые идеи для новых проектов

Как стало известно к настоящему времени, в перспективном проекте АПЛ «Хаски» будут использованы едва ли не все оригинальные идеи, предлагаемые для пятого поколения. К примеру, предлагается применять модульную архитектуру, обеспечивающую применение разного вооружения на общей платформе. За счет этого можно будет разработать сразу две лодки с разными боевыми задачами.

Упоминалось, что подлодки «Хаски» будут компактнее существующих «Ясеней»; полное водоизмещение достигнет 12 тыс.т. Будет использоваться двухкорпусная схема с модульным подходом к оснащению корпусов. В конструкции планируется использовать современные композиционные материалы и перспективные устройства. Корпус нового типа должен обеспечить существенное сокращение физических полей и, соответственно, заметность для средств обнаружения противника. За счет новых материалов, технологий и компонентов срок службы АПЛ может быть доведен до 50 лет.

На базе общей платформы предлагается строить два варианта АПЛ с разным вооружением и отличающимися боевыми задачами. Корабль первого типа будет предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника, прежде всего вооруженных баллистическими ракетами. Такая лодка будет нести торпеды и противолодочные ракеты. Возможно, все вооружение будет использоваться со стандартными торпедными аппаратами, как на некоторых современных подлодках.

Вторая версия АЛП «Хаски» будет нести ракетное вооружение, предназначенное для поражения надводных и береговых целей. Ранее неоднократно упоминалось, что такие корабли будут вооружены перспективными гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон». Также не исключается применение изделий «Калибр» и «Оникс». Доступные данные о вооружении и задачах таких лодок позволяют предполагать, что они также будут отличаться от «противолодочных» подлодок составом радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.

В средней перспективе планируется строить сразу два варианта атомных подлодок семейства «Хаски». Однако до сих пор не уточнялось, к какой из версий проекта будет принадлежать головной корабль, планируемый к закладке в 2023-24 годах. Также остается нераскрытой тема дальнейшего строительства головного корабля второй модификации. Можно предположить, что эта подлодка будет строиться во второй половине двадцатых годов и поступит на службу в начале тридцатых, немного позже первой.

Строительство серийных подлодок «Хаски» двух модификаций является делом отдаленного будущего. По очевидным причинам, планы на серию можно будет формировать только в следующем десятилетии. Для их составления необходимо завершить разработку проекта и определить требования финансового, производственного и иного характера. Поэтому в ближайшие годы министерство обороны вряд ли сможет назвать сроки и объемы строительства полноценной серии перспективных АПЛ пятого поколения.

Дела будущего

В настоящее время российская судостроительная промышленность реализует несколько крупных заказов на строительство современных атомных и дизель-электрических подводных лодок целого ряда проекта. Эти подлодки, способные нести крылатые и баллистические ракеты, а также торпеды и мины, относятся к четвертому послевоенному поколению. В рамках четвертого поколения были получены высокие тактико-технические характеристики и требуемые возможности.

Развитие подводного флота должно продолжаться, и уже сейчас ведутся работы по созданию совершенно нового поколения подводных лодок. Определены основные требования к таким кораблям и ведется проектирование. В течение нескольких следующих лет эта стадия работ будет завершена, после чего стартует строительство первой подлодки принципиально нового типа. Все это позволяет смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Подводные силы российского ВМФ обновляются. В будущем эти процессы не остановятся и приведут к новым примечательным результатам.

По материалам сайтов:
https://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
https://ria.ru/
https://rg.ru/
http://arms-expo.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
https://globalsecurity.org/
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +7
    21 января 2019 08:05
    Мне непонятно, как можно чего-либо разрабатывать не имея военной концепции хотя бы до года предполагаемого внедрения этих лодок?
    Или сначала делаем, а потом смотрим — подошло/не подошло под реалии?
    1. +2
      22 января 2019 04:12
      Кто-нибудь в курсе, что значит
      Современная система разделения подводных лодок на подводные лодки
      ??
  3. 0
    21 января 2019 08:40
    Очень нужное направление работы, совершенствание самой важной составляющей ВМФ! ПЛ свременных необходимо много
  4. +8
    21 января 2019 08:59
    Если Хаски собираются закладывать только после 2030-го - то это просто ужас. Хотя и предсказуемый.
    1. +2
      21 января 2019 10:00
      К середине двадцатых годов стартует строительство, а в начале следующего десятилетия флот сможет ввести подлодку в строй


      В статье вроде написано, что к этому времени их уже построят, хотя, конечно, стилистика Кирилла Рябова не позволяет делать однозначные выводы :))
  5. -4
    21 января 2019 09:28
    РПКСН и ударные АПЛ - фсё, пришло первое поколение безэкипажных мини-АПЛ и их носителей.
    1. -1
      27 марта 2019 19:43
      Цитата: Оператор
      РПКСН и ударные АПЛ - фсё, пришло первое поколение безэкипажных мини-АПЛ и их носителей.

      Еще лет 40 подождем...
      Никакому ИИ никто не даст права на самостоятельное принятие решения о запуске ЯО...
  6. +4
    21 января 2019 11:09
    Коллеги, на сколько я понял - во всем мире военные "флотостроители" уже поигрались с идеей модульных кораблей и отказались от неё как от бесполезной. С ПЛ это будет технически ещё сложнее... Или не так?
    1. +9
      21 января 2019 12:03
      Здесь не о модульности речь, а об унификации.
      На основе единого корпуса и основных узлов и агрегатов будут строить лодки разной специализации.
      1. +4
        21 января 2019 12:04
        Тогда конечно - и оправдано, и необходимо!
  7. +3
    21 января 2019 13:25
    Пуски БР из ПЛ пора сделать горизонтальным, из торпедных аппаратоа, "холодный пуск".
    Тогда не понадобятся лодки таких огромных диаметров (и общих размеров) - под вертикально стоящие БР.
    1. +5
      21 января 2019 19:20
      Цитата: voyaka uh
      Пуски БР из ПЛ пора сделать горизонтальным, из торпедных аппаратоа, "холодный пуск".

      Тогда, придётся сначала изобрести БР, под ТА ПЛ.
      Размеры "Булавы" -- 12м х 2м, масса -- 37 тонн
      Размеры АПЛ проекта 955 «Борей»
      Длина корпуса -- 170 м
      Ширина корпуса -- 13,5 м
      Тогда не понадобятся лодки таких огромных диаметров (и общих размеров) - под вертикально стоящие БР .

      ...Тогда придётся удлинить корпус, под горизонтально лежащие (во всю длину ПЛ fellow , что невозможно даже в теории. Иначе, лодка встанет вертикально или просто разломиться пополам...Сами прикиньте, как разместить БК в 16 БР "Булава"?

      ...Если уж и делать, то наклонно как ПУ на "Антеях".
      (!) Все лодки, рассчитаны наиболее оптимально и многократно. С наиболее правильной эргономикой. И на нынешний момент, ничего улучшить невозможно.
      1. +1
        21 января 2019 19:46
        Ничего невозможно улучшить до того, как кому-нибудь удается это сделать :))))
        drinks
        1. +4
          21 января 2019 20:02
          Ничего невозможно улучшить до того, как кому-нибудь удается это сделать :))))

          ...Ага laughing
          1. 0
            21 января 2019 20:39
            Представьте АПЛ с 8 торпедами большого диаметра. По четыре с каждого борта.
            В два ряда по высоте. Выстреливаются из 4 пусковых. По две на каждую пусковую.
            Представили? - Теперь замените торпеды на ракеты в тубусах. smile
            Подлодка будет в два раза тоньше при той же длине. И раз в пять дешевле.
            Боюсь об заклад, что так примерно и сделают вскоре.
            Если переходят на "москитный" надводный флот, то на очереди и москитный подводный.
            1. +3
              21 января 2019 21:23
              ...Интересно, какая с этого польза? Уменьшение габаритов даже на 30 -- 50% (!), в 3D масштабах Мирового океана, ничего не изменит...Кроме как, добавит "головной боли" причастным, к созданию и эксплуатации РПКСН.
              ..."Чем меньше корабль -- тем сильнее качка" (!)

              1. -3
                21 января 2019 23:26
                "...Интересно, какая с этого польза?"////
                ----
                Я же написал - финансовая. Подлодки-гиганты разорительны для не
                очень богатой страны как в процессе строительства,
                так и в процессе эксплуатации. Проект "Акула" грандиозный с конструкторской
                точки зрения - пример.
                Почему Россия строит не эсминцы, а МРК? По этой же причине предвижу
                переход на "малые подводные ракетоносцы".
                1. +4
                  22 января 2019 00:19
                  Цитата: voyaka uh
                  предвижу переход на "малые подводные ракетоносцы".
                  Да не вопрос! Только пускать свои БРПЛ им придется из Мексиканского залива. Из зоны эффективной ПЛО американского флота. Может 1-2 БРПЛ и выпустит...(Исходя из энергетики БРПЛ будет и дальность, а заодно и ЗВ)
                  Так что, хватит смешить флотских... ракетчиков... инженеров-механиков и прочих служивых на флоте. АГА.
                2. 0
                  4 марта 2019 10:34
                  Цитата: voyaka uh
                  "...Интересно, какая с этого польза?"////
                  ----
                  Я же написал - финансовая. Подлодки-гиганты разорительны для не
                  очень богатой страны как в процессе строительства,
                  так и в процессе эксплуатации. Проект "Акула" грандиозный с конструкторской
                  точки зрения - пример.
                  Почему Россия строит не эсминцы, а МРК? По этой же причине предвижу
                  переход на "малые подводные ракетоносцы".

                  Потому что для эсминцев отсутствует серийная ГТУ, а на угле с котлами делать не хочется.
            2. +6
              22 января 2019 00:13
              Цитата: voyaka uh
              Представьте АПЛ с 8 торпедами большого диаметра. По четыре с каждого борта.
              В два ряда по высоте. Выстреливаются из 4 пусковых. По две на каждую пусковую.
              Представили? - Теперь замените торпеды на ракеты в тубусах.

              О ужас!
              1. Посчитай дифферентующий момент! Плечо -- 80м, вес: (38х4)= 152т...Ни один автомат стабилизации лодку не удержит, Она нырнет, и дай бог, рулями и ходом, пузырем в нос вы сумеете отвести его от угла заката...
              2. Пример ПЛРК "Водопад" не дает вам покоя? Но его дальность не межконтинентальная. Если сумеете сделать БРПЛ в весо-габаритных характеристиках "Водопада" с межконтинентальной дальностью и 6-10 ББ, хотя бы средней (150Кт) мощности, -- тогда можно воплотить вашу идею в железо. Но пока -- увы.
              С уважением. Удав.
              1. -3
                22 января 2019 00:52
                "с межконтинентальной дальностью и 6-10 ББ, хотя бы средней (150Кт) мощност"///
                ----
                Для ядерного сдерживания такие мощности ( и размеры ракет) - избыточны.
                Для того, чтобы сильно напугать противника и держать его в напряжении
                достаточно иметь 8 МБР с одной боевой частью в 150 Кт каждая.
                А это получится ракета сравнительно небольшого диаметра.
                И , конечно, пуск из торпедных аппаратов не всех вместе, а по-очереди, чтобы
                удержать подлодку на месте.
            3. +4
              22 января 2019 01:16
              Цитата: voyaka uh
              Представьте АПЛ с 8 торпедами большого диаметра. По четыре с каждого борта.
              В два ряда по высоте. Выстреливаются из 4 пусковых. По две на каждую пусковую.
              Представили? - Теперь замените торпеды на ракеты в тубусах. smile
              Подлодка будет в два раза тоньше при той же длине. И раз в пять дешевле.
              Боюсь об заклад, что так примерно и сделают вскоре.
              Если переходят на "москитный" надводный флот, то на очереди и москитный подводный.


              товарищ, "бойтесь" об заклад с женой про щи, по меньшей мере вы никого не рассмешите при этом.
  8. +7
    21 января 2019 14:08
    Какое то блуждание в эмпиреях. О чем, собственно, статья? О пятом поколении субмарин? Если просмотреть материалы по этой теме, то весь мир верит в Россию и в то, что проект подлодок пятого поколения "Хаски" будет реализован. Так как у всех остальных голова занята реализацией конкретных проектов, и поколениями, похоже, особо никто не заморачивается.
    США, похоже, вообще никакими по поводу поколений заморочками не страдает и внедряет в жизнь свою программу Columbia-class submarine, которые планируют эксплуатировать до 2085 года, то есть в ближайшие 65 лет. Судя по всему, Columbia-class - это уже и не пятое, а энное поколение, раз его до конца XXI века собираются эксплуатировать. Единственный проблемный вопрос - цена.
    Даже таая далекая страна, как Австралия, где еще живут дикие кенгуру, имеет SEA 1000 Future Submarine Program, программу строительства подводного флота до 2050 года.
    Тайванцы и индусы тоже имеют конкретные программы на ближайшие лет тридцать. Одним словом, с поколениями на ближайшие лет тридцать, как минимум, все определились и строят.
    Может не надо публиковать материалы ни о чем, размышлизмы далеких от предмета юношей? Или такие же размышлизмы удалившихся в силу возраста от вопроса старцев, типа сегодняшней статьи об украинских танках. Может стоит попробовать поискать авторов, которые по делу что то напишут?
    1. +2
      21 января 2019 19:39
      А по делу все закрыто секретностью. Кстати, автор вполне себе и говорит о том, что разделение на поколения весьма и весьма условно. Лодки одного проекта будут отличаться друг от друга сильно, в зависимости от назначения. Так что "размышлизмы" тут очень даже уместны.
  9. -4
    21 января 2019 14:36
    Абсолютно любые подводные лодки, существующий сейчас и принятый на вооружение США и стран НАТО или новые, только разрабатываемые в данный момент - в будущем будут уступать по всем тактико-технические характеристикам еще не созданным и не имеющим аналогов российским субмаринам. И это - вопрос недалёкого будущего.
  10. -2
    21 января 2019 20:01
    Военные сами не запутались со своими 4ми, 4+, 4++, 5ми поколениями? belay -кто и как их устанавливает?-нигде не читал про историю вооружений, чтобы кто-то гордо писал-"мы построили ПЛ 2 поколения" laughing
  11. +5
    21 января 2019 20:09
    Не статья а шлак! Идеальный образец графомании! (или зарабатывание рейтинга на Военном Обозрении на "воде").

    Можно ещё статью тиснуть "Шестое поколение самолётов. Требования и проекты" - Будут использованы самые последние разработки! Ура!

    "Новое поколение танков. Требования и проекты" - Будут использованы самые последние разработки! Ура!

    "Следующее поколение артиллерии. Требования и проекты" - Будут использованы самые последние разработки! Ура!

    "и внедрить во все основные системы современные компоненты"

    Глубоко! Сильно! Аналитичненько! А самое главное информативно :))))
    А ещё можно так: все показатели будут значительно улучшены!
    А большинство недостатков устранены!
    И "Развитие (вставьте что хотите) должно продолжаться, и уже сейчас ведутся работы по созданию совершенно нового поколения (вставьте что хотите). Определены основные требования к таким (вставьте что хотите) и ведется проектирование."
  12. +1
    21 января 2019 20:23
    Россия-страна контрастов.Думаем о 5 поколении подлодок,но где-то по пути ,,вставания с кален,, потеряли 10е яйцо.Россия-страна контрастов.Но подводникам конечно удачи.
  13. -1
    21 января 2019 22:10
    Автор не понял одного! 5е поколение уже лет 5 как в морях и в сериях! Неатомные лодки внеу те которые сделали немци это вообще супер! американцы попросили на учения со своими атомными. После чего долго чесали репу и вносили изменения в свои последние атомарины! Мы по факту допиливаем атомарины 4го поколения и? А дальше пустота ни технологий ни понятия что и как делать. Все! К 2030 году подплав будет так чисто номинальным защитником родины. Я не за людей они кремень я за технику!
  14. +3
    22 января 2019 19:55
    ......при передаче или приеме данных скрытность лодки резко сокращается, и она подвергается рискам........
    "Я тебе один смешной вещь скажу, ты только не хохотайся"(с)
    Передача- буй с информацией,время сеанса для ухода ПЛ ,затопление. Применялось еще в 60-е годы.
    Прием-выпускаемая антенна. Применялось еще в 50-х.
    Ретранслятор-применялось еще в 40-х.
    СБД и спутник сожалению,"берут" еще с 80-х. С 80-х у них донная система маяков, картрирование морской поверхности. Наши лодки иногда попадали в зоны их работы(появился термин "Квакеры", когда в 1993 систему убрали,разговоры о них прекратились). В 1993 совместно работали с США по теме ACOUS .Но, думаю,они просто хотели узнать возможности нашей науки в этом направлении. Через год совместная работа закончилась.(((
    А вопрос целеуказания для "Калибров" и прочего так и не решен. А все что у нас было эксклюзивом у них давно в гражданских сферах-навигация,обмен данными,контроль трубопроводов и тп.

    1. +2
      22 января 2019 21:45
      Цитата: Alex-333
      А вопрос целеуказания для "Калибров" и прочего так и не решен.

      Иртыш-Амфора слышит на 220-230 км, что вполне достаточно в тактическом плане. А 955 свое место уточняют , используя ГАК для привязки координат к подводному району пуска БРПЛ. Тем самым обеспечивается скрытность получения своего места., а место цели заложено в голову Булаве.
      1. -1
        22 января 2019 22:45
        Да я только за))) Слышит что? Сколько бортов в составе АМГ? Это уже было -стрельба в кучу..Читайте, я достаточно об этом наваял.Не повторять же в десятый раз.
        Семенов-Противолодочная борьба.Взгляд из СССР
        http://samlib.ru/editors/s/semenow_aleksandr_sergeewich333/protivolodochnaioborona-nov2018.shtml
        Авианосец - Ответы на вопросы
        http://samlib.ru/editors/s/semenow_aleksandr_sergeewich333/avianosec-1985-86.shtml

  15. 0
    4 марта 2019 09:32
    ...а у нас вообще должностные лица существуют , али нет.. Такая пурга -света не видно..