Международная ракетная почта К.И. Рамбела (США)

4
В феврале 1936 года в Соединенных Штатах состоялся первый запуск почтовых ракет, вернее, ракетопланов. Это событие привлекло внимание всей страны, а также стало стимулом для инициативных граждан. Вскоре появилось множество новых проектов систем доставки почтой ракетами, и некоторые из них даже вышли из стадии простых обсуждений. Летом того же года группа энтузиастов во главе с Китом И. Рамбелом осуществила первый в США международный запуск почтовой ракеты. Особые носители с корреспонденцией отправили в Мексику.

Будущий изобретатель ракетной почты К.И. Рамбел родился в 1920 году в небольшом городке Мак-Аллен (шт. Техас), располагавшемся недалеко от мексиканской границы. В 1936 году он должен был окончить школу, после чего планировал поступить в один из местных университетов. Любопытен тот факт, что конструкторской работой ему пришлось заняться еще до получения высшего образования и – формально – до окончания школы. Одной из причин этого стала тяжелая экономическая ситуация в стране.



Международная ракетная почта К.И. Рамбела (США)
Марка-виньетка для писем, отправленных 2 июля 1936 г. из США в Мексику. Фото Flyingcarsandfoodpills.com


В середине тридцатых годов Великая депрессия пошла на спад, но положение в США оставалось неудовлетворительным, особенно в провинции. Почтовое отделение Мак-Аллена, где работал отец К. Рамбела, было в плохом состоянии и уже не подлежало ремонту – требовалось строительство нового здания. Но организация не могла позволить себе такую роскошь, и потому была вынуждена работать в аварийной постройке. К счастью, отец и сын Рамбелы нашли выход из сложившейся ситуации, причем самый интересный и оригинальный.

Энтузиасты не могли не знать про февральские опыты на озере Гринвуд и решили повторить их. Продажа марок и конвертов для отправки писем ракетной почтой позволяла собрать деньги для строительства нового здания. Кроме того, почтовая ракета могла решить характерную проблему приграничного города, резко ускорив пересылку международных отправлений.

В 1926 году был построен новый мост через р. Рио-Гранде, по которому теперь проходила дорога из американского Мак-Аллена в мексиканский г. Рейноса (шт. Тамаулипас). Эта дорога использовалась для перевозки почты, но из-за бюрократических проволочек и других факторов письма шли по ней несколько дней. Грузовая ракета могла бы значительно ускорить перевозку корреспонденции через границу, а также упростить таможенное оформление.

Автором идеи и инициатором дальнейших работ стал Кит Рамбел. Отец и его коллеги вызвались помогать тем или иным образом. По очевидным причинам, энтузиасты имели ограниченный выбор материалов и технологий, но это не помешало им выполнить все свои планы и даже довести ракетную почту до испытаний.

Конструкция

Транспортная ракета К. Рамбела отличалась крайней простотой конструкции и была выполнена исключительно из доступных материалов. При этом некоторые компоненты пришлось приобретать и доставлять из других городов. В первую очередь, это касалось порохового двигателя. Тем не менее, и при столь специфическом облике ракета, в целом, могла решать поставленные задачи.


Виньетка для писем из Мексики. Фото Flyingcarsandfoodpills.com


Ракета получила простейший металлический корпус цилиндрической формы с коническим головным обтекателем. На хвосте разместили несколько плоскостей оперения. Головной отсек корпуса выделялся под размещение груза. Еще один объем для писем находился непосредственно перед двигателем. Такое разделение грузоотсека позволило получить оптимальную балансировку. В задней части изделия находился готовый пороховой двигатель с собственным металлическим корпусом. Ракета не имела никаких средств управления и должна была лететь по баллистической траектории в соответствии с углами наведения при старте. Имелся ли на борту парашют для безопасного приземления – неизвестно.

Для ракеты предназначалась пусковая установка простейшей конструкции. Ее главными элементами были наклонные направляющие для вывода ракеты на расчетную траекторию. Пусковая установка не комплектовалась средствами зажигания двигателя. Запал, ответственный за запуск двигателя, пришлось бы поджигать вручную.

Ракета К. Рамбела имела длину порядка 7 футов (2,1 м) и диаметр 1 фут (0,3 м). Масса изделия – несколько килограммов. В головном отсеке можно было разместить до 300 писем или открыток – в зависимости от размеров и массы каждого такого «элемента» полезной нагрузки. Изделие не отличалось большой дальностью полета, но к нему не предъявлялись особые требования. Ширина реки Рио-Гранде в месте предполагаемого запуска не превышала 300 м, и это определяло желаемые параметры ракеты.

Подготовка

22 июня 1936 года на одной из площадок вблизи своего города К. Рамбел и его коллеги произвели три тестовых запуска почтовых ракет. Изделия несли разную нагрузку – от 82 до 202 писем общей массой от 3 до 10 унций (85-290 г). При всем несовершенстве конструкции ракеты, испытания завершились успешно. Возможность перевозки корреспонденции была подтверждена на практике.

В самом начале июля 1936 года на берег Рио-Гранде с американской стороны доставили пусковую установку и несколько ракет. Договорившись с мексиканской стороной, энтузиасты-ракетчики отправили набор необходимых изделий и в г. Рейноса. Предполагалось, что в день пусков несколько почтовых ракет отправятся из США в Мексику, а затем проведут полеты в обратном направлении. На борту ракет должны были находиться реальные письма, отправленные из двух стран в соседние государства.


Блок марок для отправки из США. Фото Thestampforum.boards.net


Для будущих запусков были напечатаны два варианта марки «международной ракетной почты». Оба почтовых знака имели схожее оформление, но отличались цветами, соответствовавшими государственным флагам стран отправления. Так, «американская» марка имела треугольную форму и печаталась на белой бумаге красной и синей красками, а «мексиканская» имела зеленую и красную печать. В остальном марки не отличались друг от друга. На них имелись изображения летящей ракеты и поясняющие надписи. Номинал марки – 50 американских центов.

Неофициальные марки-виньетки были выпущены в виде блоков, которые при необходимости можно было разрезать на отдельные знаки оплаты. При этом за блок из четырех марок организаторы просили 3 доллара.

Впрочем, такие марки не являлись официальными и с точки зрения почтового законодательства являлись всего лишь сувенирной продукцией. В связи с этим письма также франкировались официальными марками авиапочты Соединенных Штатов и Мексики. Письма из Мак-Аллена имели марку стоимостью 16 центов, из Рейносы – 40 сентаво.

Полеты

Запуски ракет с почтой, необходимые для сбора денег на строительство, были назначены на 2 июля 1936 года. В этот день на обоих берегах Рио-Гранде собрались зрители. Кроме того, на мероприятии присутствовали представители местных властей двух стран. После речей, посвященных развитию средств сообщения и современным технологиям, состоялся первый старт.

Первая ракета Рамбела смогла включить двигатель, сойти с направляющей и отправиться в сторону другого берега реки. Однако примерно в 100 футах от места старта (около 30 м), уже над рекой, произошел взрыв. Ракета разбросала над водой горящие письма, а кроме того, некоторые осколки полетели в сторону зрителей. Один из представителей таможни был ранен в руку. Некоторое время пришлось потратить на ликвидацию последствий взрыва; прежде всего, на поиск и сбор разбросанных писем. Уцелевшие при взрыве отправления позже переслали в Мексику сухопутным транспортом.

2 июля состоялся и второй старт. Новая ракета показала себя гораздо лучше первой. Траектория полета оказалась слишком высокой, из-за чего ракета перелетела Рио-Гранде, а затем направилась к Рейносе. Изделие упало почти в центре города, где его и подобрали сотрудники мексиканской почты. К счастью, при падении ракеты никто не пострадал, и все свидетели отделались лишь легким испугом.


Одно из писем, отправленных из Рейносы. Фото Hipstamp.com


Третий запуск почтовой ракеты завершился с похожими результатами. Перелетев через реку, ракета упала на жилой дом на окраине города. Жилище получило повреждения, но никто не пострадал. Полезная нагрузка ракеты не получила особых повреждений.

После трех запусков из США в Мексику энтузиасты и их покровители пересекли реку по мосту, чтобы выполнить новые пуски в обратном направлении. По разным данным, из Рейносы в Мак-Аллен отправили пять или шесть ракет с почтой. Почти все запуски прошли удовлетворительно. Ракеты перелетали через реку и падали в безлюдном районе, где никому не могли навредить. Впрочем, не обошлось без неприятностей. Последняя из запущенных ракет приземлилась на кукурузном поле и подожгла растительность. Авторам и покровителям проекта пришлось срочно возвращаться в Соединенные Штаты и принимать участие в тушении пожара.

В итоге, 2 июля 1936 года Кит И. Рамбел, его коллеги и представители государственных структур двух стран провели семь или восемь запусков почтовой ракеты, причем сразу на «международной линии». Полеты и падения, а также взрывы и пожары пережило около 2 тыс. конвертов с уникальными марками. После завершения запусков все собранные письма были переданы соответствующим почтовым отделениями Мексики и США, после чего отправились к своим адресатам.

Итоги

Известно, что продажа собственных виньеток позволила К.И. Рамбелу и его товарищам собрать достаточно денег для начала строительства нового здания почтового отделения. Таким образом, инициативный проект ракетной почты полностью справился со своей основной задачей. Дальнейшая его судьба, однако, оказалась под вопросом. Как стало известно позднее, энтузиасты из Мак-Аллена не собирались развивать интересные идеи и внедрять их в массовую эксплуатацию.

Такое решение вполне понятно и логично. Несмотря на очевидный выигрыш во времени переправки почты из США в Мексику или обратно, ракетная почта имела ряд серьезных недостатков. Так, существовал высокий риск потери ракеты вместе с полезной нагрузкой в полете или при жесткой посадке. Также первые три запуска из США показали, к чему может привести отклонение от желаемой траектории. Все это означало, что перед полноценной эксплуатацией проект К. Рамбела нуждается в самой серьезной переработке, которую вряд ли можно было считать целесообразной.

Кроме того, уже осенью 1936 года проект остался без своего создателя. 16-летний Кит Рамбел после окончания школы поступил в Университет Райса. Примерно через год университет отправил его учиться в Массачусетский технологический институт. Студент проявлял большой интерес к ракетной технике и неоднократно проводил различные эксперименты, однако больше не собирался запускать почтовые ракеты через Рио-Гранде.


Конверт и марка, посвященные 25-летию пусков К.И. Рамбела. Фото Jf-stamps.dk


Благодаря работам К. Рамбела и его коллег, филателистическое сообщество получило значительное число коллекционных материалов. Около 2 тыс. конвертов с марками совершило реальный полет на ракете; еще некоторое число виньеток не поднималось в воздух, но тоже представляло интерес для интересующейся общественности. Почтовые знаки «первой международной ракетной почты» до сих пор встречаются на соответствующих торговых площадках.

Память

30 июня 1961 года на границе США и Мексики состоялись праздничные мероприятия, посвященные 25-й годовщине запусков почтовых ракет. Главным событием праздника стал запуск новых ракет с обоих берегов реки. Из городов Мак-Аллен и Рейноса запустили по шесть ракет с новыми конвертами. Развитие ракетной техники позволило раскрасить выхлоп двигателей в цвета государственных флагов двух стран.

На специальных юбилейных конвертах имелся рисунок ракеты К. Рамбела и соответствующие надписи. Сразу после полета эти материалы поступили в продажу и вскоре заняли свои места в коллекциях.

Через пять лет на берегах Рио-Гранде праздновали 30-летний юбилей запусков 1936 года. Круглую дату отметили большим числом ракет и увеличенным количеством филателистических материалов. Насколько известно, в 1966 году на борту ракет присутствовали как новые конверты и марки, так и материалы, оставшиеся после предыдущего праздника. В их случае поверх исходного рисунка делались надпечатки с новой датой и другой информацией.

Для Соединенных Штатов 1936 года ракетная почта была интереснейшей новинкой. Среди прочего, именно поэтому каждый новый проект подобного рода мог стать первым в той или иной области. Так, эксперименты Р. Кесслера стали первыми в стране, а К.И. Рамбел организовал первую международную пересылку почты при помощи ракет. Все эти проекты были слишком смелыми для своего времени, и потому не получили развития. Тем не менее, они заняли важное место в истории ракетной техники и почты.

По материалам сайтов:
http://flyingcarsandfoodpills.com/
http://epizodsspace.airbase.ru/
http://collectspace.com/
http://hipstamp.com
http://thestampforum.boards.net/
4 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    3 марта 2019 08:26
    Вот это да. О чем о чем, а о ракетной почте не слыхал.
    Интересно, спасибо!
  2. +1
    3 марта 2019 09:37
    И те только голь на выдумки хитра
    Круто
  3. 0
    3 марта 2019 12:44
    Даже не представляю как бы это ноу-хау повлияло на нашу естественную монополию - Почту России)
    1. 0
      3 марта 2019 12:48
      Да не че, беседер. Почта Израиля вне конкуренции. Ребятам лицензии 3-4 месяца приходят.