Семейство лёгких бронемашин EVEN ELC (Франция)

25
С 1950 года военное ведомство Франции и несколько ведущих оборонных предприятий вели работы по теме перспективной легкой бронетехники для десантных частей. Планировалось разработать машину массой не более 6-8 т, пригодную для перевозки военно-транспортными самолетами и способную бороться с танками противника. К середине десятилетия были представлены несколько проектов такого рода, в том числе и весьма смелые разработки. Так, один из участников программы за несколько лет разработал целую линейку бронетехники под общим названием EVEN ELC.

Разработка проекта



Работы по тематике машин огневой поддержки для десанта стартовали в 1950 году, и в течение нескольких первых лет в основном не выходили за пределы теории. К программе присоединились ведущие производители военной техники, и вскоре начали появляться первые реальные предложения. К концу 1954 года инженеры и армия изучили некоторое число технических предложений и выбрали наиболее интересные. Это позволило перейти к новой стадии работ, которую оформили как отдельную программу.

Семейство лёгких бронемашин EVEN ELC (Франция)
Опытный образец EVEN ELC с четырьмя безоткатными орудиями


В декабре 1954-го состоялся старт программы Engin Léger de Combat («Легкая боевая машина») и начался официальный конкурс на разработку перспективной техники. Одним из участников программы стало предприятие Brunon-Valette (также известно как EVEN). Оно предложило весьма оригинальный подход к созданию бронетехники для десанта. Военным представили универсальное гусеничное бронированное шасси, на котором можно было монтировать боевые модули с разным вооружением.

Учитывая ограничения по массе, конструкторы EVEN отказались от мощного бронирования. Корпус и башни должны были защищать только от пуль и осколков. Главной защитой такой бронемашины должны были стать скорость, проходимость и маневренность. Заказчику последовательно предложили несколько вариантов комплекса вооружения, включавших как автоматические пушки, так и безоткатные орудия. Такая «модульность» могла дать проекту конкурентные преимущества.

«Модульные» боевые отделения имели схожую архитектуру – их строили по схеме т.н. качающейся башни. Конструкция верхней подвижной части башни зависела от типа вооружения. По этой причине разные образцы ELC от EVEN должны были внешне отличаться друг от друга. В общей сложности компания EVEN предложила армии и испытала на полигоне четыре варианта своей легкой бронемашины.

Общее шасси

Унифицированное шасси для EVEN ELC имело сварной корпус из стальных листов толщиной не более 25-30 мм, способный выдержать пули и осколки. Лобовая проекция прикрывалась парой наклонных листов. На верхней детали справа – в нарушение французских традиций компоновки – предусматривалась невысокая рубка для механика-водителя. На горизонтальной крыше имелся погон для башни, на вертикальных бортах находились элементы подвески. Корпус имел классическую компоновку: передний отсек вмещал пост управления и часть укладок боекомплекта, в центре поместили боевое отделение, в корме – силовой агрегат.



Опытная машина на полигоне


В кормовом отсеке поместили двигатель марки SOFAM мощностью 150 л.с. и механическую трансмиссию. Ходовая часть включала по пять опорных катков на каждом борту. Использовалась подвеска с балансирами и вертикальными пружинами. Ведущие колеса поместили в корме. Верхняя ветвь гусеницы лежала на четырех роликах.

Во всех случаях экипаж машины ELC состоял из двух человек. Механик-водитель находился внутри корпуса, под собственной рубкой. Перед рубкой помещалась откидная створка люка со смотровыми приборами. Командир, также выполнявший функции наводчика и/или заряжающего, находился в боевом отделении, разделенном между корпусом и башней. Все варианты башни оснащались собственным люком и перископами для командира.

Длина бронемашины EVEN ELC по корпусу во всех случаях составляла 5,3 м, ширина – 2,15 м. Высота и боевая масса, в зависимости от типа башни, – 1,8 м и 7,4 т соответственно. Шасси должно было развивать скорость до 65-68 км/ч и иметь запас хода 350 км.

Модульные башни

Главной особенностью проекта ELC от EVEN была возможность использования четырех башен с разным оружием, способных решать отличающиеся боевые задачи. В конце февраля 1954 года компания-разработчик получила заказ на сборку опытной бронемашины с наиболее мощным вооружением для борьбы с танками и укреплениями противника. Строительство такого прототипа завершилось только летом 1955-го, и следующие несколько месяцев проводились испытания.




Разные способы заряжания безоткаток


На погоне корпуса устанавливалось поворотное основание башни цилиндрической формы; на нем находилась качающаяся часть с центральным люком и боковыми креплениями для вооружения. Этот вариант башни нес четыре безоткатных орудия калибра 120 мм – по два на каждом борту. Также имелись два пулемета AA-52 нормального калибра. Наведение вооружения осуществлялось поворотом башни и наклоном ее качающегося агрегата. Оружием управлял командир-наводчик.

Изначально функции заряжающего выполнял водитель. Предлагалось разворачивать башню пушками назад, благодаря чему их казенники оказывались над люком водителя, и тот мог осуществить перезарядку. Затем появилась модификация орудия с отъемной каморой. Казенники двух пушек скреплялись в подвижный блок с вертикальной осью вращения. Командир со своего места мог развернуть такой блок и поместить в него новые снаряды. Для увеличения скорострельности командир-заряжающий мог работать за пределами машины, но это исключало стрельбу в движении.

Разрабатывался вариант башни с автоматикой заряжания. В этом случае одна безоткатка с каждого борта заменялась магазином на 5 снарядов. От этого проекта отказались, так как выяснилось, что такая конструкция уступает исходной в огневой мощи, но превосходит ее по габаритам и массе.


Опытный легкий танк с 90-мм пушкой и пулеметом


Испытания легкой бронемашины ELC с набором безоткатных орудий продолжалось до весны 1956 года. Затем военные пришли к выводу о бесперспективности такой техники и потребовали сосредоточить усилия на создании легких танков с традиционной артиллерией. В апреле 1956-го появился заказ на строительство двух вариантов легкого танка с разными боевыми отделениями и отличающимися вооружениями.

Для легкого танка был создан боевой модуль с 90-мм гладкоствольной пушкой от бельгийской фирмы Mecar. Такая башня сохранила нижнюю часть предшественника, но получила новый качающийся агрегат увеличенных размеров. Последний имел прямоугольную в плане форму и отличался необычной компоновкой. 90-мм орудие установили непосредственно у правого борта башни. Пулемет AA-52 расположили слева, а в центре находился командир-наводчик. Кормовую нишу отдали под укладку для унитарных выстрелов.

В период с 1956 по 1959 годы компания EVEN построила и передала на испытания пять машин с 90-мм пушками. Опытные образцы строились последовательно, и в конструкции каждой новой машины учитывался опыт испытаний предыдущих, что приводило к некоторым отличиям. По известным данным, основные проблемы были связаны с балансировкой качающейся части и распределением нагрузок. Несимметричная установка орудия неудачно передавала импульс отдачи, что негативно сказывалось на механизмах башни.




Один из сохранившихся прототипов с 90-мм пушкой


В том же 1956 году разработали третий вариант башни с парой 30-мм автоматических пушек. Качающаяся часть башни повторяла конструкцию предыдущего боевого модуля, но теперь по бортам устанавливались малокалиберные орудия Hispano-Suiza HS-825. Под изогнутым лобовым листом находилось сразу два пулемета. Рабочее место командира-наводчика осталось в центре башни, между вооружениями. Корма вмещала боекомплект и средства его подачи к вооружению.

Было построено несколько опытных машин с 30-мм пушками. Испытания, проводившиеся в конце пятидесятых годов, показали, что такая техника имеет достаточную огневую мощь и может бороться с бронемашинами или некоторыми сооружениями. Однако боекомплект оказался недостаточным для длительной стрельбы очередями. Для решения этой проблемы разработали вариант башни с двумя пушками калибра 20 мм, однако он так и остался на бумаге.

Шасси от Brunon-Valette могло стать носителем противотанкового ракетного комплекса. В этом случае на погон устанавливалась более крупная поворотная башня Nord-Aviation Na2 без качающегося агрегата. На ее лобовой части имелось остекление большой площади для использования аппаратуры управления ракетами. На бортах расположили пусковые установки для управляемых ракет. Предлагались два варианта установок. Один обеспечивал транспортировку и запуск двух ракет SS.11, другой – одной ракеты SS.11 и пары менее крупных SS.12. Во всех случаях боеприпасы располагались на направляющих открыто и не имели никакой защиты.


Танк ELC с двумя 30-мм пушками. На заднем плане - машина с 90-мм орудием


По некоторым данным, в носитель ПТРК переоборудовалось только одно шасси ELC, причем речь шла о макетном образце боевого модуля. Изделие Na2 прошло обкатку на имеющемся шасси, но стрельбовые испытания не проводились. По ряду причин, от дальнейших испытаний и доводки комплекса в имеющемся виде отказались. Впрочем, ракеты SS.11 и SS.12 не остались без самоходных носителей, которыми стали другие бронемашины.

Испытания и выводы

Компания EVEN построила первый опытный образец перспективной бронемашины своего семейства Engin Léger de Combat в 1955-56 годах. За несколько следующих лет были построены новые образцы с разной комплектацией, и их общая численность достигла десятка. Испытания техники разных типов проводились как последовательно, так и параллельно. Военные смогли изучить предлагаемые образцы и сделать выводы.

Как уже отмечалось, все модификации машин EVEN ELC имели те или иные недостатки. Самоходная установка с 120-мм безоткатными орудиями была неудобна в эксплуатации и не могла получить приемлемые средства перезарядки. Легкий танк с 90-мм пушкой не показывал нужную точность и кучность. Спарка 30-мм пушек чрезмерно быстро расходовала боекомплект, а ракетный комплекс уступал альтернативным разработкам.



Музейный образец


Заказчик критиковал не только башни и вооружения, но и базовое шасси. Броня защищала только от пуль, а конструкция в целом не всегда справлялась с нагрузками при стрельбе, особенно при применении орудия большого калибра. Во всех случаях наблюдались проблемы с силовой установкой и ходовой частью.

Таким образом, речь шла о целом семействе машин, объединяющих в себе не самое удачное шасси и проблемные боевые отделения со специфическим вооружением. Такая техника, ожидаемо, не представляла интереса для потенциального заказчика и ее перспективы оказались под вопросом.

В 1961 году этот вопрос был окончательно решен. Программа Engin Léger de Combat не решила поставленные задачи и не оправдала затраченных усилий. По этой причине военное ведомство решило остановить ее. Это решение привело к закрытию проектов компании EVEN, а также к остановке работ по конкурирующему проекту от AMX. Вскоре появилось новое техническое задание на разработку легкой бронетехники для армии, и стартовала очередная программа.



Два варианта самоходного противотанкового ракетного комплекса


Во второй половине пятидесятых на предприятии Brunon-Valette было построено около десятка опытных образцов семейства ELC. Часть этих машин была разобрана за ненадобностью, но другие сохранились. Легкие машины с набором 120-мм безоткаток и противотанковыми ракетами, к сожалению, были утилизированы. Сохранились два легких танка с 90-мм пушками; один из них (из музея г. Сомюр) на ходу и регулярно участвует в военно-исторических мероприятиях. Также в Сомюре хранится EVEN ELC с парой 30-мм автоматических пушек.

Целью проекта ELC от фирмы EVEN являлось создание перспективной боевой бронированной машины легкого класса, способной защитить десантные подразделения от танков противника. Инженерам удалось разработать и довести до испытаний достаточно интересные варианты таких бронемашин, но они имели разные недостатки и потому не представляли интереса для армии. Вся линейка EVEN ELC не пошла в серию. Этот факт, а также неудача конкурирующего проекта привели к отказу от программы ELC и к запуску новых работ.

По материалам сайтов:
http://chars-francais.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
https://warspot.ru/
https://encyclopedie-des-armes.com/
https://strangernn.livejournal.com/
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 марта 2019 06:09
    Башня у француза конечно впечатляет what явно идея после десятой бутылки французского вина у конструктора появилась.
    1. 0
      17 марта 2019 06:19
      У меня такое чуЙство что эту башню оторвет с легкостью даже при удачном попадании фугаса
      1. 0
        17 марта 2019 06:27
        Конечно оторвет...у современных танков башни срывает при подрыве мощных СВУ ,а что уж тут говорить об этой жертве конструкторской мысли.



        http://artofwar.ru/p/ponamarchuk_e/text_0300.shtml
  2. 0
    17 марта 2019 08:37
    Люди искали альтернотивные пути. Хорошо что в серию не пустили. Вот смеху было бы. А так вариант с 2 30мм мне понравился. 4 ПТУРа современного размера и звание первогоБМПТ в истории гарантированно.
  3. +2
    17 марта 2019 09:15
    Лягушатники всегда славились самобытной школой в производстве различного рода вооружений yes Их ФА МАС узнаваем издалека,танки тоже весьма самобытны, самолёты с треугольным крылом уже давно визитка, ну а лично я не могу устоять пред красавцем "Ришелье" winked ....
    1. -3
      17 марта 2019 12:18
      Самобытная школа ? Больше похоже на извращение.
      1. -1
        17 марта 2019 15:40
        Такие они,франзузы,панимаш ли... request wink hi
      2. -2
        17 марта 2019 19:21
        Не просто извращение-а изощренное извращение laughing
    2. -1
      17 марта 2019 19:24
      Если у вас "Ришелье" красавец-то, интересно, кто из мира природы вам нравится?-пауки, глисты? belay
      1. +1
        17 марта 2019 20:02
        Константин, ассиметрия в судостроении,как ни странно, может приводить к появлениям потрясающих по сбалансированности ,техническим решениям, кораблей yes Кто-то красив,как роза, а кто-то как кактус wink
        Смещение двух счетверенных башен в носовую часть при решении проблемы ограничения водоизмещения,как ни странно, но привело к тому, что по моему,сугубо личному мнению ."Ришелье" действительно красив и функционален для своих характеристик

        Такое же решение применялось и при строительстве английских "Роднея" и "Нельсона". Но у них совершенно нет изящества и стремительности французского корабля. При разнице в водоизмещении в 2000т англичане были более мощно вооружены и сильнее забронированы при скорости в 23 узла.Французы имели более европейские характеристи для линкоров периода "передВМВ" - 30 узлов скорости(что позволяло гороаздо шире использовать их тактически) и 380мм орудия, более характерные для европейцев,нежели 406мм пушки "Нельсона".
        Так что "Ришелье" был как бы стандартным европейским линкором конца 30-х годов. Маааленький недостаток расположения орудий ГК в носовой части совершенно несущественен,ибо кораблю для ответного оня потребуется мизер времени, что бы довернуть в нужную сторону для противодействия противнику,нежели чем тому зайти на кормовые курсовые углы в слепую зону орудий ГК "Ришелье". Утверждения, что сразу половину орудий можно вывести из строя одним попаданием тоже считаю несущественным,ибо были случаи, когда соседние башни выводились из строя тоже одним попаданием в какую нить из них( "Зейдлиц" в ПМВ). А сами башни были разделены на две полубашни бронированной переборкой
        Каждая башня, разделенная броневой перегород­кой на две полубашни, обслуживалась двумя парами снарядных и зарядных погребов - своя пара погребов на два орудия. Переборка, над которой как в седле сидел командир башни, была огнестойкой и обеспе­чивала действия любой полубашни в случае, если другая в бою выходила из строя.

        Так что французы получили изящный,мощный для своего водоизмещения, сбалансированный по характеристикам,корабль yes
        Цитата: костя1
        Если у вас "Ришелье" красавец-то, интересно, кто из мира природы вам нравится?-пауки, глисты?

        Акулы,Костик, касатки,пумы,барсы,леопарды, ягуары,орлы,лошади, кошки wink
        1. -2
          17 марта 2019 20:41
          Эстетика-дело вкуса и, возможно, эффективности-вряд ли кто мог находить красивым первые самолеты, пароходы, автомобили-а когда они доказали свою значимость эстетическое восприятие, со временем, изменилось. А что до "Ришелье"-заурядный корабль не имеющий никаких преимуществ перед одноклассниками при явно дурацком расположении главного калибра-которое французы кроме пары "Дюнкерков" и пары "Ришелье" больше ни на чем не применяли (даже на крейсерах) и на следующих проектах ЛК-тоже отказались.
          1. 0
            17 марта 2019 21:02
            Цитата: костя1
            А что до "Ришелье"-заурядный корабль не имеющий никаких преимуществ перед одноклассниками при явно дурацком расположении главного калибра-которое французы кроме пары "Дюнкерков" и пары "Ришелье" больше ни на чем не применяли

            Гм smile
            Линкоры типа "Ришелье" стали единственными французскими "35000-тонниками" и одними из самых удачных в мире. Их проект был хорошо сбалансиро­ван, а большинство незначительных недостатков удалось устранить при модернизации "Ришелье" в США и послевоенной модернизации "Жана Бара". Недостаточная горизонтальная защита погребов 152-мм орудий осталась, хотя, по некоторым данным, в проекте "Гаскони" её усилили

            Проект характеризовался многими смелыми реше­ниями, которые, в отличие от подобных идей, напри­мер, у немцев (ненадежные высокотемпературные котлы), англичан (явно недостаточный 356-мм глав­ный калибр) или итальянцев (отвратительная артил­лерия, ПТЗ системы Пульезе), не заставили француз­ских конструкторов раскаиваться в содеянном. Даже совершенно нового типа котлы, обеспечившие боль­шую экономию веса и прекрасную мощность, работа­ли вполне надежно. Система ПТЗ, особенно на "Жане Баре", оказалась лучшей в мире и вполне соответ­ствовала расчетной сопротивляемости. Самым высо­ким требованиям отвечала броневая защита от сна­рядов, артиллерия главного и противоминного калиб­ра. Можно смело утверждать, что в лице "Ришелье" и "Жана Бара" любой линкор второй мировой войны встретил бы достойного противника, исход поединка один на один с которым вряд ли кто мог бы предска­зать. Безусловно, "Ришелье" проигрывал по артилле­рии американским линкорам постройки 40-х годов, но превосходил их защитой. А полная зависимость стрельбы последних от работы электронного обору­дования, оставляла неплохие шансы "французу", если не на потопление такого противника, то, по крайней мере, на изгнание его с поля боя. Повреждения аме­риканского линкора "Саут Дакота" в ночной стычке всего-навсего с тяжелыми японскими крейсерами в ноябре 1942 года неплохое тому подтверждение.

            Касательно
            Цитата: костя1
            (даже на крейсерах) и на следующих проектах ЛК-тоже отказались.

            Гм...Из четверки французских линкоров с 380мм артиллерией 3(три) построенные "Ришелье" и "Жан Бар",недостроенный "Клемансо" имели башни ГК в носовой части и лишь в проектной(даже не заложенной) "Гаскони" вторую башню переместили на корму только из-за.... более выгодного расположения зенитной артиллерии yes
            Зато
            башня II на "Ришелье" имела наибольший возможный среди всех линкоров угол обстрела - 312°.

            В водоизмещение крейсеров хранцузы могли втискивать при том техническом укладе нужные характеристики,потому "извращаться" наподобие "Дюнкерков" и "Ришелье" им не пришлось, а вот в отведенные Вашингтонскими соглашениями 35000т стандарта для линкоров было маловато,что бы воплотить в металл нужные характеристики,потому галлы и пошли на такой шаг
            Но главным фактором в пользу носового располо­жения башен ГК все-таки была доказавшая свою эф­фективность в проекте "Дюнкерка" экономия веса на артиллерии и броневой цитадели, "погонный метр" которой на "Ришелье" весил 25 т. Восемь 380-мм ору­дий в двух башнях весили 4952 т, тогда как девять в трех башнях - 6945 т. К тому же 4-орудийные установ­ки позволяли лучше группировать залпы.

            hi
            1. +1
              18 марта 2019 10:41
              Цитата: рюрикович
              Проект характеризовался многими смелыми реше­ниями, которые, в отличие от подобных идей, напри­мер, у немцев (ненадежные высокотемпературные котлы), англичан (явно недостаточный 356-мм глав­ный калибр) или итальянцев (отвратительная артил­лерия, ПТЗ системы Пульезе), не заставили француз­ских конструкторов раскаиваться в содеянном.

              Хе-хе-хе... тем не менее, без ложки дёгтя не обошлось - одна из французских новаций в первом же бою вывела из строя три орудия ГК "Ришелье".

              В первом залпе одному из орудий (№7) оторвало ствол, другому (№8) - раздуло ствол с разрывом нарезной части на длине аж 8 м. Ещё одно орудие (№5) повторило судьбу №8 при попытке разрядить его выстрелом, да ещё и застряло в положении на откате с УВН 15 градусов. С последним орудием башни (№6) решили не рисковать - и разряжали его, вытаскивая заряд и снаряд через казённую часть.
              Виновником оказался бронебойно-химический снаряд, конструкция которого не выдержала повышенного давления от использовавшихся зарядов SD21: крышка, закрывавшая полости под ОВ в задней части снаряда, разрушилась, её осколки пробили ослабленное в районе полостей дно снаряда и попали в камеру с ВВ, которое после этого сдетонировало.
              1. 0
                18 марта 2019 11:55
                Под инновациец вы снаряд подразумевали?
                1. 0
                  18 марта 2019 14:55
                  Цитата: garri-lin
                  Под инновациец вы снаряд подразумевали?

                  Да. Вместо нормальных классических ББ французы решили извратиться с бронебойно-химическими. В результате - минус башня на "Ришелье" (хорошо ещё дело в базе было, да и лайми не особо желали лезть под снаряды оставшейся башни), да ещё и работы по доводке до ума всех ранее выпущенных снарядов.
              2. 0
                18 марта 2019 18:36
                Цитата: Alexey RA
                Хе-хе-хе... тем не менее, без ложки дёгтя не обошлось - одна из французских новаций в первом же бою вывела из строя три орудия ГК "Ришелье".

                laughing Пардоньте,батенька,но сие казус не делает корабль от этого ущербным no Представьте, ну чисто гипотетически, что какому -нить Гансу пришла бы в голову инновационная идея усилить подобным образом снаряды новейшего "Дерфлингера" и где нить на полигоне близ Киля гавкнули бы подобным образом две башни из четырёх. Это сделало бы "Дерфлингер" ущербным? wink
                То-то жа drinks
                1. +1
                  18 марта 2019 19:36
                  Цитата: рюрикович
                  Пардоньте,батенька,но сие казус не делает корабль от этого ущербным

                  А к кораблю у меня претензий нет. Неплохой ГК, точный дальнобойный ПМК ("лентонабивальщик"), разве что из-за необходимости ведения боя на носовых КУ приходится сближаться с противником с неминуемым влезанием в змеиный клубок ЭМ... ой, это из другой оперы. smile В общем, теоретически неплохой корабль, к сожалению, не показавший себя практически - к моменту его окончательного ввода в строй надводных противников на ТВД не осталось.
                  Я просто уточняю, что и у француз­ских конструкторов таки были смелые решения, заставившие раскаиваться в содеянном.
  4. +1
    17 марта 2019 10:47
    Поклонникам WOT посвещается !
  5. +2
    17 марта 2019 12:12
    Очень интересная и профессиональная статья
    Спасибо!
  6. +1
    17 марта 2019 12:38
    французские бронемашины как и французские автомобили тех годов
    оригинальные, имеют свой шарм )
  7. Комментарий был удален.
  8. -4
    17 марта 2019 16:41
    Ндаа ! Месье всегда знали толк в извращениях !
  9. 0
    17 марта 2019 19:27
    Техзадание прикольное "машина массой не более 6-8 т, пригодная для перевозки военно-транспортными самолетами и способная бороться с танками противника" laughing -а противник клятвенно пообещал по этому чуду не стрелять? belay
  10. Французские конструкторы танков так и не очнулись от сна разума.

    Если сдаваться врагу за полтора месяца, то зачем особо изощряться?
  11. Говорят, что есть анекдот из двух слов: француз-автомеханик.

    Видимо, это не единственный анекдот про французов.
  12. 0
    18 марта 2019 19:35
    "- Клёвый был танкчег! Хорошо горит! И всегото одной РКГ-3 хватило!" Делились два белорусских партизана, возвращаясь на базу отряда с засады на лесной дороге под Варшавой.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»