Проект «Чаборз». Багги для спецназа из Чечни

51
Спецподразделениям, призванным решать особые задачи, нужны специфические вооружения и техника. В частности, они нуждаются в особом транспорте с рядом характерных особенностей. Несколько лет назад в нашей стране был разработан новый транспорт для спецподразделений, позволяющий в минимальное время добираться в заданные районы по маршрутам любой сложности. Силами нескольких предприятий были разработаны и поставлены в серию перспективные многоцелевые вездеходы-багги под общим названием «Чаборз». На данный момент в серийном производстве находятся два образца этой линейки.

Новый класс



На вооружении российской армии и силовых структур состоит множество образцов автомобильной техники разного назначения. Впрочем, некоторые классы техники, представляющие определенный интерес, до недавнего времени не были охвачены и не вносили свой вклад в обороноспособность. В середине текущего десятилетия появилась и вскоре была реализована идея создания многоцелевой машины класса «багги», приспособленной для использования в спецподразделениях.



Первые новости о перспективной технике относятся к 2015-16 годам. Тогда стало известно, что Российский университет спецназа (г. Гудермес) и компания «Ф-МотоСпорт» (г. Фрязино) работают над новым проектом багги для армии и других структур. В 2016 году был построен и представлен публике первый образец такой машины, на тот момент носивший название «Алабай». Вскоре проект получил развитие и приобрел нынешний вид. Кроме того, ему присвоили новое имя. Теперь отечественные багги известны под именем «Чаборз» (чечен. «Медведь-волк»).

В начале 2017 года на предприятие «Чеченавто» из Фрязино прибыли первые комплекты агрегатов для сборки новых багги. Двум автостроительным компаниям удалось наладить совместное производство автомобилей по схеме крупноузловой сборки. В дальнейшем чеченские автостроители смогли освоить изготовление ряда агрегатов и увеличили свое участие в производстве. На сегодняшний день в производстве машин «Чаборз» участвует несколько заводов. Часть агрегатов изготавливает «Чеченавто», ряд узлов поступает с предприятия «Ф-МотоСпорт», а силовые агрегаты поставляет «АвтоВАЗ».

В настоящее время в семейство многоцелевых багги входит два образца техники. Это автомобили «Чаборз М-3» и «Чаборз М-6». Две машины отличаются друг от друга габаритами и характеристиками грузоподъемности. В частности, они способны перевозить разное количество людей. Число мест для посадки бойцов отражается в обозначениях техники. Машина типа М-3 берет на борт водителя и двух пассажиров, тогда как М-6 несет пять человек и водителя.


Багги "Чаборз М-3"


«Чаборзы» двух моделей производятся небольшой серией и поставляются спецподразделениям из состава различных силовых структур. По очевидным причинам, первыми такую технику получил спецназ, работающий на Северном Кавказе. Новые машины используются в качестве транспортного средства высокой проходимости, обеспечивающего доставку людей и грузов в удаленные и труднодоступные районы.

Технические особенности

По имеющимся данным, багги «Чаборз М-3» разработан на базе машины FunCruiser Lite от компании «Ф-МотоСпорт». Конструкция базового образца была доработана в соответствии с требованиями и пожеланиями будущих эксплуатантов, что привело к появлению перспективной военной машины. В дальнейшем развитие исходной конструкции продолжилось. Трехместную машину перестроили и усилили, в результате чего появился новый образец – «Чаборз М-6». Два представителя нового семейства имеют заметные отличия, но в их основе лежат общие идеи.

Обе отечественные машины имеют традиционную для багги архитектуру. Их основой являются сварные рамы из труб, на которых устанавливаются все необходимые агрегаты. При этом рамы машин двух типов заметным образом отличаются, что связано с разными требованиями и возможностями. Носовая часть рамы имеет крепления для агрегатов передней оси; далее находится кабина с местами водителя и пассажира. За кабиной внизу располагается силовой агрегат. Над ним может быть организовано посадочное место (М-3) или целая грузовая платформа (М-6). Большие размеры машины М-6 также позволили предусмотреть место для стрелка. Непосредственно за кабиной имеется некое подобие боевого отделения с кольцевой турелью.

Характерной особенностью машин «Чаборз» является отсутствие какой-либо защиты. Такая техника не предназначена для работы на переднем крае, а ее основной задачей является быстрая доставка личного состава в нужный район. Защита была принесена в жертву высокой подвижности. При этом именно высокие ходовые характеристики могут стать основной защитой машины в боевой обстановке.


Кабина автомобиля М-3


На багги «Чаборз М-3» изначально использовался двигатель ВАЗ-21126 мощностью 100 л.с. При помощи трансмиссии и коробки передач от автомобиля «Гранта» производства «АвтоВАЗ» крутящий момент двигателя передается на задний ведущий мост. Любопытно, что готовые коробки передач перед установкой на багги проходят некоторую доработку. Кроме того, серийную трансмиссию дополняют дисковым самоблокирующимся дифференциалом.

Применение полного привода не предусматривается. Причиной такого решения стали необходимость облегчения машины, а также возможность получения желаемых характеристик даже при приводе 4х2. Более крупная машина «Чаборз М-6» для получения желаемых характеристик нуждается в двигателе мощностью не менее 150 л.с. В прошлом упоминалась возможность создания новых силовых установок. В частности, не исключалась разработка электротрансмиссии.

Оба моста автомобилей «Чаборз» имеют независимую подвеску на поперечных (передняя ось) и продольных (задняя) рычагах с наклонной либо вертикальной пружиной. Такая подвеска отличается сравнительно большими ходами и способна отрабатывать различные неровности, обеспечивая мягкий ход и преодоление препятствий. Передняя ось оснащена управляемыми колесами. Система рулевого управления построена на агрегатах автомобиля ВАЗ «Калина». Задний мост соединен с трансмиссией и обеспечивает движение машины.

По желанию заказчика, багги «Чаборз» могут выпускаться в арктической версии. В таком случае передние колеса заменяются лыжами, а вместо задних монтируются гусеничные тележки. Такая перестройка ходовой части некоторым образом сокращает ряд основных характеристик, но резко повышает проходимость. С лыжно-гусеничным шасси багги обеспечивает решение задач на заснеженной местности.


Багги М-3 с кормовым автоматическим гранатометом


В обоих вариантах проекта предусматривается использование двухместной кабины. Традиционно для багги, такая кабина не имеет полноценных бортов, крыши и остекления. От внешних факторов водителя и пассажира прикрывают только наклонный металлический щиток, небольшое ветровое стекло и бортовые панели небольших габаритов. Левое кресло предназначается для водителя; перед ним находятся все необходимые приборы и органы управления. Справа располагается стрелок. На приборной панели, по желанию заказчика, может устанавливаться различное оборудование – от радиостанции до «тактического» компьютера.

Автомобиль «Чаборз М-3» имеет ряд узнаваемых черт. Так, над кабиной устанавливается дуга безопасности с подкосами. Над двигателем предусматривается небольшая платформа с металлическим ограждением. На платформе монтируется кресло для пассажира, а ограждение имеет вертлюжную установку для вооружения. Во время езды водитель и пассажиры должны использовать пятиточечные ремни безопасности.

«Чаборз М-6» не оснащается верхней дугой безопасности, что связано с особенностями установки вооружения. На его удлиненной раме, непосредственно за кабиной, находится кольцо для турели. Под ним предусмотрена площадка для стрелка и два кресла. Кормовую часть рамы занимает увеличенная грузовая площадка с бортами большей высоты. Образуемый ими объем можно использовать для перевозки грузов или людей. На площадке имеются складные сиденья. При необходимости, на ней можно перевозить четырех лежачих раненых на носилках.



Оба автомобиля могут перевозить груз не только на соответствующих площадках. Конструкция машины позволяет подвешивать рюкзаки и т.п. снаружи. Крюки и ремни при этом зацепляются за трубчатые элементы рамы. Благодаря этому багги может перевозить не только нескольких бойцов, но и их «багаж».

Вооружение и способы его установки у двух машин заметно отличаются. Так, на багги типа М-3 предусматривается монтаж двух установок под оружие. Первый набор креплений находится на переднем пассажирском месте. Там монтируется пулемет ПКМ или «Печенег»; обеспечивается обстрел крупного сектора передней полусферы. Вторая установка располагается сзади, на ограждении пассажирского места, и может использоваться как с пулеметом, так и с автоматическим гранатометом. Применение личного оружия на ходу затруднено.

«Чаборз М-6» имеет схожий набор вооружения, но оно размещается иным образом. Тоже используется передняя пулеметная установка в кабине. Второй пулемет (в том числе крупнокалиберный) или гранатомет находится на верхней кольцевой установке. Бойцы-пассажиры на задней площадке имеют возможность использования личного оружия.

Трехместный автомобиль марки «Чаборз» имеет длину 3,1 м при ширине 1,9 м и высота 1,5 м. Сухая масса – всего 820 кг. Максимальная полезная нагрузка достигает 400 кг; при этом полная масса машины доходит до 1270-1300 кг. Высокая удельная мощностью обеспечивает максимальную скорость до 130 км/ч. Машина способна подниматься на склоны крутизной не менее 50° и двигаться с креном до 45°. Возможно преодоление различных препятствий, в том числе неглубоких бродов.


"Чаборз" модели М-6


Шестиместный «Чаборз М-6» имеет длину 4,3 м при ширине и высоте 1,9 и 1,8 м соответственно. За счет изменения конструкции и применения более мощного двигателя полезная нагрузка увеличена практически вдвое, до 750-800 кг. При этом основные ходовые характеристики остаются на уровне менее грузоподъемного образца.

На службе

Еще в 2017 году «АвтоВАЗ», «Ф-МотоСпорт» и «Чеченавто» совместными усилиями запустили серийную сборку новейших багги. Вскоре серийные машины начали поступать в спецподразделения из состава разных структур, дислоцирующиеся на Северном Кавказе. По известным данным, новая техника двух типов уже имеется у Российского университета спецназа, Центра специального назначения Федеральной службы безопасности и спецподразделений Росгвардии. Уже сформирован достаточно крупный парк техники, и организации-эксплуатанты могут отправлять на одну операцию до 8-10 машин.

В октябре 2017 года багги семейства «Чаборз» впервые использовались в рамках крупных учений. Маневры под названием «Бой в городе» прошли в Северной Осетии и предназначались для отработки взаимодействия разных силовых структур при ведении боевых действий в городских условиях. Против условного противника использовались боевые бронированные машины, артиллерия и авиация. Для быстрого перемещения по полю боя спецназ применил автомобили «Чаборз».

Весной 2018 года Росгвардия провела уникальные учения в условиях Арктики. На Земле Франца-Иосифа прошли автопробег и отработка боевых действий. В качестве основного транспорта бойцы использовали багги чеченской сборки в арктическом исполнении. Машины переставили с колесного хода на лыжно-гусеничный. Техника показала требуемые характеристики и подтвердила свою работоспособность даже в сложнейших условиях.


М-3 на Севере


Как сообщается, буквально за пару лет службы перспективные автомобили-багги «Чаборз» двух типов подтвердили свои характеристики и продемонстрировали широкие возможности. Эта техника оказалась надежным и удобным транспортом для спецподразделений, решающих особые задачи в сложных условиях. На практике показана способность машин перевозить людей и грузы в горной, пустынной и заснеженной местности.

В эксплуатации уже находится значительное количество машин семейства «Чаборз» и, насколько известно, их производство продолжается. Новая техника поставляется различным спецподразделениям, нуждающимся в особом транспорте. С этой точки зрения проект можно считать успешным. Существующую конструкцию невоенного назначения удачно переработали и поставили в серию в интересах силовых структур. Теперь машины повышенной проходимости помогают в работе спецназу.

В то же время, очевидно, что спрос на такую технику ограничен. Автомобили с высокой подвижностью, но без какой-либо защиты могут найти применение только в ряде подразделений специального назначения и т.п. структурах. Прочие подразделения сухопутных войск или иных видов вооруженных сил попросту не нуждаются в такой технике, поскольку предъявляют к своим машинам иные требования. Тем не менее, это говорит не о недостатках «Чаборза», а о специфике применения техники и связанных с нею ограничениях.

Достигнутые успехи отечественных багги семейства «Чаборз» показывают, что войскам и силовым структурам нужны не только боевые бронированные машины. Для решения ряда задач необходима другая техника, в том числе и легкие автомобили повышенной проходимости. Машины двух моделей, М-3 и М-6, уже служат в нескольких структурах и дают им необходимые возможности. Кроме того, ведется работа по развитию конструкций и расширению круга решаемых задач. Все это, в целом, позволяет оценивать технику проекта «Чаборз» как успешную, хотя и узкоспециализированную.

По материалам сайтов:
https://ruspetsnaz.ru/
https://vpk.name/
https://tvzvezda.ru/
https://sputnik-ossetia.ru/
https://drive2.ru/
https://autoreview.ru/
  • Рябов Кирилл
  • Российский университет спецназа / ruspetsnaz.ru, vk.com/ruspetsnaz_ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    29 января 2019 05:41
    Все это, в целом, позволяет оценивать технику проекта «Чаборз» как успешную, хотя и узкоспециализированную.

    Вы знаете, эта узкая специализация с самых первых строк повествования заставила вспомнить, про то, как именно появились спецподразделения именно в данной республике. Культивация отрасли, пригодной разве что для сдерживания безоружного населения, вызывает (как бы помягче выразиться) недоумение - на кой это всё в республике, где дотации в экономику составляют 82%? Чем бы не тешились, лишь бы? belay
    1. -4
      29 января 2019 06:08
      Культивация отрасли, пригодной разве что для сдерживания безоружного населения
      Весьма спорное утверждение.
      Можете пройти на сайт РУCа и посмотреть цели и задачи. По поводу "Чем бы ни тешились..." с одной стороны ваши сомнения оправданы, а с другой... Например, гуркхи...
    2. +1
      29 января 2019 07:05
      Извинись! (шутка)
  2. +8
    29 января 2019 06:18
    имхо статья пропитана пафосом) гордо написали даже не о броневике, а "тачанке". особенно улыбнуло
    В дальнейшем чеченские автостроители смогли освоить изготовление ряда агрегатов и увеличили свое участие в производстве.
    т.е до этого они стояли в сторонке... я не знаю сколько стоит данный агрегат, но что то его внешний вид не вызывает доверия, в смысле надежности ... hi
    1. +3
      29 января 2019 09:44
      Цитата: OlfRed
      я не знаю сколько стоит данный агрегат,

      Да немного, за полтора миллиона можно взять.
      1. +3
        30 января 2019 02:19
        Владимир hi Это же 4 НИВЫ и ещё стольник на обмывку покупки останется.
        1. +2
          30 января 2019 06:18
          Надо же работягам зарплату платить хорошую, а то того... взбунтуются ещё. Да и МО с Нацгвардией у нас богатое, могут и переплатить мал-мало. wink
          1. +3
            30 января 2019 06:27
            могут и переплатить мал-мало.

            good
      2. +3
        30 января 2019 06:14
        надо брать, тем более для труб, такая выгодная цена wassat hi
  3. Комментарий был удален.
  4. +9
    29 января 2019 07:27
    Особенно ценно "в арктическом исполнении", и тренд на освоение Арктики соблюден, и не жарко.
    Здесь уже была статья, о этой чудо - машине, М-3 разработана на базе Лада Гранта, стоимость выше, деталей поменьше...
    На мой взгляд, великолепная машина, для перевозки патрулей вокруг аэродрома, в Сирии. Ну или для гольф клуба.
    1. +3
      29 января 2019 07:38
      Про Арктику - да. Климат у нас не тот для багги разных. Лучше снегоход.
      Я думаю, что всё-таки с развитием индивидуальной защиты бойца в некоторых ситуациях багги лучше, чем например тот же Тигр. Всё от задачи зависит. Три по два на багги иногда лучше чем шесть в одном...
      1. +3
        29 января 2019 08:08
        Как-то писал уже, но повторю. Думаю, что пока мы не дожили до личных бронекостюмов, перевозить личный состав по дорогам с возможностью подрыва на различных СВУ в перспективе будут на чём-то вроде таких багги с обвесом из индивидуальных капсул. И называться это будет - виноград wink
        1. 0
          29 января 2019 11:20
          Цитата: тасха
          , перевозить личный состав по дорогам с возможностью подрыва

          А пешком можно? Как там с возможностью подрыва?
          1. 0
            29 января 2019 11:24
            Скорость передвижения разная...
            1. +1
              29 января 2019 11:27
              Цитата: тасха
              Скорость передвижения разная...

              Лучше плохо ехать чем хорошо идти.
    2. +1
      29 января 2019 11:18
      Цитата: Bastinda
      Особенно ценно "в арктическом исполнении",

      Видел по телеку - застревает.
    3. +2
      29 января 2019 14:55
      Цитата: Bastinda
      На мой взгляд, великолепная машина, для перевозки патрулей вокруг аэродрома, в Сирии. Ну или для гольф клуба.

      чем луаз 967 плох?
      или ваз 2121 без дверей
      или ваз 2129 (пикап) без дверей
      1. +4
        30 января 2019 02:28
        ЛуАЗ уже иномарка, а НИВА и с дверями и с печкой в салоне в 4 раза дешевле. Была ещё модификация ВАЗ 2122 "Река" - так она ещё и плавать умела.
  5. +5
    29 января 2019 07:53
    Ох уж эти дети гор...
  6. 0
    29 января 2019 08:05
    Ну может и оправдано их применение когда требуется быстрое перемещение сил спецназа в горных условиях, но в городских условиях, по моему, бессмысленно. Да и только задний привод в горах большой вопрос.
    1. +5
      29 января 2019 11:26
      Цитата: turcom
      Да и только задний привод в горах большой вопрос.

      Советский "Запорожец" опровергает это утверждение. Масса и развесовка решают.
      1. 0
        30 января 2019 11:38
        Серый брат (Сергей) Вчера, 11:26

        Цитата: turcom
        Да и только задний привод в горах большой вопрос.

        Советский "Запорожец" опровергает это утверждение. Масса и развесовка решают.

        Ну если в пример ставите "Запорожец", вы, наверное не бывали в горах.
      2. +1
        31 января 2019 00:01
        Запорожец отлично едет по грязи. но он в ней не поворачивает- можете крутить руль сколько угодно.
        у меня похожий когда-то был.
        отличная машина.
  7. +17
    29 января 2019 08:30
    Главный и любимый автомобиль у спецназа Чечни - это Мерседес, обычно заказываемый на государственные средства России... Всё остальное - от лукавого, и им до лампочки.

    Хотя о чём это я - ведь это величайший из регионов России, вносящий невиданный вклад в нашу общенациональную экономику и науку, во главе с выдающимся академиком (без академического образования) господином Кадыровом...
    1. +2
      29 января 2019 09:42
      Всё остальное - от лукавого, и им до лампочки.

      Есть такое. Что же делать?

      Изучать историю - "Варварский мир понемногу проникал в самое сердце римской культуры. Не стоит, однако, повторять вслед за римскими историками, что Рим погубили варвары. Рим погубил себя сам. Экономическая и военная политика Империи, зажатой в рамках традиции, не позволили Риму приспособиться к переменам так быстро, как это требовалось. Новые силы разрывали римский мир изнутри." Что, по моему мнению должен был сделать Рим? Приручить варваров и сделать из них солдат Империи...Главное - не упустить момент, когда солдатами Империи будут только варвары.
    2. +10
      29 января 2019 14:15
      Вот,как выглядит "Чаборз"...

      А вот багги украинское...для нац.гвардии...

      В чём разница ? Нет,не угадали !
      Снимок укро-багги в инете часто сопровождается "подписью" типа: В Сети смеются над новым авто для нац.гвардии Украины...
      А по рашен.телику демонстрировался видеоролик о "замечательном достижении чеченской промышленности,призванном значительно увеличить возможности спец.наза " ! Разница-на лицо !
      1. +2
        29 января 2019 17:37
        Цитата: Nikolaevich I
        В чём разница ?

        Удлинённая база отрицательно сказывается на проходимости. Без приложения головы варили - видно невооружённым взглядом.
        И ещё ДШК радует впередисидящих дульной вспышкой, баротравмой и горячими газами - тоже без участия мозгов сделано.
        1. +2
          29 января 2019 20:11
          Цитата: Серый брат
          И ещё ДШК радует впередисидящих дульной вспышкой, баротравмой и горячими газами - тоже без участия мозгов сделано.

          Ага. crying
          1. 0
            29 января 2019 22:24
            Цитата: мордвин 3

            Ага.

            Это "Корд", он таких спецэффеектов не выдаёт потому что у него дульный тормоз по другому сделан. Разве только по звуку похож.
            1. +1
              29 января 2019 22:53
              Так он ещё и удлиненный. (Багги, не пулемет).
              1. +1
                30 января 2019 09:13
                Цитата: мордвин 3
                Так он ещё и удлиненный. (Багги, не пулемет).

                Дорожный просвет визуально больше. А вообще - чем короче база, тем лучше для проходимости.
                1. +1
                  30 января 2019 19:50
                  Цитата: Серый брат
                  Дорожный просвет визуально больше. А вообще - чем короче база, тем лучше для проходимости.

                  Это точно, я помню на "Ниве" можно было много куда пролезть...
                2. 0
                  31 января 2019 00:04
                  да ладно вам. это прям как анекдот о том, летают ли крокодилы.
        2. +2
          30 января 2019 01:48
          Цитата: Серый брат
          ДШК радует впередисидящих дульной вспышкой, баротравмой и горячими газами - тоже без участия мозгов сделано.

          Ну, лады....ДШК перенести придётся,али вобче убрать! Вы считаете,что это "резко" улучшит укро-багги ?
          Кстати, размещение ДШК ,действительно, критикуют в "Сети"...
          1. +4
            30 января 2019 02:39
            Владимир hi А этот Чаборз вот так могЁт? feel
  8. +2
    29 января 2019 09:22
    на военных играх можно использовать...как танковый биатлон,только на багги.
    1. +3
      29 января 2019 14:59
      Цитата: полярный лис
      на военных играх можно использовать...

      на страйкболе! fellow
  9. +3
    29 января 2019 09:39
    лучше бы виллис сделали , и то удобней было бы , полный привод как ни как и брезентовый верх можно натянуть и цена ниже и т.д. и т.п.
    1. +2
      29 января 2019 11:48
      Современные багги и есть новая версия Виллиса. Сухая масса Виллиса - 1060кг при мощности двигателя 60л.с вместо 100л.с. А верх? Современные полимеры +
  10. +1
    29 января 2019 11:47
    Мне нравится Чаборз-М3, его подвижность и проходимость. Но я бы ещё подумал над уменьшением высоты при сохранении клиренса. Чем в более лежачем положении будут бойцы, тем их проще защитить бронепоясом и труднее в них будет попасть: высота вертикальной проекции должна снижаться, кмк.
    1. +4
      29 января 2019 12:36
      тем их проще защитить бронепоясом

      Каким бронепоясом? Это лишний вес. У таких таратаек основное преимущество - скорость и маневренность...
  11. +4
    29 января 2019 14:51
    круче только военный автожир из Китая....
  12. +2
    29 января 2019 17:20
    В то же время, очевидно, что спрос на такую технику ограничен. Автомобили с высокой подвижностью, но без какой-либо защиты могут найти применение только в ряде подразделений специального назначения и т.п. структурах.
    ...либо в НВФ. Всё зависит от текущего "политического момента"! Понятно изъясняюсь? wassat
  13. +1
    29 января 2019 17:23
    Цитата: Ратник2015
    Главный и любимый автомобиль у спецназа Чечни - это Мерседес, обычно заказываемый на государственные средства России... Всё остальное - от лукавого, и им до лампочки.

    Хотя о чём это я - ведь это величайший из регионов России, вносящий невиданный вклад в нашу общенациональную экономику и науку, во главе с выдающимся академиком (без академического образования) господином Кадыровом...

    yes good hi
  14. +5
    29 января 2019 18:02
    "...чеченские автостроители ..."
    Классная шутка!!! Типа "бурундийские авиастроители".
  15. +2
    29 января 2019 19:52
    Чем бы чечены не тешились-лишь бы воровали поменьше laughing
  16. +1
    30 января 2019 12:47
    Отрезать пружины, занизить и не стыдно прокатится
  17. 0
    30 января 2019 18:49
    почитав комменты пришел к выводу что большинство тут на сайте диванные генералы да троли и хэйтеры
    1. +1
      30 января 2019 19:42
      Выскажите своё мнение о этом багги плюсы и минусы.
  18. +1
    1 февраля 2019 19:17
    Мода всё это и простое копирование амеров-им багги зашли за скадами в ираке по пустыне мотатся-хамви вяз в песках и скорости смытся небыло.А нам то по каким пескам на них гонять? Понадобятся так с тнм же успехом можно и то что для спорта делают использовать.
  19. +1
    3 февраля 2019 00:43
    Сначала спецназ просил и даже требовал больше брони - дали Тигры. Сейчас им нужен багги, наверное насмотрелись на сирийские и ливийские тачанки. Завтра станут просто необходимы автожиры как у китайского спецназа. Читал в одной статье (уже не помню где) - привезли в одну часть (которая находилась в горячей точке) новый броневик, на боевые выезды его не брали, ездили на старых УАЗах. Почему? - дорогой, как-бы не сожгли - испортили. soldier

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»