Как строили дороги в Великую Отечественную войну. Часть 1

25
Начало истории будет уместным начать с высказывания генерал-фельдмаршала Манштейна, который в своих воспоминаниях упомянул, что «русские были мастерами восстанавливать дороги». И действительно, подразделениям армейских дорожников, укомплектованным во время войны военнослужащими старших возрастов и практически полностью лишенным техники, удавалось совершать невозможное. В обязанности бойцов дорожных войск (8% от состава РККА к 1942 году) входили не только дорожные работы, но регулирование движения, контроль дисциплины, а также обеспечение личного состава, следующего по дорогам, питанием, медицинской и технической помощью.

Как строили дороги в Великую Отечественную войну. Часть 1





Глубокие колеи были неизбежны в период распутицы. Однако они помогали движению транспорта

Непосредственно за годы войны дорожные войска обеспечили перевозку техники и личного состава по дорогам общей протяженностью в 300 тыс. км. Общее длина отремонтированных дорог превышает 97 тыс. км, а число восстановленных мостов приближается к 1 млн.

Особенностью работы дорожников на фронте было разнообразие природных зон, в которых проходили боевые действия. На южном направлении в летний период дороги прокладывались по полям, что обеспечивало широкие возможности для маневра. В то же время весенне-осенняя распутица резко осложняла условия эксплуатации, что требовало ремонта дорог и сложной организации движения. В центральной части фронта в ходе боевых действий самые труднопроходимые участки дорог, которых было немало во все времена года, приходилось укреплять различными материалами, отличающимися малой прочностью. В ход шел кирпичный бой с разрушенных зданий, а также котельный и паровозный шлак. Во время подготовки к Курской битве при помощи населения дорогу Елец-Ливны-Золотухино укрепляли гравием и кирпичным боем. Общая же протяженность отремонтированных дорог в районе Курской дуги составляла порядка 3 тыс. км. Болота северной части фронта заставляли дорожников прилагать немалые усилия по возведению деревянных дорожных покрытий. Мало того, дороги, дамбы и насыпные переезды через топи становились целями наступательных операций противоборствующих сторон, что очень скверно сказывалось на их сохранности. Тем не менее, под огнем противника дорожники Красной Армии достаточно оперативно обеспечивали войска твердым дорожным покрытием. Так, в Европе на Мангушевском плацдарме на реке Висле дорожным рабочим пришлось обеспечивать 200 км дорог, из которых 150 было колейными, а 30 жердевыми.


Вид лесной дороги, по которой перевозили технику и боеприпасы на передний край Волховского фронта

Как же проходил ремонт дороги во фронтовой жизни Великой Отечественной войны? Во-первых, её уравнивали кирками, выводили правильный профиль, по возможности добавляли камни, гравий или битый кирпич. Во-вторых, укатывали дорожными катками, но такая возможность была далеко не всегда и не везде. Поэтому основное уплотнение производил транспорт, а его в военные годы было предостаточно. В среднем грунтовая дорога перед войной должна была справляться с 200 автомобилями в сутки, каждый массой по 4 тонны. Если дорогу укрепляли каменной породой (гравием или камнем), то порог суточной пропускной способности повышался до 600 машин. Естественно, все эти нормативы пошли прахом в первые же дни войны – 4-5 тыс. автомобилей за 24 часа стали обычными делом на фронте. Разрушение дорог усугубила распутица – они стали непроходимыми. Обычно дорожники боролись с размоканием, разрыхляя поверхностный слоя грунта на 15-20 см, а затем замешивая в него песок с глиной. Далее требовалось проборонить импровизированную дорогу и уплотнить подручными средствами.

В мирное время края дороги окапывались водоотводными канавами, которые успешно справлялись с размоканием грунта. Однако первые же дни войны показали, что во время налетов люфтваффе колонны не успевали рассредоточиваться по площадям и застревали в канавах. К тому же негативное влияние оказывали поперечные 25%-ные уклоны дорожного полотна — машины просто скатывались с грунтовок после первого же дождя. В течение нескольких первых месяцев войны у дорожных войск Красной Армии появилась масса рецептов адаптации дорог к новым суровым условиям — учиться приходилось в боевых условиях. Во-первых, старались разводить по разным параллельным направлениям гусеничную и колесную технику. Во-вторых, военным дорожникам приходилось учитывать крутизну спусков и спусков при прокладке грунтовых дорог – в распутицу они могли стать непроходимыми для любого транспорта. Кроме того, приходилось брать в расчет продуваемость дороги ветрами, что нередко серьезно удлиняло маршруты. В-третьих, в сухой период дорожники укрепляли «раскисающие» отрезки настилом из бревен, жердей, камнями, шлаком, а после летних дождей засыпали дороги песком, создавая плотный накатанный слой. В период распутицы это делало её менее скользкой. В-четвертых, дорожники приветствовали образование колеи на дорогое – это спасало от заносов технику. Фактически движение не прекращали до тех пор, пока дифференциалы грузовиков не касались земли междуколейного валика. Обычно в этом случае прокладывалась новая грунтовка рядом со старой. Так, весной 1944 года, когда природа на Украине особенно разбушевалась, методично размывая дороги, ширина затронутых проездом местностей могли достигать 700-800 метров. Как только колея на грунтовке становилась непроходимой, её бросали (в лучшем случае спускали воду) и рядом организовывали новую. И так несколько десятков раз. Также, помимо вышесказанного, военные дорожники вблизи дорог выкапывали бассейны-испарители и поглощающие колодцы, в которых скапливалась вода, просачивающаяся из грунта. На некоторых участках фронта грунтовые дороги стали превращаться в настоящие траншеи, глубина которых достигала полутора метров. Это стало следствием постоянной выемки жидкой грязи бойцами дорожных войск. По краям таких дорог-траншей формировались отвалы, помогающие удерживать воду.

В книге Бабкова В. Ф. «Развитие техники дорожного строительства» приводятся данные, по которым можно сказать, что тяжелые дорожные условия были не только на Восточном фронте – с такими же проблемами столкнулись союзные войска в Нормандии. И европейские грунтовые дороги осенью 1944 года превращались в результате постоянной уборки грязи из них в глубокие полутораметровые траншеи, которые после дождей затапливались. По таким озерам колёсная техника шла исключительно при помощи гусеничных буксиров. Но, конечно, гораздо более развитая сеть дорог с твердым покрытием в Европе обеспечивала достаточно высокую скорость перемещения англо-американских войск по театру военных действий.



В конце первой части цикла нельзя не привести диаметрально противоположные оценки немцев и русских о качестве фронтовых дорог. Карл Типпельскирх, немецкий историк, так описывает дороги России осенью 1941 года:
«Наступил период полной распутицы. Двигаться по дорогам стало невозможно, грязь прилипала к ногам, к копытам животных, колесам повозок и автомашин. Даже так называемые шоссе стали непроезжими».


Манштейн вторит своему соплеменнику:
«С материка к Симферополю ведет только часто встречающиеся в этой стране «просёлочная дорога», у которой выровнена лишь проезжая часть и по бокам прорыты кюветы. В сухую погоду такие дороги на глинистой почве южной России очень хорошо проходимы. Но в период дождей их пришлось сразу же перекрыть, чтобы они не вышли из строя совсем и на долгий срок. Таким образом, с началом дождей армия практически теряла возможность обеспечивать свое снабжение автогужевым транспортом, во всяком случае, на участке от материка до Симферополя».


А вот маршал Жуков Георгий Константинович оценивает качество наших грунтовок и проселочных дорог так:
«…ни морозы и снежная зима, ни проливные дожди и весеннее непролазное бездорожье не останавливали хода операций».


Продолжение следует…

По материалам:
Бабков В. Ф. Развитие техники дорожного строительства. – М.: Транспорт, 1988.
Кондратьев З. И. Дороги войны. М.: Воениздат, 1968.
Кондратьев З. И. Тактика дорожных войск в Отечественной войне // Тыл и снабжение Красной Армии, 1956 .
Федоров В. Т., Засов И. А. Дорожные войска в Великой Отечественной войне. М.: Транспорт, 1985.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    10 февраля 2019 05:53
    Тяжелейший труд строить дороги в распутицу...сейчас трудно себе представить как саперы подручным инструментом это делали.
    1. +9
      10 февраля 2019 06:35
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      Тяжелейший труд строить дороги в распутицу...сейчас трудно себе представить как саперы подручным инструментом это делали.

      А только ли в распутицу? А прокладывать колонные пути в болотах, горах легче? А поддерживать эти пути в исправном состоянии той же зимой? Труд огромный и тяжелый, неблагодарный, так как редко услышишь слова благодарности...но без этих чернорабочих войны, без их самоотверженного и качественного труда, войну не выиграть
      1. -14
        10 февраля 2019 09:21
        Да брехня все это-я запросто на машине в грязи проеду и в сапогах пройду.Нашли чего пугаться.
        1. BAI
          +11
          10 февраля 2019 10:55
          Ящик со снарядами на спину - и бог в помощь. На обратном пути можно раненного на плечах вынести, чтобы порожняком не ходить.
          Чем то напоминает случай в деревне - не буду деньги на дорогу сдавать. Зачем мне она? Если надо, я всегда на такси проеду.
          1. +2
            10 февраля 2019 10:59
            Вы не уловили сарказма-Про немцев так и говорили-отмазка все это-распутица.А когда касаемо нас то да-это проблемма.
        2. +4
          10 февраля 2019 13:14
          Цитата: Huumi
          Да брехня все это-я запросто на машине в грязи проеду и в сапогах пройду.Нашли чего пугаться.

          Ты мил человек, настоящей грязи просто не видел...когда например, после прохождения танковой колоны, утонуть в ней может все
          1. -1
            10 февраля 2019 18:18
            Брехня.Запросто идти можно.А то как немцы на грязь и распутицу. Морозы жаловались дак то это брехня!это все ерунда.дело третье а как нас самих дело касаемо то тут уже беда прямо.достали эти двойные оценки.читать смешно и слушать
            1. +2
              10 февраля 2019 23:24
              Цитата: Huumi
              Брехня.Запросто идти можно.А то как немцы на грязь и распутицу.

              Не смешно, вообще то. У меня дед в такой дыре жил, что там и Кировец проехать не мог. Застрял.
              1. 0
                11 февраля 2019 15:28
                Конечно не смешно.Когда касаемо немцев с их 1000 км логистикой и оаспутицей 41 года-для нас это ерунда.Брехня.дело не в распутице было.Это не преграда была для немцев под Москвой.но замедте как только это касается нас то по ля-бездорожье превращается в проблемму да еще какую
          2. +1
            10 февраля 2019 19:29
            сельская дорога раскатанная колесными тракторами...., две линии траншей полного профиля ,
          3. +2
            10 февраля 2019 23:33
            Добавлю детские воспоминания.
            84 год. Дорога в садоводство под Питером.
            Эпизод 1. По дороге было две лужи, где машины вставали свечкой В результате народ на руках переносил легковушки.
            Эпизод 2. До сих пор вспоминаю. На дороге в грязи из глины застряла шаланда Ее приехал вытаскивать Кировец (для тех ко не помнит - трактор такой большой с колесами по метру в диаметре). Так вот Кировцу грязь по пол колеса. И он таки застрял. Потом его другой Кировец выдергивал.

            ЗЫ И танков нам не ездило от слова совсем. Только грузовики и легковушки. Редко трактора и экскаваторы.
      2. 0
        18 февраля 2019 10:46
        дед рассказывал -видел когда отступали из окружения - как немцы дорогу делали.Сначала мочили водой -если сухо было,потом катком с шипами укатывали,потом опять мочили,а потом уже катками (типа асфальтового).Так дорога крепкая до звона выходила...
    2. -3
      10 февраля 2019 09:30
      Ничо тма сложного нету.едь по грязи.меси сапогами глину
      1. 0
        21 марта 2019 03:46
        Цитата: Huumi
        Ничо тма сложного нету.едь по грязи.меси сапогами глину


        Иван?

        А ты был за городом в поле после дождя? Ездил? Месил? Глину в смысле. Когда на сапоги килограмм по 7 - 8 налипает. Когда что бы один ЗиЛ выдернуть надо ещё штуки три таких же ЗиЛа?

        ЁЩЕ ТРИ ЧТОБЫ ОДНОГО ВЫТАЩИТЬ!!!

        Несложно говоришь. Ну ну.
  2. +7
    10 февраля 2019 06:44
    Очередная "неюзанная" тема! Спасибо, Евгений!
  3. -2
    10 февраля 2019 09:20
    И опять эта распутица.Брехня это все.нормально машинки катались-эка невидаль днем грязь а за ночь мороз и все колом встает.упал солдат мокрый проснулся в панцире.Отряхнулся и дальше топает.то же и машины.прогрел и месить грязь.на ленинградском фронте по словам очивидцев танки по башни в грязь засасывало.и ничо-откапал и вперед в атаку.Эка невидаль нашли.Распутица какая то.Уперед в атаку!
    1. +1
      21 марта 2019 03:53
      Цитата: Huumi
      .нормально машинки катались


      Нормально это УАЗику на 35-ой резине с боковыми грунтозацепами. И то ни факт.

      А вот ГАЗ - ММ или ЗиС 5 с их, откровенно говоря, слабоватыми моторами, да ещё и с поклажей от 1200 до 3500 кг ой как весело было.

      Днём грязь ночью замёрзло?

      А ты весёлый. Тебя съедим последним*

      hi
  4. +4
    10 февраля 2019 09:23
    Как без нее... Русская дорога...

  5. +7
    10 февраля 2019 09:32
    Да, и это делали уже не молодые и не очень здоровые солдаты !!! Низкий поклон .
  6. BAI
    +2
    10 февраля 2019 10:50
    Продолжение следует. Наверное там будет про зимники и как их делали утаптыванием.
  7. +9
    10 февраля 2019 12:14
    Цитата из статьи:
    А вот маршал Жуков Георгий Константинович оценивает качество наших грунтовок и проселочных дорог так:
    «…ни морозы и снежная зима, ни проливные дожди и весеннее непролазное бездорожье не останавливали хода операций».

    Жуков точно также как и Карл Типпельскирх, немецкий историк, и как Манштейн оценивает наши дороги, как "весеннее непролазное бездорожье".
    В этой фразе Жукова оценка не грунтовок и прочих дорог, а наших солдат, оценка выносливости наших солдат-пехотинцев, наших солдат-водителей автомобилей и другой боевой техники, оценка труда сапёров, дорожников, мостовиков, комендантской службы на дорогах, оценка их упорства, самопожертвования, которые несмотря на "весеннее непролазное бездорожье" упорное идут вперед.
    Здесь и местное население помогало войскам.
    Конев тоже вспоминал о бездорожье на Украине в марте 1944 года, когда из-за бездорожья местное население, а точнее наши мужественные женщины, наши матери-бабушки на руках километрами переносили по одному, по два снаряда, когда транспорт совершенно не мог преодолеть какой-либо участок.
    Дороги одни и те же, а вот мотивация разная, у немцев - одна, а у наших совсем другая.
  8. +2
    10 февраля 2019 12:26
    Если интересно. К сожалению плохого качества, отсканирован по листам.
    Полевой справочник командира инженерных войск Карельского фронта 1943 - https://yadi.sk/i/_jxDzN1gWy4HyQ
  9. +2
    10 февраля 2019 15:29
    Наконец-то появились статьи по тылу,а ведь их вклад в победу очень значителен,спасибо.
  10. -1
    10 февраля 2019 23:04
    Ну Жуков, как всегда, молодец, сияет, как начищенный сапог; никакие дороги ему не страшны.
  11. 0
    9 апреля 2019 12:09
    Стоит ознакомиться с мемуарами генерала Антипенко Н. А., в частности, он был командующим тыла Центрального фронта. Например, он пишет, что при строительстве железных дорог для переброски войск, темпы ввода одноколейного ж.д. пути достигали 60 км в сутки!!!..

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»