Фронтовые сто граммов. Помогала ли водка фронту?

113
Прошло 78 лет со времени начала Великой Отечественной войны, а о «наркомовских ста граммах» говорят до сих пор. Слишком глубоко осталась в памяти народной выдача военнослужащим казенной водки.

22 августа 1941 г. Государственный комитет обороны СССР принял знаменитое постановление «О введении водки на снабжение в действующей Красной армии». Так был дан официальный старт снабжению действующих боевых частей водкой за государственный счет. Но на самом деле история фронтовых ста граммов куда более продолжительная. Своими корнями она уходит в имперское прошлое России.





В начале XVIII века на пагубное увлечение алкоголем не обращали внимания, зато считали «хлебное вино» необходимым для согрева и поднятия боевого духа. На протяжении полутора столетий нижние чины русской армии в военное время получали 3 чарки «хлебного вина» в неделю строевые и 2 чарки – нестроевые. Объем одной чарки составлял 160 граммов. Таким образом, нижний чин строевой службы в неделю получал 480 граммов «хлебного вина». В мирное время, в отличие от периодов боевых действий, солдаты получали водку по праздничным датам, но не менее 15 чарок в год.

Кроме того, офицеры полков имели право награждать отличившихся солдат за свой счет, «проставляясь» им водкой. На флоте полагалось 4 чарки водки в неделю, а с 1761 года доза нижним чинам флота была увеличена до 7 чарок водки в неделю. Таким образом, матросы пили еще больше солдат сухопутных войск. Последним водка полагалась, прежде всего, для поддержания здоровья во время парадов и строевых занятий в холодное время года, а также во время походов.

Лишь к концу XIX века на нездоровую ситуацию в армии обратили внимание врачи. Они установили, что солдаты, возвращавшиеся со службы, испытывают глубокое пристрастие к алкогольным напиткам и уже не могут вернуться к трезвой жизни. Поэтому медики стали настаивать на отмене положенных чарок, однако генералы русской армии поддались на их уговоры не сразу. Считалось, что водка помогает солдатам расслабиться, кроме того она была дешевым и востребованным способом награждать солдат за хорошее поведение.

Лишь в 1908 году, уже после русско-японской войны, в которой Российская империя потерпела поражение, было решено отменить выдачу водки в армии. Это решение было обусловлено тем, что командование пришло к выводу о влиянии пьянства солдат и офицеров на снижение боеспособности армии. Было запрещено не только выдавать водку солдатам, но и продавать ее в полковых лавках. Таким образом, в российской армии впервые был введен «сухой закон», который, конечно, не соблюдался, но, по крайней мере, государство само перестало быть причастным к выдаче солдатам водки.

Ситуация изменилась спустя 32 года, в 1940 году. «Позаботился» о красноармейцах тогдашний народный комиссар обороны СССР Климент Ефремович Ворошилов. Товарищ Ворошилов сам знал толк в алкоголе и считал его полезным для поднятия здоровья и боевого духа личного состава частей действующей армии. Как раз шла Советско-финская война, когда нарком Ворошилов обратился лично к Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой выдавать бойцам и командирам боевых частей РККА по 100 граммов водки и 50 граммов сала в день. Эта просьба мотивировалась тяжелыми погодными условиями на Карельском перешейке, где приходилось сражаться красноармейским подразделениям. Морозы доходили до −40 °C и Ворошилов считал, что водка с салом хоть немного облегчат положение военнослужащих.

Фронтовые сто граммов. Помогала ли водка фронту?


Сталин пошел Ворошилову навстречу и поддержал его просьбу. В войска сразу же стала поступать водка, причем танкисты получали двойную порцию водки, а летчикам было положено выдавать по 100 граммов коньяка ежедневно. В результате только с 10 января по 10 марта 1940 года в действующих частях Красной Армии было потреблено более 10 тонн водки и 8,8 тонны коньяка. Красноармейцы стали называть алкогольный «бонус» «ворошиловским пайком» и «наркомовскими 100 граммами».

Как только началась Великая Отечественная война, руководство СССР и командование РККА решили вернуться к практике выдачи «ворошиловского пайка». Уже в июле 1941 года в войска стала поступать водка, хотя само постановление ГКО СССР за подписью Иосифа Сталина появилось только в августе 1941 года. В постановлении подчеркивалось:

Установить, начиная с 1 сентября 1941 года, выдачу 40° водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцу и начальствующему составу войск первой линии действующей армии.


Под этими словами стояла подпись самого товарища Сталина.

Спустя три дня после принятия постановления, 25 августа 1941 года, заместитель наркома обороны по тылу генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Васильевич Хрулев подписал приказ № 0320, уточняющий постановление Сталина. В приказе «О выдаче военнослужащим передовой линии действующей армии водки по 100 граммов в день» говорилось, что помимо собственно красноармейцев и командиров, сражающихся на передовой, правом на получение водки наделяются летчики, выполняющие боевые задания, инженеры и техники аэродромов. Был организован и поставлен на поток завоз водки в войска. Ее развозили в железнодорожных цистернах. Всего каждый месяц в войска поступало не менее 43-46 цистерн крепкого алкоголя. Из цистерн наполняли бочки и бидоны и развозили водку по частям и подразделениям Красной Армии.



Однако, массовая раздача водки не способствовала боевым успехам Красной Армии. Весной 1942 года командование приняло решение несколько изменить план выдачи водки личному составу действующей армии. Было решено оставить выдачу водки только для военнослужащих частей, действующих на передовой линии фронта и имеющих успехи в боях. При этом количество выдаваемой водки было увеличено до 200 граммов в день.

Но вмешался Сталин, который лично внес поправки в новый документ. Он оставил «ворошиловский паек» лишь для красноармейцев тех частей и подразделений, что вели наступательные операции против войск противника. Что касается остальных красноармейцев, то им водка в размере 100 граммов на человека полагалась лишь по революционным и общественным праздникам в качестве поощрения. 6 июня 1942 года вышло новое Постановление ГКО № 1889с «О порядке выдачи водки войскам действующей армии», с внесенными товарищем Сталиным коррективами.

Большая часть красноармейцев теперь могла видеть водку лишь в дни годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (7 и 8 ноября), дни Международного праздника трудящихся (1 и 2 мая), день Красной Армии (23 февраля), день Конституции (5 декабря), Новый год (1 января), Всесоюзный день физкультурника (19 июля), Всесоюзный день авиации (16 августа), а также в дни формирования своих частей. Интересно, что Сталин вычеркнул из списка «водочных» дней Международный юношеский день 6 сентября. Очевидно Иосиф Виссарионович все же считал, что юношеский праздник и водка – понятия немного несовместимые.

Прошло несколько месяцев и 12 ноября 1942 года выдача 100 граммов водки вновь была восстановлена для всех красноармейских частей, действующих на передовой. Военнослужащие резервных частей, строительных батальонов, а также раненые красноармейцы получали пайку по 50 граммов водки в день. Интересно, что в частях и подразделениях, дислоцировавшихся в Закавказье, вместо водки полагалось выдавать по 200 граммов портвейна или 300 граммов сухого вина. Видимо, так было проще с организационной точки зрения.

Тем не менее, по прошествии нескольких месяцев вновь последовала реформа выдачи водки, связанная с переломными событиями на фронте. Так, 30 апреля 1943 года Государственный комитет обороны СССР выпустил новое Постановление № 3272 «О порядке выдачи водки войскам действующей армии». В нем подчеркивалось, что с 1 мая 1943 года прекращается выдача водки личному составу РККА и РККФ, за исключением военнослужащих, участвующих в наступательных операциях. Все остальные военнослужащие вновь получали возможность выпить за казенный счет лишь в дни революционных и общественных праздников.

В мае 1945 года, после победы над гитлеровской Германией, выдача водки в частях и подразделениях была полностью прекращена. Единственным исключением остались лишь моряки-подводники, которые получали 100 граммов сухого вина в день во время нахождения подводных лодок на боевом дежурстве. Но эта мера была продиктована, в первую очередь, соображениями сохранения здоровья военнослужащих.

Следует отметить, что сами красноармейцы относились к «ворошиловскому пайку» весьма неоднозначно. Конечно, на первый взгляд стоило бы ожидать, что едва ли не любой советский солдат безумно радовался «наркомовским ста граммам». На самом деле, если ознакомиться с воспоминаниями действительно воевавших людей, это было не совсем так. Пили молодые и необстрелянные солдаты, они же и гибли первыми.

Мужики постарше прекрасно понимали, что водка лишь на время убирает страх, совсем не согревает, а ее употребление перед боем скорее может навредить, чем помочь. Поэтому многие опытные красноармейцы воздерживались от употребления алкоголя перед боем. Некоторые меняли алкоголь у особенно пьющих сослуживцев на какие-то более нужные продукты или вещи.



Режиссер Петр Ефимович Тодоровский воевал с 1942 года, попав на фронт семнадцатилетним юношей. В 1944 году он окончил Саратовское военно-пехотное училище и был распределен командиром минометного взвода в 2-й батальон 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии. Участвовал в освобождении Варшавы, Щецина, взятии Берлина. Войну закончил в звании лейтенанта, был ранен, контужен, но до 1949 года продолжал службу в Красной Армии под Костромой. То есть, это был вполне опытный офицер, воспоминаниям которого о войне вполне можно доверять. Петр Тодоровский подчеркивал:

Помню, водка выдавалась только перед атакой. Старшина шел по траншее с кружкой, и кто хотел, наливал себе. Выпивали в первую очередь молодые. И потом лезли прямо под пули и погибали. Те, кто выживал после нескольких боев, относились к водке с большой осторожностью.


Другой известный режиссер, Григорий Наумович Чухрай, был призван в РККА еще до начала войны, в 1939 году. Он служил сначала курсантом 229-го отдельного батальона связи 134-й стрелковой дивизии, затем был направлен в воздушно-десантные части. Прошел всю войну в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Служил командиром роты связи 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады, начальником связи гвардейского полка. Был трижды ранен, получил орден Красной Звезды. О «ворошиловском пайке» Чухрай вспоминал, что еще в самом начале войны солдаты его подразделения крепко выпили и это завершилось для подразделения плачевно, были большие потери. После этого Григорий Наумович и отказался пить, продержался до самого конца войны. Свой «ворошиловский паек» Чухрай не пил, а отдавал друзьям.

Философ и писатель Александр Александрович Зиновьев в годы Великой Отечественной войны еще весной 1941 г. был зачислен в танковый полк, затем отправлен на обучение в Ульяновскую военную авиационную школу, которую окончил в 1944 году в звании младшего лейтенанта и был распределен во 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус. Зиновьев участвовал в боях в Польше и Германии, получил орден Красной Звезды. Писатель признавался, что именно после окончания авиационной школы он стал регулярно «закладывать за воротник». Ему, как боевому летчику, полагалось 100 граммов за боевые вылеты, и он, как и другие офицеры эскадрильи, этой возможностью пользовался:

Ну и постепенно я втянулся. Пил потом очень много, но не был физиологическим алкоголиком. Если не было выпивки, то мне и не хотелось.


Впрочем, многие фронтовики относились к водке куда более тепло. Не случайно о наркомовских ста граммах слагались народные песни, о них вспоминали в пословицах и поговорках еще десятилетия спустя после войны. У некоторых фронтовиков, к сожалению, привычка выпивать осталась на всю дальнейшую жизнь, легла на пережитые впечатления, что часто лишь усугубляло ситуацию.
113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    6 февраля 2019 06:25
    Этим делом не только Россия страдала...в Британской империи моряки хлестали ром бочками...тоже на это были причины.
    Во всем должна быть мера. what ...главное вовремя остановиться в этом деле.
    1. +7
      6 февраля 2019 06:36
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Этим делом не только Россия страдала..

      Россию вообще пытаются выставить как сосредоточение и причину всяких мерзостей и низменных проявлений. В своём-то глазу,бревна не видно...
    2. -1
      6 февраля 2019 07:51
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Этим делом не только Россия страдала

      Дело в том, что привычка к ста граммам "ушла" после Победы вместе с миллионами демобилзованных солдат в народ, что очень способствовало алкоголизации сельского населения.
      В этом зло .
      1. +8
        6 февраля 2019 08:28
        Цитата: Ольгович
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Этим делом не только Россия страдала

        Дело в том, что привычка к ста граммам "ушла" после Победы вместе с миллионами демобилзованных солдат в народ, что очень способствовало алкоголизации сельского населения.
        В этом зло .

        Вы видимо статью плохо читали:
        Лишь к концу XIX века на нездоровую ситуацию в армии обратили внимание врачи. Они установили, что солдаты, возвращавшиеся со службы, испытывают глубокое пристрастие к алкогольным напиткам и уже не могут вернуться к трезвой жизни.

        Так что, как видим, данная привычка началась намного раньше Победы на целых почти сто лет.
        1. -16
          6 февраля 2019 08:43
          Цитата: solzh
          Вы видимо статью плохо читали:

          Вы, видимо, плохо ранние статьи читатли: Россия до ВОРа-на первом месте в Европе по трезвости (с Норвегией).
          Советские же времена-сами помните.
          1. +8
            6 февраля 2019 08:55
            Историк Владимир Синельников:
            Любые попытки бороться с распространением алкоголя в Российской империи строго пресекались. Одну из первых документально зафиксированных попыток остановить пьяный разгул предпринял в XVII веке епископ Воронежский Тихон, впоследствии причисленный к лику святых. Он начал читать антиалкогольные проповеди, и паства под их влиянием поразбивала бочки с вином. Но откупщики донесли в столицу, что священник подрывает основы "питейного" дохода государства, и Тихона вынудили отправиться на покой...
            Борьбу с эпидемией пьянства начали сами крестьяне. Их не устраивало, что община несет огромные убытки из-за того, что многие односельчане — «питухи», завсегдатаи кабаков, спускают все свое имущество на водку, подорожавшую из-за повышения откупных платежей.
            Многие пропивались буквально "до креста", когда у них больше не оставалось ничего, даже одежды — один лишь нательный крест. Поэтому в 1858 году в деревнях и селах начали стихийно создавать общества трезвости, участники которых громили кабаки, успев разорить более 3 тыс. кабатчиков. На сельских сходах крестьяне массово давали зарок не пить ни вина, ни водки. И это движение нашло поддержку у духовенства.
            В 1850 году Святейший синод распорядился, чтобы клир всячески поддерживал благую решимость воздержания от вина. Однако вскоре светские власти снова встали на защиту питейного налога и объявили общества трезвости вне закона.
            Уничтожать общества трезвости пришлось с помощью регулярной армии. Свыше 11 тыс. активистов трезвеннического движения были схвачены и сосланы в Сибирь. Святейший синод же получил строгое предупреждение от министра финансов, что священнослужители не должны использовать "религиозные угрозы и клятвенные обещания" и прочие сильнодействующие "на умы простого народа" средства для искоренения пьянства.

            Из статьи на сайте "Русская планета"
            http://rusplt.ru/society/borba-s-pyanstvom-istoriya-26712.html
            А вы говорите советские времена...
            1. -17
              6 февраля 2019 09:16
              Цитата: solzh
              А вы говорите советские времена...

              Вм приведены ФАКТЫ: до ВОРа Россия-самая трезвая страна в Европе.
              Потом это рухнуло
              1. +9
                6 февраля 2019 09:32
                Цитата: Ольгович
                Вм приведены ФАКТЫ

                Какие? Кроме ваших слов я не вижу никаких фактов.
                1. -19
                  6 февраля 2019 10:11
                  Цитата: solzh
                  Какие?

                  belay ТРЕТИЙ РАЗ повторю: до ВОРа Россия-самая трезвая страна в Европе.
                  1. +11
                    6 февраля 2019 10:56
                    Цитата: Ольгович
                    ТРЕТИЙ РАЗ повторю: до ВОРа Россия-самая трезвая страна в Европе.

                    А факты где? Ваши слова не есть подтверждения факта. Сказать можно всё что угодно...
                  2. +3
                    7 февраля 2019 01:10
                    Цитата: Ольгович
                    ТРЕТИЙ РАЗ повторю: до ВОРа Россия-самая трезвая страна в Европе

                    А как же некрасовское о русском мужике?
                    "Он до смерти работает. До полусмерти пьет!".
                    1. +1
                      7 февраля 2019 01:44
                      Цитата: Александр Грин
                      Цитата: Ольгович
                      ТРЕТИЙ РАЗ повторю: до ВОРа Россия-самая трезвая страна в Европе

                      А как же некрасовское о русском мужике?
                      "Он до смерти работает. До полусмерти пьет!".

                      Так не может быть----не пили, а потом вдруг как 17й год, так и запили. Ерунда какая-то.Вот 90е на моих глазах были.По-моему очень сильно пили. По СПАС-ТВ батюшка говорил, до 24литров на человека тогда доходило, включая младенцев и старушек.
                    2. +1
                      11 февраля 2019 20:27
                      Народ дал царям прозвища, вот ранее шли такие: Александр -2 освободитель (крепостное право), Александр -3 миротворец, (меньше всех воевал), а вот Николай -2 заслужил прозвище кабатчик (от спаивания народа для доходов). Пьянство на Руси в разгул распространил Пётр Великий, своими "ассамблеями" и обязательными пьянством, непьющих заставлял пить из огромных чар до дна и тд...и далее простолюдины переняли всё у бар.....В том вина Петра-1 огромная, хотя до посольского выезда он не отличался большим пьянством в немецкой слободе..Так до него русские были почти трезвенниками, по сравнению с остальными европейцами.
              2. +9
                6 февраля 2019 10:53
                К сожалению, голые цифры статистики - вещь лукавая. Да, действительно, по количеству литров алкоголя на душу населения дореволюционная Россия находилась на предпоследнем месте. Однако есть нюансы. Дьявол в деталях. "Структура потребления алкоголя в каждой стране своя. Во Франции, Италии или Испании ее основу составляет столовое виноградное вино, которое употребляют в умеренных дозах вместе с основной едой. Естественно, что эти страны занимают первые места в рейтингах потребления алкоголя на душу населения, но сам характер этого употребления делает его малоопасным для здоровья нации".
                - От ежедневной кружки пива или стакана "божоле" за обедом куда трудней спиться, стать алкоголиком, деградировать как личность, совершить преступление или самоубийство, чем регулярно напиваясь водки до полубессознательного состояния. И озабоченность пьянством в дореволюционной России, многочисленные выступления на эту тему писателей и общественных деятелей того времени, возникла не на пустом месте. В конце XIX - начале XX века это была серьёзная проблема.
                1. +6
                  6 февраля 2019 11:20
                  Добавлю, что потребление вин в Европе обуславливалось еще и необходимостью, т.к. употреблять воду в "чистом" виде нельзя было - болезнь была обеспечена. Поэтому потребление вин и / или воду с вином была НЕОБХОДИМОСТЬЮ.
                2. +4
                  6 февраля 2019 14:49
                  Цитата: alebor
                  К сожалению, голые цифры статистики - вещь лукавая. Да, действительно, по количеству литров алкоголя на душу населения дореволюционная Россия находилась на предпоследнем месте. Однако есть нюансы.

                  Вы ещё не упомянули про один нюанс - это эффект "средней температуры по больнице", а именно, про многочисленное мусульманское население Российской империи, которое, как правило, спиртное не употребляло. stop
                3. +2
                  6 февраля 2019 16:50
                  Цитата: alebor
                  К сожалению, голые цифры статистики - вещь лукавая. Да, действительно, по количеству литров алкоголя на душу населения дореволюционная Россия находилась на предпоследнем месте. Однако есть нюансы. Дьявол в деталях.

                  Тут есть ещё один нюанс - в статистку входил только официально проданный алкоголь. Самогон и контрабанда в ней не учитывались.
                  На том же ДВ были районы, в которых официальное потребление алкоголя было нулевым - но при этом в них пили регулярно и со вкусом. Спиртоноши своё дело знали.
                4. +1
                  10 февраля 2019 08:06
                  Alebor! Поинтересуйся инфой. Франция,например,погибает от цирроза печени-это не в пожилом возрасте, бокалом вина в день,как правило французы не обходятся.А польза красного вина сииильно преувеличена.
              3. -20
                6 февраля 2019 13:24
                Смотрю-ты ярый русский ультра-националист.Так почему ты околачиваешься здесь.а не на Донбассе.Такие как ты сеят только смуту.сомнения и неверие.
          2. +3
            6 февраля 2019 16:29
            Странно, в дореволюционной прессе о норвежцах писали как о весьма пьющем народе.
      2. +6
        6 февраля 2019 14:12
        Цитата: Ольгович

        Дело в том, что привычка к ста граммам "ушла" после Победы вместе с миллионами демобилзованных солдат в народ, что очень способствовало алкоголизации сельского населения.

        Напоминаю, что речь идёт всего-то о 100 граммах, которые выдавались, как правило, только бойцам на передовой. Не о каком опьянении речи идти не может. Снятие стресса? - да. Снотворное? - да. Анестезия в госпиталях? - естественно ДА! Не секрет, что при отсутствии "классической" анестезии оперируемому давали тёплой водки либо горячего вина. А когда вообще ничего не было, то было множество случаев, когда при ампутации от шока у солдата банально останавливалось сердце. Лично я считаю 100 грамм наименьшим злом. Вернее, "злом" как-то всё равно язык не поворачивается назвать эту дозу. Одним словом, 100 грамм тогда были БЛАГОМ (за редким исключением разумеется). hi
      3. +7
        6 февраля 2019 21:30
        Дело в том, что привычка к ста граммам "ушла" после Победы вместе с миллионами демобилзованных солдат в народ, что очень способствовало алкоголизации сельского населения.Ну не знаю как с сельским населением, а сам уже четвёртый год употребляю +- 100 г. крепкого напитка почти каждый вечер и никаких признаков алкоголизма за мной не замечают. Разве что напиваться вообще перестал, даже по большим праздникам, как то и не хочется, ведь следующим вечером можно опять приятно остограммится. smile hi
        1. +3
          10 февраля 2019 08:12
          Sharp-lad Устрой проверку себе и дней 7-8, хотя бы, не пей совсем.Тогда точно скажешь алкаш ты или нет. Хотя регулярное употребление алкоголя-алкоголизм и это без вариантов...
          1. 0
            10 февраля 2019 22:07
            Без проблем, после операции на плече 16 Октября прошлого года три недели, полностью добровольно, отказался от алкоголя без каких либо неприятных ощущений для себя. Ну я понимаю что обезболивающие препараты лучше не запивать алкоголем. hi
      4. 0
        11 февраля 2019 01:44
        Да, фронтовики, особенно инвалиды, пили очень сильно. По детству (60-е годы) помню, как они, кто без ноги, кто без руки, кто с другими увечьями, по вечерам кучковались у поселкового магазина и пили, и пили. И очень скоро (может, лет через десять, максимум) их уже и не стало, поумирали.
    3. +14
      6 февраля 2019 07:59
      Я думаю наркомовские сто грамм после боя были просто необходимы .
      1. +1
        6 февраля 2019 10:43
        Ну да, в принципе, сотни грамм как раз хватит, чтобы вправить мозги, но при этом сохранить боеспособное состояние.
      2. +1
        6 февраля 2019 21:24
        В статье враньё о том что раздача происходила до боя?
        1. +3
          7 февраля 2019 12:16
          Цитата: Cartalon
          В статье враньё о том что раздача происходила до боя?

          Думаю, на усмотрение командира роты. Например, одна из возможных ситуаций - отвлекающая атака, имитация ложного наступления на каком-то участке фронта (типичная авантюра с неизбежными потерями, как и разведка боем). Советская артиллерия жиденько побахала, не подавив толком ни немецкие артиллерийские позиции, ни хотя бы пулеметные доты. А дальше всё, надо наступать. При этом пехота прекрасно понимает, что ее направляют на убой, и подниматься не желает. И что делать командиру? Расстреливать на месте, как якобы он и должен поступать по уставу (потом все равно будет трибунал и перевод командира в другую часть, с дурным шлейфом, тянущимся по пятам)? Или пытаться увлечь за собой личным примером? Не надейтесь, не сработает. Единственная возможность выполнить приказ верховного командования и при этом не полечь всем до единого - массовая и быстрая атака. И не ползком, а перебежками. Тогда есть шанс, что немецкие пулеметы в дотах не справятся и хоть кто-то сможет добежать, кинуть гранату, ткнуть кого-нибудь пару раз штыком напоследок или повторить подвиг Матросова. И 100 грамм перед боем в таком случае - отличное средство. Ну да, некоторые не будут пить. А также не будут бежать в передних рядах, будут переползать от укрытия к укрытию и все-таки дождутся момента, когда атака будет полностью подавлена, а атакующие перебиты. Тогда они с "чистой совестью" вернутся на позиции и будут потом рассказывать, как они выжили потому, что не пили. И никто им слова не скажет, потому что они правы, и это действительно была авантюра и почти бесполезный слив людских ресурсов, и благодаря этим непьющим опытным и осторожным бойцам в строю остался хоть кто-то боеспособный. Такова война. Это не операция полицейского спецназа, тут все более жестко. Не умираешь ты, значит умирает кто-то из товарищей. Кто-то должен двигаться впереди и брать на себя самую опасную работу, чтобы остальные могли выжить. Когда заканчивались добровольцы, например необстрелянная толком молодежь, то и у нас, и у немцев в дело шли штрафники. Лишать их возможности выпить и покурить перед практически верной смертью? Впрочем, я сужу по себе. Я, скажем так, в немалой степени трус. В тяжелой ситуации у меня иногда просыпается "здоровый рационализм", из тех, что шепчет нам, что оно того не стоит, что пора сдаваться, что главное остаться живым и здоровым, а остальное все решаемо... Ну в общем, надеюсь, у вас (тех, что осилит прочитать этот пост) есть кое-какой жизненный опыт и вы понимаете. Особенно много такого рационализма у людей бывалых и семейных. В таком случае должны понимать также и то, что в боевой обстановке зачастую такой "здоровый рационализм" неприемлем, и называется он по-другому. 100 грамм перед боем, чтобы его задавить, по-моему в самый раз. А вот 200 грамм по моим ощущениям, уже наоборот, могут усилить ненужные эмоции, от которых пытаешься избавиться, например страх. Да и координация и самоконтроль спадут до неприемлемых величин.
          1. +1
            7 февраля 2019 12:23
            Как-то выступал один фронтовик... Говорит, что русскому 100 грамм маловато будет, и что поэтому они с товарищем через день пили, делясь с ним...
            1. +5
              7 февраля 2019 20:25
              Цитата: Karenas
              Как-то выступал один фронтовик... Говорит, что русскому 100 грамм маловато будет, и что поэтому они с товарищем через день пили, делясь с ним...

              Не в том дело, что 100 гр. маловато будет, а в том, что на войне, чтобы выжить и победить, надо быть трезвым. У меня отец - фронтовик, рассказывал, что водку пили 1 раз в неделю - типа, выходной был. Т.е., его расчёт свои 100 гр. каждый день отдавал кому-то одному-двоим, кто завтра в боях не участвовал. Очень разумно. А воевали только трезвыми. Все дожили до Победы. Сколько помню, он всегда выпить любил - 50 гр.коньяку каждый вечер. Были тогда такие шоколадки в виде еловой шишки, а внутри - 50 гр.коньяку. Я приходил вечером за ним в штаб - типа, домой пора, мы шли через штабное кафе, там он брал эту шишку и мне - просто шоколадку.
              Немного оф-топ. Эти шишки - гениальная идея была, по-моему. Они ж в золотинке были, можно купить на Новый год, например, повесить на ёлку - никто от ёлочной игрушки не отличит. А на другой день утром подходишь к ёлке, снимаешь "игрушку" и - блин, это же коньяк!) Правда, в моё время 1 января в 6.00 тревога была, коньяк не попьёшь. Но помечтать можно).
              1. 0
                8 февраля 2019 13:29
                Цитата: Doliva63
                Эти шишки - гениальная идея была, по-моему.

                Кстати, да. Шоколад с коньяком - идеальный допинг. Только хранить его сложно, поэтому все же шоколад отдельно, а коньяк отдельно.
          2. 0
            7 февраля 2019 15:41
            Цитата: brn521
            Не умираешь ты, значит умирает кто-то из товарищей.

            Закон коллектива, стаи. Эти качества вырабатывались в течении тысяч лет эволюции. Кто-то должен погибнуть, пожертвовать собой (во время охоты на крупного зверя например), чтобы остальное племя осталось с пищей, то есть ВЫЖИЛО. Не удивительно, что женщины любят безрассудных, отчаянных мужчин. Просто они "хотят", чтобы ген самопожертвования в "племени" не терялся. hi
            1. +2
              8 февраля 2019 14:11
              Цитата: Проксима
              Закон коллектива, стаи

              Не факт. Разные стаи - разное поведение. У человека в толпе меняется сознание, но далеко не всегда это дает положительные результаты, чаще эти результаты оказываются негативными. Поэтому ни в коем случае не лезьте в толпу, где бы она ни образовывалась. Из авторов по теме могу порекомендовать "Социальную психологию" Майерса - качественный и простой американский учебник, написанный до того, как американцы начали пропагандировать всякую дрянь, вроде однополых семей. В нашем случае воинское подразделение, оказавшись в перспективе неизбежной и бесполезной гибели, скорее всего впадет в панику. Приказ будет не выполнен, а подразделение все равно погибнет. Ситуацию немного выправят предварительная муштра и боевое слаживание. Также критично важно наличие лидера с высоким социальным интеллектом, который придаст толпе нужный настрой. Тем не менее, если сознание бойцов поехало не в ту сторону, частично выправить это дело могут и пресловутые 100 грамм, что даст формальному лидеру шанс перехватить инициативу. Ну да, часть полномочий можно делегировать сержантам или унтерам, которые наведут порядок проверенными временем пинками и тумаками. Но что делать, когда паниковать начинают сами сержанты?
              Цитата: Проксима
              Не удивительно, что женщины любят безрассудных, отчаянных мужчин.

              А выходят замуж за богатых и влиятельных. К тому же если безрассудные и отчаянные все же обзаведутся семьей и детьми, то они перестают быть безрассудными и отчаянными. Безрассудство это не какое-то особое качество, зачастую это просто молодость. В конце концов, молодежь получает опыт и перестает быть безрассудной. На войне подобного опыта навалом и перестроение может произойти в самый неподходящий момент. Например, после вражеского авиа- или артналета.
        2. -1
          14 февраля 2019 12:30
          Цитата: Cartalon
          В статье враньё о том что раздача происходила до боя?

          Абсолютная правда.
          100 грамм полагались солдатам на передовой. Остальным военнослужащим никаких 100 грамм не полагалось. Но они могли купить спиртное в военторге.
          На передовой спиртное давали для повышения порога болевой чувствительности. В этом случае при ранении солдат не умирал на месте от болевого шока, а была возможность его выходить и поставить под ружье еще раз.
          Так что, никакой благотворительности. Все сугубо прагматично.
    4. maw
      +11
      6 февраля 2019 08:57
      ".главное вовремя остановиться в этом деле."
      Совершенно правильно. Далеко ходить не надо. Как показал опыт 1и 2-й чеченской, основные причины небоевых потерь это нарушение ТБ при обращении с оружием и бухло. При написании заключений служебных расследований на некоторых в/сл приходилось крепко думать, как написать, чтобы в заключении было - погиб при исполнении служебных обязанностей. Они когда бухали, не думали, что оставят жену и детей без пенсии.
  2. +4
    6 февраля 2019 06:30
    Статья расширила кругозор, большое спасибо. Отдельная благодарность за отличные фотографии.
    1. +1
      6 февраля 2019 12:56
      При лечении и восстановлении после голода в блокадном Ленинграде в меню присутствовало спиртное.
      При вузах были открыты свои стационары, где ученые и другие работники вузов в течение 7–14 дней могли отдохнуть и получить усиленное питание, которое состояло из 20 г. кофе, 60 г. жиров, 40 г. сахара или кондитерских изделий, 100 г. мяса, 200 г. крупы, 0.5 яйца, 350 г. хлеба, 50 г. вина в сутки, причем продукты выдавались с вырезанием купонов из продовольственных карточек

      Подскажите, для чего спиртное, с точки зрения физиологии?
      1. BAI
        +2
        6 февраля 2019 15:21
        Если красное - для кроветворчества ( когда красных кровяных телец мало), сухое белое - в тропических районах для удержания воды в организме (но это не для Ленинграда).
  3. +1
    6 февраля 2019 06:53
    нижние чины русской армии в военное время получали 3 чарки «хлебного вина» в неделю строевые и 2 чарки – нестроевые. Объем одной чарки составлял 160 граммов. Таким образом, нижний чин строевой службы в неделю получал 480 граммов «хлебного вина»
    - (3 + 2) х 160 .... вроде 800 ??? Или как считать правильно?)))
    1. +2
      6 февраля 2019 07:22
      Да. А еще за три месяца почему-то выпито 8 тонн, т.е. 16 тысяч бутылок. Даже если это спирт был будет 32000 бутылок. Армия в то время была не менее 2 миллионов человек. На день не хватит. При этом коньяку было потреблено столько же. Хотя выдавался он только летчикам. Понимаю конечно что это просто мои придирки или неточность данных. Ну да и ладно
    2. +2
      6 февраля 2019 07:24
      Неправильно.
      Автор, имеет ввиду 2 категории нижних чинов: строевые и нестроевые, то есть те кто "под ружьём" и те кто "в обозе".
    3. 0
      6 февраля 2019 13:31
      Цитата: Reklastik
      (3 + 2) х 160 .... вроде 800 ??? Или как считать правильно?

      Правильно считаете. Поллитровка + четверка... Только хлебное вино - не совсем водка, градусов 35-39 в этом перегоне. Водка - перегон, разбавленный водой...
      1. 0
        6 февраля 2019 23:39
        Водка это рехтификат разбавленный водой. Хлебное вино/хлебная водка это дистилят, тоже может быть разбавлен водой. Это разные вещи от слова совсем.
    4. 0
      9 февраля 2019 19:48
      Чарка - 122г - одна сотая ведра.
  4. +13
    6 февраля 2019 06:54
    Не будем забывать одну историческую деталь, алкоголь еще со времен древней Греции считался своеобразным допингом и антидепрессантом. Летчикам его давали не для спаивания, а для снятия нервного напряжения, это была жизненная необходимость, иначе ехала крыша от нагрузок, к сожалению ни чего путного фармакология не может предложить по сегодняшний день.
    1. +2
      6 февраля 2019 07:26
      Причём, летчикам давали водку после вылета, а не перед ним.
      1. +2
        6 февраля 2019 12:30
        Мой дед ( до войны пилот ГВФ, во время войны летал на Дугласах) пил как раз перед вылетом. Как он говорил: чтобы нервы не брякали. И таки да - втянулся. Летал до конца семидесятых и без соточки за штурвал не садился. Малая авиация, контроль чисто условный.
  5. +5
    6 февраля 2019 07:01
    А на войне, как на войне -
    Патроны, водка, махорка в цене.

    У некоторых фронтовиков, к сожалению, привычка выпивать осталась на всю дальнейшую жизнь

    Вот именно - у некоторых.

    Продолжительность жизни на переднем крае, или как тогда говорили "на передке", в зависимости от рода войск, измерялась днями, в лучшем случае неделями. Когда про ветерана говорят "он всю войну прошел, все четыре года", надо понимать, что это, как правило, было так: неделя на передке, ранение, три месяца в госпитале, две недели на передовой, ранение, полгода в госпитале, и т.д. В пехоте было именно так, в других родах войск несколько иначе, но близко к этому. Учитывая, что наркомовские выдавали непосредственно тем, кто шел в атаку, особо времени пристраститься просто не было - несколько дней и... или нет тебя, или госпиталь.
    1. +7
      6 февраля 2019 07:46
      Другие ассоциации от того же автора:

      «Перед атакой водку - вот мура.
      Своё отпили мы ещё в гражданку» (с)
  6. +9
    6 февраля 2019 07:06
    Дед в начале ВОВ был уже бывалым бойцом(прошел финскую),так он рассказывал, что мало кто свои сто наркомовских пил, особенно перед боем,тем более был наводчиком,чаще в вскладчину меняли на что-то более важное.
    1. +4
      6 февраля 2019 07:13
      Согласен с Вами!Мои деды тоже самое рассказывали.И ещё говорили,что из обстрелянных бойцов мало кто употреблял.Хотя употребить любили оба.
    2. +2
      6 февраля 2019 07:18
      Все верно,мне дед покойный тоже самое рассказывал.Сам за всю войну не выпил ни глотка.Потом,правда,бухал как не в себя...
      1. 0
        6 февраля 2019 13:10
        И мой дед тоже точно так! Остались у меня яркие воспоминания из детства...
        1. +1
          8 февраля 2019 01:00
          И мой дед так же. Но после войны- догонялся.:-) И водочкой и бабами.:-) хороший дед был. Меня старшего больше всех любил и баловал. Царствие ему небесное,солдату- победителю и просто душевному человеку.
  7. +1
    6 февраля 2019 07:24
    По воспоминаниям старых сослуживцев,ещё в 50-х годах,на территориях воинских частей в буфетах продавался алкоголь,офицерам пить его не возбранялось,главное,чтобы "приличия" соблюдались. После Жукова алкоголь из буфетов исчез.
    1. +1
      7 февраля 2019 20:39
      Цитата: bistrov.
      По воспоминаниям старых сослуживцев,ещё в 50-х годах,на территориях воинских частей в буфетах продавался алкоголь,офицерам пить его не возбранялось,главное,чтобы "приличия" соблюдались. После Жукова алкоголь из буфетов исчез.

      При Гречко это тоже было. И при Язове тоже. Кафе "Урал"(Крампниц, во времена 35 ГвМСД): рюмка коньяку, борщ, эскалоп с гречневой кашей и стакан пива - просто пообедал.
      А уж кафе в жилых городках - это пожизненно!)
      Но это я про СА, в РА не служил, слава аллаху.
  8. +8
    6 февраля 2019 07:40
    Когда я спросил своего дядю-танкиста (Т-34), как ему удалось выжить (с осени 41-го и до Вены)? Он ответил, что отчасти и потому, что за всю войну не выпил и 100 граммов. Наш тятя провожая, сказал ему: "Хочешь вернуться живым - не пей ни до, ни после боя!"
    Но все мы люди - вернувшись в родную деревню, дядя чуть до "белочки" не догулялся...
  9. BAI
    +10
    6 февраля 2019 09:43
    У водки есть один большой плюс, который автор не рассмотрел. Проверено на себе. В походе наелись каких-то неизвестных грибов. Все. Кто запил водкой - ничего, все (без исключения) кто не пил - пищевое отравление. В условиях фронта, когда с чистой водой, питанием и прочим - напряженка, водка будет весьма полезна.
    Очевидный факт - выпивать можно только перед сном, на ужине. В состоянии опьянения никакая тяжелая физическая работа не возможна. А война, как говорил отец (фронтовик), это в первую очередь тяжелый труд. Либо идти, либо копать.
    1. 0
      6 февраля 2019 10:08
      Цитата: BAI
      В походе наелись каких-то неизвестных грибов. Все. Кто запил водкой - ничего, все (без исключения) кто не пил - пищевое отравление.

      Есть съедобные и вкусные грибы-навозники, которые с алкоголем превращаются в смертельный яд.
      1. BAI
        +2
        6 февраля 2019 11:10
        Гриб с внешним видом поганки ни один человек собирать, а тем более есть не будет. Кроме специалистов, конечно, которые знают, что и зачем делают.
        1. -1
          6 февраля 2019 11:33
          Цитата: BAI

          Гриб с внешним видом поганки ни один человек собирать, а тем более есть не будет.

          Никакого поганистого вида нет-отличный гриб-сам белый. гименофор-розовый.. Но-с нюансами...
          1. BAI
            +1
            6 февраля 2019 11:42
            На суд читателей- поганка или нет:
            1. +2
              6 февраля 2019 21:44
              По виду чистая поганка, а по факту не знаю! Сам собираю и ем только боровики, подосиновики и лисички. Все остальные - поганки для меня. smile hi
    2. 0
      6 февраля 2019 23:44
      О чём вы вобще!!!! Наркомовские 100 грамм, крепость около сорока проц, спирта. Чтоб от этого опьянеть нужно неделю не есть.
    3. 0
      8 февраля 2019 00:55
      Моя жена,студенткой с подружками поела колбаски,домашней с рынка. Ее подруги- постарше- по рюмочке водочки слопнули апосля и хоть бы ..
      А моя- не стала пить. Отравление,рнанимация и еле откачали.
  10. +13
    6 февраля 2019 11:07
    Товарищ Ворошилов сам знал толк в алкоголе и считал его полезным для поднятия здоровья и боевого духа личного состава частей действующей армии.
    Товарищ Ворошилов считал правильно. В условиях боевых действий, тем более такого масштаба, военнослужащие подвергаются чудовищным совершенно психологическим нагрузкам. Этанол в нейрохимическом смысле работает как антидепрессант быстрого действия, действуя на те же нейромедиаторы и рецепторы, что и соответствующие препараты, например, кетамин. Антидепрессанты быстрого действия срабатывают даже в тех случаях, когда обычные средства против депрессии оказываются бессильны.
    В вермахте с этой целью применялся первитин.

    Первитин - коммерческое название метамфетамина - одного из наиболее популярных сегодня наркотиков.
    Первитин официально входили в «боевой рацион» лётчиков и танкистов под названием "Panzerschokolade".
    Широко использовался и в японской армии.
    1. BAI
      +3
      6 февраля 2019 11:48
      Причем не только Ворошилов. Практически во всех христианских армиях употреблялся алкоголь. Весь вопрос - в количестве. В малых дозах и яд полезен. В больших - и от молока умереть можно (если влить под давлением).
      1. +4
        6 февраля 2019 16:20
        Цитата: BAI
        Причем не только Ворошилов. Практически во всех христианских армиях употреблялся алкоголь. Весь вопрос - в количестве. В малых дозах и яд полезен.

        Алкоголь в умеренных дозах полезен в любых количествах..

        drinks
        1. +1
          6 февраля 2019 21:47
          Я с Вами не согласен...., но плюс за шутку.
    2. 0
      6 февраля 2019 14:21
      Вот интересно все же, как выглядит субстанция, минусующая этот комментарий.
      1. BAI
        +3
        6 февраля 2019 14:28
        Наверное, как-то так:
    3. 0
      11 февраля 2019 20:01
      Дециман...Лётчикам Люфтваффе , перед вылетом давали чашку кофе, называли "кофе от Геринга", так в нём также был Первитин и наверное не только. Потому такими эффективными и непобедимыми сразу казались немецкие пилоты в ВОВ, особенно в начале, - под наркотой летали... Немцы солдаты и не всегда хотели пользовать таблетки, зная последствия...
  11. +1
    6 февраля 2019 12:21
    Где-то читал, что во время ВМВ в армии США алкоголь был строжайше запрещён, практически для солдат и офицеров был введён "сухой закон". Думаю, это правильно.
    1. BAI
      +7
      6 февраля 2019 13:19
      Алкоголь + наркотики = страшная сила.


      У американских солдат в ежедневном пайке, наравне с консервами и другой едой, сигаретами и жвачкой имелась и упаковка с 10 таблетками амфетамина. Если в трудные моменты и этого оказывалось мало, он мог получить ещё. Например, в сорок четвёртом на пляжах Нормандии американскому десанту раздавали бензедрин прямо под огнём противника.

      Роль «химии» в армии возрастала. Пилоты амфетамины принимали до взлета, а барбитураты после посадки. Без препаратов человеческий организм не выдерживал физических нагрузок, а психика не справлялась с ужасами войны (как уже отмечено выше). В 1940-м году метамфетамин стал применяется под названием мефедрин. А в 1942 году на «вооружение» поступает и декстро-амфетамин.
      1. 0
        7 февраля 2019 00:14
        Цитата: BAI
        Роль «химии» в армии возрастала. Пилоты амфетамины принимали до взлета, а барбитураты после посадки. Без препаратов человеческий организм не выдерживал физических нагрузок, а психика не справлялась с ужасами войны (как уже отмечено выше). В 1940-м году метамфетамин стал применяется под названием мефедрин. А в 1942 году на «вооружение» поступает и декстро-амфетамин.

        Во время второй мировой психостимуляторы использовали все воюющие армии... США и Британия - бензедрин, метедрин, фенамин, декстро-амфетамин... Япония - филопон... В СССР - Эфедрин, с 1942 по 1946 амфетамины поставлялись по лендлизу.
        Эти стимуляторы чаще всего использовали летчики, танкисты и бойцы спецподразделений...
  12. +1
    6 февраля 2019 12:51
    Психоактивные вещества и война - понятия несовместимые.
    1. +1
      7 февраля 2019 20:56
      Цитата: Steel Falcon
      Психоактивные вещества и война - понятия несовместимые.

      Но аскофарм нам в СА выдавали. Если надо было не спать, быстро думать и много перемещаться. Я, правда, на "выходах" старался обходиться без него.
    2. 0
      11 февраля 2019 20:54
      Стеел Ф... Вы уж переиначьте, что война ни с чем не совместима, ибо противопоказана всему здравому... Но на практике война уже не обходится без наркотиков, как стимуляторов, и чем далее. тем более...Скоро и совсем зомби-солдаты пойдут... А ведь ранее только идеологическим зомбированием обходились, чтоб человек шёл убивать массово других. В мирное время, это тягчайшее преступление, а вот с чьих разрешений, можно убивать,- парадоксы развитого общества человекоподобных......
  13. +4
    6 февраля 2019 13:49
    Всю "пользу" от водки можно наблюдать на примере ВСУ, небоевые потери в 3 раза больше боевых. Алкоголь и армия несовместимы.
    1. +1
      6 февраля 2019 21:49
      Так и пьют не по сто грамм!
      1. +3
        7 февраля 2019 01:08
        Я этого не понимаю: ну выпил грамм 700 - остановись!
        1. +1
          7 февраля 2019 01:32
          Согласен! После 700 только на боковую, тады с утра не так пакостно и после обеда можно за руль. hi
  14. +4
    6 февраля 2019 14:18
    В 1999 году начались боевые действия в Дагестане ( август-сентябрь),потом плавно перетекли в новую войну с 1 октября, потом бои и к началу декабря подошли к Грозному. Все это время не пили. Не потому, что не хотели, просто не было. И вот приехала замена, привезли с собой "наркомовских". Я выпил сто грамм, вышел покурить из палатки и опьянел до такой степени, что минут 40 не мог найти вход в палатку.Вот так сказалось нервное напряжение. Товарищ, выйдя из боя попросил выпить. Ему налили чистый спирт полную армейскую кружку, он выпил и говорит: " Дайте водки что-ли, чем мне вода поможет". Не опьянел ни грамма.
    Поэтому считаю, что переодически , после боя можно выпить,расслабиться.Все от ситуации зависит. Каждый делает выбор сам. А во время войны руководство давало возможность выбора, тем более все-таки, учитывая что подводникам и "ядерщикам" до сих пор дают спиртное, в определенных случаях и нормах польза есть.
    Кстати отец рассказывал, что в 60-е годы в Сибири офицер в "тревожном чемодане" должен был иметь бутылку водки.
    1. +1
      6 февраля 2019 21:52
      Кстати отец рассказывал, что в 60-е годы в Сибири офицер в "тревожном чемодане" должен был иметь бутылку водки.
      Скорее питьевого спирта, таки в морозы не замёрзнет. hi
      1. 0
        12 февраля 2019 10:10
        Уморили, нормальная водка на морозе замерзает что ли?
        1. 0
          12 февраля 2019 20:20
          При минус 50 замёрзнет даже Сибирская водка. smile Вы наверное с Югов.
  15. +4
    6 февраля 2019 15:28
    Автор "забыл" упомянуть ,что в царской армии и флоте- не пьющий получал деньги за не выпитую чарку. Так,что был выбор,хочешь пей или бери деньгами.
    Чтоб не быть голословным- упоминание сего,у Станюковича "Морские рассказы", в частности "Максимка".
  16. 0
    6 февраля 2019 17:48
    не вижу аналитики до и после выдачи\запрета. Где сравнение эффективности действий подразделений в этих двух крайних состояниях? Ста тья ни о чем : что-то было, кто-то сказал одно, кто-то другое...
  17. +2
    6 февраля 2019 19:01
    ,,,очень много отравилось, даже с 1941 периодически выходили приказы о борьбе с алкогольными отравлениями.




    ,,искал как то одного человека, умер от ран, так в документе причина смерти через один было отравление метилом.
    1. +1
      7 февраля 2019 01:39
      Цитата: bubalik
      в документе причина смерти через один было отравление метилом.

      Так вот для того, чтобы люди не травились метиловым спиртом, или еще каким нибудь суррогатом, типа "авиационный" ликер "Шасси", выдавали чистый этиловый спирт, или водку. На флоте, например, даже на техническое обслуживание оборудования выдавали только этиловый спирт. В тропиках выдавали по 200 грамм вина, очень хорошо утоляло жажду, но потом какому-то чиновнику-трезвеннику пришла неправильная мысль - заменить вино соками. Эффект не тот, но русские умельцы все равно даже в судовых условиях умудрялись из сока сделать вино.
      1. +1
        9 февраля 2019 19:58
        Какие проблемы - если сок настоящий? Это не современная бурда из воды, подсластителей и ароматизаторов она бродить не может по определению.
        1. +1
          10 февраля 2019 01:54
          Цитата: Ua3qhp
          Какие проблемы - если сок настоящий? Это не современная бурда из воды, подсластителей и ароматизаторов она бродить не может по определению.

          Конечно проблемы, попробуйте это сделать в судовых условиях, запах идет по всему отсеку.
          1. +2
            11 февраля 2019 20:16
            Есть такой момент.
  18. +2
    6 февраля 2019 20:07
    если вы танкист то водка перед боем противопоказана всему экипажу, а если вы пехотинец и идете в атаку на не подавленный мг-42 то от 200 гр врядли что зависит вопервых при экстриме хмель очень быстро перестает действовать расслабляюще во вторых для здорового организма эта доза перед атакой врядли является чем то неприемлемым если конечно вы не черепашка нинзя или зеленый берет
  19. +1
    6 февраля 2019 22:42
    ,,,у американцев мне кажется с этим проще было,,

    — Слушайте, — начал он в такт ударам, — здесь действительно есть сержантишка, у которого вон там, в лесу, стоит перегонный куб. Я потолковал с ним и договорился насчет цены.
    — Сколько? — спросил Крофт.
    — Э-э… должен сказать, что цена довольно высокая, — запинаясь, проговорил Уилсон, — но виски хорошее. Он гнал из консервированных персиков, абрикосов и изюма и добавлял туда много сахара и дрожжей. Дал мне попробовать — чертовски хорошее виски…
    — Сколько? — еще раз спросил Крофт.
    — Э-э… он хочет двадцать пять фунтов за три фляги. Я не умею пересчитывать эти проклятые фунты на доллары, но, по-моему, это что-то не больше пятидесяти долларов.
    Крофт сплюнул на землю.
    — Пятьдесят долларов! Ха! Это все восемьдесят, а не пятьдесят. За три фляги это уж слишком много.
    Уилсон покачал головой.
    — А чего жалеть-то? Может, завтра нам всем конец. — Помолчав немного, он добавил: — Давайте возьмем в компанию Реда и Галлахера, и тогда с каждого выйдет по пять фунтов, ведь нас же будет пятеро. Пятью пять двадцать пять. Правда ведь?
    Поразмыслив несколько секунд, Крофт сказал:
    ~ Ну давай иди к Реду и Галлахеру. Мы с Мартинесом согласны.
    Поговорив с Галлахером, Уилсон отошел от него с пятью австралийскими фунтами в кармане. Остановившись около Реда, он рассказал ему все и назвал цену. Ред взорвался:
    — По пять фунтов с рыла за какие-то три фляги? Ты что, Уилсон, с ума спятил? За двадцать-то пять фунтов можно купить пять фляг, а не три.
    — Можно, только не здесь, Ред.
    — Допустим, я соглашусь, а откуда ты возьмешь эти пять фунтов?
    — Вот отсюда, — отпарировал Уилсон, доставая из кармана пять фунтов, которые он получил с Галлахера.
    — А это не чьи-нибудь еще деньги? — спросил Ред с подозрением.
    Уилсон глубоко вздохнул.
    — Честно, Ред. Как ты можешь думать так о своем друге?
    Произнося эти слова, Уилсон и сам подумал, что говорит чистейшую правду.
    — Ну ладно, на тебе пять фунтов.
    Ред не поверил Уилсону, но решил, что в конце концов это не столь уж важно. Ему хотелось выпить, а искать виски самому было лень. Его то и дело охватывал тот страх, который он испытал, когда шел один по тропе и услышал выстрел Крофта. "Мы только и знаем надувать друг друга", — подумал он с горечью. Ред никак не мог отделаться от воспоминаний о том, что того японского солдата убили. Что-то в этом было не так. Раз японца не убило взрывом гранаты, его следовало считать военнопленным… Но было и еще что-то не так. Ему надо было остаться с Крофтом и Галлахером. Вся эта напряженная неделя… страшная ночь на берегу речушки… убийство солдата… Ред тяжело вздохнул. Пусть Уилсон идет за этим виски, надо обязательно выпить.
    Уилсон собрал остальные деньги с Крофта и Мартинеса, взял четыре пустые фляги и пошел к сержанту. Он заплатил ему собранные с друзей двадцать фунтов и возвратился с четырьмя наполненными виски флягами. Одну из них он спрятал по дороге под одеялом в своей палатке, а затем подошел к товарищам и отцепил от пояса три фляги.,,,


    Норман Мейлер.
    Нагие и мертвые
    1. 0
      7 февраля 2019 09:51
      виски хорошее. Он гнал из консервированных персиков, абрикосов и изюма и добавлял туда много сахара и дрожжей.

      это что угодно, только не виски. это бренди вообще-то, если из фруктового сырья. и дрожжи- не есть хорошо, вкус портят, изюма должно быть достаточно для брожения.
      Виски делают из зернового сырья и настаивают на дубе.
  20. +2
    6 февраля 2019 23:40
    Автору. Русская чарка никогда не была объемом 160 грамм. Чарка, русская мера водки составляла 1/100 часть ведра. Стандартный объем ведра 12 литров, то есть одна чарка объемом 120 мл. Другая мера водки - четверть, одна четвертая часть ведра -3 литра. Такие вещи надо знать.
  21. +1
    7 февраля 2019 00:12
    Вот специально употребил но голодный желудок грамм этак 80 домашнего 60 градусного алкоголя. Весь день пахал как негр, так что на усталость употребил. Ну не отрицательного эффекта. Не тот обьем. А положительный эффект есть, мышцы на руках расслабились, не болят. Надоели эти разговоры о вреде и последствиях. Дозы то медикаментозные.
  22. +1
    7 февраля 2019 01:32
    как говорил наш профессор химии - в день человеку надо выпивать 50 гр чистого спирта, для лучшего метаболизма организма.
    1. BAI
      0
      7 февраля 2019 16:17
      21 алкогольная единица в неделю - приносит пользу.
      В большинстве стран за одну алкогольную единицу принимают 10 мл (8 грамм) 100% этилового спирта. Такое количество в среднем перерабатывает организм взрослого здорового человека за 60 минут.
  23. +1
    7 февраля 2019 10:38
    Цитата: sharp-lad
    Дело в том, что привычка к ста граммам "ушла" после Победы вместе с миллионами демобилзованных солдат в народ, что очень способствовало алкоголизации сельского населения.Ну не знаю как с сельским населением, а сам уже четвёртый год употребляю +- 100 г. крепкого напитка почти каждый вечер и никаких признаков алкоголизма за мной не замечают. Разве что напиваться вообще перестал, даже по большим праздникам, как то и не хочется, ведь следующим вечером можно опять приятно остограммится. smile hi


    Предупреждаю на своём опыте, что скоро у вас будет инсульт. Нынешняя водка - это отрава и больше ничего...
    1. +1
      8 февраля 2019 16:23
      Домашний алкоголь, дестилят, много полезней.
  24. +1
    8 февраля 2019 00:48
    Два года срочной прослужил,но и не нюхал водки,вина,пива. На эскадре с этим было очень строго....
    Офицеры иногда как и все нормальные люди,выпивали.Но чтобы кто то приперся в часть пьяным?...Неее не видел ....
  25. 0
    9 февраля 2019 14:04
    "Перед атакой водку — вот мура!
    Свое отпили мы еще в гражданку,
    Поэтому мы не кричим «Ура!» -
    Со смертью мы играемся в молчанку."

    Вообще, после боя, снять нервное напряжение дабы не поехать крышей, седативный эффект от 100-200 грамм алкоголя думается идет исключительно на пользу. Но вот перед боем - наверное только во вред.
  26. +1
    11 февраля 2019 02:12
    Относились на фронте к спиртному по-разному. Отец мой воевал морпехом с конца 42-го; как говорил, год просидел в одном окопе на Волховском фронте, пока фронт от Ленинграда не двинулся. Водку давали ежедневно, и он не отказывался. Позже попал электриком-мотористом (гражданская специальность поспособствовала) на морские охотники МО-4, относящиеся к Морчастям погранвойск, где прослужил аж до 51-го; там со спиртным было строго, разрешалось выпить только на берегу, если на отдыхе. А вот тесть прошел войну с начала 43-го командиром пулеметного взвода; дважды практически полностью в боях терял свой взвод, сам же дважды был ранен, но возвращался в строй. Так вот он, из староверов, не пил на войне вообще. Хотел быть примером для подчиненных, но запретить пить им не мог. Говорит, кто любил выпить за себя и за товарища, долго на войне не жил.
  27. 0
    11 февраля 2019 14:09
    Яркий пример - армия "аватаров" ВСУ ))))
  28. 0
    12 февраля 2019 09:41
    Помню, водка выдавалась только перед атакой. Старшина шел по траншее с кружкой, и кто хотел, наливал себе. Выпивали в первую очередь молодые.


    Сразу видно молодых необстреленных юнцов, с боевыми наградами, которые готовятся к атаке...
    Не всегда выдавали перед боем, деда говорил после боя давали, чтобы снять напряжение. Да что такое 100 граммов для мужика, у которого еще и нервы на пределе перед боем, это капля в море.
  29. 0
    14 февраля 2019 11:05
    Знакомые фронтовики о водке как то не вспоминали... А вот мастер из ПТУ вспоминал, правда он призвался уже после войны в 1946, на БФ. Служил на тральщике. Наркомовские давали при выходе на боевое траление. Так вот, он говорил что 100 грамм ни к селу не к городу. Поэтому они втроём "скооперировались"... и один матрос на боевой выход "принимал" 300 гр. Как они это делали не говорил, но по его словам, после 300 всё таки больше пофигизма. Но за то два выхода дрожали...
  30. 0
    14 февраля 2019 12:20
    Цитата: kosopooz77
    Все верно,мне дед покойный тоже самое рассказывал.Сам за всю войну не выпил ни глотка.Потом,правда,бухал как не в себ

    Мой дед также, правда пил после войны не почерному , но много..
  31. 0
    15 февраля 2019 23:01
    "Когда на смерть идут — поют,
    а перед этим
    можно плакать.
    Ведь самый страшный час в бою —
    час ожидания атаки.
    Снег минами изрыт вокруг
    и почернел от пыли минной.
    Разрыв —
    и умирает друг.
    И значит — смерть проходит мимо.
    Сейчас настанет мой черед,
    За мной одним
    идет охота.
    Будь проклят
    сорок первый год —
    ты, вмерзшая в снега пехота.
    Мне кажется, что я магнит,
    что я притягиваю мины.
    Разрыв —
    и лейтенант хрипит.
    И смерть опять проходит мимо.
    Но мы уже
    не в силах ждать.
    И нас ведет через траншеи
    окоченевшая вражда,
    штыком дырявящая шеи.
    Бой был короткий.
    А потом
    глушили водку ледяную,
    и выковыривал ножом
    из-под ногтей
    я кровь чужую."
    Выходит пили водку в основном после боя. Хотя видимо было по всякому.
  32. 0
    16 февраля 2019 03:08
    По рассказам одного знакомого, водка и не помогала и не мешала, просто у них в дивизионе выпивали после боя, так решил командир Налей 100 гр. наводчику и алесс.
  33. 0
    1 мая 2019 07:32
    перед боем конечно не стоит , но перед сном , на ужин скорее всего полезно принять 50-70 грамм крепкого алкоголя , я так думаю .