Т-4 «Сотка». Самолёт, не долетевший до будущего

55
Традиционно многие считают, что истребители всегда быстрее бомбардировщиков, но еще в начале 1960 годов в Советском Союзе был создан сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, способный развивать максимальную скорость до 3200 км/ч. Такая скорость полета не снилась тогда не только истребителям, но и большинству существовавших управляемых ракет. Речь идет о знаменитом самолете Т-4 «Сотка» («изделие 100»), самолете будущего, который по стечению обстоятельств в это самое будущее так и не попал.

В рамках работ над проектом самолета Т-4, почти все основные узлы, агрегаты и системы разрабатывались на уровне изобретений. Всего конструкторами КБ Сухого было внедрено 208 различных изобретений, а с учетом изобретений, которые были заложены при разработке комплектующих изделий и агрегатов – порядка 600. Ни на одном самолете, построенном к тому моменту времени в Советском Союзе, просто не существовало столь большого количества оригинальных разработок. Уже, исходя из одной этой цифры, это был гигантский прорыв вперед в области самолетостроения в нашей стране.



Первые работы по теме Т-4 («изделие 100») начались в СССР в 1961 году. Военным руководством страны перед инженерами была поставлена задача разработать новый авиационный комплекс, предназначенный для «разведки, поиска и уничтожения малоразмерных, неподвижных и подвижных морских и сухопутных целей» с дальностью полета примерно 7 тысяч километров. Подобный самолет планировалось использовать для уничтожения авианосных ударных групп вероятного противника, а также для ведения стратегической разведки. Объявленный конкурс на создание нового самолета выиграли представители КБ Сухого, которые смогли обойти конкурентов из ОКБ Яковлева и Туполева. Отличительной особенностью и «изюминкой» проекта Т-4 было обеспечение очень высокой скорости полета – до 3200 км/ч, что, по мнению экспертов, сулило значительное снижение уязвимости машины от воздействия средств ПВО противника.

Т-4 «Сотка» в Центральном музее ВВС РФ в Монино


Создание нового ударно-разведывательного самолета было задано постановлением советского правительства от 3 декабря 1963 года. Процесс разработки новой машины возглавил заместитель Генерального конструктора КБ Сухого Н. С. Черняков. В июне 1964 года состоялась успешная защита эскизного проекта будущего самолета, а в феврале 1966 года машина прошла макетную комиссию ВВС. Рабочее проектирование сверхзвукового самолета велось совместно с МКБ «Буревестник», а к изготовлению опытной партии Т-4 еще в ноябре 1964 года был подключен ТМЗ – Тушинский машиностроительный завод.

Для достижения заданных требований нужно было обеспечить высокое значение качества на крейсерской сверхзвуковой скорости полета М=3. Для этого специалистами КБ Сухого совместно с ЦАГИ был осуществлен комплекс фундаментальных исследований аэродинамических характеристик моделей будущего самолета, что позволило обеспечить конструкторам выбор нужной компоновки. В разработку был запущен вариант ударного самолета, выполненного по схеме «бесхвостка» с малым запасом продольной устойчивости, обладающий небольшим передним горизонтальным оперением, которое было необходимо для обеспечения продольной балансировки ракетоносца. Крыло самолета представляло собой в плане «двойную дельту», с острой передней кромкой и деформацией срединной поверхности.

Большое количество исследований было проведено для отработки вариантов компоновки силовой установки новой сверхзвуковой машины. В итоге конструкторы остановились на варианте, предусматривающем нижнее расположение воздухозарборника и так называемой «пакетной» компоновке четырех двигателей. По данным официального сайта КБ Сухого, впервые в советской практике авиастроения на Т-4 был применен сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник смешанного сжатия с автозапуском для расчетного числа М=3,0. Специально для «Сотки» в ОКБ П. А. Колесова был создан мощный турбореактивный двигатель РД36-41, который позволял обеспечить самолету длительный полет на сверхзвуковой скорости – около 3000 км/ч.

Т-4 «Сотка». Самолёт, не долетевший до будущего


Особенностью нового самолета было то, что в конструкции его планера массово использовались новые на тот момент времени высокопрочные металлические материалы: титановые сплавы: ВТ-20, ВТ-21Л, ВТ-22; конструкционная сталь ВКС-210; нержавеющие стали ВИС-2, а также ВИС-5. Планер сверхзвукового ударно-разведывательного самолета Т-4 «Сотка» состоял из следующих агрегатов: фюзеляж, гондолы двигателей, крыло, переднее горизонтальное оперение, киль, передняя и основные опоры шасси. При этом фюзеляж делился на 7 основных отсеков: отклоняемая носовая часть, кабина экипажа, приборный отсек, отсека центрального топливного бака, хвостовой отсек, а также отсек хвостового парашюта. В отклоняемой носовой части фюзеляжа боевого самолета располагалась антенна и радиоэлектронные блоки РЛС, скрытые под радиопрозрачным обтекателем. В этой же части была расположена и штанга, предназначенная для осуществления дозаправки самолета в полете.

В верхней части кабинного отсека фюзеляжа тандемно находились кабины летчика и штурмана самолета. Каждая из них имела собственный откидной люк, предназначенный для аварийного покидания машины и для посадки экипажа на свои рабочие места. Аварийное спасение летчика и штурмана осуществлялось катапультными креслами, которые обеспечивали безопасное покидание самолета во всем диапазоне скоростей и высот полета, включая режимы взлета и посадки.

На самолете Т-4 «Сотка» использовалось трехопорное шасси с носовым колесом. Подобное шасси обеспечивало сверхзвуковой машине возможность эксплуатации с аэродромов 1-го класса с бетонированным покрытием. Основные стойки шасси имели двухосные тележки с четырьмя тормозными колесами, на каждом колесе была спаренная шина. Передняя опора шасси также имела спаренные колеса со стартовыми тормозами.



Для каждой из систем сверхзвукового ракетоносца Т-4, принимая во внимание жесткие требования по условиям их эксплуатации на самолете, конструкторам КБ Сухого пришлось спроектировать большое количество принципиально новых решений. К примеру, впервые в отечественной авиационной практике на самолете была использована четырехканальная электродистанционная система управления, автомат тяги, гидросистема с рабочим давлением 280 кг/см 2, а также установлена принципиально новая топливная система, оснащенная гидротурбонасосами. Помимо этого была установлена система нейтрального газа на жидком азоте и реализовано множество других технических решений. Много нового можно было встретить и в кабине экипажа ракетоносца Т-4. Впервые в СССР для нее был создан индикатор навигационно-тактической обстановки, в котором данные бортовых радаров выводились на телевизионный экран и накладывались на электронное изображение микрофильмированных карт местности, охватывающих поверхность практически всей планеты.

Важной особенностью самолета была отклоняющаяся носовая часть. В опущенном положении она освобождала переднее остекление кабины пилотов, что обеспечивало им нормальный обзор вперед. Это существенно облегчало процесс руления на аэродроме, а также взлет и посадку сверхзвукового самолета. По словам летчиков-испытателей, взлетный угол выдерживался просто, отрыв Т-4 от земли происходил плавно. При полете на сверхзвуковых скоростях носовая часть полностью закрывала остекление кабины пилотов, до минимума снижая сопротивление встречных потоков воздуха. После подъема носовой части полет проходил по приборам, при этом в распоряжении экипажа имелся перископ, который давал хороший обзор вперед.

Очень серьезным вызовом для конструкторов КБ Сухого было создание конструкции самолета и подбор таких материалов, которые могли бы обеспечить работу при высоких рабочих температурах – около 220-330 градусов Цельсия. Главными конструкционными материалами для планера сверхзвукового самолета стали титан и сталь. Отработке технологии их применения в конструкции Т-4 «Сотка» были посвящены главные усилия технологов и конструкторов в период создания самолета. Помимо этого необходимо было освоить большое количество принципиально новых техпроцессов, к примеру, автоматической сварки погруженной дугой с применением листовой приставки, автоматической сварки сквозным проплавлением, химического фрезерования титановых сплавов и других процессов. Специально для практической отработки новых технологий осуществлялась широкая программа разработки новых видов покрытий и материалов, проводились испытания натурных образцов конструкции будущего самолета. Для отработки возможностей силовой установки, оборудования и самолетных систем в КБ Сухого совместно со смежниками шла очень большая программа испытаний и исследований разных стендов, моделей и летающих лабораторий. К примеру, для отработки формы крыла будущего сверхзвукового ударно-разведывательного самолета была построена и совместно с ЛИИ проходила испытания летающая лаборатория «100Л» на базе всепогодного истребителя-перехватчика Су-9.



В состав целевого оборудования самолета Т-4 «Сотка» входил навигационный комплекс НК-4 и радиоэлектронный комплекс «Океан», который включал в себя систему управления вооружением «Вихрь», систему обороны «Отпор», систему разведки «Рапира», а также систему радиосвязного оборудования «Стремнина». Главным вооружением самолета по первоначальному проекту должны были стать три аэробаллистических ракеты Х-45, разработка которых велась в МКБ «Радуга». Расчетная дальность гиперзвуковых ракет Х-45 (крейсерская скорость полета 5-6 Махов) должна была составить 550-600 км. В дальнейшем проект был скорректирован и количество ракет уменьшено до двух, они должны были устанавливаться на две открытые точки подвески, находящиеся параллельно под мотогондолой.

Первый летный экземпляр нового боевого самолета (изделие «101») был построен осенью 1971 года и уже в декабре того же года был перебазирован на аэродром ЛИИ. Первый полет опытной машины пришелся на 22 августа 1972 года, экипаж самолета состоял из летчика В. С. Ильюшина и штурмана Н. А. Алферова. Летные испытания нового сверхзвукового самолета продолжались до января 1974 года, всего за указанный период времени было совершено 10 полетов, во время которых удалось достичь скорости полета 1,36 Маха на высоте 12 тысяч метров.

Всего в период с 1966 по 1974 год на Тушинском машиностроительном заводе было собрано четыре планера самолета Т-4: один для проведения статических (изделие «100С») и три для проведения летных испытаний (изделия «101», «102» и «103»). Помимо этого на стадии задела имелся ряд агрегатов еще для трех самолетов. В 1974 году по указанию Министерства авиационной промышленности все работы по теме Т-4 были приостановлены. Официально работы по данному проекту были закрыты в соответствии с постановлением советского правительства от 19 декабря 1975 года. При этом еще в 1968-70-х годах в ОКБ Сухого был разработан проект модернизированного стратегического ракетоносца Т-4М с крылом изменяемой стреловидности, а в 1970-72 годах – по сути, практически полностью новый проект Т-4МС («изделие 200»), участвовавший в 1972 году в конкурсе на создание стратегического двухрежимного ударного самолета вместе с моделями ОКБ Мясищева и Туполева. Тогда лучшим был признан проект М-18 ОКБ Мясищева.



До сих пор точная причина завершения работ по проекту «Сотка» неизвестна. Скорее всего, это был целый комплекс причин, среди которых обычно выделяют:

1. Изменение технических требований к самолету и общую загруженность КБ Сухого процессом создания истребителя Т-10 – будущего Су-27.
2. Оборонный отдел ЦК КПСС и представители ВВС посчитали проект неперспективным.
3. У КБ Сухого отсутствовали производственные мощности, необходимые для проведения расширенных испытаний Т-4, ТМЗ не мог справиться с таким заказом, а предлагавшийся Казанский авиационный завод КБ Сухого передан так и не был.
4. Сверхзвуковой ударно-разведывательный самолет Т-4 получился слишком дорогим.
5. В 1969 году ВВС были представлены новые тактико-технические требования к перспективному многорежимному стратегическому самолету, которым Т-4 уже не соответствовал. Именно поэтому в КБ Сухого приступили к разработке варианта самолета с крылом изменяемой стреловидности – Т-4М. А затем представили проект Т-4МС («изделие-200»), который значительным образом отличался от первоначального Т-4.

Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр сверхзвукового бомбардировщика Т-4 с бортовым номером 101 находится в Центральном музее Военно-воздушных сил Российской Федерации в Монино.

Летно-технические характеристики самолета Т-4 «Сотка»:
Габаритные размеры: длина – 44,5 м, высота – 11,2 м, размах крыла – 22,7 м, площадь крыла – 295,7 м2.
Масса пустого – 55 000 кг.
Нормальная взлетная масса – 114 000 кг.
Максимальная взлетная масса – 135 000 кг.
Масса топлива – 57 000 кг.
Силовая установка – 4 ТРД РД-36-41 тягой 4х16150 кгс.
Максимальная скорость – 3200 км/ч (расчетная).
Крейсерская скорость – 3000 км/ч (расчетная).
Практическая дальность полета – 6000 км.
Перегоночная дальность – 7000 км.
Практический потолок – 25 000 м.
Длина разбега – 950-1050 м.
Длина пробега – 800-900 м.
Вооружение – 2 гиперзвуковых ракеты X-45.



Источники информации:
https://www.sukhoi.org
http://www.airwar.ru
https://www.popmech.ru
https://tvzvezda.ru
Материалы из открытых источников
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    27 февраля 2019 06:02
    Пролететь бы на таком с грузом до америки ! И вернуться без него ......
    1. +1
      27 февраля 2019 06:11
      ? С Каким грузом собрались лететь!!! crying love love
      И без чего собрались вернуться........того самого или этого!
  2. +9
    27 февраля 2019 06:37
    Традиционно многие считают, что истребители всегда быстрее бомбардировщиков
    Считают те, кто не интересовался историей авиации, а в середине 30-х годов, мало того что бомбардировщики обгоняли современные им истребители, так "голубую ленту скорости" удерживали гидросамолеты...
    До сих пор точная причина завершения работ по проекту «Сотка» неизвестна.
    Ой, как бы и тут не были козни нашего патриарха - А.Н.Туполева. Он мог... А может сказалось то, что виз-а-ви "Сотки" - "Валькирия", то же "не полетела"...

    1. +5
      27 февраля 2019 07:43
      "Валькирия" как раз и полетела, отработанна была на всех режимах, сняты были все показания. Испытанна была "от" и "до". В серию не пошла из-за объективных, на то время, причин.
    2. +1
      27 февраля 2019 08:39
      До сих пор точная причина завершения работ по проекту «Сотка» неизвестна
      - так если мне память не изменяет сотка так и не получила "свои" двигателя и как результат реальные ЛТХ были ниже указанных в статье, хотя могу и ошибаться... hi
      1. +1
        27 февраля 2019 12:03
        Если не ошибаюсь где то читал что Туполев сказал - Вы хотите разорить страну своим самолетом- вроде как очень дорогой выходил.
        1. +8
          27 февраля 2019 12:35
          Цитата: Nosorog
          Туполев сказал - Вы хотите разорить страну своим самолетом- вроде как очень дорогой выходил.

          Ага, а его Ту-144, удивительно похожий на Т-4, так прямо сама экономичность была
          1. +6
            27 февраля 2019 17:57
            Ту-144 был большим "политическим" проектом, к тому же их много строить никто и не собирался. Хотя А.Н. Туполев, пользуясь несравненно большим авторитетом у власти, крови и Суховским и Мясищевским проектам попортил немало.
        2. 0
          27 февраля 2019 17:52
          Он сказал: "Вся страна будет ходить в одних трусах."
          1. +3
            27 февраля 2019 20:40
            Цитата: irazum
            Ту-144 был большим "политическим" проектом, к тому же их много строить никто и не собирался.

            Цитата: irazum
            Он сказал: "Вся страна будет ходить в одних трусах."

            Ну, да...и все это не помещало :
            ....Помимо пассажирских Ту-144, в ОКБ по предложению ВВС прорабатывалось несколько военных вариантов Ту-144 различного назначения. В конце 70-х годов предлагалось создать на базе Ту-144Д постановщик-разведчик Ту-144ПР и дальний перехватчик ДП-2. В начале 80-х годов совместно с авиацией ВМФ прорабатывались предложения по переделке Ту-144Д в постановщик помех Ту-144П и авиационно-ракетные комплексы Ту-144К и Ту-144КП, оборудованные РЛС "Заслон" и средствами РЭБ и вооруженные ракетами класса воздух - воздух Р-33. . Все эти работы не вышли из первоначальной стадии рассмотрения технических предложений и изучения вопроса заказчиком. В начале 70-х на основе Ту-144 выдвигался проект стратегического бомбардировщика (160М), однако в дальнейшем вместо него было решено разработать полностью оригинальный самолет Ту-160.
    3. +5
      27 февраля 2019 09:08
      Цитата: svp67
      Ой, как бы и тут не были козни нашего патриарха - А.Н.Туполева. Он мог... А может сказалось то, что виз-а-ви "Сотки" - "Валькирия", то же "не полетела"...
      Был фильм " Тайны забытых побед" "Трагедия русского чуда-Т-4 "Сотка", В нём подробно показано как создавался самолёт. https://www.youtube.com/watch?v=sjjU3f2niCI
      1. +1
        1 марта 2019 12:21
        hi
        Цитата: амурец
        Был фильм " Тайны забытых побед"

        Позвольте я поправлю ссылку на фильм.
        1. 0
          13 марта 2019 15:33
          Цитата: Mister X
          hi
          Цитата: амурец
          Был фильм " Тайны забытых побед"

          Позвольте я поправлю ссылку на фильм.

          не фильм а тягомотина и тоска
          усе пропало , усе пропали, поминки и стаканы с кусочком хлеба......
          о прошлом надо говорить так, чтобы в душе оставалось чувство гордости за отцов и дедов,
          а не так чтобы после просмотра хотелось напиться с горя.....
          фактически такая трактовка не сильно отличается от либеральной лжи.

          были разработаны 2 самолета, были? были.
          один из них, т-160, был принят на вооружение, хороший? отличный!
          тот что не был принят тоже очень хороший, но другой и дороже.
          наработки по не принятому были использованы в дальнейших разработках.
          где здесь вселенская грусть и откуда страстное желание авторов удавится с несправедливости мира???
    4. 0
      3 апреля 2019 11:12
      Цитата: svp67
      Ой, как бы и тут не были козни нашего патриарха - А.Н.Туполева.

      Таки так оно и было. А.Н убедил Д. Устинова, что сделает более лучший ероплан чем "сотка", и действительно создал - Ту-160 "гадкий утёнок".....
  3. -1
    27 февраля 2019 06:43
    В рамах работ над проектом самолета Т-4, почти все основные узлы, агрегаты и системы разрабатывались на уровне изобретений. Всего конструкторами КБ Сухого было внедрено 208 различных изобретений, а с учетом изобретений, которые были заложены при разработке комплектующих изделий и агрегатов – порядка 600. Ни на одном самолете, построенном к тому моменту времени в Советском Союзе, просто не существовало столь большого количества оригинальных разработок. Уже, исходя из одной этой цифры, это был гигантский прорыв вперед в области самолетостроения в нашей стране.

    Да всё вы врёти! Такого просто не могло быть!lol
    Гарант же сказал, что в Советском Союзе кроме галош ничего не делали. Или вы не верите Гаранту?
    1. 0
      28 февраля 2019 15:14
      Правильно Миха! Наш Манипу каждый год посланиями швыряется и обращениями, а воз и ныне там. Толко яхты и виноградники приобретаются....лес пилится, нефть и газ сырьем вывозят, налоги, пенсии! Эх....
    2. KLV
      0
      5 марта 2019 10:55
      Интересное заявление. Где пруф?
  4. +10
    27 февраля 2019 07:18
    Т-4МС («изделие-200») был интереснее, стал победителем в конкурсе, но отдавать под него Казанский завод не захотели, плюс Сухой вовсю втянулся в программу МФИ Су-27, а Туполев включил обиженку, отказался от документации Сухого и пошел дорабатывать свой проект, чем стал впоследствии Ту-160. А, ведь наработки по "двухсотке" и сейчас могут быть актуальны, стоит только захотеть пересмотреть проект для современных возможностей.
    Автор будет продолжать?
    1. +6
      27 февраля 2019 08:47
      Ту-160 - проект КБ Мясищева, который передали КБ Туполева. А КБ Андрея Николаевича (сам он умер в 1972 году), добившись закрытия "сотки", начал делать Ту-26 ("бекфайер") под видом модернизации провального Ту-22.
      1. -5
        27 февраля 2019 09:08
        Цитата: Авиатор_
        добившись закрытия "сотки"

        А.Н.Туполев, справедливо сказал - лучше занимайся Паша (Сухой) истребителями,у тебя это хорошо получается.
        1. +6
          27 февраля 2019 18:31
          Барин Андрей Николаевич, был барином, и остался им. На деньги, затраченные на "модернизацию" Ту-22 вполне можно было сотку довести. Однако, административный ресурс! КБ Туполева ведь без дела не сидело - половина парка гражданской авиации за ним было, но нет, надо отобрать заказ у конкурента.
      2. +3
        27 февраля 2019 13:53
        Если по первоидее, то да, М-18 Мясищева и есть "свой" проект Туполева Ту-160. Из источников следует, что именно его передали Туполеву для доработки в конечный вариант. Прямых отсылок на передачу документации по "200" не видел, но скорее всего подразумевалась передача документации по всему объявленному конкурсу, чтобы Туполев взял все имеющиеся наработки. Было ли им взято что-то из проекта Сухого, прямо не упоминается, но ссылаются опять же на личную обиду за предыдущий конкурс, где описываемая в статье "сотка" Т-4 Сухого выиграла у туполевского Ту-135.
        1. +2
          27 февраля 2019 18:31
          Очень похоже на правду.
        2. 0
          28 февраля 2019 14:06
          Цитата: g1washntwn
          Прямых отсылок на передачу документации по "200" не видел, но скорее всего подразумевалась передача документации по всему объявленному конкурсу, чтобы Туполев взял все имеющиеся наработки. Было ли им взято что-то из проекта Сухого, прямо не упоминается,

          Мне "сподобилось" читать статью,где говорилось,что при закрытии "бомбардировочных" проектов Сухого правительством было "приказано" документацию передать в КБ Туполева; и эти материалы были использованы в "туполевском" КБ при разработке Ту-160...
          1. 0
            28 февраля 2019 14:09
            Туполевское же КБ утверждает, что была взята только концемция Мясищева и по решению Ту-160 начали разрабатывать практически "с ноля". Кому верить непонятно. Так как Ту-160 еще актуален и наработки также, я списываю все непонятки на секретность.
  5. +5
    27 февраля 2019 07:55
    Т-4 "прикрыли" из-за слишком сложных технических задач,которые были при его разработке, тем более в строевые части надо было вводить Су-24,Су-25,Су-27.
  6. +1
    27 февраля 2019 08:14
    Бывали планы\проекты опережающие время! По каким причинам это всё не состоялось, гадай теперь.
  7. +2
    27 февраля 2019 08:20
    Ну почему же не долетел-ту 160 вот они наработки сотки. Да и на тот момент сотка слишком сыра и дорога была союзу.
  8. kig
    +3
    27 февраля 2019 09:01
    Что-то мне это напоминает.... Говорите, Туполев не участвовал и отказался от документации?

    Т-4



    Ту-144

    1. +1
      27 февраля 2019 14:09
      Туполев взял проект КБ Мясищева. "100" выиграла в одном конкурсе у Ту-135, а на второй конкурс где участвовала "200" Туполев шел с внеконкурсным проектом, где М-18 от КБ Мясищева было выбрано победителем и отдано Туполеву для доработки уже в то, чем стал Ту-160. Я склонен считать, что мы ничего не потеряли, Сухой заострился на МФИ, Туполев на стратегах у всех все получилось в лучшем виде. Туполев даже умудрился протолкнуть совершенно новый Ту-22М (бэкфайр) при "ракетомане" Хрущеве под видом модернизации не совсем удачного Ту-22.
      1. +2
        28 февраля 2019 18:01
        Цитата: g1washntwn
        Я склонен считать, что мы ничего не потеряли, Сухой заострился на МФИ, Туполев на стратегах у всех все получилось в лучшем виде. Туполев даже умудрился протолкнуть совершенно новый Ту-22М (бэкфайр) при "ракетомане" Хрущеве под видом модернизации не совсем удачного Ту-22.

        Справедливости ради, эффективность Ту-160 никогда не догонит Т-4, особенно если учесть дальность крылатых ракет той поры. Да, Т4 стоил, почти как крейсер, но я бы не поставила на крейсер, окажись он в радиусе досягаемости Т4.
  9. +1
    27 февраля 2019 09:26
    Параллель Т-4 и North American XB-70 Valkyrie не раскрыта. В смысле причинно-следственных связей, компоновки. А напрашивается, хотя бы из названия Т4 на западе - "Русская Валькирия".
    1. -1
      27 февраля 2019 14:12
      Наверное, потому что "100" создавалась по конкурсу на самолет для борьбы с авианосцами, а Валькирия - чистый сверхзвуковой стратег? По стратегам пошло уже "изделие 200" - Т-4МС, другой проект.
      1. 0
        28 февраля 2019 13:36
        Прежде чем ставить минус проработайте тему:
        Цитата: Экспериментальный бомбардировщик Ту-135 (сайт ВО)
        В тоже время, в противовес Туполеву, задание на разработку однорежимного самолета для уничтожения авианосных ударных группировок выдали «истребительным» конструкторским бюро Яковлева А.С. (Як-35) и Сухого П.О. (Т-4).

        Как раз Ту-135 и заглядывал в сторону "Валькирии".
  10. 0
    27 февраля 2019 12:40
    Цитата: ФЕОДОР
    Пролететь бы на таком с грузом до америки ! И вернуться без него ....

    С печеньками ???
    1. 0
      28 февраля 2019 11:37
      С валенками. Мёрзнут небось.
  11. +1
    27 февраля 2019 14:21
    Очередной раз с горечью прочитал о оборванной истории "Сотки" recourse Более 40 лет назад КБ Сухого сделало такой прорыв в авиастроении. НО , кто и как тормознул самолет ? В 37-м искали врагов народа. А в 1975?
  12. +1
    27 февраля 2019 14:40
    Красивый самолёт! Слышал версию, что проект закрыли под нажимом всемогущего на тот момент А.Туполева.
  13. +4
    27 февраля 2019 15:19
    Т-4 «Сотка». Самолёт, не долетевший до будущего\
    До будущего он может и не долетел, зато долетел до сегодняшнего. Чтобы наглядно показать отношение к собственной истории.

    Это ржавеющий и разрушающийся под открытым небом в Монино фюзеляж "самолёта, не долетевшего до будущего" и до парка "Патриот".
    1. +5
      27 февраля 2019 15:22

      А это Норт Аме́рикен XB-70 "Валькирия" в Музее ВВС в США.
      Наглядная иллюстрация отношения к собственной истории на словах и на деле. Интересно послушать мнение записных сайтовских "уряпатриотов" по этому вопросу.
      1. +1
        28 февраля 2019 21:43
        Какой смысл? Вы что, не знаете, что будет сказано? А за музеи - да, сравнения никакого.....увы.
    2. +1
      28 февраля 2019 18:05
      Цитата: Decimam
      Это ржавеющий и разрушающийся под открытым небом в Монино фюзеляж "самолёта,

      Я его видела. Не особенно он ржавеет, в отличие от остальных. Титан и специальные марки стали устойчивы к коррозии.
  14. +2
    27 февраля 2019 17:08
    Грустно, конечно. А сравнивать сохранность истории (особенно техники) надо. Ангары в США это не у нас. Там только дождь или сухотень, у нас дождь со снегом. На байконуре вон даже в маленьком цехе буран умудрились похоронить. И это при деньгах. И вроде при присмотре типа военных. Грустно, девица.
    1. +2
      28 февраля 2019 10:30
      на байконуре похоронить умудрились сначало бабло, потом ремонт ангара, а потом уже буран,
      будь такое в США там бы человек 100 вылетело с работы а 10 ток присело

      п.с. ой у нас дождь и снег оказывается есть, а строители ангара не знали об этом тупые инженеры СССР (ведь по телеку САМ и его приближенные врать то не будут), а может знали а ? может не в погодных условиях дело? может просто беспощадный распил бабла на ремонте капитальных сооружений оканчивается тем что эти сооружения разваливаются ?

      п.с.2 Валькирия с технической точки зрения рисковее сотки, другое топливо уже не керосинка, до часа - 3м скорости, американцы замахнулись звиздец куда, но мбр всех поимели.
    2. 0
      28 февраля 2019 21:44
      В утоплении дока кто виноват? Дождь, снег, марсиане?
      1. +1
        10 апреля 2019 12:16
        пятая колонна, из интернета хейтом проклятье ржавчины на корпус навела, чем похоронила все усилия по ТО дока и по ТО кузи
  15. 0
    27 февраля 2019 19:24
    Т4 МС был бы достойной заменой нынешнему Ту 22М3 - по всем параметрам.
    1. 0
      27 февраля 2019 23:13
      По цене 1 штука за полк.
      Эти монструозные 3 маховые платформы не зря почили в суе.
    2. +1
      10 апреля 2019 12:16
      задачи абсолютно разные
  16. 0
    28 февраля 2019 04:30
    Фантастически красив!
  17. 0
    28 февраля 2019 14:59
    Проект устремленный в будущее, с трагической судьбой. Хотелось бы не повторения ошибок прошлого. Лицезрел в музее, в Монино, впечатлило.
  18. 3vs
    0
    28 февраля 2019 15:03
    Был как-то документальный фильм о главном конструкторе Науме Семеновиче Чернякове.
    Там и про сотку был рассказ.
    Человек опередил своё время!
    То, что он сделал, не пошло в серию.
    До слёз как-то жалко человека!
    Да и птицу тоже жалко! crying
  19. +1
    28 февраля 2019 16:43
    во время которых удалось достичь скорости полета 1,36 Маха на высоте 12 тысяч метров.

    А не является причиной закрытия проекта то, что скорость до 3000км\ч ну ни как не дотягивала?
  20. 0
    31 марта 2019 16:46
    Цитата: 3vs
    Был как-то документальный фильм о главном конструкторе Науме Семеновиче Чернякове.
    Там и про сотку был рассказ.
    Человек опередил своё время!
    То, что он сделал, не пошло в серию.
    До слёз как-то жалко человека!
    Да и птицу тоже жалко! crying

    У Чернякова была очень интересная и непростая судьба...
    Начнем с того, что в авиацию его долго не пускали из-за отца - "врага народа". А потом вдруг у московских властей появилась потребность в... троллейбусе, коего не было в принципе, и Черняков вызвался его спроектировать. И спроектировал! Вся Москва и "гости столицы" много лет ездили на его творении.
    К сожалению, это был его единственный успех как конструктора.
    Потом были "Анаконда" и "Буря" у Лавочкина, Т-4 и... Т-10 у Сухого (который до ума доводили уже другие люди). Яркие машины, но в серию не пошли (Т-10 превратился в Т-10С, прежде чем пойти в серию).
  21. -1
    29 декабря 2019 00:26
    Заказная статья, о том как гениальные конструкторские решения в СССР клали под сукно.
    Т-4 на кого похож, ну издаля - Ту-144, причем в первом провальном варианте, который полетел 31 декабря 1968 года, хрен с ним, в 1969 году.
    Какие "гениальные" решения мы видим сразу, которые были уже известны после облета первой версии Ту-144:
    - двигатели собраны в пакет из 4-х , что приводило к перегреву хвостовой части точно так же как у первого Ту-144 (которых больше не строили по такой схеме, их разнесли дальше по консолям в сдвоенном виде, также сделан Ту-160);
    - крыло рубленной треугольной формы, может на сверхзвуке это и хорошо, но посадочная скорость запредельная, посадка начала привращаться в цирковое представление, даже у перавого Ту-144, оно было более приспособленным, хотя после этого они перешли полность на "эжевальный" профиль как у Concorde, амеровского шатла и "Бурана", Ту-160 обошелся измннением стреловидности;
    - использование титана, вот чего не золота, конечно выигрыш в весе и прочности был, но даже МиГ-25 себе этого не позволил, но титан очень хорошо "ест" обычную сталь (электрохимическая коррозия), а там все остальное из не и аллюминиевых сплавов, да и дорогой он.
    В общем, у меня сложилось впечетление, что КБ "Сухого" специально слепило такого дорого монстра, не пригодного к эксплуатации по своим причинам, вроде и летает и на параметры выходит, но безумно дрого и самоубийственно, т.е. "задание Партии" выполнено, ну и отстаньте.
    Ну не дураки же они, чтобы ходить по "Туполевским" граблям, а попутно разработали системы, которые были использованы в других машинах КБ Сухого.
    Будем считать, что это испытатнльная лаборатория, стенд, парта, проба пера, но никак не шедевр.
    1. Комментарий был удален.