"James Webb": what will see the most advanced telescope in the world

Ghosts of deep space

One day someone said: the creators of Hubble need to erect a monument in every major city on Earth. His merits are very, very much. So, for example, with the help of this telescope, astronomers obtained a picture of a very distant galaxy UDFj-39546284. In January, 2011, scientists found that it is located further than the previous record holder - UDFy-38135539 - approximately 150 million light years. Galaxy UDFj-39546284 is removed from us on 13,4 billion light years. That is, Hubble saw stars that existed more than 13 billion years ago, through 380 million years after the Big Bang. These objects are probably no longer “alive”: we see only the light of the long dead luminaries and galaxies.


But for all its merits, the Hubble Space Telescope is a technology of the past millennium: it was launched in the 1990 year. Of course, over the years, technology has leaped forward. Hubble telescope appeared in our time, its capabilities would have enormously surpassed the original version. That's how James Webb appeared.



What is useful "James Webb"

The new telescope, like its ancestor, is also an orbital infrared observatory. This means that its main task will be the study of thermal radiation. Recall that objects heated to a certain temperature emit energy in the infrared spectrum. The wavelength depends on the heating temperature: the higher it is, the shorter the wavelength and the more intense the radiation.

However, there is one conceptual difference between telescopes. Hubble is in low Earth orbit, that is, it rotates around the Earth at an altitude of approximately 570 km. “James Webb” will be launched into halo orbit at the Lagrange point L2 of the Sun-Earth system. It will rotate around the Sun, and, unlike the situation with the Hubble, the Earth will not disturb it. The problem immediately arises: the further the object is from Earth, the more difficult it is to contact it, therefore - the higher the risk of losing it. Therefore, "James Webb" will move around the light in sync with our planet. In this case, the removal of the telescope from the Earth will be 1,5 million km in the direction opposite to the Sun. For comparison, the distance from the Earth to the Moon is 384 403 km. That is, if the equipment of "James Webb" fails, repair it, most likely, will not work (except in a remote mode, which imposes serious technical limitations). Therefore, a promising telescope is made not only reliable, but also extremely reliable. This is partly due to the constant postponement of the launch date.

There is another important difference with James Webb. The equipment will allow him to concentrate on very ancient and cold objects that Hubble could not have considered. So we will know when and where the first stars, quasars, galaxies, clusters and superclusters of galaxies appeared.

The most interesting discoveries that a new telescope can make are exoplanets. To be more precise, we are talking about determining their density, which will allow us to understand what type of object is in front of us and whether such a planet could be potentially habitable. With the help of "James Webb" scientists also hope to collect data on the mass and diameter of distant planets, and this will open up new data on the native galaxy.

The equipment of the telescope will allow detecting cold exoplanets with surface temperatures up to 27 ° C (the average temperature on the surface of our planet is equal to 15 ° C). “James Webb” will be able to find such objects located at a distance of more than 12 astronomical units (that is, distances from the Earth to the Sun) from their luminaries and remote from the Earth at a distance to 15 light years. Serious plans relate to the atmosphere of the planets. Telescopes "Spitzer" and "Hubble" were able to collect information about about a hundred gas shells. According to experts, the new telescope will be able to investigate at least three hundred atmospheres of different exoplanets.

A separate point is to highlight the search for hypothetical stellar populations of type III, which should constitute the first generation of stars that appeared after the Big Bang. Scientists estimate that these are very heavy luminaries with a short lifetime, which, of course, no longer exist. These objects had a large mass due to the absence of carbon, which is necessary for the classical thermonuclear reaction, in which heavy hydrogen is converted into light helium, and excess mass is converted into energy. In addition to all this, the new telescope will be able to study in detail the previously unexplored places where stars are born, which is also very important for astronomy.



The main tasks of the new telescope:

- Search and study of the most ancient galaxies;
- Search for earth-like exoplanets;

- Detection of stellar populations of the third type;
- The study of "star cradles"

Design features

The device was developed by two American companies - Northrop Grumman and Bell Aerospace. James Webb Space Telescope is a work of engineering. The new telescope weighs 6,2 T - for comparison, the Hubble has a mass of 11 T. But if the old telescope can be compared in size with a truck, then the new telescope is comparable to a tennis court. Its length reaches 20 m, and its height is like that of a three-story house. The largest part of the James Webb Space Telescope is the huge anti-sun shield. This is the basis of the whole structure, created from a polymer film. On the one hand it is covered with a thin layer of aluminum, and on the other - metallic silicon.

The sun shield has several layers. The void between them fills the vacuum. This is necessary to protect the equipment from the "heat stroke". Such an approach makes it possible to cool supersensitive matrices to –220 ° C, which is very important when it comes to observing distant objects. The fact is that, in spite of the perfect sensors, they could not see the objects due to other “hot” details of “James Webb”.

In the center of the design - a huge mirror. This is a “superstructure” that is needed to focus light beams - a mirror straightens them, creating a clear picture. The diameter of the main mirror of the telescope “James Webb” is equal to 6,5 m. It includes 18 blocks: during the launch of the carrier rocket, these segments will be in a compact form and will open only after the apparatus leaves into orbit. Each segment has six corners - this is done to make optimal use of the available space. And the round shape of the mirror makes it possible to best focus the light on the detectors.

For the manufacture of the mirror, beryllium was chosen - a relatively hard metal of light gray color, which, among other things, is characterized by high cost. Among the advantages of this choice is that beryllium retains its shape even at very low temperatures, which is very important for correct collection of information.



Scientific instrumentsg

An overview of the perspective telescope would be incomplete if we did not focus on its main instruments:

MIRI. This is a mid infrared device. It includes a camera and a spectrograph. The structure of MIRI includes several arrays of silicon-arsenic detectors. Due to the sensors of this device, astronomers hope to consider the red shift of distant objects: stars, galaxies and even small comets. Cosmological redshift is the lowering of radiation frequencies, which is explained by the dynamic removal of sources from each other due to the expansion of the Universe. What is most interesting, it is not just about fixing a particular remote object, but about obtaining a large amount of data about its properties.

NIRCam, or the near-infrared camera, is the main telescope imaging unit. NIRCam is a complex of mercury-cadmium-tellurium sensors. The operating range of the NIRCam device is 0,6-5 µm. It's hard to even imagine what secrets NIRCam will help solve. Scientists, for example, want to create a dark matter map using it, using the so-called gravitational lensing method, i.e. finding clots of dark matter in their gravitational field, noticeable in the curvature of the trajectory of nearby electromagnetic radiation.

NIRSpec. Without a near-infrared spectrograph, it would be impossible to determine the physical properties of astronomical objects, such as mass or chemical composition. NIRSpec can provide medium resolution spectroscopy in the wavelength range from 1 to 5 µm and low resolution with a wavelength of 0,6-5 µm. The device consists of a set of cells with individual control, which allows you to focus on specific objects, “screening out” unnecessary radiation.

FGS / NIRISS. This is a pair consisting of a precision pointing sensor and a near-infrared imaging device with a gapless spectrograph. Due to the precision guidance sensor (FGS), the telescope will be able to focus as accurately as possible, and at the expense of NIRISS, the scientists intend to conduct the first orbital tests of the telescope, which will give a general idea of ​​its state. It is also assumed that the imaging device will play an important role in observing distant planets.



Formally, the telescope intends to operate five to ten years. However, as practice shows, this period can be extended indefinitely. And “James Webb” can provide us with much more useful and simply interesting information than anyone could have imagined. Moreover, it is now impossible to even imagine what kind of "monster" will replace the "James Webb" itself, and what astronomical sum will cost its construction.

Back in the spring of 2018, the project price increased to an unthinkable $ 9,66 billion. For comparison, NASA's annual budget is about $ 20 billion, and Hubble was worth $ 2,5 billion at the time of construction. In other words, James Webb has already entered history as the most expensive telescope and one of the most expensive projects in the history of space exploration. Only the lunar program, the International Space Station, the shuttles and the global GPS positioning system cost more. However, “James Webb” is still ahead: its price can still grow even more. And although experts from 17 countries participated in its construction, the lion's share of funding still lies on the shoulders of the States. It must be assumed that this will continue.
Author:
Ilya Legat
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

19 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

«Джеймс Уэбб»: что увидит самый совершенный телескоп в мире

19
Призраки далекого космоса

Однажды кто-то сказал: создателям «Хаббла» нужно поставить памятник в каждом крупном городе Земли. Заслуг у него очень и очень много. Так, например, при помощи этого телескопа астрономы получили снимок очень далекой галактики UDFj-39546284. В январе 2011 года ученые выяснили, что она расположена дальше предыдущего рекордсмена — UDFy-38135539 — примерно на 150 млн световых лет. Галактика UDFj-39546284 удалена от нас на 13,4 млрд световых лет. То есть «Хаббл» увидел звезды, которые существовали более 13 млрд лет назад, через 380 млн лет после Большого взрыва. Этих объектов, вероятно, уже давно нет «в живых»: мы видим лишь свет давно погибших светил и галактик.



Но при всех своих достоинствах, Hubble Space Telescope является технологией прошлого тысячелетия: его запустили в 1990 году. Само собой, за прошедшие годы технологии шагнули далеко вперед. Появись телескоп «Хаббл» в наше время, его возможности колоссальнейшим образом превзошли бы оригинальную версию. Именно так появился «Джеймс Уэбб».



Чем полезен «Джеймс Уэбб»

Новый телескоп, подобно своему предку, также является орбитальной инфракрасной обсерваторией. Это означает, что его основной задачей будет изучение теплового излучения. Напомним, что объекты, нагретые до определенной температуры, излучают энергию в инфракрасном спектре. Длина волн зависит от температуры нагревания: чем она выше, тем короче длина волны и тем интенсивнее излучение.

Впрочем, есть одно концептуальное отличие между телескопами. «Хаббл» находится на низкой околоземной орбите, то есть вращается вокруг Земли на высоте примерно 570 км. «Джеймс Уэбб» будет выведен на гало-орбиту в точке Лагранжа L2 системы Солнце — Земля. Он будет вращаться вокруг Солнца, и, в отличие от ситуации с «Хабблом», Земля не будет ему мешать. Сразу возникает проблема: чем дальше находится объект от Земли, тем сложнее с ним связаться, следовательно — выше риск его потерять. Поэтому «Джеймс Уэбб» будет перемещаться вокруг светила синхронно с нашей планетой. При этом удаление телескопа от Земли составит 1,5 млн км в противоположную от Солнца сторону. Для сравнения — расстояние от Земли до Луны составляет 384 403 км. То есть, если аппаратура «Джеймса Уэбба» выйдет из строя, починить ее, скорее всего, не получится (разве что в удаленном режиме, что накладывает серьезные технические ограничения). Поэтому перспективный телескоп делают не просто надежным, а сверхнадежным. Именно с этим отчасти связаны постоянные переносы даты запуска.

Есть у «Джеймса Уэбба» еще одно важное отличие. Аппаратура позволит ему сконцентрироваться на очень древних и холодных объектах, которые «Хаббл» не смог бы рассмотреть. Так мы узнаем, когда и где появились первые звезды, квазары, галактики, скопления и сверхскопления галактик.

Самыми интересными находками, которые способен сделать новый телескоп, можно назвать экзопланеты. Если быть точней, речь идет об определении их плотности, что позволит понять, какой тип объекта перед нами и может ли такая планета быть потенциально обитаемой. С помощью «Джеймса Уэбб» ученые также надеются собрать данные о массе и диаметрах далеких планет, а это откроет новые данные и о родной галактике.

Оборудование телескопа позволит выявлять холодные экзопланеты с температурой поверхности до 27°C (средняя температура на поверхности нашей планеты равна 15°C). «Джеймс Уэбб» сможет находить такие объекты, находящиеся на расстоянии более 12 астрономических единиц (то есть расстояний от Земли до Солнца) от их светил и удаленные от Земли на расстояние до 15 световых лет. Серьезные планы касаются атмосферы планет. Телескопы «Спитцер» и «Хаббл» смогли собрать информацию примерно о ста газовых оболочках. Согласно оценкам специалистов, новый телескоп сможет исследовать, по меньшей мере, триста атмосфер разных экзопланет.

Отдельным пунктом стоит выделить поиск гипотетических звездных населений III типа, которые должны составлять первое поколение звезд, появившихся после Большого взрыва. По оценкам ученых, это очень тяжелые светила с малым временем жизни, которых, конечно, уже не существует. Эти объекты имели большую массу из-за отсутствия углерода, нужного для классической термоядерной реакции, в которой тяжелый водород превращается в легкий гелий, а избыток массы превращается в энергию. Кроме всего этого, новый телескоп сможет детально изучить ранее неисследованные места, где рождаются звезды, что также весьма важно для астрономии.



Главные задачи нового телескопа:

— Поиск и изучение самых древних галактик;
— Поиск землеподобных экзопланет;
— Обнаружение звездных населений третьего типа;
— Исследование «звездных колыбелей»

Конструктивные особенности

Разработали аппарат две американские компании — Northrop Grumman и Bell Aerospace. James Webb Space Telescope — настоящее произведение инженерного искусства. Новый телескоп весит 6,2 т — для сравнения, «Хаббл» имеет массу 11 т. Но если старый телескоп по габаритам можно сопоставить с грузовым автомобилем, то новый сравним с кортом для тенниса. Его длина достигает 20 м, а высота – как у трехэтажного дома. Самая крупная часть James Webb Space Telescope — огромный противосолнечный щит. Это основа всей конструкции, созданная из полимерной пленки. С одной стороны ее покрывает тонкий слой алюминия, а с другой — металлический кремний.

Противосолнечный щит имеет несколько слоев. Пустоты между ними заполняет вакуум. Это нужно, чтобы уберечь аппаратуру от «теплового удара». Такой подход позволяет охлаждать сверхчувствительные матрицы до –220°C, что очень важно, если говорить о наблюдении за далекими объектами. Дело в том, что, несмотря на совершенные сенсоры, они могли не увидеть объекты из-за других «горячих» деталей «Джеймса Уэбба».

В центре конструкции — огромное зеркало. Это «надстройка», которая нужна, чтобы фокусировать пучки света — зеркало их выпрямляет, создавая четкую картину. Диаметр основного зеркала телескопа «Джеймс Уэбб» равен 6,5 м. Оно включает в себя 18 блоков: во время старта ракеты-носителя эти сегменты будут находиться в компактном виде и раскроются лишь после выхода аппарата на орбиту. Каждый сегмент имеет шесть углов — это сделано, чтобы оптимально использовать имеющееся пространство. А округлая форма зеркала позволяет лучше всего фокусировать свет на детекторах.

Для изготовления зеркала выбрали бериллий — относительно твердый металл светло-серого цвета, который, кроме прочего, характеризуется высокой стоимостью. Среди преимуществ такого выбора — то, что бериллий сохраняет форму даже при очень низких температурах, что очень важно для корректного сбора информации.



Научные инструментыg

Обзор перспективного телескопа был бы неполным, если бы мы не заострили внимание на его главных инструментах:

MIRI. Это прибор среднего инфракрасного диапазона. Он включает в себя камеру и спектрограф. В состав MIRI входят несколько массивов мышьяко-кремниевых детекторов. За счет сенсоров этого прибора астрономы надеются рассмотреть красное смещение далеких объектов: звезд, галактик и даже небольших комет. Космологическим красным смещением называют понижение частот излучения, которое объясняется динамическим удалением источников друг от друга из-за расширения Вселенной. Что самое интересное, речь идет не просто о фиксировании того или иного удаленного объекта, а о получении большого объема данных о его свойствах.

NIRCam, или камера ближнего инфракрасного диапазона, — основной блок формирования изображения телескопа. NIRCam представляет собой комплекс ртутно-кадмиево-теллуровых сенсоров. Рабочий диапазон устройства NIRCam — 0,6-5 мкм. Сложно даже вообразить, какие тайны поможет разгадать NIRCam. Ученые, например, хотят с ее помощью создать карту темной материи, используя так называемый метод гравитационного линзирования, т.е. нахождения сгустков темной материи по их гравитационному полю, заметному по искривлению траектории недалекого электромагнитного излучения.

NIRSpec. Без спектрографа ближнего инфракрасного диапазона невозможно было бы определить физические свойства астрономических объектов, таких, например, как масса или химический состав. NIRSpec может предоставить спектроскопию среднего разрешения в диапазоне длины волн от 1 до 5 мкм и низкого разрешения с длиной волны 0,6-5 мкм. Прибор состоит из множества ячеек, имеющих индивидуальное управление, что позволяет концентрировать внимание на конкретных объектах, «отсеивая» ненужное излучение.

FGS/NIRISS. Это пара, состоящая из датчика точного наведения и устройства создания изображения в ближнем инфракрасном диапазоне с бесщелевым спектрографом. За счет датчика точного наведения (FGS) телескоп сможет максимально точно выполнять фокусировку, а за счет NIRISS ученые намерены провести первые орбитальные испытания телескопа, которые дадут общее представление о его состоянии. Также предполагается, что устройство формирования изображения сыграет важную роль в наблюдении за далекими планетами.



Формально телескоп намерены эксплуатировать пять-десять лет. Однако, как показывает практика, этот срок могут продлить на неопределенное время. И «Джеймс Уэбб» может предоставить нам гораздо больше полезной и просто интересной информации, чем кто-либо мог себе вообразить. Тем более, что сейчас невозможно даже представить, какой «монстр» сменит самого «Джеймса Уэбба», и в какую астрономическую сумму обойдется его строительство.

Еще весной 2018 года цена проекта возросла до немыслимых $9,66 млрд. Для сравнения, годовой бюджет NASA составляет примерно $20 млрд, а «Хаббл» на момент постройки стоил $2,5 млрд. Другими словами, «Джеймс Уэбб» уже вошел в историю как самый дорогой телескоп и один из самых дорогостоящих проектов в истории освоения космоса. Больше стоили только лунная программа, Международная космическая станция, шаттлы и система глобального позиционирования GPS. Впрочем, у «Джеймса Уэбба» все впереди: его цена может еще вырасти еще больше. И хотя в его строительстве участвовали эксперты из 17 стран, львиная доля финансирования все еще лежит на плечах Штатов. Нужно полагать, так будет и дальше.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    15 февраля 2019 05:58
    Жду - не дождусь, когда они его запустят! Надеюсь все пройдет успешно!
    1. +13
      15 февраля 2019 06:09
      да неее... штаты всё равно отстали от нас на десятилетия,спросите у рогозина...куда им до нашего "рывка". fellow
      1. +12
        15 февраля 2019 06:53
        Цитата: Дедкастарый
        да неее... штаты всё равно отстали от нас на десятилетия,спросите у рогозина...куда им до нашего "рывка". fellow

        Сволочи убили «Спектр-УФ», слов нет... И у некоторых хватает ума кичиться вообразимым превосходством в космосе...
        «Спектр-УФ» — космический телескоп, который должен работать в ультрафиолетовом (100−320 нм) диапазоне, недоступном для изучения наземными средствами из-за атмосферы. Основной инструмент — ультрафиолетовый телескоп Т-170М с диаметром главного зеркала 170 см.
        Проектирование аппарата ведется с начала 90-х годов (первая планировавшаяся дата его запуска — 1997 год), сейчас он готов примерно на 70%.
      2. +10
        15 февраля 2019 07:18
        Цитата: Дедкастарый
        куда им до нашего "рывка".

        Да, это наши марсоходы ползают по соседней планете, садятся на астериоиды и исследуют дальние планеты и пояс Койпера. Зато мы возим космонавтов аж за 400 км от Земли. Пока возим...
    2. +2
      16 февраля 2019 02:00
      Дата запуска - март 2021. На ракете Ариан.
  2. +4
    15 февраля 2019 08:45
    спасибо, кроме телескопа заинтересовался точками Лагранжа - очень интересно на самом деле - в точке L2 уже расположены 2 космических телескопа
  3. +9
    15 февраля 2019 09:17
    Читая такие вещи, начинаю склоняться к мысли, что америкосы действительно исключительная нация. Собрать сложенное зеркало без нарушения углов - это непростая вещь! Да еще за 1,5 млн. км. без участия человеческих рук. Да и Хаббл тоже непростая игрушка! Такие фотки делает просто диву даешься!!!
  4. +5
    15 февраля 2019 10:51
    да ладно вам , шоб у них да всяки зеркала с антресолями на орбитах болтаются wassat Это все Фотошоп и Голливуд fellow 10 лярдов - че так мало ??? Рогозин вон с инспекцией дополнительной к нему начал собираться ...батут очередной словесный дует заранее. Ведь он в точке Лагранжа (именно этой) собрался орбитальну лунну базу надувать stop Не отдадим ни пяди сей точки belay
    А новому орбитальному телескопу и его международной команде - УСПЕШНОЙ МИССИИ .
  5. +13
    15 февраля 2019 10:57
    Нашим ученым, остается кусать локти и тихо завидовать передовым решениям в астрономии.

    "Привет" докторам философии, руководящим Роскосмосом.
  6. +7
    15 февраля 2019 12:23
    Зато наш Роскосмос возглавляет неимеющийаналоговвмире манегер без технического образования. Потому и катастрофическое число аварий... А скоро только за одно согласие лететь в космос на отечественно корабле будут награждать.
  7. Комментарий был удален.
    1. +1
      15 февраля 2019 21:16
      Дальше читайте в интернете всё подряд - инфа, как раз для дурачков.
    2. +3
      16 февраля 2019 14:24
      Ага, а Земля плоская! МКС в бассейне снимают! Вон какие "доказательства" этому уже предоставлены конспирологами. laughing (сарказм, если что)
  8. -9
    15 февраля 2019 20:42
    "создателям «Хаббла» нужно поставить памятник в каждом крупном городе Земли" laughing -нет-создателей надо пожизненно отправить на урановые рудники. Кто вообще финансирует подобное? belay -"Галактика UDFj-39546284 удалена от нас на 13,4 млрд световых лет"-и что веселее жить стало?-на Земле все живут благополучно? и всех мучает только один вопрос-где там эта UDFj-39546284?
    1. -1
      15 февраля 2019 22:42
      А как же без галлактики UDFj-39546284 невозможно достижение гармонии в земном социуме — ну примерно так же ,как и без цветовой дефференциации штанов ! angry
    2. +3
      16 февраля 2019 00:43
      Есть люди которым интересно как устроен весь мир и вселенная, есть те кто создаёт новое, есть те кому на всё наплевать и есть постоянные критики - Вы как раз к последним и относитесь.
      1. -2
        16 февраля 2019 20:32
        Я тоже многим интересуюсь и приветствую тех кто интересуется-но денег на мои интересы мне, что-то никто не дает?-а если государство будет финансировать всех интересующихся как устроен весь мир и вселенная-через год без штанов останется laughing
        1. 0
          17 февраля 2019 22:09
          Вам деньги на ваши интересы не дают - так как вы не учёный и не в каком институте исследовательской деятельностью не занимаетесь, а ваши интересы - носят чисто ознакомительный характер.
  9. 0
    8 марта 2019 18:29
    Телескоп Джеймс Уэбб, сродни нашему модулю Наука для МКС... такой же многострадальный. Два десятка лет нам рассказывают, что до запуска осталось ждать вот-вот и после этого, тихо без лишнего шума сообщают, что запуск перенес на 2-3 года.
  10. 0
    11 апреля 2019 07:11
    Успешная экономика - затратная фундаментальная наука - новые технологии - вооружения до которых никому не дотянутся.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»