Нашла коса на камень
Конструктивные особенности
Сверхмалые подводные лодки типа СВ были наиболее многочисленными представителями данного класса в итальянских ВМС в период Второй мировой войны – в общей сложности до 1943 года включительно было построено и передано флоту 22 подлодки этого типа. И это несмотря на то, что первоначально данная ПЛ была сугубо коммерческим проектом компании Капрони и только после успещных испытаний, заказанных итальянскими адмиралами, была принята на вооружение.
Главная энергетическая установка СМПЛ типа СВ – дизель-электрическая. В ее состав входили дизель компании «Isotta Fraschini» мощностью на валу 80 л. с. и элетромотор компании «Brown-Boveri» мощностью на валу 50 л. с. Движитель – один гребной винт.
Подлодка имела легкий и прочный корпус и внешне заметно отличалась от итальянских СМПЛ других типов. В основном – наличием своеобразной небольшой надстройки и невысокой рубки конической формы, что позволяло членам экипажа безопасно находиться на верхней палубе ПЛ во время ее маневрирования на поверхности.
Вооружение СМПЛ типа СВ было представлено двумя 450-мм торпедными аппаратами, которые располагались вне прочного корпуса подлодки. Таким образом, для перезарядки торпедных аппаратов не требовалось вытаскивать СМПЛ из воды, что существенно облегчало ее обслуживание по сравнению с кораблями аналогичного класса других типов, имевшимися в распоряжении ВМС фашистской Италии.
Строительство СМПЛ типа СВ осуществлялось двумя сериями. Первые шесть подлодок (номера с 1 по 6) были построены в Милане компанией Капрони и переданы флоту в период с января по май 1941 года. Строительство остальных ПЛ было продолжено почти через два года, и СМПЛСВ-7 была передана ВМС Италии только 1 августа 1943 года. В этом же году строительство серии было завершено.
Боевое применение СМПЛ типа СВ
Судьба сверхмалых ПЛ типа СВ сложилась по-разному. Некоторым же «сверхмалюткам» так и не довелось на своем веку принять участие в боевых действиях. Причем первые шесть подлодок приняли достаточно активное участие в боевых действиях на Черном море против ВМФ СССР.
Подлодки СВ-8, 9, 10, 11 и 12 сдались британским войскам в военно-морской базе Таранто в сентябре 1943 года.
СМПЛСВ-7 досталась более интересная судьба. Она была захвачена немецкими войсками в Поле и затем передана ВМС Итальянской Социалистической Республики (северная часть Италии, возглавлялась Муссолини и поддерживалась вооруженной силой Третьего рейха). Однако через некоторое время ее пришлось разобрать на запчасти для поддержания в боеготовом состоянии другой СМПЛ, СВ-13. Впрочем, последней это особо не помогло и наряду с СМПЛСВ-14, 15 и 17 она была уничтожена в ходе авиационных налетов союзников в течение 1945 года.
СМПЛСВ-16 была также передана ВМС последней итальянской республики, возглавляемой Муссолини. 1 октября 1944 года она «легла на грунт», как написано в зарубежных источниках (по какой причине – не понятно, но скорее всего была просто брошена), в непосредственной близости от Сенегалии на Адриатическом побережье Средиземноморья и была впоследствии захвачена британцами.
СВ-18 и 19 на момент окончания боевых действий находились в Венеции и были вскоре после завершения Второй мировой войны разделаны на металл.
Загадочна судьба СМПЛ СВ-20, которая была захвачена югославскими партизанами в Поле, и дальнейшая ее история неизвестны до сих пор. Вполне вероятно, что она была передана тогдашнему союзнику маршала Тито – Советскому Союзу.
СМПЛ СВ-21 была таране на и потоплена немецким быстроходным паромом во время ее перехода морем в Анкону с целью сдаться союзникам.
И наконец, последняя СМПЛ СВ-22 была захвачена союзными войсками в самом конце войны в Триесте. Затем несколько долгих лет, вплоть до 1950 года, ее корпус валялся бесхозным на берегу рядом с портом. Но в том году группа энтузиастов, как у нас говорят, отреставрировала эту СМПЛ, и теперь она выставлена на обозрение широкой публике в Музее войны в городе Триесте.
Действия на советско-германском фронте
14 января 1942 года адмирал итальянского флота Рикарди подписал со своими греманскими коллегами соглашение, согласно которому с весны 1942 года национальные ВМС фашистской Италии стали привлекаться для помощи немецким войскам на советско-германском фронте. Для итальянцев были определены два района – Ладожское озеро и черноморский ТВД. В первом случае предполагалось сразу же напрвить на Ладогу 4 катера из боевого состава 10-й флотилии MAS под командованием капитана 3 ранга Бьянкини, а на Черное море направлялись 10 катеров типа MAS, 5 торпедных катеров типа МТВМ, 5 штурмовых катеров типа МТМ (все катера – из состава 10-й флотилии MAS) и эскадра в составе 6 СМПЛ типа СВ (за номерами 1–6). Последние были погружены на железнодорожные платформы и в условиях строжайшей секретности с 25 апреля по 2 мая 1942 года переправлены из района постоянного базирования в Ла Специи в Констанцу (Румыния), где они были спущены на воду и приведены в боевую готовность.
Затем по морю своим ходом они перешли в Крым, где местом базирования был выбран Ялтинский порт. Первая группа в составе трех СМПЛ прибыла в Ялту 5 мая 1942 года. Это были СВ-1 (командир – капитан-лейтенант Лезен д’Астен), СВ-2 (командир – младший лейтенант Аттилио Руссо) и СВ-3 (командир – второй лейтенант Джованни Соррентино). 11 июня в Ялту прибыла вторая группа СМПЛ в составе СВ-4 (командир – второй лейтенант Армандо Себилле), СВ-5 (командир – капитан-лейтенант Фаророли) и СВ-6 (командир – лейтенант Галлиано). Все шесть подлодок были размещены во внутреннем ковше порта и тщательно замаскированы, что не помешало советским катерникам потопить одну из них.
СМПЛ СВ-1 и ее экипаж. Торпедный аппарат правого борта открыт – либо для перезарядки, либо для технического осмотра. Констанца, Румыния
После атаки советских торпедных катеров Д-3 и СМ-3 под общим командованием К. Кочиева, в результате которой на дно отправилась СМПЛ СВ-5 вместе со своим командиром капитан-лейтенантом Фаророли, в Крыму осталось только пять итальянских СМПЛ типа Св. Они приняли достаточно активное участие в нарушении коммуникаций советского Черноморского флота и достоверно потопили ПЛ Щ-203 «Камбала» (V-бис, командир – капитан 3 ранга Владимир Иннокентьевич Немчинов). Это произошло предположительно в ночь на 26 августа 1943 года в районе мыса Урет в точке 45 град. 11 мин. 7 сек. с. ш. и 32 град. 46 мин. 6 сек. в. д. (подлодка 20 августа вышла в район мыса Тарханкут на позицию № 82). Погибла вся команда в составе 46 человек. В 1950 году эта ПЛ была поднята (обследование установило, что у лодки отсутствовали торпеды в ТА № 1 и 4).
Убийцей советской ПЛ стала итальянская СМПЛ СВ-4. По докладу ее командира, СВ 4 находилась в надводном положении, когда 26 августа 1943 года в 400 метрах сам командир Армандо Себилле обнаружил всплывшую советскую ПЛ. Последняя, запустив дизеля, начала движение в сторону итальянской СМПЛ, не замечая ее. СВ-4 застопорила ход, и Щ-203 прошла от нее примерно в 50–60 метрах, а на мостике советской ПЛ итальянский командир даже успел разглядеть человека, вглядывавшегося вдаль. Оставшись за кормой у Щ-203, итальянская СМПЛ выполнила циркуляцию и заняла выгодную поизицию для торпедной стрельбы. Затем с дистанции около 800 метров Себилле выполнил торпедную стрельбу одной торпедой, которая неожиданно отклонилась влево и не причинила вреда советской ПЛ. Тут же был произведен выстрел второй торпедой, которая через 40 секунд цели достигла, попав перед рубкой Щ-203. Взметнулся высокий водяной столб, раздался сильный взрыв, и через несколько мгновений советская ПЛ скрылась под водой.
По итальянским данным, сверхмалые подлодки потопили и еще одну советскую ПЛ – С-32. Однако отечественными источниками эти сведения не подтверждаются. Более того, некоторые зарубежные книги дают еще более неверную информацию – якобы СМПЛ типа СВ на Черном море потопили советские ПЛ Щ-207 и Щ-208 (в частности: Paul Kemp. Midget submarines of the Second World War. Caxton Editions. 2003). Совершенно непонятно, откуда могла быть почерпнута такая информация. Сразу видно, что автор не удосужился даже мельком ознакомиться с нашей, российской, литературой по данному вопросу.
Например, Пол Кемп утверждает, что СВ-2 18 июня 1942 года атаковала и потопила ПЛ Щ-208, а СМПЛ СВ-4 25 августа 1943 года к югу от Тараханкута потопила советскую ПЛ Щ-207. Кстати, там же утверждается, что СВ-5 была потоплена в Ялтинском порту не торпедными катерами, а самолетами-торпедоносцами. Довольно интересное предположение, придающее вес нашим летчикам-торпедоносцам, но совершенно безосновательное.
С «потопленными» же советскими подлодками дело обстоит еще нелепее. Дело в том, что ПЛ Щ-207 (V-бис, вторая серия) вообще не могла быть потоплена в ходе войны, поскольку… благополучно ее завершила и была исключена из боевого состава ВМФ СССР только 16 июля 1957 года в связи с передачей ПЛ спецполигону ВВС ВМФ на Каспийском море для использования в качестве мишени! Так что СВ-4 в действительности потопила советскую ПЛ Щ-203, что достоверно подтверждается и нашими источниками.
Ситуация с ПЛ Щ-208 (Х серия, командир капитан-лейтенант Н. М. Беланов) несколько сложнее, поскольку она действительно пропала без вести во время боевого похода в район Портицкого гирла реки Дунай в период с 23 августа по 8 сентября 1942 года. Однако большинство российских и зарубежных источников все же сходятся на том, что наиболее вероятной причиной ее гибели является подрыв на минах румынских заграждений или подрыв на плавающей мине.
Факт потопления советской ПЛ С-32 (IX-бис серия, командир капитан 3 ранга Павленко Стефан Климентьевич) итальянской сверхмалой ПЛ типа СВ подтверждается как итальянскими, так и российскими источниками. В последнем случае см.: А. В. Платонов. Советские боевые корабли 1941–1945 гг. Часть III. Подводные лодки. Санкт-Петербург. 1996 г. Стр. 78–79. Автор утверждает, что С-32 была потоплена итальянской СМПЛСВ-3 26 июня 1942 года во время выполнения первой очередного рейса по маршруту Новороссийск-Севастополь. Место потопления – район мыса Айтодор.
С другой стороны, некоторые зарубежные источники упоминают о том, что С-32 была потоплена 26 июня 1942 года бомбардировщиком типа Не-111 из состава боевой группы 2/KG 100. Имеет место также и версия о том, что на подлодке мог произойти взрыв перевозимого ею в Севастополь груза – 40 тонн боеприпасов и 30 тонн бензина. Хотя информация о том, что остатки корпуса ПЛ С-32 недавно были найдены на дне Черного моря юго-западнее Ялты, говорит в пользу версии о потоплении ее итальянской СМПЛ.
Итальянская СМПЛ типа СВ идет в надводном положении вдоль Крымского побережья. Лето 1942 года
Всего за время нахождения в России итальянские СМПЛ совершили 42 боевых похода, потеряв при этом в море только одну лодку (по итальянским данным, она была потеряна не в бою, а по другой причине).
9 октября 1942 года 4-я флотилия ВМС Италии, в состав которой входили все СМПЛ и боевые катера на Черном море (командир флотилии капитан 1 ранга Мимбелли), получила приказ о перебазировании на Каспийское море (!). Однако советские войска сорвали эти планы 6-я немецкая армия под Сталинградом была окружена и достаточно быстро уничтожена.
В итоге 2 января 1943 года адмирал Бартольди отдал приказ об отзыве всех итальянских кораблей с черноморского ТВД. Все оставшиеся СМПЛ типа СВ 9 сентября 1943 года прибыли в Констанцу и были переданы ВМС Румынии. Экипажи вернулись на родину.
Впоследствии они были захвачены советскими войсками в целости и невредимости и, по некоторым данным, находились в боевом составе ВМФ Советского Союза вплоть до 1955 года.
Информация