Битва при Клонтарфе

85
Я в Ирландии видел
Страшную сечу. Герои
В громе мечей рубились,
Щиты разбивали в щепы.
Пал, истекая кровью,
Сигурд на поле брани.
Пал и Бриан отважный,
В битве добыв победу.
(«Сага о Ньяле», перевод О. А. Смирницкой и А. И. Корсуна)


В свое время известный британский поэт Редьярд Киплинг написал замечательное стихотворение «Чужак», в котором речь идет о том, что трудно принять людей чужой культуры, чужого языка и чужой веры, даже если они приходят к тебе с миром. А уж если они приходят, что сжечь твой дом и отнять у тебя достояние, если ты не хочешь им отдать его добровольно, то совершенно ясно, что они враги и никакие Божьи заповеди в их отношении недействительны. Так мы считаем даже в наше толерантное время, а уж, скажем, 1000 лет тому назад на это только так и смотрели. Ну, а уж если у тебя в руке был меч или топор, то твоим первейшим делом было скорее убить всякого, кто покушался на твое достояние, и немедленно.



Вот почему те же самые викинги, совершавшие свои набеги на земли Англии и Франции, повсеместно встречали отпор, хотя и был он, скажем так, не везде одинаков. Где-то от них предпочитали откупаться деньгами. Однако, известны и поистине эпические сражения между викингами и местными жителями, в которых воинственные пришельцы с Севера бывали разгромлены и больше уже не предпринимали попыток их завоевать. Едва ли не самое известное такое сражение, это битва при Клонтарфе, имевшая место в Ирландии в 1014 году. По масштабам, жертвам и последствиям она вполне сравнима с битвой при Гастингсе, однако случившейся полвека спустя.

Рассказать о ней просили и некоторые из читателей ВО, встретившие упоминание о ней в части 4-ой («Ирландия») цикла статей «Рыцари и рыцарство». И поскольку тема действительно очень интересная, то так тому и быть!


«Битва при Клонтарфе»: картина маслом Хью Фрэзера, 1826 г.

Начнем с историографии этой битвы. По счастью случилась она в то время, когда уже существовала письменность. И не просто существовала. В землях Ирландии в то время, как нигде более в то время существовало множество монастырей, а в них было много грамотных монахов. Поэтому неудивительно, что в значительной степени героизированные и романизированные описания этой битвы вошли как в исторические трактаты, так и в поэтические произведения. В частности, ее описание имеется в дублинской копии «Анналов Иннисфалена» и в южноирландской поэме «Война ирландцев против чужеземцев». Информация о ней есть в «Истории Ирландии» Джефри Китинга (XVII в.) О «Битве Бриана» повествуют также и некоторые исландские саги. Достаточно подробно она описана и в знаменитой «Саге о Ньяле».

Что мы можем из всего этого взять? В принципе, не так уж и много. Так, все ирландские источники сообщают, что битва продолжалась весь день. «Война ирландцев против чужеземцев», копия «Анналов Иннисфалена», равно как и исторический трактат «Битва при Клонтарфе», приводят массу живописных подробностей, большинство которых, скорее всего, выдуманы. Так же, как и откровенно мистические пророчества в «Саге о Ньяле». В целом же ход сражения везде описан очень смутно, хотя, судя по описаниям, это была битва «наносящая раны, грохочущая, убийственная, кровавая, ужасная, неистовая...» Но, в принципе это можно сказать, наверное, о каждом сражении, где имеет место рукопашная схватка. Часами воины то рубились, то отдыхали, переводя дух, дать возможность отдохнуть рукам, а затем вновь сходились и расходились, нападали и отступали, шатались и падали от усталости, а кто-то даже успевал в это же время подкрепиться, выпить вина и даже… помолиться Господу!

В то же время саги сообщают нам множество мелких подробностей относительно тогдашнего оружия и способов его применения, так что саму вооруженную борьбу того времени мы представляем сегодня достаточно подробно. «У него в руке был меч, и он нанес им удар человеку, который хотел схватить его, и отрубил ему низ щита и ногу. Тогда подоспел Флоси и ударил мечом Хельги по шее так, что у него отлетела голова». («Исландские саги» в 2-х томах, т. II.)

Что известно совершенно точно, так это то, что битва при Клонтарфе имела место 23 апреля 1014 года в страстную пятницу, а участвовали в ней силы коалиции, которыми командовал верховный король Ирландии Бриан Бору, а противостоял ему король Лейнстера Маэл Морда мак Мурхада, со своими собственными людьми, наемниками-викингами, как находившимися в Дублине, так и приплывшими им на помощь с Оркнейских островов во главе с его двоюродным братом Сигурд, а также одного из королей провинции Ульстер, выступавшего против Бриана. В ходе сражения войска Маэл Морды и его союзников потерпели поражение, но и королю Бриану тоже не повезло – его убил один из воинов-скандинавов. Итогом битвы стало освобождение Ирландии от власти норманнов, но задуманного им объединение страны так и не произошло. Она продолжала оставаться раздробленной и продолжала состоять из нескольких королевств, враждовавших друг с другом.

Битву при Клонтарфе вполне можно было бы назвать «битвой народов», поскольку состав ее участников и вправду был довольно пестрым. В ней участвовали правители Дублина, Лагена, Тир Оуэна, Брефне и Осрайга. Король Лейнстера мобилизовал людей на подконтрольной ему северной части Лагена, и то же самое сделали и дублинские скандинавы. К 18 апреля, вербному воскресенью, на помощь Морде прибыл его союзник норвежский ярл с Оркнейских островов Сигурд Хлодвирссон (Могучий), сын ярла Хлодвира Торфиннсона, и датчанин Бродир хёвдинг острова Мэн.

Известно, что Бродир привел с собой 20 боевых кораблей. Если считать, что на каждом было по 20-25 пар гребцов, то всего с ним могло прибыть около 1000 воинов, одетых в кольчуги, о чем упоминается в ирландских анналах. Численность флота Сигурда и количество его людей неизвестны. В свою очередь другой викинг Оспак, прежний соратник Бродира, что-то с ним не поделил и привел свои 10 кораблей королю Бриану.


Реконструкция битвы при Клонтарфе – тысячелетний юбилей, 19 апреля 2014 г.

Что касается вооружения противоборствующих сторон, то у скандинавов в него по традиции входили круглые щиты с умбонами, двуручные секиры, мечи и копья (включая метательные), и луки со стрелами. Отмечается, что воины Бродира имели кольчуги. Что касается ирландцев то они также имели мечи, копья и щиты с металлическими умбонами. У вождей на головах были шлемы. Возможно, что ирландские аристократы также имели кольчуги, но точных упоминаний о них не сохранились. Известно, однако, что некоторые из ирландцев, особенно воины Дал Кайс, уже имели секиры аналогичные скандинавским. У них также были луки, однако в качестве метательного оружия они все еще предпочитали дротики с прикрепленными к древку разноцветными ремнями, с помощью которых они подтягивались их владельцем назад. Достаточно сложно себе представить, как именно такое происходило в рукопашном бою. Однако об этом сообщается. Кроме того, источники XII века также передают, что ирландцы в бою довольно часто бросали камни. Хотя и не сообщается, каким образом. Но у них камней было много под ногами, так что почему бы их просто не поднимать и не бросать, особенно, если у тебя в этом есть практика. То есть ирландцы могли сражаться и в тесном строю, или поражать своих противников дротиками, стрелами и камнями на расстоянии.

Битва при Клонтарфе

Миниатюра с изображением воина эпохи походов викингов. «Штутгартская Псалтырь» 820-830 гг. (Штутгарт. Областная Вюртембергская библиотека)

Силы сторон были примерно равны – на стороне верховного короля примерно 7000 человек, на стороне его противников – около 6000. Впрочем, часть воинов, что пришла с ним – ирландцы из Миде, которых возглавлял бывший верховный король Маэлсехнайллом мак Домнайллом, сражаться отказалась. У Бриана таким образом осталось всего 4500 воинов, и они подошли к стенам Дублина и встали там лагерем. Войсками Дублина командовал его противник Сигтрик – двоюродный брат Морда мак Мурхада, но он имел всего лишь тысячу воинов, хотя они и были лучше вооружены, чем собранные на юге острова поселяне.


Всадник. Миниатюра из «Штуттгартской псалтири». (Штутгарт, Областная Вюртембергская библиотека)

В то время Дублин весь целиком находился на южном берегу реки Лиффи. На северный берег, на котором находилась деревня Клонтарф, можно было попасть через один единственный мост, что позволило викингам – союзникам Сигтрика, не только спокойно высадиться на северном берегу, но и готовиться к битве, не ожидая внезапного нападения.

Но они никак не ожидали того, что армия Бриана Борну переправится через Лиффи не по этому мосту, а много выше по реке, обойдет Дублин по большой дуге и в итоге… окажется также на севере, то есть у них в тылу, прижав всю их армию к берегу моря. Впрочем, это их особо не испугало, ведь Дублин – их база и опора по-прежнему находился у них за спиной, так же, как и их корабли.


Вот такими были воины в 1100 г. Миниатюра из манускрипта «Экспозиции псалмов». (Библиотека Луи Арагона, г. Ман, в Сарте, Франция)

Готовясь к битве, армия викингов разделилась на пять отрядов, но Сигтрик и его тысяча воинов по-прежнему остались в городе и в поле не вышли. Но его сын стал во главе левого фланга боевой линии, имея под командованием еще тысячу людей из Дублина, которые все-таки решили сражаться в поле. У Маэл Морда было три тысячи воинов из Лейнстера, которые были построены в два отряда. Их было много, но вооружены они были намного хуже, чем викинги, сражавшиеся рядом с ними. В центре встала еще тысяча викингов с Оркнейских островов, которыми командовал Сигурд. Бродир со своей тысячей встал на правом фланге, возле берега и на виду кораблей. То есть стояли они так, что имели позади себя морской залив, где стояли их корабли, и море справа. Также в тылу у них, хотя и за рекой, находился Дублин. Правда, чтобы попасть туда требовалось перейти вброд небольшую речку Толка и мост через Лиффи…


Погребение викинга. (Национальный музей Ирлдандии, Дублин)

Войска Бриана Бора выстроились так, что против левого фланга викингов находилась тысяча наемников и викингов с острова Мэн. Еще 1 500 воинов под командованием своих королей стояли позади викингов. Далее по фронту находились две тысячи воинов Мунстера, которых возглавлял сын Бриана Мурхад. Еще 1 400 воинов стояли несколько дальше, под командованием других родственников верховного короля, а неподалеку от правого фланга его армии стояла еще и тысяча воинов короля Маэлсехнайлла, решивших если не участвовать в этой битве, то хотя бы посмотреть на нее. Ведь это же интересно, не так ли?!

Впрочем, обратившись к тексту «Войны ирландцев против чужеземцев», можно узнать, что армия Бриана была построена в фалангу, в которой воины стояли так тесно, что «колесница, запряженная четверкой лошадей, могла бы проехать по их головам от одного края до другого». 32 знамени развевались над ними, возбуждая воинский дух ирландцев. Подчеркивается, что все люди верховного короля при этом были построены в три линии. И аналогичным образом, то есть в три линии стояли викинги, дублинцы и ирландцы-северяне. При этом все южноирландские источники отрицают участие в битве воинов Маэлсехнайла на ее начальном этапе.


Наверное, вот такие мужики тогда там сражались! Реконструкция битвы 2014 года.

Сражение началось рано утром и, как это было принято в то время, с отдельных поединков между воинами-зачинщиками посредине поля. «Болельщики» с обеих сторон их подзадоривали, возбуждались, и вскоре всей массой вступили в сражение.

Вначале преимущество оказалось на стороне викингов, поскольку благодаря шлемам и кольчугам им было легче сражаться с плохо защищенными ирландцами. Но на правом фланге армии Бриана, как оказалось, викинги имели лучшее вооружение, чем их противники, и они начали их медленно теснить. Бродир на левом фланге потеснил ирландцев, и шел впереди своих воинов до тех пор, пока не встретил воина-ирландца по прозвищу Волк-Забияка (или Ульв Пугало – в разных источниках по-разному, брата либо пасынка Бриана). Тот сумел повалить его на землю, но не сумел умертвить из-за надетой на него брони. Столь сокрушительное фиаско, однако, видимо, сильно подействовало на Бродира, потому что он покинул поле боя. Мурхад (напомним, что это был сын верховного короля Бриана) проявил в бою чудеса храбрости, но погиб, получив удар от умирающего скандинава, которому он сам нанес смертельную рану. Другого, 15-летнего сына Бриана нашли утонувшим в реке Толки, причем сжимавшим в руках труп врага! Тем не менее воины Мурхада не растерялись и продолжали сражаться. В результате уже к полудню им удалось сокрушить воинов Бродира и те побежали к своим кораблям.


Обращает на себя внимание длиннополая кольчуга мужчины, с длинными широкими рукавами. Миниатюра из «Психомахии» Аврелия Пруденция, римского поэта и писателя IV в., относящаяся к 1120 г. Сцена «Битва женщин и мужчин». Аббатство Св. Альбана, Британия. (Британская библиотека, Лондон)

В центре викинги Сигурда и Маэла Морды сначала теснили воинов Мунстера. Один за другим гибли их знаменосцы и тогда знамя решил взять сам Сигурд, хотя ему и говорили, чтобы он этого не делал. И что же? Взяв знамя, он тоже был убит! Вот ведь, какие удивительные чудеса тогда случались. Его уставшие воины сражаться с прежним пылом уже не могли, и ирландцы пробились к берегу залива. Многие викинги попытались спастись на кораблях, стоявших неподалеку от берега, но после тяжелого боя, и к тому же одетые в кольчуги, утонули, пытаясь добраться до них вплавь.

Видя, что победа явно клонится в сторону Бриана Бора, дублинские викинги решили искать спасения в городе, и вот тут-то Маэлсехнайлл и решил наконец вступить в битву и приказал своим воинам перерезать беглецам дорогу к единственному мосту. В результате спастись из них не удалось никому, а все предводители «чужеземных» викингов погибли. Впрочем, пока еще не все…


Отрывок из «Саги о Ньяле» из «Подмаренничной книги», ок. 1350 года. (Библиотека Тринити-колледжа в Дублине)

Дело в том, что побежденный Бродир в это время был все еще жив и прятался в лесу у Дублина. Тут-то он и заметил короля Бриана, который… молился у себя в шатре. Сначала он принял его за священника и хотел пройти мимо. Но кто-то из тех, с кем он был, узнал в нем верховного короля и сказал об этом Бродиру. Тот решил воспользоваться удобным случаем, и с несколькими своими воинами напал на Бриана. Старый король, которому было то ли 70, то ли 80 лет, поднялся и одним ударом меча отрубил первому из нападавших обе ноги в тот момент, но и сам пал, сраженный ударом Бродира. Ну, а тот, сделав свое черное дело, вновь убежал в лес, громко крича, что «Бриан пал от руки Бродира». Тут к месту убиения верховного короля подошел Ульв Пугало со своими людьми. Увидев такое злое дело, они пошли в лес, нашли там и перебили людей Бродира, а его самого сумели взять в плен. Казнили его изощренно и страшно: вспороли живот, прибили кишки к стволу дерева и заставили бегать вокруг него до тех пор, пока они на него не намотались.


После тяжелого боя почему бы и не поспать…

Потери викингов составили от 6,5 до 7 тысяч человек, включая и воинов союзных войск, причем все их вожди были также убиты. Потери ирландцев составили 4 тыс., но при этом погиб их король и большая часть его сыновей, так что королевская династия Бора таким образом прервалась.


Увековечена битва при Клонтарфе еще и в нескольких сортах ирландского виски!

После этого влияние викингов в Ирландии закончилось, однако и ирландцы потеряли своих предводителей, включая и старого верховного короля, имевшего огромный авторитет. Из-за этого их остров вскоре погрузился в череду кровавых междоусобиц между кланами, боровшихся за власть, но объединения страны в единое государство в итоге так и не произошло.


Цена вот этого напитка 57$!

Использованная литература:

1. Cogad Gaedel re Gallaib. The War of the Gaedhil with the Gaill / Todd J. H. — London: Longmans, Green, Reader, and Dyer, 1867. (имеется отличный электронный вариант, в котором книгу можно листать страница за страницей).
2. Сlare Dowhan. Medieval Ireland. Cambridge University Press, 2018. (Есть просмотровый вариант текста в Интернете до стр.40. От 40 и до 393 стр. текст бесплатно недоступен)
3. Clare Downham. No Horns on Their Helmets? Essays on the Insular Viking-Age. Celtic, Anglo-Saxon, and Scandinavian Studies (Том 1). Centre for Celtic Studies, University of Aberdeen, 2013.
4. Clare Downham. Viking Kings of Britain and Ireland: The Dynasty of Ívarr to A.D. 1014, Dunedin Academic Press, 2007. (Не все страницы этой книги доступны для просмотра в Интернете, однако доступен весь список использованной литературы и достаточно большое количество страниц основного текста. В целом книга очень содержательная.)
5. Сага о Ньяле / Перевод С. Д. Кацнельсона (гл. I-XXXVIII), В. П. Беркова (гл. XXXIX-CXXIV и CXXXI-CLIX), М. И. Стеблин-Каменского (гл. CXXV-CXXX). Новая редакция перевода В. П. Беркова // Исландские саги / Под общей редакцией О. А. Смирницкой. СПб., 1999. Т. II.
85 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    2 марта 2019 06:46
    Интересно.

    Вот думаю - насколько быстро тогда 15-летние взрослели. И какой ценой.
    1. +4
      2 марта 2019 08:11
      Тут важно понимать, что дети в Средние века вообще за людей не считались, так личинка человека. А 15 лет - вполне дееспособный возраст, по тем понятиям.
      1. +6
        2 марта 2019 09:01
        Цитата: 3x3zsave
        Тут важно понимать, что дети в Средние века вообще за людей не считались, так личинка человека. А 15 лет - вполне дееспособный возраст, по тем понятиям.

        Всем доброго утра!
        Вячеславу Олеговичу - «респект и уважуха» за крайне интересную тему!
        По взросления, дай бог память. По нашей Повести временных лет.
        В три года сажали на коня (О Святославя Игоревиче - княже уже начал)!
        В семь - забирали от мамок (о детях Всеволода Большое Гнездо,Александра Невского и др. «Отобрав от мамок», «Преставив ему мужа». Неплохо это событие описано у Балашова в книге «Младший сын»)
        В 11-13 - брали в походы (завещание Владимира Мономаха)
        С 14 - уже муж мог получить «в помест волость или городок» (пример Фёдора и его брата Александра, позже прозванного Невским - «детей своих оставил сидеть на Новгороде»!)
        В принципе процесс полной эмонсипации признавался после женитьбы, а в некоторых случаях только с появления наследника!
        С уважением!
        1. +2
          2 марта 2019 09:21
          Небольшое отступление!
          Отсюда интересная специфика кровного и неурочного родства и «братства» у наших князей. Особый колорит которому придавала лествинчная система наследования уделом. Особенно это ярко отражается в документах 11-13 веков. Когда старший Дядя, брат «целовался» или «назывался» - «молодим», что опеределяло его васалитет при определенных и оговорённых условиях. Например, «а дядю Ростислава и младших братьев своих назвал молодшими братьями...Те клялись не понимать руки своей и не делать Смоленска»!
          Особенно этот контраст бросается в глаза в сравнении с источниками 15 и 16 веков, термин «молодший брат исправлю» замещается «твой холоп челом бьет»... Процесс становления абсолютизма. Причём закономерный и неотвратимый!!!
          Ко всем с искреннем уважениям, Влад!
        2. +6
          2 марта 2019 14:19
          Привет честнОй компании. smile
          Цитата: Коте пане Коханка
          Вячеславу Олеговичу - «респект и уважуха» за крайне интересную тему!

          Искренне присоединяюсь. hi
          По взрослению.
          Лично я глубоко убежден, что критерий взросления был один - готовность участвовать в том или ином деле. Точно также определялась и ценность каждого члена общества. Это к тому, что
          Цитата: 3x3zsave
          Тут важно понимать, что дети в Средние века вообще за людей не считались, так личинка человека.

          Сама по себе человеческая жизнь какой-либо ценностью не обладала, без разницы, жизнь это ребенка или взрослого человека. Она определялась, на мой взгляд, исключительно мерой полезности, которую конкретный индивид приносил семье, обществу или потенциально мог принести, на взгляд оценивающего.
          Цитата: 3x3zsave
          Взрослость - это умение принимать решения и отвечать за свои поступки.

          - замечательно вписывается в эту концепцию.
          Князья взрослели гораздо раньше, чем остальные дети, поскольку уже с момента рождения несли определенную ответственность, представляя свой клан, династию и учились отвечать за свои решения.
          Цитата: Коте пане Коханка
          С 14 - уже муж мог получить «в помест волость или городок» (пример Фёдора и его брата Александра, позже прозванного Невским - «детей своих оставил сидеть на Новгороде»!)

          Их отец Ярослав уже в 11 лет имел собственное княжение в Переяславле-Южном, за 1000 км от отца. smile
      2. +5
        2 марта 2019 10:08
        Да. Тут вопрос перехода от детей к взрослым. Не важно, есть формальная инициация или нет.

        И где сейчас эта граница?

        (Это как отец 15-летнего сына среагировал).
        1. +4
          2 марта 2019 10:16
          Граница там же где и была всегда. Взрослость - это умение принимать решения и отвечать за свои поступки. Поэтому: "Дайте детям совершить свои ошибки!"
          1. +5
            2 марта 2019 10:24
            "Как мало пройдено дорог.
            Как много сделано ошибок" (с)
            1. +3
              2 марта 2019 11:01
              Ага.
              "Жребий брошен! Вместе с остальным имуществом, при попытке обратно перейти Рубикон."
              В. Звягинцев
        2. +4
          2 марта 2019 15:52
          Цитата: Korsar4
          Да. Тут вопрос перехода от детей к взрослым. Не важно, есть формальная инициация или нет.
          И где сейчас эта граница?
          (Это как отец 15-летнего сына среагировал).

          Как отец шестнадцатилетней дочери - иногда притворяюсь валенком или даже забиваюсь под веник и жду когда закончится «три раза клятый» подростковый возраст!
          С пониманием, Влад!
    2. +3
      2 марта 2019 08:48
      Именно в таком возрасте верстались на службу в "боярские дети" и в нашем отечестве.
      1. +3
        2 марта 2019 09:46
        Цитата: Старший матрос
        Именно в таком возрасте верстались на службу в "боярские дети" и в нашем отечестве.

        Разрешите Вас маленько подправить - «в таком возрасте всё-таки в нашем отечестве верстались - новики, а не дети боярские!
        Боярские дети - это далеко не их «детки», а по сути достаточно крутой чин до-петровской Руси! Сегодня его можно сравнить со званием «подполковника» или «майора» минимум. То есть очень крутой порученец с приставкой по «особо важным делам» или «особо важным поручениям»!
        С уважением и без обид!
        К слову достаточно распространённое заблуждение в современной историографии древней руси, но этимология «детей боярских» происходит от более древнего термина «детские», которые разделились «детских княжеских» и «детских боярских». К 13 веку «княжеские детские» пропадают. Связано с реорганизацией ближней дружины князя в совещательный орган, с 15 века - дума. И ассимиляцией местного боярства с ближней дружиной. А «дети боярские» худо бедно вписались в систему удельной княжеской вертикали. На ряду со стольниками, конюшними, царскими холопами (к слову куда более крутой чин) и т.д.
        С уважением повторно! Влад hi
        1. +3
          2 марта 2019 11:47
          Формулировка и впрямь не очень удачная, но теперь разрешите мне Вас поправить.
          Сравнивать чины в Московской Руси с современными, вообще, дело не благодарное, но "боярские дети" это точно не подполковники:)))
          Они, "Боярские дети" и "дворяне на службе с городом" это нижние чины в которые (заметьте я и раньше написал "в") могли поверстаться новики из служилого сословия.
          То есть, да, - бородатый дядька мог всю жизнь прослужить в "боярских детях" с того самого момента как впервые поверстался на службу и до гробовой доски. И даже про дослужившихся до сотников,писали в разрядных списках "из тверских (ростовских, костромских, нужное подчеркнуть) детей боярских".
          А если о "порученцах"... не это в зависимости от важности поручения. если просто грамоту отбарабанить, то и "жилец" сойдет. Если что-то серьезное, то и стольнику не зазорно метнуться.
          Вот как-то так.
  2. +1
    2 марта 2019 07:30
    Бродира, а его самого сумели взять в плен. Казнили его изощренно и страшно: вспороли живот, прибили кишки к стволу дерева и заставили бегать вокруг него до тех пор, пока они на него не намотались.
    Какие , однако, затейники тогда жили! recourse

    Ну а то, что события такой давности помнят, чтут и празднуют-достойно уважения...
    1. +4
      2 марта 2019 07:51
      Достаточно распространеный способ казни.
      1. +4
        2 марта 2019 08:07
        Фрезер это описывает.
        1. +3
          2 марта 2019 08:14
          Я, по-моему, в "Младшей Эдде" встречал.
  3. +2
    2 марта 2019 08:39
    Г-Н Шпаковский за статью спасибо. Даже не знал о таких событиях! Да а насчёт казни, так это вроде викинги всегда так казнили! Ладно ещё про кровавого орла не вспомнили!
    1. +3
      2 марта 2019 09:12
      "Кровавый орёл" - казнь почетная, дававшая возможность казнимому сохранить лицо перед богами. Молча вытерпевший экзекуцию, попадал в Вальхалла, наравне с павшими в бою.
      1. +1
        2 марта 2019 09:50
        Цитата: 3x3zsave
        "Кровавый орёл" - казнь почетная, дававшая возможность казнимому сохранить лицо перед богами. Молча вытерпевший экзекуцию, попадал в Вальхалла, наравне с павшими в бою.

        Утро доброе Антон!
        В случае если казнённому перед смертью разрешат коснуться рукояти меча!
        С уважением, Влад!!!
        1. +2
          2 марта 2019 09:59
          Доброе утро, Влад! Об этой детали не знал.
      2. +3
        2 марта 2019 10:04
        "Кровавый орёл"
        Молча вытерпевший экзекуцию,
        hi ,,да разве такое человек молча может перенести?
        1. +3
          2 марта 2019 10:08
          Это вопрос физиологии (болевой порог) и веры.
          1. +3
            2 марта 2019 10:29
            Даже местами бы поменял. Вера - на первом месте.
          2. Комментарий был удален.
        2. +3
          2 марта 2019 10:16
          Прошёл или не прошёл испытание - решал вождь. Если он решал, что казённый выдержал испытание то мог позволить вложить ему в руки уже мертвому его меч или коснуться его рукояткой своего.
          1. +5
            2 марта 2019 10:26
            burigaz2010 (Михаил) Сегодня,
            09:393x3zsave ( антон)
            Коте пане Коханка (Владислав)
            ,,,да ребята подняли вы настроение sad
            ,,,перед такими постами надо предупреждать:детям, беременным, людям с неустойчивым воображением- не рекомендуется к прочтению belay
            1. +4
              2 марта 2019 10:34
              Ну, данный ресурс вообще-то обозначен категорией "18+". laughing
            2. +4
              2 марта 2019 10:40
              И это реплика человека, разместившего рисунок? Последовательно.
              1. +2
                2 марта 2019 11:07
                Да Сергей умеет не в бровь, а серпом по «••» - уважаю!!! hi
                С другой стороны культура «мужества и презрения смерти» стара как само человечество и рисование «однобокого - белого и пушистого мира» не есть хорошо для самого человечества! Как ни как уже проходили...., как и впрочем малевание всего иного «чёрным»!
                К слову в ПВЛ, такими «агнецами» описаны поляне. Усе хорошо, только надо помнить, кто писал и когда писал. Я не к Фоменко, а к Нестору и его последователям!!!
                С уважением, к слову историю пишут победители!!!
                1. +7
                  2 марта 2019 11:17
                  "Я уважаю пиратов,
                  А я уважаю котов" (с).
                  1. +1
                    2 марта 2019 11:32
                    Я уже боюсь лохануться в очередной раз. "Billi's бэнд"?
                    1. +2
                      2 марта 2019 13:31
                      Цитата: 3x3zsave
                      Я уже боюсь лохануться

                      Цитата: Korsar4
                      "Я уважаю пиратов,
                      А я уважаю котов" (с).

                      М/ф "Голубой щенок" Только там "пирата" и "кота". smile
                      1. +3
                        2 марта 2019 18:01
                        Дааа, далеко я зашёл в своих исследованиях контркультуры... request
                      2. +2
                        2 марта 2019 21:45
                        А в финале - и «пиратов и Котов».

                        А потом кот констатировал: “Готов».
                      3. +1
                        2 марта 2019 22:40
                        Не любил я этот мультик. no Ни один персонаж не вызывал ни одной положительной эмоции.
                      4. +2
                        3 марта 2019 07:27
                        Эта песня его вытягивает.

                        А вот когда: «Чтобы такого сделать хорошего?» - что-то наивно-положительно.
                  2. +3
                    2 марта 2019 13:24
                    Цитата: Korsar4
                    "Я уважаю пиратов,
                    А я уважаю котов" (с).

                    Зачёт!!! good crying
  4. +3
    2 марта 2019 08:54
    Сразу говорю, что материалы уважаемого товарища Шпаковского люблю и стараюсь не пропускать, но вот стиль иногда вымораживает... вот что сие значит?
    Вначале преимущество оказалось на стороне викингов, поскольку благодаря шлемам и кольчугам им было легче сражаться с плохо защищенными ирландцами. Но на правом фланге армии Бриана, как оказалось, викинги имели лучшее вооружение, чем их противники

    В обеих частях абзаца содержатся одинаковые утверждения (о преимуществе снаряжения викингов), которые почему-то друг другу противопоставлены...
    1. +2
      2 марта 2019 11:11
      Так там были одни викинги за наших, а другие им враги!
      1. +3
        2 марта 2019 11:29
        "Парни в белых шляпах - хорошие, в чёрных - плохие"
      2. +2
        2 марта 2019 11:51
        Все равно формулировочка так себе... вот не вкусная она, не красивая и непонятная
        Уж простите.
        Может лучше:Но на правом фланге армии Бриана, тоже стояли викинги, снаряжение которых не уступало таковому у противника и они начали медленно их теснить! (и вломили всем до кого дотянулись:))
      3. +2
        2 марта 2019 14:27
        Цитата: kalibr
        Так там были одни викинги за наших, а другие им враги!

        Одни викинги - добрые и замечательные, другие - злые и нехорошие, мы их гневно осуждаем. smile
        Вячеслав Олегович, спасибо за статью, интересно и познавательно. В моей личной иерархии похвал, этот вариант на самой вершине. smile
        1. +1
          2 марта 2019 19:35
          Рад, что Вам понравилось. Тем более, что Вы сами пишите очень хорошо!
      4. +1
        2 марта 2019 16:03
        Извините - при всех достоинствах вашего текста и и интереcе который он вызывает, иногда теряется понимание кто против кого и с какой стороны. :)
        1. +2
          2 марта 2019 16:17
          Пожалуй самое хорошее и ценное замечание. Начну с того, что такие тексты по-настоящему трудно писать. Материала мало. Текст на английским и его понять... сложно. Другой текст - сага. Там все друг друга пыряют копьями и выбивают мозг, но... понять кто где... трудно. Это, так сказать, объективные трудности. Но читателя они не касаются! Автор должен приложить максимум стараний, чтобы было интересно 80-летнему и понятно 14-летнему. Видимо, есть недоработки по смыслу. Сейчас пишу материал еще по одной битве, где... вообще непонятно, кто кого метелит. Значит надо будет обратить на это внимание... Именно на это!
          1. +1
            2 марта 2019 17:50
            "...непонятно, кто кого метелит."
            "Трансформеры против Тора"! С 1 апреля во всех кинотеатрах страны!
  5. +2
    2 марта 2019 09:15
    Одна из эпических битв викингов (с обеих сторон участвовали) и эпохи викингов.
    Ну все как в саге - и поединки вождей, и их гибель, и корабли как последний путь к спасению.
    Очень интересная битва, автору спасибо
  6. +4
    2 марта 2019 09:53
    Увековечена битва при Клонтарфе еще и в нескольких сортах ирландского виски
    ,,и не только в вискиfeel
    Центральный банк Ирландии 30 апреля 2014 года выпустил золотую монету «Битва при Клонтарфе» в честь юбилея исторической Битвы.


    Монета 20 евро из золота 999-й пробы (proof) имеет вес 0.5 г, диаметр 11 мм. Тираж – 12 000 штук.
    1. +3
      2 марта 2019 10:19
      Добрая традиция!!!
      Нам стоит также не забывать свои победы, географические открытия и достижения! Особенно в «европах» и «америках»!
  7. +4
    2 марта 2019 10:43
    Привет всем! Владислав вас то за что забанили? И Николая Curious не вижу! Пробовал писать в личку, фиг там, заполните необходимые поля!!! И все. Раньше писал всё нормально проходило!
    1. +5
      2 марта 2019 10:53
      Одного за Т9, другого за "Государя Императора".

      Виноват, что лезу. Похулиганить хочется.
    2. +4
      2 марта 2019 11:08
      В личку, уважаемый, с подобными вопросами! Пожалуйста, в личку, постараюсь ответить.
    3. +3
      2 марта 2019 13:29
      Цитата: burigaz2010
      Привет всем! Владислав вас то за что забанили? И Николая Curious не вижу! Пробовал писать в личку, фиг там, заполните необходимые поля!!! И все. Раньше писал всё нормально проходило!

      Спасибо на добром слове!!! Оно и коту приятно!!!
      С уважением, Влад!
  8. +2
    2 марта 2019 11:32
    Рекламу алкоголя увидел. laughing
    В свою очередь другой викинг Оспак, прежний соратник Бродира, что-то с ним не поделил и привел свои 10 кораблей королю Бриану.

    Просто люди Оспака решили, что присоединясь к Бриану, у них будет больше шансов на победу, и хорошую добычу.
    1. +4
      2 марта 2019 12:28
      Тише, Владимир! Всю "малину" Вячеславу Олеговичу запалите!
      1. +3
        2 марта 2019 12:56
        мордвин 3 (Владимир) Сегодня, 12:32
        3x3zsave ( антон) Сегодня, 13:28

        ,,native advertising ? laughing
  9. +8
    2 марта 2019 12:31
    Вообще, вся эта эпическая битва очень напоминает междуусобицы древнерусских князей, приглашавших на помощь кочевников, только в качестве половцев тут викинги выступают.
    Кстати, в Ирландии тоже есть сторонники интерпретации битвы при Клонтарфе как эпизода гражданской войны.
    Кстати, по поводу "Кровавого орла" у ученых тоже большие сомнения в его реальности.
    1. +2
      2 марта 2019 15:44
      День добрый Виктор Николаевич!
      Если быть объективными, то наши первые князья тоже не брезговали «викингами» - то бишь «варягами»!
      Сравнивать варягов с половцами думаю не уместно! Это как монголы и половцы кажется качевники но ой-ой-ой какие разные!
      Варяги приходили на наши земли, оставались и уходили, но самое главное во втором поколении оставшиеся ассимилировались с коренным населением.
      У кочевников процесс проходил тяжелее. Даже Торки (чёрные колбуки) за два века так и несмешались со славянским населением. Возможно банально обладали более высокой культурой чем варяги.
      По поводу «кровавого орла». Я вчера случайно смотрел вторую серию «Викингов». С одной стороны сказка, с другой наглядный пример наших знаний о варягах. Улыбнули кадры сначала норвежских водопадов с чистейшей родниковой водой, а потом калька обряда «по Ибен Фадену» когда прежде чем умыться брутальные викинги пускают по кругу «тазик» куда плюются и харкаются! Серьезно в глаза бросилась полная нереалистичность события.....
      Так что доверять дошедшим до нас сведениям можно, но с оглядкой! Хотя возможно это наш культурно-нравственный баръер мешает!
      С уважением, Владислав.
      1. +5
        2 марта 2019 15:54
        Добрый день. Приводя в пример половцев, я имел ввиду не процессы ассимиляции, а процесс найма половцев для междуусобных княжеских войн, начавшийся в 1076 году. Нанимали, что было под рукой.
        На Руси - половцев, в Ирландии - викингов.
        1. +2
          2 марта 2019 17:29
          Так и я о скандинавах, которых наши князья нанимали в ходе межуусобицы!
        2. +3
          2 марта 2019 23:04
          Цитата: Decimam
          Нанимали, что было под рукой.

          Виктор Николаевич, рискну возразить.
          Викингов - нанимали. А половцев, скорее, привлекали. Найм предполагает договор с заранее оговоренной оплатой и службу в течение оговоренного срока. В отношении викингов тому есть конкретные свидетельства, например "Прядь об Эймунде". В отношении половцев таких свидетельств нет, их, скорее, привлекали не как наемников, а как политических партнеров, союзников, наряду с теми же венграми, поляками и другими русскими князьями...
          1. +3
            3 марта 2019 10:23
            Формы найма определялись "спецификой" нанимаемых, отсюда и разница.
            А с политическими партнерами не расчитываются грабежом територии "политических противников".
            1. +2
              3 марта 2019 11:28
              Участники политического процесса, объединяясь в союзы, отстаивают каждый свои политические интересы. Все члены этих временных и очень неустойчивых союзов - русские, половцы или поляки с венграми своими совместными мероприятиями пытались изменить расстановку сил в конкретном регионе, в первую очередь, в свою пользу. А грабеж - неотъемлемая часть любого военного мероприятия того времени, им занимались абсолютно все, русские грабили русских с неменьшим энтузиазмом, чем половцы.
              Основная разница между наемником и союзником, наверное, заключается в том, что у наемника нет подвластной территории, которую он должен оберегать и развивать.
              Поэтому скандинавские дружины - наемники, а половецкие ханы, управлявшие определенной территорией с податным населением - политические партнеры.
              1. +3
                3 марта 2019 14:34
                Возможно я не знаком с какими то новыми достижениями исторической науки и международного права, но я не встречал критерия, которым Вы оперируете. Поэтому для меня наёмник тот, кто участвует в вооружённом конфликте не из идеологических, национальных, политических соображений (и не принадлежит к так или иначе заинтересованной в исходе конфликта идеологической группе) и не в соответствии с воинской обязанностью, а ради выгоды.
                Поэтому мне трудно найти признаки политического партнерства, предположим в участи половцев на стороне Ростислава Рязанского в ночном налете на Рязань в 1154 году с целью пинком под зад выгнать сынишку Долгорукого, коему папа "отжал" рязанский стол.
                1. +1
                  3 марта 2019 16:00
                  Я, честно говоря, не знаю какие именно отношения были у Ростислава Ярославич с половцами (ольговичи вообще охотно с ними роднились), так что именно конкретный эпизод нормально прокомментировать не смогу. Впрочем, достаточно и других, из которых с очевидностью следует, что с конца XI в. в большинстве случаев, половцы приходили на Русь в сопровождении русских же князей, помогая решать им их политические проблемы и при этом эти русские князья являлись, как правило, их родственниками, то есть кто-то на ком-то был женат, был чьим-то внуком и т.п. Грубо говоря, они помогали своей родне, то есть были заинтересованы в определенном исходе конфликта.
                  1. +3
                    3 марта 2019 16:15
                    А когда князья ходили походами совместными в степь, как в 1180, это они у родни гостили?
                    Так родню вроде в плен не берут.
                    1. +2
                      3 марта 2019 16:25
                      Цитата: Decimam
                      Так родню вроде в плен не берут.

                      Всяко бывало. smile И травили, как рязанские князья, и глаза выкалывали, а бывало, что и родного брата на мечи сажали... В плен взять, так это еще нормально.
                      Другое дело, что на половцев иногда ходили, что называется, "из хулиганских побуждений", нехристи, чего с ними церемониться?
                      А так, вроде как обычно сначала повоюют, потом поженятся...
                      1. +3
                        3 марта 2019 16:28
                        Иногда, может и из хулиганских, но я не сторонник такого упрощения.
                      2. +3
                        3 марта 2019 17:30
                        Поход Игоря Святославича 1185 г. или, особенно, Мстислава Удатного 1193 г. иначе как хулиганской выходкой не назвать. smile
  10. +3
    2 марта 2019 16:01
    Были времена когда вожди не прятались за спины своих воинов.
    1. +4
      2 марта 2019 17:53
      Все изменил х/ф "Чапаев"! laughing
    2. +1
      2 марта 2019 19:08
      просто не могли себе такого позволить - братва бы не поняла.
  11. +1
    2 марта 2019 17:42
    "Верховный король" - шо за чудо юдо (типа королей в Ирландии было как собак нерезаных)? laughing
    1. +1
      2 марта 2019 19:33
      Да 5 или 7 королевств и королей соответственно, и самый главный из них - "верховный". Но это был достаточно номинальный титул.
      1. +1
        2 марта 2019 20:05
        Я имел в виду другое - с какой стати ирландские правители (верховные и неверховные) носили статус "король"?
        1. +1
          3 марта 2019 08:03
          Не знаю.В английских текстах по этой теме, а я прочитал их не один, везде написано King, а раз кинг, то король
          1. 0
            3 марта 2019 13:40
            King: это корявый английский перевод ирландского словосочетания ard rí - верховный правитель (царь), от санскритского hregs - вождь (аналогично латинское rex, индийское radja).

            King - производное от скандинавского konung (князь), после завоевания Британии скандинавами (англами, саксами и данами) ассимилированные аборигены (кельты) так стали называть своих вождей.
            1. +1
              3 марта 2019 17:00
              Мне все равно корявый он или нет. Так пишут...
        2. +2
          3 марта 2019 10:37
          С той же, с какой автор "Песни о Нибелунгах" именует королями и Этцеля, и Людегера с Людегастом, и еще многих, кто вряд ли получил благославление от папы.
          Традиция такая.
          У нас, в общем, тоже. Все князья, хоть один потомок Ярослава Мудрого, а другой вшивого татарского мурзы.
  12. +1
    2 марта 2019 23:27
    Цитата: "эпические сражения между викингами и местными жителями".
    Всё-таки, мне кажется здесь речь идёт о междуусобной войне, в которой не викинги сражались с ирландцами, а ирландцы и викинги с другими викингами и другими ирландцами.
    1. +1
      2 марта 2019 23:42
      Цитата: ВлР
      не викинги сражались с ирландцами, а ирландцы и викинги с другими викингами и другими ирландцами.

      Вот тут интересно, более-менее.https://www.litmir.me/br/?b=24623&p=1
  13. +1
    4 марта 2019 15:06
    за вискарь отдельное спасибо laughing
    1. +1
      5 марта 2019 18:53
      Мне лично ирландские сорта нравятся больше шотландских...
    2. 0
      6 марта 2019 15:03
      чача наше все,ну или граппа
  14. 0
    12 марта 2019 13:41
    Собственно про Бриана Бору:[media=https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9D/nevill-piter/irlandiya-istoriya-strani/6]