Я вернулся, мама! 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана

60
9 мая 2019 года на экраны страны выйдет фильм Павла Лунгина «Братство». Фильм, предпремьерный показ которого состоялся на минувшей неделе, повествует о событиях, предшествовавших выводу советского контингента из Афганистана. И приурочена кинолента к 30-летию этого события.

Я вернулся, мама! 30 лет со дня вывода советских войск из Афганистана




И сегодня – 15 февраля 2019 года – именно эта дата: ровно тридцать лет назад советские войска покидали республику, в которую за 9 с лишним лет до того момента входили для исполнения интернационального долга.

Со временем сама трактовка «интернациональный долг» была изрядно затёрта и замызгана, в том числе не без помощи плевков либералов, которые ещё на волне перестройки (тогда они называли себя диссидентами) начали настоящую кампанию против государственных интересов. Понятное дело, что и государственная машина позволила себе немало перегибов, однако это никак не умаляет мужества и героизма тысяч советских воинов-интернационалистов, которые порой ценой своей жизни останавливали продвижение террористической угрозы.

До сих пор историки и сами участники афганского конфликта спорят о том, какая именно причина побудила тогдашнее советское руководство принять решение об отправке войск в Демократическую Республику Афганистан, где к тому моменту шла гражданская война.

Из официальной сводки секретариата Политбюро ЦК КПСС от 12 декабря 1979 года:
…в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможности антиафганских акций со стороны сопредельных государств.


Если попытаться перевести это на язык государственных интересов, то трактовка такова: советское руководство прекрасно понимало, что насильственная смерть тогдашнего Генсека ЦК Афганистана Нур Мохаммада Тараки и последовавшее за этим укрепление оппозиции даёт прекрасный шанс кураторам формирующегося режима усилить своё присутствие в Афганистане. Следствием могло стать и военное присутствие западных стран у самых границ Советского Союза со всеми вытекающими. Один из вероятных итогов – перенос гражданской войны из Афганистана на территорию Союзных республик Средней Азии, то есть в сам СССР.

И советское руководство тогда (и этот факт сложно оспаривать) было близко к истине. Другое дело, что и введение советских войск в Афганистан в полной мере не позволило восстановить в этой стране советское политическое влияние. Причины – понятны. Ту самую оппозицию, которая в итоге стала обрастать фанатиками, спонсируемыми американскими, саудовскими, пакистанскими, турецкими и другими спецслужбами, изначально планировали использовать в борьбе против СССР. А потому официально военного присутствия стран Запада на «памирских» границах Советского Союза не было, но Запад к тому моменту понял, что этого ему и не нужно. Зачем использовать регулярные войска, если можно решать вопросы иначе – тем самым оказанием финансовой, инструкционной, технической, оружейной и иной помощи разношёрстным боевикам.

Возможно, исход кампании был бы иным, если бы введённому в Афганистан советскому контингенту удалось выполнять задачи без прямых и масштабных боестолкновений с вооружённой афганской «оппозицией». Как? – отдельный вопрос… И открытый… Возможно, частичный ответ – сирийский опыт дня сегодняшнего. Но это уже, как принято говорить, совсем другая история. Да и термин "возможно" тут не совсем к месту. История не терпит "если б" и "кабы"...

В течение как минимум месяца с лишним это, кстати, в Афганистане вполне удавалось. Выяснив основные направления снабжения боевиков, советский контингент провёл удачные операции по перекрытию ключевых коридоров на границе с Пакистаном и Ираном. На этом фоне велась активная подготовка армии ДРА, которую и планировалось использовать для восстановления конституционного поля республики. Но армия ДРА, мягко говоря, не выручила. Разброд и шатание, плюс финансовая «замануха» со стороны противника, пудрящий мозг радикальный исламизм, - делали своё дело.

В то же время сами боевики получали инструкторские указания от спецслужб стран НАТО и др. по втягиванию любой ценой советского контингента в масштабные бои. В феврале участились случаи нападения на гарнизоны и колонны обеспечения. И через несколько дней войска были вынуждены принять бой к востоку от Джелалабада, фактически открыв новую страницу в послевоенной истории страны. Затем – подавление мятежей в Баглане, Талукане, Файзабаде, ликвидация группировок с иностранными наёмниками в районах Нуристана и Хазараджата.

По итогам 1980 году советский контингент понёс потери в 1484 человека. Именно тогда в военный лексикон Страны советов прочно и, к сожалению, надолго вошло понятие «чёрный тюльпан».

В общей же сложности Афганская война унесла около 15 тысяч жизней наших военнослужащих.

И снова вопрос, который обычно вызывает широкую дискуссию: нужен ли бы вывод советских войск из Афганистана в феврале 1989 года, не стоило ли контингент в этой стране оставить? На самом деле, ответ очевиден: на фоне происходящего к тому моменту в самом СССР пребывание советского военного контингента уже потеряло главную базу – государственную поддержку. Советский Союз лихорадило, проявляли себя ростки будущего пышноцвета международного терроризма уже внутри Союза, перестройка плавно переходила к этапу развала страны и потере суверенитета, вспыхивали межнациональные конфликты. Другими словами, всё то, с чем советский солдат, оставаясь до конца верным присяге, боролся в Афганистане, пришло и на его (нашу) землю.

Потому вывод войск был неизбежен. Фото в начале материала говорит само за себя.

Совсем другое дело, и уж точно не вина интернационалистов, в том, что за событиями в Афганистане упустили свою собственную страну. Ведь люди, дававшие присягу и до конца следовавшие ей, по определению не могли подумать, что пока они сдерживают терроризм в Кабуле, Джелалабаде и Кандагаре, кто-то за их спиной тихо продаёт их (нашу) Родину. И последствия той продажи аукаются по сей день.

Всем воинам-интернационалистам, выполнявшим свой долг до конца, - спасибо! По-настоящему... Всем не вернувшимся из Афгана – вечная память!
60 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    15 февраля 2019 05:16
    Зато сейчас духи сожалеют , что воевали с шурави ! Ибо они то строили , а не на базах отсиживались !
    1. +12
      15 февраля 2019 05:54
      наши,воевали так,что их уважали даже моджахеды.]
      1. +3
        15 февраля 2019 12:00
        У каждого исторического явления всегда есть своя правда и "за" и "против".

        Я не думаю, что ввод российских войск в Афганистан был тотальной ошибкой именно для развития социалистического строя СССР, а вот в самом руководстве СССР в этом плане были именно преднамеренные социал-демократические "ошибки" либерально свойства.

        Я с уважением отношусь ко всем воинам-интернационалистам, выполнявшим свой долг до конца, и к советским воинам-афганцам в том числе.
        Здоровья им всем, счастья, благополучия и долголетия! Светлая память не вернувшимся с войны!

        1. +3
          15 февраля 2019 12:10
          Ввод Советских войск ,Татьяна,а не Российских.
          1. 0
            15 февраля 2019 16:14
            Цитата: новый макс
            Ввод Советских войск ,Татьяна,а не Российских.

            Так точно! Вы правильно меня в историческом плане лингвистически исправили, а то я свою оговорку у себя не заметила. Естественно, Советских войск, а не Российских, хотя РФ и является приемницей международных финансовых обязательств СССР.
            А так я правильно имею в виду, когда пишу, что
            Цитата: Татьяна
            Я с уважением отношусь ко всем воинам-интернационалистам, выполнявшим свой долг до конца, и к советским воинам-афганцам в том числе.
            .
            Спасибо Вам за внимательное чтение комментариев! hi
            1. +1
              15 февраля 2019 22:02
              Оговорочка по Фреду
              Вся история нонче рассейская...
    2. +5
      15 февраля 2019 08:49
      Зачем СССР нужна была эта война спорят до сих пор. Но это совершенно не умоляет мужества и стойкости наших парней. Безобразное и наплевательское отношение к нашим афганцам героям в т. ч. Инвалидам после вывода войск да и все эти годы на совести партийного руководства и последующих либеральных перевертышей! Вечная слава погибшим парням. Да успокоит их Господь в Царствии Своём!
      1. +6
        15 февраля 2019 11:20
        Память, как взрыв гранаты,
        очередь из автомата...
        Всё, что было когда-то -
        с болью рвануло назад.
        Перебираю даты:
        мучительно, безвозвратно,
        и камерой аппарата
        я щелкаю наугад...
        И с обелисков лица,
        чистые, как криницы,
        (Мне лишь на них молиться!)
        Молча в глаза глядят...

        Алла Кошмелюк

        Вспомним всех, с болью вспомним
        Этих ребят поимённо,
        Кто под Баграмом, кровью
        Сделает землю солёной,
        Всех, кто не предал друга
        И за спиной не укрылся,
        Помнить мы вечно будем,
        Ваши в граните лица.

        Николай Шестов
        1. 0
          15 февраля 2019 11:25
          Хоть стихи и не в цыганский культуре, но эти искренние и проникновенные. Спасибо.
          1. 0
            15 февраля 2019 11:31
            Эти строки написаны участниками Афганской эпопеи.
  2. +4
    15 февраля 2019 05:17
    Всегда относился с уважением к "афганцам". Что касается ввода,не думаю что это было ошибкой.
    1. +12
      15 февраля 2019 06:13
      Цитата: Дмитрий Потапов
      Что касается ввода,не думаю что это было ошибкой.

      В ошибку эта война превратилась когда новое руководство России отказало в помощи ДРА. Не изменись ситуация с Союзе к 10-м годам Афганистан стал бы такой же ухоженной и уютной страной какими были наши среднеазиаткие республики.
      Светлая память воинам-интернационалистам отдавшим жизни.
      1. +4
        15 февраля 2019 10:58
        Хорошая песня.По моему,частному мнению,вот этот вариант лучше:
        1. 0
          15 февраля 2019 16:41
          Цитата: Гордей.
          Хорошая песня.По моему,частному мнению,вот этот вариант лучше:

          Другое исполнение, но тоже за душу берет.
      2. 0
        15 февраля 2019 17:14
        Цитата: EwgenyZ
        Не изменись ситуация с Союзе к 10-м годам Афганистан стал бы такой же ухоженной и уютной страной какими были наши среднеазиаткие республики

        Навряд ли
        1. +2
          15 февраля 2019 18:17
          Цитата: viva_cuba
          Цитата: EwgenyZ
          Не изменись ситуация с Союзе к 10-м годам Афганистан стал бы такой же ухоженной и уютной страной какими были наши среднеазиаткие республики

          Навряд ли

          Именно к этому всё шло. Разумеется без поддержки из-за рубежа всё это сопротивление давно бы задавили. Ситуация как в Советской Средней Азии 20-х - 30-х годов: до тех пор пока англичане помогали басмачам басмачество существовало, однако, когда британцы прекратили эту помощь, Советская власть постепенно вывела басмачей как вшей. В Афганистане ко второй декаде 21 века выросло бы уже поколение советских людей, воспитанных на советских идеалах, которые пришли бы на смену старым кадрам, вот эти-то люди и поставили бы точку в Гражданской войне, а попутно строился бы новый мир, по советским лекалам. Но это всё из мира альтернативной истории (если бы существовал СССР, а его руководители были более мудрыми). А ныне имеем то, что имеем: разоренную многолетней войной территорию, с неоколониальными войсками, против которых бьются банды мракобесов. И эта беда грозит перекинуться на Север в среднеазиатские образования, а оттуда и до России "рукой подать".
    2. 0
      15 февраля 2019 08:53
      Цитата: Дмитрий Потапов
      Всегда относился с уважением к "афганцам".

      Они, безусловно, герои.
      Цитата: Дмитрий Потапов
      Что касается ввода,не думаю что это было ошибкой.

      Может, стоило послать инструкторов, спецназ, ВВС-что-то в духе Сирии. recourse
      1. +2
        15 февраля 2019 13:47
        Цитата: Ольгович
        Цитата: Дмитрий Потапов
        Всегда относился с уважением к "афганцам".

        Они, безусловно, герои.
        Цитата: Дмитрий Потапов
        Что касается ввода,не думаю что это было ошибкой.

        Может, стоило послать инструкторов, спецназ, ВВС-что-то в духе Сирии. recourse

        А почему вы решили что их там не было? Военные советники появились в Афганистане еще задолго до ввода войск. Они же первыми принимали на себя удар, поскольку при обострении обстановки на быструю помощь рассчитывать не приходилось. Судьбы некоторых была трагической, например, погибли.наши советники когда взбунтовались гарнизоны в Герате и Пактии.Были и другие случаи- поэтому говоря о боевых действиях ОКСВ не следует забывать о том каково приходилось советникам разбросанными по отдаленным районам Афганистана.
        Афганистан -это не Сирия,а а пуштуны и горные таджики - не арабы. Как говорят в Одессе - это две большие разницы.
    3. +1
      15 февраля 2019 11:29
      Цитата: Дмитрий Потапов
      Что касается ввода,не думаю что это было ошибкой.

      Нет, это небыло ошибкой ! В статье правильно написано :
      Следствием могло стать и военное присутствие западных стран у самых границ Советского Союза со всеми вытекающими. Один из вероятных итогов – перенос гражданской войны из Афганистана на территорию Союзных республик Средней Азии, то есть в сам СССР.

      Афганский сценарий реализован Западом в Сирии ! Если бы не нынешняя поддержка России, то это "варево" растеклось бы по всему Ближнему Востоку !
  3. +11
    15 февраля 2019 05:26
    Путин бы не вывел. Жаль, что "Меченый" случился. Не заслуживала великая страна этого ... И НИКАКИХ претензий интернационалистам. Их уважали даже враги. А они понимали толк в мужестве и доблести...
    1. -5
      15 февраля 2019 10:47
      Вспомните Донбасс. Слил в тихоря.
      1. 0
        15 февраля 2019 11:04
        Цитата: георггий
        Вспомните Донбасс. Слил в тихоря.

        украинцы уже Донецк взяли?Не слышал.Сарказм.
  4. +4
    15 февраля 2019 05:50
    Хорошая школа для вооружённых сил, вот только с выводами мы как всегда...
  5. +11
    15 февраля 2019 06:07
    Как время летит! Как будто вчера смотрели по ящику выход колонны по мосту, а уже 30 лет. Память погибшим, здоровья уцелевшим, уроки вождям и всем нам
  6. +1
    15 февраля 2019 06:15
    Ту самую оппозицию, которая в итоге стала обрастать фанатиками, спонсируемыми американскими, саудовскими, пакистанскими, турецкими и другими спецслужбами, изначально планировали использовать в борьбе против СССР.
    Другие спецслужбы это Китай и Иран,которые активно включились в противостояние СССР.
    1. +4
      15 февраля 2019 06:37
      С иранцами понятно---их интересовали сугубо приграничные с собой районы.По сути ,ввод ввойск был предопределён тем,что Политбюро серьёзно опасалось,что Амин заключит стратегический союз с Китаем.Американцы в тот начальный момент там и рядом не стояли;
      Объём военных поставок душманам со стороны КНР исчислялся десятками тысяч тонн оружия и боеприпасов. И военспецов-китайцев работало значительно больше,чем из западных стран.
      Сейчас об этом не принято вспоминать,но так было. И из этого должен быть извлечён урок.
      1. +1
        15 февраля 2019 09:21
        Да. Сейчас о роли китайцев в той войне не говорят. А об этом надо знать и помнить даже имея хорошие отношения... Равно это касается и Ирана! Особенно, когда некоторые призывают нас чуть ли не вмешаться в ирано-израильское противостояние. Так же мало или вообще не говорят о насаждений в Афганистане в то время коммунистическая идеологии! Глупо это все. Очень!
        1. +2
          15 февраля 2019 10:29
          Цитата: Халадо романэ
          Да. Сейчас о роли китайцев в той войне не говорят. А об этом надо знать и помнить даже имея хорошие отношения... Равно это касается и Ирана! Особенно, когда некоторые призывают нас чуть ли не вмешаться в ирано-израильское противостояние. Так же мало или вообще не говорят о насаждений в Афганистане в то время коммунистическая идеологии! Глупо это все. Очень!

          США всех купили во время Афганский войны.Это время когда инвестиции США в Китай времен Дена Сяопина ,кстати человека который полностью лег под США, по сути изменили судьбу Китая.Сейчас это первая экономика мира именно благодаря сотрудничеству с США, которое началось в 1983 года. США нужен был антисоветский Китай в обмен на инвестиции в Китай.Поэтому Дэн Сяопин и сказал неважно какого цвета кошка,лишь бы мышей ловила.Имелось в виду неважно коммунизм или капитализм,лишь бы Китаю хорошо было.Китай обучал и вооружать Талибан.Тоже самое за мзду делали Пакистан,Иран,где находились лагеря моджахедов.Показательно что во время интервенции в 2001 года в Афган да и сейчас ни Пакистан,ни Иран,ни Китай не только не помогали моджахедов, а охотились за ними.Вот вам и забота о талибах, которые сразу стали врагами,как только перестали воевать с Союзом в интересах США.За деньги все готовы услужить США.
          1. 0
            15 февраля 2019 10:46
            Всё правильно. Я и говорю тем, кто сейчас нам Китай с Ираном в лепшие кореша записывает-это надо знать и помнить. По поводу "первой экономики" так увидите, что бодаться они с США будут только до определённого момента.
            1. +2
              15 февраля 2019 10:53
              Цитата: Халадо романэ
              Всё правильно. Я и говорю тем, кто сейчас нам Китай с Ираном в лепшие кореша записывает-это надо знать и помнить. По поводу "первой экономики" так увидите, что бодаться они с США будут только до определённого момента.

              У нас вообще пунктик по теме поиска великих безвозмездных друзей от Бога. Китай и Иран прагматики.Выгодно сотрудничают.Нет значит нет.Чисто с финансовой прагматичны стороны выгоднее сотрудничество с США.Они временные попутчики.Не более.На себя надо надеяться,а не на чью-то дружбу.Да уже в 2021 году мир будет совершенно другим и никакая Сирия никому не будет нужна.
              1. -1
                15 февраля 2019 10:58
                Со всем согласен кроме Сирии. Сирия нужна нам сейчас. Мы не искали в Сирии союзников, а решаем свои вопросы. Что касается криков об отсутствии союзников некоторых товарищей и посыпании головы пеплом так у нас союзников не было никогда! Не было их и у СССР-ОДНИ ИЖДИВЕНЦЫ!
                1. -2
                  15 февраля 2019 11:13
                  Мы сами виноваты,что нас окружают иждевенцы.На ловца и зверь бежит.Не умеем прагматично взаимодействовать со странами.Вот на шею и садяться. Пример Украины и Беларусь. Сами себя так поставили.В 2021 году Сирия не будет актуальна в виду глобального экономического коллапса.Новый экономический уклад в мире после кризиса будет.Никто новые трубопроводы уже не будет строить.Будет дорого,политически не актуально,да и цены на энергоносители просядут сильно.Какое-то время до 2025 года трубопроводы ещё будут актуальны.Дальше нет в силу новой экономической ситуации.
                  1. -3
                    15 февраля 2019 11:23
                    Иждивенцев расплодил СССР это не в нашей традиции. России не нужна мировая революция. Рынки сбыта и Русский мир понятия иного порядка.
                    1. +1
                      15 февраля 2019 11:33
                      Цитата: Халадо романэ
                      Иждивенцев расплодил СССР это не в нашей традиции. России не нужна мировая революция. Рынки сбыта и Русский мир понятия иного порядка.

                      Ну так хотели как лучше рай на земле построить,а получилось как всегда.У России нет идеи на основе которой можно было бы революцию организовать,поэтому она ей и не нужна.Идея устройства государства его цели и рынки сбыта немного разные вещи.
                      1. -1
                        15 февраля 2019 11:47
                        А в этом и заключается идея или смысл существования России-рай на земле не построить но его можно достичь пройдя правильной дорогой. Идея устройства государства определит и рынки и многое другое..
                      2. +1
                        15 февраля 2019 11:53
                        Цитата: Халадо романэ
                        А в этом и заключается идея или смысл существования России-рай на земле не построить но его можно достичь пройдя правильной дорогой. Идея устройства государства определит и рынки и многое другое..

                        Но это вы уже про будущее.Новое время,новые идеи.Новая жизнь нового поколения.
                      3. 0
                        15 февраля 2019 12:03
                        Да нет. Я считаю, что это вообще единственно возможная идея для существования нашего государства. Что то меняется со временем но суть остается-за Веру, Царя и Отечество! Что может быть ещё?
                      4. +3
                        15 февраля 2019 12:16
                        По моему за Веру и Царя уже несколько устарело.Новая идея нужна.Эта не годится.Время не то.
                      5. -1
                        15 февраля 2019 12:37
                        smile годится годится. Не надо придумывать уже давно и не нами выдуманное.
                      6. 0
                        15 февраля 2019 18:11
                        Цитата: Халадо романэ
                        smile годится годится. Не надо придумывать уже давно и не нами выдуманное.

                        Молодёжь да и многие люди среднего возраста в Церковь не ходят от слова совсем.Царь далекое прошлое история.На эти вещи спроса в обществе нет. А как можно строить то,что не имеет фундамента?Замок на песке.Мы же не архаичное государство по типу Саудовской Аравии,даже там от этого начали отходить.Нужна новая прогрессивная идея нового времени.
      2. Комментарий был удален.
  7. +6
    15 февраля 2019 06:28
    Мужики! кто там был- не сочтите за кощунство-много чего полезного та война в нашу армию добавила, такой вот парадокс, новая форма, броники, разгрузки, 82-мм миномёт вернулся, Су-25 появился, вертушки нормально летать и воевать научились, БМП-2 с 30-мм пушкой,,,
    А эта боль мою семью напрямую затронула, уже писал на ВО, пойду к своим- загляну к Пичугинам,,,,как всегда,,,,,,,
  8. -3
    15 февраля 2019 06:33
    Амин - человек, который после ареста Тарраки организовал Апрельскую Революцию, и впоследствии рьяно настаивал на вводе нашего контингента для борьбы с контрреволюцией и в письмах в Политбюро рисовал радужные перспективы до этого много лет прожил и учился в США? Довольно странное совпадение не находите?
  9. 0
    15 февраля 2019 08:38
    чуток мой призыв туда не попал, в мае 1989 всех не служивших студентов в РВК на комиссию вызвали, мне то не светило с моим зрением, а вот другим, в моей общаге именно ребята-*афганцы* дедовщину отменили, до этого беспредел был, а в физматовской так и остался,,,
  10. 0
    15 февраля 2019 09:07
    я подсчитал среднесуточные потери исходя из официальной цифры-4 человека , Воевали грамотно!
  11. +2
    15 февраля 2019 09:11
    Жаль погибших и искалеченных ребят.
  12. +3
    15 февраля 2019 09:18
    Прочел комментарии, радует, что люди помнят и есть интерес к тем событиям. Хотелось бы заметить пару моментов:
    1. Уважение духов к нам, мягко говоря ,сильно мифологизировано. Ненависть, жестокость звериная, да были. Какого то прям уважения не припоминаю. Вояки они были опасные, злые, но ничего, справлялись.
    2. Отношение государства к афганцам, как тогда говорили к "воинам интернационалистам", было достойным вплоть до 91г. И в материальной части и в части льгот.В обществе "афганцы" пользовались большим уважением, были важной частью военно-патриотического воспитания.
    1. +2
      15 февраля 2019 11:11
      Только тогда же в ходу среди чинуш была фраза "Я тебя туда не посылал".....всяко было....
      1. -2
        15 февраля 2019 13:15
        Дык, понятно бывало. Сейчас то среди чиновников все идеально, ага.
        1. +3
          15 февраля 2019 13:20
          Чиновники ссср,по сравнению с теми,что сейчас просто ангелы!
          1. -2
            15 февраля 2019 13:36
            Согласен с Вами полностью. И их было меньше в 5 раз!
  13. +1
    15 февраля 2019 09:56
    Чтобы сейчас не говорили и не писале о той войне, те Войны которые были там, выполнили свою непосредственную задачу которая была поставлена,они одержали великую победу в той войне. Уважение , почёт и вечная слава тем Войнам.
  14. +1
    15 февраля 2019 10:14
    Последний поход Советской Империи завершился ровно 30 лет назад.По иронии судьбы ровно 30 лет спустя США бегут по сути из Афгана. Все ли Империи распадались после ухода из Афганистана?Кто знает историю?
    1. 0
      15 февраля 2019 18:10
      - Британская Империя провела в разные годы три афганских кампании, с разной степенью успеха и продержалась еще примерно лет тридцать-- - тридцать пять после того...
  15. +4
    15 февраля 2019 10:23
    Комментировать не буду. Просто хочу поздравить всех своих боевых товарищей и всех кто был за речкой с праздником! Пожелать мирного неба и благополучия.
    С праздником!!!
  16. 0
    15 февраля 2019 10:33
    СССР в Афгане выполнили то зачем зашли-не пустить туда пин.досов для крышевания наркоторговли и заваливания героином СССР.Это потом уже предатели Горбач и Шеварнадзе все слили и сдали пин.досам.
  17. +1
    15 февраля 2019 16:15
    Цитата: Громобой
    С иранцами понятно---их интересовали сугубо приграничные с собой районы.По сути ,ввод ввойск был предопределён тем,что Политбюро серьёзно опасалось,что Амин заключит стратегический союз с Китаем.Американцы в тот начальный момент там и рядом не стояли;
    Объём военных поставок душманам со стороны КНР исчислялся десятками тысяч тонн оружия и боеприпасов. И военспецов-китайцев работало значительно больше,чем из западных стран.
    Сейчас об этом не принято вспоминать,но так было. И из этого должен быть извлечён урок.

    Он не извлечён... . sad
  18. +1
    15 февраля 2019 16:23
    У войны той забытый лик

    К 30-летию вывода Советских войск из Афганистана(15 февраля)

    По мотивам песни Е. Аграновича (автора текста)
    «От героев былых времён»

    У войны той забытый лик,
    В нашей памяти как родник,
    Что ещё тем волнует кровь,
    Кто услышал Афгана зов,
    Кто прошёл через гор тесьму,
    И вернулся живым к письму,
    Где написано было, что нормально всё мать,
    Здесь нам воевать.

    Эта память вошла в гранит
    По ушедшим - пусть их хранит.
    Пацаны те опять в строю,
    И награды не ждут в Раю.
    Через сорок и тридцать лет
    Не меняли они берет.
    В странах новых окраин и за дальним «бугром»
    Пыль стоит столбом.

    БТР-ов и танков бег
    Всё такой же, как был у тех.
    Для «вертушек» наш тельник – стяг,
    И не любит их прежний враг.
    Только ваш, с фотографий взгляд.
    Нас вперёд ведёт через Ад,
    Пацаны, не прощаемся, вы очень нужны
    Для другой войны.
  19. Комментарий был удален.
  20. +1
    15 февраля 2019 17:38
    [media=<iframe width="640" height="480" src="https://www.youtube.com/embed/IEhcwHhZPbk" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>]
  21. 0
    15 февраля 2019 20:38
    Не мне учить ветеранов. Могу только предположить ,,Советскую власть,, в ДРА устанавливать методами ЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД, которыми они действовали в средней полосе России, например ,,Антоновский мятеж,,. Почитайте ещё где-нибудь о 20-х - 30-х годах в нашей стране. Смысл в том - работать в ДРА через ХАД, руками самих жителей Афганистана. Как именно ? - специалистам виднее (не мне их учить)
  22. 0
    15 февраля 2019 20:52
    Ребятам нашим память и уважение. НО праздновать отступление ...