Тяжёлый танк КВ-1С

КВ-1С является советским тяжёлым танком времен ВОВ. КВ означает «Клим Ворошилов», что является официальным названием советских серийных тяжёлых танков выпускавшихся в 1940—1943 годах. Индекс 1С обозначает «скоростную» модификацию первой модели серии.

Тяжёлый танк КВ-1С


История создания КВ-1С


В условиях военного времени, когда было необходимо в первую очередь производить больше танков, все изменения, вносимые в конструкцию КВ-1, сказывались на надежности работы узлов и агрегатов тяжелого танка. Это в первую очередь касалось двигателя, элементов трансмиссии и КПП. Поскольку до начала Великой Отечественной войны КПП и трансмиссия танка КВ-1 до нормального рабочего состояния доведены не были, то не удивительно, что надежность деталей и качество изготовления КВ, выпускаемых в военное время стали еще хуже. Кроме того, поскольку в конструкцию танка вносились различные изменения и упрощения (литые башни, траки и катки, дополнительные баки для топлива и так далее) значительно увеличился вес танка — масса машины составляла от 47,5 до 48,2 тонн.

Из войск начали поступать многочисленные рекламации и жалобы, в которых говорилось, что «танки «Клим Ворошилов» на маршах часто ломаются, обладают малыми подвижностью и скоростью, ни один мост не выдерживает их». Государственный комитет обороны 23 февраля 1942 года принял постановление № 1334сс, согласно которому ЧКЗ обязывался с 15 апреля обязывался выпускать танки «Клим Ворошилов» массой менее 45,5 т и дизельным двигателем мощностью 650 лошадиных сил. На основании данного постановления, 24 февраля подписали приказ по НКТП № 222мсс, а 26 февраля — приказ Народного комиссариата обороны № 0039. Вес танков КВ, согласно данным приказам, должен быть снижен за счет уменьшения до 95 миллиметрам толщины лобовой брони вместе с экраном, снижения до 30 миллиметров толщин крыши башни, крыши корпуса, люков, уменьшения до 60 миллиметров толщины бронирования кормы, до 20 миллиметров задних листов днища, также убрали запасные топливные баки, боекомплект снизили до 90 снарядов, сократили ЗИП так далее.

Тяжёлый танк КВ-1С


Но, несмотря на усилия, в конструкцию тяжелого танка быстро внести изменения завод не смог. Сказывалась нехватка квалифицированных кадров, оборудования и материалов. Например, в первом квартале 42-го года потребность завода в рабочих составляла 40 тыс. человек, а коллектив завода по факту составлял 27321 человек. Также можно отметить кризис с оснащением танков «Клим Ворошилов» радиостанциями, когда с марта 42-го радиостанции устанавливались только на каждом пятом танке.

На заводе в начале марта были начаты испытания танка имеющего 650-сильный двигатель В-2К и новые бортовые передачи. Двигатель оказался неработоспособен, однако бортовые передачи показали хорошие результаты, поэтому с апреля месяца они были введены в серийное производство. На ЧКЗ с 20 апреля проводили испытания двух КВ, оснащенных 700-сильным дизельным двигателем и новой 8-скоростной коробкой передач. Довести «до ума» двигатели вновь не удалось, а новую коробку передач начали устанавливать на танк КВ-1С.

Тяжёлый танк КВ-1С


В марте-апреле 42-го года кризис с качеством КВ-1 достиг своего апогея: около 30% танков проходило всего 120–125 километров, после чего они ломались. Ненадежность тяжелых танков «достала» всех настолько, что по НКТП 21 марта издали приказ № 3 285мс в котором руководство Народного комиссариата объявило выговор конструкторско-инженерному составу и руководству СКБ-2 и ЧКЗ (Махонин, Зальцман, Кизельштейн, Котин, Арсеньев, Маришкин, Гольштейн, Цуканов, Шендеров) и обязало «навести в технической документации и технологии производства дизелей В-2 и танков КВ необходимый порядок».

Однако, несмотря на нарушение технологического процесса, недостатки, невыполнение различных постановлений ГКО и приказов НКТП, выпуск на ЧКЗ танков КВ-1 продолжал постоянно расти. Инженеры и рабочие, работая по 11 часов в день (такой была продолжительность рабочей смены), а зачастую и больше, пытались дать фронту наибольшее количество боевых машин. Красная армия в марте 1942 года получила 250 КВ-1, в апреле уже 282, а в мае 351 машину. После этого производство танков «Клим Ворошилов» начало снижаться и в начале лета поступило немало предложений снять КВ с производства. Дело в том, что к лету 42-го года, из-за перевооружения вермахта, танки КВ утратил свое преимущество в бронезащите. Данная ситуация потребовала кардинальных изменений.

Тяжёлый танк КВ-1С


История создания танка КВ-1С (скоростного) началась с любопытного документа. 5 июня 1942 г. И.В. Сталин, председатель Государственного комитета обороны было подписано постановление № 1878сс которое содержало следующее:
«Опыт боевого использования КВ-1 в воинских частях показал следующие недостатки танков «Клим Ворошилов»:
-большая масса танка (составляющая 47,5 тонн), сокращает боевую оперативность машины и усложняет условия его боевой эксплуатации;
-недостаточная надежность КПП вследствие малой прочности шестерен замедленной и первой передач и картера;
-работа системы охлаждения двигателя недостаточно интенсивная. Вследствие этого часто приходится производить переключение скоростей на более низкие, что является причиной сокращения средних скоростей движения, а также ограничивает возможность полного использования мощности мотора;
-круговая обзорность танка была недостаточной из-за отсутствия командирской башенки и неудобного размещения смотровых приборов.
Кроме данных основных недостатков из армии поступает информация о множестве дефектов сборки и изготовления некоторых узлов, в особенности дизельного двигателя, что свидетельствует о недостаточном контроле процесса изготовления и сборки танков, а также о нарушении технологического процесса».

Тяжёлый танк КВ-1С
Танки КВ-1С 6-го гвардейского отдельного танкового полка прорыва в атаке. Северо-Кавказский фронт


Этим же постановлением ЧКЗ было предписано с 1 августа перейти на производство танков КВ масса которых не будет превышать 42,5 тонн. Для уменьшения веса танка приказом народного комиссариата танковой промышленности заводам № 200 и УЗТМ разрешалось изменить толщину бронелистов:
-уменьшить толщину лобового, бортовых и нижнего листов, а также листов сварной башни с 75 до 60 миллиметров;
-снять у водителя экран — срок окончания работ 15 июня;
-уменьшить до 30 миллиметров толщину листов днища;
-уменьшить толщину стенок бронезащиты пушки и литой башни до 80–85 миллиметров, а также сохранив существующий погон пушки уменьшить ее габариты за счет литейных форм;
-уменьшить ширину трака до 650 миллиметров (срок выполнения до 1 июля 1942 года).

Согласно данному приказу на танки КВ-1 должны были устанавливаться новые 8-скоростные КПП, новые вентиляторы и радиаторы. Этим же приказом сокращался выпуск КВ-1 весом 47,5 тонн.

Тяжёлый танк КВ-1С


На ЧКЗ и заводе № 100 к 20 июня полным ходом велись работы по отработке агрегатов и узлов для облегченного танка. Так, например, испытания новой 8-скоростной коробки передач велись сразу на двух танках КВ (№№ 10279 и 10334), причем их начали еще в апреле. Машины к середине июня прошли лишь от 379 до 590 километров (по плану танки должны были пройти 2 тыс. километров). В то же время, на танках «Клим Ворошилов» с номерами 10033, 11021 и 25810 поставили гусеницы меньшей ширины и без клыков через один трак. Масса трака была меньше старого на 1,2 килограмма, а вся гусеница на 262 килограмма. Проводили испытания радиатора новой конструкции, разрабатывали новую башню. Три танка КВ даже отправили в Ташкент для проведения испытаний системы охлаждения двигателя при высоких температурах.

В начале июля начали сборку первых облегченных КВ, на которых были установлены новые узлы и агрегаты.

В это же время, учитывая прорыв к Сталинграду немецких войск, Ставка верховного главнокомандующего приняла решение увеличить производство средних танков Т-34 за счет сокращения производства танков «Клим Ворошилов». Мотивы данного решения были обоснованными и простыми: КВ перед Т-34 не имел преимуществ в вооружении, уступал в маневренности, был менее надежен, был более дорогим и сложным в производстве. ГКО 15 июля 1942 года решает в течение месяца развернуть на ЧКЗ производство «тридцатьчетверок». При этом производство тяжелых танков значительно сократилось — до 450 единиц в квартал, то есть около 25% мощностей предприятия оставили для производства тяжелых танков.


Тяжёлый танк КВ-1С


Одновременно с организацией на заводе № 100 и ЧКЗ производства танков Т-34 полным ходом велись испытания нового танка «Клим Ворошилов», который получил обозначение КВ-1С (скоростной). Два КВ-1С в период с 28 июля по 26 августа 1942 года прошли гос. испытания. Еще до окончания испытаний — 20 августа 1942 г. — новый тяжелый танк приняли на вооружение.

Толщина бронелистов танк КВ-1С была уменьшена до 60 миллиметров (лишь толщина подбашенной коробки была такой же, как и на КВ-1 – 75 миллиметров), изменили форму кормы корпуса, установили уменьшенную башню новой конструкции, которая была оснащена командирской башенкой кругового обзора, оснастили новыми смотровыми приборами. Существенные изменения внесли в силовую передачу танка, установили новый главный фрикцион, 8-скоростную коробку передач с силуминовым картером (2 скорости назад и 8 вперед). Также, на танке КВ-1С были смонтированы новые вентилятор и радиаторы, изменили размещение аккумуляторов. В ходовой части были применены облегченные опорные катки и облегченные гусеницы имеющие уменьшенную ширины.

В результате данных изменений масса КВ-1С уменьшилась до 42,3 тонн, скорость увеличилась до 43,3 километров в час по шоссе, повысилась надежность и маневренность танка. Однако цена, заплаченная за это, была очень большой: вооружение танка КВ-1С не изменилось — 76,2-миллиметровое орудие ЗИС-5, однако уменьшение толщин брони при сохраненной схеме бронекорпуса снизило снарядостойкость машины. КВ-1С по своим боевым качествам почти сравнялся с танком Т-34.

Тяжёлый танк КВ-1С
Танкисты 6-го гвардейского танкового полка прорыва осваивают новые танки КВ-1С (2-я гвардейская танковая армия, командующий генерал-полковник С.И. Богданов)


Производство КВ-1С было начато в августе 1942 года, до официального принятия танка на вооружение. Поскольку ЧКЗ занимался выпуском танков трех типов — Т-34, КВ-1 и КВ-1С — возникли значительные проблемы с производством КПП. Но, несмотря на это в сентябре 42-го года завод смог изготовить 180 КВ-1И, после чего производство данных танков начало снижаться.

С первого квартала 1943 года предполагалось установить на танк КВ-1С командирскую башенку, имеющую новую конструкцию, перископы Mk-4, изменить системы охлаждения двигателя и смазки, и увеличить ЗИП. Однако к этому времени стало ясно, что КВ-1С не удовлетворяет новым требованиям, которые предъявляются к тяжелым танкам прорыва. В связи с этим работы по совершенствованию танка свернули, а уже в августе 43-го производство КВ-1С свернули окончательно. Все силы завода № 100 и ЧКЗ направили на создание тяжелого танка ИС.

Используя КВ-1С в качестве базового, создали другой гораздо более известный образец бронетехники – тяжелую штурмовую САУ СУ-152.

Всего в 1942 году на ЧКЗ выпустили 626 тяжелых танков КВ-1С, а в 1943 году – 464.

Общий суммарный выпуск танков КВ-1С составил 1090 штук (по другим сведениям — 1106). Кроме того, выпустили 25 КВ-8С (огнеметные) имеющие корпус от КВ-1с и башню огнеметного КВ-8 и 10 собственно КВ-8С (огнеметные), где огнемет АТО-42 был установлен в штатную башню танка.

Тяжёлый танк КВ-1С


Описание конструкции

По своей сути КВ-1С по отношению к КВ-1 являлся модернизацией средней глубины. Основной целью модернизации являлось уменьшение общего веса танка, повышения надёжности при эксплуатации и его скорости, решение неудовлетворительной эргономики рабочих мест на КВ-1. «Скоростная» модификация КВ-1 по сравнению с базовой моделью получила меньшие габаритный и массу корпуса (в том числе, благодаря ослаблению бронирования), новую башню, имеющую кардинально улучшенную эргономику, новую более надёжную КПП. Моторная группа и вооружение остались без изменений. Компоновка КВ-1С была классической, что и для всех остальных советских серийных средних и тяжёлых танки того времени. Корпус танка от носа к корме делился на следующие отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Стрелок-радист и механик-водитель были размещены в отделении управления, другие члена экипажа (три) размещались в боевом отделении, которое объединяло башню и среднюю часть бронекорпуса. Там же были размещены орудие, боезапас, а также часть топливных баков. Трансмиссия и двигатель устанавливались в кормовой части машины.

Бронекорпус и башня

Бронекорпус танка был сварен из катаных бронеплит толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 миллиметров. Бронезащита противоснарядная, дифференцированная. Бронеплиты лобовой части танка были установлены под рациональными углами наклона. Обтекаемая башня являлась броневой отливкой сложной геометрической формы. 75-миллиметровые борта для повышения снарядостойкости располагались под углом к вертикали. Лобовая часть башни и амбразура для орудия, которая образовывалась пересечением четырёх сфер, была отлита отдельно и соединялась с остальными бронированными деталями башни при помощи сварки. Маска орудия являлась цилиндрическим сегментом гнутой катаной бронеплиты. Она имела три отверстия — для пушки, прицела и спаренного пулемёта. Толщина брони лба башни и маски орудия достигала 82 миллиметров. Башня была установлена на погон (диаметр 1535 миллиметров) в бронекрыше боевого отделения и фиксировалась при помощи захватов для предотвращения сваливания во время сильного крена или опрокидывания танка. Погон башни размечался в тысячных для ведения огня с закрытых позиций.

Тяжёлый танк КВ-1С


Механик-водитель размещался в передней части бронекорпуса машины по центру, место стрелка-радиста находилось слева от него. Три члена экипажа размещались в башне: рабочие места командира и наводчика располагались слева от орудия, заряжающего – справа. У командира машины имелась литая наблюдательная башенка с 60-миллиметровой вертикальной броней. Посадка/высадка экипажа происходила через два круглых люка: над рабочим местом заряжающего в башне и над рабочим местом стрелка-радиста на крыше корпуса. В корпусе также имелся днищевой люк, предназначенный для аварийного покидания танка и несколько люков, лючков и тех. отверстий для погрузки боекомплекта танка, доступа к горловинам топливного бака, другим агрегатам и узлам машины.

Вооружение

Основное вооружение танка КВ-1С – пушка 76,2-миллиметровая ЗиС-5. Орудие устанавливалось в башне на цапфах и было уравновешено полностью. Сама башня и орудие Д-5Т также являлись уравновешенной: центр масс башни размещался на геометрической оси вращения. Вертикальные углы наводки пушки ЗиС-5 составляли от −5 до +25°. Выстрел производился при помощи ручного механического спуска.

В боекомплект орудия входило 114 выстрелов унитарного заряжания. Укладка выстрелов осуществлялась в вдоль бортов боевого отделения и в башне.

На танке КВ-1С было установлено три 7,62-миллиметровых пулемёта ДТ: один спаренный с орудием, курсовой и кормовой пулеметы в шаровых установках. Боекомплект к ДТ составлял 3 тыс. патронов. Данные пулемёты устанавливались таким образом, что в случае необходимости они снимались с монтировок и использовались вне танка. Кроме того, для самообороны у экипажа имелось несколько ручных гранат Ф-1, а иногда сигнальным пистолетом.

Тяжёлый танк КВ-1С


Двигатель

Танк КВ-1С оснащался 12-цилиндровым четырёхтактным V-образным дизельным 600-сильным (441 кВт) двигателем В-2К. Для пуска двигателя служили 15-сильный (11 кВт) стартер СТ-700 или сжатый воздух из двух 5-литровых резервуаров размещенных в боевом отделении. Танк КВ-1С имел довольно плотную компоновку, при которой топливные баки, объём которых составлял 600—615 литров, располагались в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях. Также танк имел четыре наружных дополнительных топливных бака общей ёмкостью 360 литров, и которые не связаны с топливной системой мотора.

Тяжёлый танк КВ-1С


Трансмиссия

Механическая трансмиссия танка КВ-1С состояла из:
- главный фрикцион – многодисковый, сухого трения («сталь по феродо»);
-четырёхступенчатая КПП имеющая демультипликатор (2 передачи назад и 8 вперёд);
-пара многодисковых бортовых фрикционов сухого трения («сталь по стали»);
-два планетарных бортовых редуктора.

Приводы управления трансмиссией танка — механические. Почти все авторитетные печатные источники отмечают, что самым существенным недостатком танка КВ-1 и машин созданных на его базе являлась низкая общая надёжность трансмиссии, поэтому на КВ-1С установили новую коробку передач, которая позднее применили на танках ИС-2.

Ходовая часть

В ходовой части КВ-1С сохранили все тех. решения аналогичного узла КВ-1, но некоторые детали уменьшили в размерах для снижения общей массы машины. Подвеска танка — торсионная индивидуальная для каждого из 6 двускатных цельнолитых опорных катков (диаметр 600 миллиметров) на борт. Напротив каждого из опорных катков к бронекорпусу были приварены ограничители хода балансиров подвески. Венцы — съёмные, зацепление — цевочное. Для поддерживания верхней ветви гусеницы служило три поддерживающих катка на борт. Для натяжения гусеницы служил винтовой механизм; гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков; ширина гусеницы – 608 миллиметров. Ширину гусеницы по сравнению с КВ-1 уменьшили на 92 миллиметроа.

Тяжёлый танк КВ-1С


Электрооборудование

В КВ-1С электропроводка была однопроводной, бронекорпус машины служил вторым проводом. Исключением являлась цепь аварийного освещения, являвшаяся двухпроводной. Источником электроэнергии (напряжение 24 В) служил генератор ГТ-4563А оснащенный реле-регулятором РРА-24 (мощность 1 кВт), а также четыре последовательно соединённых аккумуляторных батареи 6-СТЭ-128 (общая ёмкость 256 А•ч). Потребителями электроэнергии являлись:
- электродвигатель поворота башни;
- внутреннее и внешнее освещение танка, приборы подсветки шкал измерительных приборов и прицелов;
- наружный звуковой сигнал, цепь сигнализации к экипажу машины от десанта;
- контрольно-измерительные приборы (вольтметр и амперметр);
- электроспуск пушки;
- танковое переговорное устройство и радиостанция;
- электрика моторной группы — пусковое реле РС-400 или РС-371, стартер СТ-700 и так далее.

Прицелы и средства наблюдения

На танк КВ-1С впервые для советского крупносерийного танка была установлена командирская башенка имеющая пять смотровых щелей с защитными стёклами. В бою механик-водитель наблюдал через смотровой прибор с триплексом, для защиты служила броневая заслонка. Данный смотровой прибор был установлен на лобовой бронеплите в бронированном люке-пробке по осевой продольной линии танка. В спокойной обстановке данный люк-пробка выдвигался вперёд, обеспечивая непосредственный более удобный обзор с рабочего места механика-водителя.

Тяжёлый танк КВ-1С


Для стрельбы танк КВ-1С был оснащен двумя орудийными прицелами — перископическим ПТ-6 для ведения огня с закрытых позиций и телескопическим ТОД-6 для ведения огня прямой наводкой. Головку перископического прицела защищал специальный броневой колпак. Для обеспечения возможности ведения огня в темноте шкалы прицелов оснащались приборами подсветки. Кормовой и курсовой пулемёты ДТ оснащались прицелом ПУ от снайперской винтовки, имеющей трёхкратное увеличение.

Средства связи

Среди средств связи радиостанция 9Р (10Р, 10РК-26) а так же переговорное устройство ТПУ-4-Бис, рассчитанное на 4 абонента.

Радиостанции 10Р (10РК) – комплект в который входят передатчик, приёмник и умформеры (одноякорные мотор-генераторы) для их питания, которые подсоединяются к 24 В бортовой электросети.

10Р – симплексная ламповая гетеродинная коротковолновая радиостанция, работающая в диапазоне от 3,75 до 6 МГц (длины волн – 50-80 метров). Дальность связи на стоянке в голосовом (телефонном) режиме составляла 20—25 километров, в движении дальность была несколько меньшей. Большая дальность связи получалась в телеграфном режиме, когда информацию передавали азбукой Морзе или другой дискретной системой кодирования. Для стабилизации частоты использовался съёмный кварцевый резонатор, плавная подстройка частот отсутствовала. 10Р давала возможность вести связь с использованием двух фиксированных частот; для их смены использовали другой кварцевый резонатор состоящих из 15 пар, входящих в комплект радиостанции.

Тяжёлый танк КВ-1С


Радиостанция 10РК была технологическим улучшением модели 10Р. Новая радиостанция была дешевле и проще в производстве. У данной модели уже имелась возможность плавного выбора частоты, число кварцевых резонаторов уменьшили до 16. По дальности связи характеристики не претерпели значительных изменений.

Переговорное устройство ТПУ-4-Бис давало возможность вести переговоры между членами экипажа даже при сильно зашумленной обстановке. Существовала возможность подключать к радиостанции шлемофонную гарнитуру (ларингофоны и головные телефоны) для внешней связи.

Боевое применение

Создание танка КВ-1С было оправданным шагом, если учитывать неудачный первый этап войны. Но данный шаг лишь приблизил «Клим Ворошилов» к средним танкам. В армию так и не поступило полноценного тяжёлого танка (по более поздним стандартам), который бы резко отличался по боевой мощи от средних танков. Таким шагом могла стать установка на танк 85-миллиметровой пушки. Однако дальше экспериментов не проводилось, поскольку обычные 76-миллиметровые танковые пушки в 41—42-х годах легко боролись с любой бронетехникой немцев. Вроде бы не было явных причин, чтобы усилить вооружение.

Тяжёлый танк КВ-1С
Делегация колхозников Ленинского района Московской области передает Красной Армии танковую колонну «Московский колхозник», состоящую из 21 танка КВ-1С


Но после появления на вооружении третьего рейха Pz. VI («Тигр»), оснащенных 88-миллиметровой пушкой танки «Клим Ворошилов» в одночасье устарели: КВ не могли на равных бороться с тяжёлыми танками противника. Осенью 43-го года выпустили некоторое количество КВ-85 (разработан на базе КВ-1С и оснащен 85-миллиметровой пушкой), однако затем производство танков КВ свернули в пользу ИС.

Некоторое количество танков КВ-1С продолжало использоваться вплоть до 1945 года; в частности, 68-я танковая бригада, которая принимала участие в боях на Кюстринском плацдарме, в феврале 1945 г. имела два танка данного типа.

Тяжёлый танк КВ-1С
Подбитые советские танки КВ-1С и Т-34-76


По материалам сайта http://3v-soft.clan.su/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 25
  1. Сахалинец 19 июня 2012 09:39
    КВ лучший тяжелый танк на 1941 год ни чего подобного не было ни у Германии ни у США с Британией. Жаль что к началу войны танк не успели излечить от детских болезней, а после начала войны уже чисто технологически не получилось довести до ума этот замечательный образец отечественного танкостроения.
    1. makrus 20 июня 2012 02:04
      здрасти, а ис из чего вырос.
      makrus
  2. rennim 19 июня 2012 10:17
    Замечательный танк внесший новую страничку в отечественное танкостроение.А о боевых подвигах этого танка вся страна знает...Достаточно вспомнить 22 немецких танка уничтоженных одной машиной КВ-1.
  3. Larus 19 июня 2012 10:46
    Фото в конце статьи смотрится удручающе.....
    Larus
    1. Зелёный 413-1685 19 июня 2012 12:52
      Это почему? Танки не уничтожены, экипажи судя по открытым люкам смогли покинуть машины, а фото сделаны нашими. Т.е скорее всего впоследствии эта техника была возвращена в строй. Многие танки во время ВО по нескольку раз получали такой "опыт".
      Зелёный 413-1685
      1. rennim 19 июня 2012 12:58
        Скорее фото немецкое....Машина на заднем плане немецкая...
        1. Kibb 19 июня 2012 14:55
          Цитата: rennim
          Машина на заднем плане немецкая...

          Не затруднестесь определить какая?
          говорить о этом фото что либо трудно- Танки без явных повреждений с открытыми люками
          Kibb
          1. loc.bejenari 19 июня 2012 23:56
            там штейер стоит
            loc.bejenari
            1. Kibb 20 июня 2012 17:39
              Штееров в трофех было -1-2-3-5, Короче явно то фото немецкое а как его сделали- другой вопрос
              Kibb
  4. AK-74-1 19 июня 2012 10:48
    Отличная историческая спрака. Танк семейства КВ стал прородителем ИСУ-152 и танка семейства ИС. Автору спасибо за интересную статью.
  5. schta 19 июня 2012 11:21
    В принципе, все правильно. В интернете тоже ходит много споров по поводу усиления вооружения КВ1 путем установки орудия более крупного калибра. Однако больший калибр повлечет увеличение массы, которой и так слишком много. И верно замечено, что 76мм пушка справлялась и с тройками и с четверками. А им КаВэшка была не по зубам.

    Каким бы ни был КВ, он свое дело сделал и передал эстафету ИСам.
    schta
  6. Кадет787 19 июня 2012 11:48
    Сплав брони и людей помогли нам победить лютого зверя и создать лучшие танки в мире. Слава советским танкистам!
    Кадет787
  7. Kibb 19 июня 2012 12:36
    Вот так наверное полегче будет?
    Kibb
    1. Kars 19 июня 2012 15:30
      Что то похожее на тигр? wassat

      А по теме странная модернизация и не вовремя.В 41 экранировали,в 43 разбронируют ---когда у фрицев пошла новая более мощная и длиноствольная артиллерия.Лучше бы КПП до ума довели.

      Мне больше это фото нравитса,хоть и немецкое.
  8. Kibb 19 июня 2012 15:44
    Цитата: Kars
    Что то похожее на тигр?

    Когддато им было
    По КВ, то мое мнение примерно ты знаеш
    Kibb
    1. Kars 19 июня 2012 16:08
      Не это больше к тому что фото такое мелкое?

      Так веселей
  9. Kibb 19 июня 2012 16:22
    Цитата: Kars
    Не это больше к тому что фото такое мелкое?

    Винты востанавливаю, полетели при перезде(я когдато писал , что проблема с фотками), в нете это фото не редкость
    Цитата: Kars
    Так веселей

    отлично выглядет
    Kibb
    1. Kars 19 июня 2012 16:32
      Цитата: Kibb
      отлично выглядет

      Жаль только описания нет,что это с ним случилось.Где то есть фото пантеры после обстрела(близкого попадания)406 мм в Нормандии что то похожее.
      И еще жаль что с КВ тоже можно найти много ..грустных..фото.
      1. Kibb 19 июня 2012 16:46
        Цитата: Kars
        И еще жаль что с КВ тоже можно найти много ..грустных..фото.

        Это война, что сделаеш?Бар Лева у меня нет, но с сотню интересных фоток я попробую поднять, танки там тоже есть и артилерия. Небыло тогда цыфры , а с пленки перевел, и пропало-1ая трасса, Галанские и Синайские "ДОТ"ы,много чего от от туда интересного неполитичиского.
        Пропали фото казематов 22ой батареи на Майском(4-203х50 Викерс), короче много всего((
        Kibb
        1. Kars 19 июня 2012 16:52
          Цитата: Kibb
          (4-203х50 Викерс),

          Ты меня расстроил,собираю фото по батареям,
  10. Роман 3671 19 июня 2012 16:54
    Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения (ОАО «Спецмаш») – танковое КБ Кировского завода – основано в 1932 году в Ленинграде на заводе «Красный путиловец» во исполнение Решения Правительства «О неотложном развитии в стране производства танков отечественных конструкций».

    Танковое бюро берет свое начало с разработки и организации производства (совместно с заводом им. К.Е. Ворошилова) новейшего в те годы танка Т-26.

    17 февраля 1932г. создается специальный отдел «Бюро Т-26». Его возглавляет Иван Комарчев, которому поручается разработка и организация самого мощного по тем временам серийного танка Т-28. Это трехбашенная машина, в которой применялись многие технические нововведения. Разворачивалось серийное танковое производство, расширялось и укреплялось кадрами молодое конструкторское бюро Вскоре руководителем стал инженер О.М. Иванов.

    Но пришла беда маховик репрессий наращивал зловещие обороты – «ежовщина» докатилась до Кировского завода. Арестованы и приговорены к расстрелу Иван Комарчев, Олимпий Иванов.

    В мае 1937 года главным конструктором назначается военный инженер 2-го ранга Ж.Я. Котин. Он прекрасно понимал, что необходим слаженный коллектив высококлассных специалистов и хорошо оснащенная материально-техническая база для разработки новых совершенных образцов танков. Начинаются работы над созданием новой машины – колесно-гусеничного танка Т-29. Скорость танка на колесах доходила до 72 км/час. Среди его разработчиков были известные впоследствии звезды бронетанковой техники, среди них М.И. Кошкин, будущий главный конструктор знаменитого танка Т-34.

    В августе 1938 г. в соответствии с постановлением комитета обороны СССР «О системе танкового вооружения» танковое бюро Кировского завода назначено главным разработчиком тяжелых танков.

    Началась напряженная, поистине героическая, работа над трехбашенным танком СМК, названным в честь Сергея Мироновича Кирова. В группу проектировщиков, возглавляемую А.С. Ермолаевым, входили Г.Ф. Бурханов, Д.Д. Кекелидзе, Л.Е Сычев, М.И. Креславский, Н.В. Цейц и другие.

    О значении, которое предавалось разработке этого танка, говорит и такой факт. Уже в декабре 1938 г. директор завода И.М. Зальцман и главный конструктор Ж.Я. Котин докладывали на заседании Комитета Обороны о ходе работ над новой машиной. После доклада И.В. Сталин подошел к небольшому деревянному макету СМК, снял с него одну башню и спросил:

    – Товарищ Котин, так зачем же на танке три башни?

    – Мощное вооружение: одна пушка 76 мм и две по 45, – ответил Жозеф Яковлевич.

    – Нечего делать из танка «Мюр и Мерилиз» (так назывался в Москве большой универсальный магазин – в последствии ЦУМ)… Обратите их на усиление броневой защиты, нужно ориентироваться на утолщение брони и усиление защиты экипажа…лучше, чтобы осталась одна башня.

    Эта идея оказалась настолько жизненной и на редкость своевременной, что определила генеральную линию развития отечественного, да и мирового танкостроения, на многие годы. В группу проектировщиков однобашенного танка КВ (Клим Ворошилов) входили Н.Л. Духов, молодые инженеры-конструкторы Е.П. Дедов, В.А. Козловский, П.С. Тарапатин, В.И. Торотько. В целом КВ получился короче СМК на 2 м и весил 47 тонн. Не менее важно, что был установлен дизельный двигатель В-2, мощностью 500 л.с. Это был непревзойденный по огневой мощи, защите и подвижности тяжелый танк, не имеющий равных.

    Первый образец танка КВ был изготовлен 1 сентября 1939 г. Начались всесторонние испытания. Лучшие заводские водители К.И. Ковш, В.Н. Ляшко водили машины по 12 часов в сутки. Но началась война с белофинами, и опытные образцы танков СМК и КВ были направлены на Северо-Западный фронт, для участия в боевых действиях по прорыву «линии Манненгейма».
    Танки вступили в бой 17 декабря 1939 г., а уже 19 декабря тяжелый танк «Клим Ворошилов» был принят на вооружение Красной Армии. ЛКЗ приступил к серийному производству.



    Война умов



    Еще до вероломного нападения фашистской Германии было принято решение об организации массового производства тяжелых танков КВ на Челябинском тракторном заводе. Был выбран Урал с его энергетическими ресурсами и удаленностью от западных границ. За год до ВОВ вышел приказ Наркома машиностроения СССР «Об организации производства танков КВ на ЧТЗ имени Сталина»:

    «Директору завода т. Соломонову:

    а) организовать в 1940 г. на ЧТЗ производство танка по чертежам ЛКЗ;

    б) в 1940 году выпустить опытную партию – 5 шт».

    К концу 1941 г. из блокированного города было переправлено более 15 тыс. рабочих Ленинградского Кировского завода и членов их семей. Объединившись с коллективами других заводов, они стали единым коллективом. И танки пошли на фронт. С первых дней был задан такой темп работы, что порой казалось – для них не существует ничего невозможного. Только в четвертом квартале 1941 г. Танкоград дал фронту 441 танк КВ.

    Великая Отечественная война вступила в новую стадию – победить теперь мог лишь тот, у кого инженерная мысль вернее, конструкторский расчет точнее. И те, у кого вооружение было лучше, надежнее, у того было больше шансов на победу. Начался интенсивный поиск путей совершенствования и модернизации танков КВ, война наших конструкторских умов с конструкторской мыслью проектировщиков тяжелых танков в Германии, возглавляемых Эви Андерсоном и Фердинандом Порше.

    Одновременно разрабатывались две модели танков, получивших наименование КВ-13 и КВ-1С. Сроки создания были установлены небывалые. Люди не знали выходных дней, работали круглосуточно, отдавая все силы святому делу – победе над фашистскими захватчиками.

    Ходовая часть КВ-13 с пятью катками приспосабливалась для применения гусениц как КВ, так и Т-34 – такая унификация для разных классов танков вводилась впервые. При испытаниях КВ-13 показал скорость более 50 км/час, но недоработки в конструкции, недостаточная надежность позволили, в общем то неплохой машине, остаться только опытным образцом.

    Другая машина стала модернизированным вариантом «Клима Ворошилова» – КВ-1С. Весом в 42,5 тонны и частично сниженным по высоте корпусом, с облегченной (суженой до 608 мм) гусеницей. Скорость выросла с 34 до 42 км/час, за что и стала с буквой «С» – «скоростной».

    Во время работы над моделью КВ-1С столкнулись с труднейшей технической проблемой – прекратились поставки алюминиевого листа для изготовления радиаторов системы охлаждения. Конструкторы немедленно предложили изготавливать радиаторы из тонкого железа, а так как оно подвержено коррозии, то химики рекомендовали заправлять систему охлаждения танка водой с ингибитором хромпик. Разумеется это надо было проверить, причем испытания провести при отрицательных температурах, близких к минус 400 С.

    Стояло жаркое лето. Вот, что пишет в своих воспоминаниях Н.М. Синев – бывший тогда заместителем главного конструктора Опытного завода ЧКЗ.

    «Появилась идея – провести испытания танка КВ-1С, оснащенного железным радиатором в Челябинском городском холодильнике, в котором имелась крупногабаритная холодильная камера. Нужно было около недели, чтобы провести несколько циклов испытаний. Едем к руководству города с Жозефом Яковлевичем Котиным. Разговор был трудный». Однако взаимопонимание достигнуть удалось. Испытания, проведенные инженером Г. Бутырским, прошли успешно.

    Модернизированный КВ-1С был принят на вооружение в августе 1942 г., начался серийный выпуск. Производство тяжелых танков неуклонно наращивалась и несмотря на то, что танки КВ изготавливались параллельно с танками Т-34, выпуск в Танкограде не только не сокращался, а увеличился почти вдвое. Если в 1941г. было сдано в войска 1358 танков КВ, то в 1942 уже 2553.

    Тогда танки КВ явились единственными тяжелыми танками в мировом танкостроении. Ведь немецкие «тигры» еще не появились. Неудивительно, что этими машинами интересовались, приезжавшие в Танкоград англичане и американцы. Вскоре из Москвы поступило указание отправить два танка КВ-1С на Абердинский полигон в США. Изучив машины, американские специалисты отметили, что советский танк обладает мощной броней, его пушка проста и безотказна. Вместе с тем они отметили и слабые стороны.

    Надо сказать, что на фронте к ним претензий не было. Блестяще проявили себя КВ-1С в контрнаступлении под Сталинградом. Машина была надежна, имела хорошую маневренность. Есть сведения, что в период Курской битвы (в июле 1943 г.) при дислокации 5-й танковой армии своим ходом (свыше 400 км) танки оказались очень надежными. Одновременно началось производство самоходных артиллерийских установок на шасси танков КВ-1С (СУ-152 «Зверобоя» и танка КВ-8С с огнеметной установкой, разработанной конструктором И.А. Аристовым).
    Производство КВ-1С прекратили в августе 1943 г., в связи с переходом завода на выпуск последнего танка семейства «Клим Ворошилов» – КВ-85. Было сделано несколько попыток улучшения его технических характеристик, в том числе со122 мм пушкой, но помешало серийное производство нового семейства тяжелых танков «Иосиф Сталин» (ИС). За успешную разработку тяжелого танка КВ-1С Государственной Премии были удостоены Н.Л. Духов, А.С. Ермалаев, Н.М. Синев, а также инженеры Е.П. Дедов, А.Ф. Лесохин, Г.А. Михайлов, А.Н. Стеркин, Н.Ф. Шашмурин и инженер-подполковник А.И. Благонравов.
    Роман 3671
  11. Kibb 19 июня 2012 17:11
    Kars,Могу сделать 15ую, но там мало интересного, кроме бронекозырьков, а сами орудия немцы переставили на Херсонес, на место нашей 10ой
    Kibb
    1. Kars 19 июня 2012 18:09
      Если мало то не надо.спасибо.

      Мне такие интересны,книгу Широкорада --Атлантический вал мне подарили.
      Про немецкую батарей из российских 305 мм орудий-Мириус у меня есть монография.А вот израильских --я про упомянутую тобой батарею 8 дюймовок и не слышал.
      1. Kibb 19 июня 2012 19:00
        Широкорад не причем, и я говорил не об Израиьских, впрочем у него упоминание о них тоже было, это батареи Днепробужского лимана-тема 9ой армии была для меня когда- то была основной в понимании , что "суворов" - просто лжец, вне зависимости от того предатель он или нет, и было это еще в 1993 году
        Kibb
    2. Kibb 21 июня 2012 08:38
      Как тебе такое?
      Kibb
  12. VitMir 19 июня 2012 19:25
    Грустно это констатировать, но КВ - ненужный танк, как и вся линейка Т-37 - Т-70 (за исключением Т-80 - как "зенитно-городского").
    В начале своей жизни - не имевший достойных противников, в середине жизни - сравнявшийся по ттх со средним Т-34, в конце - мгновенно устаревший перед "Пантерой" и "Тигром".
    Вместо доведения до ума Т-34 и Т-50, вместо создания артсамоходов типа СУ-76М и противотанковых самоходок типа СУ-85/100, вместо БТРов массово клепали перетяжеленный, дорогой по сравнению со средним, со слабым для тяжеловеса вооружением и ненадежным шасси монстр КВ.
    Его роль можно признать положительной только как наработку опыта для создания ИС-2.
    VitMir
    1. mkpda 22 июня 2012 10:29
      При таком подходе стоит говорить об ошибочном снятии с производства (и запчастей к нему) Т-28, который был единственным из танков начала 30-х годов пригодным для современных (того времени) боевых действий.
      1. VitMir 5 июля 2012 15:20
        Не согласен, линейку многобашенных динозавров Т-28/29 и Т-35 даже не упоминаю в качестве альтернатив. Даже на начало 30-х (тогда было лучше БТ-шки развивать, что и делали), не говоря уже о начале 40-х.
        Вообще я против того предвоенного разнобоя в советских танковых моделях 30-х 40-х гг. - никому по факту не оказавшихся нужных, наклепанных в тысячах штух.
        Всю первую половину войны можно было провоевать на трех моделях - Т-34М/76 с модернизационным потенциалом до Т-34М/85, более дешевую и массовую СУ-76М, и БТР. Тогда б и возможности для Т-50 высвободились, вместо легкоплавающего дерьма Т-37-Т-70.
        Вторую половину войны (при необходимости - в случае появления модернизированных Т-IV и Пантер) - с добавлением к этим трем вышеперечисленным еще трех моделей: более дешевую и массовую, чем танки, противотанковую СУ-85 с модернизационным потенциалом до СУ-100, тяжелый типа ИС-2, который был бы лишен болезней линейки КВ, и на его базе тяжелые противотанковые самоходы типа ИСУ-122 с модернизационным потенциалом до ИСУ-152.
        Остальной металлолом вообще нечего было плодить.
        VitMir
  13. Емеля 19 июня 2012 19:31
    На фото № 6 у КВ в цеху башня какая-то угловатая. Судя по башенке и расположению пулемёта - КВ-1С, а башня как будто сварная. Или это так свет падает.
    Емеля
  14. bazilio 21 июня 2012 13:18
    для начала войны танк отличный был, если бы его до ума довели в конце 30-х, максимум в 40-ом, то в начале 41 смогли бы наклепать достаточное кол-во исправных неломающихся КВ для борьбы с танковыми прорывами немцев. но кто ж знал тогда, кто знал.....
  15. kov 25 июня 2012 21:06
    Оружие победы, танк КВ-1
    http://www.youtube.com/watch?v=vVYoGkzTwQI
    в видео так же присутствует танк КВ-1С
    kov
  16. копарь 13 ноября 2012 11:57
    Можно по разному относится к КВ,но не надо забывать про тот опыт что накапливался при его изготовлении.Технический опыт производства.Без такого опыта не было б и ИСов и последующих наших танков.....
  17. Snoop 11 апреля 2014 14:58
    Не знаю, зря броню уменьшили. Вот мнение Шашмурина:
    Николай Федорович, КВ-1с показали себя прекрасно. Почему же их сняли с производства, заменив серией ИС?

    — Строго говоря, эти танки уже нельзя было считать тяжелыми. Сталин посчитал, что коробки передач КВ просто не выдерживают их веса, высказал это свое соображение, которое ретивые “специалисты” сразу бросилась исполнять, снимая "лишнюю" броню с танка, лишая КВ главного преимущества — неуязвимости. Я же был уверен, что тяжелые танки еще скажут свое слово.
    (Шашмурин смог разработать способ отливки картеров танковых трансмиссий из чугуна, что считалось невозможным в принципе, он нашел способ отказаться от дефицитных легированных сталей, использовав закалку обычных углеродистых сталей низкого качества токами высокой частоты. Наконец, действуя вопреки всем конъюнктурным установкам и часто идя на риск, он спроектировал скоростную коробку передач под габариты МТО танка КВ-1, способную обеспечить надежную работу машин весом до 100 тонн. Только благодаря этой коробке передач тяжелый КВ обрел как бы второе дыхание, более того, он стал передвигаться на поле боя со скоростью тридцатьчетверки, поэтому был определен как скоростной, что обозначалось добавлением к марке машины литеры “С”. О надежности новой трансмиссии конструкции Шашмурина говорит хотя бы такой факт: при передислокации 5-й танковой армии в район Прохорович КВ-1с прошли своим ходом 400 километров!За достижения в области технологии и создание скоростной коробки передач Н. Ф. Шашмурину была присуждена Сталинская премия, а через несколько месяцев за создание ИС-2 он удостаивается еще одной Сталинской премии.)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня