«Холодная война» под водой. Как советские подлодки обыграли американцев

59
В конце мая 1985 года военно-морскую базу «Западная Лица» в Заполярье покинули 5 многоцелевых атомных подводных лодок из состава 33-й дивизии Северного флота. Они погрузились под воду и начали следование в западном направлении. Так началась операция «Апорт» — одна из самых успешных и известных советских военно-морских операций эпохи «холодной войны».

Сейчас, когда США и их союзники по НАТО вновь перешли к политике неприкрытого противостояния с нашей страной, вспомнить о событиях более чем тридцатилетней давности весьма полезно. Ведь не столь давно Пентагон возродил знаменитый 2-й флот ВМС США, главной задачей которого в свое время было военное противостояние Советскому Союзу на просторах Атлантического океана. Теперь место СССР занимает Российская Федерация и именно против нее американское руководство и нацеливает возрожденный Второй флот.





В середине 1980-х годов противостояние между СССР и США вновь вышло к крайне опасной черте. Советский Союз увяз в афганской войне, полыхал целый ряд конфликтов на Африканском континенте, где также сталкивались интересы двух великих держав. На этом фоне обострилась обстановка и на просторах Мирового океана. США не желали уступать контроль над океанскими просторами Советскому Союзу и делали все возможное, чтобы Москва так и не стала полноценным конкурентом Вашингтона, особенно в Атлантике.

В северной части Атлантического океана были размещены атомные подводные лодки с баллистическими ракетами ВМС США, которые нацеливались на Советский Союз. Если Москва не желала подставлять свою территорию под удар американских подлодок, ей надлежало принять срочные меры для того, чтобы продемонстрировать американскому руководству не только решимость, но и возможность дать аналогичный ответ.

Что для этого требовалось сделать? Во-первых, нужно было разубедить Пентагон в неуязвимости его подводных лодок в Северной Атлантике. Во-вторых, нужно было определить районы позиций американских подводных ракетоносцев и изучить системы охраны подводных лодок вероятного противника. Сделать это можно было только одним путем – направить в Северную Атлантику советские подводные лодки.

Главнокомандующим ВМФ СССР во время описываемых событий был адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков (1910-1988). Эту должность Сергей Горшков, один из самых выдающихся советских флотоводцев, занимал почти тридцать лет – с 1956 года. Менялись генсеки, а Горшков (на фото) оставался главкомом Военно-морского флота СССР – и вполне заслуженно, кстати. Именно под его командованием ВМФ СССР превратился в мощнейший океанский флот, направлявший корабли в Тихий, Индийский и Атлантический океаны.

Начальником Главного штаба ВМФ – первым заместителем главнокомандующего с 1981 года был адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин (род.1928). Он прекрасно знал, что такое советский подводный флот и каковы его возможности, поскольку сам начинал службу подводником, командовал 3-й дивизией подводных лодок Северного флота, а затем и самим Северным флотом.

Непосредственными инициаторами разработки операции, получившей название «Апорт», были первый заместитель Главкома ВМФ адмирал Григорий Алексеевич Бондаренко и начальник Управления противолодочной борьбы ВМФ вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев. Разработка плана операции была поручена группе офицеров 33-й дивизии атомных подводных лодок Северного флота, а руководил группой сам командир 33-й дивизии АПЛ капитан 1 ранга Анатолий Иванович Шевченко.

Почему именно 33-я дивизия атомных подводных лодок Северного флота? Адмирал флота Чернавин затем рассказывал журналистам, что его выбор именно на это соединение пал потому, что оно было оснащено наиболее современными субмаринами, на которых несли службу самые опытные и хорошо подготовленные офицеры подводники. Даже герб 33-й дивизии говорил о многом – белый медведь, который разламывал в лапах вражескую подводную лодку. К тому же, личный состав 33-й дивизии АПЛ был закален суровыми условиями службы в Арктике и имел опыт многочисленных и длительных океанских походов.

«Холодная война» под водой. Как советские подлодки обыграли американцев


Чего стоил один командир дивизии капитан 1 ранга Шевченко! Например, в 1979 году он командовал атомной подводной лодкой, совершившей поход на Северный полюс и выполнившей в поставленные сроки задание главкома ВМФ СССР. В 1981 году Шевченко, бывший тогда заместителем командира дивизии подводных лодок, руководил походом с целью выявления нетрадиционных маршрутов развертывания ракетных подводных крейсеров стратегического назначения.

Для обеспечения успешного осуществления операции было решено придумать и запустить легенду о том, что советские подводные лодки следуют в район Гибралтара, а не в Атлантику. Участвовать в походе предстояло пяти подводным лодкам проекта 671 РТМ («Щука»): К-299, К-324, К-488, К-502 и К-147.

Аппаратура «Тукан», установленная на одной из подлодок, помогала обнаружить подводные лодки вероятного противника по кильватерному следу. Экипажам подводных лодок предстояло определить, в каких районах выходят на боевое дежурство американские субмарины, как они охраняются на позициях, сколько их вообще находится на боевом дежурстве.

Естественно, что выход пяти атомных подводных лодок с места базирования не мог не вызвать подозрений у военно-морской разведки США и других стран НАТО. ВМС стран – участниц Североатлантического альянса вели наблюдение за советскими военно-морскими базами Мурманской области с помощью своих разведывательных кораблей и разведывательной авиации. Они передавали полученную информацию в штабы, которые уже изучали текущее состояние советского военно-морского флота.

Когда советские подлодки покинули базу в Западной Лице, командование ВМС США сразу же организовало поиск атомоходов. Требовалось ответить на вопросы, в каком составе и куда направляется половина советского военно-морского подводного соединения. Однако советским субмаринам довольно быстро и без особых проблем удалось войти в Карибское море, оказавшись в непосредственной близости от американских границ.

В Карибское море вошло и малое гидрографическое судно «Колгуев», на борту которого находился штаб группы подводных лодок во главе с капитаном 1 ранга Шевченко. У кубинского побережья штаб переместился на БРЗК «Лира» и приступил к управлению действиями подводных лодок.

Собственно операция «Апорт» началась 18 июня 1985 года. Две советские подводные лодки двинулись друг за другом, а еще две – навстречу первым. Кроме того, с аэродрома Сан-Антонио, что на Кубе, в воздух были подняты четыре самолета морской авиации Ту-142М. Уже на второй день операции была обнаружена американская субмарина типа «Джеймс Мэдисон». Было налажено прекрасное взаимодействие между подводниками 33-й дивизии АПЛ и летчиками 35-й дивизии дальней противолодочной авиации. Вскоре летчикам удалось засечь американскую субмарину типа «Лос-Анджелес», а затем еще один американский стратегический ракетоносец.

Вылеты советских Ту-142М серьезно обеспокоили американцев. С американских баз Брансвик, Лагенс и Гринвуд были подняты самолеты Р-3С «Орион». Круглосуточно американская авиация вела поиски советских субмарин, но их усилия оказывались напрасными. Пока американцы искали советские подлодки, наши субмарины наоборот следили за американцами, отслеживая перемещения американских подводных лодок.

Чтобы представить себе реальный смысл операции «Апорт», достаточно отметить, что разворачивайся события в военное время, наши подводники могли бы три раза уничтожить американский ракетоносец, способный своими ракетами стереть с лица земли несколько советских городов с многомиллионным населением. Интересно, что ни одна советская подводная лодка в процессе выполнения операции «Апорт» так и не была обнаружена противолодочными силами ВМС США. Лишь уже на маршруте свертывания ВМС США засекли советскую АПЛ К-488 в водах северо-восточной части Атлантического океана.

Результаты же советских моряков-подводников впечатляли – они смогли установить три контакта с американскими стратегическими подводными ракетоносцами (контакты устанавливала АПЛ К-324). В течение пяти суток АПЛ К-147 следила за американской субмариной по кильватерному следу. Таким образом, операция «Апорт» была выполнена и экипажи советских подводных лодок могли праздновать успешное завершение похода.

Прошло два года, но политическая обстановка в мире все еще оставалась напряженной. Адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин 9 декабря 1985 года сменил 75-летнего Адмирала Флота Советского Союза Сергея Георгиевича Горшкова на посту Главнокомандующего ВМФ СССР. А уже в марте – июне 1987 года ВМФ СССР предприняли вторую беспрецедентную операцию – «Атрина», которая по своему характеру была очень близка операции «Апорт».

В операции «Атрина» были задействованы группа из пяти атомных подводных лодок проекта 671РТМ, а также два разведывательных корабля типа «Колгуев» и самолеты морской авиации. В этот раз американская военно-морская разведка все же смогла засечь выход советских субмарин с военно-морской базы, но на бескрайних просторах Атлантики американцы потеряли след советских подводных кораблей.

Как и двумя годами ранее, в Атлантическом океане началась настоящая охота ВМС США за советскими субмаринами. Пентагон бросил на поиски советских подлодок практически все самолеты морской авиации Атлантического командования ВМС США, три противолодочные корабельные группы и три новейших корабля гидроакустической разведки. На помощь американцам пришли и их верные союзники – Королевский военно-морской флот Великобритании, который направил в регион авианосную поисково-ударную группу с противолодочным авианосцем «Инвинсибл».

Но, несмотря на колоссальные силы, сосредоточенные американцами и англичанами в Атлантике, советские подводные лодки незаметно для вероятного противника вошли в Саргассово море. Лишь спустя восемь суток после начала операции «Атрина» американцы смогли установить контакты с советскими подводными лодками. Многоцелевую АПЛ проекта 671РТМ американские моряки по ошибке приняли за стратегический ракетоносец, что очень сильно напугало американское руководство.

Таким образом, и операция «Атрина» также продемонстрировала Соединенным Штатам невероятную мощь и боеспособность советского подводного флота. Можно было считать, что и спустя два года после операции «Апорт» поставленная задача вновь была с честью выполнена советскими подводниками.

Капитану 1 ранга Анатолию Ивановичу Шевченко, руководившему операциями «Апорт» и «Атрина», в том же 1987 году было присвоено звание контр-адмирала. Приятная новость настигла офицера в походе. Пятнадцать участников операции были награждены высокими правительственными наградами. Сам же Анатолий Иванович впоследствии дослужился до звания вице-адмирала. Однако звания Героя Советского Союза он так и не получил, хотя вполне мог бы на него претендовать, учитывая, что за долгие десятилетия службы на подводном флоте Анатолий Иванович принимал участие во множестве сложных и длительных походов советских субмарин.

Операции «Апорт» и «Атрина» продемонстрировали США и их союзникам, что ВМФ СССР является крайне серьезным противником и в случае любого обострения мировой политической обстановки советские моряки способны достойно отреагировать на угрозы со стороны Вашингтона.

Но прошло буквально два года после возвращения советских подводников из атлантического похода, а Советский Союз заметно сдал свои позиции. Политика тогдашнего советского руководства привела страну к распаду, на территории бывшего СССР начались локальные вооруженные конфликты. Лишь спустя двадцать с лишним лет после распада СССР российский военно-морской флот стал возрождать свою былую мощь.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. +6
    14 февраля 2019 17:45
    Цитата: Svarog
    Лишь спустя двадцать с лишним лет после распада СССР российский военно-морской флот стал возрождать свою былую мощь.

    Это конечно громко сказано..до СССР еще очень далеко..
    Цитата: Svarog
    Теперь место СССР занимает Российская Федерация и именно против нее американское руководство и нацеливает возрожденный Второй флот.

    Думаю, в основном, против Китая, а не РФ
    1. +5
      14 февраля 2019 18:36
      Второй флот в Атлантике против Китая? Ну-ну.))
      1. +2
        14 февраля 2019 18:43
        Цитата: Rakovor
        Второй флот в Атлантике против Китая? Ну-ну.))


        Маскировка такая... Только тсссс...
    2. +9
      14 февраля 2019 22:40
      Смотря на кого первого нападут США: если на Китай - то мы, возможно, будем союзниками. Если на нас - то Китай скорее всего воспользуется этим и захватит Дальний Восток. По факту Китаю за нас впрягаться незачем.
      1. +2
        15 февраля 2019 23:39
        1 на 1 Китай не вытянет против саксов и в КНР это прекрасно понимают
    3. 0
      16 февраля 2019 23:11
      Цитата: Svarog
      против Китая, а не РФ

      Китай тоже "отжигает"
      В марте 2016 года 7й флот США начал учения “по демонстрации американского военного присутствия” отправив в Южно-Китайском море авианосную ударную группу в составе авианосца John C. Stennis, двух ракетных крейсеров, двух эсминцев и кораблей снабжения. Опять не помогло. Более того, привело к скандалу. Однажды, внутри противолодочного барьера, в прямой видимости от авианосца, совершенно неожиданно для американских моряков, всплыла китайская подводная лодка
      Вот только что ее не было, и вот она уже есть. Всплыла. Подняла флаг и гюйс. Демонстративно секстаном уточнила свое местоположение по солнцу. И снова погрузилась. А еще через час силы противолодочной обороны авианосной группы ее потеряли
  3. +5
    14 февраля 2019 17:47
    Здорово, эх были люди в наше время! ...
    1. +4
      14 февраля 2019 19:20
      Цитата: Маз
      Здорово, эх были люди в наше время! ...

      только вспоминать...
    2. -2
      15 февраля 2019 13:19
      Были, ага

      http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=3590

      Имея чем поощрить «информаторов» (талоны на «дефицит» и проч.), комдив и начпо создали в экипаже К-244 «пятую колонну» «информаторов», «кормящихся» на доносах о состоянии дел на К-244. «В цене» была информация, требуемая Шевченко А.И., - а угоден ему был лишь «негатив». При недостатке реально – плохого, «информаторы» нередко сочиняли небылицы, или искажали быль.
      При том, что личная преданность «внекорабельному» начальнику не имеет ничего общего с ценностями подводного дела, Шевченко А.И., как руководитель, именно из неё исходил при оценке обстановки на каждом из кораблей и экипажей 33 дивизии, и при оценке офицеров Управления дивизии.
      Когда вышестоящее командование проявляло внимание к тому, что происходило «в хозяйстве» Шевченко А.И., - он сразу «становился» объективным, но лишь пока внимание начальства действовало.

      Созданную командованием 33 дивизии обстановку, в которой шла подготовка к «Атрине», характеризует эпизод, о котором командирам четырёх ПЛА - участниц «Атрины», собравшимся 28 января 2011г. в Клубе у И.К.Курдина, чтобы обсудить, как отметить 25-ю годовщину «Атрины», один из тех командиров рассказал, что придирками и провокациями комдива, в том числе прилюдными, был доведён до того, что, глядя в глаза комдиву, пообещал застрелить его …
  4. +24
    14 февраля 2019 18:30
    Операции «Апорт» и «Атрина» продемонстрировали США и их союзникам, что ВМФ СССР является крайне серьезным противником и в случае любого обострения мировой политической обстановки советские моряки способны достойно отреагировать на угрозы со стороны Вашингтона.

    Моряки, разумеется, молодцы и герои, но не следует забывать и о руководстве СССР, которое не боялось демонстрировать силу, в отличии от современного "топ-менеджмента", который до сих пор старательно называет США партнерами и высказывает озабоченность.
    1. +3
      14 февраля 2019 18:35
      Судя по минусу, забежал воздыхатель Мудрейшего.
      1. +1
        15 февраля 2019 11:59
        Цитата: Альф
        Судя по минусу, забежал воздыхатель Мудрейшего.

        Один из минусов мой потому как..
        Цитата: Альф
        не следует забывать и о руководстве СССР, которое не боялось демонстрировать силу

        Руководство СССР в это время уже делило социалистическую собственность, министр обороны шел в плотном фарватере Генсека, а операция "Атрина" была проведена по большому счету для утверждения авторитета нового Главкома ВМФ СССР! Вот и вся роль руководства СССР!!! Сама операция была подготовлена из рук вон плохо, а результаты операции в руководстве СССР вообще никого не интересовали!
    2. +3
      14 февраля 2019 18:50
      Точно!Достаточно вспомнить *Курск*!И слова ВВП на прессухе:*Она утонула.*Вот,что это если не цинизм?!
      1. +9
        14 февраля 2019 18:54
        с языка сняли! как только прочитал заголовок, сразу вспомнился Курск и предательство руководства страны.
        1. +4
          14 февраля 2019 19:01
          Некритично.Считайте-соавторы! fellow А ещё у меня в памяти отложились выступления некоего дыгайло,помните такого?И его трёп по поводу лодки и экипажа.Он и сейчас при деле!
          1. +2
            14 февраля 2019 19:23
            Цитата: Фил77
            Он и сейчас при деле!

            Умные не нужны, нужны верные.
            1. +1
              14 февраля 2019 19:48
              Цитата: Альф
              Цитата: Фил77
              Он и сейчас при деле!

              Умные не нужны, нужны верные.

              Опять верный вернулся.
      2. +5
        14 февраля 2019 21:11
        Он не подумав ляпнул, так что не цинизм, а идиотизм.
        1. +4
          14 февраля 2019 21:16
          Вот извините ради бога!но не имеет первое лицо державы,главком и всё такое прочее на идиотизм!Ну нет такого права.Это циничная жизненная позиция.
          1. +7
            14 февраля 2019 21:24
            Не спорю, но как первое лицо, он не имел ещё опыта лицемерия. Мог и сдуру ляпнуть по неопытности. Зато сейчас контролирует мимику, жесты, слова. Специалисты хорошо ему все это поставили. Непроницаем и не читаем.
            1. +4
              14 февраля 2019 21:31
              Э нет,все эти дисциплины он прошёл обучаясь в *лесной школе*.Потом уже совершенствовал!Просто с *Курском* была его первая ошибка,нельзя было так говорить,нельзя!!!
              1. +5
                14 февраля 2019 21:41
                Семьи погибших подводников в Видяево его воспитали потом. Встречу в СМИ освещали, но не показывали. Вышел он по словам очевидцев бледненький из здания. Выдрали его как Сидорову козу.
                1. +4
                  14 февраля 2019 21:48
                  Так ,а что он им мог сказать-то по делу?Про самоподрыв торпеды?А то,что бледный?так кто скажет правду лицо в лицо как не семьи погибших.
          2. 0
            15 февраля 2019 17:03
            Права нет, а по факту есть.)))
      3. +2
        15 февраля 2019 14:33
        Автор написал об операциях нашего флота в 80 годы...причем тут "Курск"...что за манера смешивать все в кучу...тем более рубрика история,еще про повышение пенсионного возраста напишите
  5. +7
    14 февраля 2019 18:48
    Горжусь. Молодцы. Вот про кого нужно фильмы снимать и песни петь. good
    1. +6
      14 февраля 2019 19:25
      Цитата: Петр_Смирнов
      Вот про кого нужно фильмы снимать и песни петь.

      Неактуально. Голых баб, пьяных особистов и идеальных американских офицеров вставить некуда.
    2. +3
      15 февраля 2019 13:17
      Чутка реалий от командира одной из лодок, участвовавших в операции:

      http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=3590
  6. -21
    14 февраля 2019 18:54
    Всех обыграли, всех победили....и развалились. И Слава Богу.
    1. +2
      15 февраля 2019 14:35
      Вы совсем на голову больны?
  7. +7
    14 февраля 2019 18:56
    Чтобы представить себе реальный смысл операции «Апорт», достаточно отметить, что разворачивайся события в военное время, наши подводники могли бы три раза уничтожить американский ракетоносец, способный своими ракетами стереть с лица земли несколько советских городов с многомиллионным населением.

    Кхм... всё бы было хорошо, но смущают два момента:
    В Карибское море вошло и малое гидрографическое судно «Колгуев», на борту которого находился штаб группы подводных лодок во главе с капитаном 1 ранга Шевченко. У кубинского побережья штаб переместился на БРЗК «Лира» и приступил к управлению действиями подводных лодок.

    Кроме того, с аэродрома Сан-Антонио, что на Кубе, в воздух были подняты четыре самолета морской авиации Ту-142М.

    Я как-то слабо себе представляю управление ПЛ с борта БРЗК в Карибском море в военное время. И спокойно летающие над Атлантикой Ту-142 тоже.
    1. +3
      14 февраля 2019 19:30
      Цитата: Alexey RA
      Я как-то слабо себе представляю управление ПЛ с борта БРЗК в Карибском море в военное время. И спокойно летающие над Атлантикой Ту-142 тоже.

      А в угрожаемый период?
      1. +3
        14 февраля 2019 19:33
        Цитата: Лопатов
        А в угрожаемый период?

        В угрожаемый период возможно. Вот только с началом боевых действий АПЛ всё равно разом теряют и управление, и обнаружение.
        Хотя... в угрожаемый период те же Ту-142 просто не допустят к районам боевого патрулирования ПЛАРБ. Методика вытеснения и препятствования нормальной работе у янки отработана на наших разведчиках, работавших по их АУГ.
        1. +2
          14 февраля 2019 23:24
          Цитата: Alexey RA
          с началом боевых действий АПЛ всё равно разом теряют и управление, и обнаружение.
          Это отчего же? У кэпа из сейфа исчезает пакет с боевым приказом и блокнот с кодами? Или все береговые УС враз ликвидируются? А штаб флота и ГШ ВМФ самоликвидируются?
          Насчет "обнаружения" -- вообще не понятна ваша мысль.
          Наведение лодок можно осуществлять даже по СБД, не говоря про новейшие средства доведения СБУ. yes
          1. +1
            15 февраля 2019 18:41
            Цитата: Удав КАА
            Это отчего же? У кэпа из сейфа исчезает пакет с боевым приказом и блокнот с кодами? Или все береговые УС враз ликвидируются? А штаб флота и ГШ ВМФ самоликвидируются?

            Я имел в виду управление по типу "Апорта". Когда штаб сидит на БРЗК практически на заднем дворе у противника.
            Цитата: Удав КАА
            Насчет "обнаружения" -- вообще не понятна ваша мысль.

            Я имел в виду, что в угрожаемый период никто не позволит чужой дальней противолодочной авиации нормально работать в районах патрулирования ПЛАРБ, как это было во время "Апорта":
            Кроме того, с аэродрома Сан-Антонио, что на Кубе, в воздух были подняты четыре самолета морской авиации Ту-142М. Уже на второй день операции была обнаружена американская субмарина типа «Джеймс Мэдисон». Было налажено прекрасное взаимодействие между подводниками 33-й дивизии АПЛ и летчиками 35-й дивизии дальней противолодочной авиации. Вскоре летчикам удалось засечь американскую субмарину типа «Лос-Анджелес», а затем еще один американский стратегический ракетоносец.

            Мер противодействия за время Холодной войны было выработано немало - от опасного маневрирования под фюзеляжем и перед самолётом до имитаций атак и облучения противника БРЛС. Плюс можно ожидать РЭБ на частотах РГБ.
            Так что про обнаружение ПЛАРБ базовой авиацией и наведение на них АПЛ в угрожаемый период можно забыть.
    2. 0
      14 февраля 2019 21:14
      Цитата: Alexey RA
      Я как-то слабо себе представляю управление ПЛ с борта БРЗК в Карибском море в военное время. И спокойно летающие над Атлантикой Ту-142 тоже.

      Это примерно также, как пролеты над американскими авианосцами. Показать - а вот мы и здесь, можем и по вашему носу пролететь. В реальных боевых условиях рассчитывать на подобное нельзя.
  8. +6
    14 февраля 2019 19:33
    Бывает что-то идеальным? Да никогда! Операции Апорт и Атрина относятся к идеалам? Скорее и они - нет.
    Ну, "кузькину мать" Пентагону, наверное, показали. Отдавая должное подводникам нужно все-же отметить и некоторые авантюрные моменты Атрины, связанные с планированием.
    Район операции - Саргассова моря - был неподходящ для 671-РТМ по температурным условиям, слишком тепло для охлаждения аппаратуры лодки, что показал проблемный опыт К-324, вероятность неполадок для 5 подлодок возрастала.
    Поскольку возможности ГАС уступали американским, ставка была сделана на применение новой аппаратуры "Риц". Разработанная Курышевым приставка к штатной аппаратуре позволяла при обработке сигнала выделять его на фоне помех и повышала дальность обнаружения, но доведена не была, быстро выходила из строя, лишь один экипаж К-298 Н.А.Попкова смог успешно оперировать ею.
    В.И.Аликов, первый командир ПЛА К-244, капитан 1 ранга в отставке - "...Абсолютно непрофессиональным было решение отработать управление силами группировки ППО командиром дивизии, находившимся на одной из подводных лодок из состава группировки, в районе подавляющего превосходства противолодочных сил противника, при их подавляющем радиоэлектронном превосходстве. Если противник до этого не обнаружил группировку, то после начала такого управления, все наши подводные лодки были обнаружены сразу и могли быть уничтожены, подобно тому, как в годы второй мировой войны союзники в течение минут уничтожали немецкие лодки после их выхода в эфир..."
    В принципе, все как всегда. Но "кузькину мать" показали.
    1. +3
      14 февраля 2019 19:53
      Цитата: sevtrash
      подобно тому, как в годы второй мировой войны союзники в течение минут уничтожали немецкие лодки после их выхода в эфир..."

      А можно примеры, чего-то слабо верится, чтобы прямо в течении минут. Услышать, взять пеленг, доложить по команде, поднять воздушный патруль или докричаться до дежурного звена, долететь до места, глазами найти, прицелиться..неужели мальчики Деница были настолько альтернативно одаренными, чтобы после выхода в эфир болтаться там же, не погружаясь ?
      1. +1
        14 февраля 2019 21:08
        Цитата: Альф
        А можно примеры, чего-то слабо верится, чтобы прямо в течении минут. Услышать, взять пеленг, доложить по команде, поднять воздушный патруль или докричаться до дежурного звена, долететь до места, глазами найти, прицелиться..неужели мальчики Деница были настолько альтернативно одаренными, чтобы после выхода в эфир болтаться там же, не погружаясь ?

        Цитата от В.И.Аликов, первый командир ПЛА К-244, капитан 1 ранга в отставке, как указывал выше. Согласен выглядит чрезмерно. Однако в 1943-1944 году произошел поворот в битве за Атлантику, в том числе за счет патрулирования самолетами обширных регионов Атлантики и Бискайского залива в том числе.
        "Бесчисленные самолеты союзников, оснащенные радиолокаторами, постоянно дежурили в Бискайском заливе, который стал настоящим кладбищем немецких подлодок, выходящих из своих французских баз...В океане экипажи субмарин зачастую сутками преследовались воздушными и морскими охотниками...главный «подарок» англичане получили 8 мая 1941 года при захвате германской подлодки U-111 — им в руки попала не только исправная машина, но и весь комплект документов скрытой связи. С этого времени для немецких подводников выход в эфир с целью передачи данных часто был равнозначен смертному приговору... Дениц в конце войны об этом догадывался, так как однажды записал в своем дневнике строки, полные беспомощного отчаяния: «Противник держит козырную карту, покрывает все районы с помощью дальней авиации и использует способы обнаружения, к которым мы не готовы. Противнику известны все наши секреты, а мы ничего не знаем об их секретах!»
        1. +2
          14 февраля 2019 23:45
          Цитата: sevtrash
          для немецких подводников выход в эфир с целью передачи данных часто был равнозначен смертному приговору..

          Немцев пеленговали береговые радиоцентры. С появлением аппаратуры СБД задача пеленгования усложнилась. А с передачей РДО через ИСЗ ретрансляторы -- практически невыполнимой. Нужно менять программу связи, чтобы сбивать супостата с толку.
          А руководить завесой с борта одной из ПЛ...ну, видимо другого выбора не было. Может ЗПС была слишком "громогласной", а может посчитали, что "не война и так сойдет"... Судить сложно, ведь всех обстоятельств мы не знаем.
          1. 0
            15 февраля 2019 18:50
            Цитата: Удав КАА
            Немцев пеленговали береговые радиоцентры.

            Не забывайте про корабельные пеленгаторы системы "хафф-дафф".
            И к 1943 воздушный патруль уже не нужно было поднимать - нужно было только выдать ЦУ дежурному базовому патрульнику данной зоны или ближайшему дежурному звену самолётов ПЛО с АВЭ.
        2. 0
          15 февраля 2019 21:34
          Цитата: sevtrash
          Цитата от В.И.Аликов, первый командир ПЛА К-244, капитан 1 ранга в отставке, как указывал выше. Согласен выглядит чрезмерно.

          Короче-брехня.
  9. +1
    14 февраля 2019 20:58
    и Апорт и Атрина были показушными акциями, ничего общего не имевшими с реальной боевой операцией или даже учебной.
    Для того чтобы понять всю никчемность этих операций с реальной точки зрения, нужно просто задаться вопросом- когда, например, проходил разбор боевого выхода после Атрины , который проводится обязательно при каждом выходе лодки на дежурство, и какие выводы при этом сделаны и какие результаты принято решение внедрить на флоте . И сразу станет понятна вся "важность" этой операции.
    Командир К-244 Аликов написал мемуары об Атрине, кстати. И о руководстве отзывался очень нелестно.
    Начальники, подобные В.Н.Чернавину и И.М.Капитанцу, на ту и другие важные особенности Операции «Атрина» внимания не обращали и не обращают, явно полагая, что их подчинённые в любых условиях сделают всё, что им прикажут. Подчинённые-то, возможно, будут безропотны, но техника способна сама заявить «НЕ МОГУ!» и остановиться, и уже ни кто не сможет ничего с этим поделать.

    Игнорирование командованием Флота обстоятельств, проявивших реальные возможности своих средств и подчинённых сил, - опасное заблуждение, порождённое безответственностью и непрофессионализмом, за которые расплачиваться приходится плавсоставу.

    Считаю, что само такое отношение высшего командования к делу плодит непрофессионализм, ведёт к утрате боеспособности подчинённых силам, к их поражению. Это проявилось и в ППО «Атрина».

    При этом нужно понимать, что он лицо заинтересованное в высокой оценке операции, на словах он рахваливает полученный опыт, впрочем, он видит его совсем не в том, чем хвастался Чернавин и что можно прочитать сейчас.
    Помимо этих организационных мер по лишению наших лодок скрытности, для тех из наших противников, до кого этот трезвон не дошёл, - были реализованы дополнительные меры того же назначения, а именно: назначена высокая скорость перехода в районы ППО, назначены стандартные маршруты, в которых предполагались стандартные районы определения места.

    При том, что наш противник не информировал нашего ГК ВМФ о движении наших лодок, и не публиковал в СМИ репортажи о слежении за нами, - при тех средствах обнаружения, которыми противник располагал в те годы, и при том характере разведывательных действий противника наш переход в Западную Атлантику не мог проходить скрытно. При этом же противник скрывал от нас свои разведывательные действия, и так, возможно, ввёл в заблуждение Главнокомандование.

    Но рассказы В.Н.Чернавина и других авторов о якобы «внезапном появлении наших подводных лодок» вблизи США нельзя принимать всерьёз. Нельзя всерьёз надеяться на то, что, действуя подобным образом, можно скрытно приблизиться к сильному противнику, или успешно действовать в оперативно-значимых для противника районах (очевидно, Саргассово море является таким районом).


    На время проведения каждой из ППО подводные лодки образовали две тактические группы (ТГ).

    ТГ №1 состояла из трёх ПЛА: К-244, К-298 и К-299, командир ТГ №1 командир 33 дивизии капитан 1 ранга (во время похода, в мае 1987г., присвоено звание контр-адмирал, соответствующее должности) Шевченко Анатолий Иванович находился со своим «походным штабом» на К-299.

    Соответственно, ТГ № 2 составили две ПЛА, К-524 и К-527, командир ТГ № 2 начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Чеботаревский Равкат Загидулович находился на К-527.

    Помимо пяти атомных многоцелевых подводных лодок, в ППО «Атрина» приняли участие БРЗК «Закорпатье», ГИСУ «Вайгач» и самолёты Ту-142м (до дивизии), действующие с аэродромов на Кубе.


    Лодки выходили в Атлантику на полном ходу, ничего не видя и не слыша.
    Что там слышали американцы, никто так и не знает.
    Приставки Рица- самодельные спектроанализаторы- сломались практически сразу, и якобы на одной лодке только ей пользовались и имели успех.
    С учётом того, что на самом деле дальнейшие проверки показали полную недееспособность приставок, что они там наопределяли, один бог знает.
    Эта приставка при испытаниях определяла наличие лодки противника даже с того борта, которым своя лодка была пришвартована к пирсу.
    Кроме лодок в них поиск подлодок американцев вела авиация с Кубы и надводные корабли, что просто комично для боевых условий и в период обострения.
    А руководство операцией с одной из лодок с использованием второй в качестве ретранслятора , так до такого даже немцы во Второй мировой не додумались.
    Понятно, что был положительный опыт выхода в теплые воды и проверки работоспособности лодок после провала К-324, которая полностью потеряла боеспособность из-за перегрева аппаратуры.
    Но эти результаты и близко не соответсвуют той степени раздутости результатов этих выходов...
    1. +2
      14 февраля 2019 21:52
      Доброго времени суток. Вы, так безапелляционно заявляя о показушности, сами то были под водой?
      1. 0
        14 февраля 2019 22:33
        Доброго. Аликов, например, был. Подходит?
        И речь идет о показушности со стороны Чернавина и прочего руководства, а не подводников.
        У них как раз все было всерьез.
        Только вот реальные результаты операций сильно отличались от разрекламированных руководством.
        О чём тот же Аликов и написал, с фактами.
        Которые я и привел.
        Так понятна моя позиция?
        hi
        1. 0
          15 февраля 2019 14:37
          Так все же "БЫЛ" или "например был"...согласитесь две большие разницы и в каком качестве Вы там были
          1. -1
            15 февраля 2019 14:57
            Не соглашусь.
            Вам воспоминаний Акулова не хватает?
            или вам хочется с сути вопроса на мою личность разговор перевести?
            считаю такой подход неправильным.
            я не ссылаюсь нигде на личный опыт в этом деле.
            1. 0
              15 февраля 2019 15:01
              Ваша личность-это Ваша личность,плюс в данном случае открытая дискуссия и я не считаю,что задав вопрос нарушил чью то приватную беседу
              1. 0
                15 февраля 2019 15:09
                вот я и не понимаю, почему вдруг всплыл вопрос о моей личности, если я на собственный опыт нигде не ссылался, а утверждения свои обосновал прямой речью участника операции.
      2. +1
        15 февраля 2019 13:11
        Это аписано со слов командира АПЛ участвовавшей в операции
        http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=3590
    2. +1
      15 февраля 2019 14:02
      Косвенно всё это подтверждается тем, что после Апорта и Атрины американцы НИЧЕГО не предприняли для изменения своих подходов к ПЛО.

      Потому, что вели лодки "всю дорогу".
  10. +3
    15 февраля 2019 00:34
    Цитата: Avior
    Лодки выходили в Атлантику на полном ходу, ничего не видя и не слыша.
    Не порите чушь, если не смыслите в правилах использования средств движения АПЛ. Лучше бы вспомнили про "двойную карусель", развертывание завесы, РЗК с протяженными ГА...
    1. 0
      15 февраля 2019 13:12
      Чутка реальности от участника операции -
      http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=3590
    2. 0
      15 февраля 2019 14:59
      угу. Акулов описал, что они шли в район таким ходом, что вокруг ничего не слышали. а когда остановились проверить, сразу же возле себя чужую подлодку обнаружили.
  11. kig
    0
    15 февраля 2019 05:22
    Это, конечно, хорошо, но это было давно, а живем мы сейчас, и обстановка в мире никак не становится более спокойной. А флот у нас ... сами знаете.
  12. -1
    15 апреля 2019 14:50
    странно, а я думал американский сифульф лучшая субмарин
  13. +1
    18 июля 2019 17:40
    Обычная чиновничья туфта и показуха.
    Военный чиновник ничем не отличается от гражданского.
    " Не случайно об обнаружении ВСЕХ ПЯТИ ПЛА уже на рубеже м. Нордкап - о. Медвежий, Начальник разведки ВМФ вице-адмирал И.К.Хурс сообщил Начальнику ПЛБ СФ В.В.Гаврилову телефонограммой."
    Важно правильно в ЦК доложить. А то что лодки обнаружили сразу на выходе- да кто об этом знает :-)
    1. 0
      14 марта 2020 18:47
      Да, лодки были обнаружены на ПЛР, но ПОСЛЕ него, их обнаружить уже не смогли.
  14. 0
    14 марта 2020 18:45
    «Лишь спустя двадцать с лишним лет после распада СССР российский военно-морской флот стал возрождать свою былую мощь.»
    Уважаемый автор, зачем было последней фразой, «смазать» всю замечательную, объективную статью?
    Если не возражаете, кое-что подправлю, чтобы Вам в будущих публикациях не нарваться на критические замечания.
    В 1994 году, я был в составе экипажа пр. 671РТМК, выполнившем БС, на СП и в Гренландском море, а в 1996, в составе другого экипажа, того же проекта, участвовал в крупномасштабных учениях Флота, по перехвату АУГ во главе с тяжёлым авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», действующем в Средиземном море. Кроме поставленной задачи: обнаружить и передать координаты, мы смогли подойти на дистанцию залпа и «атаковать», практической торпедой калибра 650 мм, которая была обнаружена на конечном участке наведения, по отстрелу сигнальных ракет. Лодка оторвалась от преследования (в реальности, после нашей атаки, преследовать было бы некому), и благополучно вернулась в базу.
    Обе лодки были так же из состава 33 ДАПЛ.
    Кроме того, лодка того же проекта, из соседней ДАПЛ, «отличилась» в инциденте с Флотом Великобритании. 29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению подлодок условного противника, на связь с кораблями вышла необнаруженная российская подлодка с просьбой о помощи. Вскоре, в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, ошибочно опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». Один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита.