Reusable booster "Corona"

Today, many of us know, or at least have heard about, the family of US partially reusable launch vehicles from the private company SpaceX. Thanks to the success of the company, as well as the personality of the founder Ilona Mask, who himself often becomes the hero of information guides, Falcon 9 missiles, SpaceX and space flights in general do not leave the pages of the international press. At the same time, Russia had and still has its own development and equally interesting projects of reusable rockets, about which much less is known. The answer to the question why this is happening is obvious. Ilona Mask’s rockets regularly fly into space, and reusable and partially reusable Russian rockets are still only projects, drawings and beautiful pictures in presentations.

Space launches today


Nowadays, we can safely say that at some point Roskosmos missed the topic of reusable rockets, having in its hands developments and projects that were ahead of other countries by several years. All projects of Russian reusable rockets were never completed, not implemented in the metal. For example, the reusable single-stage corona carrier rocket developed from 1992 to 2012 was never brought to its logical conclusion. The result of this miscalculation in the development we are seeing today. Russia seriously lost ground in the market of commercial space launches with the advent of the American Falcon 9 rocket and its varieties, and also seriously inferior to the number of space launches completed in the year. Following the results of 2018, Roskosmos reported on 20 space launches (one unsuccessful), while in April 2018, in an interview with TASS, the head of Roscosmos Igor Komarov told us that 30 space launches are scheduled to be completed by the end of the year. The leader of last year was China, which carried out 39 space launches (one unsuccessful), followed by the United States with the 31 space launch (no unsuccessful ones).

Speaking about modern space flights, it is necessary to understand that in the total price of launching a modern launch vehicle (PH), the main item of expenditure is the rocket itself. Its hull, fuel tanks, engines - all this flies away forever, burns in dense layers of the atmosphere, it is clear that such irretrievable waste makes any launch of the launch vehicle into a very expensive pleasure. Not the maintenance of space centers, not fuel, not installation work before launch, but the price of the launch vehicle itself is the main expense item. A very sophisticated technological product of engineering thought is used in minutes, after which it is completely destroyed. Naturally, this is true for disposable missiles. The idea of ​​using returning rocket begs here by itself, as a real chance to reduce the cost of each space launch. In this case, even the return of only the first stage makes the cost of each run lower.


The landing of the return of the first stage of the Falcon 9 launch vehicle


It was a similar scheme that was realized by the American billionaire Ilon Musk, making the return of the first stage of a heavy Falcon 9 booster. While the first stage of these missiles is partially returned, some landing attempts end in failure, but the number of unsuccessful landings dropped to almost zero in 2017 and 2018. For example, last year at the 10 successful first-touchdowns there was only one setback. In this new year, the company SpaceX also opened the successful landing of the first stage. 11 January 2019, the first stage of the Falcon 9 rocket successfully landed on a floating platform, moreover, it was reused, and earlier it also launched the Telestar 18V communication satellite in September 2018. At present, such returnable first steps are an accomplished fact. But when representatives of the American private space company only talked about their project, many experts doubted the possibility of its successful implementation.

In today's reality, the first stage of the heavy-duty Falcon 9 rocket in some launches can be used in the return version. Taking the second stage of the rocket to a sufficient height, it is separated from it at a height of the order of 70 kilometers, undocking occurs approximately 2,5 minutes after the launch of the carrier rocket (time depends on the specific launch tasks). After separation from the PH, the first stage, using the established orientation system, performs a small maneuver, moving away from the flames of the second stage operating engines, and turns the engines forward in preparation for the three basic braking maneuvers. When landing for braking the first stage uses its own engines. It is worth noting that the return stage imposes its limitations on the launch. For example, the maximum payload of the Falcon 9 rocket is reduced by 30-40 percent. This is due to the need to reserve fuel for braking and subsequent landing, as well as an additional mass of installed landing equipment (grid steering wheels, landing supports, elements of the control system, etc.).

The successes of the Americans and the large series of successful launches did not go unnoticed in the world, which provoked a series of statements about the start of projects using partial reusable rockets, including returning side accelerators and the first stage back to Earth. Representatives of "Roskosmos" also spoke on this matter. The Company started talking about the resumption of work on the creation of reusable rockets in Russia at the beginning of 2017.

Reusable booster "Corona"

Crown Booster - general view


Reusable rocket "Crown" and earlier projects

It is worth noting that the idea of ​​reusable missiles was engaged in the Soviet Union. After the collapse of the country, this topic has not disappeared, work in this direction continued. They began much earlier than Ilon Musk spoke about it. For example, the units of the first stage of the super-heavy Soviet “Energy” rocket should have been returned, it was necessary for economic reasons and to realize the service life of the RD-170 engines designed for at least 10 flights.

The project of the Rossiyanka carrier rocket, which was developed by the specialists of the V. P. Makeyev State Rocket Center OJSC, is less well known. Mainly this company is known for its military developments. For example, it was here that the majority of domestic ballistic missiles designed to arm submarines, including the R-29RMU Sineva ballistic missiles currently in service with the submarine fleet of Russia, were created.

According to the draft, Rossiyanka was a two-stage launch vehicle, the first stage of which was reusable. Essentially the same idea as SpaceX engineers, but several years earlier. The rocket was supposed to bring tons of cargo into a low reference orbit of 21,5 — close to the Falcon 9 rocket. The return of the first stage should have taken place along a ballistic trajectory due to the re-activation of the standard stage engines. If necessary, the capacity of the rocket could be brought to 35 tons. December 12 The Makeev State Research Center presented its new rocket at the Roscosmos competition for developing reusable launch vehicles, but the order to create such devices went to competitors of the Khrunichev State Research and Production Space Center with the Baikal-Angara project. Most likely, the specialists of the SRC Makeyev would have enough competence to implement their project, but without sufficient attention and funding this was impossible.




The project "Baikal-Angara" was even more ambitious, it was an aircraft version of the return to Earth of the first stage. It was planned that after reaching the set height of the compartment, a special wing would open at the first stage and then it would fly along an airplane with a landing at a conventional airfield with landing gear. However, such a system in itself is not only very complicated, but also expensive. Her undeniable merits could be attributed to the fact that she could return from a greater distance. Unfortunately, the project was never implemented, it is sometimes remembered, but no more.

Now the world is already thinking about fully returned launch vehicles. Ilon Mask announced the project Big Falcon Rocket. Such a rocket should receive a two-stage architecture, uncharacteristic of modern astronautics, its second stage is integral with the spacecraft, which can be both cargo and passenger. It is planned that the first stage of the Superheavy will return back to Earth, performing a vertical landing on the cosmodrome through the use of its engines, this technology has already been well developed by SpaceX engineers. The second stage of the rocket together with the spacecraft (in fact, this is a spacecraft of different purposes), which was called Starship, will go into Earth orbit. At the second stage, there will also be enough fuel left to perform braking in dense layers of the atmosphere after landing the space mission and land on a sea platform.

It should be noted that in a similar idea, SpaceX also does not have a palm. In Russia, the reusable launch vehicle project has been developed since the 1990-s. And again, they worked on the project at the State Rocket Center named after academician V.P. Makeev. The project of a reusable Russian rocket has the beautiful name "Crown". Roscosmos recalled this project in 2017, followed by various comments about the resumption of this project. For example, in January, 2018 appeared in Rossiyskaya Gazeta. news that Russia has resumed work on a reusable space rocket. It was just about the rocket carrier "Crown".



Unlike the American Falcon-9 rocket, the Russian Corona does not have detachable stages, in fact, it is a single spacecraft of soft takeoff and landing. According to Vladimir Degtyar, General Designer of the Makeyev Center, this project should open the way to the implementation of long-range interplanetary manned flights. It is planned that the main structural material of the new Russian rocket will be carbon fiber. At the same time, the “Crown” is intended for launching spacecraft into low near-earth orbits with a height from 200 to 500 kilometers. The launch weight of the PH is about 300 tons. Output payload mass from 7 to 12 tons. The take-off and landing of the Crown should be carried out using simplified launch facilities, in addition to this, the option of launching a reusable rocket from offshore platforms is being worked out. For takeoff and landing, the new PH will be able to use the same platform. The preparation of the rocket for the next launch is only about a day.

It should be noted that carbon fiber materials needed to create single-stage and reusable rockets have been used in aerospace engineering since the 90-s of the last century. Since the beginning of the 1990-ies, the Crown project has come a long way of development and has evolved significantly, is it necessary to say that initially it was about a one-time rocket. In the process of evolution, the design of the future rocket became both simpler and more perfect. Gradually, the developers of the rocket abandoned the use of wings and external fuel tanks, having come to understand that the main material of the reusable rocket body will be carbon fiber.

In the latest to date version of the reusable rocket "Crown", its mass is close to the mark in 280-290 tons. Such a large single-stage launch vehicle requires a highly efficient liquid-propellant rocket engine that would operate on hydrogen and oxygen. Unlike rocket engines, which are placed on separate stages, such a rocket engine must operate effectively in different conditions and at different altitudes, including takeoff and flight outside the Earth’s atmosphere. “An ordinary LRE with Laval nozzles is effective only at certain ranges of heights,” say the Makeevsky constructors, “for this reason we came to the need to use a wedge-air liquid engine”. The gas jet in such rocket engines itself adapts itself to the pressure “overboard”, moreover, they retain their effectiveness both at the Earth’s surface and high enough in the stratosphere.


PH "Corona" in orbital flight with a closed payload compartment, render


However, so far in the world there simply isn’t a working engine of this type, although they were actively engaged in their development in the USSR and in the USA. Experts believe that the reusable Korona launch vehicle should be equipped with a modular engine, in which the air-wedge nozzle is the only element that currently has no prototype and has not been worked out in practice. At the same time, there are technologists in the production of modern composite materials and parts from them in Russia. They are being developed and applied quite successfully, for example, at OJSC “Composite” and the All-Russian Institute of Aviation Materials (VIAM).

For a safe flight in the atmosphere of the Earth, the Corona carbon fiber power structure will be protected by heat protection tiles, which had previously been developed at VIAM for the Buran spacecraft and has since undergone a significant development path. "The main thermal load on the Crown will be concentrated on its nose, where high-temperature thermal protection elements are applied," the designers note. - At the same time, the expanding sides of the launch vehicle have a larger diameter and are located at an acute angle to the air flow. The temperature load on these elements is less, and this, in turn, allows us to use lighter materials. The result is a saving in the order of 1,5 tons of weight. The mass of the high-temperature part of the rocket does not exceed the 6 of the Corona in percent of the total mass of thermal protection. For comparison, in the space shuttles "Shuttle" it accounted for more than 20 percent. "

The elegant cone-shaped form of a reusable rocket was the result of a huge amount of trial and error. According to the developers, working on the project, they considered and evaluated hundreds of different options. “We decided to completely abandon the wings, like the Space Shuttle or on the Buran ship,” the developers say. - By and large, when in the upper layers of the atmosphere, spacecraft wings only interfere. Such spaceships do not enter the atmosphere at a hypersonic speed better than the “iron”, and only at supersonic speed do they go on to horizontal flight, after which they can fully rely on the aerodynamics of the wings. ”



The conical axisymmetric shape of the rocket allows not only to facilitate heat protection, but also to provide it with good aerodynamic qualities when driving at high flight speeds. Already being in the upper layers of the atmosphere, the "Crown" receives a lifting force that allows the rocket not only to slow down, but also to perform maneuvers. This allows the RN to maneuver at high altitude when flying to the landing site, in the future it remains only to complete the braking process, adjust its course, turn stern down using small shunting engines, and land on the Earth.

The problem of the project is that Corona is still being developed in the conditions of insufficient funding or its complete absence. At the present time, only a draft project on this topic has been completed at the Makeev State Research Center. According to the data sounded during the XLII Academic readings in astronautics in 2018, feasibility studies were carried out and an effective rocket development schedule was drawn up for the Corona launch project. The necessary conditions for the creation of a new launch vehicle were investigated and the perspectives and results of both the development process and the future operation of the new rocket were analyzed.

After a surge in news about the Crown project in 2017 and 2018, silence reappears ... The perspectives of the project and its implementation are still unclear. Meanwhile, SpaceX is already preparing to present a test sample of its new Big Falcon Rocket (BFR) in the summer of 2019. From the creation of a test sample to a full-fledged rocket, which will confirm its reliability and performance, it may take many more years, but for now we can say: Ilon Mask and his company are doing things that you can see and touch with your hands. At the same time, according to Prime Minister Dmitry Medvedev, Roskosmos should be finished with a project and talk about where we will fly in the future. Need to talk less and do more.

Information sources:
https://iz.ru
https://www.popmech.ru
http://www.spacephys.ru
https://vpk.name
https://rg.ru
Open source materials
Author:
Yuferev Sergey
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

80 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Многоразовая ракета-носитель «Корона»

Сегодня многие из нас знают или хотя бы слышали о семействе американских частично многоразовых ракет-носителей частной компании SpaceX. Благодаря успехам компании, а также личности основателя Илона Маска, который сам часто становится героем инфоповодов, ракеты Falcon 9, компания SpaceX и космические полеты в целом не сходят со страниц международной прессы. При этом у России были и остаются собственные разработки и не менее интересные проекты многоразовых ракет, о которых известно гораздо меньше. Ответ на вопрос, почему так происходит, очевиден. Ракеты Илона Маска регулярно летают в космос, а многоразовые и частично многоразовые российские ракеты – это пока лишь проекты, чертежи и красивые картинки в презентациях.

Космические запуски сегодня


В наши дни можно смело говорить о том, что «Роскосмос» в какой-то момент проморгал тему многоразовых ракет, имея на руках разработки и проекты, которые опережали другие страны на несколько лет. Все проекты российских многоразовых ракет так и не были доведены до конца, не реализованы в металле. К примеру, разрабатываемая с 1992 по 2012 год многоразовая одноступенчатая ракета-носитель «Корона» так и не была доведена до логического завершения. Результат этого просчета в развитии мы наблюдаем уже сегодня. Россия серьезно сдала позиции на рынке коммерческих космических запусков с появлением американской ракеты Falcon 9 и ее разновидностей, а также серьезно уступает по количеству совершенных в год космических запусков. По итогам 2018 года «Роскосмос» отчитался о 20 космических запусках (один неудачный), при этом еще в апреле 2018 года в интервью ТАСС глава Роскосмоса Игорь Комаров рассказывал о том, что до конца года планируется выполнить 30 космических запусков. Лидером по итогам прошлого года стал Китай, осуществивший 39 космических запусков (один неудачный), на втором месте расположились США с 31 космическим запуском (неудачных нет).

Говоря о современных космических полетах необходимо понимать, что в общей цене запуска современной ракеты-носителя (РН) основная статья расходов – это сама ракета. Ее корпус, топливные баки, двигатели – все это улетает навсегда, сгорает в плотных слоях атмосферы, понятно, что такие безвозвратные траты превращают любой запуск РН в очень дорогое удовольствие. Не обслуживание космодромов, не топливо, не монтажные работы перед запуском, а именно цена самой ракеты-носителя – это главная статья расходов. Очень сложный технологичный продукт инженерной мысли используется считанные минуты, после чего полностью уничтожается. Естественно, это справедливо для одноразовых ракет. Идея использования возвращаемых РН напрашивается здесь сама собой, как реальный шанс снизить расходы на каждый космический запуск. В этом случае даже возвращение только первой ступени делает стоимость каждого запуска ниже.


Посадка возвращаемой первой ступени ракеты-носителя Falcon 9


Именно подобную схему и реализовал американский миллиардер Илон Маск, сделав возвращаемую первую ступень тяжелой ракеты-носителя Falcon 9. Пока первая ступень данных ракет частично возвращаемая, некоторые попытки посадки заканчиваются провалом, но количество неудачных посадок снизилось практически до нуля в 2017 и 2018 годах. К примеру, в прошлом году на 10 успешных приземлений первой ступени пришлась всего одна неудача. При этом новый год компания SpaceX также открыла успешным приземлением первой ступени. 11 января 2019 года первая ступень ракеты Falcon 9 успешно приземлилась на плавучую платформу, более того она была использована повторно, ранее она же вывела на орбиту спутник связи Telestar 18V в сентябре 2018 года. В настоящее время подобные возвращаемые первые ступени уже свершившийся факт. Но когда представители американской частной космической компании лишь говорили о своем проекте, многие специалисты сомневались в возможности его успешной реализации.

В реалиях сегодняшнего дня первая ступень ракеты Falcon 9 тяжелого класса в некоторых запусках может быть использована в возвращаемом варианте. Выводя вторую ступень ракеты на достаточную высоту, она отделяется от нее на высоте порядка 70 километров, отстыковка происходит примерно через 2,5 минуты после старта ракеты-носителя (время зависит от конкретных задач запуска). После отделения от РН первая ступень при помощи установленной системы ориентации осуществляет небольшой маневр, уходя от пламени работающих двигателей второй ступени, и производит разворот двигателями вперед в процессе подготовки к трем основным маневрам торможения. При посадке для торможения первая ступень использует собственные двигатели. Стоит отметить, что возвращаемая ступень накладывает на запуск свои ограничения. К примеру, максимальная полезная нагрузка ракеты Falcon 9 снижается на 30-40 процентов. Это связано с необходимостью резервирования топлива для торможения и последующей посадки, а также дополнительной массой установленного посадочного оборудования (решетчатые рули, посадочные опоры, элементы системы управления и т.д.).

Успехи американцев и большие серии удачных запусков не остались незамеченными в мире, что спровоцировало череду заявлений о начале проектов с использованием частичной многоразовости ракет, в том числе возвращении обратно на Землю боковых ускорителей и первой ступени. Представители «Роскосмоса» также высказались на этот счет. В Компании заговорили о возобновлении в России работ по созданию многоразовых ракет уже в начале 2017 года.

Многоразовая ракета-носитель «Корона»

Ракета-носитель «Корона»- общий вид


Многоразовая ракета «Корона» и более ранние проекты

Стоит отметить, что идеей многоразового использования ракет занимались еще в Советском Союзе. После развала страны данная тема не исчезла, работы в этом направлении продолжались. Они начались гораздо раньше, чем об этом только заговорил Илон Маск. К примеру, возвращаемыми должны были быть еще блоки первой ступени сверхтяжелой советской ракеты «Энергия», это было необходимо по экономическим причинам и для реализации ресурса двигателей РД-170, рассчитанных как минимум на 10 полетов.

Менее известным является проект ракеты-носителя «Россиянка», который был разработан специалистами ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева». Главным образом данное предприятие известно своими военными разработками. К примеру, именно здесь создали большинство отечественных баллистических ракет, предназначенных для вооружения подводных лодок, включая стоящие сегодня на вооружении подводного флота России баллистические ракеты Р-29РМУ «Синева».

Согласно проекту, «Россиянка» представляла собой двухступенчатую ракету-носитель, первая ступень которой была многоразовой. По сути та же идея, что и у инженеров SpaceX, но на несколько лет раньше. Ракета должна была выводить на низкую опорную орбиту 21,5 тонны груза – близкие к ракете Falcon 9 показатели. Возвращение первой ступени должно было происходить по баллистической траектории за счет повторного включения штатных двигателей ступени. При необходимости грузоподъемность ракеты можно было довести до 35 тонн. 12 декабря ГРЦ имени Макеева представила свою новую ракету на конкурсе «Роскосмоса» по разработке многоразовых ракет-носителей, но заказ на создание подобных аппаратов ушел конкурентам ГКНПЦ имени Хруничева с проектом «Байкал-Ангара». Скорее всего, у специалистов ГРЦ Макеева хватило бы компетенции реализовать свой проект, однако без достаточно внимания и финансирования это было невозможно.




Проект «Байкал-Ангара» был еще более амбициозным, он представлял собой самолетный вариант возвращения на Землю первой ступени. Планировалось, что после выхода на установленную высоту отделения у первой ступени будет раскрываться специальное крыло и дальше она будет осуществлять полет по самолетному с посадкой на обычном аэродроме с выпуском шасси. Однако такая система сама по себе не только очень сложная, но и дорогая. К ее неоспоримым достоинствам можно было отнести то, что она могла вернуться с большего расстояния. К сожалению, проект так и не был реализован, его еще иногда вспоминают, но не более того.

Сейчас в мире думают уже о полностью возвращаемых ракетах-носителях. Илон Маск анонсировал проект Big Falcon Rocket. Такая ракета должна получить нехарактерную для современной космонавтики двухступенчатую архитектуру, ее вторая ступень является единым целым с космическим кораблем, который может быть как грузовым, так и пассажирским. Планируется, что первая ступень Superheavy будет возвращаться назад на Землю, выполняя вертикальную посадку на космодром за счет использования своих двигателей, данная технология уже отлично отработана инженерами компании SpaceX. Вторая ступень ракеты вместе с космическим кораблем (по сути это и есть космический корабль разного назначения), который получил название Starship, будет выходить на орбиту Земли. У второй ступени также будет оставаться достаточно топлива, чтобы после выполнения космической миссии совершить торможение в плотных слоях атмосферы и совершить посадку на морскую платформу.

Стоит отметить, что в подобной идее у SpaceX также нет пальмы первенства. В России проект многоразовой ракеты-носителя разрабатывался еще с 1990-х годов. И опять над проектом работали в Государственном ракетном центре имени академика В. П. Макеева. Проект многоразовой российской ракеты имеет красивое название «Корона». «Роскосмос» вспомнил о данном проекте в 2017 году, после чего последовали различные комментарии о возобновлении данного проекта. К примеру, в январе 2018 году в «Российской газете» появилась новость о том, что в России возобновлены работы над многоразовой космической ракетой. Речь в ней шла как раз о ракете-носителе «Корона».



В отличие от американской ракеты Falcon-9, российская «Корона» не имеет отделяемых ступеней, по сути, она представляет собой единый космический корабль мягкого взлета и посадки. По словам генерального конструктора ГРЦ имени Макеева Владимира Дегтяря, данный проект должен открыть дорогу к реализации дальних межпланетных пилотируемых полетов. Планируется, что основным конструкционным материалом новой российской ракеты будет углепластик. При этом «Корона» предназначена для выведения космических аппаратов на низкие околоземные орбиты высотой от 200 до 500 километров. Стартовая масса РН составляет порядка 300 тонн. Масса выводимой полезной нагрузки от 7 до 12 тонн. Взлет и посадка «Короны» должны происходить с использованием упрощенных стартовых сооружений, помимо этого прорабатывается вариант запусков многоразовой ракеты с морских платформ. Для взлета и посадки новая РН сможет использовать одну и ту же площадку. Время подготовки ракеты к очередному запуску составляет всего около суток.

Следует отметить, что углепластиковые материалы, необходимые для создания одноступенчатых и многоразовых ракет, применяются в аэрокосмической технике еще с 90-х годов прошлого века. С начала 1990-х годов проект «Корона» прошел долгий путь развития и значительно эволюционировал, надо ли говорить, что изначально речь шла об одноразовой ракете. При этом в процессе эволюции конструкция будущей ракеты становилась одновременно проще и совершеннее. Постепенно разработчики ракеты отказались от использования крыльев и внешних топливных баков, придя к пониманию того, что главным материалом корпуса многоразовой ракеты будет именно углепластик.

В последней на сегодняшний день версии многоразовой ракеты «Корона» ее масса приближается к отметке в 280-290 тонн. Столь большая одноступенчатая ракета-носитель требует наличия высокоэффективного жидкостного ракетного двигателя, который работал бы на водороде и кислороде. В отличие от ракетных двигателей, которые ставятся на отдельных ступенях, подобный ЖРД должен эффективно работать в различных условиях и на различной высоте, включая взлет и совершение полета за пределами атмосферы Земли. «Обыкновенный ЖРД с соплами Лаваля эффективен только на определенных диапазонах высот, – говорят макеевские конструкторы, – по этой причине мы пришли к необходимости использовать на ракете клиновоздушный жидкостный двигатель». Газовая струя в подобных ракетных двигателях сама подстраивается под давление «за бортом», к тому же они сохраняют свою эффективность как у поверхности Земли, так и достаточно высоко в стратосфере.


РН «Корона» в орбитальном полёте с закрытым отсеком полезной нагрузки, рендер


Однако пока что в мире просто не существует рабочего двигателя подобного типа, хотя их разработкой активно занимались еще в СССР и в США. Специалисты считают, что многоразовая ракета-носитель «Корона» должна оснащаться модульным вариантом двигателя, в котором клиновоздушное сопло – это единственный элемент, который в настоящее время не имеет прототипа и не был отработан на практике. В то же время свои технологи в производстве современных композитных материалов и деталей из них в России есть. Их разработкой и применением достаточно успешно занимаются, к примеру, в ОАО «Композит» и Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ).

Для безопасного полета в атмосфере Земли углепластиковая силовая конструкция «Короны» будет защищена теплозащитной плиткой, которая ранее была разработана в ВИАМ еще для космического корабля «Буран» и с тех пор прошла существенный путь развития. «Главная тепловая нагрузка на «Корону» будет концентрироваться на ее носовой части, где применяются высокотемпературные элементы теплозащиты, – отмечают конструкторы. – В то же время расширяющиеся борта ракеты-носителя имеют больший диаметр и расположены под острым углом к потоку воздуха. Температурная нагрузка на эти элементы меньше, а это, в свою очередь, позволяет нам применять более легкие материалы. В результате достигается экономия порядка 1,5 тонн веса. Масса высокотемпературной части ракеты не превышает у «Короны» 6 процентов от общей массы теплозащиты. Для сравнения, у космических челноков «Шаттл» на нее приходилось более 20 процентов».

Изящная конусообразная форма многоразовой ракеты стала результатом огромного количества проб и ошибок. По словам разработчиков, работая над проектом, они рассмотрели и оценили сотни различных вариантов. «От крыльев, как у Space Shuttle или на корабле «Буран», мы решили полностью отказаться, – говорят разработчики. – По большому счету, при нахождении в верхних слоях атмосферы космическим кораблям крылья лишь мешают. В атмосферу на гиперзвуковой скорости такие космические корабли входят не лучше «утюга», и лишь на сверхзвуковой скорости они переходят к горизонтальному полету, после чего и могут в полной мере опереться на аэродинамику крыльев».



Конусообразная осесимметричная форма ракеты позволяет не только облегчить теплозащиту, но и обеспечить ей хорошие аэродинамические качества при движении на больших скоростях полета. Уже находясь в верхних слоях атмосферы, «Корона» получает подъемную силу, которая позволяет ракете не только тормозить, но и совершать маневры. Это позволяет РН маневрировать на большой высоте при полете к месту посадки, в дальнейшем ей остается только завершить процесс торможения, скорректировать свой курс, развернуться кормой вниз, используя небольшие маневровые двигатели, и сесть на Землю.

Проблемой проекта является то, что «Корону» до сих пор разрабатывают в условиях недостаточного финансирования или его полного отсутствия. В настоящее время в ГРЦ имени Макеева удалось завершить лишь эскизный проект по данной теме. По данным, озвученным в ходе XLII Академических чтений по космонавтике в 2018 году, по проекту создания РН «Корона» проведены технико-экономические исследования и составлен эффективный график разработки ракеты. Исследованы необходимые условия создания новой ракеты-носителя и проанализированы перспективы и результаты как процесса разработки, так и будущей эксплуатации новой ракеты.

После всплеска новостей о проекте «Корона» в 2017 и 2018 годах вновь следует тишина… Перспективы проекта и его реализация по-прежнему неясны. Между тем компания SpaceX уже летом 2019 года собирается представить тестовый образец своей новой многоразовой ракеты Big Falcon Rocket (BFR). От создания тестового образца до полноценной ракеты, которая подтвердит свою надежность и работоспособность, может пройти еще много лет, но пока можно констатировать: Илон Маск и его компания делают вещи, которые можно увидеть и пощупать руками. В то же время «Роскосмосу», по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, следует заканчивать с прожектёрством и болтать о том, куда мы полетим в будущем. Необходимо меньше говорить и больше делать.

Источники информации:
https://iz.ru
https://www.popmech.ru
http://www.spacephys.ru
https://vpk.name
https://rg.ru
Материалы из открытых источников
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти