Rail Baltica: дорога в один конец

25
Прибалтийский «проект века», пребывавший большую часть своего существования в спящем состоянии, в последние годы начал пробуждаться. Как известно, Прибалтике от «проклятого колониального прошлого» достались промышленность, морские порты, рыболовный флот и широкополосные железные дороги, отличающиеся шириной колеи от большинства стран ЕС, где используют более узкое железнодорожное полотно. Что вызывает необходимость перестановки вагонов на границе, то есть замену вагонных тележек железнодорожных вагонов для обеспечения бесперегрузочного железнодорожного сообщения на железных дорогах с русской и европейской шириной колеи.

Rail Baltica: дорога в один конец




Нет ничего удивительного, что «маленькие, но гордые» лимитрофы с самого начала грезили о повсеместном внедрении европейских стандартов. Однако было очевидно, что переделать в соответствии с ними все железнодорожные пути просто невозможно: не хватит никаких средств. Кроме того, подобная «модернизация» транспортных артерий серьезно осложнила бы российский и белорусский транзит, составлявший важный источник дохода прибалтов (в Эстонии совсем недавно он составлял более 10 процентов национального бюджета).

Поэтому пришлось ограничиться проектом создания транспортной пуповины, соединяющей мать Европу и прибалтийский эмбрион, связывающей страны Балтии и страны Центральной Европы по маршруту Берлин – Познань – Варшава – Каунас – Рига – Таллин с возможным выходом на Хельсинки (через туннель под Балтийским морем). 7 ноября 2001 года министры трех прибалтийских стран подписали договор о создании железной дороги. Но шестнадцать лет это было единственным продвижением в проекте Rail Baltica, если не считать бесконечных переговоров и согласований.

Ситуация изменилась два года назад, когда соглашение о строительстве Rail Baltica было подписано. Это свершилось 31 января 2017 года на встрече премьер-министров балтийских стран в Таллине в присутствии председателя Европейского совета Дональда Туска. Примерно тогда же была определена очередная возможная стоимость проекта — 5,8 млрд. евро.



Примечательно, что в 2000 году предполагалось, что общая стоимость магистрали составит 2,65 млрд. евро. Позже аудиторская компания Pricewaterhouse Coopers произвела перерасчёт. Ценник вырос почти в два раза – до 4,3 млрд. евро. Как мы видим, и эта цифра не оказалась конечной, пересчеты конечной стоимости Rail Baltica продолжаются до сих пор. Уже звучат предположения, что с учетом выплат компенсаций хозяевам земель, по которым пойдет Rail Baltica, она может превысить 7 млрд.



Собственно говоря, длительный «сон» проекта особого удивления не вызывает, если учесть, что его экономическое обоснование, мягко говоря, сомнительно. Еще три года назад мэр Вентспилса и председатель Латвийской ассоциации транзитного бизнеса Айвар Лембергс назвал Rail Baltica «монстром, которого после строительства просто не на что будет содержать».

Чуть ранее глава профсоюза эстонских железных дорог Олег Чубаров охарактеризовал проект как «неосмотрительную затею с непредсказуемыми негативными финансовыми последствиями для Эстонии, дублирующую уже имеющиеся пути сообщения».



Еще до подписания соглашения эксперты утверждали, что в прибалтийских республиках просто нет необходимого количества потенциальных пассажиров для ежедневных поездок в Германию через Польшу в нужном количестве. Тем более что стоимость железнодорожных билетов на новой магистрали будет существенно выше, чем на междугородные автобусы, курсирующие в аналогичных направлениях.

Между тем основные грузопотоки, все еще идущие по территории Прибалтики (с каждым годом их объемы сокращаются) направляются из России или в Россию. Движутся они по железной дороге с русской колеёй. А грузопоток между Прибалтикой и ЕС, ради которого вроде все и затевается, настолько незначителен, что никак не может оправдать строительство ещё одной железнодорожной системы, которой, конечно же, требуется отдельное депо и средства на обслуживание.



При этом сам проект Rail Baltica не имеет поддержки населения. Напротив, имеют место протестные выступления. Протестуют «зеленые», считая, что в результате строительства будет нанесен непоправимый ущерб экологии. Митингуют те, по чьим землям должна пройти дорога.



В Таллине состоялся митинг против строительства магистрали, после того как активисты НКО «Открыто о Rail Baltic» опубликовали данные о том, что в экономическом обосновании присутствует «ошибка» на сумму в 4,1 миллиарда евро.

В августе 2016 года правоохранительные органы задержали тогдашнего главу Латвийской железной дороги Угиса Магониса по обвинению в коррупции. Весьма осведомленный экс-министр иностранных дел Янис Юрканс предположил по этому поводу: «Сегодня Латвия занимается проектом Rail Baltica, в нём крутятся большие деньги, кто будет ими распоряжаться – важный вопрос. Может быть, Магонис был неудобен, и его устранили».

Проект сопровождают споры не только о конкретных деталях будущего маршрута трассы, но, что хуже, ещё и о том, кто и как будет распределять подряды на те или иные работы в рамках проекта. Стороны переругались и при попытках договориться о распределении налога на добавленную стоимость. Литва опасалась, что, поскольку все заказы будет выполнять совместное предприятие RB Rail, зарегистрированное в Латвии, то НДС будет оседать в этой стране. Поэтому Вильнюс добивался, чтобы НДС за проведенные в Литве работы оставался у него.

Дошло до того, что глава «RB Rail» Байба Рубеса (гражданка Латвии) в сентябре прошлого года совершила демарш — подала в отставку, выражая недовольство по поводу конфликта интересов.



«Я решила уйти в отставку сейчас, чтобы поделиться с гражданами Эстонии, Латвии и Литвы своей озабоченностью тем, что перед проектом Rail Baltica встает большой риск по причине решений наблюдательного совета и поведения и решений получателя выгоды от проекта», — заявила тогда Рубеса.

Ее место тут же заняла представительница Литвы, которая больше всего раздражала Байбу Рубесу из-за того, что Вильнюс продавливал интересы местной железнодорожной компании. При этом акционеры компании предполагали, что руководить вместо Рубесы должен представитель Польши или Финляндии.

«Назначение председателя правления Lietuvos Geležinkeliai (Литовские железные дороги) в наблюдательный совет „RB Rail“ показывает вопиющее незнание каких-либо принципов корпоративного управления», — приводит слова Рубесы «Свободная пресса».

То есть, как мы видим, вокруг дороги, возить по которой некого и нечего, и инвестиции в которую никогда не отобьются, завязался нешуточный клубок склок интриг с нешуточной криминальной составляющей. Ради чего это все?

Бывший глава Министерства сообщения Латвии Айнарс Шлесерс заявил, что считает проект более политическим, нежели экономическим.



Еще более определенно высказалась бывший министр обороны Литвы Раса Юкнявичене, заявив, что Rail Baltica будет иметь большое военное значение, позволяя оперативно перебрасывать по единой колее крупные армейские контингенты и технику.

Наконец, на днях преемник Байбы Рубесы, Игнас Дегутис, прямо сказал на встрече участников проекта в Таллине о том, что «Rail Baltica признали объектом военной мобильности ЕС», и потому в последние два года выросла его политическая поддержка, стало теснее сотрудничество с Польшей и Финляндией.

Действительно, Rail Baltica позволяет значительно разнообразить и ускорить возможности доставки вооружения, используя порты Польши и Германии, а затем отправку по единой железной дороге, не тратя время на смену колёс на польско-литовской границе.



В настоящее время НАТО вынуждена в большинстве случаев пользоваться одинаковой схемой доставки военных грузов: по Балтийскому морю до Риги, а затем по железной дороге дальше по Латвии, Литве или Эстонии.

Неудивительно, что почти замороженный проект был реанимирован в условиях антироссийской истерии и нагнетания напряженности в балтийском регионе. И интерес к созданию «трансбалтийской магистрали» возрастал пропорционально усилению военного присутствия НАТО на территории лимитрофов в регионе.

Главная и, похоже, единственная цель Rail Baltica, которая должна заработать в 2026 году, — это обеспечение быстрой переброски войск НАТО к российским границам. Таково мнение ведущих экспертов.

«Здесь все строительство железной дороги делается только для одного — для повышения оперативности перемещения железнодорожным транспортом в Европу. И такая оперативность более всего нужна для использования этой железной дороги для военных перевозок, которые могут потребоваться срочно», — приводит портал «Sputnik Латвия» мнение член-корреспондента Российской академии естественных наук Константина Соколова.

А доктор военных наук Константин Сивков утверждает: «Запад последовательно наращивает военную инфраструктуру в Прибалтике. Нет никаких сомнений в том, что железная дорога строится в военных целях. Rail Baltica — один из важнейших элементов военной инфраструктуры, который призван обеспечить переброску войск».

Собственно, железнодорожная связь от польской границы до Таллина есть и сейчас, и она вполне способна перебрасывать технику и войска, что и происходит во время учений НАТО. В свете чего было бы дешевле проложить «русскую» колею от границ Литвы до Варшавы, чем тянуть ее оттуда до столицы Эстонии.

На днях посол России в Латвии Евгений Лукьянов, прямо заявил, что военное значение проекта всегда учитывалось нашей страной.



«Для нас никогда не было секретом то, что Rail Baltica — это прежде всего военно-структурный проект, — заметил российский посол. — Как вы помните, со времен Российской империи местная колея отличается от колеи в Европе. Поэтому, чтобы переставить пары с тех вагонов, которые будут везти танки на защиту от агрессивной России, требуется больше времени, чем просто проход этих вагонов по соответствующей колее. То есть танки к вам придут быстрее».

Однако, предупредил посол, местные «автомобильные дороги, увы — не автобаны германские». И быстро прибывшие в Прибалтику «Леопарды» и прочие леопольды могут завязнуть».



И этот сарказм вполне обоснован. Согласно данным Североатлантического альянса, значительная часть мостов и дорог в Прибалтике и в Польше малопроходима для таких танков, как «Абрамс» или «Челенджер». Это обстоятельство подтолкнуло Пентагон на объявление ускоренного конкурса на создание легкого танка (не с «нуля», а на основе имеющихся образцов) для восточноевропейского ТВД. С той же целью созданы боевые машины M1128 Mobile Gun System – «колесный танк» на базе БТР «Страйкер».



Впрочем, есть и другие, помимо состояния дорог и мостов Прибалтики, проблемы, в некотором смысле обесценивающие военную ценность проекта.

Rail Baltica – это не что иное, как рокадная дорога, проходящая параллельно потенциальной линии фронта, предназначенная для маневрирования войск и перевозки материальных средств.



Однако в условиях современной войны и имеющихся средств поражения перевозки по рокадным дорогам весьма уязвимы и чреваты значительными потерями. Ракетный удар, действие ДРГ или авиации способно парализовать магистраль.

Иными словами, в случае начала войны многие натовцы могут даже не доехать по Rail Baltica до российских границ.



В связи с чем вспоминаются слова вольноопределяющегося Марека: «Если поеду на фронт, я на нашей теплушке напишу: «Три тонны удобренья для вражеских полей; Сорок человечков иль восемь лошадей». (Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка.)
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    30 января 2019 15:21
    доктор военных наук Константин Сивков утверждает: «Запад последовательно наращивает военную инфраструктуру в Прибалтике. Нет никаких сомнений в том, что железная дорога строится в военных целях. Rail Baltica — один из важнейших элементов военной инфраструктуры, который призван обеспечить переброску войск».
    Остальное вторично.К Сивкову я отношусь неоднозначно,но считаю,что зесь он в корне прав!И будут забрызганы собственной кровью те,кто гутарит,что приближение НАТО к ЦВО России есть бесполезное усилие,т.к. раньше у нас были целые РВСН и Калибры,а потом вдруг их почему-то ///почему?/// стало недостаточно и пришлось изобретать новые атакующие систем.Зачем,раз ядерный паритет в равновесии,изобретать дорогие игрушки.Поэтому я заявляю прямо и серьёзно---угроза расширения не блеф,а учитывая Лиссабонский меморум это есть полное поражение русской внешней политики на пост советском пространстве.Минусующие,знаете ли вы,какие об-ва приняли на себя такие страны как Грузия,Уккраина,Финляндия на этом сборище?
    1. +1
      31 января 2019 07:21
      Цитата: Громобой
      ...Поэтому я заявляю прямо и серьёзно---угроза расширения не блеф,а учитывая Лиссабонский меморум это есть полное поражение русской внешней политики на пост советском пространстве.Минусующие,знаете ли вы,какие об-ва приняли на себя такие страны как Грузия,Уккраина,Финляндия на этом сборище?


      Вы имеете в виду Лиссабонский протокол, подписанный 23.05.1992? Так там, среди стран-подписантов не было ни Грузии, ни Финляндии.
      Либо, вы говорите о каком то другом соглашении, подписанном в Лиссабоне. Тогда, если не затруднит, приведите ссылку.
  2. +2
    30 января 2019 15:22
    Если мне память не изменяет, немцы, которые в ВОВ пришли в СССР всерьез и надолго - надорвались рельсы перешивать, фактически НЕ перешивали. По вполне понятной причине - слишком дорого. А за ними стояла индустриальная мощь ВСЕЙ Европы. И не потянули. Шпротасы считают, что потянут? Пусть и с помощью подачек, подачка по определению слишком щедрой быть не может?
    А главное - смысл какой. Грузопоток по такой колее есть? Сильно большой, за сколько окупит? Это грузы из Трибалтийских вымиратов, в них, плюс транзит в финикам разве что(на пароме вагоны, чтоль? Бред). Нерентабельно? Срок окупаемости - да там поди сотни лет будет? А в чем тогда вопрос?
    1. +1
      30 января 2019 16:51
      Цитата: Cowbra
      Шпротасы считают, что потянут?

      шпротасы видят бюджет проекта в 4 лярда и очень рассчитывают на 7 лярдов. конечно этих денег у них нет, но в этом вся фишка. деньги будут трясти с ЕС. естественно не шпротасы а США.
      а смогут ли? вон история с СП2 показывает что уже не все так гладко.
      1. +2
        30 января 2019 21:05
        Цитата: SanichSan
        вон история с СП2 показывает что уже не все так гладко.

        А что не так? Стройка идёт с опережением графика несмотря на все препоны которые пытаются чинить США и их верные шестёрки.
        Цитата: SanichSan
        шпротасы видят бюджет проекта в 4 лярда и очень рассчитывают на 7 лярдов. конечно этих денег у них нет, но в этом вся фишка. деньги будут трясти с ЕС. естественно не шпротасы а США.
        Вот тут полностью согласен. Железную дорогу пробашляют из тех 2% ВВП которые европейские страны отстёгивают в натовский бюджет т.е. за счёт ЕС на улучшение военной инфраструктуры НАТО, удовлетворив матрасные хотелки. Правда есть один нюанс, который будет тормозить реализацию проекта, а именно разборки между прибалтийскими "сёстрами" за то, кто из них будет больше получать бабосов с этой ещё не начатой строительством дороги.
        1. +2
          31 января 2019 05:50
          А что не так? Стройка идёт с опережением графика несмотря на все препоны которые пытаются чинить США и их верные шестёрки.

          Да "все так", для нас то хорошо. Оппонент как раз об этом: те же Прибалты против СП2, пытались вкупе с США давить на Европу. Не смогли. Вот о чем был тезис "а смогут ли? вон история с СП2 показывает что уже не все так гладко."
        2. +1
          31 января 2019 13:02
          Цитата: Ныробский
          А что не так? Стройка идёт с опережением графика несмотря на все препоны которые пытаются чинить США и их верные шестёрки.

          "не так" то что он уже строится поперек маршрута "польской мечты" wink судя по тому что СП2 строится ударными темпами, достроен он будет. что это означает? скорее всего то что "польская мечта" так и останется мечтой. поляки это очень хорошо понимают.
          Цитата: Ныробский
          Железную дорогу пробашляют из тех 2% ВВП которые европейские страны отстёгивают в натовский бюджет т.е. за счёт ЕС на улучшение военной инфраструктуры НАТО

          тут тоже не все так просто. прибалты засуетились делить подряды на строительство и доходы от транзита, но деньги европейские, учитывая текущие события во Франции, скорее всего немецкие... ну не думаете же вы что немы такие дураки чтоб такой доходный проект каким-то холопам отдать? там одной грызни за подряды еще лет на 5-6, а там и не известно будет ли в этом проекте надобность.
          но даже если построят, для нас это хорошо. в реалиях современных боевых действий нет ничего луше чем точно знать где сконцентрированы силы противника и каким путем пойдут. в случае железной дороги это известно с точностью до 10см soldier
    2. +2
      30 января 2019 19:25
      Цитата: Cowbra
      По вполне понятной причине - слишком дорого. А за ними стояла индустриальная мощь ВСЕЙ Европы. И не потянули.


      А как же они их первый раз пошили?

      "...Труды роковые
      кончены. Немец уж рельсы кладет..."
  3. +3
    30 января 2019 15:51
    Какая им вообще железная дорога? НАТО же уже отработало на учениях в Германии метод доставки своих войск по воздуху, когда от нескольких армейских автомобилей осталась металлическая лепёшка. С танками надо полагать ситуация будет получше: когда войдёт в землю по башню, можно будет его использовать как огневую точку wassat
  4. 0
    30 января 2019 16:42
    А я очень боюсь армию Прибалтики..У них ведь аж шесть танков есть...
    1. 0
      31 января 2019 03:12
      Цитата: Андрей Николаевич
      А я очень боюсь армию Прибалтики..У них ведь аж шесть танков есть...

      Что вы что вы, давайте бояться вместе: у них ведь еще и ввс есть в каждой стране; и вмс lol
      Главное чтоб Псковская дивизия ВДВ и их соседи не знали об этом: а то я действительно боюсь что им станет интересно и они захотят посмотреть - кто там?
  5. Комментарий был удален.
  6. BAI
    0
    30 января 2019 18:00
    Пускай разоряются.
  7. BAI
    0
    30 января 2019 18:00
    Пускай разоряются.
  8. +1
    30 января 2019 19:15
    то их ссср кормил по полной а сейчас сидят на шее европы,но америка их любит они же нам подарили рыжего чубайса
  9. -4
    30 января 2019 20:18
    Дорога блеф ! Технику можно и тралами перевозить ! От эстонской границы до Питера танк даже половину горючего не израсходует да и стрелять ему там только по воробьям авиация НАТО в течении суток все что ест ь там у нас размочит пока наши енералы с кроваток поднимутся и будут ждать целеуказаний из Кремля !Эффективность внезапного удара еще никто не опроверг !Ядерное оружие здесь не поможет ! Пусть мне Эксперды объяснят как они будут бомбить танки вторгшиеся на нашу территорию и которые уже будут на нашей Земле ! Какой сбросит бомбу на Ригу Таллин и Вильнюс если они практически граничат с нами !Как мы будем бомбить Берлин ,Лондон ,Вашингтон если они 100 процентов нам войну объявлять не будут, а обойдутся войсками Польши, Румынии, Украины, Венгрии ,Чехословакии и Лимитрофа ? авиацию они могут перекрасить в цвета названных стран !Для всех еще раз- Нам придется воевать снова на своей территории, но уже в 150-4оокм от Столиц и шансы у нас на победу призрачны !Только Чудо превентивного удара нас могло бы спасти, как спасло оно Израиль в 6 дневной войне!
    1. +3
      30 января 2019 20:59
      Ну про эффективность внезапного удара Вы конечно подзагнули.Они в течении месяца собирали войска для проведения каких то учений.Такую же по численности группировку Шойгу сколотил в течении 10 дней.В ней даже танков было поболе.Из всех перечисленных Вами стран, только армия польши боеспособна.Запад слишком зажрался и навряд ли рискнёт вступить в открытое противостояние с Россией, рискуя потерять своё спокойное сытенькое благополучие.. soldier
      1. -3
        30 января 2019 22:28
        А я что написал что будет объявлена война? Вы историю войн России думаю знаете не хуже меня ? Классика нашего раздолбайства нашествие Наполеона когда мы героическими усилиями только под Смоленском смогли обьединить две армии!Что мы не знали что готовится вторжение ? Ну а вершина всего 41 год ! Не заметить 5миллионную армию на границе -это даже сегодняшним генералом не снилось !Еще раз повторяю войну никто объявлять не будет а современный средства наблюдения и подавления связи не дадут нам шансов ибо кто первый ударит по коммуникациям что было продемонстрировано Израилем тот и победит потому что дивизионные полковые и армейские пункты управления будут без труда обнаружены и уничтожены еще до вторжения и здесь достаточно задействовать авиацию ракеты и космические силы США пехота и танки будут только зачищать территорию как в Ираке ! А лучше всего -этот сценарий описал Коровин с товарищем в своей публикации ! В будущей войне тыла не будет у нас так как пятая колонна и тысячи русского говорящих диверсантов ,украины, грузии, прибалтики взорвут все жд дороги ! Я бы посмотрел как вы определили бы диверсантов в российской форме говорящих на русском где -нибудь под Омском и Новосибирском ! Наша Армия сухопутная -это ЗГВ позднего СССР в 550 тысяч штыков ! Все направления с учетом Юга(Кавказ) Азии и Дальнего Востока оне не сможет перекрыть! И не дай Бог Китай почувствует нашу слабость !Впрочем -это мои страшные фантазии ! Они все просто Сдохнут и в Ад , а Мы просто умрем и в Рай !Вот только с такой Доктриной Мы не узнаем сдохли ли они ?
        1. +1
          31 января 2019 10:28
          никто нападать не будет))) все жить хочется, зачем им умирать если экономически задушат
    2. +2
      31 января 2019 00:45
      belay Офигеть... Целая вереница восклицательных знаков(хорошо, что "капс лок" не включился) fellow laughing
      Цитата: horlet
      -это мои страшные фантазии !
      Чёрт побери, до весны, вроде ещё целый месяц... wassat
      1. +1
        31 января 2019 03:20
        Цитата: Paranoid50
        belay Офигеть... Целая вереница восклицательных знаков

        Я вот тоже говорю - офигеть. horlet, а вы когда нибудь разговаривали с русскими из прибалтики? Вижу что нет. Поверьте, люди опытные за пару минут видят, что перед ними житель прибалтики. Про разные школы лингвистики русского языка я думаю говорить не надо.
        Вы меньше смотрите рекламу, особенно госдеповскую, not healthy
  10. 0
    30 января 2019 22:00
    "Главная и, похоже, единственная цель Rail Baltica, которая должна заработать в 2026 году, — это обеспечение быстрой переброски войск НАТО к российским границам. Таково мнение ведущих экспертов."
    Пусть строят дорогу поскорее: есть возможность ускорить движение наших войск на Запад в Европу, причём на халяву.
    1. 0
      30 января 2019 22:33
      Вы на карту смотрели? В Европу из Белоруссии ближе будет ! Конечно если она еще будет нашим союзником!
  11. 0
    31 января 2019 06:10
    Военная дорога,не военная,но где денег взять ,всё равно?
  12. 0
    31 января 2019 13:35
    Странно что хохлы еще не захотели переделывать у себя ж.д пути.
  13. +1
    31 января 2019 14:55
    Перебрасывать войска как раз проще по колее 1520. Весовые нормы поезда на европейской винтовой сцепке, гораздо ниже, чем на нашенской СА-3. Так, что эта магистраль, быстрее всего, банальный попил.