«Полёт валькирий». Вертолёты на вьетнамской войне

35
Без преувеличения, «вертушки» стали одним из символов войны во Вьетнаме. Они проделали огромную боевую и транспортную работу. Но показали себя вертолёты ещё в ходе Корейской войны.





Битва за Корейский полуостров

Эксперименты с винтокрылыми машинами как боевым и транспортным средством начались ещё до Второй мировой. Вперёд вырвались США, чему немало способствовала война в Корее, где вертолёты стали незаменимы. В частности, при переброске войск и эвакуации раненых. Исходы многих боёв были решены быстрой доставкой массы войск в район боевых действий. До Корейской войны из 100 тяжелораненых потери достигали 80-90 человек, вертолёты переменили соотношение к такому же количеству выживших. Сотни пилотов, сбитых советскими асами, были спасены при помощи вертолётов, залетавших, бывало, на территорию противника на 150-200 километров.

Пентагон сделал выводы и заказал американскому военно-промышленному комплексу самые разные типы вертолётов, что весьма выручило во Вьетнаме.

Летающий «индеец»

«Полёт валькирий». Вертолёты на вьетнамской войне


Настоящей рабочей лошадкой Вьетнамской войны стал БЕЛЛ UH-1 «Ирокез». Среднее нахождение пехотинца США в бою во Вьетнаме – 240 дней в году. Обеспечить войскам боевую поддержку, эвакуацию и поставки питания и боеприпасов в условиях джунглей могли только вертолёты. Их количество наращивалось охотно и активно. Одних «Ирокезов» в 1965 году было три сотни и поток винтокрылов нарастал. К началу семидесятых США сосредоточили во Вьетнаме больше вертолётов, чем их было на вооружении во всех странах мира. Царил UH-1, их насчитывалось 2500 штук. Есть данные, что за время Вьетнамской войны все типы американских вертолётов сделали 36 млн вылетов, налёт составил 13,5 млн часов. Огнём с земли повредили 31 тысячу «вертушек» и только 10% (3,5 тысячи) из которых сбили. Это уникальное соотношение потерь к числу боевых вылетов — 1:18 тысячам. А морская пехота США понесла самые большие одновременные потери вертолётов от миномётного обстрела двух наземных авиабаз 28 октября 1965 года – семнадцать UH-1E. Стоит отметить, что первоначально морская пехота использовала невооружённые вертолёты – в целях поиска и спасения. Но военные условия вынудили морпехов поставить на «вертушки» пулемёты М-60 и блоки НАР. Маринсы сначала вооружали «вертушки» неподвижными пулемётами, но с 1967 года стали использовать турели ТАТ-101.

В ходе войны изменилась пропорция вооружённые/транспортные вертолёты во время боевых действий. Изначально она была 1:5, но в ходе боёв стали применять 1: 3.



Интересно, что огромные потребности в винтокрылой технике во Вьетнаме серьёзно подорвали экспортные возможности американских корпораций. В итоге они уступили мировой рынок французскому вертолёту «Алуэтт».

Тактику использования диктует реальность

Сначала вертолёты использовались разрозненно, на низовом уровне (взвод, рота), затем решили создать специализированную дивизию. Лоббистом аэромобильных войск стал генерал-лейтенант Хоуц. Ещё в 1962 г. он выдвинул концепт дивизии, использующей вертолёты вместо наземной техники, включая танки. Инициативу поддержал министр обороны Макнамара. С середины февраля 1963 года стартовало формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. В штате – 15,954 тыс. военнослужащих, 459 вертолетов и самолётов, считая ракетный батальон из 39 вертолётов UH-1B, оснащённых НУР. С уровня роты или батареи штабные подразделения располагали двумя «Ирокезами» для транспортировки офицеров. Главную ударную силу дивизии составляли два штурмовых вертолётных батальона, каждый располагал дюжиной вооружённых UH-1B и шестью десятками транспортных UH-1D. Всего в дивизии по штату было 137 ударных вертолётов и 138 транспортников.

Осенью 1963 года на учениях отработали действия аэромобильных войск. В 1965 году закончилось формирование дивизии, она называться 1-й аэромобильной, но штатно всё осталось в прежних параметрах. Во Вьетнаме её первые подразделения появились 28 августа 1965 года, переброска закончилась до конца сентября. Бои показали, что концепция аэромобильных сил себя полностью оправдала.

Впрочем, вертолёты использовались и в одиночку, и в составе небольших групп – это зависело от тактических задач. Часто «вертушка» становилась единственной и последней надеждой на спасение атакованных вьетконговцами американских солдат, поэтому пилоты пренебрегали ограничениями по грузоподъёмности, предпочитая принцип «влезай, сколько уместится». Перегруженные вертолёты, бывало, бились, но риск был маленький, и им пренебрегали. Серьёзным недостатком было отсутствие бронирования, но все попытки оснастить вертолёты броней закончились плачевно – лётные характеристики стремительно ухудшались, исключая использование вертолёта.

Активно применялись эскадрильи «воздушной кавалерии». Эскадрилья формировалась из трёх взводов: разведывательного, огневой поддержки и транс¬портного. В первом — лёгкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, во втором — UH-1 В, третий использовал UH-1 D. Нередко разведывательные и ударные вертолёты действовали совместно. Порой разведчики провоцировали по себе огонь с земли, затем выявленные огневые точки подавлялись ударными винтокрылами.

По первоначальному замыслу, каждой пехотной американской или южновьетнамской бригаде придавалась вертолётная рота. На практике к дивизии прикомандировывали вертолётный батальон,

Во Вьетнаме была хроническая нехватка вертолётчиков, укомплектованность в 90% считалась исключительно высокой. Пилот «Ирокеза» должен был проводить в воздухе не больше 150 часов в месяц, показатель в 190 — 200 часов был обычной практикой.

Остаётся добавить, что в самой последней операции вьетнамской войны – эвакуации из Сайгона – также принимали участие вертолёты, взлетавшие, в частности, с крыши посольства США.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +17
    18 февраля 2019 15:18
    Да уж, "Полет валькирий" из "Апокалипсиса..." гимн вертушкам во вьетнамской войне
    1. +1
      18 февраля 2019 16:46
      Да уж, "Полет валькирий" из "Апокалипсиса..." гимн вертушкам во вьетнамской войне
      Да, при учете того что американцы во Вьетнаме потеряли более 6 тысяч вертушек.......
    2. +3
      18 февраля 2019 16:55
      Там ,вроде ,действие происходит в Камбодже?
      Опять же ,что Вьетнам,что Камбоджа,что Лаос во всем Индокитае шла "заваруха" не хилая!
      1. +3
        18 февраля 2019 19:41
        Цитата: andrewkor
        Там ,вроде ,действие происходит в Камбодже?


        Там нигде действие не происходит. Весь сюжет выдуман. Берег моря американцы контролировали в течение всей войны. Вертолетные десанты были только в глубине джунглей.
    3. +1
      18 февраля 2019 19:06
      Эх, туда бы пяток Шилок!
      1. +1
        18 февраля 2019 20:44
        Цитата: bk0010
        Эх, туда бы пяток Шилок!

        Лучше десяток "Стрел"
        1. +6
          18 февраля 2019 22:02
          Лучше десяток "Стрел"

          А, толку? Потом прилетят они:

          Так, что лучше всего, последовать этому:

          Во общем:
          1. +3
            19 февраля 2019 04:02
            Цитата: VictorZhivilov
            Потом прилетят они:

            Ну вообще то, по тактике действий, "они" , обязаны были прилететь первыми...
          2. 0
            19 февраля 2019 16:57
            А, толку? Потом прилетят они:
            И ничего не обнаружат .
            У фантомов время реагирования в ЮВ составляло минимум 20 минут .
            южновьетнамский патриот/ вьетконговец не торопясь слезет с пальмы , отряхнется и растворится в джунглях .
      2. +1
        18 февраля 2019 21:09
        Интересно, как бы они в горной местности да ещё и в джунглях перемещались бы, а главное где бы их шкерили вьетконговцы. Если только для прикрытия тропы хо ши мина, но там немного другая техника работала.
    4. +4
      18 февраля 2019 22:24
      Спасибо, за клик из любимого кинофильма. Самый запомнившийся момент. smile

      Kilgore: "Smell that? You smell that?"
      Lance: "What?"
      Kilgore: "Napalm, son! Nothing else in the world smells like that... I love the smell of napalm in the morning. You know, one time we had a hill bombed, for 12 hours. When it was all over, I walked up. We didn't find one of 'em, not one stinkin' dink body! But the smell, you know that gasoline smell, the whole hill! Smelled like... victory!"
      Источник: http://www.imfdb.org/wiki/Apocalypse_Now
      1. +1
        19 февраля 2019 04:05
        Цитата: VictorZhivilov
        Самый запомнившийся момент.

    5. 0
      19 февраля 2019 10:06
      Если подумать, то это отвратительная демоническая красота: палить по деревням из пулеметов и НУРСами с вертолетов.
      1. 0
        19 февраля 2019 22:53
        Цитата: ButchCassidy
        Если подумать, то это отвратительная демоническая красота: палить по деревням из пулеметов и НУРСами с вертолетов.

        героически так расстреляли поселок с мирняком..под музыку.
  2. +6
    18 февраля 2019 15:43
    Шум винта "Хюьи" уникален...Прекрасная машина...
  3. +2
    18 февраля 2019 15:44
    Где столько вертолетчиков только успевали подготовить?
    1. +6
      18 февраля 2019 15:59
      Цитата: тлауикол
      Где столько вертолетчиков только успевали подготовить?

      Читайте "Цыплёнок и ястреб" Роберта Мейсона
      1. +1
        19 февраля 2019 14:34
        Великолепная книга! good
        1. 0
          19 февраля 2019 20:42
          Не плохо, бы ее почитать нашим урапатриотам, прежде чем писать про памперсы, как люди воевали, в каких условиях и с какими нагрузками , размышляя, где бы украсть фанерку, дабы положить на земляной пол у мокрого матраса в палатке и раздобыть вкладыш для бронежилета.
          И какой уровень подготовки.
          Времена сейчас, конечно другие, но школа я полагаю осталась
      2. 0
        19 февраля 2019 14:40
        Спасибо, читаю, интересно., возник вопрос, нам тут преподносят КА-52 неимеющийаналогов , как большое достижение, что он может летать ночь, а тут люди 55 лет назад воевали ночью ?
    2. +8
      18 февраля 2019 17:06
      У них не заморачивались при подготовке пилотов теорией. Они больше практики и налёта давали. Поэтому там где у нас было 4 года у них 1,5-2 максимум. Но при этом налёта было реально овер много как для мирных условий.
  4. +3
    18 февраля 2019 16:31
    Хороший вертолёт, в гражданских вариантах летает до сих пор. "Вкусный" звук вращающихся лопастей.
    1. +1
      18 февраля 2019 17:20
      Сейчас уже звук не тот, 4е лопасти..!.
  5. +4
    18 февраля 2019 19:33
    UH-1 «Ирокез».


    В армии назывался "Хьюи".

    она называться 1-й аэромобильной


    1-й воздушно-кавалерийской (1 Air Cavalry). Энтузиастом аэромобильной войны, создателем и первым командиром дивизии был генерал Гарри Киннард. Он же руководил первой крупной боевой операцией - сражение в долине Иа-Дранг в ноябре 1965-го года. Через год второй по счету аэромобильной дивизией стала 101-я воздушно-десантная, своего названия не меняла. Впрочем, к 1970-му году все пехотные дивизии во Вьетнаме стали де-факто аэромобильными (т.е. имели по три приданных транспортных эскадрона (батальона), примерно по полторы сотни вертолетов в каждом, способных перенести пехотную бригаду за один вылет, не считая штатных воздушно-кавалерийского (т.е. разведывательного) эскадрона и эскадрона поддержки).

    первом — лёгкие вертолеты ОН-13 или ОН-23


    Чаще OH-6 или те же Хьюи.
  6. -9
    18 февраля 2019 19:52
    Меня всегда поражало-как же так-США-родина вертолета, лидер в масштабах производства и применения-а наши вертолеты всегда были более совершенны?
    1. +8
      18 февраля 2019 23:02
      Зато у них в сотни раз больше и летают все кому не лень, от полиции до коммерсантов, от репортёров тв каналов до фермеров и медиков. Когда последний раз вертолет видели? Если больного на вертолете спасли, на всех федеральных каналах месяц гордиться будут, как на луну слетали
  7. +2
    18 февраля 2019 21:06
    ИРОКЕЗ-ОТЛИЧНАЯ машинка, самый пахать войны. По поводу отсутствия бронирования-у пилотов - броне спинка, плюс броник, плюс нагрудник. Не верх мечтаний, но от стрелкового оружия довольно неплохо спасало. Борт стрелки броник часто на пол под зад клали. Отсутствие брони немного нивелировали тактика применения. Первыми заходили ганшипы, а далее транспортные в плотном строю, где интервал между машинами составлял иногда не более одного диаметра винта. Довольно удачная и живущая машинка, хоть и картонная soldier
  8. +4
    19 февраля 2019 00:34
    Цитата: костя1
    Меня всегда поражало-как же так-США-родина вертолета, лидер в масштабах производства и применения-а наши вертолеты всегда были более совершенны?

    Ну не всегда были более совершенны. Особенно на первом этапе. Потом конечно стали более совершенными. Но опять же, каков критерий сравнения? По количеству мы всегда проигрывали. По грузоподъемности выигрывали. Какие-то проекты у нас были провальными, а у них нет. Наш ЯК-24 был выпущен в мизерном количестве и летал короткое время, их Чинук летает до сих пор.Сравнивать сложно. У нас есть "прорывные" машины, но по количеству мы проигрываем. У нас почти нет легких вертолетов, в то время как у них их масса.

    Кстати, в начале 70-х в командировке мне попалась книга (была у соседа по номеру в гостинице), Называлась "Воздушная кавалерия". Автор - какой-то американский генерал. Была выпущена "Воениздатом". Рассказывала об использовании вертолетов в Корейской войне. Масса фотографий. Вот только автора не помню. Может в сети есть и электронная версия этой книги - ХЗ
    1. 0
      19 февраля 2019 01:36
      Пентагон как-то покупал российские вертолёты Ми-17 для своих целей в Афганистане. Моджахедам ввиду отсутствия стингеров надо было попросить украинцев продать пару десятков "Стрел" для тренировки
    2. 0
      19 февраля 2019 20:11
      Интересная книжица-до сих пор на полке стоит. Вы все о количестве-меня интересовало качество, при гораздо меньшем внимании, финансировании советские вертолеты превосходили аналоги янки-почему так?-руки у них не из того места?-и не надо сравнивать Як с Чинуком-вертолеты разного времени, а сверстник Чинука Ми-6 поднимал его с полной загрузкой-и почему "Чинук летает до сих пор"?
    3. 0
      19 февраля 2019 20:12
      Интересная книжица-до сих пор на полке стоит. Вы все о количестве-меня интересовало качество, при гораздо меньшем внимании, финансировании советские вертолеты превосходили аналоги янки-почему так?-руки у них не из того места?-и не надо сравнивать Як с Чинуком-вертолеты разного времени, а сверстник Чинука Ми-6 поднимал его с полной загрузкой-и почему "Чинук летает до сих пор"?
  9. -1
    19 февраля 2019 22:57
    пример удачной конструкции+частой эксплуатации. Многочисленность пилотов и частота использования.
    Самая вертолетная нация.
    Вертолеты изменили поле боя.
  10. +2
    19 февраля 2019 23:26
    Цитата: костя1
    Интересная книжица-до сих пор на полке стоит. Вы все о количестве-меня интересовало качество, при гораздо меньшем внимании, финансировании советские вертолеты превосходили аналоги янки-почему так?-руки у них не из того места?-и не надо сравнивать Як с Чинуком-вертолеты разного времени, а сверстник Чинука Ми-6 поднимал его с полной загрузкой-и почему "Чинук летает до сих пор"?


    Кстати, Константин! Буду вам благодарен если дадите исходные данные этой книги:автор, когда выпущена, издательство.

    Что же касается количество, то слов из песни не выкинуть. Количество вертолетов у них намного превышало количество наших. А что такое количество? Это отработка конструкции, ее совершенство. Возьмите ту же рабочую лошадку американцев - вертолеты фирмы Белл. Их было выпущено порядка 47000. Всего же американская авиапромышленность выпустила по самым скромным подсчетам порядка 87000 машин различного назначения. Наши фирмы МИ и КА плюс ЯК выпустили порядка 32 000
    Сравнивать машины достаточно сложно. У них ставка в основном на легкие вертолеты - у нас в основном на машины среднего класса. Превосходили ли американские аналоги? По нагрузке однозначно во многих случаях превосходили.
    У американцев есть большой плюс в использовании вертолетов. Из вертолеты типа Си Кинг и ему подобные имеют возможность дозаправки в воздухе, чего нет у наших машин. Это резко увеличивает их оперативный радиус. НУ и ставка на легкие машины - они у них как такси. У нас же использование вертолетов вообще стало редкостью, а легких так вообще большая редкость

    Сравнение ЯКа-24 с Чинуком все же считаю уместным. Это машины все же одного времени. Разница во времени начала эксплуатации - 5-6 лет. Это все же машины одного поколения. ЯК в эксплуатации был с 56 года, Чинук - с 62, МИ-6 - с 1963 года. А вот что касается выпуска и эксплуатации, то ЯК выпущен был в количестве 40 штук и эксплуатировался 3 или 4 года. Чинук эксплуатируется до сих пор и его выпуск более 1200 машин.

    МИ-6 не мог поднимать "Чинук" с полной загрузкой. Вес пустого Чинука 12,2 тонны, взлетный (с полной загрузкой) - почти 23 тонны. А на внешней подвеске МИ-6 мог транспортировать только 8 тонн груза.

    И еще одно. Это разумеется мое ИМХО, но похоже наше руководство, особенно в Союзе относилось к вертолетам с недоверием. Одно дело комфортабельный ЗИЛ или Чайка (сейчас Мерс) и совсем другое вертолет.. А когда руководство с прохладцей относится к чему-либо - и окружение тоже так относится. Поэтому часто бывало, что у нас не было долговременной программы развития чего-либо, лет на 20 хотя бы. Отсюда и шараханье. Одному министру обороны были по душе авианосцы - начали проектирование полноценных. Пришел другой - стали строить то, к чему у него лежала душа. Сказал Генсек, пусть эти эсминцы будут крейсерами - стали крейсерами.Но серию опять же до конца не довели...
    1. 0
      20 февраля 2019 21:57
      К сожалению вашу просьбу выполнить пока не могу-полез рыться на полках-не нашел-вспомнил, что книга на даче-а туда-не раньше майских-если будет все еще надо-постараюсь не забыть (а в инете не искали?). А насчет вертолетов Як-создавался на самой заре отечественного вертолетостроения, которое началось позже мериканского-т.ч. правильно сравнивать Чинук и Ми-6, насчет подъема Ми-6 Чинука-ошибся-это был Ирокез (данных и фоток полно), вам не кажется странным (мягко говоря) использование Чинука до сих пор?-50 лет не могут создать замену?
      1. 0
        20 февраля 2019 22:09
        Поищите книгу в электронке-на озоне бумажный вариант есть