Князь Ярослав Всеволодович. Часть 5. Конфликт с Псковом и потеря Новгорода

59
Весной 1228 г. Ярослав Всеволодович, находясь в Новгороде, приступил к подготовке глобального похода против самого важного центра крестоносного движения в Восточной Прибалтике – против города Рига.

Не нужно думать, что в то время Рига хоть как-то напоминала Ригу современную. В 1228 г. Рига еще не отметила даже своего тридцатилетия. Это был небольшой населенный, в основном, немецкими переселенцами городок с крепким замком, удобной гаванью и недостроенным Домским собором, просто сравнительно небольшой населенный пункт с очень большими амбициями.



Однако, политическое значение Риги для балтийского региона было чрезвычайно велико. Рига была резиденцией рижского епископа Альберта фон Бугсгевдена, главного основателя, вдохновителя и руководителя крестоносного движения в Восточной Прибалтике и, соответственно, политическим и экономическим центром католического анклава в этом регионе, становой хребет которого составлял орден меченосцев. Падение такого значимого центра могло бы предопределить масштабный кризис, если не полный крах всего крестоносного движения в Прибалтике, поскольку неизбежно вызвало бы волну восстаний на еще не до конца покоренных территориях эстов, ливов, латгалов и других насильно христианизированных племен Прибалтики, массовые вторжения литвы и других соседей.

Однако, намерениям Ярослава суждено было столкнуться с существенным противодействием как внутри Новгорода, так и со стороны такого значимого новгородского пригорода как Псков.

Несколько слов о Пскове.

В рассматриваемый период Псков представлял собой крупный торгово-административный центр с ярко выраженным стремлением к сепаратизму относительно «старшего брата» — Новгорода. Находясь на границе с зоной немецкого влияния, он в большей степени, нежели чем Новгород, этому влиянию подвергался. Являясь центром транзитной торговли, Псков также в большей степени страдал от военных действий, этой торговли препятствующих, чем его «старший брат». Кроме того, Псков чаще других русских земель подвергался нападениям литвы, а в случае конфликтов Новгорода с немцами становился первой мишенью для рыцарских набегов.

Долгое время во Пскове правил родной брат Мстислава Удатного князь Владимир Мстиславич. Это был весьма неглупый и энергичный князь, не обделенный способностями политика. Характерной особенностью его политики был ее прозападный вектор. Он сумел найти общий язык с крестоносцами и даже выдал свою дочь за Теодориха фон Буксгевдена, близкого родственника упомянутого выше первого рижского епископа Альберта фон Буксгевдена, вписавшись, тем самым, в высшие слои общества крестоносцев. Его прозападная ориентация была настолько явной, что с 1212 по 1215 гг. он был изгнан из Пскова и служил епископу Альберту, получив от него лен в окрестностях Вендена. В 1215 г. Владимир Мстиславич, рассорившись с немцами, вновь вернулся на Русь и был принят во Пскове, которым правил уже без перерывов до своей смерти приблизительно 1226 – 1227 году. За время его правления Псков в значительной степени привык к самостоятельности и уже не так часто оглядывался на «старшего брата», принимая многие политические решения самостоятельно.

На походы суздальских князей Святослава и Ярослава Всеволодовичей против немцев (1221 и 1223 гг.), последние ответили серией коротких, но болезненных ударов по Пскову. Новгород, по своему обыкновению, либо долго собирался с помощью, либо совсем в ней отказывал, оставляя Псков один на один с воинственными соседями – литвой и крестоносцами, поэтому псковская община была вынуждена вести более самостоятельную политику по отношению к Новгороду, как своему сюзерену. Этой ситуацией сумели воспользоваться противники Ярослава Всеволодовича в Новгороде.

Весной 1228 г. Ярослав в рамках подготовки похода на Ригу отправился с небольшой дружиной в сопровождении новгородских посадника и тысяцкого в Псков, однако, на середине пути узнал, что псковичи его пускать к себе в город не хотят. Во Пскове распространился слух, что Ярослав едет к ним арестовывать своих политических противников и псковское вече решило своих не выдавать, а Ярослава в город не пускать. Кто распускал эти слухи, осталось неизвестным, однако, исходя из последующих событий, исследователи делают определенные предположения. А последовательность событий была следующей.

Узнав об отказе псковичей принять его как своего суверена, Ярослав вернулся в Новгород и собрал вече, на котором пожаловался новгородцам на псковичей, утверждая, что не задумывал никакого зла против них, а вез с собой не оковы, чтобы заковать своих противников, а подарки псковским «вятшим людям» – дорогие ткани и «овощь». Неизвестно поверили ли новгородцы своему князю, но каких-либо действий против Пскова или против князя предпринимать не стали. Каковы были реальные намерения Ярослава также остается загадкой, но все-таки такая необычная подозрительность псковичей могла иметь свои объективные причины. Вспоминаются две русские пословицы: «Нет дыма без огня» и «Знает кошка чье мясо съела». В итоге дело так и кончилось ничем, поскольку вскоре и новгородцев, и князя отвлекли другие события.

01 августа 1228 г. в Новгород пришла весть о том, что подвергшаяся в прошлом году разграблению емь, видимо решила отомстить и организовала грабительский набег на территорию Новгорода.

Отряд еми не менее 2000 человек пришел на судах в Ладожское озеро и начал грабить побережье. Ярослав в это время находился в Новгороде с женой и детьми. Получив сведения о нападении, он погрузил дружину в насады (небольшие суда, предназначенные для перемещения по рекам и каботажного плавания в крупных водоемах) и двинулся на перехват грабителей. Однако, его опередил ладожский посадник Володислав, который, не дожидаясь новгородского войска со своей дружиной стал преследовать емь и настиг их отряд в районе дельты Невы. В битве, продолжавшейся до вечера победителя выявить не получилось, однако ладожанам удалось занять некий остров на Неве и заблокировать, таким образом выход еми в Финский залив. Емь запросила мира, Володислав отказал. Тогда ночью емь перебила всех пленников и, бросив лодки, решила возвращаться домой берегом. По пути они все, по сообщению летописи, до единого человека были уничтожены ижорой и корелами.

Большинство исследователей считают, что сражение с емью 1228 г., в некоторых источниках именуемое «первой невской битвой» произошло на территории современного Санкт-Петербурга, а остров, на котором укрепилась ладожская дружина, сейчас называется остров Петроградский. Таким образом, наиболее вероятное место битвы находится напротив того места, где сейчас стоит крейсер «Аврора».

В связи с этим походом летопись упоминает о начале очередного конфликта между Ярославом Всеволодовичем и новгородцами: «Новгородьци же стоявъше въ Неве неколико днии, створиша вече и хотеша убити Судимира, и съкры и князь въ насаде у себе; оттоле въспятишася въ Новъгородъ, ни ладожанъ ждавъше», то есть, новгородцы в походе занялись любимым делом, сотворили вече, на котором за какую-то вину решили убить некоего Судимира. В чем он провинился, вероятно, абсолютно ясно летописцу, но совершенно непонятно современному исследователю. Тем не менее, известно, что Судимир, чтобы избежать гибели, воспользовался покровительством Ярослава, который скрыл его на своем насаде, что не могло не вызвать неудовольствия новгородцев.

Проведя вече, и не добившись выдачи Судимира, отряд Ярослава вместе с князем, не дожидаясь ладожской дружины, вернулся в Новгород – продолжать подготовку к задуманному Ярославом грандиозному походу.

К зиме в Новгород стали стягиваться переяславские полки для похода на Ригу. Количество воинов было таково, что в Новгороде существенно выросли цены на продукты, которых и так было недостаточно в связи с неурожайным годом. В этот момент по Новгороду поползли слухи о том, что Ярослав, утверждавший, что собирается идти походом на Ригу, на самом деле планирует атаковать Псков, так невежливо обошедшийся с ним по весне и, конечно, эти слухи тут же достигли Пскова.

Положение для псковичей сложилось опасное. Вероятно, с их точки зрения, ситуация, когда совокупные силы Новгорода и Переяславля под руководством Ярослава Всеволодовича начнут приводить Псков к покорности, была вполне допустимой. Срочно требовалось заручиться чей-либо военной поддержкой и единственным кандидатом на военный союз против Новгорода оказалась Рига. Договор Пскова с Ригой был заключен в очень короткие сроки и суть его состояла в том, что при нападении на одну из его сторон кого бы то ни было, другая сторона оказывает ей военную помощь. В качестве обеспечения выполнения договора псковичи оставили в Риге сорок человек заложников, а рижский епископ прислал в Псков крупный военный отряд.

Чтобы не допустить в регионе полноценной гражданской войны, Ярослав отправил в Псков посольство с заверениями о своих мирных намерениях и приглашением псковичам участвовать в походе на Ригу: «поидите со мною на путь, а зла есми до васъ не мыслилъ никоторого, а тех ми вздайте, кто мя обадил к вам».

Но псковичи твердо отвечали: «тобе ся, княже, кланяемъ и братьи новгородьцемъ; на путь не идемъ, а братьи своеи не выдаемъ; а с рижаны есме миръ взяли. къ Колываню есте ходивъше, серебро поимали, а сами поидосте в Новъгородъ, а правды не створися, города не взясте, а у Кеси такоже, а у Медвеже голове такоже; а за то нашю братью избиша на озере, а инии поведени, а вы, роздравше, та прочь; или есте на нас удумали, тъ мы противу васъ съ Святою Богородицею и съ поклономъ; то вы луче насъ исечите, а жены и дети поемлете собе, а не луче погании; тъ вамъ ся кланяемъ».

Псковичи отказывают Ярославу в совместном походе и выдаче своих граждан, ссылаясь на то, что заключили с рижанами мир. Также они напомнили князю походы новгородцев на Колывань, Кесь и Медвежью Голову, в результате которых после ухода новгородских войск, псковская земля подвергалась разорению. В последней части послания псковичи выражают намерение сопротивляться новгородской агрессии даже ценой собственной жизни.

Получив такой ответ, новгородцы отказались от участия в походе, чем окончательно его сорвали. Переяславские полки были отправлены назад в Переяславль, рижский отряд ушел обратно в Ригу, после чего псковичи изгнали из города всех сторонников Ярослава, окончательно и твердо обозначив свою независимую позицию по отношению к князю и новгородцам.

Ярослав также уехал в Переяславль, оставив на новгородском столе в качестве местоблюстителей своих сыновей Федора и Александра, соответственно десяти и восьми лет от роду. Причиной такого отъезда некоторые исследователи считают обиду князя на новгородцев, не пожелавших идти войной на псковичей, однако сложно себе представить, чтобы это было действительно так. Ярослав отлично знал политические реалии севера Руси и понимал, что междоусобная война Новгорода с Псковом в любом случае и при любом своем исходе сыграет на руку только его основным противникам – немцам. Возвращать Псков в орбиту новгородской или шире – общерусской политики следовало другим способом. Скорее всего, отъезд Ярослава был вызван расчетом, основывавшемся на том, что новгородцы в ближайшее время замирятся с Псковом, а при возникновении какой-либо внешней угрозы непременно позовут его на княжение вновь. В этом случае можно будет попытаться выставить новые, более выгодные условия княжения. А чтобы новгородцам не пришло в голову обратиться к кому-либо другому с приглашением на княжение, в Новгороде Ярослав оставил двух своих старших сыновей.


Отъезд Ярослава Всеволодовича из Новгорода в 1228 г. Лицевой летописный свод

Осень 1228 г. была дождливой, собственный урожай по новгородской земле погиб, в городе начался голод. При этом политическая борьба между новгородскими партиями обострилась до предела. Противники Ярослава, использую тяжелое материальное положение простых новгородцев, и вызванное этим положением недовольство, обвинили действующего владыку Арсения в том, что он незаконно занял стол новгородского архиепископа, что и явилось, якобы, причиной божьего наказания в виде неурожая и голода. Арсений был смещен со своего поста и заменен престарелым иноком Антонием, ранее занимавшим должность архиепископа новгородского, тяжело больным человеком, к моменту поставления уже даже потерявшим речь.

К зиме 1229 г. положение с продовольствием в Новгороде не улучшилось, гражданские волнения усиливались. Сторонники «суздальской партии» в Новгороде подвергались репрессиям со стороны народных масс их имения в Новгороде подвергались разграблениям. Противники Ярослава постепенно занимали все ключевые административные посты в Новгороде, должность посадника еще сохранял более-менее лояльный к Ярославу Иванко Дмитрович, но на вторую по значимости должность в городе – тысяцкого – уже был назначен его ярый противник Борис Негочевич. В такой обстановке в феврале 1229 г. юные княжичи Федор и Александр Ярославичи, оставленные отцом в качестве его местоблюстителей, ночью тайно сбежали из города и направились к отцу в Переяславль.

Узнав о бегстве княжичей, новгородцы решили пригласить к себе на княжение снова Михаила Всеволодовича Черниговского к которому тут же были посланы гонцы. Ярослав Всеволодович вовсе не хотел терять новгородский стол и даже пытался, договорившись со смоленским князем, перехватить новгородских послов, но Михаил все-таки узнал о предложении новгородцев и в начале марта уже прибыл в Новгород. В Новгороде Михаил проводил абсолютно популистскую политику. Первым его деянием была смена посадника. Иванко Дмитрович, представитель «суздальской партии», был сослан в Торжок, откуда позже сбежал к Ярославу, вместо него посадником стал Внезд Водовик ярый противник суздальцев. Остальных сторонников суздальской партии на вече обязали в качестве штрафа финансировать строительство нового моста через Волхов взамен разрушенного осенним половодьем.

Ярослав, однако, со сложившимся положением не смирился. И в этот раз князь, в семье которого недавно родился еще один, уже четвертый сын (Михаил, впоследствии получивший прозвище Хоробрит, то есть, Храбрый) и вплотную подошедший к своему сорокалетнему юбилею, действовал последовательно и мудро, проявляя достоинства не столько полководца, сколько политика.

Список использованной литературы:
ПСРЛ, Тверской летописный сборник, Псковские и Новгородские летописи.
Ливонская рифмованная хроника
А.Р. Андреев. «Великий князь Ярослав Всеволодович Переяславский. Документальное жизнеописание. Историческая хроника XIII века.»
А.В. Валеров. «Новгород и Псков: Очерки политической истории Северо-Западной Руси XI—XIV веков»
А.А. Горский. «Русские земли в XIII—XIV веках: пути политического развития»
А.А. Горский. «Русское Средневековье»
Ю.А. Лимонов. «Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории»
И.В. Дубов. «Переяславль-Залесский — родина Александра Невского»
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. «Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики»
Н.Л. Подвигина. «Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в XII—XIII вв.»
В.Н.Татищев «История Российская»
И.Я. Фроянов. «Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX — начала XIII столетия»
И.Я. Фроянов. «Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть»
И.Я. Фроянов. «О княжеской власти в Новгороде IX-первой половины XIII века»
Д.Г. Хрусталев. «Русь: от нашествия до "ига" (30—40 гг. XIII в.)»
Д.Г. Хрусталёв. «Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII—XIII вв.»
И.П. Шаскольский. «Папская курия – главный организатор крестоносной агрессии 1240-1242 гг. против Руси»
В.Л. Янин. «Очерки истории средневекового Новгорода»
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    13 февраля 2019 06:12
    Сколько веков понадобилось Руси чтобы понять и исправить свою стра́тегическую ошибку. Только кулаком можно удалить по врагу и сбить его с ног. Так был ли таким уж умным и дальновидным правителем Владимир Красное Солнышко, разделив Русь на уделы ?
    1. +9
      13 февраля 2019 11:17
      Цитата: Yustet1950
      Так был ли таким уж умным и дальновидным правителем Владимир Красное Солнышко, разделив Русь на уделы ?

      Экономические реалии того времени были таковы, что разделение было неизбежным. Отдельные земли были самодостаточны в экономическом плане и совершенно не были заинтересованы в существовании центральной власти, ведь ей нужно было платить денежку, которую в ином случае можно было бы оставить себе...
      1. +4
        13 февраля 2019 17:14
        Михаил браво, брависсимо!!!
        Искреннее спасибо за статью, шикарно!!!
        С уважением, Влад!
        1. +2
          13 февраля 2019 19:41
          Спасибо, Владислав. Доброе слово не только кошке, но и моему трилобиту приятно. smile
          1. +3
            13 февраля 2019 19:49
            Михаил Вы не поверите дорвался до Вашего цикла и читаю с искреннем упоением!
            Огромное спасибо!!!
        2. +1
          13 февраля 2019 20:33
          Рад приветствовать тезка!
          Согласен: у Михаила УДАЧНАЯ работа,видно,что старался человек и на совесть. А Всеволодовичи, А. Невский тоже из этого" гнезда" по большому счету молодцы были.
  2. +6
    13 февраля 2019 09:25
    Большое спасибо за отличную статью.
    1. +5
      13 февраля 2019 11:03
      Вам спасибо.
      1. +2
        13 февраля 2019 12:38
        Да, статья отличная! Сделала бы честь иному кин...
        1. +2
          13 февраля 2019 19:37
          Цитата: kalibr
          Сделала бы честь иному кин...

          Спасибо, Вячеслав Олегович.
          Единственное, долго не мог понять, что же такое зашифровано буквами "кин". Только сейчас дошло, что это не какое-то заутробное ругательство, а вполне приличная аббревиатура... smile
          Спасибо.
          1. +4
            13 февраля 2019 19:51
            Интересно, а как бы отреагировали на д.и.н. laughing
            1. +2
              13 февраля 2019 20:00
              Для комплимента с д.и.н. нужны ссылки на первичные источники, а у него только вторичные!
              1. +3
                13 февраля 2019 21:11
                Вячеслав Олегович немного из своего опыта, улыбнулся!
                В расписании одного из Уральских ВУЗОВ «ПР. Д.Ю.Н. А.Я. Попка» laughing
                1. +2
                  13 февраля 2019 22:20
                  Все просто: преподаватель доктор юридических наук А.Я. Попка. А еще есть фамилия Сикина, Жопуа и Невздойминога...
  3. +4
    13 февраля 2019 10:59
    Приветствую Хозяина Трилобита!
    Читал с интересом
    1. +4
      13 февраля 2019 11:09
      Приветствую и вас.
      Цитата: Адьютант
      Читал с интересом

      Рад, что есть люди, кому это интересно. smile
      Спасибо.
  4. +4
    13 февраля 2019 11:03
    Спасибо за статью.
    Интересна техника исполнения рисунка в иллюстрации "отъезд Ярослава Всеволодовича из Новгорода в 1228 г. Лицевой летописный свод".- городские ворота "ломают мозг".
    1. +3
      13 февраля 2019 12:27
      Цитата: ИгУ
      .- городские ворота "ломают мозг".

      Художник так видит. smile
      Спасибо за статью.
      В те времена крепость Пскова была очень слаба. Как рядовая крепость-пригород Новгорода, представляла из себя дерево-земельные стены Крома, даже без башен. Становиться каменной только ближе к концу 13 века.
      1. +5
        13 февраля 2019 12:57
        Цитата: igordok
        Как рядовая крепость-пригород Новгорода, представляла из себя дерево-земельные стены Крома, даже без башен. Становиться каменной только ближе к концу 13 века.

        Не совсем так.
        Появление каменных стен во Пскове датируется XI в. Например, в книге "Древнерусские крепости северо-запада" (надо будет внести в список литературы smile ) говорится, что первые каменные стены, толщиной в три метра и неизвестной высоты появились на месте псковского Крома уже в начале XI в., они были из крупного плитняка без скрепляющего раствора. Сам Кром построили на рубеже XI - XII вв., то есть в рассматриваемый период каменный детинец во Пскове уже существовал и достаточно давно.
        Цитата: igordok
        Становиться каменной только ближе к концу 13 века.

        Вы имеете в виду, вероятно, Довмонтов город. Он действительно возник при князе Довмонте в этот период. Фактически это была пристройка к уже существующей крепости, увеличивавшая защищаемую площадь.
        1. +2
          13 февраля 2019 13:43
          Цитата: Хозяин Трилобита
          ...они были из крупного плитняка без скрепляющего раствора.

          Куча камней, не является каменной стеной. Это всего- лишь забутовка дерево-земельной стены. Превращение деревянной стены в каменную шло постепенно. Точной даты не известно, но во многих источниках считается, что каменной, стена стала к середине-концу 13 века.
          Впервые Довмонтов город упоминается в конце 14 века. Чуть попозже была построена первая башня Пскова - Кутний Костер.
          К сожалению фильм "Александр Невский" зачастую трактуется как документальный. В нем Псков представлен полностью каменным и с башнями. Но увы - Это так видит художник.
          1. +3
            13 февраля 2019 14:36
            Цитата: igordok
            Куча камней, не является каменной стеной.

            Техника, так называемой, "сухой кладки". Достаточно распространенная практика и не только в древней Руси. Сухой кладкой строили и стены, и даже здания. Так что это вовсе не куча камней.
            Цитата: igordok
            Превращение деревянной стены в каменную шло постепенно.

            Чтобы вместо деревянной стены возвести каменную, первую сносили полностью, после чего на ее месте возводили новую. "Постепенно" в данном случае может означать только "отдельными участками" - пряслами.
            Цитата: igordok
            во многих источниках считается, что каменной, стена стала к середине-концу 13 века

            Мне не попадались источники (кроме википедии), указывающие на это. Статья вики не дает ссылок на авторитетные источники.
            Сейчас, кроме упоминавшейся мной книги "Древнерусские крепости северо-запада" Власова и Элькина, в которой говорится как раз об XI в., привести смогу только "Древний Псков. Кром и Довмонтов город" Морозкиной, где видим:
            Когда археологи открыли стену Персей до их основания, впечатление было головокружительным. По краям Персей над реками возвышались башни. У их подножия могучую крепостную стену прорезали ворота. Через Греблю к воротам вели мосты. Посреди Персей, несколько сдвинутая в сторону Великих ворот, подымалась Колокольница - стройная башенка с высокой шатровой кровлей, увенчанная главкой с крестом. Колокольница была обращена к городу...
            Как мы знаем, Смердьи ворота сперва были единственными. Великие ворота пробили в конце XII века...
            Рассказ о пробивке Великих ворот в общерусской летописи был первым упоминанием оборонительной стены Пскова-крепости, то есть и самого Крома. Великие ворота не прорубили, а именно "пробили" - следовательно, в конце XII века Перси были каменными.

            Если покопаться, можно найти еще источники, подтверждающие существование каменной крепости во Пскове уже к началу XII в.
            Цитата: igordok
            Впервые Довмонтов город упоминается в конце 14 века.

            Довмонтов - он потому и Довмонтов, что строился при Довмонте - во второй половине XIII в. (1265 - 1299 гг.). Поинтересуйтесь вопросом предметно - убедитесь, что большинство источников говорят именно об этом.
            1. +4
              13 февраля 2019 15:58
              Я не говорил, что вся стена дерево-земляная. Но полностью каменной стала на удивление поздно. Персии, как напольная стена в первую очередь и делалась покрепче. А вот остальная крепость, опосля. При переделке, забутовку практически не убирали, меняли только "стенки" подпирающие забутовку. В дальнейшем, когда Псков "зажирел", при ремонте стен, забутовку убирали и возводилась монолитная стена.

              По логике и мнению исследователей (Ю.П. Спегальский, С.А. Тараканова и др.) с южной стороны Кремля не позднее ХII в. существовала стена, защищавшая Кром с "напольной" стороны, но в летописях до начала ХIV в. данных о строительстве кремлевских стен не имеется.
              Впервые под 1337 г. в летописи упоминается о строительстве кремлевской стены, Персей: "Шелога посадник с мужи псковичи учиниша перси у детинца.", а под 1393 г.: -"…заложиша псковичи перси у крома стену каменную."


              Правда, дно Гребли сейчас лежит на метр выше водной поверхности рек, однако в те времена вода в реках стояла значительно выше, чем теперь, - с тех пор реки обмелели...

              Позабавила статья Е.Н. Морозкиной. И дно Гребли больше метра над уровнем рек. И Гребля никогда не соединяла Пскову с Великой. Это был обычный ров. Название всех путает. Уровень воды заметно не менялся.

              Довмонтова стена началась возможно и при князе, но закончилась уже гораздо позже его смерти. Все это, ни как, не при князе Ярославе Всеволодовиче. smile
              1. +2
                13 февраля 2019 17:16
                Мне,как жителю Пскова, Псковская Каменная Многокилометровая Крепость, настолько въелась в кровь, что было шоком узнать, что крепость оказывается была когда-то деревянная, а во время такого знакового события как, Ледовое побоище, крепостью был всего-лишь Кром, размерами в какую-то деревню, и при этом, была значащей крепостью в те времена.
              2. +3
                13 февраля 2019 17:43
                Довмонтов город - да, сложился позже.
                Но каменный Кром стоял за сто лет до него. Да и глупо было бы псковичам не пользоваться местным известняком, который брали тут же, под стенами на берегу Великой. Это не средняя полоса, где камень для строительства приходилось возить многие километры.
                Изборск уже к XIII в. оделся в камень. К сожалению, не могу сейчас найти конкретных археологических данных по раскопкам в Кроме, но помню точно, что, во всяком случае, часть стен построили из камня уже к началу XII в., как утверждают археологи.
                Так что, в любом случае ваше утверждение, что
                Цитата: igordok
                В те времена крепость Пскова была очень слаба. Как рядовая крепость-пригород Новгорода, представляла из себя дерево-земельные стены Крома, даже без башен

                не совсем корректно.
                1. +3
                  13 февраля 2019 18:29
                  Закончим наш диспут.
                  Для своего времени Псковский дерево-земляной Кром был крутой крепостью. Непобедимой крепостью.
                  Слабой, я ее сравнил с последующей крепостью, в дни своего могущества, 14-15 века .

                  П.С.
                  Изборск, на старом городище был дерево-земельным, а когда переехал на новое место в начале 14 века, вроде, строили сразу из камня. Хотя могу ошибаться.
                  В Пскове, плитняка много, но его нужно скрепить. Глина не подойдет, а известь хоть её можно производить из известняка, трудозатратна. Постепенно ресурсов и набрали, особенно когда, более-менее освободились от Новгорода.
                  1. +3
                    13 февраля 2019 18:40
                    Цитата: igordok
                    Закончим наш диспут.

                    В общем, согласен. smile
                    Но сухую кладку вы зря недооцениваете. smile
  5. +4
    13 февраля 2019 12:19
    Присоединяюсь к благодарностям посетителей за интереснейший цикл статей. Видимо я один из тех немногих (по мнению некоего Николая С.), кто всегда с удовольствием читает Ваши статьи.
    1. +4
      13 февраля 2019 17:29
      Мы тоже !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  6. +6
    13 февраля 2019 13:58
    Все никак не доберусь прочитать весь цикл (вероятно, уже после завершения засяду за него целиком), но бегло просматриваю каждую статью - определенно хорошо, да и тема не обсосанная 300 раз, статьи на нее на дороге не валяются. Большая благодарность за внесение разнообразия в жизнь сайта и интересный материал hi
    1. +6
      13 февраля 2019 16:09
      Цитата: arturpraetor
      тема не обсосанная 300 раз,

      - тема хоть и не новая, но ньюансов в ней - миллионы !... Я в прошлом пыталась написать роман про это время, поняла, что не все там было просто...и бросила эту глупость ! Потом переключилась на время Александра Невского, но тут хоть черновик будущего романа есть ! Слава Богу ! Если интересно, могу переслать. Хотя планирую довести до ума и напечатать.
      1. +3
        13 февраля 2019 16:38
        Цитата: Екатерина Штепа
        тема хоть и не новая, но ньюансов в ней - миллионы !

        Да еще и, как говорится, "не все так однозначно", знакомо smile Сколько не старайся разобраться в теме - все равно есть чувство, что информации не хватает, а часть имеющейся... Спорна.
        Цитата: Екатерина Штепа
        Если интересно, могу переслать.

        Почему бы и нет? Правда, не гарантирую, что быстро прочту - у меня очередь на различную литературу лет на 40 вперед wassat
        1. +1
          13 февраля 2019 17:27
          Со временем перешлю - я с этим сайтом до смерти повязана ! А если серьезно и в двух словах, то мой неизданный еще роман - ответ на роман супругов Федоровых "Игнач Крест" ( 1981 г. ). Запоздала я с ответом, но, что же поделаешь - такова жизнь... В те годы я еще не родилась даже !
      2. +1
        13 февраля 2019 22:28
        Как приятно, что встречаешь здесь таких людей. Но трудную Вы задачу на себя возложили. Ради чего роман? Время это обсосано. Романов про Невского много... Нужно открытие... А какое тут может быть открытие? И потом, разговор людей того времени... Как Вы передаете его колорит? Или они говорят как люди сегодня? И вопрос% Вы читали Чапыгина? Вернее что его Вы читали? Очень интересно узнать...
  7. +6
    13 февраля 2019 14:02
    Как хорошо изложено: лаконично, просто, интересно, цельный кусочек. За это особенно спасибо (усваивается).
    И очень здорово, когда приводится такой список книжек (для любопытных не специалистов полезно), при желании можно нос в них сунуть.
  8. +4
    13 февраля 2019 14:43
    Спасибо за продолжение. Ждем еще
    1. +3
      13 февраля 2019 17:16
      Андрей рад Вас видеть!!!
      С уважением Влад!
  9. +2
    13 февраля 2019 16:04
    Недурно, даже больше - хорошо ! Ждем продолжения !!!
  10. +3
    13 февраля 2019 17:43
    Спасибо, Михаил! А меня такой вопрос заинтересовал: потребовало ли принесение оммажа Владимиром Мстиславичем, смены вероисповедания?
    1. +3
      13 февраля 2019 18:20
      Спасибо и вам, Антон smile
      Цитата: 3x3zsave
      потребовало ли принесение оммажа Владимиром Мстиславичем, смены вероисповедания?

      Сложно сказать. Случаи перехода князей в католичество летописями не отмечались, во всяком случае, навскидку не упомню. Даже в случае князя Ростислава Михайловича, сына Михаила Черниговского, который плотно осел в Венгрии и даже женился на дочери венгерского короля, летописи на эту тему молчат. Возможно, он до конца жизни оставался православным. Косвенно об этом свидетельствует его последующая активность именно в православной Болгарии. С другой стороны, его ссора с отцом накануне или сразу после свадьбы, на первый взгляд, совершенно немотивированная, могла быть вызвана именно сменой конфессии... Можно вспомнить и Даниила Галицкого, который корону от папы получил, но остался православным.
      Что касается Владимира и его сына Ярослава (был женат вторым браком на немке и тоже провел много времени среди немцев), то оба, несмотря на приложенные усилия, закрепиться в немецком обществе не смогли и закончили дни свои на родине, безусловно, как православные: первый - князем псковским, второй - наместником Александра Невского в Торжке. Кроме того, католикам претендовать на русские земли было бы невозможно, а немцы - народ прагматичный, им наши князья нужны были только как повод вмешиваться в русские дела, их переход в католицизм начисто лишал бы смысла их содержать.
      Так что вряд ли кто-либо из них был перекрещен.
      1. +2
        13 февраля 2019 19:09
        Вот фиг его знает! Оммаж в те времена произносился на латыни и клялись на Библии...
        Меж тем, грешно русскому человеку, непосредственно Вам, не верить свято в то, что хазарские евреи не продали веру Русских князей Хозяевам Запада. Как есть грешно!
        1. +5
          13 февраля 2019 19:27
          Цитата: 3x3zsave
          хазарские евреи

          Так...
          Цитата: 3x3zsave
          продали веру Русских

          Так...
          Цитата: 3x3zsave
          Хозяевам Запада

          Так.
          wassat
          А финские китайцы, тем временем, купили веру Индейцев у Наймитов Юга.
          Правильно? Я разгадал загадку? laughing
          1. +3
            13 февраля 2019 19:46
            А финские китайцы,........

            Улыбнуло!
            Хотя меня больше заинтересовал местничковый сепаратизм отдельных земель Древней Руси, в частности Пскова и Новгорода. При отсутствии внешней угрозы уж чудные выверты торговые города вытворяли. Спустя десяток лет - после нашествия Батыя, уже так явно и просто себе не позволяли. По поводу каменных стен вопрос куда как спорный, так как в последующем десятилетии Псков пал под ударом крестоносцев, впрочем как и Торжек если меня не подводит память опоясанный в «Камень»! А «деревянный» Козельск выстоял две недели?! Так главное возможно люди, а не стены!
            Но осмелюсь предположить, что о людях будет дальше!
            С уважением!
            1. +3
              13 февраля 2019 19:58
              Цитата: Коте пане Коханка
              Псков пал под ударом крестоносцев

              Изборск, увы пал, но он был на старом городище, деревянной крепостью. А Псков не пал, его сдали, т.е. продали. Просто в нем "прозападная" партия оказалась более наглее, и быстрее добралась к ключам от ворот города. Как Вы говорите - местечковый сепаратизм. У денег нет патриотизма.
              1. +5
                13 февраля 2019 20:09
                Уважаемый Игорь, в своём комментарии я особо подчеркнул значение «людей», а не стен! Впрочем из под власти крестоносцев Псков, вернулся не в ходе «осады» или «штурма», а опять по воле людей, ну или как Вы тонко подметили уже более наглой «русофильской» партии!
                Под местничковым сепаратизмом я понимаю «качели» в Пскове, Новгороде, да и в Галиче, когда ради «своих шкурных интересов» - шкуру медведя делили в году по несколько раз! Особенно интересен персональный состав «наглых партий»! Точнее его идентичность в обоих крайностях на процентов 75.
            2. +4
              13 февраля 2019 20:20
              Цитата: Коте пане Коханка
              Псков пал под ударом крестоносцев,

              В 1240 г. псковичи сами немцев пустили в город. С ними ведь был русский князь, сын весьма уважаемого в Пскове Владимира Мстиславича Ярослав... А штурмом Псков никто не брал, хотя многие пытались и до и после, очень уж крепость была мощная.
              Цитата: Коте пане Коханка
              А «деревянный» Козельск выстоял две недели

              Семь недель. Две недели осаждали как раз Торжок. В свое время, когда уже, будучи сравнительно взрослым, я осознал эту цифру, известную мне еще со школы, просто прикинул: весь поход занял время с декабря по май, из них почти два месяца монголы простояли под небольшим городком. Впрочем, это сейчас он небольшой и незначительный. По тем временам, как считают некоторые историки, это был второй или третий по значимости город в Черниговском княжестве.
              Псков, Изборск, Ладога - всё каменные крепости так как под ногами был великолепный строительный материал - известняк со дна литоринового моря (обиталища трилобитов, кстати smile ), или бутовый камень.
              1. +2
                13 февраля 2019 21:29
                Михаил я ёрничал! Что не дай бог испортить или поторопить Ваш замысел! Ещё раз повторюсь - главное люди, а не стены! Когда «лучшие люди» в поисках выгоды как маятник качались из одной крайности в другую - зовя на стол то одного, то другого князя! Когда нормой было привести на землю Русскую половцев, ляхов либо венгров! Когда местничковые сепаратные интересы ставились выше общенациональных!Несмотря на высокопарность Ваш цикл именно о том времени и тех событиях! Я не буду трогать экономический аспект, он хорошо раскрыт у Рыбакова и Янина. Но эпоха отца Александра Невского, как раз время когда невзгоды родили самосознание идентификации нашей нации. По сути три поколения заложили фундамент Московского государства. Думаю если бы Батыева нашествия небыло то история России пошла по иному пути!
                По Козельску Вы абсолютно правы, немного запамятовал.
                1. +6
                  13 февраля 2019 23:07
                  Цитата: Коте пане Коханка
                  местничковые сепаратные интересы ставились выше общенациональных!

                  Трагедия ситуации, как мне кажется, в том и заключалась, что не было никаких "национальных интересов" в принципе. Русь тогда представляла огромный котел, в котором варились и из которого готовы были выплеснуться различные нации, которым предстояло только родиться.
                  Уже в XII в. наметилось разделение Руси на северную, западную и южную.
                  Лично мое мнение: если бы не постоянные войны за "общерусские" столы, каждая из этих земель в течение поколения-двух обособилась бы, окуклилась и "самоопределилась", превратившись, в итоге в подобие европейских государств с национальным колоритом. Через пять-шесть поколений жители этих земель перестали бы понимать беглую речь друг друга, новые нации, нынешние украинцы и белорусы, родились бы лет на двести раньше, а к сегодняшнему дню украинский и белорусский языки отличались бы от русского и друг от друга также как польский, чешский и т.п.
                  Интересы своей земли в это время и князья и население этих самых земель полностью отождествляли с интересами ее правителей, интересами династии. В бой шли не "за землю русскую", а за "батюшку-князя", новгородцы - "за святую Софию", а вместе, в лучшем случае, "за веру православную".
                  1. +4
                    14 февраля 2019 00:37
                    Цитата: Хозяин Трилобита
                    что не было никаких "национальных интересов" в принципе

                    Причем не только на Руси, а и вообще. Вопрос национальности по сути просто не поднимался, да и не существовал в современном понимании, скорее речь шла о языково-культурных общностях, подобное стремилось к подобному на фоне феодальных отношений того или иного формата, но на Руси при этом подобное было разбросано на огромной площади и смешано с множеством других культур и языков, которые постепенно переварились и слились с русской. Аналогия с котлом тут не просто уместна, она практически идеально подходит под описание всего того, что происходило в те времена.

                    Короче говоря, ППКС многократно, целиком согласен с выше сказанным, к подобным выводам не раз приходил и сам, хоть и не распространялся о них особо. Единственное с чем не совсем согласен - так это о трех отдельных Русях. Как мне кажется, их могло бы быть все же четыре: Западная, Южная, Северная (Новгород) и Восточная (Владимир - Москва), предпосылки к тому вполне имелись, но объединение все же превозмогло. И то, как нам известно, далеко не сразу...
                    1. +5
                      14 февраля 2019 04:42
                      Уважаемые Михаил и Артём - я о том же! Хотя думаю, сценарий был бы ближе «германскому варианту».
                      Но появился бы на Руси свой Бисмарк - «бабушка на двое сказала»!!!
                      1. +1
                        14 февраля 2019 13:12
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        Хотя думаю, сценарий был бы ближе «германскому варианту».

                        Не исключено, но, ИМХО, маловероятно. Различия между германцами, в силу относительно компактного их проживания, гораздо меньше, а распадись единое русское государство окончательно на отдельные 3-4 Руси, они, в силу значительного географического разброса, могли уже спустя пару веков получить такие отличия, что о единонеделимости речи и быть уже не могло, как и о объединении в одно государство на долгий срок. Тут география решает, а Русь слишком большая, чтобы на всей ее территории получились настолько близкие языково-культурные группы людей. Впрочем, это совершенно не отменяет возможность политического объединения в союзы и даже какие-то конфедерации в дальнейшем, на случай если славяне вдруг научатся сосуществовать по соседству друг с другом без 100500 претензий. Как АИшник, я такой вариант не единожды рассматривал, был ряд проектов, даже книжки хотел писать в свое время, но остановил тот факт, что сколько не "кури" матчасть, все равно будет мало для уверенного воссоздания атмосферы того времени.
          2. +4
            13 февраля 2019 19:49
            Какие нафиг индейцы? Забудьте про красную расу! Это неудачный опыт Демиурга. Рулят финно-угорские индоарии с XXL+ гаплогруппой. Вы бывали в магазинах финской спецодежды, там размеры начинаются с этого. Они с годятся своими предками-гиперборейцами! А мы забыли crying или евреям за "гербалайф" продали.
            1. +1
              13 февраля 2019 20:00
              Эк, Антон, вас несет сегодня... laughing
              Цитата: 3x3zsave
              А мы забыли или евреям за "гербалайф" продали.

              Раз предки-гиперборейцы теперь у финно-угорских индоариев, то значит они и есть евреи-торговцы гербалайфом. laughing
              1. +4
                13 февраля 2019 20:24
                Не меньше, чем Вас иногда! Согласитесь, хороший гербалайф случается порой у товарища Нетаньяху? laughing
                1. +3
                  13 февраля 2019 22:18
                  Цитата: 3x3zsave
                  хороший гербалайф

                  Да, зашибись! Праздник какой-то! laughing
        2. +4
          13 февраля 2019 21:54
          Цитата: 3x3zsave
          Меж тем, грешно русскому человеку, непосредственно Вам, не верить свято в то, что хазарские евреи не продали веру Русских князей Хозяевам Запада. Как есть грешно!

          Уже, откуда Ви взяли эту чушь? Для того, чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а, таки, откуда у бедного хазарина, после Святослава, на это неужное, деньги? Все, таки, было, уже, совсем наоборот! Это Хозяева Запада заслали хазарам шекелей (под видом гуманитарной помощи), чтобы они, через греческих шлемазлов, впарили Русо-Ведо-Арийскому Суперэтносу веру в странного еврейского мальчика... Все остальное - мелкие следствия изначального "зашквара".
          1. +4
            13 февраля 2019 22:24
            Цитата: HanTengri
            Все, таки, было, уже, совсем наоборот!

            Определенно, сегодня какой-то особенный день. Игорь, повеселили. laughing
  11. +4
    13 февраля 2019 20:24
    Спасибо, коллеги, за лестные отзывы. Прошу прощения, кого не отметил благодарностью персонально, всем вам я благодарен не меньше. smile
  12. +4
    14 февраля 2019 00:45
    Спасибо за цикл статей, Михаил.

    Много спекуляций сейчас стало по поводу этого времени.

    Для меня (если честно) оно на грани легденд и преданий.
    Но каждый лучик света делает его чуть понятнее.
    1. +4
      14 февраля 2019 04:44
      Золотые слова!
      hi