Аполитично о политических рисках российской экономики
Среди них в этом своеобразном кратком курсе политэкономии от Moody’s на первые места выбились отнюдь не экономические и даже не финансовые, а политические факторы. Такой подход откровенно противоречит всем традициям подобных экспертиз, тем более что на первое место так и просится набившая оскомину тема несменяемости власти. Похоже, это главный из внутренних рисков для российской экономики, хотя прямо на это в отчёте Moody’s и не указывается.
Необходимо отметить, что агентство впервые в своей практике упомянуло риск такого рода. Дословно оценка Moody’s переводится как риск "неорганизованной смены режима", и при этом отмечается рост недовольства россиян политической системой и потенциальные проблемы с переходом власти из-за "доминирования Путина". Нельзя не отметить, что даже в 2007-2008 годах, когда проблема «преемника» действительно была актуальна, в экономических обзорах Moody's не было и речи о политических рисках.
Возможные проблемы со сменой власти в стране, похоже, вообще никогда не упоминались, а теперь вдруг в Moody’s решили оценивать риски в достаточно отдалённой перспективе 2024 года. Эксперты агентства признают, что Владимир Путин вовсе не обязательно должен покинуть политическую сцену в том самом 2024 году. Однако, на их взгляд, доминирование нынешнего президента в российской политике "осложнит переход к новому политическому руководству".
Знакомясь с такого рода оценками Moody’s, вполне можно подумать, будто россиян вообще не волнует вопрос «Что после Путина?» Но нетрудно заметить, что в отчёте Moody’s этот самый главный тезис вообще-то аккуратно упакован где-то в середине документа. Однако и первый по списку из ключевых рисков вполне можно рассматривать как прямое следствие этого главного.
Эксперты Moody’s не сомневаются, что основное препятствие для роста инвестиций и производительности в России — это доминирование госсектора и рост монополизации. По их оценкам, отнюдь не бесспорным, госсектор занимает в российской экономике до 50 процентов. Именно это, по мнению аналитиков, и «создает неравные условия для деловой активности». Не будем оспаривать, насколько монопольные позиции у тех структур, которые в Moody’s однозначно считают доминирующими, отметим лишь, что большинство из них занимают не самые низкие позиции как в российской, так и в мировой экономике.
Именно госсектор, по оценке экспертов Moody’s, продолжает препятствовать не только повышению производительности труда, но и росту инвестиций. У авторов нет никакой уверенности в том, что иностранные инвестиции действительно приносят нашей экономике сколько-нибудь реальную пользу, в то время как отдачу от инвестиций государственных мы можем видеть собственными глазами. И это при всех откатах, взятках и прочих милых «особенностях национального бизнеса».
Именно госсектор, опять же, по оценкам Moody’s, в данном случае, практически бесспорным, создаёт неравные условия для деловой активности. Монополии, что с ними поделаешь, хотя знали бы в Moody’s, какая у нас жестокая конкуренция внутри тех самых монополий. Впрочем, это – лирика, но именно госсектор, опять же, по оценкам экспертов агентства, формирует в России такие правила игры, которые никак не сочетаются и со священным правом собственности, и с верховенством закона. До сих пор в отчётах Moody’s нам не приходилось так много читать о высоком уровне коррупции и низком уровне законности, о неэффективности судебной системы, наконец, о низком качестве российских институтов.
Во многом с экспертами Moody’s нельзя не согласиться. Так, засилье госсектора действительно становится просто невыносимым в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, транспорт или финансы. Нас, как и специалистов из рейтингового агентства, не может не беспокоить и ситуация в российской коммуналке, где сколько-нибудь успешные частники практически тут же поглощаются структурами, близкими к власти, неважно – центральной или местной.
При этом в агентстве Moody’s, похоже, давно списали в долгий архив и сомнительные результаты приватизации в России, когда наиболее привлекательные активы были расписаны по ограниченному кругу «привилегированных» олигархов, и устроенный по лекалам Чубайса «распил» энергомонополии РАО «ЕЭС России». При этом тот факт, что государственный заказ со стороны ещё не распиленных монополистов, таких как «Газпром», РЖД, «Роснефть» и ведущие банки, фактически держит на плаву малый и средний бизнес в стране, во внимание не принимается вовсе.
Зато на фоне серьёзной озабоченности в связи с демографической ситуацией в России, никаких беспокойств не высказано специалистами агентства ни в адрес промышленности в целом, ни по поводу энергетики и сельского хозяйства. Российскую оборонную промышленность, а также атомпром и космическую отрасль в Moody’s предпочитают вообще не замечать, хотя они всё отчётливее претендуют на роль тех самых локомотивов, способных вытянуть нашу экономику на траекторию роста.
Зато западные аналитики всерьёз и вообще-то обоснованно обеспокоены жизнеспособностью российского ИТ-сектора, который, по их оценкам, также испытывает государственное вмешательство. Хотя, на наш взгляд, там сейчас впору говорить о куда более масштабном иностранном вмешательстве, причём совсем не обязательно — западном. Тем не менее, в IT-секторе вмешательство бюрократии носит почти повсеместный характер в виде либо мягкого привлечения фирм по кибербезопасности к шпионажу или же принудительной передачи контроля над успешным бизнесом структурам, близким к власти.
Среди внешних рисков для России те, которые напрямую связаны с политикой, у зарубежных аналитиков тоже далеко не на последних ролях. Несмотря на то, что Россия продолжает демонстрировать удивительную стойкость по отношению к санкциям, именно их Moody’s считают наиболее опасными для нашей экономики. Но это при условии, что американское правительство всё же пойдёт на введение санкций против суверенного долга России, а также напрямую — против российских госбанков и структур, которые участвуют в реализации проекта газопровода «Северный поток-2». А также при условии, что за американским правительством последует и Евросоюз, в чём есть очень большие сомнения.
До сих пор действие санкций, как известно, смягчалось ограничениями как по срокам, так и по адресатам. История со структурами Олега Дерипаски вообще заставила весь мир говорить не столько о сугубо избирательном характере санкционной политики, сколько о попытках американского бизнеса использовать их в качестве инструмента примитивного отъёма собственности.
Не менее, а быть может, даже более важным внешним риском Moody's считает снова растущий отток капитала из России. Те же самые санкции на какое-то время вообще развернули финансовые потоки, и теперь специалисты выражают большие сомнения в том, что отток капитала сможет вновь достигнуть рекордных уровней 2014 года. Но ведь с риском новых санкций под удар может попасть большая часть финансового сектора российской экономики. А это прямой стимул к выводу капиталов за рубеж.
- Алексей Подымов, Игорь Максимов
- Gerd Altmann
Информация