Самый первый «Цербер»

81
За безбрежные волны прерий,
За безбрежные прерии вод,
За империю всех империй,
За карту, что вширь растет.
(Редьярд Киплинг. «По праву рождения»)


Мне всегда хотелось написать что-нибудь о кораблях. Я вообще люблю корабли и всегда стараюсь на них подниматься, если к тому есть возможность. Это касается и крейсера «Михаил Кутузов» в Новороссийске, и целой эскадры судов в Калининграде. Еще в 1968 году мне очень хотелось залезть на борт болгарского миноносца «Дерзкий», торпедировавшего турецкий крейсер «Хамидие» и поставленный на вечную стоянку в Варне, в парке военно-морского музея. И я бы на него забрался, но… стоял он над сухой бетонной «ванной» и сделать это было бы совсем не легко. К тому же я боялся, что меня обвинят в непочтительном отношении к памятнику истории.



Тем не менее, писать о кораблях хотелось. Но… нет опыта, нет достаточного количества информации. Да и к тому же на «ВО» много других отличных специалистов, разбирающихся в этой теме. Не отбирать же у них хлеб?

И тут вот повезло, просматривая англоязычные источники информации, наткнулся на историю совершенно уникального корабля, о котором вполне можно рассказать и нашим читателям.


По имени трехголового пса…

А было так, что британское адмиралтейство уже в середине 19-ого века обратило внимание на растущую мощь американского и российского флотов и посчитало, что свои заморские владения и, в первую очередь, берега далекой Австралии ей придется рано или поздно защищать, а для этого нужны… современные корабли. Нет, флот у Англии был, и флот очень даже солидный. На зависть очень многим. Но все дело заключалось в том, что состоял он из броненосных кораблей, ни один из них не был настолько мощным, чтобы внушать страх неприятелю одним только своим видом. К тому же требовалось защитить подступы к входу в залив, на берегу которого располагался Мельбурн, для чего требовался не броненосный парусно-паровой фрегат, а низкобортный монитор на манер американских.


Это все, что осталось от «Цербера» (2007 г.)

И вот тогда-то государственный казначей Джордж Вердон и смог добиться у правительства Ее Величества и английского парламента разрешения построить принципиально новое бронированное судно класса «монитор», причем не с одной, а с двумя орудийными башнями, с двумя 22-тонными орудиями, прикрытых очень толстой броней. Строителем выбрали частную судоверфь, но контролировать работу должно было адмиралтейство. Общую стоимость проекта оценили в 125 тысяч фунтов стерлингов, но при этом решили, что часть денег выплачивает метрополия, а вот часть должна поступить из Австралии, поскольку служить корабль должен был именно там.

Корабль получил звучное название «Цербер» — по имени мифического трехголового пса, и стал первым барбетным монитором (от французского выражения en barbette, то есть стрельбы из полевых орудий через парапет, т.е. защитную стену, а не через амбразуру, который был построен в Великобритании в самом начале 1870-х годов 19-ого века. Задание на разработку проекта нового корабля получил главный конструктор британского флота Э.Риду, который в итоге сумел создать корабль, ставший образцом для подражания многих корабелов в самых разных странах.

С оглядкой на опыт американских мониторов…

Заметим, что броненосцев к моменту закладки «Цербера» было построено уже довольно много. Например, свой броненосный фрегат под названием «Ла Глуар» («Слава») во Франции был построен еще в 1859 году, и тогда же англичане в ответ соорудили «Уорриор» с броневой защитой из 4.5 дюймовой брони на подкладке из тиковой древесины. Но все эти корабли в той или иной степени копировали предыдущие парусные суда, хотя и были построены из металла. Пушки на них размещались по бортам и стреляли через амбразуры, а на мачтах сохранялось полное парусное вооружение. Поэтому первым «настоящим» броненосцем принято считать именно американский «Монитор» конструкции Дж. Эрикссона, принадлежавший северянам, который 9 марта 1862 года на Хэмптонском рейде вступил в бой с «Вирджинией» — броненосцем южан. Бой закончился «вничью», но вывод из него всеми военно-морскими специалистами был сделан однозначный: чтобы бороться с таким броненосцем, нужно иметь такой же броненосец! И все страны принялись строить мониторы с корпусом, полуутопленным в морскую воду, и возвышающимися над палубой орудийными башнями, которых обычно ставили от одной и до трех.

Самый первый «Цербер»

Американский «Миантономо».

Когда в 1866 году американский двухбашенный монитор «Миантономо» с визитом вежливости прибыл в Англию, британские инженеры изучили его самым тщательным образом и посчитали, что вполне способны построить корабль береговой обороны ничуть не хуже, если не лучше, чем у американцев. Вот так строительство «Цербера» и получило свое техническое обоснование!

Первый среди равных!

«Цербер» стал первенцем в серии из семи броненосцев береговой обороны, за 10 лет построенных на верфях Британии, начиная с 1867-ого и по 1877 год. Он был заложен в сентябре 1867 года на верфи судостроительной компании «Палмер Шипбилдинг и Айрон Ко», спущен на воду уже в декабре 1868-го, а закончен постройкой уже в начале осени 1870 года. У «Цербер» был систер-шип «Магдала», и еще пять кораблей аналогичной конструкции, а еще четыре корабля, из которых первым был «Циклоп», были спущены позднее и несколько усовершенствованы. Первые семь судов в Англии получили неофициальное название «Монстр-класс».


«Принц Альберт» — первый в британском флоте башенный боевой корабль специальной постройки, с орудийными башнями конструкции Купера Ф. Кольза (1864).

Главным отличием «Цербера» от американских мониторов было наличие барбета, представлявшего бронированную надстройку в 3,5 метра, которая у него возвышалась на палубе подобно крепостной стене и защищала всю среднюю часть корабля, включая основания обеих его башен и трубы. Кроме того, у него бронировался еще и борт. Само бронирование было более чем солидным: пояс от 6 до 8 дюймов (от 150 до 200 мм), при поддержке 9 до 11 дюймов (от 230 до 280 мм) обшивки из тика. Бруствер: от 8 до 9 дюймов (от 200 до 230 мм). Башни: с 9 до 10 дюймов (от 230 до 250 мм). Палуба: от 1 до 1,25 дюймов (от 25 до 31,8 мм). Однако создателям корабля и этого показалось мало. Для дополнительной защиты «Цербер» может принимать воду в балластные цистерны, уменьшая высоту и без того низкого надводного борта, погружаясь в воду почти по самую палубу.


Полумодель броненосца «Цербер» из бумаги. Вид с кормы. Хорошо виден барбет и башенные орудийные установки с вентиляционными решетками на крыше. Под мостиком видно 127-мм орудие и по три противоминные пушки Гочкиса в носовой и кормовой части мостика.

Водоизмещение корабля составляло 3253 т, т.е. паровая установка имела мощность в 1370 л.с. и вращала два винта диаметром более трех метров (!), что давало ему экономический ход в шесть узлов, а его максимальная скорость хода равнялась 9,75 узлов (18,06 км/ч). Пар для паровых машин вырабатывали пять котлов, имевших в общей сложности 13 топок, дымоходы от которых выходили в одну, но зато широкую трубу. Запас топлива составлял 240 тонн угля, хранившегося в бункерах непосредственно рядом с топками, к которым его доставляли по рельсовым путям на вагонетках, с поворотными и опрокидывающими механизмами. Идя полным ходом, он потреблял до 50 тонн угля в сутки, а экономическим ходом – 24 тонны. Таким образом океанские плавания в одиночку ему были противопоказаны! Безопасность судна повышало двойное дно и семь водонепроницаемых переборок, поднимавшихся до самой палубы. Осадка броненосца составляла 4,7 метра. Экипаж состоял из 12 офицеров и 84 матросов, но в военное время он получал еще дополнительно 40 человек.


Та же полумодель. Вид с носа.

Вооружение «Цербера» состояло из четырех нарезных, дульнозарядных орудия калибра десять дюймов или 254-мм, каждое по 18 тонн весом. Располагались они по два в орудийных башнях цилиндрической формы конструкции инженера Кольза, которые вращались при помощи гидравлики на роликовых опорах под палубой. В качестве дополнительного вооружения – отстреливаться от атакующих миноносок и миноносцев использовались скорострельные пушки Нордефельда. На верхней палубе, кроме этих двух башен, основание которых закрывалось броневым барбетом, находилась надстройка, с мостиком по всей ее длине, и здесь же размещалась рулевая рубка и дымовая труба. Боевая рубка овальной формы находилась позади мачты – место не слишком удобное для наблюдения вперед и назад, но зато изготовлена она была из 229 мм брони. Спасательные шлюпки и кран-балки для их спуска на воду были размещены так, чтобы они не мешали ведению кругового обстрела из обеих башен. Мачта на броненосце была одна, но для океанского плавания в Австралию на нее поставили полную парусную оснастку, ведь запасы угля на «Цербере» были весьма ограничены.


Орудийная башня броненосца «Хотспур» и ее 12-дюймовое орудие со снарядом.

«Цербер» бороздит океаны…

Когда 29 октября 1870 года «Цербер» покинул порт Четам на Темзе, никто не ожидал, что его мореходность будет уж настолько плоха. Но очень быстро выяснилось, что он подвержен такой качке в штормовую погоду, что первая его команда… немедля взбунтовалась, как только корабль оказался в Портсмуте. Мол, дальше мы этот «плавучий гроб» не поведем. А дело было все в том, что как раз в это самое время британский флот лишился крупного башенного броненосца «Кэптэн», с полным парусным вооружением и… перевернувшийся в открытом море в Бискайском заливе во время плавания в штормовую погоду. Набрали второй экипаж, но он тоже поднял мятеж, правда, уже когда «Цербер» добрался до Мальты. Тогда на борт корабля посадили взвод морских пехотинцев, и вот только тогда он совершил благополучный переход до самого Мельбурна. При этом капитан Пантер, а также главный инженер и боцман оказались чуть ли не единственными членами его экипажа, которые бессменно находились на нем в течение всего этого плавания!


«Цербер» в сухом доке.

Впрочем, можно сказать, что судьба к «Церберу» оказалась благосклонной, причем не раз. Во-первых, он не перевернулся как «Кэптен», хотя вполне мог. Во-вторых, он стал и первым судном, и первым боевым кораблем, прошедшим через только что открытый Суэцкий канал! Интересно также, что основную часть своего пути этот броненосец прошел под парами и регулярно пополнял запасы угля. А паруса ему так и не пригодились, кроме одного единственного случая, когда во время шторма в Бискайском заливе их пришлось поднять, чтобы с их помощью держать курс по ветру.

На службе в «Стране кенгуру»

Находясь на боевой службе в Австралии, «Цербер» особо ничем не прославился, поскольку на нее тогда никто и не собирался нападать. Но вот однажды случилось так, что в одну из ночей 1878 года одно маленькое торговое судно начало входить в залив Хобсон, не заплатив предварительно таможенный сбор. Сам «Цербер» в это время стоял на якоре как раз в этом в заливе, ну, а его орудия смотрели в сторону моря. Куда же им было еще смотреть, не так ли? Однако никто на борту не заметил, что течением корабль уже давно развернуло так, что теперь они смотрят… на берег. Ну, а канониры, едва заметив неизвестное судно, сразу же дали залп! И попали снарядом в крышу аптеки в городке Сент-Килде! Конечно, они заметили свою ошибку, развернули башню и выстрелили еще раз, и… попали в маяк, находившийся на противоположной стороне бухты на мысе! Огонь тут же прекратили, но неизвестное торговое судно сумели обнаружить уже только по утру. Зато позднее «Цербер» получил электрическое освещение и на потеху публике устраивал на берегу развлекательные шоу с прожекторами. Интересно, что ему повезло служить поочередно в трех флотах одной державы: сначала он был приписан к Викторианской Колониальной Флотилии с 1871 по 1901 г., затем с 1901 по 1913-ый — числился в Военно-морских силах Британского Содружества, а в итоге, с 1913 по 1924-й – принадлежал Королевскому Австралийскому флоту.


На мостике «Цербера» в 1895 году.

В 1926 году этот броненосец был куплен одной из компаний Мельбурна, занимавшейся утилизацией списанных боевых кораблей. С «Цербера» сняли все оборудование, оставив только 1800-тонный барбет, две башни, по 400 тонн каждая, и очень уж тяжелые и неудобные пушки, после чего он был затоплен в 150 метрах от берега для того, чтобы стать волноломом.


Российский аналог подобных башенных кораблей: броненосная башенная «лодка» «Смерч» (1865). Вооружение: 2 – 196-мм орудия, с 1870 года: 2 – 229-мм., вентиляция башен устроена более совершенно, чем на «Цербере».

В декабре 1993 года сильный шторм стал причиной того, что 2000-тонный корпус старого корабля переломился пополам, так что вокруг него была создана 25-метровая «зона отчуждения», т.к. его остов представляет реальную опасность. Однако получается, что сегодня это единственный хоть как-то уцелевший броненосец первого поколения, пусть даже сохранность у него и «не очень»! И это еще и первый в мире корабль с бруствером и двумя орудийными башнями конструкции инженера Кольза – создателя злополучного «Кэптена», единственный сохранившийся броненосец Королевского Австралийского флота, его первый флагман и… самый мощный боевой корабль среди всех ее кораблей, к тому же специально построенный для Австралии!
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    3 марта 2019 06:19
    Интересный материал, да ещё и фото. Автору спасибо.
    1. +6
      3 марта 2019 08:00
      Цитата: лысова
      Интересный материал, да ещё и фото

      Вячеслав очень дотошен в изучении материала перед подачей. Некоторым (не буду называть фамилии laughing ) этого качества не хватает. hi
      1. +5
        3 марта 2019 08:53
        Так ведь откопал же где то, прочитал и выложил на тарелке. Вот сроду бы и не знал бы, это забытое.
      2. +7
        3 марта 2019 09:28
        Цитата: Ингвар 72
        Вячеслав очень дотошен в изучении материала перед подачей. Некоторым (не буду называть фамилии ) этого качества не хватает.

        Да, фамилии называть не стоит. В противном случае можно бан схлопотать.
        1. +5
          3 марта 2019 09:30
          Цитата: zyablik.olga
          Да, фамилии называть не стоит.

          Приветствую Оля! Серега в этот список не входит. Привет ему! drinks
          1. +3
            3 марта 2019 09:36
            Цитата: Ингвар 72
            Приветствую Оля! Серега в этот список не входит. Привет ему!

            Игорь, зравстуйте! Спасибо, обязательно передам! Сегодня вышла его статья про зенитный "Центурион".
        2. +4
          3 марта 2019 09:44
          Что и имело место быть неоднократно, буквально за последние полгода.
      3. +1
        3 марта 2019 15:53
        Цитата: Ингвар 72
        Вячеслав очень дотошен в изучении материала перед подачей.

        Не соглашусь. no
        1. 0
          3 марта 2019 15:55
          Цитата: мордвин 3
          Не соглашусь.

          На основании чего такой вывод, дружище? belay
          1. +1
            3 марта 2019 16:03
            Цитата: Ингвар 72
            На основании чего такой вывод, дружище?

            Да хоть по предыдущей статье про викингов. Тов. Шпаковскому было лень поковыряться, почему викинги Оспак и Бродир встали друг против друга (а вроде как побратимы были). Написал Вячеслав Олегович типа: "не поделили что то".
            1. +1
              3 марта 2019 19:42
              Цитата: мордвин 3
              почему

              Недоработки бывают у всех. Но это лучше, чем перевирание и вымысел. laughing
              1. +1
                3 марта 2019 19:43
                Цитата: Ингвар 72
                Недоработки бывают у всех.

                Так он ещё и алкоголь пиарит. request
                1. +1
                  3 марта 2019 21:17
                  Цитата: мордвин 3
                  Так он ещё и алкоголь пиарит.

                  Я то же..... feel
                2. +3
                  4 марта 2019 07:05
                  Кому нравится поп, кому попадья, кому попова дочка - сказал черт, снял трусы и сел в крапиву!
  2. +5
    3 марта 2019 08:45
    Спасибо за статью, Вячеслав Олегович! Действительно, очень необычная для Вас работа! Впрочем, похоже, сегодня день открытий, "Хозяин трилобита" тоже удивил.
  3. +3
    3 марта 2019 09:05
    Спасибо за статью , но корабли , канечно , для морского перехода , ну просто никак ))) а таки доходили .
  4. BAI
    +2
    3 марта 2019 09:25

    И тут вот повезло, просматривая англоязычные источники информации, наткнулся на историю совершенно уникального корабля,

    Корабль редкий, да еще австралийский, а Австралия по жизни россиянам не интересна. Очевидно, такую информацию найти в основном иностранных источниках.
    Причем на историю автор наткнулся давно, о чем уже поведал читателям другого портал в 2016 году.
    http://ynik.info/2016/12/14/bronenosec_v_preddverii_ada.html

    Цербер и учебный корабль HMVS Нельсон
    1. +2
      3 марта 2019 09:35
      Довольно таким много состоятельных россяин в австралию едут за внж .
      1. BAI
        +4
        3 марта 2019 09:48
        Состоятельных россиян (так и хочется сказать - кротов) не интересует история полузатопленного корабля.
        Вот здесь есть видео, в том числе и про то, что от корабля осталось.
        https://www.youtube.com/watch?v=gIOE0pdzra4
        1. +3
          3 марта 2019 10:03
          Состоятельны Россиян инетерсует другое ))) Это нас тут с Вами инетерсуют такие вод чудеса флота
    2. +5
      3 марта 2019 10:43
      Да, но если Вы сравните тот материал и этот, то заметите, что это не одно и тоже, не калька. Уровень новизны превосходит нужные на ВО 70% и намного.
      1. +2
        3 марта 2019 11:00
        Спасибо за интересный материал hi
      2. BAI
        0
        3 марта 2019 13:03
        Хотите сказать, что это на 70% другой корабль и на 70% другие события, с ним связанные?
        1. +2
          3 марта 2019 15:40
          Хочу сказать, что глупо цепляться к тому, что и так понятно. Один и тот же материал можно написать разными словами. Понятно, что если Вы написали 35 материалов ДСП, то Вам нет в этом необходимости. Но журналистам приходится одно и тоже пересказывать и дважды и трижды. Некоторые мои материалы выходят и по 5 раз. В разных изданиях! И все написаны с уровнем новизны около 90%.Называется это рерайт. Этому учат и у кого-то получается плохо, а у кого-то хорошо. А у художников есть тип картины "авторское повторение".Доступно объяснил?
          1. BAI
            +2
            3 марта 2019 17:01
            А что плохого в том, что Вы уже писали на эту тему? Наоборот, надо было поднять этот факт - вот мол автор не новичок в данном вопросе, постоянно работает над этой темой, нарыл факты, не представленные в рунете, и теперь предлагает их на суд читателей, творчески переработав. Чего здесь плохого? Такими вещами гордиться можно, просто правильно надо их преподносить. А то когда тайно - просто какая-то "уголовщина" получается за которую надо оправдываться и объясняться, когда можно все преподнести совсем по другому.
            Или Вам стыдно за первую статью и Вы не хотите, чтобы о ней знали?
            1. +1
              3 марта 2019 17:07
              Я понял Вашу мысль (дошло, но не сразу, Вы уж извините), но честно, не вижу смысла это писать. Есть правила сайта, есть требуемый уровень новизны. Если он соблюден, чего "бумагу изводить"? К тому же Вы опять правы - какие там новые факты? Мало информации, а тема интересная. Поэтому - пересказ пересказа. И лишний раз писать... я вот нашел это... печатал там-то и тогда-то, а теперь переписал с уровнем новизны таким-то... Зачем у людей отнимать время? Им интересно совсем иное. Вам было интересно что-то еще... Вы и нашли. Но основной аудитории нужно другое.
              1. +1
                3 марта 2019 19:47
                Меж тем, Вячеслав Олегович, коллега "BAI" высказал очень здравую мысль, кстати, вполне доброжелательно, на мой взгляд. Подобные материалы можно размещать с пометкой "идея была использована на других ресурсах".
          2. +2
            3 марта 2019 19:36
            У музыкантов ещё веселее. Когда некто пытается уличить коллегу в плагиате, получает неизменный ответ: "это цитата". И все!!! К нотному стану кавычек не придумано! Нет, есть конечно понятие " кавер-версия"...
            1. 0
              4 марта 2019 16:13
              Как сказал классик, надо брать музыку у народа, и только обрабатывать её. Так я и делаю. Поэтому, когда сегодня берёшь у композитора — это, собственно говоря, берёшь у народа, берёшь у народа — берёшь у себя, и главное, чтобы музыка была твоя, и кто говорит „плагиат“, я говорю „традиция“.
              ©
              1. 0
                4 марта 2019 21:56
                "Ну, а че? Пипл хавает!"
                Б.Титомир
  5. Очень интересно! Спасибо!

    Ещё бы про Российские броненосцы береговой обороны, так называемые, "поповки". Круглые, как блины.

    Броненосец береговой обороны конструкции Попова
    1. +3
      3 марта 2019 15:48
      Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ (Incitatus) Сегодня, 13:44
      0
      Очень интересно! Спасибо!

      Ещё бы про Российские броненосцы береговой обороны, так называемые, "поповки". Круглые, как блины.

      Уважаемый душегубов и людоедов, а также un caballo! Я бы и написал, но... найдется вон некий BAI и начнет писать, что уже БЫЛО, что об этом писали, искать % новизны и копаться в ее глубинной сути... Вам то надо? А мне? Так что если Вы хотите, то... "мы принимаем бой" и я пишу этот материал и лично для Вас и тем, кому интересен АВТОРСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВЕЩИ, а нет - то нет, напишем перевод очередного англоязычного материала до которого у наших "критиков" руки коротки и граматешки не хватает.
      1. И ещё раз спасибо! Бой так бой...

        soldier

        Вы просто спокойнее к таким личностям относитесь, просто с мыслью о том, что некий глупый человек выставляет здесь в комментариях свою глупость, как экгибиционист - свои причиндалы.

        Эдакая глупость, выставленная всем напоказ.

        Вот и повод посмеяться. Смех продлевает жизнь, а безосновательная злоба, вылитая в комментариях может вернуться в реальной жизни, причём, совершенно неожиданно. Это повод, задуматься тем, кому привычно анонимно делать гадости.

        hi
        1. 0
          4 марта 2019 19:13
          Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
          И ещё раз спасибо! Бой так бой...
          Вы просто спокойнее к таким личностям относитесь, просто с мыслью о том, что некий глупый человек выставляет здесь в комментариях свою глупость, как экгибиционист - свои причиндалы.
          Эдакая глупость, выставленная всем напоказ.
          Вот и повод посмеяться. Смех продлевает жизнь, а безосновательная злоба, вылитая в комментариях может вернуться в реальной жизни, причём, совершенно неожиданно. Это повод, задуматься тем, кому привычно анонимно делать гадости.

          Согласен! Только я тоже человек и у меня масса недостатков. Я гневлив, не воздержан на язык, очень субъективен в суждениях, временами что-то болит, портится настояние, что-то не получается... тогда хочется... сбросить - да? Отсюда случается, что... отвечаешь более резко, чем самому бы хотелось. Увы...
          Материал обещаю. Причем имейте ввиду на ВО в 2013 году было 5 статей про "поповки". Так что мне придется постараться, чтобы это БЫЛ СОВСЕМ ДРУГОЙ МАТЕРИАЛ. Попробую так сделать... "The challenge accepted!"
          1. Ух ты! Да Вы снастоящий старожил!

            Я Военное Обозрение впервые листал в бумажном варианте в библиотеке части во второй половине 80-х.

            Я, честно, не знал, что были статьи... сорри. Так далеко электронную версию не листал.
            1. 0
              4 марта 2019 22:25
              Это не мой материал. Просто я когда готовлю свои статьи всегда смотрю не было ли аналогов на ВО. Вы спросили и я первым делом проверил. Подписи не было. Потом я посмотрел иллюстрации. Все из Сети. Поэтому из своей папки, где копятся материалы по "поповкам" я их выбросил. Чтобы вставить что-нибудь новенькое... Потом сложу в архив почитаю газеты и журналы тех лет... Но скоро этот материал не обещаю. В архиве очередь, и у нас в городе очень много снега...Ходить тяжело.
              1. Я по качеству Ваших материалов так и понял, что Вы имеете доступ в архивы.

                А что за город, если не секрет? В Эстонии у нас то растает, то замёрзнет. В отделение экстренной медицины везут людей нескончаемым потоком со сломанными конечностями, дископатией, травмами черепа и сотрясением мозга...

                Когда уж всё растает окончательно? У нас тут почти всегда один сезон - осень и две недели лета, в которые я обычно работаю.
                1. 0
                  9 марта 2019 08:25
                  Город Пенза. Центр России. Место где жили Лермонтов, Салтыков-Щедрин, Мейерхольд, Давыдов, Ключевский, Суворов, много кто...
                  1. Молодые их не знают. Они знают Павла "Снежка" Волю...

                    drinks
  6. +3
    3 марта 2019 15:47
    Замечательная статья, но я заметил две неточности. Фотографии с полумоделями перепутаны. Конечно у корабля такого вида легко перепутать бак с кормой. Признаки бака:
    1. Гюйс,
    2. Якоря по походному (обычно их бросают с бака, чтобы не повредить винторулевую)
    3. Шлюпки всегда носом вперед
    Спасибо за статью.
  7. +2
    3 марта 2019 15:49
    Цитата: 17085

    Замечательная статья, но я заметил две неточности. Фотографии с полумоделями перепутаны. Конечно у корабля такого вида легко перепутать бак с кормой. Признаки бака:
    1. Гюйс,
    2. Якоря по походному (обычно их бросают с бака, чтобы не повредить винторулевую)
    3. Шлюпки всегда носом вперед
    Спасибо за статью.

    Спасибо! Надо быть внимательнее...
  8. +2
    3 марта 2019 16:26
    Интересная история!
    А конструкция простая и классическая для всех следующих броненосцев. Ничего лишнего.
  9. +1
    3 марта 2019 16:56
    Цитата: мордвин 3
    почему викинги Оспак и Бродир встали друг против друга (а вроде как побратимы были).

    К теме битвы это не имеет отношения... Всегда надо вовремя остановиться написаниях и изысканиях. Иначе будет как в басне "Слон-живописец"
  10. +3
    3 марта 2019 16:58
    Пушки на них размещались по бортам и стреляли через амбразуры
    Недопустимая терминология. На флоте в бортах нет амбразур - есть орудийные порты.
    Назвать орудийный порт амбразурой, то же самое, что гальюн туалетом или комингс порогом.
    1. +2
      3 марта 2019 17:08
      Да конечно!
    2. +1
      3 марта 2019 19:59
      Ага, а ещё они скорость меряют в узлах и в море "ходят" , но "кругосветку" "плавают"
      1. +1
        3 марта 2019 20:16
        Вы знаете, мне очень нравится по этому вопросу высказывание известного русского яхтсмена Георгия Васильевича Эша.
        "Своеобразный морской язык существует не в одной России, а во всех странах, где существует мореходство, и большее или меньшее число иностранных слов, вошедших в этот язык, показывает только - насколько мореходство у данного народа развивалось самобытно и насколько оно было заимствовано у других народов.
        Помимо надобности в изображении известных специальных понятий и представлений особыми, не встречающимися в обыденном языке словами и выражениями, происхождение этих технических слов и выражений имеет своею причиною желание достичь наибольшей точности и определенности, чтобы ни одно выражение, ни одно слово, не могло возбуждать никаких сомнений относительно своего значения."

        Кстати, его книгу "Руководство для любителей парусного спорта ", изданную в 1895 году в Санкт-Петербурге, можно купить и сегодня. В ней как раз есть глава "О морском языке".
        Может я излишне требователен, но непрофессионализм мне не нравится.
        1. +1
          3 марта 2019 21:02
          Знаете, Виктор Николаевич, когда я употребляют термины "шурик" или "стремя", любой русскоязычный строитель меня понимает. Однако я не требую употребления этих жаргонизмов представителями остальных профессий и уж тем более внесения их в общеупотребительным раздел русского языка. Меж тем за последние 150 лет представители моей профессии внесли гораздо более значительный вклад в развитие страны нежели мореманы. Мы работаем, они понтуются.
          1. +2
            3 марта 2019 21:21
            Если брать ВМФ, то тут с Вами можно согласиться, но торговый флот во времена СССР в экономику вносил очень достойный вклад.
            Что касается "шурика" - это сленг. А кабельтов - это терминология, естественно сложившаяся совокупнось терминов определенной области знания.
            1. 0
              3 марта 2019 22:19
              Хорошо, а "байпас" это что? Слэнг или исторически сложившаяся терминология?
              1. +3
                3 марта 2019 22:29
                Терминология. Заимствование из английского (by pass дополнительный канал для перепуска пара в паровой турбине).
              2. +2
                3 марта 2019 22:30
                Детская книга попадалась. Так от этого слова даже глагол "байпасить" производили.
    3. +1
      4 марта 2019 16:00
      Цитата: Decimam
      Назвать орудийный порт амбразурой, то же самое, что гальюн туалетом или комингс порогом.

      А камбуз кухней)))
      1. +1
        4 марта 2019 17:10
        А я назвал камбуз кухней?
        1. +2
          4 марта 2019 17:13
          Цитата: kalibr
          А я назвал камбуз кухней?

          Да я не про вас...
  11. +1
    3 марта 2019 18:03
    Спасибо, интересно!
  12. +3
    3 марта 2019 18:40
    Действительно очень интересно.Если можете ,продолжайте. hi
    1. 0
      4 марта 2019 06:51
      Ну спасибо! Попробую...
  13. +1
    3 марта 2019 23:06
    Вячеслав!
    Просто Здорово!
  14. +2
    3 марта 2019 23:16
    Можно только добавить, что существует "общество спасения "Цербера" (как-то так), которое очень хочет спасти корабль от полного исчезновения, но - как обычно - нехватка средств. Но оно смогло снять пару орудий и заняться их реставрацией. Заодно уменьшить вес броненосца, ибо его засасывает в песок,
    Подъём орудий Цербера
  15. 0
    4 марта 2019 00:38
    было наличие барбета, представлявшего бронированную надстройку в 3,5 метра, которая у него возвышалась на палубе подобно крепостной стене и защищала всю среднюю часть корабля, включая основания обеих его башен и трубы

    Автор путает барбет и бруствер. Корабли с подобной бронированной надстройкой назывались брустверными (к ним и наш "Пётр Великий" относился).
    стал первым барбетным монитором (от французского выражения en barbette, то есть стрельбы из полевых орудий через парапет, т.е. защитную стену, а не через амбразуру

    Опять неточность. О какой "стрельбе через парапет" идёт речь, если орудия расположены в башенных установках и ведут огонь через амбразуры башен? Изучите матчасть, посмотрите схемы, что представляет собой барбет и классическая башня.
    1. 0
      4 марта 2019 06:57
      Вы знаете это все перевод. Из одного австралийского издания. И перевод точный. А вот насколько было точно терминологически... сказать сложно."О какой "стрельбе через парапет" идёт речь, если орудия расположены в башенных установках и ведут огонь через амбразуры башен?" Но вот тут я не согласен. Да орудия стреляют через амбразуры башен, но одновременно и через парапет барбета. Одно не отменяет другого.
      1. 0
        4 марта 2019 09:02
        Цитата: kalibr
        Да орудия стреляют через амбразуры башен, но одновременно и через парапет барбета. Одно не отменяет другого.

        Какого барбета? Вы представляете себе, как устроена барбетная установка орудия? Как было указано выше, в статье "барбетом" назван бронированный бруствер, защищающий надстройку и основание башен. Но это некорректно.
        1. 0
          4 марта 2019 11:14
          Цитата: Narak-zempo
          статье "барбетом" назван бронированный бруствер, защищающий надстройку и основание башен. Но это некорректно.

          Откровенно говоря мне все равно... Да и 80% читателей ВО тоже.
          1. +2
            4 марта 2019 12:08
            Цитата: kalibr
            Откровенно говоря мне все равно... Да и 80% читателей ВО тоже.

            Однако... То есть, если всем всё равно, то можно путать термины и называть брустверный монитор/броненосец береговой обороны барбетным монитором? При этом неоднократно упоминая в статье о наличии у "Цербера" башен (на барбетном-то корабле)?

            Барбетный и брустверный корабль - это два разных типа. По "Церберу" есть отличная глава у Паркса:
            В течение 1867-1868 гг., при рассмотрении вопроса об обороне колоний, Виктория [одна из территорий Австралийской федерации. - Ред.] выразила желание построить монитор для обороны Мельбурна. Имелись, однако, ограничения финансового порядка, лимитировавшие размеры корабля, и при условии, что он предназначался исключительно для защиты гавани, технические специалисты заказчика остановились на типе монитора с башней Кольза, проходящей через палубу. Однако и первый лорд, и Рид возражали против подобного типа судна, основываясь на том, что его палубу трудно сделать водонепроницаемой. После долгих обсуждений Рид согласился с кораблём мониторного типа, сконструированном специально для условий Мельбурна, и определил требования как к его артиллерии, так и к бронированию, прямо вытекающие из существовавших ограничений. В соответствии с ними и был построен "Церберус", примечательный тем, что он стал первым кораблём из серии "брустверных" мониторов, воплощавших идеи Рида о принципах, которые должны были быть положены в основу низкобортных башенных кораблей.

            В каждой его составляющей "Церберус" означал полный разрыв с установленными до этого традициями, выделяясь своим внешним видом изо всех уже плавающих кораблей. Высота его надводного борта составляла всего 1,07 м, а центральный бруствер длиной 34 м возвышался над палубой на 2,14 м и не доходил до бортов на ширину прохода. Между башнями, высоко над ними поднимаясь, располагалась навесная палуба с ходовой рубкой и шлюпками.

            Тот же Паркс считает эти три брустверных монитора соединительным звеном двух фаз развития БР и предшественниками этапного для броненосного кораблестроения корабля - брустверного БР "Девастейшн".
            Хотя и созданные для колониальных флотов, эти три маленькие корабля всегда включались в списки британского флота, и рассматриваются здесь как те конструкции, которые стали соединительным звеном между первой фазой развития броненосца, закончившейся с созданием "Монарха" и "Султана", и - после серии небольших мониторов береговой обороны - второй фазой, начавшейся с постройкой "Девастейшна".
            При этом разница между кораблём береговой обороны и мореходным линкором заключалась только в масштабе - "Девастейнш" вырос из "Церберуса" самым прямым образом.

            Все цитаты - по О. Паркс. Линкоры Британской империи. Часть II: Период проб и ошибок.
            1. 0
              4 марта 2019 17:09
              Алексей! Я Вам могу пожелать того же что тут уже... желал. Вы пишите материал с разбором неточностей в моей статье, все раскрадываете по полочкам, как человек "которому не все равно". Всем будет интересно. Работать с системой Адвего, Вы, надеюсь, умеете, а нет, так нетрудно научиться. Но почему-то и у Вас даже название броненосца "Девастейшн" написано по-разному в обоих случаях.В будущем Вы этого, конечно, не допустите.
              1. 0
                4 марта 2019 17:29
                Цитата: kalibr
                Но почему-то и у Вас даже название броненосца "Девастейшн" написано по-разному в обоих случаях.

                Я бы и рад поправить цитату из скана перевода Паркса - но не могу. Не хочу быть опять обвинённым в правке цитаты. smile
                1. 0
                  4 марта 2019 18:45
                  Вот видите как бывает - берешь цитату, а в ней ошибка. Переводишь текст... а в нем тоже ошибки,хотя вроде бы писали в обоих случаях специалисты,да?
                  1. +1
                    4 марта 2019 19:55
                    Цитата: kalibr
                    Вот видите как бывает - берешь цитату, а в ней ошибка. Переводишь текст... а в нем тоже ошибки,хотя вроде бы писали в обоих случаях специалисты,да?

                    Поэтому и опасно писать на базе одного источника. Всегда лучше сверяться со специальной литературой с устоявшейся терминологией.
                    В отечественной и переводной литературе корабли подобного типа именуются именно брустверными. А барбетные были чуть позже - это первые черноморские БР, французские БР 70-90-х гг. позапрошлого века и британские "Адмиралы", "Ройял Соверены" и "Маджестики".
  16. 0
    4 марта 2019 07:01
    Цитата: BAI
    Или Вам стыдно за первую статью и Вы не хотите, чтобы о ней знали?

    Это вот зачем такое писать? Что можно спрятать в Интернете в эпоху Интернета? Если правила сайта не нарушаются НЕ СТЫДНО НИЧЕГО!
  17. 0
    4 марта 2019 07:03
    Цитата: 3x3zsave
    вполне доброжелательно, на мой взгляд.

    А по мне вот совсем "не вполне"...
  18. 0
    4 марта 2019 11:53
    Цитата: Narak-zempo

    Какого барбета? Вы представляете себе, как устроена барбетная установка орудия?

    Давайте Вы напишите подробную, читабельную статью с уровнем новизны по системе Адвего-Антиплагиатус равным 92% как раз на эту тему и все мы все узнаем до тонкости!
    1. +1
      4 марта 2019 14:57
      Цитата: kalibr
      Цитата: Narak-zempo

      Какого барбета? Вы представляете себе, как устроена барбетная установка орудия?

      Давайте Вы напишите подробную, читабельную статью с уровнем новизны по системе Адвего-Антиплагиатус равным 92% как раз на эту тему и все мы все узнаем до тонкости!


      Приветствую!
      Про уровень новизны - это факт. Я тут как-то попытался написать, отбрили laughing
      Не прошел теста по этой жуткой системе laughing

      Статья мне понравилась, узнал новое, а это главное.

      Всех благ!
    2. 0
      4 марта 2019 15:42
      Цитата: kalibr
      Давайте Вы напишите подробную, читабельную статью с уровнем новизны по системе Адвего-Антиплагиатус равным 92% как раз на эту тему и все мы все узнаем до тонкости!

      На эту тему всё давно написано, надо просто не лениться работать с источниками.
      1. 0
        4 марта 2019 17:03
        Тем более Вам будет легко все найти и написать просто, понятно, интересно и без ошибок. Весь ВО скажет Вам спасибо!
  19. +2
    4 марта 2019 14:48
    Он и сейчас волноломит...


    https://warspot.ru/13202-koordinaty-warspot-tserberus
  20. У меня появилась дикая мысль, что не стОит обсуждение неточностей вываливать вместе с обсуждением статьи.

    Если у кого есть доброе желание помочь автору - пишите автору напрямую.
    Автор, при возможности, поправит. Это в интересах всех, кто читает статью и комментарии и кому интересна тема, а не дрязги и мелочные споры растянутые на много-много страниц обсуждения.

    Что скажете?

    hi
    1. 0
      4 марта 2019 19:00
      Цитата: Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
      Если у кого есть доброе желание помочь автору - пишите автору напрямую.
      Автор, при возможности, поправит. Это в интересах всех, кто читает статью и комментарии и кому интересна тема, а не дрязги и мелочные споры растянутые на много-много страниц обсуждения.

      Что скажете?

      Я скажу ДА! И на мой взгляд Вы правы. Но суть онлайн-журналистики в том, чтобы дать людям информацию НЕ СЛИШКОМ ИХ ОБРЕМЕНЯЮЩУЮ. Да, точную, да, научную... Но не слишком заумную. Далее - проверено и не мной доказано, что 80% читателей онлайн-порталов все равно ЧТО НАПИСАНО, но они требовательны к ТОМУ, КАК НАПИСАНО. И понятно почему... Люди привыкли узнавать новое, но... что б не слишком переутруждаться. Но одновременно режим ОНЛАЙН позволяет... ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ! О своем уровне знаний. То есть СЕБЯ ПОКАЗАТЬ! "А я знаю, а я лучше..." И это тоже особенность онлайн-журналистики и с этим ничего не поделаешь. Иначе неинтересно! Я Вам честно скажу, что никогда особо и не стремлюсь к точности изложения в некоторых материалах. И не потому, что "пипла съест и так". Нет. Просто нужно доставлять людям удовольствие... дать выговориться! Это помогает выделяться адреналину, чувствовать свое интеллектуальное превосходство. Причем особенно это приятно - как Вы и заметили, делать по мелочам, потому как по-крупному к чему придираться? А раз этого хочется... ну и надо это дать! Так что еще раз я ЗА ВАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Но... людям не захочется ему следовать. Хочется выпускать пар. А как это сделать? А вот так... "а вот здесь было на три заклепки больше - вот фото!" и... кайф!!! И слава Богу!
  21. +2
    4 марта 2019 20:17
    Спасибо за интересную статью!
    Однако никто на борту не заметил, что течением корабль уже давно развернуло так, что теперь они смотрят… на берег. Ну, а канониры, едва заметив неизвестное судно, сразу же дали залп! И попали снарядом в крышу аптеки в городке Сент-Килде! Конечно, они заметили свою ошибку, развернули башню и выстрелили еще раз, и… попали в маяк, находившийся на противоположной стороне бухты на мысе!
    посмеялся laughing опасный монитор получился у англичан)
    1. и… попали в маяк, находившийся на противоположной стороне бухты на мысе!


      Как-то сразу вспомнился радиообмен американской эскадры в Средиземном море с испанским маяком...

      wassat
  22. 0
    17 января 2021 05:01
    Ну про барбет и бруствер вам уже написали, а ещё вы перепутали фотографии модели: там где написано "вид с носа" - это вид с кормы, а там где написано "вид с кормы" - это вид с носа. Боевая рубка на Церебусе стояла не позади, а впереди мачты, но позади дымовой трубы.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»