Транзитных путей много, а Шёлковый путь один

20
В подписанном недавно меморандуме о развитии евразийской логистики по перевозке грузов между Китаем и странами Евросоюза, Украине досталась только «запасная» ветка на Будапешт. Ассоциация грузоперевозчиков FERRMED и Международный союз железных дорог, подписывая документ, просто не могли не учитывать массу сложностей, которые могли возникнуть, если магистраль пойдёт через территорию незалежной.

О необходимости глобального сухопутного азиатско-европейского транзита говорилось ещё с незапамятных времён. Китайцев, только начинавших всерьёз заниматься железнодорожным строительством, в конце прошлого столетия здорово «завёл» тогдашний управляющий делами первого президента России Павел Бородин. В ходе одной из встреч на высшем уровне он в неформальной обстановке презентовал свою идею евразийской магистрали – от Шанхая до Балтики. На рукотворной карте трасса у Павла Павловича проходила через Беларусь, в связи с чем «батька» Лукашенко впоследствии даже протолкнул Бородина на пост госсекретаря Союзного государства.





Однако настоящие схватки за право участия в проекте, практически сразу получившем имя «Шёлковый путь», разгорелись только в XXI веке. Россия даже попыталась как-то привязать к нему реконструкцию БАМа и Транссиба, но тут процесс реализации явно затянулся, к тому же китайских партнёров не слишком вдохновила перспектива делиться с Японией и двумя Кореями. Резко активизировались страны Среднего и Ближнего Востока, в том числе Иран, Казахстан и Турция, где тут же снова вошёл в моду легендарный «Восточный экспресс».

Участие России в «Шёлковом пути», теперь уже не подвергаемое сомнениям, важно и с точки зрения перспектив развития «отстающих» регионов России за Уралом, а Китая на западе страны. Эти перспективы напрямую связаны с тем, насколько быстро удастся создать там развитую инфраструктуру. Ориентированную при этом в первую очередь на более масштабные проекты. В связи с этим в Китае не устают напоминать, что готовы участвовать практически в любых проектах, так или иначе дополняющих или продолжающих проекты модернизации БАМа и Транссиба, а также развития или расширения Китайской Восточной железной дороги. Она, кстати, до сих пор остаётся практически единственным наземным путём, соединяющим две наших страны напрямую.

За последние годы Китай уверенно вышел в мировые лидеры по строительству сверхскоростных железнодорожных магистралей. Главным образом пассажирских, но этот опыт вполне может использоваться и для прокладки многокилометровых грузовых артерий. В Поднебесной по-прежнему оставляют проект «Шёлкового пути» открытым, сохраняя возможности для корректировки маршрутов и состава участников, но подписание меморандума в Париже свидетельствует о том, что процесс уже переходит в стадию реальных дел.

Транзитных путей много, а Шёлковый путь один


Долгое время одним из участников проекта бесспорно считалась Украина. И когда случился «майдан», в Киеве всерьёз рассчитывали, что Китай, заинтересованный в сотрудничестве с Евросоюзом ничуть не меньше, а больше, чем с Россией, что в общем-то вполне справедливо, так или иначе примет это во внимание. Показательно, что всего два с небольшим года назад и в Китае были весьма активны те, кто не только и не столько пропагандировал сам проект «Шёлковый путь», сколько твердил о том, что он может пройти и по альтернативным маршрутам, минующим Россию.

Тогда-то в Киеве, кажется, и поверили, что Китай направит «Шёлковый путь» если не мимо России, то уж точно напрямую по украинской земле. Уверенности в этом придавал и тот факт, что ещё в 2013 году территория Украины фигурировала во всех возможных схемах. Тогда же китайская сторона озвучила свою готовность вложить около семи миллиардов долларов в инфраструктуру Украины в рамках проекта.

Вообще-то, обвинённый Киевом во всех страшных грехах Виктор Янукович оставил тем, кто пришёл ему на смену, совсем неплохое наследство – целую серию соглашений о сотрудничестве с Китаем. И бывший, и нынешний президент, и все премьеры Украины не раз то ли в шутку, то ли всерьёз говорили, что по пути составы смогут и углём с Донбасса, и иными местными товарами загрузиться. Хоть в направлении на запад, хоть на восток.

Но всё это оказалось не более чем мечтой. Украину и так рассматривали лишь в качестве фрагмента «большой дороги», а тут Донбасс запылал, Крым отпал. Ну а сколько-нибудь пригодного товара с Украины, наверное, теперь и на пару эшелонов в год не хватит. Но это нисколько не мешало украинским политикам, превратившим страну в однозначно опасную для любого транзита, вести пропаганду в пользу «Шёлкового пути». Форумы и конференции сменяли друг друга, посол Китая и другие дипломаты делали обнадёживающие заявления.

Прекрасно понимая, что на «Шёлковом пути» без России не обойтись, в Киеве заодно решили всё же напомнить о давних поползновениях такого рода. Тут же возобновились рассуждения в прессе и цитирование прозрачных намёков некоторых западных или арабских политиков на то, что якобы «можно идти и в обход России». Из Китая тут же решили слегка остудить чрезмерный антироссийский пыл украинских партнёров. Особенно чёткую формулировку дал директор Института международных дел Народного университета Китая Ван Ивэй, который сразу назвал Россию ключевым звеном с точки зрения глобальной экономической интеграции Азии, Африки и Европы. Без России вряд ли будет полноценным и «Шёлковый путь» и уж тем более вряд ли реализуема в полной мере более масштабная инициатива «Один пояс – один путь». По мнению Ван Ивэя, имеющие место спекуляции представляют собой не более чем попытки выторговать более выгодные условия.

Совсем недавно премьер Госсовета Китая Ли Кэцян в очередной раз напомнил о планах Китая отойти от превалирующего сырьевого сотрудничества с Россией, и сделать его более индустриальным. Китай не скрывает желания открывать в России, причём не только по ту сторону Урала, машиностроительные и металлургические, химические и агропромышленные, а также высокотехнологичные или достаточно несложные логистические предприятия. Насколько это стыкуется с «Шёлковым путём», думаем, дополнительно объяснять не надо.


Премьер Госсовета Китайской народной республики Ли Кэцян

Тем не менее, не так давно Киев всё же сумел подключить китайского партнёра к опытной проверке по своему действительно уникальному проекту, который удостоился сомнительной чести называться в честь экс-премьера Арсения Яценюка. Напомним, именно он предложил не обращать внимания на ответные санкции России, которые были введены после акции по блокированию следовавшего из РФ грузового автотранспорта и подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС. Ещё в январе 2016 года политикам и бизнесменам из Поднебесной представили реальную доставку товаров в Азию в обход России.

Опытный состав направлялся из Ильичевска, ныне переименованного в Черноморск, как у Ильфа и Петрова, к границе Казахстана с Китаем. В итоге на дорогу, которая по плану требовала 11-12 суток, ушли все 15, потому что на пути совершенно неожиданно (заметьте) оказались сразу пять таможен и два моря, Черное и Каспийское. А тут ещё и шторм случился в болгарской Варне, да и цена за транзит сразу зашкалила. На обратный путь состав вообще загрузить не удалось, оказалось слишком дорого, да и перспектива «обойти» Россию вообще никого не вдохновила.


Недоброй памяти Арсений Яценюк. Каков премьер, таков и проект

После этого политически Украина оказалась в положении того, кто пытается усидеть на двух стульях. Обвиняя Россию в агрессии, Киев не смог себе позволить сколько-нибудь серьёзное лоббирование наиболее целесообразного маршрута – через Казахстан и Россию, а если сложиться, то и через Украину. Абсолютно изношенная инфраструктура, которая ещё осталась на Украине, к тому же там не могут даже обеспечить безопасность. Не только от неформальных вооружённых формирований, но и, к примеру, от таких катастроф, как взрывы на оружейных складах или заводах по производству боеприпасов. И при этом параллельно украинская элита со страстью билась за право на российский газовый транзит, жёстко критикуя и «Северный поток-2» и саму Россию как его главного фигуранта.

Стоит ли удивляться, что та же Беларусь ещё до «Шёлкового пути» успела перехватить у украинских железнодорожников целый ряд транзитных заказов. Да и в целом железнодорожный монополист «Укрзализныця» особыми успехами похвастаться не может. В 2016 году под руководством поляка Войцеха Бальчуна компания снизила свои показатели по сравнению с 2015 годом сразу на 30 процентов. И в итоге установила антирекорд по объему транзитных перевозок за последние 20 лет — всего 16,9 млн. тонн. После того как транзитный план был недовыполнен сразу на 37 процентов, в 2017-2018 годах даже произошло небольшое повышение показателей, но из-за завышенных транзитных ставок на дальнейший рост рассчитывать не приходится.

То ли в Киеве всего этого не знают, то ли ещё по каким-то причинам, но, когда в январе 2017 года тестовый контейнерный поезд из Китая добрался до Великобритании, минуя Украину, это стало немалым шоком для Киева. Оказалось, что и на карте маршрутов, приложенной в Париже к уже подписанному меморандуму, «украинского» варианта попросту нет. Теперь же реальностью становится тот самый вариант, который когда-то был нарисован для П.П. Бородина: вдоль северной границы Украины через Беларусь. Похоже, что дорога в транзитный рай для Украины заказана. И надолго.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    31 января 2019 09:13
    И надолго.
    Пусть еще поскачут и все виды транспорта будут
    обходить Украину, как "чёрную дыру"!
    1. +1
      31 января 2019 09:33
      так уже - самолеты боятся, пароходы не хотят, жд пути нацисты перекрыли
  2. +1
    31 января 2019 09:21
    Згорила хата - гори сарай. Назло маме отморожу уши. Ага, заграница нам поможет.
    Правительство Украины все делает для себя любимых, а народ с горечью читает, в том числе и здесь, какие мы молодцы в глазах общественности.
    1. +1
      31 января 2019 09:50
      Да нафиг он нужен сарай без хаты..В оригинале-сгорел сарай,гори и хата..Но это не важно.Главное что это касается не пожара на хуторе,а всей страны.. hi
  3. +5
    31 января 2019 09:25
    думал что будет написано про транзитные маршруты и построение нового шелкового пути , а у автора весь материал что украинцы в пролете. Тогда и заголовок нужен соответствующий типо " украинцы опять себя высекли , или украинцы ну де.б" . На такие заголовки больше сбегуться урамывсехпобедили .
  4. +1
    31 января 2019 09:34
    Ну и почему бы не заинтересовать китайцев постройкой вдоль бам или квжд высокоскоростной ветки( на мотив шинконсена, и им хорошо для быстрой доставки в европу через нас и у нас дорога скоростная плюс инфраструктура и вообще много плюсов для страны.
    1. 0
      5 февраля 2019 08:12
      Потому что там деньги умеют считать. И делают как дешевле
  5. +3
    31 января 2019 09:44
    Если бы Япония не кочевряжилась с островами, то мог бы форсироваться альтернативный китайскому Шелковому пути - путь с Хоккайдо на Сахалин, на материк и далее в Европу. Но Япония упускает этот хороший для себя шанс.
  6. +2
    31 января 2019 10:24
    А кто вообще пользу получает от противостояния с Россией?
    Так шоб по взрослому, а не подачки за подзаборное тявканье.
  7. +3
    31 января 2019 10:48
    С проводимой украинской политикой эту страну в будущем может ждать только один вид транспорта, но экологический - быки (волы). Как в старину пару быков (волов) запрячь в арбу и вперед. Уже сегодня проблемы с ж/д, воздушным, морским транспортом.
    1. +2
      31 января 2019 12:39
      Цитата: rotmistr60
      С проводимой украинской политикой эту страну в будущем может ждать только один вид транспорта, но экологический - быки (волы). Как в старину пару быков (волов) запрячь в арбу и вперед. Уже сегодня проблемы с ж/д, воздушным, морским транспортом.

      hi Проблемы с волами-их попросту нет на Украине и уже не будет( это огромные существа и кормить-содержать их требуется соответственно, дороже автомобиля, даже если бы и возродили воловодство wink )! Да и лошадок поизвели разом с колхозами-совхозами, и с фуражом для скота( не только ездового) проблемки-дороже бензина будет...но Ваш саркастический посыл, зачётный good , в амероколонии услышан и совершенно не противоречит наметившемуся "тренду" дорвавшихся к "кормилу власти" хуторянских бандеоропитеков! Уже и так больше на своих двоих передвигаться вынуждены-пассажирский городской( пригородный и межгородской) транспорт в коллапсе, впрочем, как и ЖКХ, здравохранение, образование, правоохранение и всё остальное.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      31 января 2019 14:33
      Вот и ХАЗ им будет. Бык испускает в день около 300 литров метана, который может быть использован для работы на протяжении дня холодильника емкостью 100 литров при температуре от двух до шести градусов и транспортировка в Европу труба не нужна, пригнал стадо в Берлин и продал метан. В Ирландии (фото) уже экспериментируют по сбору метана у быков. Ще не вмерла Украина!
  8. +1
    31 января 2019 12:07
    "... что Китай направит «Шёлковый путь» если не мимо России, то уж точно напрямую по украинской земле".
    Ну что тут сделаешь, если ребята учили географию по глобусу Украины ...
  9. BAI
    0
    31 января 2019 13:16
    Странно, что дорога идет в обход Монголии. Неужели она не входит в сферу интересов Китая?
    1. +1
      31 января 2019 14:36
      Ничего странного. Для китайцев это Внешняя Монголия. Есть ещё своя, Внутренняя Монголия, регион Китая. На Внешнюю они до сих пор губу раскатывают, считают её своей, но незаконно отторгнутой. Самостоятельность Внешней Монголии для них национальное оскорбление. Делиться с ними платой за транзит ж.д. грузов совершенно неприемлемо.
    2. +1
      31 января 2019 15:31
      Странно, что дорога идет в обход Монголии. Неужели она не входит в сферу интересов Китая?

      Ничего странного здесь нет с экономической точки зрения шелковый путь Китаю более выгоден так как ж.д. проходит по значительной территории Китая, что положительно будет влиять на формирование составов и развитие инфраструктуры в стране, так же дорога проходит по региону центральной Азии а это дополнительные рынки. Железная дорога проходящая по территории Монголии требует серьезных вложений однопутка не электрифицирована до самого Улан-Удэ(Россия) и даже не эта главная проблема, а Транссиб который загружен по самое не хочу и рост количества пар поездов год от года только растет.
  10. +2
    31 января 2019 14:48
    Вот автор сову на глобус натягивает. В роли совы в этот раз Украина.
    В подписанном недавно меморандуме о развитии евразийской логистики по перевозке грузов между Китаем и странами Евросоюза, Украине досталась только «запасная» ветка на Будапешт.
    Это так и есть.
    Ассоциация грузоперевозчиков FERRMED и Международный союз железных дорог, подписывая документ, просто не могли не учитывать массу сложностей, которые могли возникнуть, если магистраль пойдёт через территорию незалежной.
    А это автор высосал из собственного пальца, ибо никогда ни в одном проекте the Belt and Road Украина не фигурировала в качестве "основной" ветки. Для этого достаточно взглянуть на тот же глобус или карту. И уж если поезд следует из Китая в Англию, то на этом маршруте увидеть Украину может только ну очень глубокий "аналитик".

    Фраза же "Киев не смог себе позволить сколько-нибудь серьёзное лоббирование наиболее целесообразного маршрута – через Казахстан и Россию" выглядит вообще шедеврально, ибо Киев пытался лоббировать совершенно иррациональную схему как раз в обход России. А вот зачем Украине лоббировать маршрут через Россию, который в лоббировании не нуждается ибо и так всем понятно, что это самый короткий путь, это загадка, отгадку которой знает только автор.
    И в чем цена такой "аналитики"? В том, что в ней про Украину?
  11. 0
    31 января 2019 23:22
    Так Украина же собиралась переходить на евроколею, что означает замену подвижного состава и перепрошивку полотна. Интересно, - когда начнут?
  12. 0
    1 февраля 2019 12:01
    Там, где проходит дорога из Пекина, - всё Китай. По этому поводу есть легенда, какой-то горный народ совершал нападения на Поднебесную и уходил в горы. Тогда император подарил царю горного народа огромную серебряную вазу, украшенную драгоценными камнями. Чтобы утащить подарок пришлось проложить дорогу. Вот, собственно, и всё - сказочке конец... А кто понял - молодец.
  13. 0
    3 февраля 2019 23:28
    Только есть нюанс. Китаю не выгодно геополитически усиления России и как в промышленном отношении, и как в в качестве транзитера тк любое усиление на Севере отдаляет время Великого Китая от Северного океана до Индийского. Иной такой товарищ хуже явного врага.....

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»