Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?

88
Недавно в сеть выложили первое фото перспективного российского БПЛА, известного под обозначением С-70 «Охотник». Несмотря на первые сомнения в его подлинности, эксперты со временем сошлись во мнении, что это и вправду он. Тем более что уже вскоре нас порадовали новой порцией теперь уже качественных фото, где аппарат можно разглядеть во всей красе.

Долгожданный прорыв: чем на самом деле является «Охотник»?




«Охотник» и его добыча

Сразу стоит оговориться, что материал не претендует на истину в последней инстанции и является попыткой понять, чем же на самом деле является пресловутый БПЛА. Осторожность в данном вопросе не помешает, так как сколь-нибудь детальной информации про новую разработку «Сухого» просто не встретить. Проект крайне секретный, даже по меркам российского ВПК, не привыкшего делиться подробностями с широкой публикой.

Достаточно вспомнить, как долго внешность аппарата оставалась в тайне. Кстати, новые фотографии некоторые пользователи Сети уже назвали «утечкой». Правда это или нет — мы не знаем.

Согласно данным из открытых источников, «Охотник» представляет собой тяжелый ударный беспилотный летательный аппарат. Его разрабатывают с 2012 года. Первую выкатку произвели в июне 2018 года, а в ноябре БПЛА совершил первые пробежки по ВПП в преддверии первого полета. Напомним, что испытания пробежками дают возможность оценить работу двигателей, систем управления и бортового оборудования. Инженеры получают важную информацию о том, как работают элероны, рули высоты и направления. Стоит также отметить, что, согласно данным из разных источников, сейчас часть бортовых систем БПЛА проверяют на Т-50-3 — одном из прототипов истребителя пятого поколения Су-57. В настоящий момент эту машину можно легко отличить от других прототипов по новой окраске: на ней можно различить силуэт «Охотника».



Вообще, про унификацию бортового оборудования Су-57 и «Охотника» говорят часто. Это даже несколько странно в силу концептуальных различий между двумя комплексами. «Охотник», несмотря на то, что его иногда относят к шестому поколению, истребителем не является. В то же время, насколько можно судить, конкретных планов по созданию на базе Су-57 беспилотника тоже нет. По крайней мере, пока.

Какова же концепция самого БПЛА? В его основе, как можно судить по внешнему виду, лежит технология стелс. Масса аппарата составляет предположительно 20 000 килограммов. Предположительно, скорость «Охотника» будет достигать 1000 километров в час, а его дальность составит до шести тысяч километров.

По имеющимся данным, в концерне «Радиоэлектронные технологии» уже создали для нового БПЛА следующие системы:

— информационно-управляющий комплекс;
— систему автоматического управления;
— аппаратуру сопряжения с общеобъектовым оборудованием;
— систему контроля и диагностики бортового оборудования;
— инерциально-спутниковую навигационную систему.



Удивительней всего, что целый ряд источников называет в качестве даты принятия «Охотника» на вооружение 2020-й год или даже раньше. В то же время каждый знакомый с историей современной авиации человек знает, что с момента первого полета авиационного комплекса (который «Охотник» еще не выполнил) и до принятия на вооружение может пройти десять или более лет. К этому стоит прибавить еще, как минимум, пять лет доведения до действительно боеспособного состояния и еще лет десять, пока в состав комплекса интегрируют все первоначально намеченные авиационные средства поражения. В этой связи невольно вспоминаются репортажи центральных российских СМИ в день первого полета Т-50, когда ведущие заявляли о «полной боеготовности» самолета. Стоит также отметить, что перед программой Т-50 и программой «Охотник» могут стоять разные задачи. Если последний изначально позиционировали как прототип истребителя будущего, то новый БПЛА является, скорее, стендом для отработки технологий, с которыми у России очень непростые отношения (речь конкретно про БПЛА).



Прообразы и аналоги

Если при виде «Охотника» вы испытали чувство дежавю, не удивляйтесь. Создание таких комплексов — один из главных авиационных трендов последних лет. Не стоит путать новый БПЛА и старый российский «Скат», который разрабатывала (разрабатывает?) компания «МиГ» и который ранее был представлен в качестве макета. Он имеет внешние отличия, хотя, например, предполагаемая масса «Ската» также составляет до 20 000 килограммов.

Самый известный «родственник» аппарата «Охотник» — это американский БПЛА Northrop Grumman X-47B, совершивший первый полет еще в 2011 году. Напомним, что этот проект уже закрыли после постройки двух образцов. А ведь за спиной у X-47B были вполне реальные достижения. Еще в июле 2013 года беспилотник впервые совершил посадку на палубу авианосца. А в апреле 2015 года X-47B выполнил первую в истории процедуру дозаправки в воздухе полностью в автоматическом режиме. Причиной же сворачивания испытаний стала дороговизна. Может быть, были и какие-то критические конструктивные недостатки, но о них ничего не известно.



Из европейских собратьев «Охотника» можно вспомнить французский Dassault nEUROn, выполнивший первый полет в 2012 году, а также британский Taranis, способный автономно взлетать и садиться, а также выполнять автономный полет по маршруту. Однако еще удивительней выглядит китайский скачок в этой сфере. Напомним, что за последнее время КНР явила миру целое семейство крупных малозаметных БПЛА. Напомним, что в январе этого года китайское телевидение представило летный образец новейшего беспилотного аппарата Sky Hawk. Похожий на российский БПЛА, но меньший по размеру.

Перспективы «Охотника»

Кто-то видит в таких аппаратах прообраз боевых самолетов будущего: беспилотных, малозаметных, многофункциональных. С другой стороны, разработчикам из разных стран только предстоит решить основные задачи. Во-первых, любой (или почти любой БПЛА) можно нейтрализовать без прямого физического воздействия путем перехвата управления. Задача в большинстве случаев очень сложная, но не невозможная. Напомним, что 9 декабря 2011 года по иранскому телевидению показали кадры с захваченным американским RQ-170 Sentinel без видимых повреждений — одним из самых секретных, дорогих и сложных БПЛА в мире.

Выходом из ситуации может стать автономизация беспилотников путем широкого применения нейронных сетей. Однако это ставит уже вопросы морально-этического плана. Ведь в этом случае только робот будет решать, кому жить, а кому — нет. Поэтому в качестве возможного сценария эксперты все чаще называют концепцию, при которой один управляемый человеком истребитель сможет контролировать и наводить на цель группу БПЛА. Возможно, Россия тоже решила пойти по этому пути. В этом случае понятны и слухи о максимальной унификации радиоэлектронного оборудования «Охотника» и Су-57. Однако стоит повториться, что пока что все это лишь планы на будущее.
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 января 2019 05:42
    Родил наконец наш ВПК ударника...теперь вопрос сколько времени уйдет на все этапы доводки и испытаний ...когда реально в войсках появится?
    1. +10
      25 января 2019 06:13
      Тот же Леха -пока ничего никто не родил, это лишь летающий стенд, и, не более того. А настоящий ударник у нас может быть появится лет через 5 в лучшем случае. Причина крайне простая -те, кто курирует эти проекты просто не видят в беспилотниках смысла!
      1. +5
        25 января 2019 06:17
        Причина крайне простая -те, кто курирует эти проекты просто не видят в беспилотниках смысла!

        В каком смысле то?
        В Сирии беспилотники показали себя с самой лучшей стороны...вон даже евреи умудрились своим дешевеньким дроном-камикадзе нашу установку поразить.
        Так в чем же конкретная причина?
        Недомыслие технического прогресса или экономические вопросы или нежелание военных развивать этот кусок беспилотной авиации?
        1. +17
          25 января 2019 10:04
          В том, что есть научно-технический прогресс.
          Когда в 1938м полетел первый реактивный аэроплан, об этом знали человек ну м.б. 100.
          Остальные рубились за то что круче - биплан или моноплан с ПД далеко не даже в тыщу лошадей.
          Вот, думаю что и мы тут на диванах также сейчас.
          Как всегда, нам говорят и показывают то, что можно.
          А, упаси, как до дела дойдёт - тут у нас и вынос мозга...
          Так что не факт, что этот беспилотный так уж и нужен будет.
          Наука и человечьи мозги все ж на месте не стоят.
        2. +7
          25 января 2019 10:30
          Цитата: Тот же ЛЕХА
          Так в чем же конкретная причина?

          Техническая отсталость. Наш ВПК не способен не используя зарубежные комплектующие создать ударный БПЛА.
          Даже мелкие разведчики делают из зарубежных комплектующих. Чудес не бывает.
          П.С: для примера. Всем известный Гефест или СВП-24. Появился на свет только после приобретения у французов технологии инерциальной навигационной системы на лазерных гироскопах. Сейчас это выдают за мегадостижение, мол неуправляемое оружие становится по эффективности как управляемое... В то время как подобные системы появились на западе ещё в конце прошлого века и в 1991году применялись в войне с Ираком.
          Это один из наглядных примеров.
          1. +4
            25 января 2019 12:42
            Цитата: Дырокол
            Техническая отсталость

            Я вообще никак не могу в толк взять - как наша страна, являющейся одним из мировых лидеров самолетостроения, к тому же, военного, не может наконец то построить беспилотник? Который по сути, намного проще самолета и чуть получше поделки из кружка авиалюбителей. В этом вопросе нас обогнали страны, которые никогда никак назвать лидерами самолетостроения.
            1. -1
              25 января 2019 13:08
              Военных можем частично. А вот гражданка у нас проа
              1. +1
                30 января 2019 11:50
                Цитата: valek97
                Военных можем частично. А вот гражданка у нас проа

                Это опасное заблуждение, без гражданского сектора, хорошей динамики и цен в оборонке не будет. А это значит, что изделия не будут массовыми.
            2. +9
              25 января 2019 19:47
              Цитата: Грица
              как наша страна, являющейся одним из мировых лидеров самолетостроения

              самолетостроение здесь ни при чем. Вся соль в управлении и автоматике.
              1. +3
                26 января 2019 11:39
                Цитата: Dart2027
                Вся соль в управлении и автоматике.

                А Буран летал и садился сам на полосу - это что? Так что Охотник на Предейтора и не только на него у нас есть и если в него поместить ИИ, то всем остальным кирдык обеспечен, а ИИ у нас будет, запомните это..
                1. +3
                  26 января 2019 12:40
                  Цитата: татарин 174
                  А Буран летал и садился сам на полосу - это что?

                  Разные задачи, Буран не был оружием.
          2. +16
            25 января 2019 14:44
            Цитата: Дырокол
            Появился на свет только после приобретения у французов технологии инерциальной навигационной системы на лазерных гироскопах.
            Оптические гироскопы в виде опытных образцов лично трогал и ковырялся в них еще в 2002 году на одном "нескажукаком" предприятии. В то время он был опытным, работал но были проблемы с долговечностью оптоводов. Тяжело давалось производство оптоволокна. Я не знаю чего там у французов купили, но то предприятие делало само еще с 90-х. Может быть конечно и купили у французов - наши управители всякое могут. При наличии своего могут запросто купить импортное.
            1. 0
              3 марта 2019 03:21
              да это товаришь нафантазировал про то что гироскопы делать не умеем ) искандер и другие БР как по его мнению летают , или теже КР типа калибр гироскоп там одна из основных систем автономной навигации
          3. +4
            25 января 2019 21:17
            Так уж не способен.. Кадры решают всё, как известно. Сапфиры по 300 килограмм выращиваем, из них очень точные приборы вытачивают :))
        3. 5-9
          -9
          25 января 2019 15:50
          В Большой Войне это (ударный беспилотник в 20 тонн) большая, дорогая, но никчёмная вещь. Во-1х, они все таки дистанционно-пилотируемые, т.е. могут быть подавлены при помощи РЭБ, а во 2-х....ну представьте его в зоне действия ПВО (хотя наземного, хоть Ф-16 какого). Это жертва. И зачем он, как его использовать? В Большой Войне БПЛА будут одноразовыми вещами, поэтому толк только от маленьких и нежалких. А мы готовимся/готовились именно к БВ.
          Теперь и подготовились малёхо и можно заняться другими делами и появилась тяга к противопапуасным войнам, где они, большие дорогие ударные БПЛА, как раз и к месту.
        4. 0
          3 марта 2019 03:41
          эффективные беспилотники сейчас это в основном малые и средние разведчики . ударники из беспилотников говно потому как малая бомбовая нагрузка и необходимость применять ВТО - потому в военном деле они не получили массового применения - в основном их применяют для спецопераций для ликвидации главарей НБФ и тп. Израильские баражирующие боеприпасы созданны восновном для автоматического поиска РЛС по излучения , прибытию в место поиску оптическими средствами цели и ее уничтожению .
          Любой современный МФИ бомбер или штурмовик гораздо эффективнее и универсальнее ударного БПЛА . А если на БПЛА навешать кучу различного оборудования как на МФИ то он будте стоит немерянно и смысла в таком БПЛА особо уже нет .
          Короче подводя итоги - ударный БПЛА бомбовоз должен уметь применять обычные свободнопадающие бомбы и другие виды дешманского и мощного вооружения , теже планирющие бомбы и тп . Смысл дорогого носителя именно в том что бы он мог применять дешманское оружие ,
          Относительно отечественного ударного БПЛА в данной статье - это будет скорее всего замена су25 или су 24 . Но опять же возникает вопрос нафига он нужен если есть бомберы и МФИ .
      2. 0
        25 января 2019 13:43
        Цитата: ДРЕВНЕЙШИЙ
        это лишь летающий стенд, и, не более того.

        К сожалению, даже ещё не летающий..
        ..с момента первого полета авиационного комплекса (который «Охотник» еще не выполнил) и до принятия на вооружение может пройти десять или более лет... (из текста).
      3. +1
        25 января 2019 17:16
        "лет через 5 в лучшем случае" - 15 - 20 раньше не ждите
    2. +3
      26 января 2019 07:27
      Напомним, что за последнее время КНР явила миру целое семейство крупных малозаметных БПЛА. Напомним, что в январе этого года китайское телевидение представило летный образец новейшего беспилотного аппарата Sky Hawk. Похожий на российский БПЛА, но меньший по размеру.


      Вот только показали клона RQ-170 скорей всего...


      А "похожий" на российский БПЛА взлетел уже в 2016...

  2. -6
    25 января 2019 05:51
    Это просто поделка, возможно стенд для отработки систем управления и связи, ЭДСУ...
    1. Делали на Чекалде, а это самый технически отсталый завод в системе компании Сухой. Никакие передовые машины на нем делать просто невозможно. Это только в КнА можно делать.
    2. Лепить фюзеляж под стелс, и оставлять такую жуткую корму, которая откровенно губит все попытки придания малозаметности глупо. Если конечно речь не идёт о опытной машине для отработки технологий.
    1. +7
      25 января 2019 14:46
      Корма может быть у твоей половинки или у судна или у корабля.А у летательного аппарата -хвостовая часть.
    2. +7
      25 января 2019 15:59
      Меня другое поразило . Если МиГовский "Скат" проектировался примерно с такой же взлётной массой - 20 тонн , а двигатель планировали от МиГ-29 без форсажной камеры(макс. тяга 5 с небольшим тонн) , то у "Охотника" аж АЛ-41Ф с форсажной камерой(и возможно управляемым вектором) , тягой 9,5 тоннв без форсажа и 14,5 т. с форсажем ... Тяговооруженность получается как у МиГ-23 !!!
      Зачем такая мощь для дозвуковой каракатицы ?
      Или всё-же не дозвуковой ?
      Для стремительного и короткого взлёта ?
      Для энергичного маневрирования без потери скорости ?

      Размеры тоже поражают . Размах крыла даже больше , чем у Т-50 (исходя из пропорции , если шасси у них унифицировано) . В такой планер много чего впихнуть можно , особенно если учесть экономию веса и объёма на кабине лётчика со всем яже в нём - катапультное кресло , системы жизнеобеспечения , системы управления и отображения(для человека) , фонарь в конце концов ...

      "Удивительная задница" может и оскверняет малозаметность в задней полусфере , но похоже этот изъян принесён в жертву другим опциям - высокая тяговооруженность , маневренность , управляемость(УВТ) и вполне возможно ... скорость . Для неё может быть верна старая поговорка :"Не становись к лесу задом , а атакуй его передом ".
  3. +9
    25 января 2019 06:03
    А на последнем снимке мне понравился К-701,на ТАПОиЧ такие тоже самолёты таскали!
  4. +2
    25 января 2019 06:21
    при которой один управляемый человеком истребитель сможет контролировать и наводить на цель группу БПЛА

    Если это так, то истребитель должен быть двухместным. Один человек будет не в состоянии управлять собственной машиной + беспилотник. В спокойном полете еще может быть, когда БПЛА идет на автомате за истребителем, в боевой ситуации вряд ли.
    1. +1
      25 января 2019 16:09
      Здесь скорей не БПЛА должны идти за самолётом управления , а наоборот - он за ними на удалении , как пастух за стадом . При унификации БРЭО , пилот может вполне положившись на "автопилот" целиком заниматься боевым управлением . Хотя двухместный вариант всё-же предпочтительней , но индейцы соскочили с программы двухместного Т-50 . А нам такой вряд-ли пригодится в обозримом .
    2. +3
      26 января 2019 03:31
      Думаю, что такая серьёзная машина как С-70 просто не сможет работать без элементов ИИ. Задача пилота-оператора при наличии этих самых элементов - просто "натравливать собачку" на цель, а это, как вы понимаете, гораздо проще. Хотя, ваше предложение двухместного Су-57 интересно.
      1. +1
        26 января 2019 13:23
        Хотя, ваше предложение двухместного Су-57 интересно.

        Да какое предложение, бох с вами, хотя такая связка наверняка была бы большой головной болью для наших не друзей. Можно даже Су-34(как серийный самолет с большими возможностями модернизации) превратить в такую летающую платформу управления дронами. Только уже не с одним БПЛА, а с 2-3. Такая эскадрилья контролировала бы огромные пространства. Причем с возможностью быстрого удара.
        1. +2
          26 января 2019 14:24
          Лично я считаю Су-34 машиной, как минимум, выдающейся. Но в нашем случае она проигрывает Су-57 по ЭПР, скорости полёта и сверхманёвренности. Су-34, всё-таки, более бомбардировщик, чем истребитель. Его максимальная взлётная масса (45 тонн) на 9,5 тонн больше аналогичной у Су-57. Поэтому, всё же, "Frazor" (так "окрестили" Су-57 американцы) на мой взгляд гораздо предпочтительнее "Fullback"а как центр управления стаи С-70.
  5. +7
    25 января 2019 06:22
    Даже если, это всего лишь демонстратор, то тот задел по нему который получат наши специалисты, даст нам много опыта, и не только его. Ну наверно сразу из наиболее важного - программное обеспечение, конструктивные материалы и аппаратная начинка. И тут наверно именно программное обеспечение самое главное, от его параметров все будет зависит в первую очередь, дальнейшее развитие БПЛА.
    1. -4
      25 января 2019 07:15
      Цитата: jonht
      конструктивные материалы и

      Он "железный", на НАПОиЧ нет оборудования для создания элементов из композитных материалов и специалистов тоже.
      1. +10
        25 января 2019 14:49
        Цитата: Дырокол
        на НАПОиЧ нет оборудования для создания элементов из композитных материалов.
        Есть такое слово - "кооперация". Или может на этом БПЛА двигатель из берёзовых досок потому что там нет оборудования и спецов для производства авиационных двигателей?
      2. +3
        25 января 2019 16:29
        Для МС-21 крылья мотают , и даже без запекания в автоклаве . Могут и "Охотника" намотать , в чём разница принципиальная .
        Там вроде сворачивают сборку Су-34 , хотят включить в кооперацию по МС-21(хотели до японского фортеля с карбоном и смолами). Удивляло - почему ограничились такой ограниченной серией - 120 Су-34 , но может собираются будущее ударной авиации возложить на таких вот "Охотников" ? Рискованно конечно , но если получится под управлением - звено "Охотников" на один Су-57 , то он и управит , и прикроет при надобности ...
        Ну это так - софистика на свеже поданную тему .
        1. +3
          25 января 2019 23:21
          Цитата: bayard
          звено "Охотников" на один Су-57

          - нечто из разряда "Я и Сельма Хайек в центральной шашлычной Гавриловска". Из правдоподобного, только "Я". :)
  6. -2
    25 января 2019 06:32
    Доводить до ума конечно надо ( аж самому смешно " ума " ), но разве может, в ближайшие десятилетия, машина заменить человека !? Да, я приверженец к старому и к подобному отношусь с недоверием. А где грань то, между этим БПЛА - крылатой ракеты, различных модификаций - и новейшим истребителем, бомбардировщиком, управляющими человеком ?
    1. +3
      25 января 2019 13:48
      Меньше скепсиса.Скепсис никогда не был двигателем прогресса.Все когда-то в первый раз.Нужно изобретать,эксперементировать.Думаю ждут двигатель тип 30 второго этапа и РОФАР,который должен быть на этом самолете.Интересно сможет применять ракеты воздух-воздух?То же изделие 180?
      1. +1
        25 января 2019 16:48
        Да уж , если в такую "задницу" , да "Изделие-30" , это-ж какая мощь попрёт !!! Он тогда на своём хвосте бесхвостом любую лезгинку отпляшет ... Улыбаюсь я , ... по хорошему . Действительно тип и мощь выбранного двигателя(АЛ-41Ф) намекает на не совсем 1000 км\ч максимальной скорости , а как бы значительно больше . Вот только позволит-ли выбранная аэродинамическая схема ?... Ему уж лучше ударником , да по корабликам . С арсеналом из 2-х Х-31 и 2-х Х-35(всего 4 шт.) , звено таких пепелацев любой Арли-Бёрк съедят , да и АУГ покусают ... Если летать научатся .
    2. +2
      25 января 2019 16:21
      Ну на самом деле внедрение логики ИИ в подобный аппарат вполне себе разумная и безопасная мера. Суть сводится к тому что аппарат во многом планируется применять для боя в воздухе и по целям на земле. Цели согласуются заранее, а в воздухе система "свой-чужой" поможет принять верные решения.
      Так что в данном моменте нет сложной специфики принятия решений. Это конечно в рамках рассуждений о роли человека.
      Этот вопрос стоит острее для наземных автоматизированных систем. Там легко может быть ложная цель, или небезопасный огонь. Там же решение требуется достаточно скоро, и там же гораздо выше риск потерять связь с ЦУ.
  7. 0
    25 января 2019 06:54
    А для Стелс не слишком много округлых элементов?
    1. +2
      25 января 2019 11:19
      Округлость для "стелса" не проблема. В 80-е, когда создавалось первое поколение "невидимок", просто не было компьютеров, достаточно мощных для обсчета отражения радиоволн от криволинейных поверхностей в разумные сроки. Поэтому форму F-117 образовали плоскими панелями.
      Сейчас таких проблем с вычислительными мощностями нет и обсчет криволинейных поверхностей вполне доступен.
      Тут вопрос в другом - как в России обстоит дело с полноразмерными безэховыми камерами, в которых измеряют ЭПР? В штатах таких, ЕМНИП, 5 штук, в том числе одна очень большая, вмещающая B-2. В России лет 5 назад не было ни одной. И ни разу не встречал информацию, что такая была где-то построена.
      1. 0
        25 января 2019 16:51
        Одна точно есть , её даже по телевизору показывали . Но ссылку не дам - не коллекционер я .
      2. 0
        26 января 2019 03:53
        Может я не совсем в строку, но посмотрите здесь:
        https://www.youtube.com/watch?v=kMYBhJymYfc
    2. +1
      25 января 2019 16:22
      Как тут в комментах уже высказался "Дырокол" , скорее всего планер не является конечным решением. А этот экземпляр был дан для отработки технологий, с чем он вполне справится.
  8. +7
    25 января 2019 07:00
    Удивительней всего, что целый ряд источников называет в качестве даты принятия «Охотника» на вооружение 2020-й год или даже раньше.

    На вооружение примут, но денег на постройку не дадут, потому что слишком дорогой.
    1. +3
      25 января 2019 13:14
      Цитата: Ташкенец
      денег на постройку не дадут, потому что слишком дорогой.

      Ну...можно итить "обходными" путями..."удовлетворяться" ,,промежуточными ,, образцами ! Т.е. , разрабатывать всё.что можно: планер, крепления для вооружения,вооружение, движки, "простейшие" системы управления..Довести до такого состояния,чтобы можно было производить и применять...хотя бы,против "папуасов" ! Впоследствии, по мере устранения проблем, производить модернизацию "на ходу" ! Для этого, беспилотники должны быть модульной конструкции "открытой архитектуры"... Помнится ,когда "выдали" первые Ка-52.то по производительности,объёму памяти авионика сих девайсов была сродни "спектруму" по сравнению с пентиумами последних "моделей" ! И всё равно "производили фурор" ! Пусть будут беспилотники не Конь Пегас,но "рабочая лошадка"...ведь были же на вооружении советских ВВС беспилотники Ту-141, Ту-143 ,Ту-300... Что-то могли делать...делали и имели кое-что ! Не с нуля начинать !
      P.S. Если оглянуться назад,то можно сказать,что беспилотники с телевизионным "наведением" против арабской ПВО израильтяне применяли ещё в 70-80 годы прошедшего столетия (приходилось читать воспоминания советских военных "советников" на Ближнем Востоке...). Очень жаль,что потеряно столько времени ! Не были выработаны методы противодействия беспилотникам...не были разработаны малогабаритные БПЛА оперативно-тактического, тактического звена...
      1. +1
        25 января 2019 13:53
        Ну...можно итить "обходными" путями..."удовлетворяться" ,,промежуточными ,, образцами

        Можно и так, но денег все равно не дадут. Ибо дорого это все и баловство к тому же.
        1. 0
          25 января 2019 16:59
          Но если пообещать , что по функционалу будет как штурмовик\бомбардировщик , но пилота не потребует , то могут дать . Ибо пилота сделать - по деньгам всё равно , что ещё один самолёт построить . А пилотов не хватает .
  9. +2
    25 января 2019 08:15
    Во-первых, любой (или почти любой БПЛА) можно нейтрализовать без прямого физического воздействия путем перехвата управления. Задача в большинстве случаев очень сложная, но не невозможная. Напомним, что 9 декабря 2011 года по иранскому телевидению показали кадры с захваченным американским RQ-170 Sentinel без видимых повреждений — одним из самых секретных, дорогих и сложных БПЛА в мире.
    Что есть.То есть.И вообще глядя на "Охотник" с тыла так сказать.Он точно стелс?Ну как видели ранее ранее на американских самолётах.Тыл вообще отличается даже формой сопла двигателя. А ик излучение feel В общем всё понятно что ничего пока не понятно.Будем ждать с нетерпением развития "Охотник" hi
    1. +3
      25 января 2019 17:12
      А Вы в "задницу" F-35 не заглядывали ? Там такая-же история , даже пожалуй пошире .
      Если установили мощный двигатель с форсажной камерой и (возможно) УВТ , то видимо это кому-нибудь нужно . Видимо скорость , тяговооруженность и управляемость оказались важней . К тому-же этот изъян только в задней полусфере . А не надо поворачиваться "к лесу задом" , разве только выполнив задание .
    2. +1
      26 января 2019 04:02
      А как вам вид сзади F-35? lol
  10. -1
    25 января 2019 08:58
    "Охотник" в армию к 2030 -35гг. Далеко автор заглянул. Нет, конечно же зная нашу действительность такой вариант правдоподобен, но крайне не желателен
    1. -1
      25 января 2019 23:13
      Цитата: mark1
      "Охотник" в армию к 2030 -35гг. Далеко автор заглянул. Нет, конечно же зная нашу действительность такой вариант правдоподобен, но крайне не желателен

      - это уже при Навальном? Да, так далеко не заглядывал бы...
  11. BAI
    +2
    25 января 2019 09:31
    чем на самом деле является «Охотник»?

    Макетом для отработки решений по новому дальнему бомбардировщику.
    1. +1
      25 января 2019 10:18
      Цитата: BAI
      Макетом для отработки решений по новому дальнему бомбардировщику.

      Думаете "самолет-аналог"?
      1. BAI
        +1
        25 января 2019 11:52
        Похоже. У нас ведь ни одного серийного летающего крыла нет. Опыта - никакого.
        1. 0
          25 января 2019 17:16
          Ну французы в своё время тоже экспериментировали - по программе "Конкорд" , а получился знаменитый "Мираж" . Из демонстратора-аналога , да в истребители . Причём вполне успешные .
          1. 0
            25 января 2019 23:11
            Цитата: bayard
            Ну французы в своё время тоже экспериментировали - по программе "Конкорд" , а получился знаменитый "Мираж" . Из демонстратора-аналога , да в истребители . Причём вполне успешные .

            - мне кажется Вы очень сильно путаете. Мираж с дельтавидным крылом появился раньше Конкорда. Тем более, первой дельтой был FD.2.
            1. +1
              25 января 2019 23:25
              Конечно раньше , но с дельтавидным крылом французы(как и англичане) начали работать именно по программе "Конкорд" , авиация тогда вообще только выходила на\за два Маха . У нас тоже был свой опытный самолёт для отработки "крыла Бартини" - переоборудованный МиГ-21 с именно таким крылом . Потом кстати подобное крыло(как на Ту-144) попытались установить на первой версии Су-27(Т-10) , но вышло не очень ...
              А про историю создания Миража и его крыла я читал ещё в курсантские годы ... Как раз о истории с Конкордом .
              1. -2
                25 января 2019 23:37
                Цитата: bayard
                Конечно раньше , но с дельтавидным крылом французы(как и англичане) начали работать именно по программе "Конкорд" , авиация тогда вообще только выходила на\за два Маха . У нас тоже был свой опытный самолёт для отработки "крыла Бартини" - переоборудованный МиГ-21 с именно таким крылом . Потом кстати подобное крыло(как на Ту-144) попытались установить на первой версии Су-27(Т-10) , но вышло не очень ...
                А про историю создания Миража и его крыла я читал ещё в курсантские годы ... Как раз о истории с Конкордом .

                - Вы ошибаетесь. Дельта пришла из Германии и начали работать по ним с середины 40-х. Тот же FD.2 это начало-середина 50-х. И Миражи примерно тот период.
                Конкорд уже много позже.
                Крыло Бартини???????????????? Хренини.)))) Миг-21И отрабатывался именно под оживальное крыло Ту-144. Когда выяснилось, что европейцы перешли в проекте Конкорда на оживальное крыло, сделали Миг-21И.
                Всё что Вы могли читать в курсантские годы - это Цихош. :)))
                1. +4
                  26 января 2019 01:30
                  Крыло Бартини - дельтавидное крыло с переменной стреловидностью по передней кромке . Предложено и обсчитано Бартини в(если память не подводит) 1942 г. для самолётов со скоростью 2 - 2,5 Маха . Теория . Так что раньше немцев , но и не русский , а красный итальянский князь .
                  Крыло Ту-144 хоть и оживальное , но имеет ярко выраженный излом по передней кромке , что давало лучшее аэродинамическое качество и было более совершенно в этом плане , чем крыло "Конкорда" .
                  Про МиГ-21И действительно - крыло было оживально .

                  Надеюсь последнее слово в вашем опусе не матерное ?

                  А то , что я читал в курсантские годы , я брал в очень хорошей библиотеке , в том числе ДСП . Просто изучал историю создания различных летательных аппаратов . Тогда и подробную историю про "Конкорд" и о разработчиках Миража , воспользовавшихся наработками по крылу Конкорда .
  12. +3
    25 января 2019 11:17
    Однако это ставит уже вопросы морально-этического плана. Ведь в этом случае только робот будет решать, кому жить, а кому — нет.

    Для нанесения удара по заранее разведанным целям никаких морально-этических ограничений нет. Автоматический/полуавтоматический взлет, проход по маршруту в автоматическом режиме, сброс бомб либо пуск ракет с заложенным полетным заданием в точке с координатами XX/YY и возврат на базу. Вопросы этики и морали в разрезе "трёх законов робототехники" возникают только на поле боя при боевых действиях с необходимостью обнаружения и достоверной идентификации/опознавания противника, принятия решения на поражение и при выбор способа уничтожения. Вот тут у нас начинаются варианты, не ранее. И то многие авторы и комментаторы забывают о полной автоматизации таких средств поражения, как: мины всех видов, зенитные ракеты с головкой самонаведения, кассетные головные части с самоприцеливающимися элементами и т.д. Все вопросы этики и морали давно и неоднократно осмысленны, необходимые решения и ограничения заложены в Боевые уставы и инструкции по боевому применению и успешно используются.
  13. +2
    25 января 2019 12:54
    "....Выходом из ситуации может стать автономизация беспилотников путем широкого применения нейронных сетей. ....."
    =========
    Ну, вообще то словосочетание "нейронных сетей" - лучше писать в кавычках (всё-таки это не нейроны в биологическом смысле слова, и их "жалкое подобие" на основе микроэлектроники).... Но, это так.... (К слову)...
    Вопрос в другом: А есть ли на "Искандерах", "Калибрах", "Томогавках" "нейронные" элементы "искусственного интеллекта"??? Вопрос - НЕОДНОЗНАЧНЫЙ (кто - что считает "элементом искусственного интеллекта"... кто-то считает и калькулятор). Но ведь там есть и "электронные карты местности и система спутниковой коррекции курса и система система самонаведения по заложенным в программу "ИК и оптическим изображениям целей...
    1) самый дешевый вариант :Можно сделать "дрон" полностью телеуправляемым (опасность понятна: возможность "глушения" канала дистанционного управления или даже "перехвата управления")...
    2) самый дорогой вариант : Можно попытаться сделать полностью "самостоятельный" "дрон" с элементами "искусственного интеллекта, каковой не только будет барражировать в заданном квадрате, но и самостоятельно отыскивать цели (по ходу дела различая "феллаха с лопатой на плече" и "бармалея с "калашом" на плече".... Жутко дорого и не слишком эффективно...... (эта идея кстати и погубила проект X-47B!!!)
    3) а можно попытаться сделать некий аналог "Калибра" или "Томогавка", каковой используя те же принципы мог бы подобраться к цели, но не "бросаться на амбразуру" а сбросить боеприпас (возможно выполнить его наведение на цель) и так же "на "мягких лапках" попытаться вернуться домой"... Этот вариант представляется САМЫМ ОПТИМАЛЬНЫМ и ВПОЛНЕ РЕАЛИЗУЕМЫМ на современном технологическом уровне при ВПОЛНЕ ПРИЕМЛИМОЙ (не "дешёвой" а именно "приемлемой" (по критерию "стоимость/эффективность") стоимости...
    Упаси боже! Не утверждаю, что ето "легко и просто" - просто: ВОЗМОЖНО!!!
    1. +6
      25 января 2019 15:44
      Вчера вечером была презентация английской нейросети DeepMind.
      Полигоном для испытаний была выбрана игра StarCraft 2. Совершенно случайно узнал о трансляции и решил посмотреть, благо немного знаком с ней. Кто не в курсе это военная стратегия, где под управление дается база и ресурсы (которые находятся не только около базы, но и по всей карте и нужно так же захватывать их, защищать). Далее предстоит строить здания, развивать технологии, строить войска. Где есть авиация, пехота, танки. И только ты решаешь что и как строить, пытаешься узнать что делает противник и как то менять планы чтобы противостоять его развитию. Комбинаций огромное количество, более того последовательность действий даже не берусь обсуждать, шахматы вообще не рядом.Тут нужно решать огромное количество задач в реальном времени и в реальном же времени реагировать на противника. Нужно управлять войсками, посылать отряды, решать что и где будет, кто защищает, кто на разведку, следить что делает противник. В общем крайне сложная вещь для компьютера, который будет действовать не по шаблонам, как в шахматах, а думать и реагировать на происходящее на карте сражения.
      Так вот людей эта нейросеть разбила в пух и прах, подчистую. Используя разные тактики и стратегии, иной раз подстраиваясь, иной раз принимая совершенно нечеловеческие ходы, при этом оставаясь крайне эффективной. Там даже комментаторы со стажем 20 лет удивлялись, заявляя что ни разу в жизни на профессиональном уровне не видели такого.
      Правда вчера один бой один игрок смог таки выиграть, пользуясь отчего то спавшей активностью нейросети, которая почему то не спешила идти в наступление, а так же грамотной высадкой десанта в тыл ИИ. Пишут что перед этим боем изменили настройки нейросети, отключив часть возможностей. Видимо чтобы не было счета 10-0 в пользу ИИ.

      Тем не менее, нейросеть действовала грамотно, не топорно как робот, бьющийся в косяк и не могущий пройти в дверь. Например, один раз крайне эффективно победив в одном поединке, полностью окружив армию игрока, разделив свою на три отряда и напав с трех сторон через три очень узких прохода. Используя один вся армия не смогла бы пройти - пришлось бы идти по очереди через узкий проход на превосходящего врага. Очень впечатлило.

      Это я к чему. 30 лет назад чтобы позвонить нужно было к соседям идти и на крутящемся циферблате набирать номер)) А сейчас телефон в руках делает столько всего, что невозможно было и предположить даже. Я думаю над Братьями Райт тоже смеялись. Что будет с нейросетями через 10 лет, через 20 лет? Думаю очень скоро они достигнут уровня, на котором им можно будет очень легко предоставить контроль, по крайней мере в узкой специальности, под который будет заточена та или иная техника.
      1. 0
        29 января 2019 10:01
        Боты для SC2 всё равно очень много кликают. И SC2 имеет ограниченный набор правил. Плюс подстройки под конкретные карты. Указать на карте обход, ну так это даже для тупейших AI в RTS прекрасно делалось. И да, механика SC2 очень примитивна по сравнению с той же C&C, где, например, можно формировать укрепленные районы из зданий.
        1. 0
          29 января 2019 12:37
          Если бы вы поинтересовались, то это не бот для СК2. ИИ давали смотреть повторы игр топовых и не очень игроков. Затем поняв основы, ИИ стал играть сам с собой (где то 2 недели вроде играл, если не путаю). Сначала одни тактики (в частности раш) преобладали, но со временем он смог адаптироваться к ним и найти противоядие. Они перестали приносить победу, ИИ играл и играл, находил новые и новые тактики, приносящие победу, после находил противоядие против них. И в итоге через 2 недели смог вынести 10-0 топовых игроков. Вот и все. Причем тут тупейший AI, причем тут обход? Как двигаться по карте знали еще в 90-ых, если не раньше. Укрепрайоны в СК2 тоже строятся путем плотной застройки. Да и вообще, причем тут C&C?))
          И среднее количество кликов у этого ИИ меньше чему большинства топовых корейцев. В общем по каждому пункту Вы написали что-то свое.
          Если интересно - погуглите и почитайте, посмотрите =)
          1. 0
            29 января 2019 12:40
            Бот - это ИИ, работающий через интерфейсы для людей. В данном случае нечитящий AI - это именно бот на 100%, в отличие от обычного AI, который может и ресурсы получать по скриптам и карту видеть полностью.
            1. 0
              29 января 2019 12:50
              Простите, нет желания рассуждать о значении слова бот и тд. Я привел конкретный пример. Все остальное это совсем другой вопрос, будь то C&C, AI, который видит всю карту целиком и тд. Не пойму к чему это)
              Я написал то что написал. По этому вопросу мне интересно поговорить, по остальным не очень. Все же это не тема беспилотников request
              1. 0
                29 января 2019 12:55
                К тому, что в данном случае имеет место попытка создания бота, который сможет играть, как человек, получая ту же самую информацию. А к беспилотникам вполне, ведь настоящий беспилотник должен выполнять задачу без вмешательства человека на основании доступной человеку информации.
                1. 0
                  29 января 2019 13:54
                  Ну беспилотник беспилотнику рознь =))
                  По разному можно поставить рамки и провести границы дозволенного ИИ беспилотника. Об том и речь. В данном случае я бы немного перефразировал. Настоящий беспилотник должен выполнять задачу без вмешательства человека на основании доступной беспилотнику информации. А получает он ее от человека или от своих средств это вопрос не столь принципиальный.
                  Как мы видим вполне себе обученный ИИ способен действовать независимо от человека, зная "правила игры". Понятно что прямо сегодня пихать такой ИИ (или схожий) в беспилотник рискованно, но если оттачивать его навыки, где то может вручную подправлять поведение (задать крайние границы), то вполне будет работоспособно на мой взгляд в ближайшем будущем. Фактически если мы заменим карту на карту реальную, но естественно в 3д, если юнитов заменить на реальные юниты (танки, сау, корабли, наземные объекты и тд.), то получится не сильно большая разница, если утрированно. Можно объяснить правила, где на какой высоте лететь, как облетать опасные зоны ПВО, причем вскрытые в режиме онлайн, какие цели приоритетные, какие несут угрозу, все тоже самое по большому счету. Причем по частям это все в принципе уже сейчас существует в тех или иных видах, как например градация угроз у комплексов ПВО, где компьютер просчитывает наиболее опасные цели. Просто нужно это все объединить, объяснить что для чего нужно, показать как с этим работать, поставить задачу. Уверен такая работа идет уже сейчас.

                  Ну и мысли вслух. На западе есть опыт беспилотников, которые делают посадки, взлеты, заправки и другую "рутину". Почему бы эти блоки не использовать опять же отдельно от ИИ, например, то есть обозвать их "посадка" и тд. Когда ИИ нужно сесть, он просто обращается к этому блоку и все. Собрать эти инструменты по отдельности и ИИ будет их использовать когда нужно. То есть часть работы уже проделана. В плане движения обучение не будет нужно - сроки сокращаются. Хотя, конечно же, как оно там по возможности такого сопряжения я конечно не знаю =)
                  1. 0
                    29 января 2019 14:00
                    А чем нейронная сеть принципиально отличается от императивного алгоритма? В общем-то ничем. Понятно, что для посадки алгоритм может быть прописан жестко. С обучением тут вопрос в том, что в реальных боевых действиях машины будут быстро погибать. Обучение л/с в таких условиях ведется на основании внешнего анализа. Т. е. штабы начинают думать над новой тактикой применения. Дрон же пока автономен, даже если сеть будет, она будет автономна. И корректирование поведения будет простым переписыванием настроек у всех машин.
                    1. 0
                      29 января 2019 15:33
                      А чем нейронная сеть принципиально отличается от императивного алгоритма? В общем-то ничем.

                      На данном этапе само собой отличий маловато. Думаю разница в том что вручную не нужно прописывать огромное кол-во реакций. Сама додумывается через практику.
                      С обучением тут вопрос в том, что в реальных боевых действиях машины будут быстро погибать

                      Так кто будет в здравом уме птенца из гнезда выпускать в первый же день. Полгода пусть симуляции разнообразные гоняют безостановочно, что будет сравнимо с 1000 лет практики.
  14. +1
    25 января 2019 12:56
    Уязвимость БПЛА весьма высока.
    Например, если поставить помехи в диапазонах GPS навигации и в канале радиовысотомера- что для пилотируемого ЛА создаст некоторые неудобства, но не приведет к критической ситуации, то для БПЛА это вызовет не решаемые проблемы - он лишится возможности определять высоту полета (разве что барометрическим способом).
    Например перебив сигнал радиовысотомера, можно принудить аппарат к снижению, вплоть до касания с поверхностью (если он не оборудован барометрическим высотомером).
    1. 0
      25 января 2019 17:25
      Частотно-кодо-манипулированный сигнал с перестройкой по случайному закону , может решить вопрос помехозащищённости ... высотомера .
  15. 0
    25 января 2019 15:57
    а потом они начнут падать.... пока падали маленькие и вчера, то не жалко, а как начнут большие и завтра?
  16. +2
    25 января 2019 16:10
    Выходом из ситуации может стать автономизация беспилотников путем широкого применения нейронных сетей. Однако это ставит уже вопросы морально-этического плана. Ведь в этом случае только робот будет решать, кому жить, а кому — нет.
    ну от чего же. кому жить, а кому - нет, решает оператор, а робот решает только задачу выполнения полученных целеуказаний.
    морально - этические претензии к роботу настолько же обоснованны насколько они могут быть обоснованны к твердотопливному ускорителю несущему гранату РПГ в окно дома.
  17. 0
    25 января 2019 20:35
    мне почему то хочется, чтобы таких аппаратов у нас было много много.
  18. -1
    25 января 2019 22:43
    Вся история с данным летаком закончится так же как и с СУ57. Распилять бюджет, нарапортуют об успехах в СМИ во всем чем можно с данным прибором, заявят о немыслимых количествах и к 200... махнатому году сделают 2 штуки- царя потешить да по выставкам катать на потеху людям. Чуть не забыл - " Военная приемка на Звезде про неимеющих аналогов отработает. Печаль....
  19. 0
    26 января 2019 00:36
    Блин, а колесо то не мы придумали, не говоря о цифрах и алфавите...
  20. +1
    26 января 2019 08:21
    Во всем этом проекте мне нравится идея унификации. Сам занимаюсь мелкосерийной постройкой грузовых дронов.
  21. +1
    26 января 2019 09:34
    Цитата: Дырокол
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    Так в чем же конкретная причина?

    Техническая отсталость. Наш ВПК не способен не используя зарубежные комплектующие создать ударный БПЛА.
    Даже мелкие разведчики делают из зарубежных комплектующих. Чудес не бывает.
    П.С: для примера. Всем известный Гефест или СВП-24. Появился на свет только после приобретения у французов технологии инерциальной навигационной системы на лазерных гироскопах. Сейчас это выдают за мегадостижение, мол неуправляемое оружие становится по эффективности как управляемое... В то время как подобные системы появились на западе ещё в конце прошлого века и в 1991году применялись в войне с Ираком.
    Это один из наглядных примеров.

    Это как года три назад кричали что приборы со стрелочками круче всего, сейчас наоборот хвалятся)) ну или другой пример кондиционеры на мерседесах в 70-х годах, а что у нас с Ваз?)
  22. -2
    26 января 2019 09:45

    Цитата: Эррр
    Думаю, что такая серьёзная машина как С-70 просто не сможет работать без элементов ИИ. Задача пилота-оператора при наличии этих самых элементов - просто "натравливать собачку" на цель, а это, как вы понимаете, гораздо проще. Хотя, ваше предложение двухместного Су-57 интересно.

    Наврядли(хотя может и для экспорта потом) будут су 57.... а вот к А100 премьер да...хорошая глубина получается т.к. с 70 при такой массе может нести дальнобойные ракетки
  23. 0
    26 января 2019 12:52
    судя по утенку лет двадцать может уйти
  24. -5
    26 января 2019 15:29
    Вна украине пЭрЭмога. У нас прорыв. Никакой разницы. У нас чуть получше, но методы обработки населения одинаковы.
  25. Комментарий был удален.
  26. 0
    26 января 2019 16:22
    Мдааа, деньги... Поди их сыщи, чтобы проект по БПЛА нормальный развернуть, когда ни связей в верхах, ни должности государевой хлебной нет... когда всё сам...
    1. 0
      26 января 2019 17:28
      Получается, что Скат от МиГа запороли? Никак не дают МиГ подняться..
      1. 0
        26 января 2019 17:46
        Кто их знает, видим только что запороли и как получается )
  27. 0
    26 января 2019 22:41
    Критиковать чужой труд может только тот,кто сам ничего не сделал.
    А ,,Охотнику,,- удачи!
  28. +1
    28 января 2019 12:30
    Как только Охотник научится таскать ТЯО, можно и с американцами по душам поговорить, соответствует БПЛА описанию "крылатая ракета" или надо новый договор сочинять... Появление новых КРВБ/КРМБ у РФ их живо в реальность вернули, а иначе, с чего бы вдруг такие приступы искандерофобии?
  29. 0
    29 января 2019 09:56
    Какие 20 000 кг? Это для типовой истребителя (МиГ-29, "Typhoon") почти макс. взлетный вес. Трактор-тягач на фото для сравнения весит тонн 10. Тонн 10 там максимальный взлетный максимум. А скорее всего, даже меньше.

    У него же ни кабины с системами жизнеобеспечения, ни требований к прочности из-за отсутствия очень большого вооружения. А это всё опять же снижает потребный вес топлива, внутр. объемы и т. д .по спирали вниз.