Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 1

31
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Евангелие от Матфея, 5:6


Начнем с того, что вспомним, есть, к сожалению, люди, поддавшиеся соблазну подозревать всех и вся в обмане, настоящими, систематическими знаниями в области исторической науки не владеющие, и потому склонные доверять разным мошенникам, лишь бы только они тешили их собственное самолюбие и стремление к ниспровержению основ. Одним из направлений генерирования псевдознаний в области исторической науки является распространение странной идеи, что датировки исторических событий почему-то неверны, что все летописи подделаны, а результаты археологических раскопок и вовсе сфальсифицированы непонятно с какой целью. Верить в подобную чушь, однако, может лишь человек, который просто не знает некоторых вещей, что, скорее всего, не вина его, а беда. Потому, что иначе вся эта глупость просто-напросто в голову ему бы не пришла. Что это такое? А вот что – старинные книги и миниатюры в них.




Давид и Голиаф. «Библия Порта», 1300 г. Северная Франция. (Библиотека кантонального университета в Лозанне) На этой миниатюре Голиаф одет как раз по моде 1300 года. На нем короткий хаубержон с капюшоном и приплетенными к рукавам кольчужными перчатками, шлем шапель-де-фер, латные поножи и опять-таки традиционный для того времени рыцарский щит в форме утюга. Естественно, шлем шапель пришлось нарисовать, иначе как бы Давид поразил его камнем в лоб!

Дело в том, что наша средняя школа почему-то не сообщает нашим учащимся самую что ни на есть банальную информацию о… количестве средневековых книг. Напротив, учебники сообщают, что книг было мало, что они были дороги, и что к кафедрам университетов их приковывали цепями. Именно поэтому получившие такую вот информацию люди вполне серьезно считают, что эти несколько очень дорогих книг ничего не стоит подделать, а значит и «изменить историю».

На самом деле это далеко не так! Реально средневековых инкунабул… десятки, а может быть даже и сотни тысяч, причем точно подсчитать их просто невозможно. Например, только лишь в Апостольской библиотеке Ватикана хранится… 50 тысяч томом средневековых манускриптов, большинство из которых подписаны и датированы. А еще есть такие библиотеки с мировым именем, как Британская библиотека, Национальная библиотека Франции, библиотека Тринити колледжа в Дублине, библиотеки в Сорбоне, Оксфорде, Вюртемберге… Господи, да одно только их перечисление заняло бы здесь не одну страницу. Только в бассейне реки Луары во Франции находится 76 замков, многие из которых имеют библиотеки из среднегодовых книг, насчитывающие по нескольку тысяч книг, причем многие из них до сих пор не разобраны и не введены в научный оборот из-за… позиции их владельцев. Да и обработать и даже хотя бы их все каталогизировать просто не хватает ни сил, ни времени, ни денег.

Так, даже в секретном отделе Апостольской библиотеки Ватикана ежедневно работает около 1500 исследователей, есть специальная лаборатория, которая отцифровывает старинные манускрипты, и денег папская курия на это не жалеет. Но только «воз и ныне там», настолько велик объем работы, нужной для завершения обработки всех этих книг.

Подчеркнем, что 80% манускриптов датирована их авторами. В то время указать год завершения работы было… скажем так, прилично, если не обязательно. Книги украшались миниатюрами, на которых изображалась жизнь людей указанного в книге времени. То есть мы имеем своего рода паспорт той или иной эпохи, в котором роль фотографии с портретом владельца играют «картинки» с соответствующими ей изображениями. Последние подтверждаются артефактами, дошедшими до нашего сегодня, а также перекрестными ссылками на сохранившиеся письма и документы.

Например, мы видим в манускрипте иллюстрацию, изображающую рыцаря в характерных доспехах. Из текста ясно, что это миланские доспехи, которые мы также видим на картине известного итальянского художника. Кроме того, известна переписка английского короля Генриха VIII, пригласившего к своему двору мастеров из Милана. Наконец, именно такие доспехи мы видим в музее, с выбитыми на них датами изготовления и указанием имени мастеров, которые их сделали. Даты сходятся, изображения тождественны, следовательно, год установлен, потому что иначе пришлось бы: А – подделывать не одну, а множество манускриптов, разбросанных по самым разным замкам и библиотекам (задача сама по себе очень сложная и практически не выполнимая из-за свой чрезвычайной сложности), Б – подделывать множество доспехов, включая документы на их поступление в тот или иной музей, а они сами по себе иногда очень стары, и, наконец, С – подделывать переписку королей и… ведомости на отпуск мастерам эля и мяса, а также жалования и прочие бюрократические бумаги, имя которым – «легион»! Понятно, что сделать все это по силам только Богу, ибо он один обладает всезнанием, всеведением и всемогуществом. Тут спасовало бы даже знаменитое оруэлловское Министерство правды…

Но самое интересное, конечно, – это визуальный анализ тех изменений, которые год от года происходили в изображении человеческих фигур на миниатюрах. Ведь если менялся год, то со временем изменялась и одежда изображаемых персонажей, а это, как мы уже отмечали, напрямую связано с материальными объектами, сохранившимися до наших дней.

Давайте сегодня займемся тем, что проведем такое исследование. В качестве его объекта мы возьмем известный всем христианский сюжет из Первой книги царств, описывающий убиение пастушком Давидом великана Голиафа. Мы знаем, что вплоть до эпохи Возрождения люди Средневековья не владели историческим видением картины мира и почитали ее неизменной. А раз так, то каждая миниатюра будет являться отражением представления миниатюриста о том, как мог выглядеть тот же Голиаф, на основе его личных впечатлений о воинах своего времени.

Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов. Ч. 1

Заглавная буква B: Давид играет для Саула на арфе-псалтерии (вверху), отрубает голову Голиафу (внизу), XIII в. Темпера, золото, чернила. Размеры: 23.5 × 16.5 см. (Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес) Здесь Голиаф также соответствует своему времени: на нем хауберк, кольчужные шоссы, стеганый чепец и наколенники из ткани. Шлем – шпапель-де-фер или «железная шляпа», причем нарисованная даже с завязками. Щит изображен так, что виден изнутри. Он имеет форму утюга и множество ремней, помогавших его удерживать и носить за спиной и на шее.

Но прежде всего обратимся к основе, то есть сюжету из Библии. Там написано следующее:

Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме.
А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян.
И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.
И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.
Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди;
медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;
и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.
И стал он и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне;
если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам…
И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались, и ужаснулись…
К своим братьям, находившемся в войске Саула, пришел юноша по имени Давид. Тут-то он и увидел Голиафа, услышал его хвастливую речь и заявил, что сразится с ним и убьет его.
И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню.
И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.
И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.
И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицом.
И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю.
Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.


Такая вот история, в которой все очень просто и при этом подробно расписано. То есть иллюстрировать такой текст очень легко. Особо и придумывать ничего не надо! Давид мог быть одет как пастушок, тут особых вариантов нет, да и в отношении Голиафа все предельно ясно – медный шлем, медная чешуйчатая броня и медные наколенники. Кроме того, у него в руках было копье, а на поясе меч, которым воспользовался юный Давид. А теперь давайте посмотрим, как это описание менялось в миниатюрах художников разных временных отрезков.

Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    14 марта 2019 05:46
    Спасибо , интересная статья ,ждем продолжения .
    1. +4
      14 марта 2019 17:23
      Вячеслав Олегович решил «напугать» Всех словом «генезис»!!! hi
      С уважением , Влад!
  2. +3
    14 марта 2019 06:39
    Давид Микеланджело самый давидистый Давид ! Он помнил, что этот пастушок убивал львов, защищая стада, и вовсе не был тщедушным юношей
  3. +5
    14 марта 2019 07:01
    Спасибо за статью!
    Интересны временные рамки исследования?
    1. +7
      14 марта 2019 07:06
      Во второй части об этом будет.
  4. +8
    14 марта 2019 08:20
    Помню, в своё время фраза из "Стоика" Драйзера понравилась: "Библиотеку собирали три столетия, и она стала настоящим сокровищем".

    Но для столетних библиотек неплохо иметь замок. И бумажна книга сейчас нелегкие времена переживает.

    А как гласит классика: "Зачем книги, в которых нет ни картинок, ни разговоров?" (с).
  5. +1
    14 марта 2019 08:45
    Давид и Голиаф. Иллюстрированная история генезиса западноевропейских средневековых доспехов.

    Интересно, но иллюстраций-маловато...
  6. +3
    14 марта 2019 08:53
    Только в бассейне реки Луары во Франции находится 76 замков, многие из которых имеют библиотеки из среднегодовых книг, насчитывающие по нескольку тысяч книг

    Вот хоть убейте, не понял:))
    Что означает "среднегодовых книг"?
    1. +5
      14 марта 2019 09:44
      Опечатка. Средневековых.
  7. +7
    14 марта 2019 09:12
    Очень хорошая задумка, поучительная. И сюжет выбран хороший.
    Действительно, хочется продолжения!
  8. +2
    14 марта 2019 09:25
    Думаю можно найти тысячи древних трудов и рукописей где говорится что земля плоская , но мы же сейчас не говорим что это истина. Кто то сказал что история живая наука , в ней не должно быть догматов.
  9. +4
    14 марта 2019 09:26
    Поздравляю автора и читателей с началом интересного цикла. Жду продолжения.
  10. +2
    14 марта 2019 09:33
    Да и вы знаете наверное что есть и секретное отделение ватиканской библиотеки и что там хранится ни кто не знает , может документы противоречащие основной версии истории , я слышал у нас в музеях тоже любят экспонаты противоречащие официальной версии в запасники прятать
    1. +4
      14 марта 2019 12:42
      Цитата: Ратник-80
      Да и вы знаете наверное что есть и секретное отделение ватиканской библиотеки и что там хранится ни кто не знает , может документы противоречащие основной версии истории , я слышал у нас в музеях тоже любят экспонаты противоречащие официальной версии в запасники прятать

      Уважаемый Игорь! Это Вы написали от неполного знания почерпнутого из писаний наших полуобразованных журналистов. На самом деле в библиотеке Ватикана, включая и секретный отдел, каждый день работают тысячи исследователей. И что там хранится давно известно. Все переписано, архивировано, и ничего там крамольного нет. Просто надо знать древнегреческий, и средневековую латынь, а у нас таких специалистов, раз-два и обчелся. И денег нет там жить и там работать. А так - пожалуйста!
  11. +2
    14 марта 2019 10:06
    рыцарский щит в форме утюга

    Обычно, щиты такой формы называют варяжским.
    1. +3
      14 марта 2019 12:42
      Цитата: igordok
      Обычно, щиты такой формы называют варяжским.

      В геральдике.
  12. +10
    14 марта 2019 10:41
    Ох, Вячеслав Олегович, провоцируете вы одиозную общественность...
    laughing
    в Апостольской библиотеке Ватикана хранится… 50 тысяч томом средневековых манускриптов, большинство из которых подписаны и датированы. А еще есть такие библиотеки с мировым именем, как Британская библиотека, Национальная библиотека Франции, библиотека Тринити колледжа в Дублине, библиотеки в Сорбоне, Оксфорде, Вюртемберге…

    Это ж все враги русского суперэтноса, конечно, они выставят для ознакомления только фальшивки, а подлинную историю хранят в тайне, к которой допущены только Хозяева Запада. Самыми темными безлунными ночами, под гром грозы, шум дождя и свист ветра они, эти Хозяева, пробираются в тайные секции библиотек и читают древние подлинные манускрипты на чистом русском языке про суперэтнос, завидуя черной завистью нашей Великой Истории и наливаясь глухой ненавистью ко всему прогрессивному и светлому на планете.
    Так, даже в секретном отделе Апостольской библиотеки Ватикана ежедневно работает около 1500 исследователей, есть специальная лаборатория, которая отцифровывает старинные манускрипты, и денег папская курия на это не жалеет.

    Процесс фальсификации настоящей истории продолжается! Ежедневно 1500 фальсификаторов за огромные деньги, не покладая рук, переписывают историю, скрывая от нас величие русского народа!
    То есть мы имеем своего рода паспорт той или иной эпохи, в котором роль фотографии с портретом владельца играют «картинки» с соответствующими ей изображениями. Последние подтверждаются артефактами, дошедшими до нашего сегодня, а также перекрестными ссылками на сохранившиеся письма и документы.

    Артефакты-шмартефакты, ссылки-посылки... Это вы сказки своим сектантам рассказывайте, а умные люди от этого только путаются. Археология, методы датирования... Чего вы эти... как их... а, мозги!.. чего вы их людям врёте? Тут нужно мыслить просто и конкретно. Написано на "артефакте", что сделан он тысячу, две тысячи лет назад? Нет? Вот и не надо врать. А если написано, значит тем более не надо врать. Всем понятно, что написали это жулики современные...
    Заглавная буква B: Давид играет для Саула на арфе-псалтерии (вверху)

    Это надо же такое написать! И никто из ваших "историков" почему-то не видит, что на всех картинах прошлого все герои изображены как РУССКИЕ - светловолосые и румяные. Никакие это не иудеи и прочие семиты! Там нарисован Русский Князь, осененный знаком сокола-рарога (вероятно, сам Рюрик) со своим сыном. Это же очевидно!
    Стыдно, господин Шпаковский!
    wassat laughing
    А если серьезно, Вячеслав Олегович, очень интересная идея. Зная вашу дотошность в подборе иллюстративного материала, ожидаю нечто весьма любопытное. Спасибо.
    1. +5
      14 марта 2019 15:51
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Стыдно, господин Шпаковский!

      Браво! Посмеялся от души! Надеюсь Вячеслав Олегович оценит!
      1. +4
        14 марта 2019 16:18
        У Михаила тонкий и "цепкий" юмор!
  13. +3
    14 марта 2019 10:50
    Реально средневековых инкунабул… десятки, а может быть даже и сотни тысяч, причем точно подсчитать их просто невозможно.
    Может в перспективе рассмотреть возможность цикла об истории самых известных книжных собраний, таких, как библиотеа Кольбера, например?
    1. +5
      14 марта 2019 12:46
      Наверно,да. Но это на потом. Сначала надо осилить 40 статейный цикл про рыцарей 1050-1350 гг.
  14. +2
    14 марта 2019 11:47
    Мы знаем, что вплоть до эпохи Возрождения люди Средневековья не владели историческим видением картины мира и почитали ее неизменной. А раз так, то каждая миниатюра будет являться отражением представления миниатюриста о том, как мог выглядеть тот же Голиаф, на основе его личных впечатлений о воинах своего времени.
    - Но ведь как раз то, что библейские персонажи на средневековых изображениях выглядят неотличимо от средневековых и является одним из "доказательств", используемым апологетами "Новой хренологии" Фоменко в качестве своей правоты. Раз античные и библейские люди одеты так же как средневековые - стало быть никакой Античности не было, Античность - подделка и т.д. и т.п. Так что, боюсь, что иллюминированными средневековыми манускриптами стойких фоменковцев, увы, не победить. Впрочем, статья ещё не закончена...
    1. +2
      14 марта 2019 12:47
      Они, миниатюры, как раз разные. И одежды на них и доспехи в точности соответствуют своим историческим датировкам! Увидите во второй части.
    2. +6
      14 марта 2019 12:56
      Цитата: alebor
      боюсь, что иллюминированными средневековыми манускриптами стойких фоменковцев, увы, не победить.

      Что значит "победить"? smile
      Переубедить? Верующих (а новохроноложцы, безусловно, верующие) переубедить, оперируя логикой и научными знаниями, невозможно, иначе их уже давно не осталось бы. Обратить новохроноложца в поборника суперэтноса еще возможно, ибо это переход из одной иррациональной веры в другую, а он, как правило, дается легче, поскольку обе идеологические платформы находятся в сфере эмоций, а не разума. Вывести же адептов из состояния помраченного рассудка в область рационального мышления практически невозможно.
      Унизить? Они и так унижены, поскольку их построения все чаще и уже, практически, повсеместно вызывают смех, а не сочувствие.
      Что еще? Заставить замолчать? Вы их тут много видите? Еще пару лет назад, даже год, пожалуй, было куда как больше. Сейчас остались единицы.
      Ну а что касается того,
      Цитата: alebor
      что библейские персонажи на средневековых изображениях выглядят неотличимо от средневековых и является одним из "доказательств", используемым апологетами "Новой хренологии" Фоменко в качестве своей правоты.

      так в этом, как мне кажется, и состоит основной замысел автора - показать, что одежда и снаряжение "библейских персонажей" меняется в зависимости от эпохи, в которой жили авторы их изображающие, и в точности соответствуют реалиям именно этой эпохи, а значит и могут служить источником знаний только по этой эпохе, а не по библейским временам.
      1. +3
        14 марта 2019 21:07
        Как же у Вас хорошо получается увещевать! Терпеливо, корректно и аргументированно.
        Это важно.
        1. +3
          14 марта 2019 22:14
          Это Вы не видели многосерийный экшен: "Хозяин Трилобита: "традики" наносят ответный удар".
  15. +2
    14 марта 2019 13:17
    Цитата: Хозяин Трилобита
    и в точности соответствуют реалиям именно этой эпохи, а значит и могут служить источником знаний только по этой эпохе, а не по библейским временам.

    Именно!
  16. -1
    14 марта 2019 19:20
    Одним из направлений генерирования псевдознаний в области исторической науки является распространение странной идеи, что датировки исторических событий почему-то неверны, что все летописи подделаны, а результаты археологических раскопок и вовсе сфальсифицированы непонятно с какой целью.

    Да всё просто , как дважды два ))
    Берёшь любую известную историческую книгу и на экспертизу её. Скажем , книга 1300г - вот экспертиза и должна это подтвердить. И на проверку , не на прикормленную , а на независимую - скажем в Китай .
    Но никто этого не делает - все всем верят "на слово " - джентльмен не может лгать.))
    Как в той истории со Скрипалями )).
    1. +3
      14 марта 2019 20:15
      Цитата: lucul
      Да всё просто , как дважды два ))

      У вас - точно. Я бы даже сказал, не просто, а примитивно!
      Именно так как я написал выше:
      Цитата: Хозяин Трилобита
      Тут нужно мыслить просто и конкретно. Написано на "артефакте", что сделан он тысячу, две тысячи лет назад? Нет? Вот и не надо врать. А если написано, значит тем более не надо врать. Всем понятно, что написали это жулики современные...

      Не убавить, не прибавить.
      О таких вспомогательных исторических дисциплинах как хронология (не "новая"), источниковедение, в рамках которых анализируются летописи, хроники и т.п. и анализируются давно и пристально, вы не слышали слышать не хотите. Вам невдомек, что любой документ, прежде, чем он вводится в научный оборот, проходит тщательнейшую проверку по всем возможным позициям: исследуются и материалы, на которых он записан и чернила, и буквы, сличаются шрифты, почерки, стили изложения, лингвисты анализируют язык (он ведь со временем меняется, а это позволяет достаточно точно датировать время написания документа), историки - содержание текста на предмет заимствования, анализируются совпадения с другими известными источниками и еще много чего... В общем, проводится огромная работа, о которой вы не имеет ни малейшего представления, и что особо печально, не стремитесь его получить. При этом, однако, позволяете себе делать язвительные замечания.
      Я вот считаю физиков-электриков мошенниками. Все просто как дважды два - запустил электрический ток в провод, замкнул его по кругу, вот он там и будет бегать. А они сговорились чтоб народные деньги красть и присваивать, де себе важность раздувать зачем-то электростанции строят ненужные...
      И вообще, как говорит Игорь Данилевский (известный источниковед): "Восемь разделить пополам будет либо два нуля, либо две тройки, причем одна - обратном прочтении, но никак не четыре. Все врут математики". Цитата не дословная.
      1. +3
        14 марта 2019 22:23
        Ессесно, врут! Для всего трудящегося простого народа выражение "квадратный корень из минус единицы" не имеет значений, а для них имеет! Как есть - масожидоны!
  17. 0
    14 марта 2019 19:29
    Как любил говорить Давид: "Картина маслом"! (Давид Маркович)

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»