Зимний вечер крепости Псков

165
«Настроение не может быть всегда хорошим, а вот настрой должен быть. Особенно у тех из нас, кто может увидеть красоту вокруг себя. Она же есть везде — и в природе, и в результатах труда рук человеческих. Прекрасен и закат, и замок на его фоне».
(Из личной переписки с замечательным и добрым человеком.)


Много ли человеку нужно для счастья? Да кому как… Кто-то будет совсем не в восторге, получив миллион долларов задарма, а другому из нас одно доброе слово станет дороже целого мира. Все мы разные, и жизнь у каждого своя, индивидуальная: со своими особенностями, своими радостями и горестями, взлетами и падениями, и со своим восприятием этой же самой жизни.



Хорошо, а вот для хорошего настроения много нужно? Подскажу: нужны приятные эмоции. И да, ими захочется поделиться с окружающими, откуда-то вдруг появятся силы, в душу придет «полет мыслей и чувств», а действия будут складываться в конкретные поступки, или даже объект творчества. А если подобных чувств много, у человека постепенно проявится и позитивный настрой в жизни, само отношение к ней. И мы должны ловить такие моменты, ценить их, складировать в свою «жизненную копилку памяти», которая будет определять наши дальнейшие поступки. Авось, и поведение каждого из нас изменится. Ведь «летать» душой – не так уж и сложно!

Эмоции же эти можно почерпнуть откуда угодно, даже от простой прогулки вечером по старому городу в новогодние праздники. Тихий скрип снега под ногами, стакан с кофе в руке, созерцание красоты в свете ночных огней – что еще нужно для хорошего настроения и ярких воспоминаний? А заодно с этим можно и прикоснуться к истории, ведь история вообще сама по себе, что называется, «хрустит у нас под ногами»! И, в связи с этим, есть предложение… Организуем своеобразную «прогулку» по ночному Пскову!

Что за город — Псков? У кого-то из нас Псков заслуженно ассоциируется с Воздушно-Десантными войсками. Приезжий же сразу обратит внимание на обилие древних церквей, реку Великую, крепостные укрепления, Псковский Кром (Кремль); также в городе много исторических зданий. Ну и, естественно, в зимние праздники город радостно расцвечен огнями гирлянд.


Фото 1. Схема псковских укреплений.

Исторический центр Пскова находится в районе слияния небольшой речки Псковы с рекой Великой. На данной схеме указаны основные оставшиеся средневековые укрепления, и несохранившиеся тоже. В принципе, большая часть городских достопримечательностей также укладывается в границы, очерченные стеной Окольного города. Отдельно стоит упомянуть Поганкины палаты – в этом здании XVII века расположена одна из экспозиций Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Карта дана по книге «Крепости Северо-Запада России», Санкт-Петербург, 2012.

Осмотр городских красот мы начнем с одной из самых известных башен Пскова — Гремячей. В конце XV – начале XVI веков вокруг города было выстроено мощное каменное кольцо укреплений (до этого стены были деревянными). Материалом служил известняк, как и во многих русских крепостях, например, в Яме-Кингисеппе. В верхнем течении река Пскова были перегорожена стеной, в которой были устроены так называемые Верхние решетки, арочное фортификационное сооружение с решетками, перекрывающее реку. Около них, на горе, в 1525-м году и начали строить башню, названную Космодемьянской. А Гремячей в те времена называлась башня абсолютно другая, но она давно разрушена, и название ее перешло постепенно на Космодемьянскую, что и высится до сих пор.

Фундаментом для сооружения послужила известняковая скала, она же стала и первым ярусом. Высота башни около двадцати метров, диаметр в нижней части – около пятнадцати. Всего же в башне было шесть ярусов, разделенных деревянными полами, также существовал каменный «подлаз», ведущий к реке Пскове для снабжения защитников водой – от него ничего не осталось. С западной, тыльной, стороны к башне была пристроена каменная лестница с ходами к реке, в саму башню и на стены. А вот история башни успела обрасти различными легендами, но это – к любителям фольклора!

Зимний вечер крепости Псков

Фото 2. Гремячая башня.

Вид на Гремячую башню с западной стороны. Река Пскова – слева, справа за башней виднеется церковь Косьмы и Дамиана (первоначально построена в 1383-м, перестроена в 1540-м году) – именно от этой церкви башня и получила первоначальное название. Особенно красивый вид на башню открывается с противоположного берега Псковы.

На другом, низком, берегу реки расположен Финский парк, или парк Куопио. Он разбит в 1990-х годах по проекту финских архитекторов из города-побратима Куопио, откуда и получил название. Раньше это место назвалось Островок. Да, ибо это был настоящий остров, отделенный искусственной протокой – речкой Копанкой. К слову, река Пскова всегда играла важную роль в жизни псковичей. Она была основным источником водоснабжения, а в XVI веке берега реки были уставлены мельницами – церковными, монастырскими, частновладельческими. В XIX же веке на обоих берегах были и жилые усадьбы, и промышленные здания, и Островок тоже был плотно застроен. Сейчас же об «островной истории» этого места напоминают лишь несколько пешеходных мостиков через остатки протоки. Летом здесь можно взять напрокат лодку или велосипед, зимой – покататься с горки — в общем, всегда найдутся развлечения и для взрослых, и для детей. По парку приятно просто прогуляться, благо полюбоваться есть чем — вокруг расположены церкви и исторические здания. Парк узкий, идет вдоль берега, далее – крутой подъем, там остались следы укреплений начала XVIII века, созданных по приказу царя Петра – во время Северной войны он приказал разрушить ряд башен и храмов, а на их месте были насыпаны бастионы. Парк Куопио постепенно переходит в парк реки Псковы, и также идет вдоль берега, а центральная его аллея приобретает гордое название Милицейской улицы…


Фото 3. Церковь Богоявления с Запсковья.

Вот такой замечательный вид из парка через Пскову на Церковь Богоявления с Запсковья. Существующий ныне храм был основан в 1495 году на месте предыдущей, сгоревшей, церкви. Красиво, правда?

Если двигаться по парку дальше, прекрасно виден Кром и самый главный собор города – Троицкий, благо что, аллея туда и ведет. Кремль и собор являются символами этого города, и про них нужно писать отдельные статьи, поэтому ограничимся краткой информацией. Финское поселение на месте кремля было основано еще в начале I тысячелетия н.э. В VIII веке сюда приходят славяне, а впервые упоминается Псков в 903-м году в связи с тем, что именно из здешних мест привели князю Игорю будущую жену – Ольгу, первую крестительницу Руси. В X-XII веках на территории кремля строятся первые крепостные укрепления. Возможно, древнейшая каменная стена была построена еще в X веке. Впервые приступная крепостная стена (Перси) упомянута в 1065 году в связи с неудачной попыткой полоцкого князя Всеволода взять Псков.

Второе кольцо крепостных стен кремля относится ко второй половине XIII века, времени княжения здесь Довмонта-Тимофея, сейчас это место называется Довмонтов город. Там были расположены церкви, административные, гражданские здания, от которых остались лишь основания. В XIV-XV веках крепость перестраивается, возводятся каменные стены и башни в самом кремле. И, как было уже сказано, в конце XV — начале XVI века еще и весь Окольный город опоясывается каменными укреплениями. Эти укрепления (и, естественно, их защитники!) с честью выдержали и польскую осаду, устроенную Стефаном Баторием в 1581-1582 годах, и осаду войск шведского короля Густава Адольфа в 1615-м.


Фото 4. Вид из парка на кремль и собор.

Вот такой вид из парка на кремль и собор. Если писать про псковский Кром, получится отдельная статья. Перечислять стены, башни, их историю сейчас не стоит, желающие сами все найдут, равно, как и фото лучшего качества!

Пройдя под мостом по аллее, можно выйти к самому кремлю. Вечером он ярко подсвечен. Центральное здание Крома, как и в каждой русской крепости – собор, в данном случае, Троицкий. Первый храм был построен здесь еще в X веке. В конце XII века на его месте возведен новый, первый каменный, собор. На площади же перед собором собиралось известное вече. Однако в 1363-м обрушивается верх собора, и его стены разобраны призванными изборянами (жителями Изборска, что неподалеку). Третий собор строится в 1365-1367 мастером Кириллом, и простоял более 300 лет. Многих исторических деятелей повидал тот собор — побывали тут и Софья Палеолог, византийская принцесса, и Иван Грозный.


Фото 5. Троицкий собор

Ныне существующий Троицкий собор – четвертый по счету, а его строительство проходило в 1682-1699 годах. Каждый год, 24 июля, в нем проходит торжественная служба в честь святой княгини Ольги, молебен служит митрополит Псковский и Порховский. А после этого начинается крестный ход!

Кром можно обогнуть по кругу. Сначала по аллее вдоль Псковы, потом выйти через ворота в стене к реке Великой. Раньше Пскова в месте впадения в реку Великую была перегорожена еще Нижними решетками – фортификационным сооружением, перекрывающим реку.


Фото 6. Река Пскова и Средняя башня

Средняя башня Крома (слева) была возведена в начале XV века. Но уже к концу XVII века от нее практически ничего не осталось, и она воссоздается заново только в 1973 году. Надо сказать, что именно в 1960-1990-е годы в кремле велись активные ремонтно-реставрационные работы, позволившие теперь рассматривать его во всей красе.

Гулять вокруг Крома – отдельное искреннее удовольствие. Набережная освещена, снег хрустит под ногами, рядом раскинулась покрытая льдом река Великая. Что еще нужно для счастья, кроме тех, кто дорог тебе, и находится здесь рядом с тобой? Ну, если только стакан с кофе в руках! Заряд кофеина можно пополнить при входе в кремль, там есть уютный бар. В новогодние праздники в псковскую цитадель пускали дольше, чем обычно, можно было прогуляться по двору, очароваться осмотром стен и башен, зайти внутрь собора, поклониться иконам и поставить свечки святым.


Фото 7. Амбразура.

Если посмотреть в амбразуру, видны псковские огни с противоположного берега Великой.

Но к набережной можно выйти не только со стороны кремля. Можно остановиться у стены Окольного города, и пройти вдоль нее. Отдельное спасибо стоит сказать псковским кафе. В центре их много, и на любой вкус. Еда любая – найти можно на любой вкус, даже нужное меню для оголтелых вегетарианцев. Глинтвейн быстро согреет между прогулками на морозе, кофе «на вынос» же можно заказать с собой. Цены умеренные, а обслуживание на хорошем уровне, проверено!


Фото 8. Кафе на старой стене.

На пересечении Октябрьского проспекта и улицы Свердлова старая стена Окольного города сослужила еще одну службу, уже мирную. Прямо на стенах, по обе стороны от проспекта, теперь расположены кафе. По другую сторону от стены – парки, переходящие один в другой – все не упомнишь, карта в помощь! И да, гуляй – не хочу!

Если двигаться в юго-восточном направлении от Октябрьского проспекта вдоль стены, то постепенно выйдешь снова к реке Великой. Мы увидим мост через реку, «дежурный Т-34-85» на постаменте около него, круговое движение на площади перед мостом – Площади Героев-Десантников, названной в честь бойцов той самой роты, погибших в Чечне. Тут же, около набережной реки Великой, расположена и крайняя башня псковских укреплений, Покровская. О ней стоит рассказать отдельно. Ее длина в наружности достигает 90 м, башня имеет пять ярусов. Толщина стен внизу составляла шесть метров, благо, первый ярус был вырублен прямо в скале, в верхней части толщина была три с половиной метра; высота башни вместе с шатром – порядка сорока метров. У ее подножия были расположены «слухи» — специальные галереи, через которые можно было определять, ведет ли противник минный подкоп. То есть, укрепление можно считать шедевром того времени.


Фото 9 – Покровская башня.

Покровская башня расположена у самой набережной реки Великой. Перед ней – насыпь Покровского бастиона. Во время Северной войны царь Петр повелел засыпать башню изнутри грунтом, а перед ней насыпать бастион – фортификация менялась…

Именно здесь и развернулись самые ожесточенные сражения заключительного этапа Ливонской войны. В 1581-м году к Пскову подошли войска польского короля Стефана Батория, по большей части состоящие из наемников – шведов, немцев, французов, шотландцев, венгров и прочей примкнувшей шушеры. Так сказать, «объединенная Европа во всей красе», как и во время наполеоновских войн, и в Великую Отечественную — схоже просто до безобразия! Защитников было раза в три меньше (не более 20 тысяч), поэтому соотношение «три к одному» для успешного штурма было соблюдено. 7 сентября начинается обстрел поляками русских укреплений, между Покровской и Свинузской башнями (следующая от берега Великой, не сохранилась) образовывается пролом, сами башни сильно повреждены. На следующий день войско захватчиков идет на штурм. Обе башни захвачены. Но с помощью большой пушки «Барс» русские артиллерийским огнем разрушают Свинузскую башню, а ее остатки уничтожают, подкатив к ней бочки с порохом. После этого защитники начинают контратаку, впереди идет отважный воевода Иван Шуйский, в бою же участвует и население Пскова – монахи, женщины и дети в том числе. Польское воинство не выдерживает жесточайшей схватки и оставляет стены и башни в ночь с 8 на 9 сентября; потери врагов в несколько раз превышают наши. Несмотря на то, что после этого неудачного штурма Баторий принял еще ряд попыток захвата Пскова, осада не удалась — защитники стояли непоколебимо, и полякам пришлось отступить.


Фото 10. Покровская башня с тыльной стороны.

Вот так Покровская башня выглядит с тыльной стороны. Сам же участок стены от сохранившейся Покровской до несохранившейся Свинузской башни называется Баториев пролом. Здесь же, с другой стороны от башни, стоит церковь Покрова от Пролома. В новогодние праздники во дворе между ними кто-то поставил маленькую елочку…


Фото 11. Церковь Покрова от Пролома.

Церковь Покрова от Пролома, двойной храм, XV-XVI века. Тут же находятся два каменных креста, на одном из них надпись о том, что 29 августа 1581 года Пречистая Богородица явилась здесь кузнецу Дорофею. Хороший знак был для осажденных, очень хороший!

Гуляя по набережной вдоль Великой, также поневоле любуешься как красотой природы, так и созданием рук человеческих. По другую сторону реки раскинулся Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, основанный святителем Нифонтом. Основан в XII веке.


Фото 12. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

Подворье монастыря всегда похоже на крепость, и этот монастырь не исключение. Храм слева – Спасо-Преображенский собор, упоминается в 1156 году. Это один их древнейших храмов Руси!

Пройдя от Покровской башни по направлению к Крому вдоль Великой порядка 600-700 метров, мы увидим на набережной еще один интересный памятник, пожалуй, последний в данной статье. Это памятник солдатам Первой Мировой войны – псковичам. Скульптор А.А. Пальмин. Открыт в 2015-м году. Согласитесь, таких памятников в России немного?


Фото 13. Памятник солдатам Первой мировой войны

Общемировая бессмысленная бойня мало к чему хорошему могла привести. В нашей стране не слишком любят вспоминать о Первой Мировой (поклонюсь автору Алексею Олейникову за ее историческое описание), к тому же, память о ней заслонила другая, еще более страшная война – Гражданская. Но, соглашусь, подобные памятники устанавливать стоит – именно для исторической памяти. Памяти о горе, героизме и доблести.

Памятник установлен здесь неспроста. Именно в здании около него, по адресу Георгиевская улица, дом 4, располагался штаб Северного фронта во время Первой Мировой войны.


Фото 14. Георгиевская улица, дом 4.

Во второй половине XVIII века этот дом куплен Николаем Андреевичем Беклешовым, боевым офицером, который впоследствии, в 1798-м году, был назначен псковским гражданским губернатором. А в 1816-м году здание продано для размещения в нем губернской мужской гимназии. Стоит упомянуть, что потом гимназия переехала немного дальше от берега Великой, в ней учились и Юрий Тынянов, и Вениамин Каверин, и еще множество заслуженных и талантливых людей, а называется учреждение сейчас средней общеобразовательной школой №1 им. Поземского (улица Калинина, дом 5).

Наверное, пора заканчивать ночную экскурсию по Пскову. Мы рассмотрели лишь мельчайшую часть его строений, ибо в материале статьи невозможно хорошо изучить все церкви, башни, исторические здания, мимо которых можно пройти даже по такому маршруту. Да, Псков – древний город церквей и укреплений (и «голубых беретов»!), город-музей под открытым небом, огромная часть строений которого является уникальными памятниками, по каждому из которых можно и должно проводить отдельные исследования и писать, писать, писать… Но даже в столь скромном материале мы можем прикоснуться, очароваться и красотой природы, и видами того, что построено простыми людьми в незапамятные времена. Прогуляться со стаканом кофе или чая в руке, и с тем, кто тебе дорог, под эту же самую руку, и пустить полученный хороший настрой на благое дело – чтобы творить, любить, радоваться, вершить добрые дела.
165 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    9 марта 2019 05:24
    Да, бывал тоже, лет 30 назад, зимой. Кремль сказка, звонницы и флюиды-аура, настроение!
    1. +2
      9 марта 2019 10:01
      Цитата: Mavrikiy
      Да, бывал тоже, лет 30 назад, зимой. Кремль сказка, звонницы и флюиды-аура, настроение!

      Увы , не довелось побывать...

      Тем более-огромное спасибо автору за прекрасный фоторепортаж о сказочной красоте Пскова. hi
  2. +11
    9 марта 2019 06:06
    Много ли человеку нужно для счастья?

    Таки да, риторический вопрос. А в плане статьи - спасибо автору: красивые фото, описание ёмкое.... Как будто сам побывал в тех наикрасивейших местах! И пусть на ВО такие статьи ПРИСУТСТВУЮТ, и по моему мнению очень полезно!!! good
    1. +13
      9 марта 2019 11:34
      Таки да, риторический вопрос. А в плане статьи - спасибо автору: красивые фото, описание ёмкое.... Как будто сам побывал в тех наикрасивейших местах! И пусть на ВО такие статьи ПРИСУТСТВУЮТ, и по моему мнению очень полезно!!!

      буду только рад всех порадовать после таких слов от Вас всех. drinks для Вас и пишу, считайте, что Вы все - "моя коллективная муза". yes естественно, без поддержки ряда пользователей ВО этого ничего бы не было!
      1. +7
        9 марта 2019 14:48
        Вопрос к администрации сайта!
        Почему уважаемый Автор статьи в комментариях на ветке без «зеленого авторского поля»!!!?
        hi
        1. +6
          9 марта 2019 15:41
          Коте пане Коханка
          Сегодня, 15:48

          hi я понимаю так, кто статью отправлял в редакцию,по умолчанию становится в ,,зеленом поле,, feel
          ,,,а Вы не находите, если бы каждый читатель ВО выложил бы статью о своём городе ,как он его видит с современными фото, то получилась бы замечательная серия и другим было интересно.
          1. +2
            9 марта 2019 19:49
            Ну хорошо, я могу рассказать про Барселону, но Вы же все одно будете против.
        2. +7
          9 марта 2019 15:51
          Владислав! Потому, что он опубликовал материал с моего профиля. То есть вроде как автором считаюсь я. Поэтому у меня профиль зеленый, а у него нет. Ну мы-то про себя все знаем.
          1. BAI
            +5
            9 марта 2019 17:31
            Но согласитесь это как-то не правильно. Одно дело отвечать автору статьи, другое дело - рядовому комментатору. Ну в статье надо было как то сказать об этом. Тем более, что автор - новичок на сайте.
            1. +3
              9 марта 2019 19:19
              Есть разные обстоятельства обсуждать которые прилюдно не имеет смысла. Тем более подчеркивать в статье. В конце статьи есть подпись автора.Разве этого недостаточно? Не все ли равно с какого профиля он печатается? По-моему, это никак не влияет на качество работы.
              1. +3
                10 марта 2019 23:12
                Цитата: kalibr
                По-моему, это никак не влияет на качество работы.

                Я 11 лет прожил в Пскове до поступления в Кадетку...Поэтому, меня как "скобаря", рассказ не впечатлил...
                Автору не мешало, хотя бы рассказать, почему Гремящая башня так называется. Почему вражеские ядра не разрушали крепостную кладку, а "увязали" в ней. Как Богородица "явилась" защитнику города и указала, где поляки будут "ломать" крепостную стену, и защитники города, в одну ночь, разобрав свои дома, на месте будущего пролома возвели еще одну бревенчатую стену...И, разрушив каменную стену, интервенты снова оказались перед стеной...бревенчатой!
                Автор мог бы рассказать, как псковичи снимали с крыш своих домов свинцовые листы (город был богатым! купеческим), чтобы из них отливать пули...Поэтому осажденные на каждый выстрел поляков отвечали тремя! Как изумленный Стефан Баторий записал в своем дневнике : " О Матка Боска! Какой великий город! Его огни раскинулись подобно Парижу!"
                А почему не упомянуть о Мече Довмонта, как символе и военной реликвии псковичей, с которой город оставался непреступной крепостью для завоевателей средневековья....О вечевом колоколе, о городе-республике, младшем брате Новгорода Великого...Вот о чем автор мог бы узнать в Поганкиных палатах и рассказать читателям ВО... yes
                Но за попытку -- спасибо.
                1. 0
                  11 марта 2019 00:57
                  Многомудрый Александр, Вы абсолютно правы! hi Я дал обзорную экскурсию, все написал своими словами по своим же впечатлениям. И, думаю, Вы дали прекрасное дополнение к статье good Псков - это город-энциклопедия. Хотите мои ощущения? wink drinks начинаешь смотреть историю каждого здания и понимаешь, что по нему надо писать отдельную статью! Волосы дыбом от обилия информации! fellow Это все в объем одной статьи не вложишь, тут надо писать отдельно. request Вы же при желании сможете сделать замечательный цикл об этом, почему нет! drinks
          2. +5
            9 марта 2019 19:03
            Вячеслав Олегович - огромное спасибо за неоценимую помощь Николаю!!!
            С уважением, Владислав!
            1. +3
              9 марта 2019 19:21
              Ну насчет неоценимой помощи это явный перебор...
        3. +6
          9 марта 2019 15:55
          Публикация из под "kalibr"а.
          1. +6
            9 марта 2019 18:49
            Цитата: 3x3zsave
            Публикация из под "kalibr"а.

            Так сказать, жжахнул подкалиберным снарядом smile Ну, что же, моя броня пробита... smile
            Статье жирный плюс, автору зачет.
            Если бы я корявым пальцем с телефона утром случайно не зашел во "Мнения", так и остался бы вне этого праздника жизни. Только собрался хороший комментарий оставить, уже написал даже, свет вырубили - ветер сегодня, мама не горюй. Теперь вот включили и я, наконец-то имею возможность засвидетельствовать свое почтение автору и всему благородному собранию. smile
            Из числа тех городов, которые не являются Питером ( smile ), Псков, безусловно мой любимый, хотя давно уже в нем не бывал.
            Обычно приезжал в него летом и атмосфера серокаменной монументальной древности вкупе с белизной церквей, зеленью и уютом, патриархальной тишиной и размеренной неторопливостью пробивала меня насквозь.
            Последнее время не стремлюсь туда - боюсь, многое поменялось, хочется сохранить воспоминания нетронутыми...
            В общем, автору спасибо и... рад видеть. smile
            1. +2
              9 марта 2019 18:59
              Пожалуйста огласите весь список городов которые являются Питером!
              1. +4
                9 марта 2019 19:07
                Цитата: 3x3zsave
                огласите весь список городов которые являются Питером!

                laughing
                Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград... Пожалуй, всё. laughing
                Ландскрона и Ниеншанц, уже не то, по-моему, не Питер smile
                1. +4
                  9 марта 2019 19:12
                  А , таким образом... Как по мне, Луга - это тоже Питер. А вот Тихвин - нет. Ну, это так, внутренне восприятие города.
            2. +5
              9 марта 2019 19:26
              В свое время предлагал издательству Оспрей книгу про оборону Пскова от армии Батория. И они были не против. Но... нужны были фото "в живую". То есть там быть! А интернета тогда практически не было, камеры пленочные, и я... не мог поехать и все отснять. А просить было некого. Так книга и не получилась! А могла бы получиться очень красивой и фото были бы отличные.
      2. +2
        9 марта 2019 19:54
        Будем честными, муза - это не сборище мужиков, в возрасте "ЗаЧо", музы - они другие...
        1. +3
          9 марта 2019 20:06
          "У ней имелись веские причины.
          Я не имею права на нытьё.
          Представьте: Муза, ночью, у мужчины.
          Бог весть, что люди скажут про неё" (с).
          1. +3
            9 марта 2019 20:24
            "В душе моей пустынная пустыня
            Так что стоите над пустой моей душой
            Обрывки песни там и паутина
            А остальное все она взяла с собой"
  3. +6
    9 марта 2019 06:08
    Надо будет побывать
    Был во Владимире и Суздале - красота ))
    1. +8
      9 марта 2019 11:26
      Был во Владимире и Суздале - красота ))

      Суздаль - не сбывшаяся пока мечта.. Особенно хочется посмотреть "Дом Бальзаминова". drinks Очень красив Переяславль - там сплошной музей под открытым небом. И, кстати, там есть музей Потешной флотилии Петра I, и шикарный музей узкоколейной железной дороги. good
      1. +4
        9 марта 2019 11:44
        Надо будет уделить месяц Золотому Кольцу России
        1. +8
          9 марта 2019 11:50
          Надо будет уделить месяц Золотому Кольцу России

          летом 2012-го у меня была неделя с небольшим автопутешествия по маршруту Псков - Пушгоры - Новгород - Тверь - Переяславль - Ярославль - Череповец. Но там я заранее все расписал по дням и гостиницам. Вот, теперь жалею, что мимо Ростова проезжал - и не заехал! sad
          1. +7
            9 марта 2019 11:54
            Это понятно - бронируешь на Букинг, составляешь список достопримечательностей. У меня тут немножко проблемка - 4 ребёнка + нянька )). Это нужна покупать Виану и вообще - не отдых, а веселуха получится laughing
            1. +6
              9 марта 2019 12:12
              Зато у Вас нет проблемы с вывозом детей "на юга"!
              1. +4
                9 марта 2019 12:16
                На море - уже есть laughing От Краснодара ближайшая точка - Архипо-Осиповка - часа два езды. Ну ниче - лет через пять легче будет - подрастут laughing
                1. +6
                  9 марта 2019 12:26
                  И двое суток до Анапы из Питера на поезде! wassat
                  И еще, недопонял, уже можно поздравлять?
                  1. +6
                    9 марта 2019 12:27
                    Ещё нет - апрель laughing Но он таки наступит
                    1. +4
                      9 марта 2019 12:42
                      Меж тем, совсем не обязательно что-то покупать. В Москве и Питере достаточно хорошо развит рынок автоаренды. Про Виано не заложусь, а Спринтер - пожалуйста.
                      1. +3
                        9 марта 2019 12:45
                        Как раз на рынке автоаренды Виан много. Представительская, типа. Но покупать ее или что-то в этом роде придётся по-любасу. Тут проблема, что GMC мини-вагенов нету новых. Четкая машинка.
                      2. +3
                        9 марта 2019 13:06
                        Откуда им взяться? Санкции...
                      3. +4
                        9 марта 2019 13:10
                        Дык Кадилаки с Фордами продаются )). И санкции не про них. GMC че то не пошло в России, поэтому их здесь мало
                      4. +3
                        9 марта 2019 13:53
                        У GMC очень жёсткая позиция. Недавно прочитал о возвращении "Опеля" в Россию, но "астры", например, не будет. Заводы её производящие принадлежат "дженерал моторс"
                      5. +4
                        9 марта 2019 14:02
                        Даже так? Не знал. Я в инете нашёл на продажу GMC савану 2011 года в Москве
                        Ничего новее
                        Значит, с запчастями швах
                        Жаль конечно, прикольное авто
                      6. +5
                        9 марта 2019 14:06
                        Поищите, статья на "мыле" была дней 10 назад.
  4. +11
    9 марта 2019 06:43
    Ну, что сказать? Статья удалась! Браво, Николай!
    1. +10
      9 марта 2019 07:57
      Присоединяюсь к выше сказанному!
      P.s. Боюсь, что рубрика «мнения» на ВО будет более исторична чем рубрика «история» на одноименном сайте!
      С уважением!!!
      1. +8
        9 марта 2019 08:16
        Ну, сегодня хоть без Барановского...
  5. +12
    9 марта 2019 06:51
    Спасибо, за отличную экскурсию...
  6. +7
    9 марта 2019 07:08
    Было очень интересно и познавательно. Можно продолжить рассказ об укрепления других городов России, их много.
  7. +8
    9 марта 2019 07:53
    Просто необходимо хотя бы периодически посещать исторические места, музеи для того, что бы не утратить связь с историей твоей страны. За экскурсию спасибо.
  8. +6
    9 марта 2019 08:04
    Спасибо.

    В сочетании Суздаля и Пскова углядел детство Москвы.
    И княгиня Ольга в городе. При всей неоднозначности памятников.
    1. +5
      9 марта 2019 08:30
      Даже при всей неоднозначности творчества того же Шемякина, считаю что его работы очень органично вписываются в городскую среду. Петр в Петропавловке, конечно перебор.
      1. +3
        9 марта 2019 08:36
        Насколько помню - один Клыкова, второй - Церетели.

        Первый больше понравился.
        1. +4
          9 марта 2019 08:39
          Клыкова это который "пятьсотрублевый"?
          1. +3
            9 марта 2019 08:50
            На 500 рублях - Архангельск. Или речь не об этом?
            1. +5
              9 марта 2019 08:56
              В Питере есть копия архангелогородской скульптуры. Автора не помню, поэтому и спросил. Страшненький шемякинский Петр стоит в Петропавловской крепости. От злого гения Церетели город вроде спасся.
              1. +8
                9 марта 2019 09:19
                В Пскове из-за несостыковок между местной и федеральной властью в 2014 г. было установлено два памятника посвященных ПМВ.

                С памятниками Княгине Ольге в 2003 г. произошло так-же. Поставили два памятника, один по местной инициативе, второй по федеральной.

                1. +5
                  9 марта 2019 09:35
                  Приведенный автором в статье, скорее относится к жанру "городской скульптуры".
                  1. +6
                    9 марта 2019 09:46
                    Цитата: 3x3zsave
                    Приведенный автором в статье, скорее относится к жанру "городской скульптуры".

                    Памятник спроектирован и изготовлен заслуженным художником России, ректором Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица, профессором Александром Пальминым по заказу Псковского музея-заповедника. Открытие монумента состоялось 6 августа 2015 года и было приурочено к 100-летию подвига псковича - командира 13-й роты 26-го Землянского полка русской императорской армии подпоручика Владимира Котлинского. Этому памятнику регулярно достается. Вандалы часто ломают штык. Памятник без постамента, руку протянул, и сломал.
                    Первоначально, именно этот памятник планировали установить в годовщину ПМП, но федеральный протащили первым.
                    1. +8
                      9 марта 2019 09:54
                      Это известная беда. В Питере постоянно воруют "Чижика-Пыжика, достается памятнику первым строителям Петербурга и т.д.
                    2. +8
                      9 марта 2019 11:01
                      Этому памятнику регулярно достается. Вандалы часто ломают штык.

                      хм.. штык действительно болтается.. what не удержался, чтобы не потрогать! feel а Антон прав, у нас "чижик-пыжик" - самый многострадальный памятник. request Несколько лет назад еще какие-то "сказочные люди" спину льву-памятнику возле Невы продавили собственными задницами, фотографируясь верхом.. fool
                      1. +8
                        9 марта 2019 13:03
                        Николай, со встречей! drinks Спасибо за красочный обзор. Сроду во Пскове не был, но теперь, считай, что побывал. smile А насчёт Питера слышал такую байку, что ещё со времён гардемаринов, в ночь перед выпуском, курсанты надраивали коню Петра Великого "причинное место" до зеркального блеска, и ни полиция, ни менты, ничего не могли поделать (или не хотели). Это начиная с XIX века и по сей день! hi
                      2. +5
                        9 марта 2019 13:11
                        Константин, рад Вас видеть! drinks
                        А насчёт Питера слышал такую байку, что ещё со времён гардемаринов, в ночь перед выпуском, курсанты надраивали коню Петра Великого "причинное место" до зеркального блеска, и ни полиция, ни менты, ничего не могли поделать (или не хотели). Это начиная с XIX века и по сей день!

                        я читал про подобное в Гатчине. Там было морское училище, и перед выпуском на памятник Павлу I обязательно одевалась тельняшка! soldier good кстати, в Гатчине расположен и центральный Военно-Морской Архив.
                      3. +5
                        9 марта 2019 13:18
                        Уже нет, везде камеры стоят. Решившийся на такое новоиспеченный летеха, сильно рискует через пару суток лишится одной звёздочки и получить назначение в Амдерму, старпомом на портовый буксир.
                      4. +5
                        9 марта 2019 13:25
                        А жаль! Таки традиция всё же. В Амдерме мой брат служил, не дай, говорил, Боже. Правда это было в пятидесятых, да и офицером он там был в лётных частях.
                      5. +5
                        9 марта 2019 13:40
                        У Конецкого есть стихотворение про Севморпуть, Амдерму и тройной одеколон (питьевой)
                      6. +4
                        9 марта 2019 13:49
                        Конецкого читал, и с удовольствием, особливо о Петре Ниточкине и "психической несовместимости". smile
                      7. +6
                        9 марта 2019 16:15
                        Это судьба всех, скажем так, зооморфных памятников, у которых наличествуют мужские гениталии, а уж лошади и быки - вне конкуренции. Притом если материал не поддается полировке, он подвергается окраске светоотражающей краской и радует автомобилистов, двужущихся ночной трассой.
                      8. +5
                        9 марта 2019 18:15
                        Что, на Уолл-стрит тоже?
                      9. +6
                        9 марта 2019 18:30

                        А чем Уолл-стрит хуже?
                2. +5
                  9 марта 2019 10:12
                  На заднем плане гостиница "Рижская". Там и останавливался.
                3. +4
                  9 марта 2019 16:36
                  Ха, в Питере из за спора двух хозяйствующих субъектов федерации КАД до ума не довели.
              2. +4
                9 марта 2019 12:56
                Антон, Церетели всю Москву уконтропупил, вам в Питере ещё повезло, чего стоят одни его кони на Манежной с членами, но без яиц. wassat
                1. +7
                  9 марта 2019 13:02
                  Это мерины его, шестисотые laughing
                  1. +5
                    9 марта 2019 13:07
                    А "СЛЕЗУ" его, что он хотел подсунуть америкосам видели? Вааще шедеврец! laughing
                    1. +9
                      9 марта 2019 14:41
                      Желание «нашего брата» словить удачу и счастье, причём наипростейший способом - «потерев», «подержав» ну и «надраив как у кота ......» как без этого!!! Имеет место во всех городах и долах нашей родины! laughing
                      Поэтому сверкают носы у пса в метро на Площади Революции (г. Москва) и Пермского медведя (г. Пермь), хвосты и монокль у кота с Пушкиным у драмтеатра в Орске, все до чего могут дотянуться зеваки на улице Вайнера в Екатеринбурге. Буквально неделю назад расказывали как малыша из Нового Уренгоя «отливали кипятком» от их монумента «бородинский хлеб»! Во это ПАРЕНЬ умудриться лизнуть чугун на морозе далеко за минус 30 по Цельсию!!! Это Вам «яйки» на высоте второго этажа у коня Петра Великого драить!
                      П.с. Имея негативный опыт в детстве с лыжной палкой и эксперимент с калиткой в детском саду «подвиг» любителя хлеба более чем достоин уважения. Хотя целовать пермского медведя при минус 15 в нос?!!! Причём не в шесть, а в далеко за 18. Брр... не гегинично..... хотя смотреть было интересно «прилипнит мадам» или «нет»!
                      С уважением Влад!
                      1. +7
                        9 марта 2019 14:48
                        У нас в своё время какие-то орлы умудрись подвесить авоську с пустыми бутылками на вытянутую руку князя Юрия Долгорукого. Конная статуя напротив Моссовета на Тверской (в то время ул. Горького). Сам не видел, но приятель показывал отличные фотографии в разных ракурсах. smile
                      2. +5
                        9 марта 2019 15:07
                        Айда хулиганьё, хотя?????!
                        Если бы я был «нахимовцем» и учился в Ленинграде, то думаю «берегись коняшка амператора»! Традиции превыше всего!!!
                        Увы не срослось - заканчивал институт МВД, где «по незнамо откуда традиции» было принято ночью в дембельский наряд танцевать на запоржце генерала!!! Увы «запорожец» мой выпуск не пережил! Спустя два дня после вручения нам «летех» был сдан в металлом!!!
                        Сейчас спустя почти два десятка лет более чем уверен, что начальник института знал, кто корежил крышу его машинки, но по отечески пожалел нас бестолковых!!!
                        С уважением, Влад!
                      3. +4
                        9 марта 2019 15:47
                        Умный был дядька! hi Да и что с нас, оболтусов, было взять-то, и он понимал это.
                        С уважением, Кот. ( у меня и дома среди своих такое же "погоняло") :)))
                      4. +4
                        9 марта 2019 15:50
                        С этого "запора" в России стартовала программа утилизации! laughing
                      5. +5
                        9 марта 2019 18:32
                        Возможно Антон - на пороге стоял «март 1999»!!! good
                        А ведь начальник мог нашего брата повторно весь поток по кругу в наряд сгонять! Прямо во время носов! А не сделал, за что любим и уважаем бай бог ему здоровья!!!
                        С уважением, Влад!!!
                      6. +4
                        9 марта 2019 18:57
                        Носы читать ГОСЫ
                      7. +2
                        9 марта 2019 20:26
                        Вместо бай - дай!
                      8. +3
                        9 марта 2019 14:48
                        До "Лизы гусятницы" из Геттингена ещё далеко.
                      9. +4
                        9 марта 2019 16:54
                        Цитата: Коте пане Коханка
                        Желание «нашего брата» словить удачу и счастье, причём наипростейший способом - «потерев», «подержав» ну и «надраив как у кота ......» как без этого!!! Имеет место во всех городах и долах нашей родины!
                        Поэтому сверкают носы у пса в метро на Площади Революции

                        В Пскове, жертвой был, памятник Яну Сибелеусу. Когда рядом существовал Псковский Вольный Институт, нос у Яна был надраен до блеска. После закрытия института, Яна оставили в покое. Псков ГУ находиться несколько вдалеке, и у студентов ПсковГУ эта традиция не прижилась.
                      10. +1
                        10 марта 2019 15:12
                        Виноват, забыл про "Скобаря". Отполирован нос, подкова и фартук.
                      11. +1
                        13 марта 2019 22:21
                        В Полоцке подобный памятник ухарю-купцу. Тоже все натерто drinks
                    2. +3
                      9 марта 2019 16:43
                      Видел, всплакнул. Хорошо, что мэром Нью-Йорка был католик-традиционалист!
                      1. +4
                        9 марта 2019 16:55
                        Я думаю на его, мэра, месте любой вменяемый человек при виде этого "произведения искюйства" сразу бы стал, если не католиком, то уж традиционалистом точно. Всегда было интересно узнать сколько он отстёгивал Лужку за уродование Москвы своими монстрами. Хотя лужковская баба там тоже чёрти сколько "шедевров" архитектуры понапихала по всему городу.
                      2. +4
                        9 марта 2019 17:01
                        "Породам стулья. Спросить Лену".
                      3. +5
                        9 марта 2019 17:11
                        "Куплю катер, торпедный, водоизмещением в 45000 тонн." Спросить С. Шойгу.
                      4. +4
                        9 марта 2019 17:20
                        Выбиваетесь из стиля. "Спросить Серёжу"
                      5. +5
                        9 марта 2019 17:36
                        "Могу давать уроки музыки, но не хочу". Спросить Рому Абрамовича.
                      6. +4
                        9 марта 2019 17:43
                        А что, нынче выход "Челси" на поле сопровождается игрой на варгане?
                      7. +3
                        9 марта 2019 18:16
                        Это уж к Роме, я футболом сроду не интересовался, как там по-началу Хоттабыч о нём (о футболе), вот и у меня такое же отношение. request
                      8. +3
                        9 марта 2019 18:18
                        Аккуратней с этим именем!
                      9. +2
                        9 марта 2019 18:36
                        Да чего там... Рома в своё время в Москве учился в той же школе ( №232, Москва, Трубная ул.), что и я и мои дети, только все в разное время. Помню там в девяностые, или чуть позже на 50-летие школы устроили концерт силами учеников, мой парень там тоже отметился, а потом по всем кабинетам пошла массовая попойка бывших учеников разного года выпуска. Так во время концерта директриса вышла на сцену и с придыханием зачитала поздравительную телеграмму от Ромы. А нас там, из моего класса, было всего трое учеников и одна ученица, правда очень красивая. Встретили мы нашу учительницу с первого класса Нину Сергеевну, ну и пили с ней водку в школьном буфете. Смешно, я в детстве там пирожки с повидлом лопал... smile
                        Да, а сын потом говорил, что Рома им в школе вроде компьютерный класс с нуля оборудовал. Но это было когда он уже школу закончил и доучивалась одна дочка.
                      10. +4
                        9 марта 2019 18:38
                        Цитата: 3x3zsave
                        Аккуратней с этим именем!

                        Верные слова уважаемый Антон - дружище, сказал Коте - смазывая сметаной подпалины из погребка Пана!!! drinks
                      11. +4
                        9 марта 2019 18:47
                        Намёк поняла -- согласна, но... не дам! laughing
  9. +7
    9 марта 2019 08:56
    Спасибо, интересно.
    Штаб Северного фронта располагался в другом здании. В деревянном здании были только хозяйственные службы штаба.

    Площадь Героев-Десантников появилась задолго до событий февраля-марта 2000г. Проект по названию был еще в Советские времена.
    1. +8
      9 марта 2019 10:49
      Игорь, здравствуйте! Огромное спасибо за дополнение, если я неправ - прощения просим. Я ориентировался по этой табличке возле здания:

      пытался проверить, но информация крайне скудна. request Что ж, и на старуху бывает проруха, и на Коханку нелюбовь! drinks
      1. +4
        9 марта 2019 13:14
        Всё нормально. По сути это тоже здание штаба.
        1. +7
          9 марта 2019 13:24
          спасибо! yes хочется упомянуть про еще один памятник русским солдатам, хотя он не относится ни к Пскову, ни к Первой Мировой.
          В Петергофе за вокзалом есть т.н. "суворовский городок" - бывшие казармы. И там еще до революции был установлен памятник солдатам 148-го Каспийского полка, в память о русско-японской войне. Пожалуй, это был уникальный памятник русской пехоте... soldier

          к сожалению, ни фигуры солдат, ни навершие памятника не сохранились.. sad
          1. +3
            9 марта 2019 14:34
            Это с другой стороны ж/д?
            1. +3
              9 марта 2019 17:17
              Угу. Там казармы были, сейчас поле возле них застроено.
              1. +3
                9 марта 2019 17:31
                До туда не доходил. Однако, могу предложить экскурсию по водоинженерным системам Петергофа, которые питают фонтаны. Все самотеком!
      2. +7
        9 марта 2019 13:40
        Большое Спасибо за статью. Как-то не привычно, зачастую ругают Псков, в том числе и общепит. Насколько понял, фото сегодняшней зимы. В былые года, зимы были теплыми, в основном без снега. А эта, на удивление, была настоящей зимой.
        1. +4
          9 марта 2019 14:04
          Последний раз в Пскове был летом 13г. С общепитом было все нормально. Однако, в сравнении с теми же ПушГорами - грязновато. Но город очень красивый.
    2. +5
      9 марта 2019 12:27
      Штаб Северного фронта располагался в другом здании. В деревянном здании были только хозяйственные службы штаба.

      Игорь, подождите, Ваше фото - это же школа №1? Да, она рядом.
      1. +5
        9 марта 2019 13:34
        Совершенно верно. Сам штаб располагался в Псковской Мужской гимназии, ныне школа №1. А подсобные помещения в соседних зданиях.





        Вопрос не по теме: В современной школе, таблицы Брадиса изучают?
        1. +6
          9 марта 2019 13:58
          я решил не вставлять фото гимназии - и так половину фото не вставил, статья же "не резиновая" drinks а таблички изучал с огромным интересом, сколько все ж великих людей там училось!
          Общепит Пскова очень даже на уровне, кланяюсь! good напротив кафе, что на стене, расположено другое. Антураж там.. шикарен! Достаточно сказать, что вся мебель обита.. джинсами! good
          1. 0
            18 марта 2019 11:54
            Цитата: Пане Коханку
            вся мебель обита.. джинсами!

            Рядом могут джинсовый зуб вставить.
            1. -1
              18 марта 2019 21:30
              Рядом могут джинсовый зуб вставить.

              что, так все плохо со стоматологией? wink drinks
        2. +4
          9 марта 2019 14:52
          Насколько понимаю, нет.

          В наше - ещё с ними знакомили. Хотя, может напраслину возвожу. Пусть учителя математики поправляют.
        3. +3
          9 марта 2019 14:54
          Вот так, Каверин и Лев Зильбер - каждый сам по себе.
          1. +4
            9 марта 2019 16:26
            Я не в курсе, друзьями были?
            1. +3
              9 марта 2019 16:59
              Братья родные.
              1. +4
                9 марта 2019 17:03
                Оппа! "А мужики-то не знают!"
            2. +2
              9 марта 2019 17:03
              "Открытая книга" не случайно микробиологам посвящена.
              1. +3
                9 марта 2019 17:10
                Я начинаю понимать юмор фразы: "Папа, если бы ты хоть что- нибудь понимал в биологии!"
                1. +2
                  9 марта 2019 18:37
                  Как-то так.
        4. +4
          9 марта 2019 16:25
          Мы тоже не изучали. Было справочное пособие.
  10. +10
    9 марта 2019 10:11
    Вот, за такие статьи Огромное спасибо! !! hi Было бы можно автору дюжину +поставил бы! hi Очень интересно прочесть, да и фото посмотреть, почаще бы подобные вещи на сайте появлялись! !! hi good
    1. +6
      9 марта 2019 10:51
      Подобных материалов не очень много, но они есть. У данного автора, у Рыжова, у Шпаковского...
  11. +4
    9 марта 2019 12:48
    Ресторан в Башне, вид на Великую, фрески, набережная. И мы еще вдвоем... Псков, романтика.
    1. +2
      9 марта 2019 16:51
      "И мы ещё вдвоём..." Ойе, не травите душу!
  12. +2
    9 марта 2019 13:29
    Цитата: Пане Коханку
    летом 2012-го у меня была неделя с небольшим автопутешествия по маршруту Псков - Пушгоры - Новгород - Тверь - Переяславль - Ярославль - Череповец. Но там я заранее все расписал по дням и гостиницам. Вот, теперь жалею, что мимо Ростова проезжал - и не заехал!

    За неделю по такому маршруту возможно только "пробежать", к сожалению.
    Псков, Изборск, Печёры, Порхов - созвездие крепостей и музеев, как раз на неделю.
    Все рядом, от Пскова не более часа на автомобиле. Лучше летом.
    1. +6
      9 марта 2019 13:46
      вот именно что и "пробежал"! request Единственно, на Переяславль два дня потратил. Жаль, фото не сохранились.. sad и вот насчет мест - на границе Ленинградской и Псковской области есть село Городец. Ну, обычное село на трассе. А это одно из древних поселений на той земле! hi или вот село Лялицы на трассе неподалеку от Кингисеппа. Тоже неприметное, а ведь там произошло одно из заключительных сражений Ливонской войны, в котором шведы были побиты! То есть.. "история хрустит под ногами"! drinks
      1. +2
        9 марта 2019 15:36
        Цитата: Пане Коханку
        ... и вот насчет мест - на границе Ленинградской и Псковской области есть село Городец. Ну, обычное село на трассе. А это одно из древних поселений на той земле!...

        Наверное, корректнее назвать "одним из древнейших частично сохранившихся до наших дней укреплений" вблизи трассы. Валы крепости частично сохранились и высотной застройки вокруг нет.
        1. BAI
          +2
          9 марта 2019 17:11
          одним из древнейших частично сохранившихся до наших дней укреплений"

          Здесь надо говорить про Изборск.
          1. 0
            9 марта 2019 20:50
            Цитата: BAI
            Здесь надо говорить про Изборск.

            Вероятно имеется ввиду не крепость на Журавьей горе, а Труворово городище.

            Есть мнение -
            Поселение (Городец)возникло в конце VIII века на сухопутной дороге Изборск — Словенск (позже Псков — Новгород).
            Вскоре стало одним из сторожевых пунктов в поясе двух дней пути от Новгорода. На территории деревни Городец сохранились остатки древнего городища IX века — Городец под Лугой. В 947 году Городец стал одним из поселений сожжённых княгиней Ольгой для устрашения новгородцев. Сюда в лагерь княгини прибыли новгородские старейшины и был заключён договор о подчинении Новгорода Киеву. При определении размера дани, главными пунктами договора были: вменение в обязанность по обустройству и охране северного участка пути «из варяг в греки» от Старой Ладоги до Гнёздова, и разрешение на проповедование христианства. Вскоре в Новгород из Киева были присланы священники и в 951 году была создана первая в Древней Руси Новгородская епархия. В 1240 году Городец был разрушен и сожжён при нападении немецких рыцарей (раскопки Г. С. Лебедева).
            Несколько веков назад здесь существовала Георгиевская Городецко-Гремячья пустошь. Из грамоты, данной в 1592 году иноку Трифону, видно, что это место принадлежало Шелонской пятине и «было убогое развоевано от литовских людей и немец».
            https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/875922
            Не намного моложе Труворова городища, а может быть ровестники.
            Хотя, конечно, из Новгорода во Псков не слишком удобно через Городец, но наверное это в наше время?
    2. BAI
      +4
      9 марта 2019 17:24
      Это очень напряженный маршрут. Там в каждом городе можно останавливаться на 2-3 дня (особенно в Ярославле). Но участок
      Переяславль - Ярославль - Череповец. Но там я заранее все расписал по дням и гостиницам. Вот, теперь жалею, что мимо Ростова проезжал - и не заехал!

      Как можно ехать из Переславля Залесского в Ярославль и не попасть в Ростов? Объехать по окружной? Но все равно надо заезжать в город. Кстати не подалеку - Сергиев Посад, Александров (по далее - Кострома, Владимир, Мышкин тоже очень интересные города (горжусь, везде бывал)).
      Сейчас ( по религиозным соображениям) все большую популярность приобретает Годеново ( если ехать из Переславля в Ярославль в Петровском (перед Ростовом) - на право).
  13. +5
    9 марта 2019 13:39
    Был в Пскове десять лет назад. В этом великом городе просто нелбходимо побывать каждому!
  14. +8
    9 марта 2019 16:27
    Автору большая благодарность за статью, которую можно с полным правом назвать "луч света в темном царстве".
    Интересно было бы почитать разьяснение позиции администрации, размещающей такие статьи в разделе "Мнения" и размещающие источающие яд делирии Самсонова и прочих в разделе "История".
    1. +7
      9 марта 2019 16:59
      Виктор Николаевич, ну "мнения" и "мнения". Предлагает администрации перепилить сайт под ещё один раздел? Помните побочные эффекты последнего апгрейда?
      1. +7
        9 марта 2019 17:14
        Не предлагаю никаких перепилов. Но как читатель, имею право высказать мнене по поводу читаемого, тем более, что комментарии вроде для этого.
        Если администрации мое мнение не нравится, то тут самый широкий выбор действий, которые на мое отношение к принуждаемым к элементам религиозного культа все равно никакого влияния не окажут.
    2. BAI
      +6
      9 марта 2019 17:10
      Про Самсонова надо говорить во множественном числе - там авторская команда. А по существу - совершенно с Вами согласен - и по отношению к автору и по отношению к "Самсонову".
      1. +6
        9 марта 2019 18:53
        Я не знаю кто редактор рубрики ВО «Мнения» но я ему искренне благодарен за предоставленную возможность читать неугодные редактору рубрики «история», простите меня за тавтологию - Исторические статьи мною любимых и глубокоуважаемых Авторов (Николая - Пана Коханка и Михаила Хозяина Трилобита). Дай бог ему здоровья!!! good
        С уважением, Влад! Беда только в одном если не Антон, то мог бы и пропустить их работы! За что ему особое огромное спасибо, хотя и собачник - типун мне на язык!!!
        drinks
        А в целом, сегодня искренне отдыхал на ветке сердцем и душой, и все благодаря Вам всем мои друзья!!! Неужели нам столько мало надо «хорошая и познавательная статья» и «доброе ее обсуждение»!!! hi
        1. +4
          9 марта 2019 19:24
          Собачник? Да я сам собака наполовину!
          1. +4
            9 марта 2019 20:24
            Куда нам кошатникам податься? Только лишь на забор!!! wink
            1. +4
              9 марта 2019 20:42
              Как всякий трезвомыслящий лабрадор, я не покушаюсь на территориальную целостность кошачьих владений верхушками забора, однако, оставляю за собой право пометить границы столбиками выше означенного забора. Блин, ну чем я не Лавров!
  15. BAI
    +4
    9 марта 2019 17:08
    Был один раз в Пскове. И по кремлю ходил (фотографии далеко, не могу представить (тем более - на бумаге)) и по Псково-Печерскому монастырю.
    Кстати, а где пещеры, во тьме ночи?
    1. +4
      9 марта 2019 17:19
      Вообще то Псково-Печорский Свято-Успенский мужской монастырь расположен в городе Печоры, что в 53 км от Пскова.
      1. BAI
        +2
        9 марта 2019 17:56
        Был там в 1985 - почему то в памяти отложилось, что все рядом. (Надо же - уже память подводит).
        1. +4
          9 марта 2019 18:21
          Может трентал прокапать?
          1. +3
            9 марта 2019 18:48
            Виктор Николаевич, меня Ваш гуманизм трогает до глубины души! Иногда аж до боевого шока...
            1. +4
              9 марта 2019 18:59
              Я никогда не советую то, чего не пробовал сам.
              1. +3
                9 марта 2019 19:28
                Я не про препараты, а способ подачи.
                1. +3
                  9 марта 2019 19:30
                  А что такое боевой шок? Он до боя наступает или после?
                  1. +3
                    9 марта 2019 19:33
                    Это интерпретация "ХВВ", оне решили, что так вернее, в оригинале - болевой.
    2. +4
      9 марта 2019 17:24
      Ну не доехал автор до пещер, романтическое путешествие, однако.
  16. +3
    10 марта 2019 00:45
    Был в 87-м году. Кремль осмотрел с интересом: чувствуется могучее старое укрепление, прямо хочется оборонять от всяких... тевтонов. Еще одно наблюдение тех времен разгара борьбы с пьянством: местные поразительно много пили.... Сейчас не знаю, а тогда вечером было особо заметно, что трезвых прохожих было трудно встретить.
  17. +2
    12 марта 2019 07:47
    Бывал дважды: в 2005 и на новогодние праздники 2016-2017. Один из городов, который очень понравился!
  18. +2
    12 марта 2019 15:42
    Чрезвычайно красивый город Псков! Каждый год стараюсь там бывать. Спасибо автору за хорошую статью.
    1. +2
      12 марта 2019 22:36
      Чрезвычайно красивый город Псков! Каждый год стараюсь там бывать.

      Кланяюсь! hi рад, что Вам понравилось! drinks
  19. 0
    16 марта 2019 12:31
    Это шо реклама? Тогда, шоб вы знали, главная достопримечательность Пскова - огромные буквы на правом берегу р. Великой, утверждающие, что, якобы, здесь начинается Россия. (Сталина на нас нет.) Поэтому логично, что ничего не сказано о том, что именно в этом месте закончилась Россия 101 год назад. И что потом началось...
    А почему во Пскове два памятника воинам Первой мировой войны? Хотя фронт той войны находился довольно далеко от Пскова - на территории современной Латгалии. Тоже не понятно.
    Важным для современного Пскова является политико-экономический процесс, который определяет себя "Убитые дороги". Так что, когда сойдёт снег, кончится зимняя сказка... А запах... Но это ладно, привыкнуть можно. Но скоро рядом с городом будет воздвигнуто химическое производство и атмосфера может измениться кардинально.
    1. 0
      17 марта 2019 20:00
      Хотя фронт той войны находился довольно далеко от Пскова - на территории современной Латгалии. Тоже не понятно.

      ага, аж в Изборске.... 40 км - большое расстояние? wink кстати, там были мощные позиции как наши, так и немцев. Но это - к Олейникову! drinks
      Так что, когда сойдёт снег, кончится зимняя сказка... А запах... Но это ладно, привыкнуть можно.

      уверяю Вас, на моем газоне в Питере будет такой же запах, когда сойдет снег. drinks Люди не меняются.... hi
  20. +1
    17 марта 2019 09:08
    Цитата: iouris
    Но скоро рядом с городом будет воздвигнуто химическое производство и атмосфера может измениться кардинально.

    Печально!
    1. 0
      17 марта 2019 19:59
      Вячеслав Олегович, патриот Пскова неправ. stop
      Хотя фронт той войны находился довольно далеко от Пскова - на территории современной Латгалии. Тоже не понятно.

      в Изборск немцы точно пришли, а это порядка 40 км от Пскова, если не ошибаюсь. Кстати, в музее Изборска есть любопытные экспонаты - в маленьком зале, посвященном Великой Отечественной, присутствуют две ржавые немецкие каски. Все бы хорошо, только это каски образца то ли 1916, то ли 1918 года, т.е. - Первой Мировой! request я сказал об этом экскурсоводам, но поменяют или нет - большой вопрос... hi
      1. +1
        1 сентября 2022 08:44
        Это точно ПМВ, в ВОВ немцы планировали каску изменить, так кстати гэдээровская каска и получилась, она одна такая.. А на каске образца 1916 года рожки для пластины, чтобы лоб не прострелили.
        1. 0
          1 сентября 2022 11:27
          Это точно ПМВ, в ВОВ немцы планировали каску изменить, так кстати гэдээровская каска и получилась, она одна такая.

          Именно так! Хотя форма у нее несколько не обычная...
          А на каске образца 1916 года рожки для пластины, чтобы лоб не прострелили.

          Она еще "большего углубления". В таких щеголяли во время ВМВ некоторые поляки, финны, ЕМНИП, венгры. Возможно, кто-то из прибалтов - если у них оставались старые каски на довольствии.
          1. +1
            2 сентября 2022 10:24
            Я думаю, что щеголяли. чтобы чего-то было. У меня есть советская каска, и она легче чем немецкая времён ВМВ. Я немецкую одевал, а образца 1916 года была глубже, и, соответственно, тяжелее.
            1. +1
              5 сентября 2022 20:10
              Я думаю, что щеголяли. чтобы чего-то было.

              Щеголяли не от хорошей жизни. Побирушки, государства, образованные после ПМВ. Гонору много, "Ымперских планов громадье", а военный бюджет ограничен. Вот и приходилось донашивать остатки того, что иным негоже. К слову, есть фото советских военнопленных в 1941-м, на которых советские "каски Адриана", по подобию французских шлемов. Это первый советский шлем, на рынке в 2003-м за него просили 200 долларов, хотя рядом лежащая немецкая каска стоила раз в 10 дешевле. Сам спрашивал. Тоже... доставали со складов антиквариат, когда приперло...
              Я немецкую одевал

              Немецкие каски после войны много кто донашивал, и брал за образец. Такие были и в Афгане, и в Чили во время Пиночета.
              1. +1
                6 сентября 2022 10:54
                Ну в 1941 скорее СШ-36, вот их хватало, похожи на адриановские, да с них собственно и слизанные. В фильме "Мы из Кронштадта" кстати они показаны, а то мы представляем русского солдата без каски в ПМВ, нет, были.
                1. 0
                  6 сентября 2022 19:53
                  Ну в 1941 скорее СШ-36, вот их хватало, похожи на адриановские, да с них собственно и слизанные

                  Гребень точно слизан с них, вот края - не знаю (предположу - с немецкой?). Каска Дарта Вейдера, надевал один раз - у нас в музее школы милиции была, без подшлемника, и без него - точно, садилась, как на "черного властелина". laughing
                  а то мы представляем русского солдата без каски в ПМВ, нет, были.

                  Я впервые увидел эти каски на нашем солдате в сериале "Гибель империи". "Мы из Кронштадта", увы, не смотрел, зато смотрел многоуважаемый В.О.Шпаковский, который и вставил момент про танки в свою книгу. И правильно. drinks
                  1. +1
                    6 сентября 2022 21:44
                    Кстати "Гибель империи" я смотрел но не целиком, диск бракованный, только первые серии и последнюю, надо пересмотреть уже целиком. А "Мы из Кронштадта" простенький фильм, но там натуральные корабли, игрушечный танк, ну и каски. В детстве запомнилось как нехорошие белые пошли топить матросов.
                    1. 0
                      7 сентября 2022 16:07
                      В детстве запомнилось как нехорошие белые пошли топить матросов.

                      Сюжет читал. Гражданские войны самые жестокие иногда.
                      1. +1
                        8 сентября 2022 08:16
                        Ещё как, а после ПМВ, то что мы называем поствоенным синдромом, то что в просторечии говорят, башню сносит. Вчера уже поздно вечером прослушал на эту тему передачу
                        https://www.youtube.com/watch?v=OfNcWW4Z9No
                        Вообще интересный цикл о военно-полевой хирургии.
  21. +1
    1 сентября 2022 08:41
    Псков, красивый город, я хотя пацаном в нём был, но Кремль (Кром) меня очаровал. Что тогда удивило. потом допетрал, это навес над зубцами. Сам позднее с лука стрелял, не так сложно рассчитать, чтобы стрела по мортирной траектории улетела, не первой так второй или третьей попадёшь по тому, кто за зубцом прячется.
    В Изборске кстати тоже побывал, отличная сохранность.
    1. 0
      1 сентября 2022 11:33
      В Изборске кстати тоже побывал, отличная сохранность.

      Неплохая, но могло быть и лучше. Кстати, именно там в последней части "Гоголя" снимали лагерь поляков - отчетливо видна уникальная башня Луковка.
      На прошлой неделе заезжал в Порхов - маленький городок между Псковом и Новгородом. Там тоже крепость, чем-то формой напоминает Копорье. Увы, в плохом состоянии. Ведутся ремонтные работы, на плакатах написано - должны закончиться в этом году, но, судя по тому, что на некоторых башнях еще растут деревья, сроки будут перенесены. В саму крепость пускают, можно пройти только по центральной аллее, зайти в собор - но музей в ней не работает. Равно, как и нельзя погулять по остальной территории крепости - все заросло.
      В Копорье тоже стоит крепость, и там была единственная на Северо-Западе России сохранившаяся подъемная решетка в воротах - герса. Увы, в 2020-м она рухнула вместе с аркой. Сейчас в крепость пускают, но строго по часам. И, конечно, она тоже в плохом состоянии...