Бои на КВЖД: первая и единственная экономическая война СССР

26
Советская Россия во все времена своего существования вела ту или иную войну. Гражданскую война; попытка принести мировую революцию в Европу на копытах красной конницы; оборона дальневосточных границ и намерение отодвинуть границу от Ленинграда; Великая Отечественная; войны на разных широтах и меридианах за установление социализма; война в Афганистане. Единственная война, в чьём основании лежала экономика, — сражения за Китайско-Восточную железную дорогу.

Бои на КВЖД: первая и единственная экономическая война СССР




Наследие царских времён работает на Советскую республику

КВЖД достроили в 1903 году, по договору с Китаем от 1896 года. «Железка» сокращала путь к Порт-Артуру, он потерян в войне с японцами, что делает дорогу важной магистралью для связи Владивостока с остальной страной. Вдоль железной дороги шла полоса отчуждения, являвшаяся собственностью Российской империи. На этой земле обитали русские железнодорожники, а экономические потребности удовлетворялись особыми дензнаками Русско-Азиатского банка.

Гражданская война разожгла аппетиты китайцев и стоявших за ними японцев: В 1918 году Страна восходящего Солнца направляет войска к КВЖД, но захватить дорогу попытались только в 1920-м. Китайцы в середине марта 1920 года заняли полосу отчуждения, Тем не менее, составы достигали Владивостока, работали на «железке» российские спецы. Руководил КВЖД путеец Борис Остроумов.

Вопрос урегулировался подписанием 31 мая 1924 года «Соглашения об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом ССР и Китайской республикой». Восстанавливались дипотношения, мы отказывались от концессионных компаний в Харбине и ещё на нескольких территориях. КВЖД переходила в совместное владение с миноритарной долей китайцев. Управлением и обслуживанием дороги занимались советские специалисты. СССР же получал львиную долю доходов дороги, ежегодно генерирующей многомиллионные прибыли в золотых рублях.

Но политическая обстановка вновь изменилась, глава Китайской Республики Сун Ятсен умер, настало время «генералов», подзуживаемых японцами.

Китайцы постоянно наращивают эскалацию напряжённости, вплоть до захвата торговых советских судов и административных зданий. Самопровозглашённый генералиссимус Чжан Цзолинь организовывает регулярные провокации на КВЖД. Подстрекательская деятельность генералиссимуса надоела СССР и поезд Чжан Цзолиня 4 июня 1928 года взрывают советские спецслужбы. Хотя есть вариант, что это были японцы.

Войска возглавляет сын покойного, маршал Чжан Сюэлян. Для проформы он признавал главенство Чан Кайши, реально вёл себя как удельный средневековый князёк. Магистраль продолжает манить и полицейские захватывают 22 декабря харбинскую телефонную станцию КВЖД, спустив знамя компании, частично содержавшее советскую символику. Взвилось гоминьдановское знамя. В начале 1929 года китайцы захотели принудить согласовывать приказы советского начальника дороги с местными консультантами. СССР решил урегулировать противоречия с Чжаном Сюэляном, но он сорвал переговоры, начавшиеся 2 февраля 1929 года в Мукдене.

К активным действиям китайцы переходят 27 мая, с рейда китайской полиции на генеральное консульство СССР в Харбине. Захвачены важные документы, китайцы выдвигают обвинение в использовании консульства для коминтерновских совещаний, под арестом — 80 человек, включая 42 советских дипломата. КВЖД китайцы фактически захватывают 10 июля 1929 года. Количество арестованных совслужащих превышает 2000, три с половиной десятка высланы на Родину. Это стало точкой невозврата. Через неделю СССР разрывает отношения с Китаем и 7 августа создаётся Особая Дальневосточная Армия (ОДВА).

Запад утверждает — китайцы были вынуждены захватить КВЖД, так как прибыли упали. В 1924 году КВЖД получила доход в 11 млн рублей, в 1926 — почти 20 млн руб., а вот с 1927 года прибыль покатилась вниз: меньше 10 млн в 1927-м и едва 5 млн – в 1928-м. Тогда как экономисты и финансисты из США и Канады уверяли — КВЖД может генерировать не менее 50 млн золотом в год регулярно.

Ход боестолкновений

Чжан Сюэлян командовал 300 тыс. и одиннадцатью боевыми судами Сунгарийской речной флотилии. У китайцев были орудия, пулемёты и миномёты, но самой распространённой экипировкой являлось сочетание маузера с классическим китайским мечом. В приграничье сосредоточилось до 70 тысяч белогвардейцев, но они массово в боях не участвовали, как говорят данные РОВС, хотя отдельные вылазки против «красных» всё-таки были.





ОДВА располагала превосходящими наземными силами, авиацией, представленной Р-1 и Р-3, бронеавтомобилями различных модификаций, новенькими МС-1 и Амурской речной военной флотилией.



Война полыхнула 12 октября Сунгарийской наступательной операцией ОДВА. Амурские советские моряки уничтожили семь из одиннадцати китайских судов. Китайцы побежали, преследуемые кавалерией. Лахасусу пал. Китайцы потеряли порядка тысячи погибшими и ранеными.

Бои шли месяц, решающая фаза наступила 17 ноября, когда красноармейцы по льду перешли Аргунь, поддержанные авиацией и артиллерией, и атаковали в районе Чжалайнора. Противник отчаянно сопротивлялся, но авиация и МС-1 взломали оборону, 18 ноября принесло победу, остатки китайских сил дорубили кубанские кавалеристы.



К 20 ноября РККА разгромила врага, хотя формально война прекратилась месяц спустя. ОДВА потеряла убитыми меньше трёхсот человек, ранеными – 1400 и пропало без вести около тридцати. Китайцы только пленными потеряли 10 тысяч, счёт убитым прекратили после 2000. РККА достались богатые трофеи.

В Хабаровске 22 декабря 1929 года подписан «Хабаровский протокол», восстанавливающий на КВЖД статус-кво.

Дальнейшая судьба КВЖД

Япония в конце 1931 – начале 1932 годов захватывает Маньчжурию и провозглашает устами губернаторов создание марионеточного государства Маньчжоу-Го. СССР продаёт КВЖД данному новообразованию за 140 млн йен в марте 1935 года. Треть погашалась деньгами, две трети покрывали поставками по заказам СССР в Японии в течение 3 лет.

После победы над Квантунской армией в августе 1945 года, дорога опять становится советской и была передана Китаю в 1952 году во исполнение Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР от 1950 года.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    3 марта 2019 06:05
    Спасибо за статью !!! Особенно удивидо вооружение китайцев маузер и меч!!! Где столько то маузеров набрать то было ? Ну и как всегда вопрос , какого такого мы китайцам передали бесплатно квжд (((((
    1. +15
      3 марта 2019 06:28
      Цитата: Ламатинец
      Спасибо за статью !!! Особенно удивидо вооружение китайцев маузер и меч!!! Где столько то маузеров набрать то было ? Ну и как всегда вопрос , какого такого мы китайцам передали бесплатно квжд (((((
      Китай их сам производил, как и многое другое современное оружие.
      В начале 20-х годов 20 века число арсеналов только в провинции Сычуань по некоторым данным выросло до 134. Китайцы копировали самые успешные образцы мирового оружия: пулемет Максима, чешский ручной пулемет ZB-26, пистолет-пулемет Bergmann, японскую винтовку Арисака, немецкий карабин Mauser 98k и другое оружие. Не обошли китайские производители своим вниманием и пистолет Маузер К-96.Десятки арсеналов занимались копированием Маузеров, делая оружие более или менее качественно, меняя или не меняя дизайн и конструкцию. Вариаций на тему Mauser C96 Broomhandle было достаточно много.
      http://historypistols.ru/blog/pistolety-pod-unitarnyj-patron-avtomaticheskie/kopii-i-prototipy-pistoletov-mauzer-k-96-kitajskogo-proizvodstva/
      1. +2
        3 марта 2019 09:01
        Спасибо , не знал, что в то время Китай что то мог производить из оружия в каких серьезных масштабах.
        1. +8
          3 марта 2019 09:58
          Информация о производстве маузеров в Китае в таких количествах, для меня ---новость. Николай в который раз сообщает нам важные подробности. Спасибо!
          Тема статьи---редкая и интересная, появляются вопросы по теме, на которые нужно искать ответы.. Хорошо, что Автор написал и предоставил фото!
    2. +1
      3 марта 2019 23:04
      Цитата: Ламатинец
      Где столько то маузеров набрать то было ?

      Сначала из Германии получали, ну а затем "запустился" "безжалостный" "китайский принтер", и в Китае стали выпускаться их копии, когда очень хорошие, а когда.... negative
    3. +1
      4 марта 2019 02:29
      Цитата: Ламатинец
      Ну и как всегда вопрос , какого такого мы китайцам передали бесплатно квжд (((((

      КНР вместо нас воевал в Корее, поддерживал коммунистов в Индонезии, Малайе, Индокитае. СССР продавал китайские экспортные товары в Европу.Помощь КНР Вьетнаму превосходила суммарную помощь соцстран Европы без СССР.
    4. 0
      7 марта 2019 08:07
      Не уверен сколько их в Китае произвели в то время, но в период варлордов (Китайской раздробленности до вторжения Японии) было эмбарго на поставку в Китай всего оружия кроме пистолетов. Из за того что там была сильная раздробленность, было прагматичнее покупать импорт а не строить местные оружейные заводы к тому же не имея специалистов.
  2. +14
    3 марта 2019 06:07
    Очередная халтура или воскресное чтиво?
    Единственная война, в чьём основании лежала экономика
    В чьём-чьём?
    На этой земле обитали русские железнодорожники
    Так и представляются джунгли в зоне отчуждения. И в этих джунглях обитают русские железнодорожники...
    «Железка» сокращала путь к Порт-Артуру, он потерян в войне с японцами, что делает дорогу важной магистралью для связи Владивостока с остальной страной.
    Долго думал...
    Китайцы постоянно наращивают эскалацию напряжённости
    Автор, посмотрите значение слова "эскалация". "Масло масляное"..
    Война полыхнула 12 октября Сунгарийской наступательной операцией ОДВА.. 18 ноября принесло победу.
    История по Барановскому.
    Количество арестованных совслужащих превышает 2000, три с половиной десятка высланы на Родину.
    "Было арестовано более 200 советских граждан, 35 человек депортировано в СССР, в том числе управляющий КВЖД А.И.Емшанов". Какой вариант лучше?
    ежегодно генерирующей многомиллионные прибыли в золотых рублях.
    Криптоферма майнит биткойны, а железная дорога - генерирует золотые рубли. В принципе всё правильно. Но читать это - невозможно...
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      3 марта 2019 09:26
      Вы, конечно, во всем правы.

      Но последнее предложение, думаю, все-таки, лишнее: ляпы-некритичны и их .впослествии, легко избежать.....
    3. 0
      3 марта 2019 17:14
      Константин человек "щедрый" ещё хорошо,что один ноль добавил,а можно и больше подмахнуть.
  3. +3
    3 марта 2019 07:07
    Япония в конце 1931 – начале 1932 годов захватывает Маньчжурию и провозглашает устами губернаторов создание марионеточного государства Маньчжоу-Го. СССР продаёт КВЖД данному новообразованию за 140 млн йен в марте 1935 года. Треть погашалась деньгами, две трети покрывали поставками по заказам СССР в Японии в течение 3 лет.

    После победы над Квантунской армией в августе 1945 года, дорога опять становится советской и была передана Китаю в 1952 году во исполнение Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР от 1950 года.


    Т.е. в итоге-КВЖД-все равно не наша....
  4. +2
    3 марта 2019 10:47
    Чуйков прекрасно описал это.И у Рокоссовского тоже есть- командир кав.бригады...
  5. -1
    3 марта 2019 10:58
    Спасибо за статью. Интересно, познавательно, лаконично.
  6. +4
    3 марта 2019 11:00
    Очередное произведение по теме, в которой автор ничего не смыслит.
  7. +2
    3 марта 2019 12:22
    Для многих эти события с КВЖД не были известны. Спасибо К. Барановскому
    1. +2
      3 марта 2019 13:48
      ну если только вы имеете ввиду молодежь, те кто получал образование при СССР должны помнить о данном конфликте... hi
      1. +6
        3 марта 2019 17:25
        О КВЖД люди помнили накануне ВОВ и в 60-х. В конце 70-х о КВЖД как-то не вспоминали. Например я о КВЖД искал литература 5 лет- сейчас просто "забей" в поисковик КВЖД и море материалов
        1. 0
          3 марта 2019 18:56
          Когда были статьи про Русско-Японскую войну, мог бы я поинтересоваться, да забить в поисковик! Да некогда было, а вот сегодня-таки читал, Влад.
  8. -1
    3 марта 2019 14:06
    Советские коммунисты не развязали ни одну войну . А вот их внешние и внутренние враги развязали Гражданскую в Советской России / РСФСР с целью свержения власти большевиков , до середины 30-х вели войну в Средней Азии ,напали на советский народ в 1941 году , 10 лет после окончания Великой Отечественной вели партизанскую войну в УССР ,сразу же после того ,как Горбачев дал им свободу слова и действий , стали развязывать войны на территории захваченного ими СССР .
    А " мировую революцию " все 100 лет после Октябрьской революции ведут враги коммунистов на Западе ,они развязали десятки войн в мире ,свергали и свергают неугодные им власти и системы . И никогда враги коммунистов не признают вины за свои преступления .
  9. +4
    3 марта 2019 16:53
    Советская Россия во все времена своего существования вела ту или иную войну. Гражданскую война; попытка принести мировую революцию в Европу на копытах красной конницы;

    После этого перла, читать дальше расхотелось.
    1. 0
      3 марта 2019 17:29
      И я после этих слов поняла ,что дальше статью можно не читать . И мой комментарий -это ответ именно на эти слова .
    2. +1
      3 марта 2019 19:15
      Цитата: Александр Грин
      ....После этого перла, читать дальше расхотелось.
      Привет, Александр! Всё дело в том, что я подобные тонкости не всегда чувствую. А может вообще пропустил вступление---там у меня в начале было много рекламы? Хотелось скорей прочитать.
      Советский Союз помогал Китаю с 20х годов прошлого века, ещё при Сунь Ят Сене, и затем при генералиссимусе Чжан Цзо Лине и его сыне Чжан Сюэ Ляне. Наши продолжали помогать, и очень многое делали и в 30е годы в деле становления китайской авиации. Поставляли машины, специалистов, лётчиков-инструкторов...При Сталине всегда была помощь Китаю и хорошие отношения. Он предполагал дальнейшее расширение влияния СССР в Азии. Хрущёв начал планы Сталина уничтожать, как всем известно!
  10. +6
    3 марта 2019 17:33
    " бронеавтомобилями различных модификаций, новенькими МС-1" с их применением связан любопытный курьез. Когда эти танки пошли в атаку китайские солдаты и офицеры вылезали из окопов, чтобы рассмотреть диковинку
  11. +1
    4 марта 2019 07:52
    "революцию на копытах красной конницы" автор вы карту политическую 1913 года когда нибудь видели?Нет? Так посмотрите-"копыта красной конницы"нигде не переходили границ Российской Империи.
  12. 0
    17 мая 2019 05:22
    Красная Армия воевала не кровью, а железом. Не имея численного превосходства в живой силе, зато превосходство в технике. И не маловажный факт. Наличие на генном уровне побеждать врага. За свою Историю китайцы не могли отразить внешнюю агрессию, но с азартом и удовольствием устраивали междуусобицу. А насчет выпуска оружия, почитайте, как детали арбалетов, в Средние века, подходят друг другу. Значит выпускалось промышленностью, по техн требованиям.
  13. 0
    6 октября 2021 13:22
    Мда уж маузеров у китайцев было много!!! Своровали у немцев что ли? Или оформили лицензию у Германии на их производство?