Пираты XXI века. Почему Гвинейский залив опасен для судоходства

До сих пор в руках западноафриканских пиратов продолжают оставаться российские моряки, захваченные в ночь с 1 на 2 января 2019 года в Гвинейском заливе у побережья Бенина. Напомним, что контейнеровоз «MSC Mandy» шел под флагом Панамы. В состав его команды входили граждане Российской Федерации.


На расстоянии 20 миль от побережья западноафриканского государства Бенин, во время дрейфа на траверзе порта Котону, на контейнеровоз поднялись примерно семь – девять африканцев, вооруженных огнестрельным и холодным оружием. Они ограбили судно и экипаж и захватили в заложники шесть человек – капитана судна, старшего помощника, третьего помощника, боцмана, сварщика и кока. Остальные восемнадцать членов экипажа остались на судне и захвачены не были.



Таким образом, контейнеровоз стал очередной жертвой нападения пиратов, только уже не ХХ, а XXI века. Гвинейский залив считается одним из наиболее опасных для судоходства – именно из-за орудующих в прибрежных акваториях пиратов. Еще несколько лет назад пальму первенства по рискам пиратства уверенно держали сомалийцы. Страна, фактически распавшаяся на несколько частей в результате многолетней и кровопролитной гражданской войны, не могла ни контролировать ситуацию у своего побережья, ни обеспечивать материально свое население. В результате в Сомали пышным цветом расцвело пиратство. Сомалийские пираты нападают на нефтяные танкеры, на другие грузовые суда с целью ограбления.

В какой-то момент деятельность сомалийских пиратов стала столь активной, что об их нейтрализации задумались практически все мировые державы – от США до России и от Китая до Индии. В воды Индийского океана и в Красное море были направлены военные корабли, которые приступили к патрулированию вод и охране торговых судов. Было проведено большое количество операций против сомалийских пиратов, в результате чего масштаб их деятельности существенно снизился.

На фоне постепенного упадка сомалийских пиратов, центр современного пиратства переместился в Гвинейский залив. Собственно, пираты здесь орудовали и раньше, однако в последнее время они еще более активизировались. Рост количества нападений связан, во-первых, с их успешностью (как видим, уже двадцать дней российские моряки, захваченные пиратами, остаются в заложниках), а во-вторых – со спецификой географического положения и военно-политической ситуации в странах побережья Гвинейского залива.

По количеству пиратских нападений на иностранные суда лидирует, безусловно, Нигерия. Это крупнейшая страна африканского континента по численности населения и седьмая по численности населения страна в мире. Нигерия – ведущий экспортер нефти в Африке, самая активная по темпам развития экономики страна континента, уже успевшая обогнать ЮАР, но многомиллионное население этого государства в большинстве своем все равно живет в нищете.

Пираты XXI века. Почему Гвинейский залив опасен для судоходства


Кроме того, Нигерию разъедают внутренние межнациональные и межконфессиональные противоречия. Север страны населен народами, исповедующими ислам, на юге более сильные позиции имеют христианство и традиционные африканские верования. Прибрежные районы Нигерии – густые леса, множество рек, впадающих в Гвинейский залив. Это – идеальное место для организации пиратских нападений.

Вторая по уровню развития пиратства страна региона – Бенин – имеет схожие географические характеристики, но в экономическом отношении существенно уступает Нигерии. И нигерийские, и бенинские пираты представляют собой мощные и хорошо вооруженные преступные группировки, которые предпочитают действовать не в открытом море, а в территориальных водах своих государств. Это обстоятельство позволяет им оставаться практически безнаказанными, так как иностранные военные корабли в территориальные воды Нигерии или Бенина, согласно международному праву, не заходят.

В некоторых случаях пираты выдают себя за политические движения, выступающие с какими-то конкретными целями. Например, в Нигерии некоторые группы пиратов заявляют о своей принадлежности к вооруженной организации «Коренной народ Биафры». В конце 1960-х годов народ игбо вел вооруженную борьбу за создание независимого государства Биафра. Война, однако, закончилась поражением сепаратистов и игбо остались в составе единого нигерийского государства. Однако сейчас национальный вопрос вновь превратился в повод для политических спекуляций, а пираты, провозглашая якобы политические цели, тем самым придают своим действиям более романтичный окрас.

К пиратским нападениям может быть причастно и Движение за освобождение дельты Нигера (The Movement for the Emancipation of the Niger Delta, MEND). Эта организация выступает за национализацию нефтяных ресурсов страны и считает, что сейчас богатства от эксплуатации нефтяных месторождений перераспределяются несправедливо.

Движение за освобождение дельты Нигера периодически организовывает диверсии на нефтепроводах, нападения на объекты нефтяных компаний и полицейские патрули, а кроме того специализируется на захватах в заложники работников иностранных нефтяных компаний. Известны примеры и нападений активистов MEND на танкеры, осуществлявшие вывоз нефти из нигерийских портов. Во время этих нападений похищались и моряки из экипажей танкеров.



Обычно, похищая моряков, пиратские группировки выдвигают требования о выкупе, адресованные компаниям – судовладельцам. Через посредников передаются денежные суммы, после чего моряков освобождают. Но имеют место и трагические истории, когда пираты убивают своих заложников. И такие развязки далеко не всегда связаны с невыполнением требований о выкупе. Просто пираты нуждаются в поддержании атмосферы страха, чтобы судовладельческие компании понимали, с кем имеют дело и не затягивали с выплатами выкупных денег.

Нападение на контейнеровоз с российским экипажем – далеко не первое и, как мы можем предполагать, не последнее (к сожалению) в Гвинейском заливе. Подобных историй можно привести в качестве примера достаточно много. Хотя обычно пираты предпочитают нападать на танкеры, иногда их мишенью становятся и контейнеровозы.

Так, 5 февраля 2016 года, три года назад, у побережья Нигерии был атакован пиратами сингапурский контейнеровоз Safmarine Kuramo, принадлежащий датской компании Maersk Line. На борту судна находились 25 членов экипажа — граждане Великобритании, ЮАР, Индии, Филиппин и Таиланда. Контейнеровоз шел из города Пуэнт-Нуара в Конго в порт Онне в Нигерии. Утром на борт контейнеровоза высадилось несколько вооруженных пиратов, которые взяли управление судном в свои руки. Однако о захвате контейнеровоза стало известно командованию ВМС Нигерии.

Спустя несколько часов на борт судна высадились бойцы спецподразделения ВМС Нигерии, которые приступили к освобождению контейнеровоза от пиратов. В 18:20 по центральноевропейскому времени было официально объявлено об освобождении судна. Никто из 25 членов экипажа при проведении спецоперации не пострадал. Судно продолжило путь в конечный пункт своего маршрута, а экипажу оставалось лишь благодарить нигерийских военных за проявленный профессионализм.

Куда меньше повезло экипажу танкера Leon Dias, принадлежащего греческой компании Leon Shipping and Trading и следовавшего под флагом Либерии. В январе 2016 года танкер шел из морского порта Ломе (Республика Того) в морской порт Бата (Экваториальная Гвинея) с грузом дизельного топлива на борту. Экипаж танкера состоял из 21 человека, включая 2 граждан Российской Федерации.



30 января 2016 г., около полуночи, в 100 км от нигерийского побережья, 13 вооруженных африканских пиратов захватили судно. Они ограбили судно и экипаж, завладев личными вещами моряков, включая ноутбуки, сотовые телефоны, фотоаппараты, деньги и т.д. Утром 31 января пираты покинули судно, взяв в заложники пять членов экипажа – двоих россиян (старший механик и электромеханик), двух граждан Филиппин (капитан и третий механик) и одного гражданина Грузии.

Вскоре на связь вышел представитель захвативших судно пиратов, назвавший себя генералом Беном. Он заявил, что судно было захвачено движением «Коренной народ Биафры» и потребовал в обмен на освобождение захваченных заложников освободить из-под стражи лидера «Коренного народа Биафры» Ннамди Кану, который незадолго до этого был арестован нигерийскими властями за призывы к свержению конституционного строя. В конечном итоге, представителям компании – судовладельца все же удалось договориться с нигерийскими пиратами о выкупе, после чего все пять членов экипажа были освобождены в обмен на определенную сумму денег. В России по данному факту было возбуждено уголовное дело.

Захваченные в территориальных водах Бенина российские моряки также стали предметом торга со стороны пиратов. Несколько дней назад стало известно, что пираты связались с представителями компании – судовладельца и потребовали выкуп за захваченных россиян. Как правило, в таких ситуациях компания – судовладелец через посредников начинает довольно долгие переговоры, которые напоминают обычную торговлю. Посредник со стороны компании пытается сбить цену, а пираты стоят на своем, чтобы не продешевить. Обычно речь идет о нескольких десятках тысяч долларов выкупа, но все подробности подобных сделок компании – судовладельцы предпочитают держать в тайне. Ведь в некоторых государствах не только захват заложников, но и дача выкупа преступникам также является уголовно наказуемым деянием, а судовладельцам лишние проблемы с законом не нужны.

В данной ситуации компания-судовладелец обратилась к британской компании, специализирующейся на подобных переговорах, и уже ее сотрудники вышли на связь с африканскими пиратами. Силовая операция в данном случае – не лучший вариант, поскольку пираты, прекрасно ориентирующиеся в джунглях нигерийской дельты, могут месяцами скрываться от полиции и спецназа. Но вот риск гибели заложников, если пиратам станет известно о нежелании платить за них выкуп, многократно увеличивается.


Спецназ Нигерии


Что касается Республики Бенин, то у нее еще меньше возможностей для борьбы с пиратством, чем у соседней Нигерии. Если Военно-морские силы Нигерии считаются одними из наиболее крупных в Африке и насчитывают 8 тысяч человек, в том числе имея в своем составе и Специальное подразделение на катерах – отряд, занимающийся борьбой с терроризмом и организованной преступностью на море, то ВМС Бенина – фактически одно название. В ВМС Бенина служат всего 200 человек, а на вооружении находятся 1 буксир и 1 патрульный катер типа «Patriote». Понятно, что на одном катере сильно с пиратами не поборешься. Тем более, что, как сообщили в командовании ВМС Бенина, пираты с захваченными россиянами ушли в территориальные воды Нигерии.

Между тем Бенину, как и другим западноафриканским государствам, стоило бы серьезно озаботиться вопросами борьбы с пиратством и, если нет для этого собственных сил, привлечь на помощь другие страны. Ведь обеспечение безопасности судоходства в Гвинейском заливе является важным залогом улучшения экономической ситуации в странах Западной Африки. Например, именно из-за действий пиратов значительно сократились объемы товарного оборота порта Котону – крупнейшего бенинского порта, следующие в который суда часто становятся объектами пиратских нападений.

С другой стороны, не стоит забывать и о том, что в странах Западной Африки пираты находятся в тесной связке с местными властями, особенно с коррумпированными представителями полиции и военного командования. Пираты обеспечивают последних немалыми доходами и, естественно, им совершенно невыгодно терять такую «кормушку».

При этом, в отличие от Сомали, Нигерия, Бенин и Того вроде бы являются централизованными государствами, но нападения происходят в их территориальных водах. И мировые державы оказываются в сложной ситуации – действовать против пиратов в территориальных водах других стран нельзя, как нельзя и заходить в чужие территориальные воды с вооруженными людьми на борту (это к вопросу о найме частных военных компаний для охраны кораблей), пираты же действуют всё наглее и становятся всё более опасными для мирового судоходства.
Автор:
Использованы фотографии:
lss-sapu.com, kubnews.ru
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. лысова 20 января 2019 06:30 Новый
    • 2
    • 4
    -2
    Да всё очень просто - в Африке, основной массе людей, жрать нечего.
    1. Вольный ветер 20 января 2019 08:23 Новый
      • 21
      • 0
      +21
      Если накормить 10 голодных негров, то через год получишь 20 голодных негров.
      1. лысова 20 января 2019 12:12 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        От того и промышляют, а теперь они раскусили, что выгоднее пиратством заниматься, чем мирной работой.
  2. ГКС 2111 20 января 2019 06:33 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Спасибо за труд,Илья.Моё мнение- нанимать охрану из бывших военных,всё дешевле выйдет,чем выкупать потом моряков из плена.ИМХО,естественно...
  3. parusnik 20 января 2019 08:08 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Опять же ..пиратов...кто-то крышует в этих странах...
  4. mvg
    mvg 20 января 2019 08:08 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    Установка на носу и на корме станкового морского варианта КПВТ (или любого другого из https://topwar.ru/133896-krupnokalibernyy-pulemet-vzveshivaya-vozmozhnosti.html), наем на судно, на время рейса быв. военного и бдительность на рейде, решило бы кучу проблем и пиратства..
    П.С,: Намного дешевле, чем рисковать грузом, судном и экипажем... на таком контейнеровозе не один десяток млн. ходит. Дешевле, чем платить страховым компаниям, которые явно спонсируют пиратов, судя по фото..
    1. donavi49 20 января 2019 09:24 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      1) Надо править международные законы = это очень долго и не факт что возможно.
      2) Наем групп наемников на участках с наибольшим пиратским присутствием = легален, и практикуется. В Адене так масса ЧВК активно конкурировала между собой. Тут -если спрос будет, будут и ЧВК.
      3) Наличие отставника лишь повышает риски. Вдруг его первой же пулей того? И тогда оказавшие сопротивления реально рискуют по частям на стол местному главпирату быть поданными.
      1. mvg
        mvg 20 января 2019 10:14 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Наем групп наемников на участках с наибольшим пиратским присутствием = легален

        Тогда, через некоторое время, бизнес перейдет в руки ЧВК. А негры так и останутся голодными.. и сумма выкупа увеличится. Так как будут работать профи, а не любители.
        Про законы знаю, но при военных действиях на гражданских разрешали иметь оружие.. приравнять пиратство к военным действиям. Нарисовать границы. В другое время, зачехлять под пломбу в каждом порту. Также и входить в порт зачехленными.
        Научить 2-3 человек стрелять - не сложно.
        Если суда будут давать отпор, пиратский бизнес загнется (или примет профессиональный характер, как боевые катера). Но на многотонный танкер или контейнеровоз нападать не будут, неизвестно, что там стоит.. в ответ можно получить очередь из спаренного 30 мм орликона.
        П.С.: Опасность только на рейде, так что ситуацию можно взять под контроль. Кому то выгодно кормить страховку.. Посылать боевые корабли к африканскому побережью из России невыгодно.
        П.П.С.: А, может, это на госуровне.. например Китай не хочет, чтоб с его клиентами торговал кто то еще.
        1. donavi49 20 января 2019 10:34 Новый
          • 5
          • 0
          +5
          Пиратство загнется только если другие дела - будут профитнее. То есть - пока набежать на танкер с риском уйти к Нептуну = выгоднее чем другие варианты - то пиратство будет жить.

          В Сомали пиратство кончилось ибо:
          - на каждом десятом, а потом на каждом втором сидели ЧВК с оружием.
          - очень сильное военное присутствие. Даже если поймать корабль без ЧВК - зачастую до прилета вертолета до него дойти не успевали.
          - в критические месяцы воссоздали систему конвоев = а это сразу обрубило доход.
          - появились другие варианты, в частности перемирие окончательно рухнуло и гражданочка во все поля пошла. То есть можно было получать свои стабильные 50 долларов в неделю от Аш-Шабаба или правительства + возможность грабить, если набег удался.
          1. mvg
            mvg 20 января 2019 10:55 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            В Сомали пиратство кончилось ибо:

            Со всеми пунктами согласен, но... посмотрел на состав международных сил, для борьбы с пиратством... им по силам выиграть 2-3 Фолклендских конфликта, при чем автономно. am
            Мой вариант экономичнее. Международные силы, которые сопровождают каждый корабль через территориальные воды Сомали.
            Держать постоянно один/два УДК с парой вертолетов и на каждый проходящий корабль - группу десанта 10/15 человек. В случае чего вызывать вертушку. Стрелять только на поражение (как в свое время русские, без суда и следствия).
            П.С.: И пираты скоро закончатся.. количественно.
          2. tihonmarine 20 января 2019 16:46 Новый
            • 0
            • 0
            0
            В Нигерии ЧВК не разрешают работать.
          3. tihonmarine 20 января 2019 16:49 Новый
            • 1
            • 0
            +1
            Ну да, в Нигерии по речкам Нигер, Буни, Эскравес ходят конвои нефтяных саплайеров в сопровождении "ганботов" и быровые вышки охраняют военные, но для ЧВК там запрет.
      2. siemens7774 20 января 2019 18:54 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        donavi49,по всем вопросам Вы не правы.Я проработал в Аденском заливе 7 лет.По охране судов работает 4-7 человек.При мне не захватили ни одного судна.Проблемы были только у американских и английских ЧВК.В захватах судов виноваты только старший комсостав.Так как зажравшиеся и охреневшие от вседозволенности личности.Которые даже не соображают куда пришли и с чем имеют дело.Вместо ввода круглосуточного наблюдения за морем,эти твари заставляют людей работать на палубе без присмотра за окружающей обстановкой.Лиж бы отчитаться перед боссами компании сколько работ провели на судне.
  5. Сергей 777 20 января 2019 09:22 Новый
    • 1
    • 4
    -3
    В ВМС Бенина служат всего 200 человек, а на вооружении находятся 1 буксир и 1 патрульный катер типа «Patriote»
    вспомнил о флоте самостийной laughing
  6. rotmistr60 20 января 2019 09:45 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Почему Гвинейский залив опасен для судоходства
    Наверное потому, что решили с пиратством покончили. А эти черномазые (извиняюсь за отсутствие толерантности) сухостои по телосложению, но с оружием решили подзаработать, хитро выждав определенное время и выбрав место. Лишний повод напомнить, что при возникновении угрозы и ,якобы ее ликвидации расслабляться не стоит.
  7. Ламатинец 20 января 2019 10:28 Новый
    • 2
    • 1
    +1
    Курощать нещадно надо сих цветных . Дали свободу и получился бедлам.
  8. К-50 20 января 2019 12:08 Новый
    • 0
    • 0
    0
    действовать против пиратов в территориальных водах других стран нельзя, как нельзя и заходить в чужие территориальные воды с вооруженными людьми на борту (это к вопросу о найме частных военных компаний для охраны кораблей)

    Может Африку стоит в виде исключения рассматривать? Раз "центральные власти" "мышей не ловят". what
  9. iouris 20 января 2019 14:16 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Первым промышленно-пиратским государством всегда была Великобритания. Не было бы поддержки со стороны великой державы, пиратский промысел уже давно бы прекратился. Это инновационный метод контроля торговых путёй.
  10. tihonmarine 20 января 2019 16:44 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Мой пароход "Cool Aster" пираты захватили в 2012 году на рейде порта Лагос (Нигерия), ограбили жестоко, но тогда они ещё заложников не брали, изымали груз, топливо, продукты. Но при появлении военных катеров могли утопить судно и расстрелять экипаж.
    1. iouris 20 января 2019 17:45 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Они же не всех грабят. Наверное, характер и назначение груза обычно имеют существенное политическое значение, я ТАК думаю. Если такая случайность, как ограбление парохода, имеет политические последствия, то надо повнимательнее изучить эту случайность, ибо "необходимость всего пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей".
      Также надо посмотреть на связь между пиратством и доходами от страхования пароходов. А кто у нас (на Земле) получает доходы от страхования судов? Правильно!
      1. siemens7774 20 января 2019 18:59 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        iouris.Российская разведка в 2011 году установила что сомалийским пиратам данные про суда передавали с английского ллойда.
        1. iouris 22 января 2019 00:12 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          А я как раз про это. Называется "регистр"
          Цитата: "Своим происхождением регистр, как и страховое общество, обязан лондонской кофейне Эдварда Ллойда, хозяин которой предоставлял её как место сбора и общения страховщиков, поручителей, судовладельцев и вообще всех, кто был заинтересован в новостях о судоходстве, прежде всего британском. Они регулярно собирались «у Ллойда» минимум с 1748 года, а в 1760 регистр был основан официально."
  11. тасха 20 января 2019 18:26 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Думаю, что придётся заплатить выкуп, чтобы не рисковать жизнями наших граждан. Действительно, время поджимает и подготовить силовую операцию в короткие сроки не получится. Есть повод для наших дипломатов о заключении соответствующих соглашений между нашей страной и правительствами Нигерии и Бенина о совместном противодействии пиратству и разбою в территориальных водах этих стран. Дальше - работа наших военных моряков. Хочется, конечно, чтобы и похитители получили по заслугам...
    1. iouris 22 января 2019 00:14 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Цитата: тасха
      Думаю, что придётся заплатить выкуп

      Уверен, что платим все выкупы исправно, но всё равно этого недостаточно, требуется всё больше.
  12. riwas 24 января 2019 06:54 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Почему бы не использовать гражданский корабль-ловушку.
    И сразу открывать огонь до полного уничтожения.
    Раза три так сделать и остальные не полезут.
  13. Морской Кот 24 января 2019 13:01 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Цитата: mvg

    Установка на носу и на корме станкового морского варианта КПВТ (или любого другого из https://topwar.ru/133896-krupnokalibernyy-pulemet-vzveshivaya-vozmozhnosti.html), наем на судно, на время рейса быв. военного и бдительность на рейде, решило бы кучу проблем и пиратства..


    Ну в статье ведь ясно сказано, что пираты действуют в территориальных водах, о какой установке КПВТ на гражданских судах Вы говорите? Там даже ЧВК запрещено присутствовать на борту, а Вы чуть ли не про пушки рассуждаете.


    Цитата: riwas

    Почему бы не использовать гражданский корабль-ловушку.


    В каком статусе Вы будете использовать этот корабль в границах независимого государства? Да его просто расстреляют и правильно сделают. Проще уж откровенно эсминец послать наплевав на все международные договоренности и правила. laughing