О завершении марсианской миссии Opportunity: аппарат погубила песчаная буря

Американское аэрокосмическое агентство (NASA) официально заявило о завершении миссии по исследованию Марса космическим аппаратом Opportunity (MER-B), продолжавшейся 15 лет.

О завершении марсианской миссии Opportunity: аппарат погубила песчаная буря

Связь с марсоходом была потеряна ещё летом прошлого года, и всё это время команда инженеров NASA пыталась восстановить связь с ровером, но все попытки оказались безрезультатными. Как пояснили в ведомстве, причиной потери космического аппарата стала сильная песчаная буря, накрывшая почти всю поверхность планеты. Из-за крупнейшего шторма прекратилось питание солнечных панелей, и в результате батарея марсохода полностью разрядилась, что и погубило систему.

За 15 лет научных исследований Красной планеты аппарат Opportunity преодолел более 45 км марсианской поверхности, тем самым, установив рекорд среди всех роботов-исследователей Марса.

Было передано на Землю 217 000 фотографий марсианских пейзажей и 15 круговых панорам в цвете, исследовано несколько десятков образцов пород.

Кроме того, было сделано важное открытие, позволившее ученым высказать предположение о возможном существовании воды на планете. Аппаратом были найдены минералы, которые могли образоваться только в воде. Вероятно, раньше климат на Марсе был более мягким и влажным, и там вполне могли существовать микроорганизмы.

На данный момент исследование Марса продолжает американская автоматическая межпланетная станции Mars InSight, совершившая посадку на поверхность планеты в ноябре 2018 года. Ранее станция Mars InSight смогла записать и отправить на Землю шум ветра на Красной планете.
Использованы фотографии:
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

1. Ламатинец 19 февраля 2019 08:25 Новый
    • 33
    • 2
    15 лет отработать , вызывает уважение.
    1. bessmertniy 19 февраля 2019 08:50 Новый
      • 13
      Просто чудо, что ресурса марсохода хватило на такой большой срок. hi
      1. iConst 19 февраля 2019 08:54 Новый
        Просто чудо, что ресурса марсохода хватило на такой большой срок. hi
        А, вдруг, "наш любимый лунный трактор" еще шевелит одним колёсиком? smile
      2. bistrov. 19 февраля 2019 09:16 Новый
        • 16
        • 17
        -1
        Вот,сейчас на Луне обнаружен первый "Луноход-1" , запущенный туда СССР еще в 70 году. Он был потерян через год,как предполагают , из-за выхода из строя уголкового отражателя. Недавно его обнаружили НАСА,причем, уголковый отражатель внезапно отлично заработал. А ведь прошло почти 50 лет!
        Кстати,места высадки американских астронавтов на Луну с Земли отлично видны. Там ещё стоит оставленная ими техника. Это снимает все сомнения, что высадка на Луну была инсценирована. Американцы на Луне действительно были.
        1. AUL
          AUL 19 февраля 2019 10:49 Новый
          Цитата: bistrov.

А как уголковый отражатель может "выйти из строя", если его только не смять в комок или перевернуть вверх ногами? Ведь это, по сути, просто зеркало сложной конфигурации, типа пирамидки! И как он тогда мог "снова заработать"?
          1. Shurik70 19 февраля 2019 14:08 Новый
            • 5
            Вот когда северо-корейский, иранский или российский спутник снимет места посадок, то тогда можно будет говорить, что "найдены следы американцев на Луне".
            Пока что только NASAвский спутник LRO снял "тропинки, протоптанные космонавтами". Если жулик пошёл на обман, его доказательствам верить нельзя.

Да и про марсианский ровер вопросов много. Слишком много кадров, позволяющих предположить, что съёмки велись на Земле.
            1. Shurik70 20 февраля 2019 12:59 Новый
              • 1
              Ну и кто минусует? Хоть аргументируйте.
              Вы это фото спутника LRO видели?

Двойные следы ладно, "космический автомобиль" ездил.
              Но другие тропки. Вы видели видео, как на Луне в тяжеленных скафандрах американцы передвигались? Прыжками! На манер кенгуру. При таких прыжках образуется не сплошная линия, а отдельные пары следов. И сколько же по одному и тому-же маршруту (довольно кривому маршруту) надо было пропрыгать, чтобы образовались такие тропки?
              И почему вместо посадочного модуля чёрно-белое пятно?
        2. orionvitt 19 февраля 2019 10:50 Новый
          Цитата: bistrov.
          Кстати,места высадки американских астронавтов на Луну с Земли отлично видны.

Вы их видели? Или опять таки с "американских лунных спутников"? laughing
        3. serpent 19 февраля 2019 11:12 Новый
          • 16
          Цитата: bistrov.

Кто же вам плюсы-то ставит? Жертвы ЕГЭ?
          Луноход-1 закончил свою работу по причине исчерпания изотопного источника энергии. Уголковый отражатель не может "выйти из строя" - это не какой-то сложный прибор. Только если его физически деформировать. Ну или если бы Луноход перевернулся.

И никто не терялся.
          Положение «Лунохода-1» на поверхности Луны: 38°18′55″ с. ш. 35°00′29″ з. д.. Один из разработчиков советской лунной программы Михаил Маров по этому поводу сообщил, что координаты обоих «Луноходов» никогда не терялись.

И вот такие как вы ещё наверное над Илоном Маском смеются...
        4. Servisinzhener 19 февраля 2019 11:40 Новый
          • 0
          не в уголковом отражателе там дело:
          15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.
        5. Айболит 19 февраля 2019 11:56 Новый
          Цитата: bistrov.

радиоизотопный источник тепла (ампула с 210Po,вынесенная за корпус), исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз».
          Начинка замёрзла лунной ночью. всё же -150грС
          ===================
          уголковый отражатель служил репером.

УО выйти из строя может только в результате механических повреждений или сильном изменении угла падения лоцирующего луча на УО (кувыркнулся, накренился,попал в тень корпуса/горы)

Рабочий диапазон углов для уголкового отражателя, установленного на луноходах, составляет ±10 градусов. Для того, чтобы можно было лоцировать УО, установленный на луноходе, с учётом лунной либрации величиной примерно 7 градусов,

луноход должен быть надлежащим образом ориентирован на Землю по азимуту (на субтерральную точку) и углу места с точностью 2-3 градуса.

Цитата: bistrov.
          НАСА,причем, уголковый отражатель внезапно отлично заработал.

LRO предоставил сравнительно точные (с погрешностью около 100 метров) координаты станции и лунохода, после чего калифорнийские учёные, ранее "блуждавшие в потёмках", сумели в короткие сроки направить лазерный импульс своего 3,5-метрового телескопа точнёхонько в отражатель пропавшего самоходного аппарата.
      3. Per se. 19 февраля 2019 09:25 Новый
        • 15
        Просто чудо
        Возможно, что такое же "чудо", как высадка американцев на Луне, в целой серии безаварийных "экспедиций" с 1969 по 1972 годы. При каждом грамме экономии веса в космических аппаратах, каждом кубическом сантиметре объёма, эти ковбои даже свою лунную "кобылу", луномобиль, не удержались, на Луну привезли (какой же янки без авто), ради пары кругов по поверхности... Даже на сегодняшний день, нет способа от космической радиации, все пилотируемые полёты на орбите происходят ниже радиационного пояса, фактически в верхних слоях атмосферы Земли. Так же, по сегодняшний день остаётся проблема обратного старта, а тут, 1969 год!... Как посмотришь хронику приводнения этих "покорителей" Луны, так такое впечатление, что парни с курорта вернулись, а не из невесомости. По Луне катались лишь наши луноходы. Вот, и с их марсоходом, как говорится, "а был ли мальчик"? У Голливуда всё хорошо получается, они хоть на Луну, хоть на Марс, хоть к Альфа Центавра слетают. Единожды соврав, что не врать дальше, коли прокатило? Про их марсианскую миссию, из-за этого сомневаются многие. Была утечка информации, в каком месте на самом деле могут ползать американские "марсоходы", как, и, возможно, далее "высадятся" астронавты. Это остров Девон в Канаде. Считается самым большим необитаемым островом планеты. Он относится к Канадскому Арктическому архипелагу. Пейзаж марсианский, достаточно лишь небо подкрасить через светофильтр.
        1. НасРать 19 февраля 2019 09:39 Новый
          • 8
          • 1
          Какая ещё утечка.. НАСА само публикует фото с этого острова, в летний период здесь регулярно проводятся исследования и тестируется техника, для будущих полетов на Марс.
          :

1. НасРать 19 февраля 2019 09:41 Новый
            • 0
            фото полно и его ни кто не скрывает:

2. Per se. 19 февраля 2019 10:14 Новый
            -6
            Какая ещё утечка..
            Речь не о том, что там испытывают, а о том, что и "экспедиция" там же. Очень удобно, всегда можно сказать, что идут испытания другой модели, хотя место закрытое, как и сам полигон. К комментарию выше, что, мол, видны следы высадки... Эти "следы" представили сами же американцы, со своего оборудования. Есть и другие исследования.
            При помощи установленного в пригороде Шанхая телескопа-гиганта "Красная звезда" китайские астрономы подробно разглядели поверхность Луны. Исследователи ставили перед собой две цели: изучить крупнейшие кратеры и найти место посадки американских астронавтов. Кратеры нашли и рассмотрели, а вот следов американцев не обнаружили. Не нашли китайцы не только посадочную ступень "Аполлона" и звёздно-полосатый флаг, но также не нашлось на пыльных лунных тропинках ни обёртки от сникерса, ни бутылочки Кока-Колы, ни даже ковбойской шляпы.
            Кстати, в дальнейших планах китайцев запуск лунохода, который должен будет найти вход в мир лунных коротышек внутри Луны и получить снимки знаменитых лунных капиталистов Скуперфильда и Спрутса.
            1. НасРать 19 февраля 2019 10:40 Новый
              • 0
              Все "ЗА" и "ПРОТИВ" ,реальности полетов, я знаю. И все таки...я хотел бы, что бы американцы реально были на Луне... это вообще разговор не о американцах...
              1. Вадим237 19 февраля 2019 11:34 Новый
                • 1
                А они там реально были, так как феномен движения лунного грунта при перемещении астронавтов это доказывает стопроцентно, как и эксперимент с молотком и пером.
              2. Per se. 20 февраля 2019 06:43 Новый
                Цитата: НасРать
                Евлампий Спиридонович, приятно было слышать "Это — маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества", но, в случае с лунной аферой, это разговор именно о американцах, а не о всём человечестве. То, что наснимал аппарат NASA Lunar Reconnaissance Orbiter... Если была афера века, где всему миру показывали "кино", сейчас возможности компьютерной графики и общей детализации сюжета, намного выше. Как говорится, меня терзают смутные сомнения, что в прошлом веке американцы без предварительной работы, сразу и триумфально, вот так взяли и начали летать раз за разом к Луне, без сучка, без задоринки. Сейчас же эти покорители Луны покупают российские (советские) ракетные движки, и летают на МКС на российских ракетах. К Луне, типа летали, марсоход у них безаварийно проработал аж 15 лет (!), а повторить высадку на Луне, уже не могут, продолжить исследование Луны автоматическими вездеходами (луноходами), опять же не хотят. Если у них министр обороны потрясает "белым порошком", чтобы на Ирак напасть, после небоскрёбы падают, якобы от самолётов-камикадзе, при всех симптомах промышленного подрыва... Ну, не верю я янки, и, они не олицетворение всего человечества.
            2. НасРать 19 февраля 2019 12:39 Новый
              • 0
              Американцы и китайский аппарат сфоткали заодно...
              Аппарат NASA Lunar Reconnaissance Orbiter, находящийся на лунной орбите, подошел ближе к кратеру Карман и сделал снимок, на который попала станция «Чанъэ-4» (Китай).. (в момент снимка расстояние между орбитальным аппаратом и станцией составляло около 330 километров; на снимке «Чанъэ-4» выглядит как крошечная, едва различимая белая точка (луноход же вообще не различим)).

покрупнее так:

фото от сюда:
              1. ROSS 42 19 февраля 2019 14:04 Новый
                фото от сюда:

Вы помните рекламу видеокамеры с 600-кратным "наездом"? Мне сдаётся камеры на космических аппаратах, которые передают снимки звёзд и галактик, находящихся в сотнях парсеков, несколько "круче". 330 км? Вот так выглядят предметы с высоты 500 метров:
                1. AwaZ 19 февраля 2019 19:14 Новый
                  • 0
                  справедливости ради , я скажу что это аэрофотосъемка . Ну то есть , то что мы видим в картах Гугла- это есть аэрофотосьемка .
        2. orionvitt 19 февраля 2019 10:48 Новый
          • 4
          Вот вот. Всё со слов НАСА. К американской космической программе существует очень много вопросов, и нет никаких ответов.
          1. Вадим237 19 февраля 2019 11:37 Новый
            • 1
            Эти вопросы появляются только у тех ребят - которые к космической технике вообще ни какого отношения не имеют.
            1. orionvitt 19 февраля 2019 12:35 Новый
              • 1
              Вопросы существуют у скептиков, которые разбираются в технике. Правда существуют и специалисты, которые в силу своего характера, склонны верить всему, что услышат. А ещё специалисту можно и с работы полететь, просто за отрицание "очевидной истории". Выбирайте что хотите.
            2. peter1v 19 февраля 2019 13:52 Новый
              • 0
              Блажен, кто верует - тепло ему на свете.
          2. ROSS 42 19 февраля 2019 14:06 Новый
            Цитата: orionvitt

Раньше было понятие - «американская помощь», теперь - «американская честность»... lol
        3. Botanikas 19 февраля 2019 10:53 Новый
          Цитата: Per se.

А как же Аполлон -13 в 1970 ... ?
          1. Servisinzhener 19 февраля 2019 11:44 Новый
            -1
            Эта экспедиция противоречит приведённому вами утверждению поэтому её не учитывают wink
          2. знавель 20 февраля 2019 17:59 Новый
            • 0
            Это та что не прилунилась даже? Ну, тут вопрос-такой, летать в космическом пространстве не то же самое что садиться на твердую поверхность далекой планеты (хоша и спутнике). И эта история также могла стать придуманной версией "героического завершения" эпохи лунных экспедиций. Средства обнаружения и контроля за полетами к этому времени эволюционировали до возможности разоблачения аферы.
        4. Летунъ 19 февраля 2019 11:45 Новый
          Цитата: Per se.

Аполлон 13? Не, не слышал!
          Но Вы продолжайте развивать теорию заговоров laughing
          1. peter1v 19 февраля 2019 13:54 Новый
            • 3
            Аполлон 13 действительно неудачный, ведь наши выловили его муляж в атлантике, потом правда амерам отдали в присутствии венгерских журналистов.
            1. Летунъ 19 февраля 2019 16:08 Новый
              Цитата: peter1v

Класс! laughing Я прям тоже захотел того, что Вы употребили lol Надеюсь, это не противозаконно? feel
              1. знавель 20 февраля 2019 18:02 Новый
                • 0
                Нет- правда бывает противозаконной только среди врунов. А у меня встречный вопрос- а почему тока Аполлон-13? Отчего до этого такая куча успехов даже без намеков на внештатку? И Аполлоша-13 ведь так и не сел на Луну)))) При всем при этом выглядело это как голливудское завершение "героической эпопеи" лунных экспедиций. Мол, мы бы и дальше летали, но осознали опасность и сегодняшнюю бесперспективность полетов на спутник((((. Сори, земляне((
          2. Per se. 20 февраля 2019 09:24 Новый
            Цитата: Летунъ
            Аполлон 13? Не, не слышал!
            Но Вы продолжайте развивать теорию заговоров
            Аполон-13, где астронавты и наземные службы Хьюстона за проявленное мужество и исключительно высокопрофессиональную работу были награждены высшей гражданской наградой США — «Медалью свободы», Вы об этом шоу, которое случилось ни раньше, ни позже, а именно на "13"? Америке нужны были герои, нужна была драма, нужна была правдоподобность преодоления, они это сделали. Но, никто в ихнем покорении спутника Земли, не погиб на Луне, никто не погиб при стартах, никто не пролетел мимо, став новым искусственным спутником Солнечной системы. Такой пустяк, слетать к Луне и вернуться обратно. Это же только у Советского Союза ракета Н-1 могла сразу же взорваться на старте, только мы могли посылать луноходы вместо космонавтов... Разумеется, дело Ваше, имеете право, как на своё мнение, так и на свои убеждения. Время всё расставит по своим местам, тогда и вспомним эти разговоры, если будем ещё живы и здоровы.
            1. Летунъ 20 февраля 2019 10:02 Новый
              Цитата: Per se.
              (развитие теории заговора, как и просил)

Вот не перестаю смеяться над аргументами диванные конспирологов lol
              - Не верю!!! Они не могли лётать без аварий!!!
              - Позвольте, но ведь была неудачная (с пожаром!) экспедиция Аполо 13...
              - Ха! Тринадцать!!! Ха-ха! Это же шоу! Неужто Вы верите, что авария с цифрой 13 это совпадение?! Всё это шоу и драмма! И Вы слышали, что за успешное возвращение наградили астронавтов и инженеров НАСА?! Вы где-нибудь слыхали, чтобы за успешные спасательные операции кого-нибудь награждали?!
              - Ну вообще-то это обычное дело, ведь спасли людей...
              - Ха! Спасли! Ну и где тут правдоподобность?! Где трупы? Кровища? Разорванные космическим вакуумом тела в конце концов? Да без всего этого невозможно было слетать на Луну, ведь наши ракеты взрывались!
              - Но у американцев была не наша, а своя ракета... И Гагарин летал в космос без гор трупов до этого, м Леонов выходил в открытый тоже с первой удачной попытки. Может и этого не было? Не погиб же ни кто. Ну... следуя Вашей логике...
              - Вы можете верить во всё что угодно, потомки нас рассудят!
              laughing
              И вот, передо мной встала дилемма. С одной стороны, абсолютно все наши космонавты, включая Гречко и Леонова ни разу не сомневаются в том, что американцы были на Луне. Сам Путин говорил, что сомневаться в высадке это чушь. Но с другой стороны, Per se, и легион подобных ребят "в теме" утверждают обратное.
              Кто же из них прав? lol
              1. Per se. 20 февраля 2019 13:41 Новый
                Кто же из них прав?
                Да, куда уж "на шашку с голой пяткой". Как там у Фигаро, - усатого противник поражает, а я всегда за тех, кто побеждает... Вам уже сказали, есть масса сомнений насчёт честности американцев, в том числе и по пилотируемым полётам на Луну. Это уже ни только техническая сторона, но и большая политика, и, кто здесь был повязан, за что куплен, не скоро будет известно. Вы, Летунъ, надо понимать, уж точно "в теме", а легион клоунов, что утверждают обратное, уж точно не имеет отношения ни к астрофизике, ни космической механике, ни ракетостроению.

Ну, разве ни вызывает серьёзные подозрения хотя бы то обстоятельство, что вместе с оригиналом видеозаписи первых шагов людей по Луне, у янки пропали все пленки с записью телеметрии работы систем лунного модуля, и переданные при помощи телеметрии на Землю данные о здоровье Армстронга, и Олдрина, во время их нахождения на Луне? В общей сложности порядка 700 коробок с разного рода пленками. Однако, по данным газеты Florida Today, пропали кино- и телесвидетельства не только миссии «Аполлона-11», но и всех одиннадцати полетов по программе «Аполлон», включая околоземные, окололунные и посадочные. Всего – 13 000 пленок. И, это лишь часть того, что ставит под сомнения пилотируемые полёты американцев на Луну, что даёт обоснованный повод сомневаться.
                Кто же прав, я уже сказал, рано или поздно всё тайное станет явным, тогда и вспомним эту полемику.
                1. Летунъ 20 февраля 2019 14:03 Новый
                  Цитата: Per se.

Именно! Я рад, что Вы хотя бы это понимаете.
                  Пы.Сы. Вот я почему-то уверен, что Вы ни астрофизик, ни космомеханик, ни ракетостроитель. Я не прав?
                  1. знавель 20 февраля 2019 18:13 Новый
                    -1
                    А вы астрофизик, космомеханик и ракетостроитель? При чем здесь это? Что вас забавит в аргументе о 12 безупречных полетах? Ведь реально безупречны. Гагарин на самом старте мог погибнуть- люк плотно не закрывался. Леонов не мог вернуться на корабль после выхода в космос. Экипаж Комарова сгорел заживо. А у амеров все прошло как по маслу при самой сложной на тот момент операции- прилунении! Это же твердая поверхность, обладающая гравитацией. И это при всем при том, что на землю американцы даже из околоземных экспедиций возвращались как и наши, тока в воду))))
                    Более полувека после своей серии 12 полетов американцы из-за одной аварии свернули полеты и больше не возвращались к Луне вплоть до момента. когда у их конкурентов (Китая и России) стали проявляться желание посетить спутник. Отчего так? Ведь с развалом СССР американцы заработали охренилиардную сумму денег, но даже не попытались повторить свой подвиг, хотя бы в плане подновить штат практикующих прилунение астронавтов! Хотите верить в их успех- тут эволюция бессильна, но прошу вас при этом не ешьте на ночь сырых помидоров))))
              2. victor50 20 февраля 2019 13:42 Новый
                Кто же из них прав?

Класс! Жаль, больше одного плюса не поставить! Разве что здесь!+++++
        5. Айболит 19 февраля 2019 12:29 Новый
          Цитата: Per se.

и даже не поленились взять флаг СССР с собой на Луну и передать его СССР, после путешествия
          Акрилловая сфера, в которую заключено несколько крупинок лунного грунта, вместе с небольшим флагом СССР побывавшем на Луне. США их передали в рамках программы доброй воли (Good will Moon rock), как и во все государства существовавшие на тот момент. Обмен научных образцов с целью исследований проводился отдельно.

+
          На базе Спокойствия осталась целая куча сувениров: металлическая пластинка с выгравированными на ней словами «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили ногой на Луну. Июль, год 1969-й от Рождества Христова. Мы пришли с миром от всего человечества», эмблема «Аполлона-1», маленькая золотая оливковая ветвь и несколько памятных медалей погибших американских и советских астронавтов и космонавтов, в том числе Юрия Гагарина и Владимира Комарова.

1.Орбита МКС

2. Доза радиации
          В среднем в год – 2,7 мЗв
          Компьютерная томография всего тела – 10 мЗв
          Работник в области атомной энергетики – 20 мЗв
          6 месяцев проведенных на космической станции – 100 мЗв
          6 месяцев в глубоком космосе – 320 мЗв
          3."фактически в верхних слоях атмосферы Земли. " fool
          Граница атмосферы-Линия кармана (100-110км)
          РПЗ (дистанция,дозы)

Вокруг земли есть 2 пояса заряженных частиц — так называемые радиационные пояса Ван Аллена: на высоте ~4000 км из протонов, и на высоте ~17 000 км из электронов+ бразильская магнитная аномалия — где внутренний радиационный пояс ближе подходит к земле, до высоты 200км.
          1. Servisinzhener 19 февраля 2019 18:12 Новый
            • 1
            И тут в пору вспомнить про способы защиты от ионизирующих излучений:
            от альфа-излучения (протоны) — лист бумаги, резиновые перчатки, респиратор; пояс Ван Аллена: на высоте ~4000 км из протонов
            от бета-излучения (электроны) — плексиглас, тонкий слой алюминия, стекло, противогаз;пояса Ван Аллена: на высоте ~17 000 км из электронов.
            А также вспомнить что из себя представлял корпус Апполона. Чтобы понять что он прекрасно защищает экипаж при пролёте их через эту область околоземного пространства.
            Но об этом почему то забывают, т.к. эти данные не позволяют рвать на себе тельняшку и бить кулаком в грудь утверждая о непреодолимости радиационных поясов Ван Аллена космическим кораблём с человеком на борту.
            1. Айболит 19 февраля 2019 19:10 Новый
              Цитата: Servisinzhener
              Но об этом почему то забывают

ага

При использовании скафандра “Кречет” для табличных значений интенсивности излучения доза радиации составит 5 мрад/сут. Защиту от рентгеновского излучения обеспечивает 1,2-1,3 мм листового алюминия, уменьшая интенсивность излучения в ~e9=7600 раз. При использовании меньшей толщины листового алюминия дозы радиации увеличиваются: для 0,9 мм Al – 15 мрад/сути, для 0,6 мм Al – 120 мрад/сути.

Согласно МАГАТЭ, такой радиационный фон признан нормальным условием для человека.
              При увеличении мощности излучения от Солнца до значения 0,86 Ватт/м2сутки доза радиации для защиты 0,6 мм Al равна 1,2 рад/сути, что находится на границе нормальных и опасных условий для здоровья человека.

"Кречет" +Союз 7К-Л1... получается наши готовили наших же на убой?
      4. Irokez 19 февраля 2019 10:38 Новый
        Цитата: bessmertniy
        Просто чудо, что ресурса марсохода хватило на такой большой срок.

На Марсе условия приближённые к Земным, а Луна куда круче и опасней.
        Вакуум как таковой создаёт проблемы когда всё, что не герметично выпирает наружу, перепад температур, жёсткое излучение.
        Марс имеет и давление и атмосферу, единственное что плохо бури, пыль и притяжение.
        1. Вадим237 19 февраля 2019 11:39 Новый
          • 0
          Ещё резкие перепады температуры и лунный грунт, при попадании в механизмы работает как наждак.
        2. Летунъ 19 февраля 2019 11:52 Новый
          • 7
          Цитата: Irokez

Лишний раз даюсь диву компетентности тутошних "аналитиков".
          Уважаемый, выпирать будет как раз то, что герметично, ибо внутри будет давление. То что не герметично, имеет одинаковое давление и снаружи, и внутри. Ну именно потому, что оно не герметично.
          1. Irokez 19 февраля 2019 12:09 Новый
            Цитата: Летунъ
            Ну именно потому, что оно не герметично.

Вы меня наверно либо не правильно поняли, либо слишком правильно как технарь (у технаря не проскочишь). Если подшипник смазан и он не уплотнён манжетой, то вся смазка вылезет наружу, что в вакууме как раз и появится (разность давлений). Именно это и имелось в виду.
            А так замечание правильное, но этот момент и остался недопонятым.
          2. знавель 20 февраля 2019 18:19 Новый
            • 0
            А выпирающие элементы представляют угрозу повреждения их из-за самойприроды выпирания элементов и материалов из которых они сделаны. Не хрен и броня при определенных условиях. которые заранее предотвратить нельзя из-за той же неизученности.
    2. donavi49 19 февраля 2019 08:56 Новый
      • 0
      При расчетной программе в 90 солов (92,5 земных суток) марсохода.

Увидим насколько израильский Лунопрыг отработает - 2 дня расчетное время. И Чандраян-2 - 14 дней расчетное.
      1. НасРать 19 февраля 2019 09:15 Новый
        • 8
        про луну:
        НАСА опубликовало фото - Место посадки «Аполлона-12» и «Сёрвеера-3». Видны платформа посадочного модуля, следы астронавтов (тёмные полоски), научное оборудование.

Здесь фото крупнее:

Сайт НАСА:

видео с сайта:
        1. Genry 19 февраля 2019 09:26 Новый
          • 10
          про луну: НАСА опубликовало фото

НАСА если соврала - то будет врать дальше.
          Только информация от незаинтересованной стороны может подтвердить высадку астронавтов.
          1. Topgun 19 февраля 2019 11:00 Новый
            • 2
            не беспокойтесь, если не вы то ваши дети точно смогут увидеть! правду личными глазами (на луне нет ветра дождя итд, следы будут под открытым солнцем тысячи лет)
          2. viktor_ui 19 февраля 2019 15:17 Новый
            • 3
            Вот тебя Genry надо и запулить вместе с Рогозиным, на батуте , для проверки Лунных хроник Аполлонов wassat
            1. Genry 19 февраля 2019 18:17 Новый
              Цитата: viktor_ui
              Вот тебя Genry

Вы что, ко мне клеитесь? Меня не интересуют люди с вашей ориентацией.
              1. viktor_ui 19 февраля 2019 18:30 Новый
                • 2
                Впечатлил что клеюсь wassat почеши, мож отпустит противный wassat
                1. Genry 19 февраля 2019 19:48 Новый
                  -1
                  Если у вас такое перевозбуждение, аж два раза указали что спятили и с чесоточным зудом,.... то просто само-удовлетворитесь...
                  1. viktor_ui 20 февраля 2019 04:45 Новый
                    -2
                    Я те в личку час отпишу любимый ты мой
                    1. Genry 20 февраля 2019 11:55 Новый
                      -1
                      Уже ответил отказом на вашу голубую озабоченность.
        2. Leeds 19 февраля 2019 09:54 Новый
          • 2
          Интересно, сколько мозг может сопротивляться очевидному?))
          Можно я в качестве помощи сопротивлению внесу версию?
          «Они значица сбрасывают на луну балон и китайскую надувную хрень. В итоге то не реальная техника, а надувная. Шах и мат, полосатыя».
          1. Керенский 19 февраля 2019 11:11 Новый
            • 1

Интересно, сколько мозг может сопротивляться очевидному?))

Вот я тоже задумался... Это же как надо натоптать, чтобы ПОСЛЕ старта следы пылью не засыпало!
            1. Вадим237 19 февраля 2019 11:48 Новый
              • 2
              Ну наверное потому что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше земного и весь тот грунт который раздуло работой стартового двигателя разлетелся на сотни и тысячи метров.
              1. Керенский 19 февраля 2019 11:57 Новый
                • 1

Тогда мы можем представить как должна выглядеть площадка ПОСЛЕ старта. То есть грунта улетело много. Сила тяжести маленькая, атмосферы нет.... Какие тропинки?
              2. знавель 20 февраля 2019 18:23 Новый
                • 0
                А вот видео с их экспедиций этого не показало- пылюка ложилась аккурат под машинку))))
          2. AUL
            AUL 19 февраля 2019 11:24 Новый
            • 7
            • 4
            Ну можно понять людей - обидно, что мы профукали лунную гонку.Тем более, что мы были первыми в покорении Космоса, и долгое время значительно опережали амеров. И мне обидно, да еще как! Ведь все эти события проходили на моих глазах.Ведь я, как и все, смотрел на пролетающий НАШ ПЕРВЫЙ спутник. Я помню, как посреди урока в класс вбежала директрисса и закричала - дети, человек в космосе, наш, Юрий Гагарин! И помню, как сорвали лекции в институте, когда все сбежали смотреть прямую трансляцию высадки Армстронга на Луну.... Было очень обидно! Как же так? Как это нас резко обошли на повороте?Поэтому я прекрасно понимаю тех, кто не может принять высадки амеров на Луну. Обидно! Но, тем не менее, это не повод прятать голову под одеяло и отрицать реальность!
            Извините за многобукоф.
            1. peter1v 19 февраля 2019 13:59 Новый
              • 1
              На обиженных воду возят. Тут была не обида, а прямое предательство верхушки. Запросились в буржуинство, что получилось сейчас наблюдаем.
          3. Vlad.by 19 февраля 2019 11:55 Новый
            • 3
            очевидное - это когда материальные улики или есть свидетельства минимум трех незаинтересованных сторон.
            В данном случае одна сторона якобы "слетала", она же представила доказательства и она же - доказательства существования доказательств.
            При этом ВСЕ АБСОЛЮТНО материальные "улики-свидетельства", которые можно было бы потрогать, пощупать, лизнуть, спектрометрировать - по страннейшему, чудовищному невезению канули в лету! Начиная от банальных чертежей и конструкторской документации на Сатурн 5 и двигатель Ф1, фото/кино пленок-оригиналов и заканчивая 300 кг. засекреченного до 2017г.! лунного грунта (за исключением подаренного СССР)... Уже 2019 и где? Вот непруха то у Штатов! Национальное достояние, вроде, а поди ж ты...
            Но мы сейчас фотомонтажику должны верить?
            А ведь есть 3 ракеты, правда в музее, правда, засекреченные (ну никак низзя разобрать и проверить начинку).
            Что проще то - поставьте на стартовый стол (кстати, он то еще существует? Мемориал поди, толпы народу ходютЬ, молютЬся на первопроходимцев?) и запустите хоть на околоземную орбиту, покажите, что она вообще способна взлететь. Увы, "секретные" супер-ракеты уже поржавели... ну нияк!
            Прямо ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ!
    3. orionvitt 19 февраля 2019 10:44 Новый
      -3
      15 лет отработать , вызывает уважение

А может поняли, что врать пятнадцать лет всё таки как то не очень хорошо. Вот быстренько его и "вывели из строя". Как вариант. laughing
      1. Cowbra 19 февраля 2019 10:59 Новый
        -1
        Пес его знает. С марсоходом - это хотя бы технически возможно. Но вот поверить, что Апполон с Луны ВРУЧНУЮ наводился на орбиту земли... Это примерно выстрел из пушки по движущейся мишени на миллион километров, причем орудие тоже двигается. Или то, что защиты от излучения нет, а им 2 раза только пояс Койпера прошивать, плюс малейшая солнечная буря - и они вообще как цыплята гриль испекутся.
        1. orionvitt 19 февраля 2019 11:10 Новый
          • 4
          Почему вручную? У них был бортовой компьютер, в оперативой 32Кб. laughing Впрочем, они же супермены, вы видели их сразу после приземления. Совсем не утомились и даже "не вспотели". Тут на дачу съездишь на денёк и потом как выжатый лимон, а они после полёта на Луну. Сегодня, даже для доставки на орбиту Земли, учитывают каждый грамм. А эти заявляют, что возили с собой целый ровер, и для чего, просто прокатится по Луне. Не не идиотизм? Как достали эти инфантильные доверчивые "спецы", типа вам сказали, что были, значит верьте. И таких вопросов миллион, ответов только нет.
          1. Servisinzhener 19 февраля 2019 11:57 Новый
            • 2
            Бортовой компьютер был конечно весьма архаичен и слаб, но надо учитывать и то что на нём не висело никакого графического интерфейса. А расчеты были минимальны и использовали фиксированные "программы" предварительно обсчитанные на земле на более мощных компьютерах.
            1. Vlad.by 19 февраля 2019 15:23 Новый
              -2
              И это Вам позволит рассчитать точку встречи базового и посадочного модулей на орбите Луны? С неизвестными параметрами взлета (особенно первый раз), с неизвестным влиянием загруженных "лунных камней" на поведение взлетающего пепелаца? Этот калькулятор, между прочим, автоматического управления скоростью и направлением взлета обеспечить не мог, если что! Максимум мог рассчитать момент взлета, и то, промедление на взлете на одну десятку или малейшее отклонение от траектории при взлете и... пишите письма с вечной орбиты спутника, топлива на маневры на орбите нет, кислорода кот наплакал, да еще и фекалии, фекалии по кабине... А Орел в паре десятков км проносится мимо по орбите... Абыдно, дарагой, слюшай!
              На мой взгляд, именно безсбойная процедура взлета с Луны и стыковки на ее орбите и есть главное, неубиваемое доказательство всего этого фейка.
              К примеру, Луна 16, при посадке на Луну промахнулась мимо расчетной точки "всего" на 1,5 км. Это при отсутствии людей и необходимости обеспечивать льготный перегрузочный режим посадки. При попытке стыковки с базовым модулем эти "всего 1,5 км" обернулись бы очень приличной ошибкой... Так возвращаемый аппарат весил всего 500 с небольшим кг и вез "опять же всего" 101 грамм лунного грунта! А "исключительные" не заморачивались - десятками кг тащили! Да еще же и те пресловутые фекалии чего то да весили! Не считая вспотевших астропроходимцев.
              И вот все это добро, без промахов на орбите изображало ПАПА/МАМА???!!! И так 8 раз подряд???
              Не смешите мои унитазы!
        2. sharp-lad 19 февраля 2019 23:03 Новый
          • 0
          Вот этой самой бури очень боялись как НАСА, так и сами астронавты! Но повезло.
    4. Blackgrifon 20 февраля 2019 22:19 Новый

15 лет отработать , вызывает уважение

Кажется это вообще единственный марсоход, который смог более-менее нормально работать на Марсе.
  2. Skay 19 февраля 2019 08:39 Новый
    • 10
    • 2
    Моё почтение и уважение всем ученым и инженерам, осуществившим этот грандиозный проект!
    1. cniza 19 февраля 2019 08:52 Новый
      • 2
      Сделали хорошее дело , то и похвалы заслужили ... честно завидно.
      1. Ламатинец 19 февраля 2019 08:54 Новый
        -3
        А если к ним Рогозина послать . для заимстования опыта
        1. cniza 19 февраля 2019 08:59 Новый
          • 1
          Если не ошибаюсь , он по специальности журналист ? зачем ?
          1. Ламатинец 19 февраля 2019 09:37 Новый
            • 3
            А он зачем то поставлен в правительство курировать технические вопросы , чего бы ему остыдиться и не пойти работат в газету Гудок, так он еще и доктор философских наук, глава Роскосмоса , Спец представитель по международному сотрудничеству в космосе !!! такие вот метаморфозы, Овидий отдыхает))))
            1. sniperino 19 февраля 2019 13:28 Новый
              Цитата: Ламатинец
              такие вот метаморфозы, Овидий отдыхает))))
              С Апулеем напару.
        2. Romka47 19 февраля 2019 09:36 Новый
          -1
          Хорошая статья!хорошая новость! Добрый комментарии! Ну не портите картинку эти Р...
  3. sergo1914 19 февраля 2019 08:42 Новый
    • 1
    Хорошая работа. Уважение инженерам, создавшим это чудо.
  4. spektr9 19 февраля 2019 08:54 Новый
    • 0
    Разве на них не РИТЭГи ставятся в качестве резервного источника питание ?
    1. vadimtt 19 февраля 2019 11:54 Новый
      На марс ритеги не посылают - это-ж запасная планета, зачем ее пачкать? bully
      Только зеленая солнечная энергия.
      1. Цой 19 февраля 2019 13:52 Новый
        Цитата: vadimtt
        На марс ритеги не посылают - это-ж запасная планета, зачем ее пачкать? bully
        Только зеленая солнечная энергия.

На curiosity ритег. На пару спирит-оппортьюнити не ставили изотопную энерго установку потому что программа была рассчитана на 90 дней. Они должны были проехать около 1 км., а проехали на порядки больше.
  5. Плотник 2329 19 февраля 2019 08:54 Новый
    • 2
    На совесть сделан был девайс.
    И лучше б человеки такими вездеходами заморачивались, чем на войнушки и подляны деньги тратить.
    1. федоров 19 февраля 2019 09:01 Новый
      чем на войнушки

Так "войнушки в большой мере и есть "двигатель прогресса . Сначала ядрен-батон, потом уж электростанция, и дальше по спирали hi
      1. Плотник 2329 19 февраля 2019 09:08 Новый
        • 0
        Ну, это понятно. Т.к. все лучшие мозги со 2х-3х курсов в оборонку затачиваются.
        А если б оборонки не было, то... Эээххх!
        Но "человечество пока несовершенно, Ватсон..."
        request crying
      2. NordUral 19 февраля 2019 10:23 Новый
        • 0
        Двигатель прогресса - голод, холод и любознательность.
        1. AUL
          AUL 19 февраля 2019 11:29 Новый
          • 1
          Жена - двигатель прогресса! И всего остального...
      3. sharp-lad 19 февраля 2019 23:10 Новый
        • 0
        Ещё и лень обыкновенная заставляет лучших представителей человечества шевелить мозгами. smile hi
  6. Роман070280 19 февраля 2019 09:15 Новый
    Просто невероятный срок!!
    Запусти машину на земле.. она и то за такое время выйдет из строя не однократно.. А если учесть, какие там условия на Марсе.. пыль.. перепады температур.. И ни одной замены масла..))
    Я за эти годы успел уже заскрипеть весь.. машина, купленная в начале 2000-х уже давно догнивает на свалке..
    Крутяк!!
    1. Genry 19 февраля 2019 09:30 Новый
      Цитата: Роман070280
      Крутяк!!

Пробег марсохода составил всего 50 км. Это принципиальный недостаток проекта.
      1. Topgun 19 февраля 2019 11:19 Новый
        • 1
        ну справедливости ради если он не ехал не означает что он не двигался - камеры, манипуляторы, инструменты...
        учитывая что делать что-то для других условий чем на земле сложно (тут как, сделали детальку, попользовались ею, она поломалась, осмотрели, внесли изменения и так по кругу пока не получим нужные свойства, а там на Марсе условия немного другие и сделать нужно с 1го раза) в общем немного другие требования к таким вещам и 15 лет работы и 50км пробега - отличный результат (тем более что делался он не из расчета на дальние поездки а из условий минимально достижимого веса - чтоб научной аппаратуры побольше килограмм можно было напихнуть, вес то миссии ограничен возможностями ракеты)
    2. федоров 19 февраля 2019 09:44 Новый
      • 0
      Я за эти годы успел уже заскрипеть вес

Если бы на Вас работало пара тысяч ученых и вбухали хрен его знает сколько сотен лимон баксов, думаю НЕ заскрипели бы wink
  7. g1washntwn 19 февраля 2019 09:33 Новый
    • 0
    Марсианские собиратели цветмета таки добрались и до него. smile
  8. 501Legion 19 февраля 2019 09:41 Новый
    марс и не красный вовсе
    1. Лейтенант Старшой 19 февраля 2019 10:45 Новый
      • 1
      Вы не поверите, но и Земля совсем не голубая планета)))
  9. rotor 19 февраля 2019 10:02 Новый
    • 1
    Хорошая была машина, аж 15 лет отпахала.
    .
  10. asiat_61 19 февраля 2019 10:26 Новый
    -1
    Закончилась сказка длинною в 15 лет. Не верю. Не может механизм отработать столько времени без ТО. Электроника за это время, просто развалилась от местных условий.
    1. Botanikas 19 февраля 2019 11:04 Новый
      Цитата: asiat_61
      Электроника за это время, просто развалилась от местных условий.

Электроника - как раз меньшая из проблем, т.к. максимально защищена от этих самых местных условий.
      Зачастую, у подобных аппаратов, наиболее критическая часть - солнечные батареи...
      1. voyaka uh 19 февраля 2019 12:11 Новый
        • 1
        У него уже былы сломаны два колеса. Его вытаскивали из ям с помощью его руки-манипулятора, на которую опирались, как на рычаг. Первой погибает механика, потом солнечные батареи. Электроника, Вы правы, умирает последней.
  11. Лейтенант Старшой 19 февраля 2019 10:43 Новый
    • 0
    Так а что хотели то, ровер вышел на заслуженный отдых, столько проработав.
    Вызывает уважение!
  12. Керенский 19 февраля 2019 11:16 Новый
    • 0
    Это первая буря за 15 лет? Или просто очень сильная?
    1. voyaka uh 19 февраля 2019 12:14 Новый
      • 1
      Были и раньше. После одной из них вдруг он стал работать активнее. Тогда смеялись: "инопланетяне провели ТО".
      На самом деле, буря тогда сдула пыль с солнечных батарей.
      А сейчас - наоборот, забила батареи напрочь.
      1. Керенский 19 февраля 2019 12:38 Новый
        На самом деле, буря тогда сдула пыль с солнечных батарей.

А если сейчас это повторится, то он уже не перезагрузится?
        1. Ратуш 19 февраля 2019 12:57 Новый
          Цитата: Керенский
          На самом деле, буря тогда сдула пыль с солнечных батарей.

А если сейчас это повторится, то он уже не перезагрузится?

Нет.его бортовой компьютер "умер".если упростить-сейчас "некому" дать команду солнечным панелям на раскрытие.
  13. Старый26 19 февраля 2019 11:16 Новый
    Цитата: spektr9
    Разве на них не РИТЭГи ставятся в качестве резервного источника питание ?

Нет. Они ставятся на станции, которые уходят к границам солнечной системы. На марсоходе только солнечные батареи
    1. Ратуш 19 февраля 2019 12:07 Новый
      • 0
      На нем есть радиоизотопный электротепловой генератор для зарядки аккумуляторов
  14. voyaka uh 19 февраля 2019 12:06 Новый
    • 1
    Чуть-чуть не дотянул до 15 лет.
    А ведь был запланирован на работу в течение всего 4 месяцев.
    У него из 6 колес 2 уже были сломаны - форменный инвалид. Но упорно ехал, фоткал, передавал информацию.
    Буря добила его потрепанные солнечные батареи.
  15. Архивариус Вася 19 февраля 2019 12:50 Новый
    • 0
    Отличный аппарат, можно ещё запускать! Когда следующий приступит к работе или хотя бы направится на Марс?
    В 2016 десантный модуль "Скиапарелли" российско-европейской миссии "Экзомарс-2016" разбился при посадке на Марс...
    1. Ратуш 19 февраля 2019 13:13 Новый
      • 0
      Уже есть другой.С осени прошлого года
    2. donavi49 19 февраля 2019 13:16 Новый
      • 0
      На Марсе сейчас работает целая научная лаборатория в 350кг с 6 метровым бурением wink
      1. donavi49 19 февраля 2019 13:21 Новый
        • 0
        А вот с Кьюриосити не повезло. Не удачный аппарат оказался. Масса проблем включая и то, что колеса за 18 км износились.

Но он жив и в действии - уже почти 2400 дней (600 базовая программа). Однако последние 18 месяцев он спал, только недавно разбудили и починили удаленно и анонсировали новую программу на год.
        1. donavi49 19 февраля 2019 13:25 Новый
          • 0
          А вот собирают новый ровер 2020 (улучшенная версия Кьюриосити с учетом всех пойманных проблем). План август 2020 года запуск.

И еще в статью надо было добавить официальное видео - с пока-пока Опортьюнити
    3. slipped 19 февраля 2019 20:41 Новый
      Цитата: Архивариус Вася

Следующей планируется миссия "Экзомарс-2020". Запуск состоится 24-25 июля 2020-го года на ракете "Протон-М" с космодрома "Байконур". На равнину Оксия российским десантным модулем будут доставлены наша долгоживущая напланетная станция с метеокомплексом и европейский ровер.

Цитата: Архивариус Вася

К сожалению румынская компания, которая осуществляла испытание "Скиапарелли" по заказу ЕКА не провела эти испытания так как требовалось - из-за ошибки в ПО посадочные двигатели спускаемого аппарата включились намного раньше чем положено.
  16. Dzafdet 19 февраля 2019 19:08 Новый