Saab JAS 39E Gripen. Разрекламированный небесный «убийца»

37
На днях зарубежная и российская пресса распространила заявления главнокомандующего военно-воздушными силами Швеции генерал-майора Матса Хельгессона. В своей недавней речи он высоко оценил новейшие шведские истребители Saab JAS 39E Gripen, а также интересным образом сравнил их с российскими самолетами марки «Су». Резкие заявления главкома не остались незамеченными.

6 февраля генерал Хельгессон заявил, что истребители «Грипен» – особенно новейшей модификации «E» – созданы чтобы убивать самолеты марки «Сухой». В этом деле у них, по словам главкома, имеется «черный пояс». Подобные заявления выглядят весьма интересно, и вполне способны стать темой спора. Попробуем разобраться, почему шведский генерал позволил себе такие высказывания, а также определим, насколько его слова соответствуют действительности.



Обстоятельства и предпосылки

Прежде всего, необходимо учесть место действия и обстоятельства, при которых генерал-майор М. Хельгессон сделал громкое заявление об истребителях JAS 39E. Все это может прозрачно намекнуть на причины и предпосылки резких формулировок. Похоже, речь идет исключительно о коммерческих интересах и рекламе.


Опытный истребитель JAS 39E


С 2015 года ВВС Финляндии ищут новый истребитель для обновления своего авиационного парка. Планируется приобрести технику зарубежного производства, соответствующую требованиям. В 2019 году должны пройти сравнительные испытания нескольких зарубежных машин. В 2021 году командование выберет победителя конкурса и заключит контракт на поставку.

Одним из участников финского тендера является шведская компания Saab, представившая многоцелевые истребители JAS 39E и JAS 39F Gripen. В начале февраля шведская делегация прибыла в Финляндию для очередных переговоров, и именно в ходе эти мероприятий М. Хельгессон сделал интересующие нас заявления. Шведская делегация утверждала, что именно их конкурсное предложение является самым лучшим. Впрочем, Стокгольм – как минимум, на словах – не планирует давить на Хельсинки. Финляндия должна сама выбрать лучший истребитель для своих ВВС.


Прототип Gripen E во время сборки


Таким образом, высказывания о JAS 39E как об «убийце «Сухих» можно рассматривать исключительно как рекламу своего самолета, претендующего на выгодный контракт. Какой-либо иной подтекст у этих заявлений попросту отсутствует. По-видимому, М. Хельгессон не планирует бороться с российскими самолетами – если, конечно, «Сухие» не присоединятся к текущему тендеру.

Две модификации

И все же последние модификации шведского истребителя JAS 39 Gripen представляют большой интерес и достойны рассмотрения, вне зависимости от способов их рекламы на международном рынке. Разработка модернизированной версии «Грипена» стартовала в 2007 году, а к 2013-му завершилось проектирование и началось строительство первого опытного самолета. Свой первый полет опытный истребитель JAS 39E (Gripen E) совершил 15 июня 2017 года; испытания продолжаются до сих пор. Прототип самолета Gripen F еще не построен.


Церемония выкатки опытного "Грипена", 18 мая 2016 г.


Согласно текущим планам Saab и ВВС Швеции, в ближайшем будущем появятся сразу две новые модификации самолета Gripen. Машина JAS 39E будет представлять собой глубоко модернизированный истребитель с одноместной кабиной. Также создается проект JAS 39F, максимально повторяющий «E», но отличающийся от него экипажем из двух человек. В начале двадцатых годов Швеция планирует заказывать как машины новой постройки, так и модернизацию имеющихся «Грипенов».

Еще на стадии проектирования и строительства прототипа истребитель JAS 39E представили финским ВВС, находящимся в процессе выбора новой техники. В этом году шведский опытный образец должен будет показать потенциальным заказчикам все свои возможности. Если сравнительные испытания в рамках конкурса ВВС Финляндии завершатся успехом, фирма Saab получит второй заказ. В рамках контракта финская сторона сможет получить 52 самолета Gripen E и 12 Gripen F.

Преимущества на борту

По известным данным, проект модернизации JAS 39E/F использует хорошо известные и отработанные принципы. Существующий планер, не претерпевая кардинальных изменений, должен получить новый турбореактивный двигатель большей мощности, а также современное радиоэлектронное оборудование. Ожидается, что по результатам такого обновления самолет сохранит летно-технические характеристики, останется прежней его радиолокационная заметность. При этом увеличится собственный потенциал обнаружения целей и противодействия вражескому оборудованию.



Под носовым обтекателем истребителей «E» и «F» будет располагаться активная фазированная антенная решетка РЛС Leonardo Raven ES-05. Станция массой 215 кг работает в X-диапазоне и обеспечивает обзор пространства шириной 200°. Возможно слежение за воздушной и наземной обстановкой. Заявлен существенный рост дальности и надежности обнаружения целей в сравнении со штатной РЛС самолетов старых модификаций. Также увеличена дальность обнаружения целей с малой ЭПР.

Дополнительным средством обнаружения становится инфракрасная оптико-локационная станция Leonardo SkyWard-G. Это изделие предназначается для обзора передней полусферы и обнаружения теплоконтрастных воздушных или наземных целей. ОЛС планируется использовать в качестве дополнения к основной РЛС. Также ее можно применять в качестве основного средства наблюдения, не демаскирующего самолет-носитель собственным излучением.



С 2014 года проходит испытания подвесной контейнер ESTL (Enhanced Survivability Technology), оснащенный средствами радиоэлектронной борьбы. Основной его задачей является защита самолета-носителя от ракет противника. Согласно некоторым источникам, новые проекты предусматривают использование усовершенствованных станций РЭБ, интегрированных в конструкцию самолета. Впрочем, точные данные на этот счет пока отсутствуют.

В компании Saab предлагают оригинальный способ постепенной модернизации самолетов, в том числе находящихся в эксплуатации. Повышать потенциал техники предлагается за счет постоянного обновления программного обеспечения. Компания-производитель каждые два года намерена выпускать пакеты обновлений ПО для бортового оборудования. Это позволит своевременно исправлять ошибки и недочеты, а также внедрять новые функции. Саму электронику будут заменять по мере необходимости.


Испытания двигателя на закрытом стенде


По результатам предлагаемой модернизации истребитель JAS 39 становится немного крупнее. Сухая масса увеличивается с 6,7 до 8 т; максимальная – с 14 до 16,5 т. За счет применения более мощного двигателя General Electric F414-GE-39E планируется компенсировать рост массы и сохранить исходные летно-технические характеристики.

Увеличенный боезапас

В ходе доработки планера JAS 39E/F количество точек внешней подвески доведено до 10 против 8 у JAS 39C/D. Под фюзеляжем помещаются четыре точки, одна из которых предназначена только для подвесного контейнера. Под крылом имеется четыре пилона, еще два балочных держателя интегрированы в законцовки крыла. Максимальная масса боекомплекта доведена до 6 т.

В случае с одноместным Gripen E сохраняется 27-мм автоматическая пушка Mauser BK 27 с боекомплектом 120 снарядов. Двухместная модификация Gripen F отличается компоновкой носового отсека, из-за чего не может нести орудие.


РЛС Raven ES-05


Модернизированный «Грипен» сохраняет возможность атаки воздушных, наземных и надводных целей. Для борьбы с самолетами противника предлагаются ракеты «воздух-воздух» ряда типов шведского и зарубежного производства. Самолет несет до шести ракет малой дальности по типу AIM-9 (Rb 74 в шведской номенклатуре), IRIS-T (Rb 98) и т.д. Возможна транспортировка четырех ракет средней или большой дальности, таких как AIM-120 AMRAAM (Rb 99) или MBDA MICA.

Боекомплект может включать четыре ракеты «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick (Rb 75) или две крылатые KEPD 350. Также возможно применение двух противокорабельных ракет RBS-15F. На четырех подкрыльевых пилонах могут подвешиваться блоки с неуправляемыми ракетами. Возможно применение восьми неуправляемых бомб Mk 82, четырех управляемых GBU-12 Paveway II или двух кассетных Bk 90.

Насколько известно, пока ВВС Швеции не планируют никакие кардинальные обновления номенклатуры боеприпасов своих «Грипенов». В обозримом будущем боевые качества этих самолетов будут расти, в первую очередь, за счет увеличения полезной нагрузки и применения двух дополнительных точек подвески.


ОЛС Leonardo SkyWard


Итоги модернизации

Опытный истребитель Saab JAS 39E Gripen пока проходит летные испытания. В будущем на испытания выйдет его двухместный вариант JAS 39F. Первый контракт на поставку такой техники военно-воздушным силам Швеции ожидается в начале двадцатых годов. Доля модернизированных машин в общем парке ВВС достигнет существенных значений лишь во второй половине следующего десятилетия. Тем не менее, главком ВВС уже сейчас называет новый Gripen E «убийцей «Сухих» – пусть даже из рекламных соображений.

Доступные данные о шведских истребителях, а также о самолетах марки «Су» позволяют считать заявления генерал-майора М. Хельгессона излишне смелыми. Возможно, новые модификации «Грипена» действительно создаются с учетом противостояния «Сухим», но именовать их убийцами с черным поясом все же преждевременно. JAS 39E/F пока не прошли испытания и еще не могут в полной мере продемонстрировать свой потенциал – особенно в рамках полномасштабной эксплуатации в войсках.

С многочисленным во всех отношениях семейством «Сухих» дело обстоит иначе. Во многих странах служат как достаточно старые Су-27, так и новейшие Су-35. При этом некоторые типы машин «Су» по своей численности давно превзошли шведские JAS 39.


Опытный JAS 39E во время наземных испытаний, начало 2017 г.


Впрочем, доступная информация о проектах Gripen E/F не позволяет принижать заслуги шведских авиастроителей и отрицать результаты их работы. В ходе последних работ им действительно удалось создать современный многоцелевой истребитель поколения «4+» (или даже «4++»), вполне способный бороться с воздушным противником и атаковать наземные цели. Впрочем, о кардинальном росте характеристик и возможностей, а также о полноценной конкуренции с 5 поколением речь уже не идет.

Таким образом, модернизированные шведские JAS 39E и JAS 39F вряд ли могут быть убийцами «Сухих», хотя и способны оказаться их конкурентами на международном рынке авиационной техники. Предлагаемая модернизация предусматривает заметный рост основных возможностей, что может привлечь внимание потенциальных покупателей. Впрочем, пока единственный «Грипен» новой модификации проходит испытания, а результаты первого конкурса с его участием еще не определены.

Очевидно, что целью громких высказываний шведского военачальника было создание дополнительной рекламы своему истребителю, претендующему на выгодный контракт от ВВС Финляндии. Эти заявления не имели никакого отношения к техническим вопросам или к боевому применению. Поэтому российская общественность может не беспокоиться – «убийцы «Сухих» не несут никакой реальной угрозы. А российским авиастроителям следует учитывать, что на международном рынке появился еще один современный самолет, способный составить конкуренцию отечественным образцам.

По материалам сайтов:
https://yle.fi/
https://businessinsider.com/
https://saabgroup.com/
https://leonardocompany.com/
https://gripenblogs.com/
http://airwar.ru/
https://globalsecurity.org/
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -9
    12 февраля 2019 06:11
    Очередной выставочно-парадный самолет для эксплуатации в лабораторных условиях.
    1. +8
      12 февраля 2019 07:46


      да-да, в тепличных
      Цитата: Strashila
      Очередной выставочно-парадный самолет для эксплуатации в лабораторных условиях.
    2. +9
      12 февраля 2019 10:08
      Да может и нет, дело не в том. Показывает современный уровень европейских военных. СОВРЕМЕННЫЙ военный, в ранге командующего, сравнивает самолёты как школьник, какой круче и какой победит. В современной войне, никогда не сражается истребитель на истребитель, танк на танк, корабль на корабль и т.д. Сражаются системы, и их надо сравнивать. По крайней мере, для развитых государств.
      1. +1
        13 февраля 2019 01:07
        А это как с пистолетами. Очередная любая современная новинка позиционируется как «убийца Глока». Так и здесь. Суд уже стали нарицательными. Одно это радует.
        1. +1
          13 февраля 2019 14:18
          А это как с пистолетами. Очередная любая современная новинка позиционируется как «убийца Глока». Так и здесь. Суд уже стали нарицательными. Одно это радует.

          Так и есть. Это свободный рынок со своими законами. smile

          Полностью разделяю твою радость по поводу узнаваемости самолётов марки"Су".
      2. 0
        29 апреля 2019 22:12
        Цитата: Sevastiec
        Сражаются системы, и их надо сравнивать. По крайней мере, для развитых государств.

        Так с ними, неладными системами и не очень в РФ.
        1. -1
          29 сентября 2019 17:12
          "грифон" хорош... но скорее на равных... и потом от пилота звисит исход.
  2. +6
    12 февраля 2019 07:14
    Реклама - двигатель торговли. А рынок у самолетов SAAB очень ограничен, в очередях за ними не стоят. Вот и приходится измышлять очередные перемоги над руссским ахрэссором, чтобы хоть куда-то пристроить свою продукцию.
    1. 0
      12 февраля 2019 10:56
      Стандарт НАТО диктуется еэсу из-за моря - поэтому европейская оборонка особо не рыпается, отдельные прорывы на примере MBDA Meteor скорее исключение, чем правило.
  3. +14
    12 февраля 2019 07:28
    JAS 39E/F позиционируется как ++. Как совершенно новый его называть я бы не стал, кардинально обновленный - да. Бесфорсажный сверхзвук до М=1,25. Система управления заменена на электродистанционную. ПО модульная, по тому же принципу как на F-35 (зависания отдельных программных модулей не влияют на остальные). БРЛС с АФАР Selex-ES Raven ES-05. Увеличенная дальность и полезная нагрузка. По заказам: Бразилия уже разместила заказ на первую партию в 28 "E" и 8 двухместных "F", обучение специалистов Эмбрайер для сборки Гриппенов в Бразилии уже согласовано. Из потенциальных покупателей - Словакия, Болгария, Хорватия, Финляндия и Швейцария и даже Индия с Африкой.
    Модификация имеет все, что нужно для "сегодня и сейчас", да еще и час полета всего $7500 (бразильцы говорят о $4000, а час полета "пингвина" в диапазоне $20000-30000...). Как не крути, а крепкий конкурент на ряде рынков.
    1. +1
      12 февраля 2019 10:25
      Из потенциальных покупателей - Словакия, Болгария, Хорватия, Финляндия и


      Болгария и Словакия уже заключили контрактъ на F16, Хорватии не дали купить б/у израельские F16 но так или иначе купят что то подобное.
      1. 0
        12 февраля 2019 10:41
        В Болгарии ведут переговоры, сделка на этот $лярд. с копейками пока не заключена, но все идет к тому, что "лоббирование" уже оплачено и даже если шведы предложат уже E/F (а на конкурс предлагали C/D, так как по времени не успевали с новым) и даже с комплектами "сопутствующих товаров", болгары просто не пойдут в новый торг. "Стандарты НАТО" в том числе и умасливание главного защитника всея еэсу обязывают.
        1. +1
          12 февраля 2019 10:48
          болгары просто не пойдут в новый торг.


          Да парламент одобрил сделку и расходъ, сейчас только обговариваются детали с Локхийд Мартин. Но факт что Gripen C/D не дотягивает до F16 Block 70/72 как не посмотри а NG еще не существует.
          1. +3
            12 февраля 2019 11:10
            Не буду спорить, блок70/72 СЕЙЧАС в чем-то лучше гриппена-С/Д, но по цене и ТТХ гриппен-Е/Ф будет интереснее. К тому же, БРЛС с АФАР + ОЛС на гриппене будет получше против "стэлсов". Просто американцы подсуетились и влезли очень вовремя со своим предло...принуждением. Страна НАТО, летающая на советских самолетах... это же ужас ужасный для исключительных, а посему нате вам стандарты наты.
            1. +3
              12 февраля 2019 13:10
              Страна НАТО, летающая на советских самолетах


              Grippen NG будет....ключовое слово здесь "будет". А когда ето будет и по какой цене - ето вообще когда то будет. А F16 есть сейчас и летает. Запчасти, вооружение и обслуживание - вагон и тележка в Европе. Кстати болгарские Миг 29 из первой серии и они свое давнъм давно отслужили. А если оставить политику и то что мъ страна НАТО есть ли у вас что предложить в етом классе? Легкий одномоторнъй истребитель с АФАР, стеклянная кабина и все приблудъ? Нет. Ну и суда нет :)
              1. +1
                12 февраля 2019 13:22
                А я о том и речь веду. В НАТО сейчас только этот F-16b70/72 и можно кушать в противовес СУ-35С и СУ-30СМ. И "если отставить политику", увы, не получится. Политика работает на продажи ВПК.
            2. +4
              12 февраля 2019 13:19
              Просто американцы подсуетились и влезли очень вовремя со своим предло...принуждением


              Игра слов...:) Уважаемъй, да в 2018 американцъ дали нам контрактов на нашу военку на лярд и больше. Ето рабочие места и т.д. Нормально ли будет то что они дают нам бизнес а мъ покупаем не ихнею продукцию тем более она еще и довольно продвинутая. Дайте и въ столько заказов и наверное призадумаемся....
    2. +2
      12 февраля 2019 10:43
      Словакия вышла из "очереди". Судя по тому, что знаю, в 2022 возьмут F-16V Block 70/72. Причин несколько. 1)Шведы предложили старшие модели. 2)Словакия заинтересована в "особых" отношениях с США.
      В Чехии летают JAS-39C и немного D, пилоты их хвалят. Эти самолёты должны были бы летать до 2027 года, но может поменяются на Е (NG) ещё перед 27-м годом.
      А для задавателей "правильной линии о тепличных условиях" - самолёт отличается абсолютной неприхотливостью и выдержкой к эксплуатационным нагрузкам. Северянин, однако!
      1. 0
        12 февраля 2019 10:51
        США требуют посильнее "НАТОфицировать" старых и новых членов, что подразумевает - покупайте только наши "свистульки". Для этого из шкафа достали пыльный скелет "красной угрозы", требуют повышать расходы на оборону, и немаловожно - сейчас самый благоприятный для них момент - ЕС расслабила булки и уже давно ничего кардинально не обновляла в своих армиях. А спешно анонсированные проекты, хоть в ОБТ, хоть в авиации созреют еще не скоро.
  4. -3
    12 февраля 2019 07:42
    Были такие автомобили, СААБ - неплохие вроде говорили. И где они теперь? То же самое будет с самолетами СААБ я думаю.
    1. AVM
      +8
      12 февраля 2019 08:38
      Цитата: РусланНН
      Были такие автомобили, СААБ - неплохие вроде говорили. И где они теперь? То же самое будет с самолетами СААБ я думаю.


      Если концерн Сименс закрыл убыточное подразделение по производству мобильных телефонов, то это не значит, что он перестанет делать турбины и поезда, и многое другое.
      Это как раз признак гибкости компании, способность волевым решением закрыть неэффективный бизнес. А не как у нас, когда часть предприятия убыточна, и тянет на дно весь завод, но закрывать нельзя, ибо это сокращения. Т.е. завод превращают в этакую богадельню для неэффективных работников.
  5. +1
    12 февраля 2019 07:53
    Может быть Грипен и в самом деле дорос до достойного противника? Не знаю. Но то что "партнёры" хамят всё откровеннее, - это уже очевидно до неприличия. В культурном обществе за такое принято бить в лицо.
  6. +1
    12 февраля 2019 07:58
    Хороший самолёт. Непонятно, почему Швейцария отказалась от него, в своё время. А Бразилия... Они, видимо, дожидаются того, что у них все самолёты сгниют и только тогда они примут, наконец-то решение. Те ещё "танцоры", Индусы отдыхают...
  7. 0
    12 февраля 2019 08:15
    Скорее это самоубийца и уже с траурной лентой )
    1. -4
      12 февраля 2019 12:12
      Цитата: Лес
      Скорее это самоубийца и уже с траурной лентой )

      Ну почему же, для какого-нибудь Су-7БЕ или Су-2 времен войны он и правда "гроза небес". hi
      1. 0
        12 февраля 2019 21:32
        Ну, вообще-то, грипен вполне может вести бой на равных со старенькими Су-27 и МиГами. В отношении МиГ-35, Су-30СМ и Су-35 это конечно не "убийца", но достойный противник. Благо, эту машину как почти все самолеты 4 поколения делали именно для войны. Шведы сильно постарались и смогли получить весьма верткий и удачный (при этом недорогой по европейским меркам) легкий истребитель. Интересна и концепция применения грипенов предполагала, что базовые аэродромы будут очень быстро выведены из строя и придется применять самолеты дорожного покрытия.
        1. -1
          13 февраля 2019 08:53
          Рекламируемая дешевка, раз так громко тявкаю значить скоро за саабом намерены пойти.
      2. 0
        13 февраля 2019 08:49
        Да ,кстати они ведь не уточняли модель )
  8. 0
    12 февраля 2019 08:34
    Интересно, будет ли он работоспособен при работе наших наземных и воздушных РЭБ?
    1. +1
      13 февраля 2019 00:20
      как минимум будет более боеспособен, чем другие.
      АФАР отличется от других РЛС в том числе сильно повышенной помехозащищенностью от РЭБ
      1. 0
        18 февраля 2019 07:25
        То же мне Америка. На наших бортах тоже стоит АФАР.
  9. Комментарий был удален.
  10. -4
    12 февраля 2019 19:12
    конкурент миг-35. Хотя наверное ближе к Як-130
  11. +1
    12 февраля 2019 19:15
    Серьзная машина . У неё только один минус : двигатель американский. В случае конфликта придётся с ней попыхтеть нехило...
  12. Комментарий был удален.
  13. 0
    22 февраля 2019 10:50
    Грипен Е самолет небольшой, в его конструкции используется большое количество композитных материалов его ЭПР гораздо ниже чем у Су-30/34/35, при этом он имеет мощный радар с АФАР и ОЛС.

    То есть при равных условиях вероятно Грипен Е будет первым обнаруживать Су-30/34/35 и первым атаковать.

    По вооружению Грипен Е ни в чем особо не уступает нашим самолетам.

    Преимущества наших самолетов - скорость, дальность и боевая нагрузка, но поможет ли это в противостоянии с менее заметными истребителями? Думаю не сильно.

    Судя по опыту учебных боев в Липецке, меньшие по размерам Миги-29 выиграли 80% боев против Су-27, причем на всех дистанциях боя.

    Так что заявления генерал-майора М. Хельгессона могут быть вполне обоснованными.
    1. +1
      16 марта 2019 14:30
      Вы наверное украинец ???))))
    2. 0
      8 сентября 2019 11:34
      В реальном бою в Африке выигрывал Су-27.
  14. +1
    16 марта 2019 14:29
    Как можно сравнивать тяжелый истребитель СУ, истребитель завоевания господства с лёгким Гримпен ?????...Швед просто гонит по полной...