Военное обозрение

Радиоэлектронная борьба. Битва за Атлантику. Окончание

14
Упомянутая в предыдущей части цикла система высокочастотной радиопеленгации HF/DF (High-frequency direction finding, или Huff-Duff), устанавливаемая с 1942 года на кораблях эскортного сопровождения, помогла пустить на дно 24% всех потопленных субмарин Германии. Подобная аппаратура была установлена и на американских кораблях, только по французской технологии. Huff-Duff позволила сделать главное – она лишила «волчьи стаи» возможности координировать свои действия с помощью радиообмена, что было ключом к успеху на море.


В борьбе с надводными кораблями противника немецкие подводники в условиях плохой видимости использовали РЛС сантиметрового диапазона. При этом для фиксации вражеского радиоизлучения в начале 1944 года у субмарин появился радиоприёмник FuMB 26 Tunis, который являлся совмещенной системой, включавшей в себя 9-сантиметровый FuMB 24 Fliege и 3-см FuMB 25 Mücke.

Радиоэлектронная борьба. Битва за Атлантику. Окончание


Радиоприемник FuMB 26 Tunis

Эффективность его была достаточно высока – Tunis «видел» РЛС противника на удалении 50 км, в особенности 3-см английский радар АСВ Mk.VII. «Тунис» появился в результате тщательного осмотра немцами обломков сбитого над Берлином британского самолета, оснащенного 3-сантиметровым радаром. Забавные истории случались с американскими самолетами-радиоразведчиками, которые блуждали по Атлантике в поисках радиоволн локаторов кригсмарине. К концу войны они почти перестали фиксировать излучение – оказалось, немцы настолько были напуганы ответными действиями противника, что просто перестали пользоваться радарами.


Один из экземпляров британских авиационных РЛС в музее

Среди ответных уловок немецкого флота были имитаторы надводных целей, получивших название Aphrodite и Tetis. Aphrodite (по другим источникам, Bold) упоминались в первой части цикла и представляли из себя наполненные водородом шары с алюминиевыми отражателями, которые крепились к массивному поплавку. Tetis был еще проще – резиновый баллон, поддерживающий рефлекторы, покрытые алюминиевой фольгой. И эта примитивная техника оказалась вполне эффективной. Американские самолеты с британскими обнаруживали их на таком же расстоянии, что и реальные цели, да и сигнатура ловушек ничем себя не выдавала. Даже самые опытные операторы РЛС не могли уверенно отличить Aphrodite и Tetis от кораблей немцев.


Линкор Gneisenau




Линкор Scharnhorst


Тяжелый крейсер Prinz Eugen в руках американцев

Несмотря на некоторую отсталость в вопросах РЭБ, немцам все-таки было чем гордиться. В ночь на 12 февраля 1942 года были поставлены активные помехи британским локаторам на южном побережье Англии, благодаря которым тяжелый крейсер Prinz Eugen вместе с линкорами Scharnhorst и Gneisenau успели почти незамеченными проскочить Ла-Манш. Сами корабли должны были на максимальной скорость вырваться из французского Бреста, при этом все радиолокационные приборы на них были выключены. Всю работу по глушению британцев делали Breslau II – береговые передатчик на французском побережье и три He 111H. Последние оснащались передатчиками имитационных помех Garmisch-Partenkirchen, которые создавали на локаторах англичан фантомы приближающихся крупных бомбардировочных соединений. Кроме того, была сформирована специальная эскадрилья, которая специально курсировала в районе Британских островов, дополнительно отвлекая внимание. И такая слаженная комплексная работа немцев увенчалась успехом – позже английские газеты с горечью писали, что "со времен XVII столетия королевский флот не переживал ничего более позорного в своих водах". Самое интересное, что британцы не смогли опознать радиоэлектронную атаку на свои локаторы. Они до самого последнего момента полагали, что столкнулись с неисправностями. На стороне немцев была темная ночь и густой туман, но все-таки они были обнаружены, правда, не локаторами, а патрульными самолетами. Prinz Eugen, Scharnhorst и Gneisenau даже успели попасть под обстрел береговой батареи британцев, которая работала по идущим на всех парах кораблям с дальности 26 км. Бой за прорывающиеся корабли вели как в воздухе, так и артиллеристы береговых батарей по обе стороны Ла-Манша. Scharnhorst, едва успевая отбиваться от надоедливых торпедных катеров, налетел на мину и встал, рискуя стать простой целью для британских бомбардировщиков. Англичане бросили в атаку 240 бомбардировщиков, которые в отчаянной попытке старались потопить беглецов. Но матросы Scharnhorst оперативно устранили повреждения, и под прикрытием люфтваффе линкор продолжил движение. Gneisenau несколько позже также отличился встречей с миной, которая, однако, ничего существенного не принесла, и корабль продолжил движение.






Herschel Hs 293A


Herschel Hs 293A и её носитель


Планирующая УАБ Fritz X

Союзникам пришлось бороться еще с одной неожиданной напастью с немецкой стороны – управляемым вооружением. В середине войны у фашистов появились управляемые авиабомбы Herschel Hs 293A и планирующие управляемые бомбы типа Fritz X. Принцип работы новинок был достаточно прост по современным меркам – радиопередатчик Kehl на самолёте и приемник Strassburg на боеприпасе были ядром этой системы. Радиокомандная система работала в метровом диапазоне, причем оператор мог выбирать между 18 рабочими частотами. Первой попыткой "глушения" такого оружия стал постановщик помех XCJ-1, появившийся на американских эсминцах, задействованных в эскортном сопровождении в начале 1944 года. Не все было гладко у XCJ-1 с подавлением массированных атак управляемых бомб, так как оператору приходилось настраиваться на строго определенную частоту одной бомбы. В это время остальные Herschel Hs 293A и Fritz X, работающие на иных частотах, успешно поражали корабль. Пришлось обращаться к британцам, которые на то время были бесспорными фаворитами в РЭБ. Английская глушилка типа 650 работала непосредственно с приемником Strassburg, блокируя его связь на частоте активации 3 МГц, что не давало возможности немецкому оператору выбрать радиоканал управления. Американцы вслед за британцами усовершенствовали свои передатчики до версии XCJ-2 и XCJ-3, а у канадцев появилась аналогичная Naval Jammer. Как обычно, такой прорыв не был случайным – на Корсике предварительно упал немецкий Heinkel He 177, на борту которого была система управления новыми бомбами. Тщательное изучение аппаратуры и выдало союзникам все козыри.


Пример удачного попадания управляемой бомбы в корабль союзников

AN/ARQ-8 Dinamate из США вообще позволял перехватывать управление немецкими бомбами и отводить их от эскортов. Все эти меры заставили немцев уже к лету 1944 года отказаться от использования радиоуправляемых бомб. Надежду давал переход на управление по проводам у Fritz X, но в этих случаях к цели приходилось подбираться слишком близко, что нивелировало все преимущества планирующих бомб.

Противостояние в Атлантике была важным, но далеко не единственным примером успешного применения или провального пренебрежения возможностями РЭБ. Немцам, в частности, приходилось судорожно сопротивляться армадами бомбардировщиков союзных ВВС, которые в конце войны сровняли страну с землей. И борьба на радиофронте играла здесь не последнее значение.

По материалам:
uboat.net
wiki.wargaming.net
Палий А. И. Радиовойна. М., Воениздат, 1963
Марио де Арканжелис. Радиоэлектронная война. От Цусимы до Ливана и Фолклендских островов. Изд-во Blandford press poole dorset, 1985
Пирумов В. С., Червинский Р. А. Радиоэлектроника в войне на море. М.: Воениздат, 1987
Радиоэлектронная борьба. От экспериментов прошлого до решающего фронта будущего. Под ред. Н. А. Колесова и И. Г. Насенкова. М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2015
Автор:
Использованы фотографии:
uboat.net, i.pinimg.com, wikipedia.ru
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Alexey RA
    Alexey RA 8 февраля 2019 16:09 Новый
    +7
    Англичане бросили в атаку 240 бомбардировщиков, которые в отчаянной попытке старались потопить беглецов.

    Вот только цель смогли найти всего 39 машин. Из которых 6 были "авоськами" - неплохой торпедоносец, пока навстречу не дует ветер smile , а в воздухе нет истребителей. А истребители у немцев были - в "Цербере" люфты и кригсмарине в кои то веки работали вместе.
  2. NF68
    NF68 8 февраля 2019 16:44 Новый
    +2
    Интересная статья.
  3. Alexey RA
    Alexey RA 8 февраля 2019 20:08 Новый
    +6
    Пример удачного попадания управляемой бомбы в корабль союзников

    Пример неплохой живучести КРЛ типа "Бруклин". smile

    Бедная "Саванна" получила прямое попадание УАБ FX-1400 в крышу третьей БШ ГК. Бомба прошла до перегрузочного помещения башни - и там взорвалась. Взрывы сотрясали КРЛ полчаса, мешая тушению пожаров (на фото пожарные как раз льют воду в отверстие, пробитое бомбой в крыше БШ ГК).
    И что в результате? А ничего - корабль своим ходом (в сопровождении двух АСС) дошёл до Мальты, где и встал на ремонт. После чего пересёк Атлантику - и встал на модернизацию в Филадельфии, где крейсер замодернизировали до такой степени, что он фактически превратился в КРЛ типа "Сент-Луис".
  4. тасха
    тасха 8 февраля 2019 20:37 Новый
    +1
    В ночь на 12 февраля 1942 года...тяжелый крейсер Prinz Eugen вместе с линкорами Scharnhorst и Gneisenau успели почти незамеченными проскочить Ла-Манш.
    Автор, вы не поверите, у этой операции есть название - "Цербер" или "Церберус"...
    1. Евгений Федоров
      8 февраля 2019 21:11 Новый
      +3
      Вполне верю, даже готов подтвердить.
  5. тасха
    тасха 8 февраля 2019 20:44 Новый
    -1
    управляемые авиабомбы Herschel Hs 293A и

    HeNschel, автор, HeNschel...Я понимаю, в одном месте ошиблись, но у вас-то - 4 раза! Я ваши статьи читаю с интересом, но вы сами-то понимаете, о чём пишете? Без обид...
  6. Комментарий был удален.
  7. тасха
    тасха 8 февраля 2019 20:55 Новый
    -1
    Противостояние в Атлантике была важным, но далеко не единственным примером успешного применения или провального пренебрежения возможностями РЭБ. Немцам, в частности, приходилось судорожно сопротивляться армадами бомбардировщиков союзных ВВС, которые в конце войны сровняли страну с землей. И борьба на радиофронте играла здесь не последнее значение.

    Кто-нибудь сможет объяснить - о чём идет речь в этом абзаце?
  8. тасха
    тасха 8 февраля 2019 20:57 Новый
    0
    AN/ARQ-8 Dinamate из США вообще позволял

    Это кто такой?
  9. тасха
    тасха 8 февраля 2019 21:19 Новый
    0
    Gneisenau несколько позже также отличился встречей с миной, которая, однако, ничего существенного не принесла, и корабль продолжил движение.

    Это пять...
  10. тасха
    тасха 8 февраля 2019 21:30 Новый
    +1
    Надежду давал переход на управление по проводам

    Магистр Йода сказал бы так: "Переход на управление по проводам надежду давал.."...
  11. тасха
    тасха 8 февраля 2019 21:38 Новый
    +1
    Американские самолеты с британскими обнаруживали их

    Даже самое опытные операторы

    были на максимальной скорость

    делали Breslau II – береговые передатчик на

    был сформирован специальная
  12. Самара_63
    Самара_63 9 февраля 2019 10:57 Новый
    +1
    У немцев флот надводный того времени с чисто технической стороны был в целом лучше британского, но у бритов были лучше обучены матросы...
  13. iouris
    iouris 10 февраля 2019 13:06 Новый
    0
    Очень важная статья - про такую войну широкой публике у нас известно очень мало.
  14. RSBN-6s
    RSBN-6s 25 февраля 2019 18:38 Новый
    0
    Как меня учили Радиоэлектронная Борьба включает в себя три составляющих:
    РЭЗ своих РЭС, РЭБ РЭС противника и ПД ИТР.
    Данная статья имеет много фактического материала, но систематика РЭБ отражена не в полной мере.