Восстание на броненосце «Потёмкин»

14 июня 1905 года на новейшем корабле русского Императорского флота эскадренном броненосце «Князь Потёмкин - Таврический» вспыхнул мятеж.

Всероссийское вооруженное восстание, которое готовила РСДРП, должно было начаться осенью 1905 года. Готовились к нему под руководством большевиков и матросы Черноморского флота. Однако на броненосце «Потёмкин» стихийный бунт начался намного раньше.

Восстание на броненосце «Потёмкин»



Броненосец находился на рейде, команда проводила опробование орудий и занималась обеспечением стрельб. Поводом к восстанию послужил роковой инцидент. 14 июня матросы броненосца отказались от обеда, возмутившись по поводу испорченного мяса. Командование корабля попыталось пресечь бунт на корню, но матросы быстро разоружили офицеров. Во время вспыхнувшей перестрелки были убиты несколько человек из командования броненосца, в том числе командир корабля. Остальных офицеров взяли в заложники.

Руководство восставшими матросами взял на себя большевик Г. Н. Вакуленчук. Но во время стрельбы его смертельно ранили, и во главе революционного восстания встал другой член РСДРП А. Н. Матюшенко.

После захвата броненосца матросы выбрали своих командиров, судовую комиссию, определили правила охраны оружия, корабля и арестованных. Команда миноносца № 267 тоже подняла революционный красный флаг восстания.

Восстание на броненосце «Потёмкин»
1905. Константа


Император справедливо счёл восстание на «Потёмкине» очень опасным сигналом. Командующий Черноморской флотилией вице-адмирал Чухнин получил приказ немедленно подавить восстание любыми методами, вплоть до затопления броненосца вместе с командой, нарушившей священную воинскую присягу.

17 июня эскадра, состоящая из броненосцев «Георгий Победоносец», «Три Святителя», «Двенадцать Апостолов» и минного крейсера «Казарский», вышла в море на усмирение восставших. Однако первая встреча революционного корабля с правительственными судами окончилась неожиданной победой «Потёмкина». Утром 18 июня мятежный броненосец стоял на внешнем рейде Одессы. К нему приблизилась эскадра, состоящая из 11 судов: шести миноносцев и пяти броненосцев. Командовал ею старший флагман вице-адмирал Кригер. Восставшие, выйдя в море навстречу правительственным кораблям, не планировали открывать огонь первыми. Моряки считали, что экипажи этих кораблей решат присоединиться к восстанию. Дерзкие потёмкинцы отказались идти на переговоры с командующим флотом и пошли на таран «Ростислава» - флагманского корабля Кригера. В последний момент восставшие изменили курс и прошли между «Ростиславом» и броненосцем контр-адмирала Вишневецкого «Три Святителя», прорезая строй эскадры и держа корабли адмиралов под прицелами своих орудий. А команды эскадры отказывались стрелять в мятежников и приветствовали команду «Потёмкина» криками «Ура!», невзирая на запреты командиров.

Восстание на броненосце «Потёмкин»
Воззвание команд броненосца «Потемкин» и миноносца № 267 - «Ко всему цивилизованному миру»


Почувствовав настроение экипажей кораблей, Кригер на большой скорости повел эскадру в открытое море. Однако броненосец «Георгий Победоносец» не последовал за адмиральскими кораблями: его команда переговорила с потёмкинцами и поддержала их, посадив под арест своих офицеров. Но позднее среди восставших на «Победоносце» произошел раскол, и он сдался властям.

После этой встречи с командованием флота «Потёмкин» вернулся в Одессу, но не смог получить там воду и провизию. Команда решила идти в Румынию. Броненосец и сопровождавший его миноносец № 267 пришли в Констанцу 19 июня, но местные власти также не дали мятежникам ни топлива, ни продовольствия и воды. Перед выходом из румынских вод в Феодосию матросы – революционеры опубликовали в газетах воззвания под заголовками «Ко всему цивилизованному миру» и «Ко всем европейским державам». В них они попытались объяснить причины и цели своего бунта.

Положение на броненосце стало критическим. Котлы приходилось питать забортной водой, которая их разрушала. «Потёмкин» пришёл в Феодосию ранним утром 22 июня, но мятежников уже ждали жандармы и регулярные войска. Бунтовщики решили вернуться в Румынию.

Восстание на броненосце «Потёмкин»
Арестованные матросы - участники восстания на броненосце "Потёмкин"


Прибыв в Констанцу 24 июня, бунтовщики сочли за честь сдать свой корабль румынским властям. Назавтра они спустили красный флаг и сошли на берег как политэмигранты.

Корабли Черноморского флота прибыли на румынский берег 26 июня, чтобы на следующий день вернуть России с согласия румын эскадренный броненосец «Князь Потемкин - Таврический».

После октябрьского переворота «Потемкин» стал называться «Борец за свободу». Мятежный корабль ждала незавидная участь. В 1918 году он был захвачен войсками кайзера, чуть позже перешел в армию генерала Деникина. Когда же красная армия готовилась штурмовать Крым, корабль, ставший первый символом русской смуты, взорвали покидавшие Севастополь англо-французские интервенты.

Восстание на броненосце «Потёмкин»
Участники восстания на броненосце "Потемкин", учебном корабле "Прут" и броненосце "Георгий Победоносец". Слева направо: И.А. Лычев, И.П. Шестидесятый, М.П. Панфилов, А.И. Лебедь, А.Ф. Царев (1955, Севастополь)
Автор: Вениамин Ключ


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36
  1. Prometey 14 июня 2012 09:16
    Эх, не такая судьба должна была быть у этого красивого корабля. Если бы корабли ЧФ присоединились к эскадре Рождественского, Япония никогда бы не стала военно-морской державой.
    1. стройбат 14 июня 2012 09:44
      ЧФ не мог присоединится к Тихоокеанской эскадре - турки по науськиванию наглосаков не пропустили через Босфор, потому пришлось срочно заказывать Аврору и Варяг в США но кофебои отказались ставить башни на орудия главного калибра.
      Япония стала морской державой за ДВА года перед Цусимой - Англия бесплатно построила им всю цисимскую эскадру.
      Кроме того Автору Вене Ключу тоже даю шалабан по лбу - он "забыл" напомнить что английская королева жаловала всей потешной команде своё подданство. Что за неповиновение в английском флоте вешали на рее.
      стройбат
      1. Prometey 14 июня 2012 11:29
        Так вроде бы "Варяг" до войны еще построили what Только не понятно, как наши могли принять в свой флот такое "корыто" - с открытой артиллерией и дефектами в системе рулевого управления.
        Цитата: стройбат
        Япония стала морской державой за ДВА года перед Цусимой - Англия бесплатно построила им всю цисимскую эскадру.

        Англы никогда никому ничего бесплатно не делали - у них всегда были свои интересы. А самураи вылезли в разряд первоклассных держав после Цусимы, которая должна была быть нашей победой angry
        1. pilot-mk 14 июня 2012 18:06
          Тогдашняя Англия так же как и теперешняя США не любят воевать своими руками Русско-Японская война организована англичанами революция 1905 г то же их рук дело например из за революционного саботажа 2 тихоакеанская эскадра не успела прибыть на дальний восток до падения Порт-Артура. Кстати эта война закончилась тем что Япония первая предложила мирные переговоры, а дальше дело рук (тогдашнего либераста) Витте.
          pilot-mk
          1. Pancho 15 июня 2012 21:04
            Сдаётся мне,что Витте такое прозвище не заслужил.
        2. SWEET_SIXTEEN 14 июня 2012 22:53
          Цитата: Prometey
          как наши могли принять в свой флот такое "корыто" - с открытой артиллерией


          Это называется "бронепалубный крейсер", обычное явление тех лет smile
          1. Rainger 15 июня 2012 05:46
            А он наверное даже схему немецкого "Бреслау" не видел...
            Rainger
          2. 77bor1973 15 июня 2012 07:04
            На ТОФ его, "Варяг", не иначе как "прогулочная яхта" и не называли! Боевая ценность, минимальная!
            77bor1973
    2. pistons 14 июня 2012 11:57
      Интересный подход.. А разве Япония уже не была военно морской державой?
      А самое интересное причем здесь Рождественский и 2-я Тихоокеанская эскадра? Вы на срок введения в строй броненосца гляньте(а заодно на дату восстания) и соотнесите с началом Цусимской битвой. а еще лучше с датой выхода 2-й Тихоокеанской эскадры в поход.
    3. borisst64 14 июня 2012 12:43
      Цитата: Prometey
      эскадре Рождественского


      Отмечу частую ошибку - фамилия адмирала Рожественский.
      borisst64
      1. 755962 14 июня 2012 22:12
        А вот это,что то новенькое.Броненосец "Потемкин" - корабль украинской, а не русской революции, заявило минобороны Украины
        Броненосец "Потемкин" - это корабль украинской революции, а не русской, а Черноморский флот России состоял в основном из украинцев. С такими утверждениями выступил вестник украинского министерства обороны "Войско Украины", сообщает "Росбалт".

        "Борт восставшего в июне 1905 года "Потемкина", - говорится в статье, - который под малиновым казачьим флагом одиннадцать суток был островом свободы, плавучей казачьей республикой, свободной от русского царизма, можно полностью назвать кораблем украинской революции на Черном море и предтечей общеукраинской революции 1917-1918 годов. Ведь восстание было наиболее ярким проявлением народного гнева на Черноморском флоте, который в то время был преимущественно украинским".
        Ранее директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов уже заявлял, что авторы украинских учебников по истории фальсифицируют факты: по его мнению, нынешняя украинская история строится на откровенных искажениях и фальсификациях, а не просто на умолчании фактов, как это было в советское время, отмечает "Росбалт". "Это вызывает тревогу, поскольку в учебных пособиях, которые утверждаются министерством образования, тот же князь Олег демонстрируется как украинский князь, хотя Украины тогда не было, а Юрий Долгорукий - как злодей-ь, русский князь, который захватил Киев", - привел пример Корнилов. http://newsru.com/world/07jul2009/potemkin.html И как Вам ЭТО???
        755962
        1. тюменец 15 июня 2012 21:19
          То есть они сами, добровольно, берут на себя ответственность за те 70 лет? )
          тюменец
  2. Йошкин Кот 14 июня 2012 10:13
    н-дя, как называется подобная деятельность, когда идет война? так, что у власова, были хорошие учителя марксизма
    а проблемы с мясом были на всех флотах, тогда только-только стали появляться холодильники, так, что подобное не было чем-то исключительным
    Йошкин Кот
    1. Rainger 14 июня 2012 10:58
      Кстати самое смешное - проблемы с мясом это уже послереволюционный миф... Там специально большевисткая ячейка все спровоцировала...
      Rainger
      1. borisst64 14 июня 2012 12:49
        Провоцируют провокацией, тогда уж расскажите в чем она заключалась. Экипаж боевых кораблей набирался из самых грамотных и способных людей, а относились к ним как ко всем. И если крестьянин терпел зуботычину от помещика, то матрос, управляющий механизмом способным снести маленький город, считал это вопиющей несправедливостью!
        borisst64
        1. Rainger 15 июня 2012 05:22
          Ну если вы не в курсе то РСДРП(б) и Эсэры были крайне заинтересованны в разжигании революционной ситуации в армии и на флоте... А цель одна поражение России в РЯВ. А на счет жестокого обращения приведите пожалуста факты сначала со ссылкой на источники а потом мы их разберем...
          Rainger
      2. mind1954 15 июня 2012 05:46
        С этого места по-подробней, пожалуйста ?!
        Т.е. РСДРП и ЭСЕРЫ планировали восстание позже,
        а большевики устроили раньше, подкинув тухлое мясо,
        или они холодильник сломали ... ???!!! А зачем ???
        mind1954
        1. Rainger 25 июня 2012 08:43
          Факт использования в пищу несвежего мяса на "Потемкине" недоказан - корабль вернулся из похода, капитан распорядился закупить в Одессе свежего мяса... А уж что там "революционеры" наговорили своим сослуживцам из-за чего на корабле разгорелся бунт я точно не знаю...
          Rainger
  3. vostok 14 июня 2012 11:10
    Эх, и любят же у нас бунты устраивать!
    vostok
  4. morehod73 14 июня 2012 11:31
    Извечная проблема-когда низы не хотят...., а верхи не могут.....
  5. гимназист 14 июня 2012 11:44
    Период русско-японской войны 1905г. отмечен двумя событиями, связанными с боевыми кораблями: крейсером "Варяг" и броненосец "Потемкин". Один - пример мужества, верности присяге, а другий - измене присяге ивоему воинскому долгу. несвежие продукты - это не повод нарушить присягу,убить офицеров, захватить корабль. Я помню, в период прохождения срочной службы в СА нас тоже кормили не деликатесами, особенно было такое блюдо "рыба под маринадом". будучи в наряде я видел в бочре эту селедку, отделяюшуюся от костей, с соответтвующим запахом. Но мы это воспринимали как тяготы и лишения воинской службы (как сказано в присяге). никто за это оружейные комнаты не взламывал и офицеров не убивал.
    гимназист
    1. pistons 14 июня 2012 12:23
      Ух как эмоционально ..А сдача японцам 4-х броненосцев вместе с командующим это конечно героический поступок. ?
      1. borisst64 14 июня 2012 12:51
        Читай Новикова-Прибоя, и если ты не посчитаешь Цусимский бой геройством, то явно под другим флагом родился.
        borisst64
        1. pistons 14 июня 2012 12:54
          Я задал конкретный вопрос . сдача японцам 4-х броненосцев вместе с командующим это героический поступок. ?
          Новикова- Прибоя я читал.
        2. Tirpitz 14 июня 2012 13:00
          Тоже читал "Цусиму", про бездарную организацию похода та очень хорошо написано. Но моряки - герои.
          Tirpitz
          1. Prometey 14 июня 2012 13:13
            Цитата: Tirpitz
            про бездарную организацию похода та очень хорошо написано.

            Книга Новикова при всем ее содержании не может претендовать на точный документальный источник. Она несла конкретную идеологическую задачу - обвинить "царизм" в поражении. Поэтому автор притягивал за уши часть фактов.
            А говоря про "бездарную организацию" похода - у Вас есть с чем конкретно сравнивать? (Плавание Магеллана ни в счет - масштаб не тот). Насколько известно это беспрецедентный случай в истории, когда такая большая эскадра прошла через 3 океана, не потеряв ни одного корабля, ни имея фактически ни одной своей базы по ходу следования.
            1. Tirpitz 14 июня 2012 13:17
              А итог какой? Вы идете на работу чтобы принести в семью деньги, если вы будете блестящим сотрудником и прекрасно делать свое дело а вместо зарплаты пренесете домой грамоту, как вас жена оценит?.
              Tirpitz
              1. Prometey 14 июня 2012 13:59
                Tirpitz
                Так в чем бездарность организации-то похода?
      2. Tirpitz 14 июня 2012 13:01
        самые современные броненосцы к этому моменту уже лежали на дне.
        Tirpitz
        1. pistons 14 июня 2012 13:05
          Лежали . А то что сданные корабли потом ходили под Японским флагом и даже против России повоевать успели .осадок в душе не оставляет?
          1. Tirpitz 14 июня 2012 13:09
            Задним числом все герои, но Вы и я там небыли и не переживали весь тот ужас беспомощности от избиения эскадры.
            Tirpitz
            1. Prometey 14 июня 2012 14:49
              Цитата: Tirpitz
              Задним числом все герои, но Вы и я там небыли и не переживали весь тот ужас беспомощности от избиения эскадры.

              Причем здесь геройство? Никакого избиения не было, не следует судить о бое по одной лишь художественной книге. Есть новые более объективные исследования по анализу причин поражения русского флота. Японские корабли там горели не меньше русских. Но тема не об этом.
    2. 77bor1973 15 июня 2012 07:20
      Насчёт боя в Чемульпо тут "вилами по воде"! Команда "Варяга", когда ехала домой,готовилась сесть в острог а тут раз и оркестр с цветами, герои! Хотя бы место поглубже выбрали !
      77bor1973
      1. Rainger 25 июня 2012 08:50
        А вы глубины порта Чемульпо видели? Если найдете покажите на карте... Да и еще там иностранные стационеры еще стояли они Рудневу много крови попортили...
        Rainger
  6. 8 рота 14 июня 2012 13:46
    Интересно, как члены РСДРП матросов агитировали? Что обещали-то? Наверное, землю крестьянам, фабрики рабочим, а матросам... воду?
    8 рота
    1. гимназист 14 июня 2012 15:46
      Цитата: 8 рота
      Интересно, как члены РСДРП матросов агитировали? Что обещали-то? Наверное, землю крестьянам, фабрики рабочим, а матросам... воду?


      Наверно, обещали ....."огненной воды" сколько влезет.
      гимназист
  7. Lazer 14 июня 2012 13:49
    Цусима, это тот момент, когда шапками закидать не удалось.
  8. Tirpitz 14 июня 2012 13:55
    Цитата: стройбат
    ЧФ не мог присоединится к Тихоокеанской эскадре - турки по науськиванию наглосаков не пропустили через Босфор,

    Тем самым они спасли ЧФ от уничтожения возле Цусимы.
    Tirpitz
  9. 8 рота 14 июня 2012 14:47
    По Цусиме, насколько мне известно, чисто командующий виноват. Пошел в японскую дугу двумя колоннами, японцы всей эскадрой расстреливали головные корабли один за другим и все - капец. Так что "реакционное самодержавие" здесь ни при чем. Был бы Макаров, например, он бы японцам устроил Цусиму наоборот, однозначно. Потом бы до Токио прошелся, пару залпов по городу и император запросил бы мира на российских условиях.
    8 рота
    1. ivagulin 19 июня 2012 12:34
      не всё так однозначно, не забывай, что у японцев была шимоза, а наши снаряды даже при попадании не всегда взрывались
      ivagulin
  10. Tirpitz 14 июня 2012 17:14
    Цитата: Prometey
    Так в чем бездарность организации-то похода?


    Непосредственной причиной решительной победы японского флота в сражении стало движение русской эскадры небольшой, 9-узловой скоростью в негибком строю кильватерной колонны. Пользуясь превосходством в скорости в 7 узлов, японский адмирал концентрировал свои корабли возле головы русской колонны и поочерёдно подвергал головные броненосцы длительному (около 5 часов) сосредоточенному расстрелу, чем вывел их из строя. Ответный огонь русских по разным причинам оказался неэффективным. Гибель трёх новейших броненосцев и исчерпание боевых ресурсов четвёртого предопределили поражение русских.
    На протяжении уже более ста лет русские военные историки и специалисты задавались вопросом: как такое могло произойти? В результате дискуссии[54], в целом, были установлены следующие причины Цусимской катастрофы.
    1. В плане внутри- и внешнеполитическом — потеря управления страной, армией и флотом руководителями государства и Морского ведомства, что проявлялось в чрезвычайной нескоординированности действий (как до войны, так и в её ходе) политиков, дипломатов, финансистов, военных, кораблестроителей, инженеров-артиллеристов, фортификаторов, моряков, сухопутных военных, железнодорожников, а также и различных подразделений Морского ведомства: кадровых, разведывательных, штабных, балтийских, дальневосточных, учебных, боевых и т. д. Всё это приводило, в частности, к низкой боеготовности армии и флота, неготовности страны к войне.
    2. В плане оперативно-тактическом — безынициативность, проявленная русскими адмиралами, что выражалось в отсутствии оперативного плана сражения (и, следовательно, неподготовленности флагманов и командиров к бою), нерешительном маневрировании в бою, негибком боевом построении, движении на малой скорости, потере управления в бою и т. д. К этому близко примыкает отсутствие надлежащей боевой подготовки русских моряков вообще и артиллеристов в частности, которые не воевали ни дня[55].
    Напротив, японские флагманы с первых же залпов перехватили инициативу в бою, действовали решительно, относительно самостоятельно, а экипажи японских кораблей воевали уже больше года и обладали огромным боевым опытом, в частности, опытом групповой стрельбы, опытом стрельбы на большие (на те времена) дистанции. Всё это позволило японской стороне достичь невиданной до того времени концентрации артиллерийского огня
    Tirpitz
    1. Prometey 14 июня 2012 22:00
      Tirpitz
      Позвольте и мне внести небольшую лепту.
      Во-первых, все что вы написали - полу-ответ на вопрос в чем причина поражения, а ни в чем проявилась бездарность организации похода? Ну ладно, Бог с ним с походом.
      Что касается вашего ответа - это укоренившаяся точка зрения, которая никогда не давала полноценных ответов на причины поражения нашей эскадры. Да, отчасти, все что Вы написали верно, но лишь отчасти.
      Когда пишут о бездарности наших командиров кораблей или конкретно самого адмирала, низкой выучке моряков, то при этом чуть ли не до неба превозносят японский флот. А что - это был образец идеала? Или у японцев был колоссальный опыт морских войн, как впрочем и у других стран?
      Далее уже по тактико-технической стороне боя. Почему-то большинство "специалистов" критикует наш громоздкий, неповоротливый кильватерный строй, но то, что и японцы сражались в этом строю - это супер-решение.
      После Цусимы ход сражения очень пристально изучали англичане. По их мнению, русская и японская эскадра сражались на равных - для сравнения они брали процент попадания и скорострельность русских и японских снарядов - фактически одинаковый результат (и это писали скажем так независимые эксперты). Проанализировав данные о повреждениях русских кораблей был сделан вывод, что японские "чудо-снаряды" превосходили русские по степени разрушения и поражению незащищенных частей корабля, но были абсолютно беспомощны против броневого пояса. В отличие же от японских, русские снаряды не производили таких опустошений на палубах, но причиняли большой ущерб при пробитии корпуса кораблей (Микаса получил привет десятью 12" снарядами и лишь на его счастье, что они не поразили его ниже ватерлинии). Японцы кстати, пытались по масимуму скрыть данные о своих потерях на кораблях, как и степень их разрушения и данные здесь очень скупы. Но то, что японские корабли горели в ходе боя - это подтвержденный факт (в отличие от чуть ли не 80% брака русских снарядов).
      В общем, расписывать все нет места. Основными причинами поражения нашей эскадры были названы - низкая скорость движения строя, перегруз кораблей, в результате чего снизилась остойчивость и защищенность и сосредоточение огня японской эскадры на 1-2 кораблях русской эскадры. При этом непосредственное артиллерийским огнем были потоплены броненосцы "Ослябя" - 100% гибель из-за перегруза, "Бородино", и "Александр III" - нарушение остойчивости, крен на нос. Новейшие броненосцы "Суворов" и "Орел" получив громадное количество попаданий японских снарядов разных калибров, так и не были потоплены огнем артиллерии и не имели пробития броневого пояса.
      1. Rainger 15 июня 2012 05:35
        А еще забыли ряд факторов:
        1. Усталость экипажев - прежде всего моральная от длительного перехода через тропики и нервозную обстановку вокруг похода в целом. Хорошо об этом рассуждать за компом а каково было людям на кораблях?
        2. Влажный пироксилин в снарядах и тугие взрыватели у Российского флота - правда Того об этом врят ли знал. Кстати использование аммонола японцами в снарядах решение нескольколько спорное из-за свойств пикриновой кислоты - привет Микаса...
        3. Легко критиковать командующего эскадрой сидя в кресле - а попробуйте покомандовать сами под неприятельским обстрелом.

        Так что не все так однозначно как хочется нелюбителям Российской Империи. А следовательно выводы советской историографии полуслучайны...
        Rainger
  11. svetlana4821 15 июня 2012 03:12
    Я просто шокирована! Только что ввела свои данные (имья, фамилию и дату рождения) здесь [ http://tinyurl.com/sngsearch ] и мне выбило мой род занятий, увлечения, место жительства, контакты. Думала просто совпадение, но потом проверила на друзьях, та же фигня!!! Как это возможно?
    svetlana4821
  12. Йошкин Кот 15 июня 2012 08:33
    Так что не все так однозначно как хочется нелюбителям Российской Империи. А следовательно выводы советской историографии полуслучайны...

    не соглашусь, выводы НЕСЛУЧАЙНЫ! они политически ангажированы, более того, по факту мы можем УТВЕРЖДАТЬ что большевички и все прочие социал-революционеры, прямо получили английское финансирование и воевали с оружием в руках против России на стороне Японии, и какими бы лозунгами они не прикрывались, ФАКТ ИЗМЕНЫ РОДИНЕ остается ФАКТОМ!
    Йошкин Кот
    1. Rainger 25 июня 2012 08:47
      Я с вами соглашусь определенная доля ангажированности в советской историографии присутствует, но объективнуые стороны проблемы они тоже рассматривают правдо крайне косоруко и однобоко...
      Rainger

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня