Украинский Т-64 образца 2017 года. Долгожданный прорыв?
Но если в советские годы завод мог производить тысячи танков, а в 90-е — сотни, то сейчас реальной проблемой стало производство 1 (одного) «Оплота». Недавно стало известно, что Украина не смогла продать американцам один экземпляр танка, который должна была построить еще семь лет назад. Теперь производитель вернет заказчикам внушительный аванс, а Вашингтон не сможет проверить одну из версий Т-80 в действии.
Война на Донбассе ничего в этом плане кардинально не изменила: ситуация в танкостроении как была критической, так и остается. Между тем, украинским специалистам Минобороны нашлось место в новых реалиях: речь идет о ремонте и модернизации старых советских ОБТ. Чаще всего (и это хорошо иллюстрирует ситуация с БМ «Булат») модернизированные версии наследовали те же самые недостатки, которые были у советских танков, а иногда даже умудрялись преумножать их. Однако, судя по всему, Украина, наконец, получила вполне достойный экономичный вариант Т-64 — Т-64 образца 2017 года. На него обратил внимание эксперт в области танкостроения Алексей Хлопотов, известный как Gur Khan.
Хорошее
Начнем, пожалуй, с позитивных для Украины моментов. Как следует из сообщения «Укроборонпрома», датированного одиннадцатым февраля, «Харьковский бронетанковый завод» имел к тому времени за своей спиной уже более сотни Т-64 образца 2017 года. Хорошие темпы, как для бывшего СНГ.
C первого взгляда может показаться, что перед нами просто одна из многочисленных ранее представленных версий Т-64, но это не совсем так. Главным отличием модернизированного танка стала передовая по меркам СНГ электроника. В рамках модернизации машина получила современные приборы ночного видения с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения. Их установили на штатные крепления и подключили к электрической сети танка. Как сообщает сайт «Укроборонпрома», «благодаря высококачественным комплектующим они (приборы, — ВО) обладают высокой устойчивостью к световым помехам и обеспечивают работу при сложных условиях, они не чувствительны к засветке даже при использовании противником специальных помех в инфракрасном диапазоне». В свою очередь, прицельный комплекс наводчика получил тепловизор, обеспечивающий возможность ведения боевых действий в простых и сложных метеоусловиях, в любое время суток.
Важным элементом улучшения стала система спутниковой навигации от компании «Оризон-Навигация». За счет нее можно в режиме «онлайн» обмениваться данными с другими военнослужащими, информация о местонахождении танка может поступать, в том числе, — к участвующему в операции высшему офицерскому составу. «Модернизация включает в себя: замену ТПН-1-49-23 на ТПВ, замену ТКН-3В и ТВН-4 на такие же с ЭОП 3+(или 4) поколения, ДжиПиЭска с антенной, новая радейка с защищенным кодированным каналом, новая НДЗ», — заявил Алексею Хлопотову один из военнослужащих украинской армии.
Конечно, возможность вести бой ночью, а также сетецентрический принцип — не новинка для стран Запада. Однако для СНГ — это все еще роскошь. Кроме этого, на танке установили цифровую радиостанцию «Лыбидь К-2РБ», которая, по словам Хлопотова, лучше российской Р-168, устанавливаемой на танке Т-72Б3. Также специалист похвалил применение на Т-64 образца 2017 года динамической защиты «Нож», отметив, что она превосходит «Контакт». Хотя такое безапелляционное заявление звучит неоднозначно.
Плохое
«По эксплуатации Т-64БВ образца 2017 г. особо ничем не отличается от серийных Т-64БВ. Двигатель все тот же, хотя на некоторых стоит "Булатовский" на 850 л.с. Видимо в будущем планируют ставить его, а может, и просто попробовали», — заявил Gur Khan-у его знакомый из ВСУ. Если говорить по-простому, то на ходовых качествах украинских танков снова сэкономили. Стоит сказать, что высокая подвижность никогда не была преимуществом 64-ки. Машина по этому показателю не может сравниться ни с лучшими западными танками, ни с газотурбинным Т-80, ни с новым российским Т-14 (хотя к силовой установке последнего есть много вопросов).
У Т-64Б, напомним, при массе почти 40 тонн, мощность двигателя составляет 700 лошадиных сил. Примечательно, что проблемы с перетяжеленным «Булатом» и его относительно слабым двигателем, видимо, ничему не научили украинских экспертов. Впрочем, упомянутый выше Т-72Б3 — тоже далеко не резвый бегун. При массе машины в 46 тонн мощность двигателя В-84-1 составляет 840 лошадиных сил. С другой стороны, на Т-72Б3 образца 2016 установлены В-92С2Ф, имеющие максималку в 1130 лошадиных сил. Это значительно лучше.
Нужен ли он?
В заключении хочется отметить, что оба танка — и Т-64 образца 2017 года, и Т-72 образца 2016 года — можно назвать экономичными вариантами модернизации старых боевых машин, которые, в целом, вполне подходят для стран, не имеющих больших средств на оборону и безопасность. В случае с Россией проблема, скорее не столько в бедности, сколько в необходимости тратить огромную часть оборонного бюджета на содержание ядерной триады. Сюда стоит добавить разного рода полумифические проекты будущего, а также банальное нецелевое расходование средств.
В случае с Украиной все еще проще: новых танков нет, контрактов на закупки серьезных партий техники за рубежом — тоже. В условиях, когда нельзя полностью положиться на свой ВПК, а денег хронически не хватает — выбирать не приходится. Так что экономичный Т-64 образца 2017 года стал едва не лучшим творением украинской оборонки за последние несколько лет, если не больше. Добавим также, что в случае с Украиной экономия на танках частично действительно оправдана. Для украинской армии, ОБТ — не самое главное: пожалуй, новые современные БМП, БТР и противотанковые комплексы — куда важнее.
Информация