Первенцы советского танкостроения: «Рено Русский» и МС-1

33


Императорская России так и не успела обзавестись танковым парком отечественного производства. От того в Гражданской войне обе стороны сражались на импортной бронетехнике: белые – на доставшейся от царских времён и поставленной западными союзниками, красные – на взятой в бою.



«Рено Русский» сделан в Нижнем Новгороде

Трофейная техника дала импульс танкостроению в Стране Советов. Один из отбитых у противника на Украине Renault FT-17 подарили Ленину. Поучаствовав в первомайском параде 1919 года в Москве, трофей принимает участие в боях на стороне советских войск, после чего направлен на «Красное Сормово» (Нижний Новгород) для создания первого советского танка. Нижегородское предприятие решением Совнаркома и Совета военной промышленности 10 августа 1919 назначено головным в танковом производстве. В создании танка участвуют Ижорский, Путиловский и АМО, поставляя комплектующие.

Нижегородское предприятие ещё до революции отличалось инженерными решениями, квалификацией кадров, налажен выпуск бронированных поездов и площадок.

В Нижнем Новгороде боевую машину встретили 29 сентября, в серьёзном некомплекте, совершенно отсутствовала сопроводительная документация. Заказчиком работ стало Броневое управление ГВИУ, ему же поручена общая координация.

Непосредственно коллективом разработчиков руководил инженер Центроброни, комиссар Гаугель. Создана особая группа конструкторов, куда включили двух французов – Дема и Розье. Кроме сочувствия идеалам социализма, у них было ценное качество – работа на предприятиях Renaut. Личным распоряжением Ленина на завод отправлены две машины Renaut, «облегчённого» и «тяжёлого» вариантов, для изучения решений. «Группу брони» возглавил ижорский инженер – технолог Артемьев, под его руководством было четыре инженера.

Отечественным конструкторам пришлось решить немало производственных задач, но к началу сентября 1920 года первый танк готов. Он вооружён пушкой. Машина прошла через суровые испытания 13 – 21 ноября того же года. Танк признан надёжным и боеспособным.

Изделие назвали «Рено Русский». Можно встретить индексы «КС» (аббревиатура от «Красное Сормово»), «М» (малый). Ряд источников называет машину «Танк „Борец за свободу тов. Ленин“» — от имени собственно самого первого танка. Изготовлено 15 «Рено Русских», каждый получил собственное имя в честь вождей и героев революции. Первый танк поднят на пьедестал у входа на нижегородское предприятие, бок о бок с Т-34.

КС конструктивно практически не отличался от прототипа, даже внешне походя на него. «Рено Русский» — классический лёгкий однобашенный танк с противопульной бронёй 7-22 мм, в экипаже — двое (мехвод и командир – стрелок).

Танк первым оценил руководитель Реввоенсовета Лев Троцкий и только 1 декабря докладывают Ленину об успехе. За декабрь 1920 года собирают 3 танка, к марту 1921 года – дюжину. На том выпуск завершился.

Танки предполагалось использовать группами по три машины: пушечный и два с пулемётным вооружением. Пушкой служило 37-мм морское орудие «Гочкис» или «Пюто», пулемёты были марки «Гочкис». Поздние выпуски получили первое в мире комбинированное пушечно – пулемётное вооружение. «Рено Русский» состоял в рядах РККА до 1930 года, в боях не участвовал, зато красовался на парадах. Затем стал учебной машиной.

МС-1: боевое крещение



Серийной стала следующая машина, МС-1 («малый сопровождения, первый»), он же имел индекс Т-18. Прототипом выбрали итальянский лёгкий Fiat 3000, сам бывший репликой Renaut FT-17. Внешне новинка напоминала «Рено Русский», но длиннее на метр, были конструктивные изменения.

Руководство СССР решило развить полученный с КС успех. В 1924 году система Главного управления военной промышленности пополняется Танковым бюро. Через два года принимается программа танкостроения, рассчитанная на три года, общим бюджетом 5 млн рублей. По ней пехотный танк стоил до 18 000, «Рено Русский» тянул на 36 000. Принято решение создать иной лёгкий танк, базируясь в тракторной мастерской завода «Большевик» (Ленинград).

Накопленные при строительстве КС знания пригодились, к ноябрю 1927 года образец подготовили к промышленному производству. Его именуют Т-18. Реввоенсовет, не дожидаясь конца конструкторских работ, принимает танк на вооружение под индексом МС-1, с ним он и остался в истории. Танк действовал в рядах атакующей пехоты или кавалерии, на преодоление серьёзной фортификации, как и танковую дуэль не рассчитан.

Промышленное производство начинается в 1928 году, средства на постройку первых тридцати танков выделил ОСОАВИАХИМ, машины участвуют в ноябрьском параде по Красной площади.

Стартовую серию в 108 МС-1 поручают заводу «Большевик» 1 февраля 1928 года. Выпуск рассчитан на 1928—1929 годы. С апреля 1929 года присоединяется машиностроительное предприятие из Мотовилихи. В 1929—1930 годах выпуск увеличивают до трёхсот экземпляров.

МС-1 громит среднеазиатских басмачей. А в 1929 году воюет за КВЖД. Маршал СССР Чуйков позже вспоминал: китайцы не ожидали появления МС-1, противник был так удивлён, что высовывался из окопов и даже не думал бежать или обороняться. Но потом ударили танковые пулемёты и окопы были зачищены. МС-1 неплохо показал себя, особенно с учётом отсутствия у китайцев противотанковой артиллерии, но кое-какие оргвыводы по итогам применения танков были сделаны.



Выпуск МС-1 прекратили в 1931 году, в войска поступила 951 машина. До второй половины тридцатых годов МС-1 составлял основу бронетанковых сил СССР, после чего его вытеснили БТ и Т-26. Тем не менее, в 1938-1939 годах МС-1 модернизирован, а находившиеся в строю танки прошли через ремонт. Далее МС-1 постепенно покидает ряды действующей армии, его передают в школы танкистов и учебные роты.

МС-1 продолжает службу в качестве неподвижной огневой точки, входящей в укрепрайоны. Так МС-1, например, воевал у озера Хасан с японцами; был вмонтирован в «линию Сталина». На Дальнем Востоке как опорные точки укреплений МС-1 использовались до пятидесятых.

В Великую отечественную они «работали» не только броневыми огневыми точками (БОТ), прикрывающими перекрёстки, переправы и иные важные коммуникации, но и в боях с фашистами как танки. В частности, обороняли Москву, ещё зимой 1942 года в танковых подразделениях воевали МС-1. Гитлеровское нашествие встретили 160 МС-1 на ходу и в боевом состоянии.

МС – 1 представляет из себя лёгкий танк с противопульной бронёй 8-22 мм, экипаж – 2 человека, боевая масса — 5,3 тонны. Сначала имел 37-мм пушку и спарку 7,62-мм пулемётов Фёдорова, потом их сменили ДТ. К пушке полагалось 104 выстрела, что хватало меньше, чем на 10 минут непрерывного огня, пулемёты питались более, чем двумя тысячами патронов. При модернизации 1938 года пушку заменили на 45-миллиметровое орудие. Танк потяжелел до 7,25 тонн. По шоссе МС-1 развивал 16,5 км/ч, что вполне хватало для сопровождения кавалерии или пехоты. Модернизированный движок в 40 «лошадок» позволял достигать 22 км/ч.

Первенцы советского танкостроения:  «Рено Русский» и МС-1


Дальность хода по шоссе – до 120 км. Машина имеет неплохие показатели по проходимости.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 февраля 2019 15:45
    Статье +
    обороняли Москву, ещё зимой 1942 года в танковых подразделениях воевали МС-1.

    Хотелось бы поподробней о применении МС-1 в Великую Отечественную Войну прочитать.
    1. +2
      12 февраля 2019 16:15
      Цитата: solzh
      Хотелось бы поподробней о применении МС-1 в Великую Отечественную Войну прочитать.

      https://foto-history.livejournal.com/10976953.html
      1. 0
        12 февраля 2019 16:38
        Цитата: Лопатов
        https://foto-history.livejournal.com/10976953.html

        Спасибо.
        1. +1
          12 февраля 2019 16:56
          Прочитал статью по ссылке
          Цитата: Лопатов
          Цитата: solzh
          Хотелось бы поподробней о применении МС-1 в Великую Отечественную Войну прочитать.

          https://foto-history.livejournal.com/10976953.html

          В ней сказано, что в битве под Москвой, танки МС-1 входили в состав 150 танковой бригады. Но как они применялись, придавались пехоте или в ином каком-либо качестве, нигде нет. Жаль, а было бы интересно узнать как именно МС-1 применялся в 150 танковой бригаде.
          1. +1
            12 февраля 2019 18:52
            Цитата: solzh
            Жаль, а было бы интересно узнать как именно МС-1 применялся в 150 танковой бригаде.

            Более чем уверен, что Вы не найдёте ничего.
            Даже сам факт нахождения этих танков в штате бригады весьма неудобен.
  2. +22
    12 февраля 2019 16:49
    Пошла новая "плеяда" авторов, а беды старые - скользим по верхам на "копипасте" с сети, где чего только нет. Уровень падает "стремительным домкратом".
    Первый танк поднят на пьедестал у входа на нижегородское предприятие, бок о бок с Т-34.
    Ни одного экземпляра "Русского Рено" не сохранилось. В Нижнем Новгороде на постаменте стоит макет, изготовленный к 9 мая 1980 года.
    Трофейная техника дала импульс танкостроению в Стране Советов. Один из отбитых у противника на Украине Renault FT-17 подарили Ленину. Поучаствовав в первомайском параде 1919 года в Москве, трофей принимает участие в боях на стороне советских войск, после чего направлен на «Красное Сормово» (Нижний Новгород) для создания первого советского танка.
    Танк, подаренный Ленину, ни в каких парадах и боях не учавствовал ввиду полной непригодности. В парадах и боях учавствовал второй экземпляр, комплектный, присланный позже.
    Кстати, танки "Рено" в количестве четырех штук, ставшие основой для первых советских машин, под одессой в бою с французами захватили бойцы атамана Григорьева, который на тот момент, как и батька Махно, сражался на стороне красных. Вот такой курьез.
    1. +3
      12 февраля 2019 18:05
      Спасибо Вам за хороший комментарий
  3. +1
    12 февраля 2019 17:14
    Вообще-то по ТВ были передачи на тему: первые русские танки. Если коротко то в РИ не (причины разные) успели наладить производсиво танков.
    " Каждый получил собственное имя в честь вождей и героев революции " это была русская традиция давать имя собственное: и белые давали имена бронепоездам (читала про бронепоезд:" Офицер"-"Слава офицера") и бронеавтомобилям. А знаете в этом ,что -то глубинное есть: давать имя собственное. Возможно, среди посетителей или авторов есть человек, что сможет рассказать о первых отечественных бронепоездам, например один из первых назывался:" Хунхуз", а первые советские броневеки тоже имели персональное имя
    1. 0
      12 февраля 2019 17:33
      Первая ПРИЧИНА - где производить...Автомобильный, тракторостроительный зоводы высокой производительности ОТСУТСТВОВАЛИ.
      1. 0
        12 февраля 2019 18:01
        Согласна в РИ отсутствовал Детройт и этим все сказано. А в принципе "Руссо Балт" на равных мог конкурировать с французами, но предприятие было расположенно не удачно и его пришлось скоро эвакуировать
        1. +9
          12 февраля 2019 18:28
          А в принципе "Руссо Балт" на равных мог конкурировать с французами
          В 1913 году во Франции было 100 000 автомобилей, в основном собственного производства.
          В 1913 году в России было 10 000 автомобилей, из них собственного производства аж примерно 400 автомобилей.
          За 1908 - 1915 годы Руссо -Балт собрал 451 автомобиль.
          За 1908 год Рено выпустил 1200 машин.
          Это называется - конкуренция на равных.
        2. +3
          12 февраля 2019 19:20
          Цитата: Astra wild
          А в принципе "Руссо Балт" на равных мог конкурировать с французами
          Покупая у того же Рено двигатели и другие агрегаты?!
          Смешно.
          А так, РуссоБалт - это, в последствии, ЗиЛ
        3. +2
          13 февраля 2019 00:37
          Цитата: Astra wild
          А в принципе "Руссо Балт" на равных мог конкурировать с французами, но предприятие было расположенно не удачно и его пришлось скоро эвакуировать

          Удачно, в глубине РИ, не надо забывать, что Польша входила в состав РИ. И заводы были, но как говорит Кот Матроскин: " У нас ума нет". Наибольший вред всей промышленности РИ наносила таможенная политика царского правительства. Почему банкротились русские заводы, потому как комплектующие: карбюраторы, магнето, электротехнические изделия, радиаторы, подшипники облагались непомерными пошлинами. А вот автомобили зарубежного производства, той же модели стоили в полтора-два раза дешевле и это только из-за таможенных пошлин. Благо, если подобное производство существовало в России, но его не было. Как не было производства двигателей, точного станкостроения. Перечислять можно долго и много, Хватилось правительство за все эти проблемы только в годы ПМВ.
        4. 0
          13 февраля 2019 08:06
          "Руссо-Балт" не мог тягаться даже с итальянцами! На шасси этого завода было произведено всего 8 бронеавтомобилей! Все остальные бронеавтомобили в РИ были изготовлены или в Британии, или на импортированных иностранных шасси!
  4. BAI
    +2
    12 февраля 2019 17:15
    Не очень давно была статья про МС-1.
    https://topwar.ru/116449-legkiy-tank-ms-1-naslednik-znamenityh-praroditel-velikih-chast-vtoraya.html
  5. +3
    12 февраля 2019 19:44
    Цитата: Лопатов
    Более чем уверен, что Вы не найдёте ничего.
    Даже сам факт нахождения этих танков в штате бригады весьма неудобен

    Вообще-то поискать можно. В архиве МО в Подольске, тем более что номер бригады известен. Документы должны быть... Но... кто туда поедет, кто даст "проездные" и пр.? И как ОКУПЯТСЯ ЕГО личные затраты времени и труда?
    1. +1
      12 февраля 2019 23:06
      На сайте "Память народа" есть "Журнал боевых действий" 150 ТБ. В период - январь - март 1942 года никаких упоминаний о танке Т-18 нет. Упоминается один танк Т-16, можно допустить, что это Т-18. Естественно, что никто нигде не описывал использование каждого танка. Общий ход боевых действий в это время по журналу представить можно, соответственно понятно, как использовались танки.

      (https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=132882075&backurl=division%5C150%20%D1%82%D0%B1%D1%80::begin_date%5C27.01.1942::end_date%5C29.01.1942::use_main_string%5Ctrue::group%5Call::types%5Copersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie)
      1. +2
        13 февраля 2019 02:51
        Цитата: Decimam
        В период - январь - март 1942 года никаких упоминаний о танке Т-18 нет. Упоминается один танк Т-16, можно допустить, что это Т-18.

        Не факт ! В 1941 г. в Харькове было налажено производство "эрзац-танков" (бронетракторов) ХТЗ-16,которые иногда именовались Т-16 !
  6. 0
    12 февраля 2019 21:53
    Спасибо, за интересную статью. Всегда наивно полагал, что появлению в советском союзе танкостроения мы обязаны — Николаю Михайловичу Тоскину. smile

    P.S.
    Ещё для тех кто празднует...
    12 февраля 1942 г.: принято на вооружение самое массовое орудие Второй мировой — советская пушка ЗиС-3 (Постановлением ГКО на вооружение принята 76-мм дивизионная пушка ЗиС-3, разработанная коллективом под руководством В.Г. Грабина. Эта пушка стала самым массовым орудием Второй мировой войны и первым в мире орудием, поставленным на конвейерную сборку).

    Сборка 76,2-мм дивизионных орудий ЗИС-3 образца 1942 в цехе завода. Основная часть орудий ЗИС-3 производилась с 1942 года на Горьковском заводе № 92. В существенно меньших масштабах пушки этого типа производились с 1943 года на Воткинском заводе № 235.

    Источник: admin.izvestia.ru.
  7. 0
    13 февраля 2019 00:25
    Украли у французов или лицензия была? Поясните.
  8. +2
    13 февраля 2019 03:08
    Автору -большущая уважуха и благодарность ! Не знал я,что МС-1 "своим ходом" воевали в ВОВ ! Про БОТы (МС-1) слыхивал...и усё ! А "по большому счёту"...в 1МВ военные Русской Армии пытались организовать производство "эрзац-танков" на базе тракторов... Наиболее известная конструкция -бронемашина Гулькевича...была принята на вооружение,но выпустить успели "2 штуки".

    В годы Гражданской войны производством бронетехники занимались не только "красные",но и "белые" .Известны единичные образцы "эрзац-танков"(бронетракторов) на базе "импортных" тракторов...
    1. +5
      13 февраля 2019 05:17
      Николаевич hi Если интересно, то материалы по "Русскому Рено" и МС-1 есть в первых номерах "Техники молодёжи" за 1970 год в рубрике "Историческая серия", а так же за 79-80 гг. в рубрике "Наш танковый музей".
      Вот ссылка, можно читать в онлайне : http://zhurnalko.net/journal-2
      1. +2
        13 февраля 2019 07:46
        Здравия желаю,Сергей ! Спасибо за ссылку! В "целом",об МС-1 (и "Русском Рено")я "кое-что" знаю ( и журнал "Техника молодёжи" с "танками" у меня когда-то был...),но не приходилось читать об участии МС-1 в начальный период ВОВ (или крепко забыл!)...Во всяком случае,в материалах (тех,что в последнее время сподобилось читать...) ,посвящённых танковым войскам РККА конца 30-х годов,МС-1 не упоминался.А ссылкой воспользуюсь...освежу память ! hi
        1. +5
          13 февраля 2019 10:03
          Николаевич, я тоже практически ничего не встречал о боевом применении МС-1, кроме конфликта на КВЖД. Могу только предположить, что они участвовали в обороне Москвы. Тогда все загашники подчистили, вспомни Льюисы, трёхдюймовки ПМВ ну и видимо МС-1 в их числе. А что можно совершить такого героического, чтоб было отражено в военных документах? На КВ и Т-34 и то сложно воевать было, что уж говорить о старичке МС-1. Как то так получается.
          1. +1
            14 февраля 2019 09:30
            Цитата: Леопольд
            они участвовали в обороне Москвы. Тогда все загашники подчистили, вспомни Льюисы, трёхдюймовки ПМВ ну и видимо МС-1 в их числе...

            Вполне так могло быть ! Ведь в 41-м "дошли" и до того,что стали в Харькове "блиндировать" тракторы ...и эти бронетракторы ("эрзац-танки") ХТЗ-16 ( в т.ч. и под наименованием Т-16...) участвовали в боях...а чем они были "лучше" МС-1 ?! По моему,приходилось читать и такое,что в Берлине в 1945-м в каком-то районе на блокпосту стояли "исторические" английские танки 1МВ ("Марки") ! Вот только вызывает некоторое недоумение тот факт,что ж. "Техника молодёжи" (весьма "дотошный" журнал !) не упомянул случай использования МС-1 в 41-м... (так же можно "сослаться" и на ж. "Наука и техника" ! )... И .если уж упомянут "факт" использования МС-1 в "борьбе с басмачами",то хорошо бы конкретизировать это :какова была тактика применения "тихоходных" ,,пехотных,, МС-1 против мобильных (высокоманевренных...) конных отрядов басмачей...особливо,в песчаных барханах... разве что на охране "фортов" стояли(?) Вот,про "танкетки Т-27 против басмачей" -давно слыхивал...да и Т-27-весьма скоростные машины по тому времени....
            1. +4
              14 февраля 2019 09:48
              Про самоделки слышал в обороне Одессы, там подобное называлось НИ-1 или "На испуг". На ВО была статья про них (надеюсь, отыщешь?). Что касаемо "ТМ" - там объём статьи весьма ограничен, видимо это и сыграло свою роль. Глянь, кто там в консультантах, уж у них точно доступ к такой информации был. Сам МС-1 не сильно по ТТХ отличался от того же Т-26, довольно не плохо про них рассказано в сериалах "И танки наши быстры..." и "Броня России" (сериалы отечественные). Ещё есть учебный фильм "Тыл танкового батальона" - показано, как должна быть организована служба в то время (к сожалению, было далеко не так). Вот ссылка
              https://www.youtube.com/watch?v=6sLSIUmgL3w
              1. +1
                14 февраля 2019 13:30
                Благодарю..."сфотографировал" ! hi
                1. +3
                  14 февраля 2019 13:33
                  Да всегда пожалуйста. Пока жена отсутствует - будет чем под "заначенную горючку" развлечься. good drinks
  9. 0
    14 февраля 2019 06:57
    В своё время насмешил абзац из книги М.Свирина про "Рено", отправленный в Нижний Новгород:

    "Его приняли скопом, не проверяя комплектности. Но потом в течение недели специально назначенная комиссия под руководством инженеров Калинина и Нефедова пыталась определить наличие составных частей и узлов танка. Итог был неутешительный — многих деталей не хватало. Причем, если с отсутствием трубок, болтов и нескольких опорных катков можно было мириться, то пропавшая коробка передач создавала трудности просто неописуемые. Отправленное в Москву недоуменное письмо, содержание которого можно выразить лишь одним конкретным вопросом: “куда девались детали?” могло дать не менее конкретный ответ — “украли в пути!”, и положения, понятно, не решало. "
  10. 0
    14 февраля 2019 12:58
    Видел вживую в музее в Кубинке, кто будет в Москве или в Подмосковье, загляните в этот музей.
    Масенький танк. Мы от него стали плясать и получили лучшие танки в мире.
  11. 0
    16 февраля 2019 07:33
    Цитата: Nikolaevich I
    Цитата: Decimam
    В период - январь - март 1942 года никаких упоминаний о танке Т-18 нет. Упоминается один танк Т-16, можно допустить, что это Т-18.

    Не факт ! В 1941 г. в Харькове было налажено производство "эрзац-танков" (бронетракторов) ХТЗ-16,которые иногда именовались Т-16 !

    Насколько я помню, эрзацтанки производились не в Харькове, а в Севастополе в условиях блокады
  12. +1
    19 марта 2019 07:12
    Цитата: Astra wild
    Если коротко то в РИ не (причины разные) успели наладить производсиво танков.

    В Российской империи многое, что несмогли или неуспели наладить. Причина одна-руководителю государства, Россия была не интересна и не нужна. Лоб покрестить, ворон пострелять, на балу потанцевать, упоительным вечером похрустеть французкой булкой-это пожалуйста. Что то для страны, для народа ? Зачем ? И так все отлично.
  13. 0
    4 апреля 2019 17:25
    На последнем снимке в статье изображен МС-1 из музея в Снегирях. Выпотрошен полностью, вместо орудия торчит труба...