Реактивный истребитель Мессершмитт 262 – технологический прорыв рейха

Мессершмитт Me.262 «Schwalbe» (с нем. ласточка) – немецкий реактивный истребитель времен Второй мировой войны. Использовался в качестве истребителя (в том числе ночного), бомбардировщика, самолета-разведчика. Данный самолет был первой в мире серийной реактивной машиной, которая принимала участие в боевых действиях. Всего с 1944 по 1945 год немецкой промышленности удалось собрать и передать в войска 1433 истребителя Me.262, который таким образом стал еще и самым массовым реактивным самолетом Второй мировой войны.

Очень часто в истории боевой авиации возникали такие моменты, при которых технические нововведения в один определенный момент практически полностью сводили на нет всю боевую ценность самолетов предыдущих поколений. Одним из наиболее ярких примеров, подтверждающих данные слова, стал немецкий реактивный истребитель Me.262. Техническое преимущество новой машины над авиацией союзников было значительно, но детские болезни (в первую очередь недостатки и ненадежность двигателей), а также сложная военно-политическая обстановка в Германии в конце войны, нерешительность и колебания в вопросах программ постройки новых самолетов, привели к тому, что самолет появился в боевом небе Европы с задержкой как минимум на 6 месяцев и не стал тем «чудо-оружием», которое смогло бы вернуть Германии господство в воздухе.

Хотя наиболее простым объяснением данным задержкам был тот факт, что компания «Юнкерс» просто не могла до середины 1944 года довести до серийного производства свой новый турбореактивный двигатель. В любом случае, массовые поставки самолета в боевые части не могли начаться ранее сентября-октября 1944 года. Помимо этого спешка в принятии на вооружении самолета привела к тому, что он был направлен в бой еще до завершения цикла всех испытаний. Начало использования машины было явно преждевременным и привело к большому числу небоевых потерь среди самолетов и летчиков люфтваффе.
Реактивный истребитель Мессершмитт 262 – технологический прорыв рейха


Вполне очевидно, что возможность по ускорению создания такого радикального самолета как Ме.262 имела свои пределы, даже не смотря на то, что самолету и его двигателям был придан высочайший приоритет, для успешной реализации проекта было уже слишком поздно. В то же время всесторонняя поддержка создания машины еще на ранних стадиях работ также не могла серьезно повлиять на время его доводки. Самолет, который впервые поднялся в воздух в 1941 году с обычным поршневым двигателем, просто опоздал на эту войну.

Не смотря на это, одно было, безусловно: Ме.262 стал самым первым боевым самолетом с турбореактивным двигателем, который принял участие в боевых действиях, опередив в этом плане британский «Метеор». В независимости от результатов боевого использования Ме.262 навсегда вошел в историю, как самолет, открывший новую страницу в летописи воздушных боев.

Описание конструкции

Самолет Ме.262 представлял из себя свободнонесущий цельнометаллический моноплан, который имел низко расположенное крыло с двумя турбореактивными двигателями (ТРД). Крыло самолета было однолонжеронным и имело предкрылки, расположенные по всей длине. Закрылки были установлены между элероном и центропланной частью крыла. Истребитель имел вертикальное однокилевое оперение и убирающееся шасси с носовой стойкой. Кабина пилота закрывалась прозрачным фонарем, который можно было открыть вправо. Предусматривалась также возможность полной герметизации кабины летчика и возможность установки катапультируемого кресла.
Реактивный истребитель Мессершмитт 262 – технологический прорыв рейха

Самолет мог выдерживать перегрузки на уровне в 7g с максимальной допустимой полетной массой в 5 600 кг. Предельно допустимая скорость в горизонтальном полете составляла 900 км/ч, при пикировании – 1000 км/ч, при полностью выпущенных посадочных закрылках – 300 км/ч.

Фюзеляж истребителя был цельнометаллическим и состоял из 3-х секций, обладал треугольным сечением и имел большое количество закругленных граней. Обшивка его была гладкой. Секции фюзеляжа были представлены носовой, средней и хвостовой с силовым элементом для крепления оперения. В носовой части фюзеляжа монтировался комплект вооружения и боеприпасов. В нижней части находилась ниша, в которую убиралась передняя стойка шасси. В средней секции располагалась кабина пилота, которая обладала бочкообразной формой, а также топливные баки истребителя. Выемка под местом летчика служила для крепления крыла. Хвостовая секция фюзеляжа образовывала вместе с оперением единую конструкцию.

Кресло летчика было небронированным и устанавливалось на задней стенке кабины, оно могло регулироваться только по высоте. За креслом пилота находился аккумулятор. Фонарь кабины включал в себя 3 секции: передняя (козырек кабины) имела бронестекло и была несъемной, среднюю и заднюю секции можно было демонтировать. На козырьке кабины с левой стороны было расположено небольшое откидное оконце. Средняя часть фонаря откидывалась вправо и служила для выхода из кабины летчика. Спереди боеприпасы, летчик и основные приборы были прикрыты бронеплитами.

Шасси самолета было убирающимся и в убранном виде все части шасси надежно прикрывались закрывающимися щитками. Уборка и выпуск шасси производились при помощи гидравлики. Все три колеса самолета обладали тормозной системой. Торможение носового колеса осуществлялось при помощи рычага помпы, который находился в кабине пилота слева от него, торможение основных колес осуществлялось при помощи педали тормоза. Контроль за состоянием шасси можно было осуществлять при помощи 6-и приборов визуальной сигнализации.
Реактивный истребитель Мессершмитт 262 – технологический прорыв рейха

Истребитель оснащался двумя турбореактивных двигателя (ТРД) Jumo 0004В, которые размещались под крылом самолета и крепились к нему в 3-х точках каждый. Управление двигателями было однорычажным и осуществлялось при помощи лишь одного рычага на каждый двигатель. Съемные капоты-обтекатели обеспечивали техникам достаточно хороший доступ к двигателям. С левой стороны мотогондол находилось специальное углубление-ступенька, которая облегчала техническому персонала и летчику подъем на крыло самолета.

Основные топливные баки были расположены перед и за кабиной летчика (емкостью по 900 литров). Дополнительный топливный бак емкостью в 200 литров находился под кабиной летчика. Общий запас топлива составлял 2000 литров. Баки самолета были протектированными. Топливо подавалось к двигателям при помощи пары электропомп, которые устанавливались на каждом из основных баков. Система контроля за запасом топлива была автоматической и срабатывала при нахождении в каждом из баков мене 250 литров топлива.

Основным вооружением самолета были четыре 30-мм автоматических пушки MK-108. Благодаря тому, что пушки были установлены в носовой части рядом друг с другом, они обеспечивали очень плотный и кучный огонь. Пушки были установлены попарно друг над другом. Нижняя пара обладала боезапасом в 100 снарядов на ствол, нижние имели по 80 снарядов. На одной из модификаций истребителя также устанавливалась 50-мм пушка BK-5. Для борьбы с дневными бомбардировщиками могли использоваться неуправляемые ракеты R-4M.
Реактивный истребитель Мессершмитт 262 – технологический прорыв рейха

Недостатки и боевое применение

В ходе боев на всех истребительных модификациях Мессершмитта Me.262 немецкие летчики сбили 150 вражеских самолетов, потеряв при этом около 100 своих машин. Данная безрадостная картина в первую очередь объясняется низким уровнем подготовки основной массы летчиков, а также недостаточной надежностью двигателей Jumo-004 и их достаточно низкой живучестью в боевых условиях, перебоями со снабжением истребительных частей люфтваффе на фоне общего хаоса в терпящем поражение Третьем рейхе. Эффективность же использования машины в качестве бомбардировщика была столь низкой, что об их деятельности в данном статусе не упоминалось даже в сводках боевых действий.

Как и любая принципиально новая, инновационная разработка истребитель Me.262 не был лишен недостатков, который в случае с данным самолетом в основном относились к его двигателям. В качестве наиболее серьезных выявленных недостатков перечисляются следующие:

- существенный разбег при взлете (требовалась бетонированная ВПП с длиной не менее 1,5 км), что делало невозможным применение самолета без использования специальных ускорителей с полевых аэродромов;
- значительный пробег при посадке;
- очень высокие требования к качеству ВПП, которые были связаны с засасыванием предметов в низко расположенные воздухозаборники, а также недостаточной тягой двигателей;
- очень высокая уязвимость машины во время взлёта и посадки;
- затягивание истребителя в штопор при превышении скорости 0,8 Mаха;
- ненадежность двигателей самолета, отказы которых приводили к большому числу небоевых потерь, посадка самолета с одним работающим двигателем часто приводила к гибели машины;
- двигатель был очень уязвимым – во время резкого набора высоты он мог загореться;
- двигатель обладал очень малым моторесурсом – всего 25 летных часов;
- высокие требования, предъявляемые к техническому персоналу, что не было приемлемо для Германии в условиях боевых действий на заключительном этапе войны.
Реактивный истребитель Мессершмитт 262 – технологический прорыв рейха

В целом главные претензии к Me.262 относятся в первую очередь к двигателям. Сам истребитель же получился достаточно удачным, а в случае оснащения более надёжными двигателями, обладающими большей тягой, он мог бы показать себя с существенно лучшей стороны. По своим основным характеристикам он превосходил большинство самолетов своего времени. Скорость более 800 км/ч – на 150-300 км/ч превышала скорость самых быстрых истребителей и бомбардировщиков союзников. Его скороподъемность также находилась вне конкуренции. Кроме этого истребитель мог совершать вертикальный набор высоты, что было недоступно ни для одного из самолетов союзников. В управлении же самолет был значительно легче, чем массовый Мессершмитт 109, хотя и требовал серьезной подготовки летчиков-истребителей.

Тактико-технические характеристики Мессершмитта Me.262 A1-1a

Размеры: размах крыла – 12,5 м, длина - 10,6 м, высота - 3,8 м.
Площадь крыла – 21,8 кв. м.
Масса самолета, кг
- пустого – 3 800
- нормальная взлетная – 6 400
- максимальная взлетная – 7 140
Тип двигателя – два ТРД Junkers Jumo 004B-1 с тягой в 900 кгс каждый
Максимальная скорость на высоте– 855 км/ч
Боевой радиус – 1040 км.

Практический потолок – 11 000 м.
Экипаж – 1 человек
Вооружение пушечное: 4×30-мм пушка MK-108, возможна установка 12 неуправляемых РС R-4M

Использованы источники:
www.airwar.ru/enc/fww2/me262a.html
www.pro-samolet.ru/samolety-germany-ww2/reaktiv/211-me-262?start=7
Материалы свободной интернет-энциклопедии «Википедия».
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 33
  1. Siga 14 июня 2012 08:53
    Грозная машина! Спасибо, отличная статья.
    1. Гражданский 14 июня 2012 11:30
      хорошая статья, годная,
      1. 755962 14 июня 2012 17:30
        Не перестают удивлять "сумеречные немецкие гении".
        755962
  2. Tirpitz 14 июня 2012 09:36
    Машина грозная, но Гитлер сначала хотел использовать его как бомбардировщик ( для чего он не предназначался) от этого и большие потери. Как истребитель - супер. Но наши Ассы збивали их тоже.
    Tirpitz
    1. Vadivak 14 июня 2012 10:11
      Цитата: Tirpitz
      Машина грозная, но Гитлер сначала хотел использовать его как бомбардировщик


      С самого начала работ в 1938 г. конструкторы "Мессершмитта" рассматривали самолет в качестве перехватчика. Первый самолет подготовили для демонстрации 26 ноября 1943 г перед Гитлером и Герингом в Инстербурге.после этой демонстрации Гитлер потребовал не только оснастить Ме 262 бомбами (это было вполне возможно), но и даже превратить его в "блиц-бомбер" - настоящий скоростной бомбардировщик ,есть телеграмма Геринга от 5 декабря 1943 г, в которой отмечались суждения Гитлера о люфтваффе. Там было следующее: "Фюрер высказал особое внимание настоятельной необходимости выпуска реактивных самолетов в варианте истребителя-бомбардировщика. Крайне важно иметь ввиду, чтобы люфтваффе получили необходимое число таких самолетов для начала их использования к весне 1944 гюрер чувствует, что любая задержка является проявлением преступной безответственности. Фюрер потребовал регулярного предоставления докладов о положении дел с Ме 262 и Ar 234."

      Может так оно и было бы и у Гитлера был бы неуязвимый для истребителей бомбер, но вмешался Мильх который заявил что Ме 262 спроектирован в качестве истребителя, а не бомбардировщика, потом пошли доводки и доработки время уходило,

      22 июня 1944 г, Отто Заур (нач. истребительного штаба) говорил своим коллегам: Мы ожидали, что в январе-феврале 1943 г будем иметь достаточное число опытных Ме 262 для завершения испытаний; мы ожидали производства 30-40 самолетов в марте; 60 в мае и дальше 75-80 машин в месяц. Сейчас уже июнь, и мы еще не имеем ни одного самолета [боевого]

      Что касается Гитлера, то когда на встрече с Герингом, Мильхом и Зауром на следующей месяц, тот узнал, что ни один Ме 262 не был поставлен с бомбодержателями, то также пришел в ярость. "Ни один мой приказ не был исполнен!" - кричал Гитлер. Вот вам и немецкая дисциплина
      1. Kars 14 июня 2012 10:14
        Цитата: Vadivak
        Ни один мой приказ не был исполнен!" - кричал Гитлер. Вот вам и немецкая дисциплина

        Я тоже такое читал у Макси.Там он еще прописывал что Ме 262 в бомбардировочном варианте мог бы уничтожать наплывные порты Союзников в Нормандии и полностью сорвать Оверлорд.
        1. Vadivak 14 июня 2012 12:04
          Цитата: Kars
          Ме 262 в бомбардировочном варианте мог бы уничтожать наплывные порты Союзников в Нормандии и полностью сорвать Оверлорд.


          Он и уничтожал и причем успешно

          Осенью 1944 г. проявились качества «Me.262» как высокоэффективного оружия для уничтожения особо важных объектов. Начиная с 26 сентября пилоты «Me.262» 51-й истребительно-бомбардировочной эскадры бомбили захваченный англичанами неповрежденным мост в Нимвегене. В первый день потерян только один самолет, подбитый зенитной артиллерией. Попытки перехвата реактивных бомбардировщиков истребителями, как правило, заканчивались провалом. 30 сентября, около 09.30, патруль из шести «Спитфайров» встретил в тех же окрестностях два «Me.262» с подвешенными бомбами, направлявшихся к мосту. Канадцы немедленно кинулись на немецкие бомбардировщики, которые сразу сбросили свой груз и вышли из-под атаки на полной скорости. Только 13 октября англичанам удалось одержать первую победу над «Me.262». Пилот-офицер Роберт Коул, летавший на «Темпесте», записал на свой счет реактивный «Мессершмитт».

          Истребители и зенитные орудия не могли оказать практически никакого противодействия реактивным бомбардировщикам. «Me.262» действовали поодиночке, выходя днем к цели на высоте 8000 м, и сбрасывали бомбы с пологого пикирования с высоты 6000 м. При такой большой скорости полета и изменении высоты зенитные орудия были бесполезны. Реактивные «Мессершмитты» могли действовать практически безнаказанно, что вызывало ярость противоборствующей стороны. Никакое воздушное прикрытие моста не могло решить эту проблему. Для патрулирования вокруг моста были привлечены новейшие «Спитфайры» «Mk.XIV» и «Темпесты», но и они не достигли сколь-нибудь заметных успехов.

          За ударами по мосту последовало несколько дерзких атак на аэродромы английской авиации. 1 октября 1944 г. группа «Me.262» нанесла удар по аэродрому «Граве» под Нимвегеном. В результате молниеносного удара немцы уничтожили на летном поле пять «Спитфайров», а еще три тяжело повредили. Большие потери были среди пилотов и наземного персонала. Тяжело ранен был командир 80-й эскадрильи Р. Акворт. Все немецкие самолеты благополучно вернулись на базу. На следующий день «Me.262» снова атаковали англичан в «Граве», куда тем временем прибыли 80-я и 274-я эскадрильи «Темпестов» и 130-я и 402-я эскадрильи новейших «Спитфайров» «Mk.XIV». Бомбы реактивных бомбардировщиков устроили настоящее побоище среди наземного персонала и уничтожили по меньшей мере семь «Спитфайров». И снова захваченные врасплох зенитчики не отличились ни реакцией, ни меткостью. Уже в самом начале несколько огневых позиций было подавлено градом смертоносных осколков. Возвращавшихся на базу «Me.262» пытались перехватить пилоты «Темпестов», но уходившие с максимальной скоростью реактивные машины оказались недостижимой целью.

          «Звездным часом» реактивных бомбардировщиков стала операция «Боденплятте» ( «Опорная плита») в новогоднюю ночь 1945 г. «Me.262» из 51-й бомбардировочной эскадры совместно с «Me.109» и «ФВ-190» из 3-й истребительной эскадры нанесли удар по английскому аэродрому в Эндховене, где было уничтожено 50 «Спитфайров» и «Тайфунов». Это был наиболее результативный удар по аэродрому во всей операции «Боденплятте». Фактически реактивные бомбардировщики боролись за господство в воздухе, не сбивая одиночные самолеты союзников, но уничтожая их на аэродромах, — еще один аргумент в пользу постройки «Me.262» в варианте ударного самолета.
          1. Kars 14 июня 2012 12:26
            Вот и еще одна странность тевтонского ..гения..в кавычках.И таких много.
            И это не может не радовать.
    2. апро 14 июня 2012 10:18
      Уважаемый
      Tirpitz несоглашусь с вами имменно в варианте бомбера этот мессер мог повлиять на ход войны обладая выдающимися скоростыми характеристиками он обесценивал количественное превосходство союзников и мог оказывать действенную поддержку вермахту .самолёт которому нехватило времени на доводку
    3. СеняЯ 17 июня 2012 01:39
      А что плохого в бомбардировачном варианте непойму....ме 262 загруженый бомбами неуязвим для перехватчиков противника...спокойно мог отбомбиться по любому аэродрому...уничтожить вражеские самолеты на стоянк и приспокойно удрать....А вот истребитель на мой взгляд был бесполезней...т.к. время боегого контакта с бомбардировщиком противника на скорости 900км\ч была мизерной...нужно было еще прицелиться...
      СеняЯ
  3. KORESH80 14 июня 2012 10:16
    В дальнейшем этот самолет очень помог СССР и еще некотрым странам в плане развития реактивной авиации. Особенно в двигателестроении.
    1. Evrepid 14 июня 2012 19:04
      Не совсем. Двигатели были пульсирующего типа.
      Не надежны и пришлось отказаться. Но как говориться другая история.
      1. NikifoR 16 июня 2012 04:28
        Пульсирующие двигатели стояли на ФАУ-1, но не у Ме.262
        NikifoR
        1. Evrepid 18 июня 2012 14:09
          Точно!... Что то я перепутал... Бывает :)
          На Фау. Вернер фон Браун ставил
  4. snek 14 июня 2012 11:23
    Сталскивался с информацией, что по эффективности он превосходил bf-109 в поздних модификациях где-то на 40-50 процентов, в то время как количество человеко-часов на его создание и обслуживание было в разы больше. В техническом и научном плане машина безусловно является триумфом немецкой мысли, однако думать, что она как-то могла бы повлиять на ход войны оснований нет.
    snek
    1. Vadivak 14 июня 2012 17:16
      Цитата: snek
      по эффективности он превосходил bf-109


      Вот интересное письмо

      Главнокомандование люфтваффе

      Инспектор истребительной авиации

      Берлин, 25 мая 1943

      Дорогой рейхсмаршал.

      В прошедшую субботу совершил в Аугсбурге в присутствии нескольких представителей RLM испытательный полет на «Me.262». В отношении этой машины могу утверждать следующее:

      Самолет является громадным шагом вперед, гарантирующим нам превосходство в воздушной войне, пока противник будет использовать машины с поршневыми моторами.

      С точки зрения пилота летные характеристики самолета производят очень хорошее впечатление.

      Двигатели работают хорошо, за исключением фазы взлета и посадки.

      Самолет ставит перед нами новые требования, если говорить о тактике его применения.

      Обращаюсь с просьбой рассмотреть нижеследующую проблему:

      Истребитель «Fw 190 D» постоянно улучшается и в дальнейшем будет сравним с «Me.209» по большинству параметров. Оба самолета, однако, не будут в состоянии настичь неприятельские бомбардировщики на больших высотах.

      Необходимая эффективность может быть обеспечена только тогда, когда в области вооружения и скорости наших самолетов будет достигнут значительный прогресс.

      Окончательно предлагаю:

      а) прекратить работы над «Me.209»;

      б) сконцентрироваться на усовершенствовании «Fw 190» с моторами «BMW801», «Jumo 213» и «DB 603»;

      в) освобожденные производственные мощности сконцентрировать на «Me.262».

      По возвращении представлю отчет лично.

      (подписано) Адольф Галланд

      Доклад этот, базируясь на котором А. Галланд в дальнейшем усиленно продвигал «Me.262» в качестве реактивного истребителя, представляется весьма интересным документом. Это субъективные ощущения пилота-истребителя, причем от весьма поверхностного знакомства с новым самолетом. В тот же день проходили испытания нового четырехмоторного самолета ( «Me.264»), и первоначально Галланд попросил одного из пилотов сопровождать его на «Me.109». Однако и план учебной атаки тяжелого бомбардировщика, и учебный бой с истребителем были забыты. Впечатления были составлены в ходе простого ознакомительного полета. Если бы Галланду пришлось вести хотя бы учебный воздушный бой, он бы столкнулся с тем же явлением, что и в пробном пуске двигателя. Резкие движения рукояткой управления двигателем, столь привычные для летчиков-истребителей, вызывали пожар двигателя.

      Цитата: snek
      однако думать, что она как-то могла бы повлиять на ход войны оснований нет.

      Это да и еще Цитата
      Вся полнота власти, сосредоточенная в руках Гитлера, не означала его способности поднять все брошенные ему перчатки неповиновения. Он рассчитывал поднять только те, появление которых он предполагал заранее. Откровенного массового саботажа его вполне разумных предначертаний в отношении «Me.262» Гитлер просто не ожидал. В результате того, что асы-истребители тащили одеяло «Me.262» на себя, этот революционный по своим возможностям самолет не сыграл заметной роли ни в воздушной войне, ни в сражениях на земле.
  5. USNik 14 июня 2012 12:03
    Хотелось-бы видеть в статье имена наших и союзных асов сбивавших ме262, кажется первым сбил этот вундерджет Кожедуб на Ла-7, а потом еще Кузнецов на Яке приложил реактивного первенца.
    USNik
    1. TRex 14 июня 2012 13:56
      Не помню дословно, но в своих воспоминаниях Кожедуб писал, что ему удалось сбить 262-го двигаясь на догонном курсе, развив максимальную скорость своего Лавочкина, когда пилот Мессера начал вираж, не видя Ваню на хвосте... В результате получил очередь из трех 20-мм пушек.

      А движки ЮМО стояли на наших реактивных "первенцах": Як-15 и МиГ-9.
  6. 8 рота 14 июня 2012 13:40
    Наши смогли реактивные ускорители для поршневых самолетов изготовить в войну в Казанской "шарашке" - Глушко с Королевым, а реактивные самолеты подняли в воздух в 1946 - Як-15 и Миг-9. С немецкими двигателями.
    8 рота
    1. Инсургент 14 июня 2012 19:31
      Хорошо что фрицы в 41 году их клепать неначяли а то недостать бы их
      Инсургент
  7. raptorr 14 июня 2012 14:17
    Если бы Германия продержалась еще бы годик -технологический прорыв успел бы дать результат. И результат войны и облик мира был бы другим. Банально не хватило времени. Селяви.
    raptorr
    1. TRex 14 июня 2012 14:29
      Через годик по-немецки некому бы было разговаривать, не то что пользоваться результатами "технологического прорыва".
      1. Vadivak 14 июня 2012 16:47
        Цитата: TRex
        Через годик по-немецки некому бы было разговаривать


        Это точно, "мясник Харрис" выбомбил бы даже леса, не то что города, даже такие чудеса как зенитные башни не помогли бы
    2. Инсургент 15 июня 2012 14:59
      Им надо использовать их как истребители а не истребители бомбардеровщики
      Инсургент
  8. SerGL 14 июня 2012 15:02
    Одна из проблем двигателя Юмо004 - лопатки компрессора. Точнее сплав, из которого они были сделаны. Не смогли немецкие металлурги подобрать достаточно жаропрочный состав, и лопатки "плыли", теряли геометрию со всеми вытекающими.
    SerGL
    1. olosors 23 октября 2014 15:55
      в 1945 году уже не было в достаточном количестве нужных метало , следовательно использовали что было.
      olosors
  9. dracosha-andrew 14 июня 2012 15:41
    А вот кто мне пояснит, что это по "носу" на фюзеляже?
    Это моё фото из немецкого музея -- http://fotki.yandex.ru/users/dracosha-andrew/view/337841?page=2
    Были варианты с 5-ю пушками?
    dracosha-andrew
    1. Vadivak 14 июня 2012 17:09
      Цитата: dracosha-andrew
      Были варианты с 5-ю пушками


      Знаю что на "Штурмфоели" и "Швальбе" четыре MK 108 -30мм ставили единственное попадание в фюзеляж «Б-17» 30-мм снаряда пушки «МК-108» с передней полусферы гарантировало дальнейший полет бомбардировщика по спирали, ведущей к земле. С задней полусферы нужно было добиться фатальных повреждений планера самолета (не меньше трех попаданий 30-мм снарядов) или вывести из строя не менее чем два двигателя. На высокой скорости полета «Me.262» наличие четырех пушек «МК-108» не обещало гарантированного результата самоубийственной атаки сквозь трассы пуль стрелков. Дело в том, что пушки «МК-108» были довольно своеобразным оружием. Конструктивно они представляли собой авиационный «ППШ»: штампованная затворная коробка, автоматика действовала на принципе отдачи свободного затвора. Но за простоту конструкции приходилось платить тактическими характеристиками оружия. Свободный затвор ограничивал начальную скорость 330-граммового снаряда «МК-108» до 540 м/с. Низким также был темп стрельбы пушки — 600 выстрелов в минуту. Для сравнения, 20-мм снаряд немецкой авиационной пушки «MG-150» покидал ствол со скоростью 805 м/с, а скорострельность орудия составляла до 900 выстрелов в минуту. Низкая начальная скорость снаряда «МК-108» приводила к большому рассеиванию очереди, и эффективной дальностью стрельбы была дистанция 150–200 метров, то есть практически в упор.

      11 сентября 1944 г. пилоты из испытательной команды 262 в первый раз атаковали тяжелые бомбардировщики. Они перехватили возвращающееся после рейда соединение «В-17» из 100-й бомбардировочной группы, эскортируемое «Мустангами» из 339-й истребительной группы. Фактически реактивные истребители атаковали уже побитую над целью группу. Бомбардировщики уже понесли тяжелые потери в результате атак «Me.109» и «ФВ-190». Несмотря на это, «Me.262» не сбили ни одной «Летающей крепости», только одному пилоту реактивных истребителей — Гельмуту Баудаху — удалось сбить «Мустанг» сил эскорта. На следующий день американцы проводили массированные налеты на различные цели в Южной Германии. Свыше 900 бомбардировщиков нанесли удары по нефтеперерабатывающим и авиационным заводам. В ходе противоборства силы ПВО Германии уничтожили 31 «В-17» и «В-24». Большую часть этих самолетов сбили поршневые истребители «Me.109» и «ФВ-190». Только три машины стали жертвами «Me.262» — капитан Георг-Петер Эдер из испытательной команды 262 сбил две «Летающие крепости» достоверно и одну — вероятно.

      17 марта на перехват «В-17», атаковавших Руланд, Болен и Коттбус, взлетело несколько «Me.262» из III группы. Унтер-офицер Костер сбил две «крепости», а обер-лейтенант Вегманн и обер-фельдфебель Гобель — по одной. Одна из самых грандиозных воздушных битв разыгралась 18 марта над Берлином, когда три соединения бомбардировщиков 8-й воздушной армии (1221 бомбардировщик в сопровождении 632 истребителей) были атакованы большой группой истребителей из различных частей «Защиты рейха». Среди них находились не менее 37 истребителей «Me.262» (в основном из III группы 7-й истребительной эскадры), из которых собственно в бой вступили 28 машин. В этот день впервые в широком масштабе были использованы ракеты «R-4M». Летчиками немецких реактивных истребителей было заявлено об уничтожении 12 бомбардировщиков и 1 истребителя. Командир эскадры «Новотны» майор Вейсенбергер сбил три «Летающие крепости». По два сбитых «Б-17» записали на свой счет обер-лейтенант Вегманн, лейтенант Шнорер, фенрик Эриг и обер-фенрик Ульрих. Обер-лейтенант Шалль сбил «Мустанг», а обер-лейтенант Зеелер, лейтенанты Редмахер и Штурм — по одной «Летающей крепости». Реальные потери американцев составили 8 тяжелых бомбардировщиков. В ходе этого боя был сбит и покинул свой самолет с парашютом обер-лейтенант Вегманн. Кроме его машины, эскадра потеряла еще пять других, а также двух пилотов — обер-лейтенантов Карла-Гейнца Зеелера, ставшего жертвой стрелка одного из бомбардировщиков, и Ганса Вальдманна, который столкнулся со своим ведомым. На следующий день, 19 марта, 45 «Me.262» из III группы 7-й истребительной эскадры в районе Хемница перехватили соединение «В-17». В контакт с противником выступили 28 реактивных истребителей. Снова были применены ракеты, и жертвами немцев стали шесть американских тяжелых бомбардировщиков. За этот результат пришлось заплатить потерей двух машин с пилотами. На базу не вернулись обер-фельдфебель Гейнц Матушка и лейтенант Гарри Мейер, которые были сбиты «Мустангами». Налеты следовали один за другим, 20 марта состоялся налет на Гамбург. Навстречу бомбардировщикам отправились 29 реактивных истребителей III группы 7-й эскадры. Из них 25 «Me.262» вступили в контакт с противником. На этот раз пилотам реактивов удалось уничтожить девять «Летающих крепостей», в основном ракетами «R-4M». Соотношение 10:2 между сбитыми тяжелыми бомбардировщиками и своими потерями. Погибли обер-ефрейтор Гелькер и обер-фельдфебель Ген, сбитые «Мустангами» прикрытия. В течение 21–31 марта эскадра «Новотны» беспрерывно сражалась с союзными бомбардировщиками. За десять дней было сбито 92 самолета при потере 26 истребителей и 14 пилотов. Динамика сбитых и качественный состав жертв реактивных истребителей выглядят следующим образом:

      21 марта - сбито 16 американских самолетов (тринадцать «В-17» «Летающая крепость», один «В-24» «Либерейтор», один «Р-47» «Тандерболт» и один «Р-51» «Мустанг»). Один из немецких пилотов претендовал на три самолета из этого списка, еще один — на два, остальные заявили об одном сбитом. Реальные потери американцев, по послевоенным данным, — пять тяжелых бомбардировщиков.

      22 марта - сбито 15 американских самолетов (тринадцать «В-17» и два «Р-51»). Все победы были одиночными, то есть каждый пилот претендовал на один сбитый за день самолет союзников.

      23 марта - сбиты три «Б-24», две победы майора Эрлера и одна победа обер-фельдфебеля Рейнгольда.

      24 марта - сбито 14 самолетов союзников (десять «В-17», два «Р-51», один «Р-38» и один «Темпест»). Была только одна парная победа, остальные немецкие пилоты претендовали на один сбитый.

      25–27 марта - сбито 10 самолетов союзников (семь «В-24», два «Р-51» и один «Ланкастер»). Все победы одиночные.

      28–30 марта - сбито 11 самолетов союзников (пять «В-17», пять «Р-51» и один «Москито»). Стеле, Рудорфер и Шнорер претендовали на парные победы, остальные сбили по одному самолету союзников.

      Как мы видим, в среднем сбивалось порядка 10 тяжелых бомбардировщиков и 2–3 истребителя сопровождения. Это, прямо скажем, немного. В ходе отражения налета на Берлин 6 марта 1944 г. ПВО рейха было сбито 69 четырехмоторных бомбардировщиков и 11 истребителей. Сбиты они были обычными поршневыми «Me.109» и «ФВ-190».
      1. dracosha-andrew 14 июня 2012 17:23
        Про эффективность "Стрижа" против Б-17 я знаю.
        Но всё-таки, что у него по носу могло бы быть?
        Вот другое фото http://fotki.yandex.ru/users/dracosha-andrew/view/338023?page=11
        Экспериментальный вариант?
        Кстати, над "Стрижём" висит Ме-190. Уродец с лыжей.
        dracosha-andrew
        1. 755962 14 июня 2012 21:31
          Цитата: dracosha-andrew
          Но всё-таки, что у него по носу могло бы быть?

          Приёмник воздушного давления.
          755962
    2. Evrepid 14 июня 2012 19:10
      Не буду утверждать на 100 процентов, но может это датчик воздушной скорости? what
  10. Vadivak 14 июня 2012 17:14
    Основным вооружением серийных Me.262 были две или четыре 30-мм авиапушки MK 108. Так как пушки устанавливались рядом в носовой части самолета, они обеспечивали кучный и плотный огонь. Пушки устанавливались попарно, одна пара над другой. Нижняя пара имела боезапас в 100 патронов на ствол, верхняя — 80. В одной из модификаций устанавливалась 50-мм авиапушка BK 5. Для борьбы с дневными бомбардировщиками на одной из модификаций устанавливались 24 неуправляемые ракеты R4M.

    Стандартным прицелом для серийных самолетов был Revi-16B, который впоследствии был заменен на EZ.42 производства «Асканиа Верке».

    Me.262 были оснащены радиостанцией FuG.16zy, стандартной для немецких самолётов того времени, а также ответчиком «свой-чужой» FuG.25a. Кроме того, на Me.262 планировалось использовать комплекс радионавигации, состоящий из FuG.120K, FuG.125 и FuBL.3, но его получили только некоторые экземпляры. Командирские самолёты имели приёмник системы боевого оповещения FuG.29. Самолёт оснащался автопилотом Siemens K 22
    1. dracosha-andrew 14 июня 2012 17:24
      А понял, 50 мм пушка. Не сразу прочитал. Спасибо!
      dracosha-andrew
  11. Vito 14 июня 2012 17:27
    НЕ питаю никаких симпатий к фашистам , но все таки надо признать высокотехнологичность ВЕРМАХТА , не позволил им господь и красная армия ядерную бомбу до конца довести!
    Vito
  12. 13017 14 июня 2012 18:50
    и все-таки Кожедуб его завалил
    13017
  13. Чёрный Полковник 14 июня 2012 19:20
    Года три назад смотрел по телеку передачу, где встретились воздушные асы Британии и Люфтваффе. Британский ветеран рассказывал, как при сопровождении бомберов отражали атаку Ме-262 и одного он подбил. Как оказалось, один из ветеранов Люфтваффе, присутствовавший на этой встрече, был именно тем лётчиком-истребителем, которого подбил англичанин. Такая вот история. А встреча ветеранов 2-й Мировой была посвящена борьбе за мир без войны... А что касается Ме-262, да и всех немецких реактивов, то это было для авиации как изобретение человечеством колеса. +
    1. mind1954 15 июня 2012 05:26
      А что разве в Англии, в это время, ничего реактивного не летало ???
      mind1954
  14. Boz Qurd 14 июня 2012 19:24
    представляю что бы было, если немцы начали бы войну не в 1939, а в 1949.
    Boz Qurd
  15. svetlana4821 15 июня 2012 03:14
    Я просто шокирована! Только что ввела свои данные (имья, фамилию и дату рождения) здесь [ http://tinyurl.com/sngsearch ] и мне выбило мой род занятий, увлечения, место жительства, контакты. Думала просто совпадение, но потом проверила на друзьях, та же фигня!!! Как это возможно?
    svetlana4821
  16. Akela 15 июня 2012 11:55
    В Англии доводили до ума Глостер Метеор, но он даже повоевать не успел. Мы пытались научить летать Би-1, Концепция применения таже что и у Ме-163, насколько я понял. Опять же даже если б его довели то в условиях быстрого наступления Красной армии абсолютно неуместное оружие(возможно как средство ПВО под Москвой в 41году но не потом). Так что нецы были впереди планеты всей. По поводу затягвания в штопор - насколько я помню там была проблема не в штопоре а в пикировании без возможности вывести в машину в горизонтальный полет. После войны Сухой создал истребитель с подобной компоновкой. Точно не помню но отличия были в сечении фюзеляжа и крыла - у ме262 сечение фюзеляжа треугольное, а у Сухого - овал. И помоему как раз треугольное сечение фюзеляжа было потом признано неудачным. Но честно скажу точно не помню - потому как это все я читал в журнале КР еще в 90-е годы))
    Akela
    1. Cap.Morgan 22 февраля 2016 18:29
      Разве Глостер не использовали для охоты за ФАУ-1?
  17. Краско 16 июня 2012 17:29
    Би - 1 и Ме - 163 были с двигателей жидкостного типа, Ме - 262 был с турбо - реактивны. Что касается Англии, у них разработки турбо - реактивного двигателя началис еше 30 - тых, однако так и не запустили серию..думаю до конце 44 - го ...или 45 - го. 262 был и быстрее и по лудше воруженным чем Глостер. smile
    Краско
  18. профессор 20 июня 2012 12:10
    Из личного архива:










  19. ShturmKGB 21 июня 2012 16:05
    Хороший самолет, хрошая статья, хорошие фото!
  20. Lesorub 15 октября 2012 11:44
    Революционная машина получилась ! Как хорошо, что волюнтаризм Гитлера не всегда вовремя позволял довести передовые образцы вооружения до ума .... СТАТЬЯ - полезная .
    Lesorub

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня