Кайзеровские дирижабли против столицы Британской империи

19
К началу Первой мировой развитие авиации еще не позволяло рассчитывать на самолеты в нанесении ударов по столицам противника. Все, что было тяжелее воздуха, летало недалеко и ненадежно, и могло нести слишком малую полезную нагрузку. Другое дело — дирижабли. Они были достаточно автономными, чтобы проводить в воздухе десятки часов, и достаточно грузоподъемными, чтобы взять на борт более-менее серьезное количество бомб. А это значило, что использование их для атаки на столицы неприятеля было лишь вопросом времени.





Роль личности

Лучше всех с дирижаблями обстояло у немцев. Немалую роль в этом играл личностный фактор графа Фердинанда фон Цеппелина. Будучи дворянином и генерал-майором в отставке, Цеппелин имел средства, чтобы основать и поддерживать фирму, делающую жесткие дирижабли. Но конструкция и методы эксплуатации еще не были отработаны должным образом, и его воздушные корабли гибли один за другим. Требовалось немало упорства и смелости, чтобы продолжать подчас казавшееся безнадежным дело. И упорный граф не отступил – к началу Первой мировой Германия имела серьезнейший опыт в постройке жестких дирижаблей.

Другим человеком, стоящим за налетами на Лондон, был флотский офицер Петер Штрассер, назначенный в августе 1913-го командиром Дивизиона воздушных кораблей. Если Цеппелин сделал жесткие дирижабли распространенными, то Штрассер решил задачу безопасности. До него дирижабли падали один за другим. О том, насколько все было плохо, говорит само его назначение – ведь сам Петер не имел с дирижаблями абсолютно ничего общего. Но в одной из последних катастроф умудрились сгинуть почти все опытные офицеры.

Штрассеру ничего не оставалось делать – он принялся штудировать все отчеты, пособия и наставления по аэронавтике, что смог найти. Он составлял новые правила, подбирал людей, воевал с рейхстагом за выделение средств и заставлял конструкторов вносить изменения в еще не построенные дирижабли. Его не остановила даже катастрофа дирижабля L-2 в октябре 1913 года – а ведь это был последний флотский цеппелин. Пока не были построены новые, Штрассер взял в аренду пассажирский дирижабль, чтобы его люди могли продолжать тренировки. И в результате добился своего – когда грянула война, цеппелины перестали падать один за другим по чисто техническим причинам.

Лондон-тур

Заодно Штрассер стал и главным германским теоретиком стратегических бомбардировок. Ещё до Дуэ он заговорил о моральном эффекте от бомбежек неподготовленного к войне мирного города. В отличие от знаменитого итальянца, Петер не думал выиграть войну атаками с воздуха. В конце концов, бомбовая нагрузка первых дирижаблей была невелика – две-три 50-кг фугаски и десяток-другой зажигательных бомб по нескольку килограмм. Его цели были скромнее, но реалистичнее. Посеять панику среди гражданского населения, и добиться сосредоточения в тылу людей, авиации и зенитных орудий, которые могли бы быть использованы на войне в Европе.

Атаковавшим Лондон германским дирижаблям было не впервой бомбить вражескую столицу – ещё в марте 1915 года они летали на Париж. Но последний был плохой целью – путь к ней преграждался линией фронта, где был высок шанс пострадать от зениток. Кроме того, Париж уже и так был насыщен ПВО – ведь до него могли долетать тогдашние самолеты. Что в значительной степени обессмысливало воздушные рейды. Лондон же, наоборот, казался лакомой целью – его почти ничто не прикрывало, а путь над морем был относительно безопасным.


LZ-38 – первый дирижабль, бомбивший британскую столицу


Только вот кайзер, состоявший в родстве с британской королевской семьей, не давал разрешения на операции против английской столицы. Но постепенно немцы и англичане переколотили все горшки – после чреды взаимных авиабомбардировок в Европе, к маю 1915 года, Вильгельм II снял ограничения. Правда, бомбить королевский дворец и некоторые исторические здания было нельзя, но точное бомбометание с летящего дирижабля было в любом случае невозможным, и бомбы все равно падали, туда куда их посылал Gott.

Первым на Лондон набросился дирижабль LZ-38 – 31 мая 1915 года он сбросил на британскую столицу 60 фугасных и 89 зажигательных бомб. Все они были сравнительно небольшого калибра – полезная нагрузка LZ-38 была немногим меньше 13 тонн, подавляющую часть которых «съедали» экипаж, припасы, радиостанции, и оборонительное вооружение с патронами к нему. Но для девственного в отношении бомбардировок с воздуха Лондона этого хватило. Тем более, что город пренебрегал затемнением. Потери были сравнительно невелики – 42 убитых и раненых, но общественное мнение это всколыхнуло. Англичане начали сосредотачивать у себя дома все больше авиации и зенитных орудий.

Британский бульдог против «летающих сосисок»

Рейды дирижаблей на британскую столицу набирали силу. Немцы совершенствовали свои средства. Так, в сентябре 1915-го они сбросили на Лондон «колосс-бомбу» в 300 килограммов – по тем временам казалось, что она обладает какой-то запредельной разрушительной силой. Британцы, естественно, терпеть такие эксперименты на себе не собирались, и активно разрабатывали меры противодействия. Для борьбы с цеппелинами была создана комиссию, которую возглавил не кто иной, как первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль.

Будущий премьер-министр уже тогда показал свой знаменитый «бульдожий» нрав. Не мешая организовывать непосредственную оборону Британии, он настоял на перехвате инициативы. Первый успешный налет английской авиации на базы дирижаблей случился еще в октябре 1914 года – биплан «Сопвич» сбросил две 9-кг бомбы, и уничтожил дирижабль Z-IX. Но такие атаки не были регулярными. А в 1915-м, с приходом Черчилля, эти налеты приобрели системный характер.

И подчас походили на смесь мрачной трагедии и французской комедии про жандармов. Так, 7 июня 1915 года британский пилот на французском «Моран-Солнье» летел бомбить базы цеппелинов. Но наткнулся на 160-метровый LZ-37, возвращавшийся из Англии с ночной бомбардировки. Обрадовавшись, что больше не надо далеко лететь, англичанин атаковал дирижабль, сбросив шесть 9-кг бомб. Водород тут же загорелся. Его обломки упали не на какой-нибудь пустырь, а на бельгийский женский монастырь. Погибли три монашки, и весь экипаж цеппелина. Весь, кроме одного немца, который вывалился из годнолы, пробил хлипкую деревянную крышу одного из монастырских строений, и умудрился угодить точно в кровать со спящей монахиней.


Бой истребителя и дирижабля


Тем временем британцы наращивали силы на своем острове, оправдывая идею Штрассера об оттягивании сил. К концу 1916 года в Англии пребывало 12000 человек, только обслуживающих зенитки и прожектора. Туда перебрасывали самолеты – 12 истребительных эскадрилий. Разрабатывались спецсредства – например, подвешиваемые на крылья неуправляемые ракеты. Не забыли англичане и про море – там против дирижаблей действовал 6-й противовоздушный дивизион легких крейсеров. Для борьбы с цеппелинами вооружили даже некоторые подлодки, поставив на них зенитки.

Итоги

Чтобы заставить англичан отвлечь такие силы, потребовалось не так много. К концу того же 1916-го на Англию было совершено всего лишь 215 налетов и сброшено каких-то 158 тонн бомб – детские цифры по меркам следующей большой войны. Прямой материальный ущерб от бомбардировок был оценен в 1,5 миллиона фунтов – комическая сумма по сравнению со стоимостью задействованных против дирижаблей сил.

Стратегия Штрассера работала. Это, правда, не отменяло общую ситуацию на фронтах – уступавшую Антанте в ресурсах Германию медленно, но верно зажимали. С осени 1917 года строительство новых дирижаблей было резко сокращено – приток ограничился одним цеппелином в месяц. В январе 1918-го стало еще хуже – в результате крупного пожара на одной из баз гибнут сразу 5 дирижаблей. И флот остается всего лишь с 9-ю «летающими сосисками».

А в августе 1918 года на дирижабле L-70 гибнет сам Штрассер. Его последний боевой вылет стал и последним полетом на Англию. Этот харизматический и «пробивной» офицер был последним, на чем держались дальние рейды. С развитием самолетов у аппаратов легче воздуха становилось все меньше сторонников, и со смертью Штрассера умерла и концепция бомбардировок Британии на дирижаблях. Но для стратегических бомбардировок в целом это было только начало.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    26 февраля 2019 08:41
    Интересно, а прошить саму «сосиску» очередью из пулемета было неэффективно? Зачем сбрасывали бомбы?
    1. +1
      26 февраля 2019 10:55
      Мало ли, что у них на уме, у англичан. ))))) возможно на самолете не было пулемёта, да и площадь огромная, надо очень точно попасть пулями в конкретное место.
      1. -1
        26 февраля 2019 10:59
        Вот это я и хотел спросить - почему конкретное? Неужели у сосиски была такая толстая оболочка?
        1. +2
          26 февраля 2019 11:03
          Там комплекс. И оболочка, и размеры, и оборонительное вооружение на некоторых. По рассказам несколько самолётов могли боекомплект потратить, пока циппелин загорался
          1. -1
            26 февраля 2019 11:04
            ну, в принципе, да - безопаснее всего атаковать его сверху, надежнее всего - бомбами
        2. +3
          26 февраля 2019 11:17
          цеппелины - дирижабли жесткой конструкции, они имели каркас, обшивку и баллонеты с водородом внутри каркаса под обшивкой, так что для аэропланов первой мировой они были не очень простой целью
  2. +3
    26 февраля 2019 09:02
    Цеппелины- предтечи тяжелых бомбардировщиков. Весьма познавательная, легко читаемая статья.
  3. +2
    26 февраля 2019 09:56
    Спасибо за фактическую подборку материала
  4. +2
    26 февраля 2019 11:33
    повезло антанте что у гансов не было гелия, иначе они бы запарились сбивать цеппелины...
    1. +1
      26 февраля 2019 11:35
      Да они и водородные то не очень сбивали.
    2. +1
      26 февраля 2019 14:09
      Цитата: faiver
      повезло антанте что у гансов не было гелия, иначе они бы запарились сбивать цеппелины...

      Да можно и водородом обойтись...тока "присадки" специфические необходимы ...кажется, пропилен (2%) можно добавить...ещё какие-то "весчества" есть(тоже,где-то 1,5-2%),которые, если и не делают водород 100%-но не воспламеняемым,но затрудняют значительно возгорание водорода и лишают "воздушно-водородную" смесь детонационной способности...Вот только "энти весчества" в годы 1МВ могли отсутствовать... request Так что...это для будущих пожеланий ! fellow
    3. +1
      26 февраля 2019 14:19
      Цитата: faiver

      повезло антанте что у гансов не было гелия, иначе они бы запарились сбивать цеппелины...

      По моему, цеппелины и на "восточном" фронте немцами применялись...Во всяком случае,припоминаю "повествование",как со сбитого "цеппелина" движки Майбах снимали ,чтобы "гениальную русскую инженерную мысль" осуществить...(какую конкретно-не помню уже точно...)
      1. 0
        26 февраля 2019 16:53
        где то читал что наши сразу применили против дирижаблей крупнокалиберные пулеметы, подозреваю что с бомберов "Илья Муромец" и немцы потеряв несколько дирижаблей больше не совались в нашу сторону, но за информацию не ручаюсь... hi
      2. 0
        26 февраля 2019 21:34
        Применялись, причем много раз.Пытались даже Петроград бомбить, но погода помешала, цеппелин с тремя тоннами бомб разбился.Вот немецкая открытка ,изображающая бомбежку Варшавы.
      3. +3
        27 февраля 2019 01:00
        Николаевич hi "Инженерная мысль" называлась танк Лебеденко (такой огромный трёхколёсный велосипед, что застрял в первом же буераке). Летали дирижабли достаточно высоко и истребителям до них было сложно добраться. Про зажигательные пули для сбития дирижаблей где то на ВО была целая статья. Ну и "вишенка на торт" - в фильме "Эскадрилья Лафайет" снят эпизод сбития дирижабля.
  5. +1
    26 февраля 2019 16:25
    Было такое чудище,"Царь- танк" проект Лебеденко, двигатели от"Майбаха", но были ли они от Цеппеллина? Да и романе "Хождение по мукам" один из героев гибнет от обстрела с дирижабля, может вымысел автора request
    1. -1
      26 февраля 2019 16:38
      И Царь танк был и Царь-пушка и Царь - колокол , победил наш пехотный Ваня, за , что ему низкий поклон.
  6. 0
    26 февраля 2019 16:55
    А ещё дирижаблями было организовано снабжение германских войск в Африке!
    1. +1
      26 февраля 2019 20:21
      Леттов-Форбек обходился своими силами , а единственный , посланный дирижабль так и не долетел, к сожалению .

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»