Украинский Т-64 образца 2017 года. Долгожданный прорыв?

42
Нужно полагать, интересующийся вопросами танкостроения человек, в целом, осведомлен о ситуации в оборонно-промышленном комплексе Украины. Поэтому детально рассматривать ее смысла, пожалуй, нет. Если вкратце, то ситуация прекрасно видна на примере знаменитого харьковского Завода имени Малышева. Последний успех сопутствовал предприятию более десяти лет назад: в 1996 году удалось подписать с Пакистаном контракт на сумму 550 миллионов долларов, предполагающий поставку 320 танков Т-80УД. Темпы были хорошие, и контракт выполнили уже в 1999 году.

Но если в советские годы завод мог производить тысячи танков, а в 90-е — сотни, то сейчас реальной проблемой стало производство 1 (одного) «Оплота». Недавно стало известно, что Украина не смогла продать американцам один экземпляр танка, который должна была построить еще семь лет назад. Теперь производитель вернет заказчикам внушительный аванс, а Вашингтон не сможет проверить одну из версий Т-80 в действии.



Война на Донбассе ничего в этом плане кардинально не изменила: ситуация в танкостроении как была критической, так и остается. Между тем, украинским специалистам Минобороны нашлось место в новых реалиях: речь идет о ремонте и модернизации старых советских ОБТ. Чаще всего (и это хорошо иллюстрирует ситуация с БМ «Булат») модернизированные версии наследовали те же самые недостатки, которые были у советских танков, а иногда даже умудрялись преумножать их. Однако, судя по всему, Украина, наконец, получила вполне достойный экономичный вариант Т-64 — Т-64 образца 2017 года. На него обратил внимание эксперт в области танкостроения Алексей Хлопотов, известный как Gur Khan.



Хорошее

Начнем, пожалуй, с позитивных для Украины моментов. Как следует из сообщения «Укроборонпрома», датированного одиннадцатым февраля, «Харьковский бронетанковый завод» имел к тому времени за своей спиной уже более сотни Т-64 образца 2017 года. Хорошие темпы, как для бывшего СНГ.

C первого взгляда может показаться, что перед нами просто одна из многочисленных ранее представленных версий Т-64, но это не совсем так. Главным отличием модернизированного танка стала передовая по меркам СНГ электроника. В рамках модернизации машина получила современные приборы ночного видения с электронно-оптическим преобразователем третьего поколения. Их установили на штатные крепления и подключили к электрической сети танка. Как сообщает сайт «Укроборонпрома», «благодаря высококачественным комплектующим они (приборы, — ВО) обладают высокой устойчивостью к световым помехам и обеспечивают работу при сложных условиях, они не чувствительны к засветке даже при использовании противником специальных помех в инфракрасном диапазоне». В свою очередь, прицельный комплекс наводчика получил тепловизор, обеспечивающий возможность ведения боевых действий в простых и сложных метеоусловиях, в любое время суток.

Важным элементом улучшения стала система спутниковой навигации от компании «Оризон-Навигация». За счет нее можно в режиме «онлайн» обмениваться данными с другими военнослужащими, информация о местонахождении танка может поступать, в том числе, — к участвующему в операции высшему офицерскому составу. «Модернизация включает в себя: замену ТПН-1-49-23 на ТПВ, замену ТКН-3В и ТВН-4 на такие же с ЭОП 3+(или 4) поколения, ДжиПиЭска с антенной, новая радейка с защищенным кодированным каналом, новая НДЗ», — заявил Алексею Хлопотову один из военнослужащих украинской армии.

Конечно, возможность вести бой ночью, а также сетецентрический принцип — не новинка для стран Запада. Однако для СНГ — это все еще роскошь. Кроме этого, на танке установили цифровую радиостанцию «Лыбидь К-2РБ», которая, по словам Хлопотова, лучше российской Р-168, устанавливаемой на танке Т-72Б3. Также специалист похвалил применение на Т-64 образца 2017 года динамической защиты «Нож», отметив, что она превосходит «Контакт». Хотя такое безапелляционное заявление звучит неоднозначно.



Плохое

«По эксплуатации Т-64БВ образца 2017 г. особо ничем не отличается от серийных Т-64БВ. Двигатель все тот же, хотя на некоторых стоит "Булатовский" на 850 л.с. Видимо в будущем планируют ставить его, а может, и просто попробовали», — заявил Gur Khan-у его знакомый из ВСУ. Если говорить по-простому, то на ходовых качествах украинских танков снова сэкономили. Стоит сказать, что высокая подвижность никогда не была преимуществом 64-ки. Машина по этому показателю не может сравниться ни с лучшими западными танками, ни с газотурбинным Т-80, ни с новым российским Т-14 (хотя к силовой установке последнего есть много вопросов).

У Т-64Б, напомним, при массе почти 40 тонн, мощность двигателя составляет 700 лошадиных сил. Примечательно, что проблемы с перетяжеленным «Булатом» и его относительно слабым двигателем, видимо, ничему не научили украинских экспертов. Впрочем, упомянутый выше Т-72Б3 — тоже далеко не резвый бегун. При массе машины в 46 тонн мощность двигателя В-84-1 составляет 840 лошадиных сил. С другой стороны, на Т-72Б3 образца 2016 установлены В-92С2Ф, имеющие максималку в 1130 лошадиных сил. Это значительно лучше.



Нужен ли он?

В заключении хочется отметить, что оба танка — и Т-64 образца 2017 года, и Т-72 образца 2016 года — можно назвать экономичными вариантами модернизации старых боевых машин, которые, в целом, вполне подходят для стран, не имеющих больших средств на оборону и безопасность. В случае с Россией проблема, скорее не столько в бедности, сколько в необходимости тратить огромную часть оборонного бюджета на содержание ядерной триады. Сюда стоит добавить разного рода полумифические проекты будущего, а также банальное нецелевое расходование средств.

В случае с Украиной все еще проще: новых танков нет, контрактов на закупки серьезных партий техники за рубежом — тоже. В условиях, когда нельзя полностью положиться на свой ВПК, а денег хронически не хватает — выбирать не приходится. Так что экономичный Т-64 образца 2017 года стал едва не лучшим творением украинской оборонки за последние несколько лет, если не больше. Добавим также, что в случае с Украиной экономия на танках частично действительно оправдана. Для украинской армии, ОБТ — не самое главное: пожалуй, новые современные БМП, БТР и противотанковые комплексы — куда важнее.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    17 февраля 2019 06:02
    судя по всему, Украина, наконец, получила вполне достойный экономичный вариант Т-64 — Т-64 образца 2017 года.

    Как же так, Украина независима уже двадцать семь лет, а собственную модель танка так и не удосужилась разработать ?
    Советский Союз за пятнадцать лет прошёл путь от МС-1 до Т-34 и КВ.
    1. +10
      17 февраля 2019 07:33
      Цитата: Товарищ
      Советский Союз за пятнадцать лет прошёл путь от МС-1 до Т-34 и КВ

      Вы сравнили твердое со сладким. А в общем картинка , копия России 90-х, не все еще разгромили, сюзерен разрешил оставить "колесные" мастерские, а то негде будет пилить кредиты.
      1. +4
        17 февраля 2019 09:36
        Т-64 образца 2017 года в отличие от Т-72Б3 имеет закрытую пулеметную установку.Т-64 образца 2017 года примерно аналог Т-72б3. Основной апгрейд, которого не хватало тому же Булату - новый прицел с тепловизором для наводчика - дальность выявления целей увеличена до 5км (было 800 м), а дальность распознания до 4км (было 400 м). Причем в любую погоду и время суток, а не как у старого только днем. На танки ставят "Щит", доработанный с опытом применения на Донбассе, "Нож" с Булатов и Оплотов. Танки модернизируют в Харькове в три смены, около 100 танков уже модернизировали. Запасы у них есть. В 1985 году придумали модификацию Т-64БВ, в в 1987 году сделали новых 600 штук. Т-64БВ собственно изначально (со времен распада СССР) был основным и самым многочисленным танком ВСУ. Что и неудивительно, его спроектировали и делали в Харькове и после вывода войск из ГДР много танков оставили в Украине.
        К началу 1989 г. в составе группы (войск в ГДР) числилось 5 армий, объединявших 11 танковых и 8 мотострелковых соединений, не считая отдельных частей (в скобках указан преобладающий тип танков).
        Танковые дивизии, штатная численность по 328 танков:
        7 гв. (Т-64); 10 гв. (Т-80); 11 гв. (Т-80); 12 гв. (Т-64); 25 (Т-64); 32 гв. (Т-64); 47 гв. (Т-64); 79 гв. (Т-80).
        Танковые дивизии, штатная численность по 250 танков:
        9 (Т-80); 16 гв. (Т-80); 90 гв. (Т-80). Мотострелковые дивизии, штатная численность по 214 танков:
        20 гв. (Т-80); 21 (Т-80); 27 гв. (Т-80); 35 (Т-80); 39 гв. (Т-80); 57 гв. (Т-64); 94 гв. (Т-64); 207 (Т-80).

        http://otvaga2004.ru/tanki/v-stroyu/razvertyvanie-v-gsvgzgv/
        Динамическую защиту, элементы ДЗ "Нож" разместили в коробочках, в габаритах "Контакта-1". Опыта у них хватает. Микротек вполне неплохо себя чувствует. Делает новые ДЗ и КАЗ полякам, туркам, иорданцам и прочим заинтересованным сторонам.
        1. +11
          17 февраля 2019 09:55
          В статье Хлопотова есть еще один момент:
          КУВ все тот же "Кобра", просто его восстанавливают. Плюс у "Бацки" купили, по слухам, много 9М124 закладки 1989 года. Они ему ни к чему. И не факт, что из РФ еще не идут транзитом... А сказка про " магнетрону если не тренировать" оказалась сказкой. Как ни странно 9М124 на 4800 м попадает в цель. Хотя в ТТХ 4 км указано...

          Поставки ТУС "Кобра" из Беларусии и превосходство их над тем же "Инваром" или "Комбатом" заставляет задуматься. Кроме того, Лукашенко поставляет для украинской армии топливо, грузовики, товары двойного назначения. С 2015 г. начало работу СП "МАЗ-Богдан", которое осуществляет крупноузловую сборку моделей МАЗ-6317 и МАЗ-5316 для нужд украинской армии. Продукция СП поставляется в Вооруженные силы Украины и национальную гвардию. Белоруссия оказывает активное содействие Украине в модернизации и ремонте боевой техники, включая самолёты и вертолёты. Белорусские предприятия стали одними из основных поставщиков прицелов и приборов наведения, монокуляров и тепловизоров, дальномеров и устройств на жидких кристаллах (используются в качестве мониторов и экранов прицельных устройств) и многого другого. Белорусская делегация также подписала резолюцию ОБСЕ, где Россия названа агрессором, оккупантом Крыма. От размещения военных баз ВКС Лукашенко также отказался, МЗКТ не продает, не признал Абхазию и Южную Осетию. Кстати карамельный алкаш недавно передавал ВСУ технику, там МАЗов больше чем КРАЗов.
          1. +1
            17 февраля 2019 10:25
            Кстати, турецкие танки M60TM начали оснащать украинской КАЗ AKKOR Pulat (Заслон-Л). КАЗ «Заслон-Л» разработан киевской компанией БЦКТ «Микротек». Предназначен для установки на БМП и легкую бронетехнику. В экспортном варианте комплекс называется «Шершень» и производится в Польше по лицензии. КАЗ устанавливается на польские БТР «Росомаха» и лёгкий танк «Андерс».
            1. +8
              17 февраля 2019 12:13
              Цитата: Аристарх Людвигович
              КАЗ «Заслон-Л» разработан киевской компанией БЦКТ «Микротек»

              Разработан он ленинградцами. Назывался "Дождь". Украинцами несколько доработан и громко объявлен собственной оригинальной разработкой.

              При СССР не принят на вооружение по вполне понятной причине: слишком опасен для "окружающих". Причём не только для пехоты, но и для бронетехники, которой "не повезло" попасть под поле высокоскоростных осколков от боевого элемента КАЗ
              1. +2
                17 февраля 2019 12:34
                Дождь вообще в серию пошел для танка Т-55. И Вы меня конечно извините, но Заслон есть, а вот Дождя нет и уже давно. Заслон хоть и использовал наработки 80х годов по этой теме, но допиливался уже в Украине и украинским предприятием. Первый вариант был представлен только в 2003 году. А на вооружение его приняли в 2009. А эта версия модернизированный вариант.
                1. +3
                  17 февраля 2019 12:59
                  Цитата: Аристарх Людвигович
                  И Вы меня конечно извините, но Заслон есть, а вот Дождя нет и уже давно

                  Конечно нет. Я же указал, почему. Это- тупиковое направление. Такой КАЗ безопасно может применяться только бронеобъектом типа "танк сферический в вакууме"
                  Даже к намного более безопасной "Арене" есть претензии в этом плане. Со всеми вытекающими.
                  1. +1
                    17 февраля 2019 13:46
                    Цитата: Лопатов
                    Это- тупиковое направление. Т

                    Турки и поляки бегают за ДЗ и КАЗ от Микротека видимо от нечего делать
                    1. +5
                      17 февраля 2019 13:52
                      Цитата: Аристарх Людвигович
                      Турки и поляки бегают за ДЗ и КАЗ от Микротека видимо от нечего делать

                      Правильно. Потому что израильские или не по карману, или не продадут. Берут, что есть в продаже
              2. -8
                17 февраля 2019 12:35
                Все хорошо но Т-64 из 60-ых годов прошлого века.Это экземпляр инженерной мысли 55 летней давности. Можно и Т-34 модернизировать и воевать как арабы в Йемене. Какая бы модернизация не была время этой машины вышло.Танк для бедных,да ещё со знаменитым украинским "качеством".700 лошадей?У нового Намер а движок в 2 раза мощнее будет чем у танка Т-64.Куда это годится?
                1. +5
                  17 февраля 2019 14:17
                  Да, танк старый, но, как и многие другие машины 20го века, используется более чем активно. Что вам вообще надо от танка чтобы называть его современным? Сейчас техника соревнуется между собой: у кого лучше СУО, а у кого силовая установка, но для пехотинца танк 40х годов и 2000х это всё равно танк. Как по мне, если он есть, может сам двигаться и стрелять как полагается именно классу танков, то он имеет право на жизнь. Мне кажется по вашему: "танк для бедных" - это оскорбительно, а что не для бедных, заоблачных цен К2? Иногда лучше три старых модифицированных и дешёвых танка, чем один дорогой, один х... кусок металла и ПТРК не дремлят.
          2. +2
            17 февраля 2019 18:08
            СКОЛЬКО УЖЕ МОЖНО ЛГАТЬ!!!!! am
            Почитайте,сколько топлива поставляет Россия(пусть и за 18-й год - нынче, я думаю, ничего не изменилось)
            http://www.nefterynok.info/novosti/s-nachala-goda-rossiya-udvoila-postavki-dt-v-ukrainu--upeco
            У себя в глазу бревно сначала заметьте, а не соринку в чужом!!!
            Цитата: Аристарх Людвигович
            Лукашенко поставляет для украинской армии топливо
            1. +1
              18 февраля 2019 00:57
              Цитата: рюрикович
              СКОЛЬКО УЖЕ МОЖНО ЛГАТЬ!!!!! am
              Почитайте,сколько топлива поставляет Россия(пусть и за 18-й год - нынче, я думаю, ничего не изменилось)
              http://www.nefterynok.info/novosti/s-nachala-goda-rossiya-udvoila-postavki-dt-v-ukrainu--upeco
              У себя в глазу бревно сначала заметьте, а не соринку в чужом!!!
              Цитата: Аристарх Людвигович
              Лукашенко поставляет для украинской армии топливо

              Это не ложь, это многоходовая провокация! Россию активно пытаются посорить с Белоруссией.
              Не выйдет!!!!
        2. +5
          17 февраля 2019 13:27
          На Украине! А не в Украине!
          На мове можете сколь угодно писать "в Незалэжной!". Норма русского языка - "На Украине."
          1. +5
            17 февраля 2019 13:40
            Цитата: Turist1996
            Норма русского языка - "На Украине."

            Чтобы никого не обидеть, буду писать «вна Украине». Пикантности придаёт устоявшаяся норма русского языка «в Крым». Хотя в подавляющем большинстве случаев общепринята форма «на полуостров/остров».
            1. +6
              17 февраля 2019 17:43
              Цитата: Аристарх Людвигович
              Чтобы никого не обидеть, буду писать «вна Украине»

              Куба - страна, Ямайка - страна, Гаити - страна, но на русском едут на Кубу, на Ямайку и на Гаити. В то же время в Японию, в Великобританию. Там островные государства, и тут тоже. Но там НА, а тут В. Здесь нет повода комплексовать.
          2. +1
            17 февраля 2019 16:47
            Может это уточнение о какой Украине идет речь? Типа: На Украине жилось лучше, чем В Украине.
        3. +1
          8 мая 2019 13:24
          Интересно. Не знал, что в СА было два штата танковой дивизии. А в чем принципиальная разница?
          1. На этот вопрос у меня ответа нет. Нужно разбираться.
      2. +3
        17 февраля 2019 17:36
        Цитата: Ст.пропорщик
        Вы сравнили твердое со сладким.

        Зацепило ? А кроме "минусов" аргументов нет, хе-хе..
        Я сравнил два государства, одно тоталитарное и отсталое, второе демократическое и передовое.
    2. 0
      18 февраля 2019 11:50
      Цитата: Товарищ
      Как же так, Украина независима уже двадцать семь лет, а собственную модель танка так и не удосужилась разработать ?

      Так они считают Т-64 украинским танком - ибо Харьковская разработка. smile У них и перелицованный ленинградский Т-80 тоже украинский...
  2. +7
    17 февраля 2019 10:07
    По нашим временам на удивление взвешенная статья об модернизации обт в Украине , без примеси политиканства и украинофобства .
    1. +1
      17 февраля 2019 10:29
      Обычно в разделе вооружения статьи нейтральные по содержанию. Что интересно, динамическую защиту, элементы ДЗ "Нож" разместили в коробочках, в габаритах "Контакта-1".
  3. +4
    17 февраля 2019 11:24
    Сие есть погано! Наши ОБТ,ЛДНРовские--к сожалению,такими ништяками не блещут! То есть находятся в состоянии поставки!))) Ну нету у нас ни одного полноценного хотя бы ремонтного бронетанкового завода. Гонять через границу туда-сюда технику-уже не получается. А своих возможностей-не густо!Поддерживаем в БГ то,что есть!
    1. 0
      17 февраля 2019 11:53
      Владимир hi Здоровья Вам и терпения. Если построят "Северный поток-2" и сократят доходы Украины от транзита газа, у них будет меньше денег на содержание армии.
  4. +6
    17 февраля 2019 12:31
    Украинский Т-64 образца 2017 года. Долгожданный прорыв?
    Конечно нет, это просто доведения под современные требования "большого советского наследия". "Прорывом", в свое время был БМ "Оплот", но он так в том "прорыве" похоже и потерялся
  5. BAI
    0
    17 февраля 2019 12:44
    А как же стандарты НАТО? Надо было сразу Абрамс модернизировать.
  6. mvg
    +4
    17 февраля 2019 14:30
    Еще 3-4 статьи на эту тему и все будут экспердами, не хуже ГуХана в танках и Сивкова в ВМФ. Вот эта статья, как и предыдущая, действительно заслуживает место в разделе ВО Вооружения? Даже на Новости не тянет. Авторы, посмотрите внимательно на своих коллег, как готовятся материалы у Бонго или Андрея.. Да и на ВО от 16-17 гг есть детальные интересные статьи. А это уровень рамблер'а
  7. +3
    17 февраля 2019 14:45
    Аналогичная статья была несколько ранее. Прокомментирую и эту, поскольку общался с бойцом мехбригады у которых есть Т - 64, не знаю точно какой модификации. О "Булатах" он отзывается строго отрицательно. Машину перетяжелили - не выдерживает ходовая часть. Передвижение по пересеченной местности тоже сложно - 3,5 тонны добавилось, а гусеницы те же. По поводу Т - 64. Новое, в том числе и импортное оборудование "впихнули" в старую электрическую схему. Оно сплошь и рядом не согласовывается со старым и с другим новым. По поводу GPS - нормальных цифровых карт Украины нет.
    Так что "навител" в моем телефоне ничуть не хуже.
    1. +2
      17 февраля 2019 19:12
      По поводу GPS - нормальных цифровых карт Украины нет

      Что вы этим хотите сказать? Что значит нормальные? В чем проблема загрузки растровых карт?
      1. -1
        17 февраля 2019 21:23
        Не настолько хорошо разбираюсь в вопросе. Написал то, что услышал.
        1. +1
          17 февраля 2019 21:24
          Лучше тогда не пишите
          1. 0
            18 февраля 2019 20:56
            Если вы так глубоко понимаете - объясните что такое растровые карты. Когда увижу этого человека - поинтересуюсь
            1. 0
              19 февраля 2019 22:44
              Цитата: ТермиНахТер
              Если вы так глубоко понимаете - объясните что такое растровые карты. Когда увижу этого человека - поинтересуюсь

              ох...3 курс Геоинформатики. Растровые и векторные.
              Я географ по образованию и на кафедре геоинформатики писал диплом про мобильную географию. Но объяснять разницу нудно и долго. Там ньюансов дочерта. А еще мы вручную переводили и составляли...в общем нудятина еще та.
              Только в векторных картах возможна разгрузка карты от изображений некоторых физических объектов, не влияющих на безопасность движения. Благодаря чему карта становится наглядной и хорошо читаемой.
              Разницу в двух словах даже в интернете четко дают.Хотя в университете этих нюансов еще больше(особенно когда сам пытаешься)
              Растровая же карта является в большой степени просто «картинкой». Безусловно, полезной для наблюдения окружающей обстановки, но этим все ее достоинства и возможности исчерпываются. Диапазон ее масштабирования очень узок. Конечно, растровую карту можно использовать для навигации, пометив на ней текущее местоположение. Но ряд важных навигационных задач, таких например как выработка предупреждений при приближении к опасностям, решить в системах, использующих растровую карту невозможно. Затруднена стыковка растровых карт разных масштабов и преобразование проекций и так далее. Им присущи существенные ограничения по настройке отображения на экране. Так, в них невозможно изменить информационную нагрузку карты и получить приемлемую с эргономической точки зрения дневную и вечернюю палитру цветов.
              Векторная карта с изменением масштаба в широких пределах позволяет реализовать динамическую электронную навигацию с выдачей пользователю многих текущих автоматических предупреждений, например, при подходе к опасности или достижении пункта назначения. В системах с векторными картами имеется уникальная функция предупреждения судоводителя об опасном курсе и вычислении безопасных курсовых секторов. Именно благодаря широким функциональным возможностям векторных карт в настоящее время все современные навигационные системы используют только их. За новые возможности векторных электронных карт приходится расплачиваться сложностью логической структуры их данных и возросшей трудоемкостью создания векторных карт.
            2. +1
              20 февраля 2019 15:00
              Антарес расписал подробнее. Я скажу по поводу растра более понятным языком. Практически вся территория СССР была покрыта топографической съемкой масштаба от 1:10 000 и мельче. Думаю для решения боевых задач достаточно 1:25 000 - 1:50 000. Нет никаких технических ограничений для их сканирования и привязки к координатам в электронном виде. Затем они отображаются на экране с указанием текущих координат и вашего положения. Грубо говоря у вас бумажная карта, только вы точно знаете свое местоположение и можете определить координаты любого объекта с привязкой к карте (со всеми сопутствующими). Это способны сейчас делать даже некоторые ручные ЖПС приемники - типа Гармина 62. Да не совсем удобно, как с векторными картами, но тем не менее.
              Кстати сильно сомневаюсь, что векторные карты России сильно отличаются от таковых Украины.
              1. 0
                20 февраля 2019 21:09
                Проблема в том, что за четыре года артиллерийско - минометных обстрелов и брошенных домов, местность немного изменилась. На "Навителе" в Запорожье на реке Днепр, отсутствует остров Байда
                1. 0
                  20 февраля 2019 21:12
                  не вопрос туда же воткнуть и космоснимок и даже совместить их
  8. 0
    17 февраля 2019 19:17
    Но танкостроение Шумерии живо !!! Об ътом речь
  9. 0
    17 февраля 2019 20:57
    Основа модернизации - замена электроники. Заменяют динамическую защиту. На мой взгляд с дивана - так модернизировать можно и в мастерской части. Нам самим уже надо определятся с Арматой (сколько будем делать ?).
  10. 0
    18 февраля 2019 00:45
    Как все мы должны быть рады...
  11. 0
    18 февраля 2019 05:44
    Бюджетная модернизация танков 70-80 годов, чтобы продлить срок эксплуатации имеющихся машин и хоть как-то "повысить" ТТХ. Почему нет? мне кажется имеет место для Украины. У нас же модернизируют Т-72 и Т-80.