Забытая война: почему замалчивают китайско-вьетнамский конфликт

134
17 февраля 1979 года после артиллерийской подготовки примерно 200 тыс. китайских военнослужащих пересекли границу и вторглись в северные провинции Вьетнама. Началась «Первая социалистическая война».

Активная фаза боевых действий закончилась 16 марта 1979 года, потери обеих сторон, по разным источникам, составили до 50 000 человек. В следующем десятилетии ещё тысячи погибли в ожесточённых пограничных боях за спорные территории с применением тяжёлого вооружения и бронетехники. В результате сражения у островов Спратли в 1988 году Китай получил контроль над частью этого архипелага.



В 1990 году Ханой и Пекин на фоне ухода Вьетнама из Камбоджи и распада СССР начали переговоры о нормализации, а затем официально восстановили дипломатические отношения. С этого момента Вьетнам и Китай сохраняли полное молчание об этой войне в совместной попытке забыть трагическую главу в отношениях двух стран.

Забытая война: почему замалчивают китайско-вьетнамский конфликт


Несмотря на честное признание ошибок Коммунистической партией Китая, культурная революция и её последствия всё ещё остаются очень чувствительным периодом китайской истории. В образовательных программах любая информация о тех временах подаётся крайне ограниченно или полностью отсутствует. Вышедший на экраны в декабре 2017 года фильм «Молодость» собрал 800 миллионов юаней (около 7,5 млрд. рублей) и стал блокбастером из-за 10-ти минутной военной сцены.

Я увидел трейлер и решил купить билет, потому что впервые услышал о китайско-вьетнамской войне.

- сказал один из зрителей, 23-летний студент университета, в интервью изданию Global Times.

Командование Южного военного округа НОАК опубликовало свой обзор, в котором говорится, что любой фильм, в котором упоминается китайско-вьетнамская война, будет подвергаться строгой цензуре. Позже эта статья была удалена из источника.

Вьетнамские лидеры решили отказаться от исторических обид и сосредоточиться на политическом и экономическом сотрудничестве с КНР. Вьетнам с гордостью вспоминает сражения с японскими, французскими и американскими агрессорами, однако бои с Китаем остаются неизвестными для молодого поколения. В учебнике по истории для средней школы конфликту 1979 года, или Третьей Индокитайской войне, посвящено всего 11 строк.



Напряжённость в Южно-Китайском море и растущая экономическая зависимость страны от КНР привели к росту общественного давления на Коммунистическую партию Вьетнама. Подозрения в слабости властей, череда антикитайских выступлений, внутренние разногласия в руководстве КПВ во взглядах на отношения с Пекином, вынудили ослабить цензуру.

Газета «Нхан дан», официальный орган КПВ, в марте 2015 года назвала 64 солдат, погибших в битве за остров Гак Ма архипелага Труонг Са (Спратли), «мучениками, защищавшими территорию своей страны от китайского вторжения». В следующем, 2016 году, во многих населённых пунктах страны были проведены поминальные службы с участием сотен ветеранов и военнослужащих. К 40-летней годовщине трагических событий 1979 года вьетнамская англоязычная газета VietnamNews опубликовала статью с воспоминаниями о «безжалостных убийствах китайскими солдатами невинных местных жителей».

Можно предположить, что изменение публичной позиции Вьетнама по китайско-вьетнамской истории является средством выразить своё недовольство поведением северного соседа и попыткой взять под контроль националистические настроения вьетнамских граждан, обеспокоенных политическим и экономическим давлением со стороны КНР. Китай же, в свою очередь, продолжает замалчивать историю, в расчёте поддержать имидж перспективного партнёра на фоне растущей военной мощи НОАК.
134 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +20
    7 февраля 2019 19:21
    А про участие в этой войне советских подразделений на стороне Вьетнама вообще ни где не пишут?А между тем это было!!!!
    1. +14
      7 февраля 2019 20:18
      А сколько ещё мы не знаем и не только про эту войну...
      1. +4
        8 февраля 2019 00:39
        Цитата: cniza
        А сколько ещё мы не знаем и не только про эту войну...

        Да мы толком не знаем что творится между китайцами и вьетнамцами и на "бытовом" уровне. Вот например:
        14.05.2014г в провинции Ха Тинь, в 250 километрах к югу от Ханоя, 16 китайских и 5 вьетнамских рабочих погибли в массовых беспорядках, которые стали одним из серьёзнейших инцидентов в китайско-вьетнамских отношениях за всё время с пограничной войны 1979 года.

        Вчерашние беспорядки, перешедшие в побоище и массовые убийства, произошли на крупном сталелитейном заводе во Вьетнаме, принадлежащем таиландской компании, на котором работает множество китайцев. События случились через несколько дней после столкновений китайских и вьетнамских ВМС, вызванных китайской аннексией части вьетнамской территории.

        "Около ста человек отправилось в больницу вчера вечером. Многие из них были китайцы. Ещё больше было отправлено в больницу сегодня утром", - сообщил врач городской больницы Ха Тинь журналистам по телефону. Так же сотни китайцев бежали в Камбоджу, чтобы укрыться от насилия, сообщила камбоджийская полиция.
        Министерство иностранных дел КНР выразило серьезную озабоченность по поводу насилия в отношении китайских граждан во Вьетнаме и призвало власти в Ханое наказать нарушителей закона и выплатить компенсации жертвам.
    2. +15
      7 февраля 2019 20:43
      Верно... У меня батя там был - 1979-1981... Старший лейтенант. "Специалист по разведению риса". В военкомате - "Советская Армия. Спецкомандировка." Все. Ветераном БД из за этого не признан.
    3. +3
      7 февраля 2019 22:44
      Цитата: Мар.Тира
      А про участие в этой войне советских подразделений на стороне Вьетнама вообще ни где не пишут?А между тем это было!!!!

      А закончилась война вообще быстро. Два боевых вылета дивизии дальней авиации провели имитацию удара по Пекину и всё... закончилось. Поэтому дружба - дружбой, а армия должна быть сильной!
    4. +9
      8 февраля 2019 02:27
      Этого не было, более того, в боях практически не участвовала и регулярная армия Вьетнама. Китайцам накостыляли по полной в основном пограничники, ополченцы и войсковые формирования приграничной зоны. НОАК вела тогда военные действия исключительно бестолково и затратно - методами атакующих волн, бронетехника не взаимодействовала с пехотой, равно как и артиллерия. Не помню уже данные по ВВС КНР, но их или не было вовсе, или работали исключительно вяло, опасаясь ПВО вьетнамцев, отлично зарекомендовавшей себя в войне за освобождение Юга.
      1. +5
        8 февраля 2019 10:37
        Цитата: LeonidL
        итайцам накостыляли по полной в основном пограничники, ополченцы и войсковые формирования приграничной зоны.

        Все верно. Потому как основные боеспособные подразделения вьетнамской армии к тому времени были в Кампучии. Для начала нужно было их оттуда вывести, а потом перебросить на север по узкой дороге. Если не ошибаюсь, даже наши предоставляли транспорт для скорейшей переброске. Но пока перебрасывали, вьетнамские погранцы вместе с партизанами, закаленными в боях с американцами, выкосили пулеметами китайскую пехоту.
        1. 0
          8 февраля 2019 12:41
          Мне вот интересно, помогали ли северокорейские советники полпотовцам воевать с вьетнамскими войсками. Ведь советники из КНДР находились в Демократической Кампучии.
          1. 0
            9 февраля 2019 01:42
            Сие нам не ведомо ... Но вообще то северокорейцы предпочитали помогать тем, кто мог их помощь оплатить твердой валютой. Ничего личного - только бизнес.
      2. 0
        9 февраля 2019 19:44
        Цитата: LeonidL
        Этого не было

        Возможно Вы очень информированы, но я служил с участниками тех событий и именно в том самом кабинете, где и планировалась эта операция.
  2. -43
    7 февраля 2019 19:25
    К чему эта статья, похожая на вражеский провокационный вброс. Постепенно ВО превращается в инструмент антироссийских сил, где появляются всё чаще статьи, направленные на разжигания розни со стратегическими партнёрами, и прочими скрытыми подвохами, что равносильно вражеской диверсии...В ответ статье, - в разные периоды государства имели и разные взаимоотношения с соседями. Возможно, после некоторого времени и вражду с Украиной забудем и не будет желания вспоминать, но найдутся недоброжелатели, и будут всячески припоминать и раздувать... Так и с китайско-вьетнамскими отношениями, в одно время помогали Вьетнаму, а в другой короткий период малость погрозили, ведь при полномасштабном конфликте, Вьетнам никак бы не устоял...
    1. +4
      7 февраля 2019 19:33
      Пожалуй сигнал в пункте,что на сайте переодически бывает провокационный вброс и притом аноним
    2. +42
      7 февраля 2019 19:33
      Цитата: Vladimir 5
      направленные на разжигания розни со стратегическими партнёрами

      Уважаемый, историю надо знать. Чтобы трезво оценивать реальность.
      Когда в процессе создания своей "великой антикитайской стены" США начинают обхаживать Вьетнам, не стоит делать вид, что "всё хорошо, прекрасная маркиза, у американцев ничего не получится". Есть исторические обиды, есть большие опасения, есть осознание, что Китай для Вьетнама не такой уж и безопасный сосед.
      1. -26
        7 февраля 2019 19:47
        Лопатов... Тут уж бабка надвое сказала. Вьетнам сам является великим завоевателем своим соседям Лаосу , Камбодже и пр. (история Вьетнама и соседних стран, наезд на Кампучию Пол-Пота). По сему и был урок Китая Вьетнаму сидеть тихо. Америкосы пользуются любыми возможностям вбивать клин, стравливать (данная статье в то же русло) страны.
        Владкуб,- это и есть провокационный вброс данной статьи... Имеем также пример с Украиной, дальняя задумка стравить в войне соседей да ещё братских в противостояние. да и пожалуй уже идущей войне (керченские события) по стратегическим задумкам США. Так не исключено, притянуть Вьетнам на свою сторону американцами, а данная статья им в помощь...
        1. +25
          7 февраля 2019 20:00
          Цитата: Vladimir 5
          По сему и был урок Китая Вьетнаму сидеть тихо.

          Вот именно "благодаря" этому "уроку" Китай вполне может поиметь большие проблемы со стороны Вьетнама.
          В мире всего 7 стран, в которых большинство населения симпатизирует Трампу. Одна из них- Вьетнам (58% опрошенных) Причина- открытое Трампом прямое противостояние с Китаем. А Обаму в период создания "антикитайского фронта" поддерживали вообще 71% вьетнамцев...
          От такие пироги... с котятами
        2. +1
          7 февраля 2019 20:45
          Цитата: Vladimir 5
          Так не исключено, притянуть Вьетнам на свою сторону американцами, а данная статья им в помощь...

          и они сейчас её внимательно изучают?
        3. -10
          7 февраля 2019 21:17
          Не переводите стрелки, Крым не янки отжали.
          1. +2
            7 февраля 2019 23:16
            Цитата: mehan
            Не переводите стрелки, Крым не янки отжали

            Отжали хохлы в 1991,если развод то как честный партнер подарки отдай обратно и оставь что было твое,тем более что и население готово было остаться в составе России.
            1. +4
              8 февраля 2019 01:27
              надо было культурно, разумно и не спеша расходиться, вон как Великобритания из ЕС, а то при распаде СССР разбежались второпях и по-дурному.
              Отсюда и все проблемы
              1. +2
                8 февраля 2019 19:59
                Цитата: RoTTor
                надо было культурно, разумно и не спеша расходиться, вон как Великобритания из ЕС, а то при распаде СССР разбежались второпях и по-дурному.
                Отсюда и все проблемы

                Задача была не разумно, а неразумно. Потому и спешили. Вдруг Ельцин передумает?
          2. +6
            7 февраля 2019 23:52
            Цитата: mehan
            Не переводите стрелки, Крым не янки отжали.

            Севастополь Украина отжала - не постыдилась.
        4. +9
          8 февраля 2019 00:46
          Цитата: Vladimir 5
          Так не исключено, притянуть Вьетнам на свою сторону американцами, а данная статья им в помощь...

          А чего там "притягивать" ? "Либерастический" режим Ельцина всё устроил...в 90х годах ! Как-то российский журналист "делился впечатлениями": зашёл он во Вьетнаме в одну лавочку,а там товары сплошь американские! Разговорился журналист с торговцем и выяснилось,что торговец ранее вовсю воевал с американцами...в разговоре вьетнамец "удивлялся" тому,что СССР помогал Вьетнаму,а теперь (в России...) забыли про Вьетнам ! Вьетнамец говорил: я бы с удовольствием торговал товарами из России,но их нет...зато Америка поставляет всё,что требуется и с большой скидкой ! Сейчас появляется поколение,которое ,в силу своего возраста,смутно помнит бедствия ,принесённые США,но видит постоянно перед собой американское товарное "изобилие" по сходной цене...строящиеся отели ,супермаркеты....! Начинает формироваться американский "бренд" ! А России то нема !
          1. 0
            8 февраля 2019 01:37
            Чушь какая, какие товары из «лавочки» производятся в США, уже давно во всех странах весь ширпотреб изготовлен в Китае и ЮВА, в том же Вьетнаме
            1. +2
              8 февраля 2019 06:25
              Во первых,насчёт "чуши" ,,обращайтесь не ко мне(!),ибо я привёл лишь слова из статьи российского журналиста ! Во вторых:весь ширпотреб изготовлен в Китае и ЮВА, в том же Вьетнаме -так было не всегда и не во все времена ! Тем более во Вьетнаме,который после выхода из войны нуждался во всём !
        5. +7
          8 февраля 2019 02:32
          Интересный совет - все забыть и ничего не знать. ... Ну считать КНР истинным другом и стратегическим партнером России это по меньшей мере великое китайское заблуждение. Не верьте улыбкам китайцев - они ничего не стоят. Верьте китайским картам где Сибирь и ДВ практически всегда обозначались или как отторгутые территории, либо как китайские оккупированные Россией.
          1. +1
            8 февраля 2019 05:23
            У них принят термин "временно утраченные территории"
            1. 0
              9 февраля 2019 01:43
              Вы совершенно правы! Память подводит.
    3. +21
      7 февраля 2019 19:35
      Владимир, вы о чем вообще? ??Это история. Вне зависимости от вашего мнения, эти факты имели место, и, они должны быть отображены на сайте! !!
    4. +19
      7 февраля 2019 19:45
      hi

      К чему эта статья, похожая на вражеский провокационный вброс.

      Возможно, после некоторого времени и вражду с Украиной забудем и не будет желания вспоминать, но найдутся недоброжелатели, и будут всячески припоминать и раздувать...

      Историю надо уважать. И доносить до потомков без искажений, какая бы она не была. Хуже, когда все забыли, а есть те которые помнят и могут использовать в очень нехороших целях. Никогда ложь и сокрытие фактов не было во спасение. На оброт порождало кучу домыслов. А работа над ошибками в первую очередь в умах людей, так и не была сделана.
    5. +9
      7 февраля 2019 19:52
      Я помню этот период. Исторически мы переживали за Вьетнам. При чём тут раздувать, он был.И если о провокациях. То этот момент не о чём.
      1. +6
        7 февраля 2019 20:19
        Да , тогда у нас с Китаем были очень натянутые отношения.
        1. +3
          7 февраля 2019 20:46
          СССР тогда поступил довольно взвешено.Несколько соединений ночью пересекли северную границу Китая и... остановились. Не окапывались, не прятались. Через несколько дней вернулись. Ещё через несколько дней война была завершена.
          1. +3
            7 февраля 2019 20:59
            Тогда уже был Брежнев и он грамотно разрулил.
            1. -3
              7 февраля 2019 21:32
              Цитата: cniza
              Тогда уже был Брежнев и он грамотно разрулил.

              "Градами"))
              1. +6
                7 февраля 2019 22:23
                Там много было интересного , сейчас изучают...
              2. +2
                8 февраля 2019 02:36
                Грады были гораздо раньше - на Доманском.
            2. +3
              8 февраля 2019 00:36
              Цитата: cniza
              Тогда уже был Брежнев и он грамотно разрулил.

              Брежнев уже в 1964 БЫЛ! А в 1979 он был сильно нездоров, ему 3 года до смерти оставалось, так что, кто конфликт по факту "разрулил" достоверно неизвестно.
            3. +1
              8 февраля 2019 20:01
              Цитата: cniza
              Тогда уже был Брежнев и он грамотно разрулил.

              Скорее, тогда Брежнев ЕЩЁ был.
              1. +1
                8 февраля 2019 20:40
                Можно и так сказать , но он хотя бы брал на себя ответственность ...
              2. +1
                8 февраля 2019 23:42
                Брежнев -- вполне силен был, не личной мышцей.
                1991г."как слабы мы стали. В Ирак пустили и радуемся Буре пустыни." "в 79 г американцы пробовали освободить свое пос-во в Тегеране вторжением. но "Брежнев был еще" только прошамкал : мы не допустим войны у наших границ. и все . потом полезли спец операцией . не сложилось. выкупали"
                но больной Брежнев прошамкал и того хватило"
                со слов отца
          2. +4
            8 февраля 2019 02:35
            Какие соединения!!! Какое пересечение границы!!! Окститесь! Вы наверное никогда не были на советско китайской границе, там минные поля, УРЫ, проволока ... и с той и с другой стороны. Малейшее движение и открытие огня!
            1. 0
              8 февраля 2019 16:14
              Я там тогда был)). Солдатиком. По УРам лазил.
        2. +5
          7 февраля 2019 20:49
          Цитата: cniza
          Да , тогда у нас с Китаем были очень натянутые отношения.

          да не то слово...
          1. +6
            7 февраля 2019 20:58
            Даманский и прочие дела...
            1. +3
              7 февраля 2019 21:11
              Цитата: cniza
              Даманский и прочие дела.

              военные грузы во Вьетнам шли жд. через Китай. забирали себе всё, что понравится
              1. +7
                8 февраля 2019 02:40
                Точно, на Борзинском ЖД узле, на Отпоре (Забайкальск) мы проверяли комлектацию, а самые вкусные кусочки китайские братья у вьетнамцев просто нагло тырили, с добрейшими милыми улыбками и разведением руками, мол это советские ревизионисты недовложили, недопослали и т д. Приходилось посылать через Хайфон - опасно, все было засыпано минами. Да и бомбежки ... Но доставляли.
      2. 0
        7 февраля 2019 20:44
        Блин, ВО, не позволяете сделать корректировку. ОО Приходится соглашатся. Все узнают. https://topwar.ru/user/Vladimir+5/ Видимо так и есть. Не понял правда за чё. Но видимо ))) лишний враг не помеха.
        1. +1
          7 февраля 2019 20:54
          Блин. ))) Меня подкололи?
      3. +1
        7 февраля 2019 20:48
        Цитата: Юрий Я.
        Исторически мы переживали за Вьетнам.

        в памяти Даманский и помощь Вьетнаму. точно никто не знал, но догадывались, что не только техникой помогали Вьетконгу
        1. +4
          7 февраля 2019 21:01
          Тогда было табу об этом говорить.
          1. +4
            7 февраля 2019 21:19
            Цитата: cniza
            Тогда было табу об этом говорить.

            и не только о Вьетнаме.
            я в 90 зашёл в военкомат. тамбыл стенд где висела информация кто я вляется ветераном БД.
            я поразился, сроду не знал где СССР воевал.
            это был шок.
            а потом вспомнил. жил у нас во дворе мужчина, пожилой. как я сейчас понимаю какой то спецназ. мы его звали "Чёрная смерть" Офицер. его как то цепляли пару раз молодые недоумки. сопли потом по асфальту долго собирали. количество недоумков не имело разницы. так вот как то он вынес фото. млюди в майках, трусах. человек 25.
            начал показывать. погиб...погиб...погиб... человек 7-8
            ну тогда подумалось, что преувеличивает. ВОВ он никак не мог пройти.
            и вот в военкомате я понял где погибли те ребята
            1. +8
              7 февраля 2019 22:21
              И сколько таких героев , которых мы не знаем , вечная им память и низкий поклон.
              1. +4
                7 февраля 2019 22:25
                Цитата: cniza
                И сколько таких героев , которых мы не знаем ,

                а о некоторых и никогда не узнаем...((
        2. 0
          7 февраля 2019 22:52
          Мы напрямую помогали Северному Вьетнаму, а тот уже помогал Вьетконгу.
          1. +4
            8 февраля 2019 01:17
            Цитата: Sergej1972
            Мы напрямую помогали Северному Вьетнаму, а тот уже помогал Вьетконгу.

            Вы что-то перепутали. Вьетнамо-китайская война началась в феврале 1979. Вьетконг прекратил существование, войдя в состав Отечественного фронта Вьетнама в феврале 1977г.
            1. 0
              8 февраля 2019 09:10
              Я ответил в контексте того, что в комментарии был указан Вьетконг, следовательно, речь идёт о войне с американцами. Прочитайте комментарий, на который я ответил. Там речь о Даманском и помощи Вьетнаму до событий Вьетнамо-китайской войны.
              1. 0
                8 февраля 2019 19:20
                Цитата: Sergej1972
                Я ответил в контексте того, что в комментарии был указан Вьетконг, следовательно, речь идёт о войне с американцами. Прочитайте комментарий, на который я ответил. Там речь о Даманском и помощи Вьетнаму до событий Вьетнамо-китайской войны.

                принято
      4. +8
        7 февраля 2019 21:06
        Цитата: Юрий Я.
        То этот момент не о чём

        Как это ни о чём? Маленький Вьетнам, закалённый в боях с крупнейшей капиталистической державой (и победившей), начищает ры.., лицо миллиардному Китаю. Понятно, почему в Китае предпочитают об этом молчать.
        1. -1
          8 февраля 2019 00:18
          Цитата: orionvitt
          Маленький Вьетнам, закалённый в боях с крупнейшей капиталистической державой (и победившей), начищает ры.., лицо миллиардному Китаю

          Да шо вы говорите ?! belay А в Китае и не знают ! request Вьетнамцы и китайцы до сих пор спорят:кто кому "начистил" ! wink
          1. +5
            8 февраля 2019 00:33
            А в Китае и не знают
            Вы статью читали? В том то и дело, что в Китае не знают. С их точки зрения, даже Сибирь китайская. Хорошо мы об этом знаем, но Китайцы то же об этом "знают". Всё что Китайцам нужно знать, или не знать, в самом Китае чётко регламентировано. Уверен, что в китайском секторе интернета, по вопросу "Китайско-Вьетнамской" войны, либо нет ничего, либо описаны одни "победы".
            Вьетнамцы и китайцы до сих пор спорят
            Спора не было, пока Китай не поднялся. Времена меняются, и сейчас Китай кидает вызовы даже США. А тогда в 1979-м, Китай просто получил унизительное поражение от Вьетнама, и сейчас, задним числом, пытается переписать историю.
            1. +2
              8 февраля 2019 06:17
              Цитата: orionvitt


              Вы статью читали?

              Я и статью читал...и знаю,что говорю! Российские граждане тоже многого не знают:что творится и как творится в России! Но это не означает,что в неведении пребывают "поголовно" все ! Так и в Китае... были совещания(съезды) военных, парт.служащих/гос.служащих...( "закрытые/ полузакрытые")и т.п.
              Был и "разбор полётов" , и "коммюнике" для "своих друзей" , для "иностранных информационных агентств"! Я сам видел фрагменты сообщений для иностранной прессы ,где утверждалось об успехе китайской армии,что Китай вывел войска из Вьетнама после того,как были выполнены поставленные задачи,о проявлении Китаем "доброй воли" и т.п.
      5. +2
        8 февраля 2019 16:29
        У нас построили всю учебку, и замполит предложил всем стать добровольцами,программу"время" ждали с большим нетерпением, ротный перечислял ВВС противника: Ту-16,Миги
      6. 0
        9 февраля 2019 14:32
        Как раз служил в это время во Владивостоке, последние полгода из трёх. Все тогда писали рапорты с просьбой отправить туда, помогать братскому вьетнамскому народу. Кое-кто из младших по службе попали туда, в частности, рулевой перешёл на ракетный катер, что туда направлялся.
        Разговаривали, через переводчика, разумеется(они, переводчики, жили на нашем корабле), с вьетнамскими моряками, что принимали от советской сдаточной команды СКР(сторожевой корабль). Так они говорили, что, мол, с китайцами разберёмся, не тот противник, а вот американцы – это было серьёзно и то справились.
    6. +9
      7 февраля 2019 20:24
      Дело в том, что надо понимать истинные причины возникновения подобных конфликтов.
      И несмотря на схожесть идеологий Вьетнама и Китая противоречия были, есть и будут.
      Идеология - ширма для прикрытия истинных целей и мировоззрения.
      Китай наш сосед. И не важно что говорят друг другу Путин и Си Цзиньпин.
      Важно что реально думает глава Китая.
      От этого зависит и наша безопасность.
      Китай не игрушечное государство.
      Это набирающий силу дракон.
      И когда он почувствует себя достаточно окрепшим он начнет жрать все вокруг себя.
      О каком партнерстве вы ведете речь?
      Армия и флот - вот важнейшие союзники нашей страны.
      Остальные участники - временные или ситуационные попутчики.
      Жить надо по этим принципам.
      Несмотря на то что у меня в Китае масса приятелей, даже больше чем приятелей, я к ним отношусь как к выходцам с другой планеты.
      И я для них, в обиходе, просто русский. По имени они ко мне никогда не обращаются.
      И мне это льстит, и я это оцениваю.
      1. +4
        7 февраля 2019 20:39
        демо...Партнёрство с Россией сегодня Китаю необходимо, ибо США не шутейно мощна. И России сегодня союз с Китаем очень нужен, тогда уже НИКТО не замахнётся на такой союз. Китаю Россия не очень "вкусна", климат слишком не тот, вот южные направления более выгодны. Не надо забывать , что более 70 % земель Китая пустуют или почти пустуют, есть и им куда дома расширяться.. Да, по нашему Дальнему Востоку проблема почти нерешаема , пустеет земля, а земля не любит пустоты, когда есть кому заселиться... Тут проблема более России , вернее российского сегодняшнего правительства, уточню, по факту антироссийского правительства России,- потому пустеет Россия повсюду......
        1. +1
          7 февраля 2019 20:46
          А я ведь ни словом не обмолвился о том, что надо рвать с Китаем взаимоотношения.
          Надо просто помнить с кем дружишь.
          А на счет климата и его не пригодности.......
          Посмотрите на якутов.
          Они вам никого не напоминают?
          Да и в Китае есть регионы, в которых жить и работать не сладко.
          Летом за 50 плюс, а зимой за 40 минус.
          Так что китайцы не изнеженные девочки.
          Высокогорную железную дорогу в условиях схожими с нашим Заполярьем построили.
          Правда 3000 человек там легли. Но все же!
          И пустующие земли КНР - не совсем пригодные для земледелия.
          А это самое важное в Китае - еда!
          А вот Дальний Восток - это другое.
          Там рядом море.
          И там морепродукты.
          А без них китайцы как без воздуха.
          Вот это и может двигать их на север.
        2. +3
          8 февраля 2019 00:14
          Цитата: Vladimir 5
          Китаю Россия не очень "вкусна", климат слишком не тот, вот южные направления более выгодны. Не надо забывать , что более 70 % земель Китая пустуют или почти пустуют,

          Весьма не умно так рассуждать! Допускаю,что и в Китае есть "пустыни",но "регион региону рознь" ! Китайцев вполне "устраивают" территории Дальнего Востока,Сибири ! "Думать надо...сабражать !"(как говаривал А.Райкин) .А то,зачастую,так получается: какой-то "петух" с дуру прокукарекал,а другие подхватывают !
        3. +4
          8 февраля 2019 02:46
          Вы действительно надеетесь, что КНР и КПК хоть пальцем шевельнет ради России? Они понимают лишь свой собственный интерес. Мао четко определил позицию КНР и КПК "Сидеть на горе и смотреть на то как насмерть бьются в низине лев с медведем". Вот от России они потребуют ... посмотрим к чему приведет Единый шелковый путь. Пока они тихой сапой, экономикой и финансами накрывают сетью Казахстан да всю бывшую Советскую Среднюю Азию. Пока - мирно.
    7. +4
      7 февраля 2019 20:44
      Цитата: Vladimir 5
      где появляются всё чаще статьи, направленные на разжигания розни со стратегическими партнёрами,

      Даманский забыть и не упоминать?
      1. -2
        7 февраля 2019 20:56
        С Китаем Россия воевала в 80 годах 19 века, там война была пошире, что-то, никто , кроме наших врагов не вспомнит, как и вы о Даманском конфликте.Конфликт военный был политическим шагом, а не военным, Китай выставил ТОЛЬКО ДВА ПОЛКА, а могли вскоре пригнать и 20 дивизий., и никакие "Грады" бы не остановили.... Различаете суть. Просто сказали Л.Брежневу , что можно и по плохому, вот и трясся весь политбюро десятилетием, чего и добился Китай этим показом, да американцы Китаю заулыбались со всеми своими плюшками в подарок... "Ничего личного, только политика" ...
        1. 0
          8 февраля 2019 15:32
          Цитата: Vladimir 5
          С Китаем Россия воевала в 80 годах 19 века, там война была пошире

          Это где? Можно поподробнее?
          Цитата: Vladimir 5
          Конфликт военный был политическим шагом, а не военным, Китай выставил ТОЛЬКО ДВА ПОЛКА, а могли вскоре пригнать и 20 дивизий., и никакие "Грады" бы не остановили.... Различаете суть. Просто сказали Л.Брежневу , что можно и по плохому, вот и трясся весь политбюро десятилетием

          Любопытная трактовка! Сами придумали? Очень свежо! laughing
      2. +1
        7 февраля 2019 21:07
        Не забыть. Всуе не упоминать для остальных. Мы помним.
        1. 0
          7 февраля 2019 21:32
          Короче суть.Для восприятия "исключительных" , такие все набрасываются на нас.))) Когда я первый раз услышал, всё стало ясно.
    8. +2
      7 февраля 2019 21:36
      что такое партнеры ?! это из анекдота про волков и зайца ?!
      Есть попутчики, ну или в простонародье "против кого дружить будем", если вам не знакомо фраза "шкурный интерес", то вам дорога в состав Свидетелей Горби... ибо надо понимать, что сегодня дружим, завтра нет. Ибо сверх-сильный Китай, СГА, Мозамбик, Зимбабве не в ваших интересах. Есть закон всемирного тяготения; вокруг больших объектов кружатся мелкие объекты, при столкновении крупных объектов, объекты с меньшей массой поглощаются, с перетеканием сателлитов под влияние более крупного объекта
      1. 0
        8 февраля 2019 15:23
        Волетски... В принципе всё правильно излагаете, только когда больших объектов несколько, закономерности несколько усложняются и с влияниями, и не так прямолинейны...Вот о столкновениях больших субъектов, тут уж вступают новые законы, и самосохранения, особенно уже в степенях влияния для больших объектов.. Мир сложнее , и закономерности подвержены поправкам по каждому случаю, каждый субъект рассчитывает на свою корысть и в суммарных итогах получаем действительность... Тема интересна теоретически и важна для практических применений... По факту, Россия в изгоях, вина более нашего руководства ( есть подозрения, что такое положение выгодно сегодняшнему,по сути антинародному правительству). На сегодня исходим из первейших потребностей РФ,- союза с КНР на ближайшее 20-30 лет. Далее время покажет расстановку и потребности.. Китай , не страна-завоеватель по менталитету, вот страной заселения, и распространения тем влияния, таки да...
  3. +6
    7 февраля 2019 19:29
    Со стороны СССР в этой войне войск не было...
    1. +4
      7 февраля 2019 19:50
      Были или не были, но мой батя рапорты писал. Не подписали...
      1. +4
        7 февраля 2019 19:51
        Не было, помогали только техникой ...
        1. +2
          7 февраля 2019 19:54
          Если рапорты писали, то ограниченный круг специалистов "советовал" товарищам вьетнамцам.
      2. Комментарий был удален.
    2. +5
      7 февраля 2019 19:53
      Самара, войск не было. Были специалисты.
      На площади Славы это должно быть отображено.
      1. +2
        7 февраля 2019 19:59

        Не на площади Славы а у Мемориала самарцам, погибшим в необъявленных войнах есть все фамилии...не помню есть ли там из этой войны? Вроде нет...Войск там точно не было,а вот насчёт советников ничего сказать не могу
        1. 0
          7 февраля 2019 20:49
          Сверхсекретные тогда Шилки там в 5 режиме проходили боевое крещение).
          1. +1
            8 февраля 2019 02:50
            Не проходили. Там китайцы или вовсе или практически совсем не летали. Шилки проходили боевое крещение первый раз на охране Асуана в Египте. Экзамен сдали на отлично!
            1. +1
              8 февраля 2019 16:28
              5 режим у Шилок - это ручной режим, используется для огня по пехоте))
              1. 0
                8 февраля 2019 20:20
                Цитата: CTEPX
                5 режим у Шилок - это ручной режим, используется для огня по пехоте))

                Цитата: Gavrohs
                Спасибо за статью! Но,почему так мало информации. Всегда считал, что первый ограниченный социалистический конфликт был 1969г.

                Информации было много - и в газетах, и по ТВ в новостях. Помню интервью у деревенской школьницы - чапает в школу, на плече труба РПГ, в сумке с учебниками лежат выстрелы. По "Времени" показывали.
              2. 0
                9 февраля 2019 01:40
                Огонь по пехоте для самообороны - никто во Вьетнам для этого Шилок не гонял.
                1. +1
                  10 февраля 2019 18:18
                  Если Вы чего-то не знаете, это не означает, что этого не было))
        2. +1
          7 февраля 2019 20:57
          Вот список нашего участия в разных конфликтах.
          Боевые действия в Китае и против Китая:
          - с августа 1924 года по июль 1927 года;
          - октябрь – ноябрь 1929 года;
          - с июля 1937 года по сентябрь 1944 года;
          - июль – сентябрь 1945 года;
          - с марта 1946 года по апрель 1949 года;
          - март – май 1950 года (для личного состава группы войск ПВО);
          - в районе острова Даманский: март 1969 года;
          - районе озера Жаланашколь: август 1969 года.
          Боевые действия в Корее: с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая).
          Боевые действия в Лаосе:
          - с января 1960 года по декабрь 1963 года;
          - с августа 1964 года по ноябрь 1968 года;
          - с ноября 1969 года по декабрь 1970 года.
          Боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 года по декабрь 1974 года, в том числе для личного состава разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы в Южно-Китайском море.
          Боевые действия в Камбодже: апрель – декабрь 1970 года.
          Если и были наши специалисты, то в незначительном количеств и на не ответственных участках.
          В ФЗ о них не упоминается.
          1. 0
            7 февраля 2019 23:57
            Цитата: demo
            В ФЗ о них не упоминается

            ФЗ и не может все упоминянуть. Такие вещи решаются через суд (и обычно довольно успешно для граждан) путем "установления юридического факта".
        3. +2
          7 февраля 2019 21:54
          Извини, неправильное название площади написал.
          hi

          И, м.б., там и нет фамилий именно с китайско-вьетнамской. Но где-то все же она была упомянута в списках наших участий в послевоенных БД. Толи фото, толи телерепортаж...
          request
    3. +2
      7 февраля 2019 20:46
      Земляк, де юре - нет, де факто да. Мой батя был 1979-1981.
    4. +1
      7 февраля 2019 20:55
      Цитата: Самара_63
      Со стороны СССР в этой войне войск не был

      но советники вполне могли быть.
  4. +1
    7 февраля 2019 19:31
    Спасибо за статью! Но,почему так мало информации. Всегда считал, что первый ограниченный социалистический конфликт был 1969г.
    1. +3
      7 февраля 2019 20:01
      https://topwar.ru/36490-kak-sssr-pomog-vetnamu-otrazit-kitayskuyu-agressiyu.html
    2. 0
      7 февраля 2019 20:50
      Здесь - февраль-март 1979 г.
    3. 0
      8 февраля 2019 10:50
      Не конфликт, война
    4. Комментарий был удален.
  5. +7
    7 февраля 2019 19:32
    Так и у нас с большой неохотой вспоминают, или вообще игнорируют те или иные исторические факты! А они как и эта война были, как говорится, из песни слов не выкинуть! Вот и нам нужно по воспоминаниям очевидцев и участников тех событий отобразить это в серии документальных фильмов. Чтобы в истории было поменьше белых пятен. ..
    1. +2
      7 февраля 2019 20:49
      Я печатал рассказ о бате на Pikabu. Могу и здесь рассказать. Там очень немного того что рассказал батя.
  6. +2
    7 февраля 2019 20:09
    "почему замалчивают китайско-вьетнамский конфликт?"-а похвастаться нечем ни тем ни другим.
  7. +8
    7 февраля 2019 20:23
    В первой коммунистической китайско-вьетнамской войне негласно участвовал СССР, сконцентрировавший ударные группировки на северной границе Китая и не дав последнему оккупировать Вьетнам.

    Месть Китая была страшной - 90 процентов вооружения афганских моджахединов (включая клоны советского ПЗРК "Стрела") в 1979-1987 годах было поставлено из Китая.
    1. 0
      7 февраля 2019 20:41
      А против Вьетнама они придумали иной способ... Красные кхмеры... Каждый из погибших в войне против Вьетнама обязан был убить 30... Таким образом, сказано было народу, потеряв 2млн. своих, они истребили бы всех вьетнамцев...
      1. +4
        8 февраля 2019 01:43
        Цитата: Karenas
        А против Вьетнама они придумали иной способ... Красные кхмеры... Каждый из погибших в войне против Вьетнама обязан был убить 30... Таким образом, сказано было народу, потеряв 2млн. своих, они истребили бы всех вьетнамцев...

        На севере Вьетнама проводилась кампания по «чистке границы» от традиционно проживающих там выходцев из Китая (хуацяо). Все эти меры привели к тому, что до конца 1978 года из Вьетнама было изгнано более 280 000 человек
        25 декабря 1978 года после подписания советско-вьетнамского договора, Вьетнам ввёл войска в Камбоджу для свержения прокитайского правительства «красных кхмеров». В это же время на китайско-вьетнамской границе с 1974 года продолжались взаимные провокации, которые становились всё более кровопролитными. К февралю 1979 года количество вооружённых провокаций достигло 3535 случаев.
    2. +2
      7 февраля 2019 20:51
      Китай тогда крепко задружил с США.
      1. +3
        8 февраля 2019 01:48
        Цитата: CTEPX
        Китай тогда крепко задружил с США.

        Китай установил дипломатические отношения с США 1 января 1979 г. За месяц как-то сложно "крепко задружить"...
        1. 0
          8 февраля 2019 16:36
          Вот и посмотрим, через какое время признанный США "президент" Венесуэлы начнёт военные действия. Уложится ли в стандартные 1,5 месяца))
  8. 0
    7 февраля 2019 21:01
    "почему замалчивают китайско-вьетнамский конфликт...." крайне интересно образование афтора сего опуса.
    конфликт подробно описан и разобран по косточкам, мусолить одно и тоже оглядываясь на глупых неадекватов не стоит. крайне странная публика здесь собирается...
  9. +2
    7 февраля 2019 21:40
    Хорошо помню это время.Вызвали в часть по тревоге. Партийное собрание. Подача рапортов с требованием отправить в зону конфликта для оказания интернациональной помощи вьетнамским товарищам.
  10. +1
    7 февраля 2019 23:06
    помню тогда по тв показывали подбитые китайские т 34,протесты руки прочь от Вьетнама.помню анекдот по этому поводу:ползёт китаец через границу во Вьетнам.смотрит,в кустах лежит здоровенный вьетнамец.китаец думает"чёт здоровый какой то вьетнамец.ну его на фиг,обойду я его стороной".дальше ползёт,смотрит,в кустах ещё больше вьетнамец.опять в сторону...дальше опять ещё здоровее вьетнамец,ну прям под два метра ростом.встаёт,бросает автомат,и со всех ног домой обратно в Китай.а вьетнамец ему кричит:-хлопчик,да куды ж ты тикаешь,ты шо не бачишь шо перед тобой живый гитнамец?
    как то разговаривал с вьетнамцами по поводу этой войны году так в 87м.спрашиваю мол вы ваевали с китайцами,как вы к ним относитесь?китай наши братья.говорю они же вас убивали.отвечают-всё равно братья
  11. +4
    7 февраля 2019 23:25
    СССР тоже поучавствовал:
    СССР отреагировал молниеносно. Была сформирована группа из 20 советников и специалистов по основным родам войск под руководством генерала армии Геннадия Обатурова. Уже на второй день вооруженного противостояния, 19 февраля утром, группа прибыла в Ханой и тут же приступила к работе.
    Среди списка военных грузов для Вьетнама были более 400 танков и БМП, 400 орудий и минометов, 50 установок БМ-21 «Град», более 100 зенитных установок, 400 переносных зенитных комплексов, 800 ручных противотанковых гранатометов, 20 боевых самолетов, инженерное оборудование и десятки тонн боеприпасов.
    Войска СССР сосредоточенные на Дальнем Востоке, а также Тихоокеанский Флот, вдруг объявили масштабные учения, в которых было задействовано до 200 тысяч человек личного состава, свыше 2600 танков и 900 самолетов.
    1. -1
      8 февраля 2019 01:09
      СССР тоже поучавствовал:
      СССР отреагировал молниеносно.

      Народ объясните пожалуйста зачем СССР надо было спасать Вьетнам.... Да ещё ценой своих жертв... Не могу пазлы сложить
    2. +1
      8 февраля 2019 01:54
      Цитата: naidas
      Войска СССР сосредоточенные на Дальнем Востоке, а также Тихоокеанский Флот, вдруг объявили масштабные учения, в которых было задействовано до 200 тысяч человек личного состава, свыше 2600 танков и 900 самолетов.

      После подписания в ноябре договора о взаимопомощи между СССР и Вьетнамом, 7 декабря 1978 года в Центральном военном совете КНР прошло совещание по выработке стратегии действий в создавшемся положении. Дэн Сяопин, заместитель председателя Центрального военного совета, был назначен командующим восточной части приграничного с Вьетнамом Гуанси-Чжуанского автономного района. Было принято решение о переброске дополнительных войск к границе с Вьетнамом.
      8 декабря 1978 года Центральный военный совет выпустил распоряжение о приведении в повышенную боевую готовность приграничных с СССР и Монголией военных округов: Шэньянского, Пекинского, Ланьчжоуского (провинция Ганьсу), Синьцзянского. Армии указанных округов должны были скрытно рассредоточиться для исключения уничтожения в местах постоянной дислокации. Распоряжение показывает, что китайское руководство ожидало основной ответный удар в предстоящей операции со стороны СССР и Монголии. Вьетнамский театр военных действий, в случае вступления СССР в войну, рассматривался как второстепенный.
      К утру 8 января Гуанчжоуский военный округ закончил оперативное развёртывание группы войск. Также было закончено сосредоточение дополнительных войск в провинции Юньнань.
      17 февраля, в 4:30 утра, китайские войска получили приказ о наступлении. В это же время часть самолётов ВВС были отправлены на патрулирование в Тонкинский залив для защиты китайских нефтяных платформ.
  12. -6
    7 февраля 2019 23:37
    впервые слышу о подобном конфликте и вряд ли его умолчать могли масштаб великоват! даже допустим что то было и все замяли решили и договорились забыть ибо месть злоба и ненависть некому нечего хорошего не даст че вы тогда эту тину наружу поднимаете!
    1. 0
      7 февраля 2019 23:43
      Цитата: HMR333
      впервые слышу о подобном конфликте и вряд ли его умолчать могли масштаб великоват!


      Политика, как и Восток - дело тонкое... Увы... Порой, проще своих офицеров не признать - выгоднее...
    2. +2
      8 февраля 2019 12:39
      Странно. О нём много писали и в советское время, да и сейчас полно материалов. Учителя истории были у вас какие-то странные. В курсе новейшей истории хотя бы вкратце должны были дать информацию.
  13. +3
    7 февраля 2019 23:39
    Цитата: Vladimir 5
    Возможно, после некоторого времени и вражду с Украиной забудем и не будет желания вспоминать, но найдутся недоброжелатели, и будут всячески припоминать и раздувать

    Ох! И припоминать, говоришь.. и раздувать? Недоброжелатели? А забыл, паря, о поговорке: Кто забудет - тому два глаза вон?
    Несчастная ты дама - ИСТОРИЯ. Кому не лень все тебя пользуют. А ты молчишь и только горько мстишь своим забывчивым потомкам.
    Да, да и о так вовремя "забытых" упырей бандеровцев, которых теперь считают некоторые - невинными жертвами сталинского НКВД... и о том, как американские, французские и польские жолнежи освобождали несчастный немецкий народ от гитлеровских оккупантов... и только злобный Сталин палки в колёса подкладывал. Но несмотря на его происки, американские герои водрузили-таки флаг победы демократии над поверженным Рейхстагом!
    Похоже, что с такой избирательной политикой в отношении своих лепших портнёров, второй глазик мы с вами окончательно потеряем.
    1. 0
      8 февраля 2019 00:00
      Цитата: kunstkammer
      Ох! И припоминать, говоришь.. и раздувать? Недоброжелатели?

      Но ведь все забыли, что "добрые запорожцы" радостно грабили земли Московского царства в годы Смуты и участвовали в Смоленской войне на стороне поляков. Все можно повернуть, подогнать под ситуацию, а то и заставить забыть.
  14. +3
    7 февраля 2019 23:41
    Цитата: Vladimir 5
    С Китаем Россия воевала в 80 годах 19 века, там война была пошире, что-то, никто , кроме наших врагов не вспомнит, как и вы о Даманском конфликте.Конфликт военный был политическим шагом, а не военным, Китай выставил ТОЛЬКО ДВА ПОЛКА, а могли вскоре пригнать и 20 дивизий., и никакие "Грады" бы не остановили.... Различаете суть. Просто сказали Л.Брежневу , что можно и по плохому, вот и трясся весь политбюро десятилетием, чего и добился Китай этим показом, да американцы Китаю заулыбались со всеми своими плюшками в подарок... "Ничего личного, только политика" ...

    Что за писанина? Откуда вы высасываете этот бред и с какими целями?
  15. 0
    8 февраля 2019 00:18
    почему замалчивают китайско-вьетнамский конфликт


    Диванные урякалки не знают за кого болеть - за вьетнамских товарищей или за китайских братушек, вот и игнорируют неудобную и непроятную для них тему, ввергающую их в замешательство.
    1. +1
      8 февраля 2019 02:16
      Цитата: Сталевар79
      почему замалчивают китайско-вьетнамский конфликт


      Диванные урякалки не знают за кого болеть - за вьетнамских товарищей или за китайских братушек, вот и игнорируют неудобную и непроятную для них тему, ввергающую их в замешательство.

      Тут есть еше один неприятный для Китая момент.
      Во второй половине 1970-х годов в руководстве КПК шло противоборство между реформатором Дэн Сяопином и консерватором Хуа Гофэном. Группа высокопоставленных сторонников Хуа Гофэна — Ван Дунсин, У Дэ, Цзи Дэнкуй и Чэнь Силянь — получила название «Малая банда четырёх». На III пленуме ЦК КПК в декабре 1978 была утверждена программа реформ, позиции Хуа Гофэна и «четвёрки» оказались резко подорваны. В феврале 1980 «Малая банда четырёх» была отстранена от партийного руководства и выведена из политики.
      Хуа Гофэн
      Государственный деятель Китайской Народной Республики, преемник Мао Цзэдуна на посту председателя Коммунистической партии Китая. Единственный человек, одновременно занимавший три высшие должности в КНР: помимо поста председателя КПК он являлся премьером Государственного совета КНР и председателем Центрального военного совета КНР.
      (Вики)
      1. 0
        8 февраля 2019 13:37
        Строго говоря, Цзян Цземин, Ху Цзиньтао занимали, а Си Цзиньпин сейчас занимает три высшие должности: Генсек ЦК КПК, Председатель КНР, Председатель Центрального Военного Совета КНР (которым автоматически является Председатель Военного Совета ЦК КПК). В общем, в КНР тот, кто является Председателем Военного Совета ЦК КПК, и является главным человеком в стране.
  16. 0
    8 февраля 2019 00:21
    Интересно,а почему про наши бодания,притом не кислые,не пишут?
  17. 0
    8 февраля 2019 00:38
    почитал за конфликт сложно решить кто и что но суть раз решили забыть и не нагнетать молодцы помнить нужно хорошее и все будет хорошо!
  18. 0
    8 февраля 2019 01:14
    Припоминаю что тогда было у нас в дни той далёкой войны:
    - политотдел армии попытался проверить "полиморсос" и объявили запись добровольцев "для оказания интернациональной помощи братскому вьетнамскому народу", дело было в субботу поздним вечером. В аккурат дежурил тогда по части.
    - наша часть стала готовиться к перебазированию на китайскую границу - с Русского Севера.

    Ни то, ни другое никакого энтузиазма не вызвало, продолжения и развития не имело. И через пару дней заглохло.

    КНР и Вьетнам -молодцы, не раздувают память о той войне
  19. kig
    +1
    8 февраля 2019 01:53
    В 1979 году я работал на ролкере "Гавриил Кирдищев" Дальневосточного пароходства, и мы успели сделать три ре
    1. kig
      +3
      8 февраля 2019 02:17
      йса на Хайфон. На палубе у нас были грузовики, а в трюме БМП и ПТ-76. Все машины были заправлены, но без боекомплекта. Выгружали нас мгновенно. Набегала толпа вьетнамцев в трусах и резиновых тапочках, расхватывали технику и очень быстро выкатывались на пирс, и куда-то вдаль. Чем именно управлять, им было все равно, на все руки мастера. В последний рейс мы привезли десять комплектов, как я сейчас понимаю, чего-то вроде "Точки". Нас опять очень быстро выгрузили и мы пошли домой, а по пути до нас дошли новости, что конфликт прекратился. Ну мы, конечно, решили, что помогла наша последняя посылка ...
  20. 0
    8 февраля 2019 05:38
    СССР выполняя сюзнические обязательства, начал развертывание 250 тыс резервистов в составе 25 дивизий. В Монголии, где уже находилась 100 тысячная группировка. Я ходил в школу и хорошо помню как через наш поселок пошла военная техника. Причем в основном артилерия с арт.дивизии в Чистых Кдючах....
  21. 0
    8 февраля 2019 07:57
    Очень интересная тема.
    Во время войны с Вьетнама с американцам все время говориться о советской помощи, про помощь Китая ни как не упоминается. Хотя очень интересно чем помогали китайцы северному Вьетнаму - техника и подразделениями. По освобождению базы США в камрани вьетамцы сперва отдали на ознакомление китайцам а только после советским специалистам. Про войну в авгане аезде пишут о помощи американцев и в том числе о стингирах но как-то обходят стороной о помощи маджахедам китайским оружием калаши ДШК 107мм рсзо. Неизвестно были ли китайские советники и консультатны. Много еще не раскрыто в истории воин.
  22. +2
    8 февраля 2019 13:07
    Китайцы предпочитают не вспоминать потому что они поддерживали Красных Кхмеров соответсвенно они косвенно ответственны за геноцид в Камбодже. Они поэтому-то и вступили в войну - чтобы помочь союзной Камбодже против Вьетнама.
  23. +1
    8 февраля 2019 14:52
    Самое интересное, что армия Вьетнама только под конец конфликта приняла участие. До этого с китайцами воевали партизанские отряды погранвойска и милиция, и все потери Китая были от этих подразделений и, не продвинувшись в глубь страны и понеся такие потери, китайцы быстренько закончили агрессию. Там было вооружено почти всё население и в каждой деревне были сваи отряды самообороны
    1. 0
      9 февраля 2019 16:16
      Я родом из провинции Лангшон, что находится на границе с Китаем (моя деревня расположена в 50 км от границы). В феврале 1979 г я находился в Москве, только взялся за дипломным проектом и…война!
      В войне 1979 г участвовал 2 моих младших брата. Тот, которому 21 год, успел 2 года повоевать на Юге, а тот, которому 18 лет – успел лишь пройти 3-месячную военную подготовку. 21-летний был разведчиком, по ночам раздобывал китайских “языков” (иногда переходил границу и ловил “языков” на китайской территории), 18-летний воевал в составе региональных сил. 21-летний вернулся без ранения, а 18-летний потерял 3 пальца.
      Из моих родственников в войне против американцев участвовали человек 50 (погибло больше половины), а против китайцев – человек 30 (погибло около 10 чел). Самый замечательный случай – мой двоюродной брат по отцу. Ему было тогда 39 лет, воевал на Юге 11 лет (с 1964 по 1975 гг), демобилизовался в 1976 г по состоянию здоровья (всё его тело в шрамах), в 1979 г сам добрался до границы и потребовал от военного комитета провинции дать ему хотя бы взвод новеньких солдат. Там удивились: “Кто вы такой?”, а он в ответ: “Не копайте в бумагах, бумажные начальники! Там меня нету, но у меня за спиной около тысячи боев, я капитан запаса, дайте мне хотя бы взвод молокососов, и я научу их по-настоящему драться!”. Дали ему целый батальон!
      В августе 1979 г я вернулся домой и пришел к нему в гости. Спросил: “Ты много с кем воевал. Скажи, с кем тяжелее всего воевать, а с кем проще?”. Он ответил: “Тяжелее всего воевать с южнокорейцами – у них высокий боевой дух, на 2-м месте – американцы. Американцы глупы, но их огневая мощь – ой-ой-ой! Южновьетнамцы – трусливые, но хитрые. Легче всего драться с тайцами – достаточно одной пулеметной очереди – и они разбежатся по полю, как утки”. Я спросил: “А как война с китайцами?”. Он засмеялся: “Для молокососов то да, это война, а для меня бой с китайцами – просто веселье! Прямо как в тире – бах!бах!бах! Их много, но они глупы, как куры – лежат на одном месте и стреляют от страха. А мои солдаты меняли позиции после каждой очереди и погибали в основном от китайской артиллерии, а не от пуль”.
  24. 0
    8 февраля 2019 15:03
    1 января Дэн Сяопин посетил Вашингтон, где встретился с президентом США Джимми Картером, а уже 17 февраля 1979 года после артиллерийской подготовки примерно 200 тыс. китайских военнослужащих пересекли границу и вторглись в северные провинции Вьетнама. Вот такие они противники
  25. 0
    9 февраля 2019 06:40
    Это к вопросу о дружелюбии Китая к России. Китай - это скрытый враг, который выжидает момент.
  26. 0
    9 февраля 2019 11:23
    "...Советником у вьетнамца был капитан Егоров, Толик закончил его училище на пять лет раньше и уже представлял из себя некоторую ценность, разумеется, опекал его, как родного. Для привития практических навыков потащил стажера на войну, от которой, сам уже начал уставать.

    Штаб советников сработал сверхчетко: инженерная разведка категорически определила направление главного удара на их операционном направлении. В джунглях Северного Вьетнама, организованно могли перемещаться тактические группы до роты, в самых благоприятных условиях батальон, не более. Операторы Китайской ННА зачем — то, на своих картах нарисовали толстые стрелы оперативных и стратегических ударов, забыв об оврагах и других народных мудростях, заложенных в пословицах и поговорках.

    Дальше было проще: саперы нашпиговали местность минами нажимного действия в два слоя, украсив обочины дорог и тропок, вошедших в военную моду минами МОН — направленного действия, их устанавливали в грунт, маскировали в кустарнике и лепили к стволам, пряча в кронах деревьев. Плотность минирования была такова, что отказались от систем дистанционного минирования. Штаб счел это излишним.

    Пряча свой рост в мелком вьетнамском окопе, Егоров долго смотрел в бинокль за побоищем, потом с побелевшими глазами обернулся к молодому, яростно рванул Родиона за воротник формы: смотри и запоминай — сунул ему бинокль.

    Китайцы сначала перли бодрым аллюром, влажная почва не давала пыли при взрывах маломощных противопехотных мин: просто пу — ум, крики и в плотной цепи на малое время возникала щель, ее споро заполняли набегавшие фигурки. Темп первой пехотной волны упал сначала до рыси, потом до шага, потом цепь остановилась и пехота стала залегать. Как чертики из табакерки выскочили то ли командиры, то ли политруки. Фигурки сначала махали руками, слышны были истошные вопли, потом стали стрелять. Цепь поднялась и медленно поползла в сторону вьетнамских окопов, то прилегая, то делая рывок, подстегиваемая пистолетными выстрелами. В этот момент их настигла вторая и третья волны пехоты, сколько непонятно — образовалась стадо и был уже не понять. На противоположном склоне и в самой низинке уплотнилась человеческая масса. Люди стреляли, вопили и толпа помалу прошла самое низкое место распадка и пересекла ручей, форсировав минное поле, обезвредив его под ноль, собственными подошвами.

    Родион физической шкурой ощущал, что в этот момент происходит в дивизионе старых, добрых гаубиц М — 30, стоящих за их спиной километрах в семи: с НП дивизиона прошла команда «Пальма — два. Ог — гонь!» Родион краем глаза видел согнувшегося у стереотрубы советника командира дивизиона, лысоватого майора в грязном тропике.

    На батареях командиры орудий споро пробежали глазами по бланкам записи стрельбы, старшие офицеры на батареях, видать, чирикали по вьетнамски, а может наши: иметь прицел 140, угломер 23–79, заряд — третий, взрыватель осколочный, трубка 91. Пальма — два! Зарядить! Ог — гонь! Отмашка… и нет спасения. Двадцатичетырех килограммовые чушки, с переведенными флажками с «Ф» на «О» вырвались из коротких стволов, разом осевших на станинах орудий и понеслись к рубежу неподвижного заградительного огня, в варианте «Пальма — 2», создавая максимальную плотность один снаряд на три погонных метра групповой цели.

    Прим.: это читать долго, а на деле секунды уходят и начинают рваться снаряды.

    Взрыватели без колпачков, установленные на осколки реагировали мгновенно при соприкосновении с любым препятствием на их траектории, будь это кустарник в низинке, будь влажный грунт вдоль ручья или человеческая плоть.

    Кило восемьсот грамм тринитротолуола разрывали тела стадвадцатидвух миллиметровых снарядов из хрупкой стали, срезая до грунта кустарник, плодоносный слой почвы и…людей.

    Уплотненный до твердости прессованного картона воздух, с встроенными во фронт ударной волны гаубичными осколками, срывал с людей одежду, раздевая труппы до нага, до кривизны коромысла выгибая винтовки, превращая бойцов китайской дивизии в желе, порубленное раскаленной массой осколков снарядов и обломками оружия и снаряжения.

    Плоть и кровь превратились газожидкостное образование с вкраплением обрывков формы, мелких и крупных кусков почвы, эта взвесь накрыла низинку, как небольшое облако красногрязного цвета, сделав наблюдение невозможным.

    Запах крови и осязаемая, видимая уже без биноклей смерть больших сотен людей поставила мозги многих набекрень и вьетнамские пулеметчики, что бы не свихнуться, открыли огонь без команды, сопровождая трассы ужасом и яростью, уменьшая амплитуду хора попавшего под раздачу.

    Но неотвратимо и размеренно, снизу бурый смог пробивался очередными всплесками разрывов, калеча людей, добивая и убивая… звуковая картина поменялась: вместо регулярного грохота разрывов и гортанного мычания — стоны и вопли, как алые ручейки сливались в вой на одной ноте, только временами заглушаясь размеренным строенным буханьем близких разрывов и татаканьем пулеметов.

    Очередные волны пехоты пересекая дальнюю границу зоны сплошного поражения и подпитывали местами гаснущий звуковой фон новыми голосами хора сопровождающего побоище.

    В полном дивизионе, три гаубичных батареи, всего восемнадцать орудий, с интервалом в две секунды падало по три снаряда, равномерно распределяясь по фронту цели, с правого фланга к левому, ритмично и неотвратимо, как очередной поворот ручки мясорубки.

    Российская артиллерия не знает колебаний и чувство жалости не применимо к ней, так было задумано, она или стреляет или готовиться.

    Проходя мимо старых, отвоевавших свое, списанных, исполнивший свой долг, орудий некоторые склоняют головы, а кто — то опускает глаза. Обратите внимание. Опытному глазу язык жестов расскажет о многом.

    Последняя позиция старых пушек — это не просто мемориал или окрашенная в камуфляж железяка. Это память… Она, эта вязкая штука многое делает невозможным, а что — то неотвратимым!

    Китайцев ему не жалко и вьетнамцев тоже, но увидеть гору трупов нашей бессловесной, безропотной и непобедимой в своей ярости русской пехоты — невыносимо..." Ф.Ерист , "Непроходные пешки"
  27. 0
    9 февраля 2019 15:34
    Все они очень хорошо помнят. Нацики еще те. Будет случай или кто-то слабину даст-вцепяться друг другу в глотку. С Россией тоже, сейчас друзья, завтра вспомнят обиды давние, свежие или надуманные и начнут войну.