Макрон и Меркель включили первую скорость

26
В прошлый вторник канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон подписали в северном немецком городе Ахене новое соглашение «О германо-французском сотрудничестве и интеграции». Стороны позиционируют принятый документ как дополнение к Елисейскому договору, подписанному в 1963 году лидерами двух стран Конрадом Аденауэром и Шарлем де Голлем.





«Хромые утки» пришли к новому соглашению о сотрудничестве

Тот договор полувековой давности положил конец многовековой вражде между французами и немцами. По сути, состоялось примирение, превратившее бывших «заклятых врагов» в добрых, надежных партнеров. С тех пор развитие немецко-французских связей стало образцом для Европы, постепенно объединявшейся вокруг общих политических, экономических и культурных целей.

В 2013 году Германия и Франция торжественно отметили 50-летний юбилей Елисейского договора. Тогда же заговорили о дальнейшем расширении сотрудничества двух стран, более тесной координации в вопросах внешней и оборонной политики, экономического взаимодействия.

Осенью 2017 года президент Франции Эммануэль Макрон вернулся к этой теме. Выступая перед студентами Сорбонны, он высказался за заключение нового соглашения с Германией, которое бы стало неким драйвером стабильности в неспокойную эпоху кризисов. В Сорбонне Макрон заявил о своих планах выйти на более глубокое интеграционное объединение с Германией.

Он, в частности, решил создать общие промышленные кластеры и сопряжённую систему здравоохранения в приграничных районах, когда, например, «неотложки» привозили бы пациентов в ближайшую медицинскую клинику, независимо от её государственной принадлежности.

Однако главным в новом соглашении французскому лидеру виделась синхронизация действий двух стран в области внешней политики, обороны и безопасности, экономики. Макрон предлагал подписать соглашение 22 января 2018 года, в день 55-летия Елисейского договора.

Не получилось. В это время Ангела Меркель на месяцы завязла в формировании нового правительства. В самой Франции накалилась социальная обстановка. Против германо-французской интеграции выступили в странах ЕС. Восточные европейцы увидели в ней реализацию идеи «Европы двух скоростей», крайне непопулярной среди молодых членов Европейского Союза.

Тем не менее, пусть и с опозданием на год, новое соглашение состоялось, хотя внешний фон для него стал ещё более неблагоприятным. Теперь канцлер Меркель теряет своё влияние в стране. В декабре она даже вынуждена была оставить пост лидера христианских демократов.

Горячие дни сейчас и у президента Макрона. К его отставке призывают активисты движения «Жёлтых жилетов». Вот уже два месяца во всех крупных городах Франции они проводят акции протеста, сопровождающиеся стычками с полицией и другими силами правопорядка. Манифестанты обвиняют французские власти в неэффективном управлении страной, отсутствии необходимых мер по борьбе с бедностью, росте цен и налогов.

26 января состоялась уже одиннадцатая волна протестов. Согласно подсчетам МВД Франции, проведённым в Париже, Бордо, Тулузе, Марселе, Монпелье, Дижоне и других городах республики, в субботних манифестациях приняли участие 69 тысяч человек. «Жёлтые жилеты», меж тем, дают другую статистику – более 400 тыс. манифестантов и настаивают на том, что протестное движение во Франции сохраняет свою силу.

На этом негативном фоне эксперты заговорили о лидерах ФРГ и Франции, как о «хромых утках», завершающих свою политическую карьеру. Ахенское соглашение якобы они заключили для того, чтобы оставить о себе историческую память. Против соглашения активно выступили французские и немецкие евроскептики, но в деловых кругах двух стран иное настроение. Они с пониманием отнеслись к решению своих лидеров, и вот почему.

Германия начала «тормозить»

Раздрай в европейском сообществе, протекционистская политика Соединённых Штатов, режим всевозможных санкций и участившиеся торговые войны привели к замедлению темпов роста экономики Старого Света. Разговоры об этом идут с ранней осени. Теперь они получили официальное подтверждение.

В пятницу, 25 января, все ведущие немецкие СМИ облетела фраза президента мюнхенского Института экономических исследований, профессора Клеменса Фюста «Экономика Германии находится в состоянии спада». Так профессор Фюст прокомментировал индекс деловых настроений, ежемесячно подсчитываемый его институтом после опроса 9000 топ-менеджеров немецких предприятий.

Этот индекс признаётся наиболее точным барометром экономической конъюнктуры Германии. Он снижается уже пять месяцев подряд. В январе по сравнению с декабрём индекс потерял ещё 1,9 пункта и упал до 99,1 пункта. В связи с этим мюнхенский институт пересмотрел свой прогноз роста экономики ФРГ на 2019-й год и снизил его с 1,9 до 1,1 процента.

Как пишет Deutsche Welle, «то же самое намерено сделать и правительство ФРГ. Согласно появившимся 25 января сообщениям, оно собирается в конце месяца объявить, что теперь ожидает роста ВВП в этом году всего лишь на 1,0 процента». Как видим, речь идёт не о спаде в экономике, а только о её резком торможении. Но Клеменс Фюст увидел в этом существенные риски.

По его оценкам, ориентированная на экспорт экономика Германии уже страдает от обилия международных политико-экономических проблем. В ближайшие месяцы к ним, скорее всего, добавится жёсткий Brexit. А прекращение свободной и беспошлинной торговли с Великобританией принесёт ощутимый урон немецкому бизнесу.

Похожая ситуация складывается во всей еврозоне. В четверг глава Европейского центрального банка Марио Драги на пресс-конференции во Франкфурте-на-Майне заявил о коррекции оценок ЕЦБ. Если раньше руководство банка рассматривало шансы и риски еврозоны как примерно равные, то теперь в оценках преобладают риски. Как следствие, аналитики снизили ожидания роста ВВП в еврозоне на 2019-й год с 1,8 процента до 1,5 процента.

В свете этих новостей вполне понятно желание руководителей двух крупнейших экономик еврозоны объединить свои силы на новом уровне сотрудничества и минимизировать возникающие риски. Впрочем, надо понимать, что лидерами Германии и Франции двигали не только сиюминутные резоны.

Дорогой Карла Великого?

Это видно по символике, заложенной в Ахенское соглашение. Обратим внимание на выбор места, где Меркель и Макрон заключили пакт «О германо-французском сотрудничестве и интеграции». Это город Ахен – сегодня небольшой и «заштатный», а в раннем Средневековье – столица империи Карла Великого.

Французы и немцы хорошо помнят историю этого правителя Франкского государства. Карлу Великому удалось объединить под своей властью практически все народы нынешней Старой Европы, или, как сейчас говорят, «ядерных» стран ЕС. В могущественное королевство Карла Великого вошли земли современных Германии, Франции, Северной Италии, стран Бенилюкса.

Карл Великий был коронован в Риме папой Львом III как Император Запада. Позднее его империя стала основой Первого германского рейха (Священной Римской империи германской нации). Скрепляя своими подписями в Ахене, где покоится прах Карла Великого, новое соглашение о сотрудничестве двух стран, Меркель и Макрон безусловно дали сигнал Старой Европе о том, что пришло время для интеграции стран ЕС, отнесённых к «первой европейской скорости».

Что же до Восточной Европы, то она в определённой мере уже проявила свой изоляционизм, вначале объединившись в Вышеградскую четвёрку, а позже – в польский проект «Междуморья» (или – «Троеморья»). Попытка поднять свой политический вес в ЕС межгосударственными договорами теперь аукнется ей в полной мере.

Сложно сказать, насколько жизнеспособной станет Ахенская конструкция (некоторые эксперты сравнивают её с союзным государством России и Белоруссии), но очевидно, что в краткосрочной перспективе она окажет заметное влияние на будущее Европы, окончательно поделив её на страны разных скоростей развития.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    28 января 2019 15:11
    Сложно сказать, насколько жизнеспособной станет Ахенская конструкция (некоторые эксперты сравнивают её с союзным государством России и Белоруссии), но очевидно, что в краткосрочной перспективе она окажет заметное влияние на будущее Европы, окончательно поделив её на страны разных скоростей развития.

    Я думаю, что альянс ситуативен и направлен на защиту собственных интересов от "безумного Трампа", скорее всего немцы и французы ждут следующих выборов в США.. Трамп очень сильно стал их и их бизнес напрягать.. А вообще хорошая тенденция..
    1. +6
      28 января 2019 15:19
      Цитата: Svarog
      Я думаю, что альянс ситуативен и направлен на защиту собственных интересов от "безумного Трампа", скорее всего немцы и французы ждут следующих выборов в США.. Трамп очень сильно стал их и их бизнес напрягать..

      Тут все несколько глубже...этот союз он не только против США, но и против Британии, России и Китая. Восстанавливается "новый Рейх". И боюсь, что когда Франция поймет это, для неё все уже будет поздно, что то менять...
      В прошлый вторник канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон подписали в северном немецком городе Ахене новое соглашение «О германо-французском сотрудничестве и интеграции».
      Надеюсь, хоть не в вагоне поезда? А вообще Меркель можно "аплодировать", столько, сколько она сделала для возрождения Рейха, мало кто смог сделать из послевоенных правителей Германии, достойная "девочка Коля"
      1. +4
        28 января 2019 15:57
        На самом деле континентальная Европа веками стремится к объединению. Наполеон или Гитлер - просто симптомы. И в обоих случаях они находили поддержку по всей Европе. Просто потому что такие идеи постоянно носятся в воздухе. ЕС также был шагом на этом пути. Но принятие восточной европы и Великобритании в него резко ограничили возможности настоящей интеграции. Просто потому что это частично инородные тела , относящиеся к другой культуре. И теперь франки и немцы решили начать все если не с нуля , то с основы - то есть создать костяк , на который потом будет нарастать мясо.
        Как нам относиться - вопрос сложный. С одной стороны любые расколы в НАТО нам на руку. А такой шаг вызовет серьезный раскол с англосаксами. Да и особых споров с ЕС у нас сейчас нет. Но это пока. Наполеон и Гитлер заканчивали тем, что приходили к нам . Придет ли новая структура - хз. Ну и не стоит забывать, что сейчас военные силы европы нам не сильно страшны. А вот объединенная армия Европы будет уже силой с которой придется считаться.
        1. +5
          28 января 2019 16:01
          Цитата: g1v2
          Да и особых споров с ЕС у нас сейчас нет.

          только, что по "украинскому вопросу", а так действительно...какие уж тут споры, они "санкции" ввели, а мы все ждем когда отменят...
          Цитата: g1v2
          Ну и не стоит забывать, что сейчас военные силы европы нам не сильно страшны. А вот объединенная армия Европы будет уже силой с которой придется считаться.

          История показывает, что с "объединенной Европой" считаться надо всегда
          1. 0
            28 января 2019 19:45
            Санкции - это мелочи жизни. Они не могли их не ввести , а мы делаем все чтобы они их не отменили. Для продления санкций ес нужно единогласное решение всех стран ес. То есть и Венгрии с Орбаном , и Греции с Ципрасом, и Кипра с его офшором , и Италии и тд. Думаете, если бы нам нужно было снятие санкций , то никто их этих стран не отказался продлевать их? Вы хоть одни переговоры по поводу снятия санкций с нашим участием помните? Они уже пару раз были на грани отмены . Вот только для снятия санкций нужен предлог, а мы его европе не даем. Тч насколько долго мы сможем удерживать европу от снятия санкций против нас - хз, но пока они есть, надо пользоваться.request Но конечно отмена европейских санкций, если она последует, будет серьезной неприятностью , но мы ее переживем. Не волнуйтесь. hi
            А с европой в случае ее реального объединения считаться естественно придется. Другое дело насколько она окажется антироссийской. Все таки между нами есть буфер . Ну и кстати не стоит забывать. что наш главный исторический союзник Австрия тоже относится к континентальной европе, да и с немцами мы исторически больше союзничали , чем воевали, хотя две мировые войны конечно перечеркнули наши старые отношения. request
      2. +3
        28 января 2019 15:58
        Цитата: svp67
        Я думаю, что альянс ситуативен и направлен на защиту собственных интересов от "безумного Трампа", скорее всего немцы и французы ждут следующих выборов в США.. Трамп очень сильно стал их и их бизнес напрягать..

        Тут все несколько глубже...этот союз он не только против США, но и против Британии, России и Китая. Восстанавливается "новый Рейх". И боюсь, что когда Франция поймет это, для неё все уже будет поздно, что то менять...

        Рейх появился на пораженческих чувствах Германии и с соответствующей идеологией. Сегодня я не вижу такой идеологии в Германии, а значит дело не в Рейхе... Немцы , да и французы, просто хотят вести выгодный для себя бизнес и не платить США, при этом.. мне думается,что альянс скорее против США , а точнее против Трампа, нежели это Рейх..
        1. +4
          28 января 2019 16:04
          Цитата: Svarog
          Рейх появился на пораженческих чувствах Германии и с соответствующей идеологией.

          Какой из "рейхов"? Видимо "третий"? А "второй" на каких "пораженческих чувствах" возник?
    2. +1
      28 января 2019 16:01
      Да, в Европе интеграционные процессы развиваются. А вот "союзное государство", увы, засохло и вскоре, похоже, совсем зачахнет. По вине Лукашенко. Побудить его может только собственное население, флаг ему в руки!
      1. +2
        28 января 2019 16:17
        Цитата: виктор н
        Да, в Европе интеграционные процессы развиваются. А вот "союзное государство", увы, засохло и вскоре, похоже, совсем зачахнет. По вине Лукашенко. Побудить его может только собственное население, флаг ему в руки!

        Вы точно подметили.. у нас что то буксуют любые союзы.. но в союзах виноваты всегда обе стороны..
        1. +1
          28 января 2019 18:29
          Цитата: Svarog
          Вы точно подметили.. у нас что то буксуют любые союзы.. но в союзах виноваты всегда обе стороны..

          а может третья сила? кто все время всех со всеми стравливает в этом мире?
          1. +1
            28 января 2019 19:00
            Цитата: aybolyt678
            Цитата: Svarog
            Вы точно подметили.. у нас что то буксуют любые союзы.. но в союзах виноваты всегда обе стороны..

            а может третья сила? кто все время всех со всеми стравливает в этом мире?

            Скорее идеология, а точнее ее отсутствие, главное сейчас карманы набить, местечковые личные интересы, вместо великих целей..
            1. 0
              30 января 2019 12:42
              Цитата: Svarog
              местечковые личные интересы, вместо великих целей..

              это тоже разновидность идеологии - эгоцентризм, где вокруг "Я" вращаются жены, любовницы, правительства, Эго по гречески значит я.
              есть сила которая навязывает это мировоззрение, с помощью реклам. Не обращали внимание что рекламы перестали быть просто рекламой товаров - они стали рекламой образа жизни! где нет места творчеству, самопожертвованию, саморазвитию, любви. Только самодовольство.
  2. +1
    28 января 2019 15:18
    "...Сложно сказать, насколько жизнеспособной станет Ахенская конструкция (некоторые эксперты сравнивают её с союзным государством России и Белоруссии), но очевидно, что в краткосрочной перспективе она окажет заметное влияние на будущее Европы, окончательно поделив её на страны разных скоростей развития..."
    -----------------------
    Судя по всему именно из-за того, что Меркель в своё время окрепла до степени проведения Германией независимой от США и Англии политики, а при "короновании" Макрона во Франции нашла поддержку в его лице в проведении независимой политики ЕС, её и Макрона начали задвигать подальше от власти, с целью поставить на их место более внимательных и послушных к требованиям США.
    1. +1
      28 января 2019 19:16
      Поверю в самостоятельную политику Германии в тот день, когда новый канцлер перед утверждением не поедет, как принято, на обязательный поклон в США.
  3. 0
    28 января 2019 15:29
    Сложно сказать, насколько жизнеспособной станет Ахенская конструкция (некоторые эксперты сравнивают её с союзным государством России и Белоруссии),
    Да, сложно сказать, кто у них в этом случае "бацька". request Хотя, судя по гонору, пожалуй, Макрон.laughing
  4. 0
    28 января 2019 15:36
    Один из тех договоров, что в жизни не стоит и бумаги, на него потраченной! Если бы любая из этих стран четко выполняла обязательства, взятые на себя договором, сша бы сейчас и близко не решились помыкать Евросоюзом, но, поскольку в ЕС все идет по басне Крылова "когда в товарищах согласия нет , а на деле его нет, Европа много чего может захотеть, но решать будут в госдепе сша. ..
    1. -1
      28 января 2019 19:19
      По всей видимости, "канцлерпакт" - более серьезная бумага
  5. 0
    28 января 2019 15:41
    В связи с этим мюнхенский институт пересмотрел свой прогноз роста экономики ФРГ на 2019-й год и снизил его с 1,9 до 1,1 процента.

    Как пишет Deutsche Welle, «то же самое намерено сделать и правительство ФРГ. Согласно появившимся 25 января сообщениям, оно собирается в конце месяца объявить, что теперь ожидает роста ВВП в этом году всего лишь на 1,0 процента


    Ух ты, такими темпами даже мы под санкциями и дешевой нефтью, со своим "ростом" на 1.7% в год (огромный рост по сравнению с 1% немцев laughing ) можем в ближайшие годы обогнать Германию и вернуть себе звание 5-ой экономики мира по ППС, каковой мы были короткий период в 2014 году

    Правда там уже Индонезия снизу догоняет, и если и станем №5, то скорее всего ненадолго
    1. +1
      28 января 2019 18:32
      Цитата: Александр Витальевич
      то скорее всего ненадолго

      нефть кончится?
      1. 0
        29 января 2019 11:14
        Написал же
        Цитата: Александр Витальевич
        Правда там уже Индонезия снизу догоняет


        Они растут гораздо более высокими темпами
  6. +1
    28 января 2019 15:57
    = Манифестанты обвиняют французские власти в неэффективном управлении страной, отсутствии необходимых мер по борьбе с бедностью, росте цен и налогов. =
    И кто все это организовывал? - Профсоюзы. Нет?
    А где наши профсоюзы? Или они считают, что правительство эффективно управляет страной, что отсутствует бедность, нет роста цен?
    Может так и надо действовать как во Франции? Нет, я против сжигания машин и прочего вандализма, но если миллионы людей в разных городах пройдут от точи А до точки Б без битья стекол и прочего непотребства, то может наше правительство задумается над тем, что оно что-то не так делает?
    = Этот индекс признаётся наиболее точным барометром экономической конъюнктуры Германии. Он снижается уже пять месяцев подряд. В январе по сравнению с декабрём индекс потерял ещё 1,9 пункта и упал до 99,1 пункта. В связи с этим мюнхенский институт пересмотрел свой прогноз роста экономики ФРГ на 2019-й год и снизил его с 1,9 до 1,1 процента. =
    Кто нибудь понял, что означают эти пункты?
  7. +3
    28 января 2019 15:58
    Пусть ФРГ и Франция развивают этот союз. Для США это прямой противовес в Европе, да и для ЕС новость не самая лучшая. ФРГ и Франция самые развитые европейские экономики, но вынуждены кормить других. Глядишь, эта простая мысль придёт в головы политиков в Берлине и Париже.
  8. +2
    28 января 2019 16:29
    Все ясно...Германия и Франция,пакуют чемоданы и валят из ЕС.:-)
    Останутся всякие Румынии,Польши, и т д ....
    Забыл! Еще украину, возьмут...на 37 место купейного вагона..( туалет)
  9. 0
    28 января 2019 17:54
    гейропа то, гейропа сё! да грабить, жить за счёт кого то стало не можно! да ещё смотрящий из за океяна под себя гребёт со страшной силой!!!
    наши тож вляпались в глобальное и гейропейское по самое не балуйся! к счастью, мы такие большие и инертные, что не всё подгребли по это дело!
    можем и выбраться независимо от желания недругов, если верхних здравомыслие будет посещать регулярно!
  10. -1
    28 января 2019 21:54
    Ахен-очень красивый город. Ничего более сказать не могу.
  11. 0
    29 января 2019 12:18
    Суть то проста: урезать до минимума кормушку дармоедов и лишить их голоса в важных вопросах