JB11 и Flyboard Air: индивидуальные летательные аппараты для армий

29
Еще в середине прошлого века появились первые проекты т.н. реактивных ранцев и иных индивидуальных летательных аппаратов, но до сих пор такая техника не пошла в серию и не нашла широкого применения. Тем не менее, новые проекты такого рода появляются с завидной регулярностью, а их создатели пытаются найти поддержку у военных ведомств. Любопытно, что несколько современных разработок уже поддерживаются армиями разных стран. Ряд других создателей таких ЛА рассчитывает на ее получение в ближайшее время.

Следует напомнить, что различные проекты реактивных ранцев и других аппаратов прошлого тоже разрабатывались при содействии армий – прежде всего, вооруженных сил США. И сейчас Пентагон заинтересовался очередным смелым предложением и даже выступил заказчиком в рамках одной из новых программ. Также реальные действия по развитию индивидуальных летательных аппаратов предпринимает Франция.



JB11 для Пентагона

С 2016 года американская компания JetPack Aviation Дэвида Меймана работает над перспективным реактивным ранцем. В предыдущий период компания создала несколько образцов индивидуальных ЛА того или иного рода. Ее разработки заинтересовали американских военных, что привело к появлению государственного заказа. В 2016 году Командование спецопераций военно-морских сил из состава Командования сил спецопераций США (US SOCOM NSWC) заказало компании JetPack Aviation разработку нового ранца в соответствии с собственными требованиями.


Общий вид изделия JP11


Военные желают получить компактное транспортное средство, способное перевозить по воздуху на небольшие расстояния бойца с вооружением и прочим снаряжением. Изделие должно иметь ограниченные габариты и массу, позволяющие транспортировать его силами военнослужащего. Также заданы требуемые летно-технические характеристики.

В соответствии с пожеланиями NSWC был разработан реактивный ранец под названием JB11 JetPack. В его основе лежат наработки по предыдущим проектам компании Д. Меймана, но также внедрены новые идеи. В частности, используются иная архитектура силовой установки и переработанные средства управления. Все это привело к повышению основных характеристик, в том числе продолжительности полета и грузоподъемности.

Ранец JB11 построен по традиционной для таких ЛА схеме. Имеется основная рама, к которой спереди крепятся подвесная система и органы управления. На бортах помещены двигатели, а внутри и позади рамы установлены те или иные элементы конструкции, в том числе топливный бак увеличенной емкости.


Реактивный ранец на испытаниях


Силовая установка построена на основе шести турбореактивных двигателей собственной разработки тягой по 60 кг (суммарно 240 кг). Моторы закрепляются жестко и не могут перемещаться. Имеющиеся двигатели должны использовать керосин или дизельное топливо. В будущем планируется разработка моторов на водородном топливе. При оптимальных показателях расхода топлива обеспечивается продолжительность полета (при нормальной нагрузке) до 10 мин.

Управление ранцем осуществляется при помощи двух пультов, вынесенных перед пилотом на опорах-подлокотниках. Реализован полуавтоматический принцип управления. Пилот определяет направление полета, скорость, маневры и т.д., а его команды обрабатываются и преобразуются в цифровом вычислительном блоке, отвечающем за непосредственное управление агрегатами. Стабилизация и маневрирования выполняются за счет синхронного или дифференцированного изменения тяги двигателей.

Разработчики утверждают, что автоматика способна обеспечивать ровный полет, а также компенсировать выход из строя нескольких двигателей и безопасно спускать ЛА на землю. На случай более серьезных аварий предусматривается парашют. Его выпуск автоматизирован; летчик спасается вместе со своим ранцем.


Один из пультов управления


Сухая масса реактивного ранца JP11 определена в 115 фунтов (52 кг). Он способен перевозить пилота и полезную нагрузку массой не более 230 фунтов (104 кг). При соблюдении этих условий скорость полета превышает 180-190 км/ч, дальность ограничивается режимом полета и расходом горючего. Теоретический потолок превышает 4500 м. Стоимость в существующей комплектации – 340 тыс. долларов.

Предполагается, что с такими характеристиками новая разработка JetPack Aviation позволит быстро перебрасывать солдат в заданный район при отсутствии других приемлемых путей. Во время полета пилот сможет передвигаться в нужном направлении, зависать, менять высоту и выполнять несложные маневры.

К настоящему времени компания-разработчик вывела изделие JP11 JetPack на испытания. Первые полеты осуществлялись не в полной комплектации и на привязи. В дальнейшем состав агрегатов был доведен до проектного, что позволило начать свободные полеты. Как скоро будет завершена доводка и ранцы передадут военным для собственных испытаний – не уточняется.


Испытания: за мгновение до отрыва


US SOCOM, по заказу которого создавался перспективный проект, пока не оглашает свои планы в отношении новой техники. По-видимому, в ближайшем будущем армейские специалисты должны будут изучить представленные образцы и сделать выводы. Требуется определить реальные характеристики и возможности, а также проанализировать гипотетические способы применения реактивных ранцев в реальных операциях и их эффективность.

По очевидным причинам, Командование сил спецопераций США пока воздерживается от комментариев на тему изделия JP11. Компания-разработчик, в свою очередь, говорит о большом будущем проекта и всего направления. В частности, утверждается, что интерес к реактивным ранцам уже проявляет не только SOCOM, но и другие структуры Пентагона. Приведет ли этот интерес к реальным контрактам – большой вопрос.


JP11 JetPack в полете


Тем не менее, нельзя не отметить, что сам факт заказа реактивного ранца официальной структурой привлекает внимание и может говорить о многом. По всей видимости, американская армия вновь заинтересовалась индивидуальными ЛА и готова рассмотреть перспективные образцы, созданные на основе существующих технологий. Очередная «проба» имеет некоторые шансы на успех, но не застрахована от провала.

Flyboard Air для французской армии

В конце прошлого года военное ведомство Франции поддержало отечественную компанию, занимающуюся тематикой индивидуальных летательных аппаратов. В конце ноября состоялись показательные полеты с применением нового образца в военных целях, после чего было принято соответствующее решение. Теперь министерство обороны оказывает поддержку частной компании, которая должна продолжать развитие основных технологий для перспективных проектов.


Zapata Flyboard Air на взлете


Речь идет о ЛА Flyboard Air от компании Zapata. Это изделие представляет собой компактную платформу с силовой установкой и прочими устройствами, способную поднять в воздух одного человека и небольшой груз. Уже в существующем виде Flyboard Air рассматривается разработчиком в качестве перспективного транспортного средства для спецподразделений или армии в целом. При помощи таких изделий бойцы смогут быстро перемещаться над полем боя или за его пределами.

Аппарат Flyboard Air выполнен в виде компактной платформы, в центре которой находится блок из четырех маломощных турбореактивных двигателей. Рядом с ними расположена аппаратура управления. По бокам от основной силовой установки находятся привязные ремни для пилота. На бортах платформы размещены еще два двигателя. На днище предусматривается простейшее шасси в виде четырех фиксированных опор.

Пилоту предлагается стоять на платформе. На своем месте он фиксируется при помощи привязных ремней для ног. Для безопасности во время полетов пилоты-испытатели используют ранцевые парашюты. Управление осуществляется при помощи дистанционного пульта, имеющего на себе все необходимые органы. Как и в случае с реактивным ранцем от JetPack Aviation, команды пилота должны обрабатываться бортовым компьютером и переводиться в управляющие сигналы для двигателей. Управление полетом и балансировка тоже осуществляются путем изменения тяги двигателей в разных комбинациях.


Аппарат в режиме висения


В существующем виде индивидуальный ЛА Zapata Flyboard Air весит около 25 кг и может переносить нагрузку до 100 км. Максимальная скорость полета достигает 140 км/ч. Достигнут потолок 150 м, продолжительность полета – 6 мин. Компания-разработчик планирует развивать существующую конструкцию, в результате чего ожидается резкий рост характеристик. Скорость собираются довести до 200 км/ч, потолок до 3000 м, а продолжительность полета – до получаса. Грузоподъемность улучшенной платформы вырастет вдвое.

Компания Zapata достаточно давно вывела свой индивидуальный ЛА на испытания и теперь занимается его продвижением на рынке. Основными заказчиками считаются гражданские структуры и спортсмены-экстремалы. При этом компания намерена побороться и за контракты военного ведомства. С этой целью в прошлом году были организованы показательные мероприятия, в которых использовался аппарат Flyboard Air.

JB11 и Flyboard Air: индивидуальные летательные аппараты для армий
Энергичное маневрирование


24 ноября прошлого года Командование специальных операций Франции (COS) в рамках форума оборонных инноваций оценило реальные возможности изделия Flyboard Air. В присутствии высшего руководства страны состоялся учебный бой с применением штатных образцов и новой техники. В ходе показательного мероприятия бойцы спецподразделения высадились с катера на речной причал и освободили заложников. В это время в воздухе находился спецназовец с ЛА Flyboard Air. Он обеспечивал наблюдение с воздуха и прикрытие основной группы.

На показательных мероприятиях присутствовала министр обороны Флоранс Парли. Она отметила, что изделия по типу Zapata Flyboard Air могут быть полезными подразделениям COS. Вскоре стало известно, что проект может получить развитие при государственной поддержке. В декабре компанию Zapata подключили к программе RAPID Главного управления вооружений (DGA). Ей полагается грант на развитие технологий и создание новых образцов.

Государственное финансирование предназначается для совершенствования существующих технологий и поиска новых решений. Основной целью пока является повышение основных летно-технических характеристик, таких как продолжительность полета или грузоподъемность. Дополнительной целью программы станет создание новых компактных турбореактивных двигателей с уменьшенной шумностью. Поиск улучшенных технологий в сфере двигателей выполняется в рамках отдельного подпроекта Turbine Z Air. На все эти работы выделяется два года.


Пилот на Flyboard Air набирает скорость


Вероятно, глубоко модернизированный вариант ЛА Flyboard Air, способный брать больший груз, лететь дольше и дальше, а также производящий меньше шума, получит определенные шансы поступить на вооружение французских спецподразделений. В подразделениях COS или других структурах французских вооруженных сил такие изделия могут использоваться в качестве легких транспортных средств, обеспечивающих высокую мобильность бойцов. Их можно будет использовать для быстрой доставки солдат в нужный район или для срочной эвакуации.

Проект Zapata Flyboard Air уже хорошо известен общественности, и недавно с этим ЛА подробно ознакомилось французское командование. По результатам изучения и демонстраций был выдан грант на проведение дальнейших работ. Возможно, существующее изделие Flyboard Air не поступит на вооружение Франции, но его улучшенный вариант с повышенными характеристиками может стать предметом заказа COS.

Транспорт будущего?

Необходимо отметить, что компании JetPack Aviation и Zapata не являются единственными создателями современных реактивных ранцев или иных индивидуальных летательных аппаратов. Похожие устройства разрабатываются и другими организациями, но именно проекты американской и французской фирмы на данный момент являются самыми успешными в контексте армейского применения.


Flyboard Air в качестве транспортного средства для автоматчика


Пока другие разработчики только демонстрируют свои проекты и пытаются привлечь внимание армий, американские и французские специалисты уже смогли заручиться поддержкой военных ведомств. Американская компания JetPack Aviation разрабатывает свой новый проект по заказу US SOCOM, а французская Zapata получила грант от DGA на дальнейшее развитие уже существующего летательного аппарата. Их конкуренты в сфере индивидуальных ЛА пока не могут похвастать такими успехами.

Результатом текущих работ по обе стороны Атлантики через несколько лет должны стать два улучшенных ЛА. Американским спецподразделениям предложат аппарат в виде реактивного ранца, а их французским коллегам – платформу с двигателями. В будущем два образца должны будут пройти заводские и войсковые испытания, по результатам которых армии смогут сделать выводы. Какими будут эти выводы, и что ждет новую технику – покажет время. Несмотря на все усилия ряда предприятий, пока рано говорить о начале эпохи реактивных ранцев в армиях.

По материалам сайтов:
https://jetpackaviation.com/
https://zapata.com/
https://janes.com/
https://businessinsider.com/
https://theverge.com/
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    6 марта 2019 07:22
    Тони Старк одобряет, но считает, что разработчикам ещё есть над чем поработать)
    1. +4
      6 марта 2019 08:11
      От таких видео и правда дух захватывает:) Хорошо что есть в этом деле у них энтузиасты.


      P.S Теперь ждем летающих автомобилей.И, в частности, летающее такси laughing
      1. +2
        6 марта 2019 08:40
        Цитата: Subergeil
        P.S Теперь ждем летающих автомобилей.И, в частности, летающее такси

        Теперь ждем летающих автомобилей.И, в частности, летающие танки.
    2. +1
      6 марта 2019 09:53
      Иван Ванко поспорит - "дрон лучше".
      Ну какая кучность стрельбы у этого летающего человека? Квадрокоптер со стабилизацией лучше отстреляться, вдобавок незаметнее как визуально, так и по шуму.
      Долбанул по нему сеткой - минус пилот и минус железяка.
      1. +2
        6 марта 2019 10:25
        Долбанул по нему сеткой - минус пилот и минус железяка.
        Такого бойца можно и картечью. Причем достаточно дестабилизировать полет, а не прострелить тушку в бронике. Дальше он сам себе шею сломает.
        У этих штук есть еще одна немаловажная проблема - нагрузка на пилота:
        - у ранцевого, в случае энергичного приземления (больше 50 кг за спиной только самого ранца, а еще БК и прочая выкладка) - для сравнения попробуй спрыгнуть с 60-80 кг на спине с высоты метр-полтора. Коленкам, ступням и связкам будет очень весело. А ведь ситуация не всегда благоприятствует неспешной и ооочень плавной посадке.
        - у платформенного варианта проблема с большой разницей между центром тяжести всей системы аппарат-пилот и центром давления, которое образуется тягой двигателей. Это значит что весь полет боец должен очень старательно напрягать внимание на удержание равновесия и компенсацию ногами всех ускорений. Как при движении по прямой, так и при энергичном боковом или вертикальном маневрировании. А ведь еще за обстановкой следить, принимать участи в бое, компенсировать мышцами ног инерцию тяжелого рюкзака с выкладкой. Чуть расслабился и теряешь равновесие с последующим падением.
  2. -1
    6 марта 2019 07:26
    Более простой подход - индивидуальное крыло + баллон с гелием (и даже просто водородом). Этакий персональный мини-дирижабль.
    1. 0
      6 марта 2019 08:18
      В существующем виде индивидуальный ЛА Zapata Flyboard Air весит около 25 кг и может переносить нагрузку до 100 км. Максимальная скорость полета достигает 140 км/ч. Достигнут потолок 150 м, продолжительность полета – 6 мин.
      Явная опечатка. Речь по контексту идет о 100 кг. И это пока что очень мало.
      Более простой подход - индивидуальное крыло + баллон с гелием (и даже просто водородом). Этакий персональный мини-дирижабль.
      Баллон слишком не практичен:
      1. Размеры баллона для устойчивого удержания 120 кг (боец с боевой выкладкой) слишком велики.
      2. Это порождает проблему ветровой нагрузки и ограничение по динамике полета.
      3. Это же радикально повышает заметность и уязвимость пилота. Особенно на низкой высоте.
  3. +1
    6 марта 2019 08:00
    продолжительность полета (при нормальной нагрузке) до 10 мин.
    скорость полета превышает 180-190 км/ч

    Считаем. Берём, для ровного счёта скорость 180 км/ч, итого 3 км/мин, умножаем на 10 минут полёта и получаем радиус заброски 30 километров, минус "зону безопасности", они ведь не с переднего края запускать этих "летаков" будут и получается в районе до 25 км, максимум.
    Стоимость летающего средства передвижения
    в существующей комплектации – 340 тыс. долларов.

    Умножаем на количество людей в группе и получаем сумму ,которую надо одномоментно "выбросить на ветер", потому как "бензина" на обратную дорогу нет.
    И стоит ради этого огород городить?
    what request fellow
    1. 0
      6 марта 2019 10:11
      Умножаем на количество людей в группе и получаем сумму ,которую надо одномоментно "выбросить на ветер", потому как "бензина" на обратную дорогу нет.
      И стоит ради этого огород городить?
      Вы правы. И сравниваем с залпом батареи арты самыми обычными ОФС. За стоимость этих пепелацев, можно будет окучить выбранную площадь на означенном удалении не меньше чем вагоном снарядов. Можно и не артой, а РСЗО, ковровое бомбометание, беспилотник баражирующий послать и не один. Все это будет дешевле и эффективнее, чем несколько пехотинцев с цинком патронов и парой-тройкой гранат на нос.
  4. 0
    6 марта 2019 09:24
    Все это безусловно имеет позитивное только в том ,что процесс идет и музыка играет. Поэтому необходимо менять фундаментальную основу работы движителей , чтобы использовать сопротивление той среды в которой он работает и полет совершается.
  5. +1
    6 марта 2019 12:52
    Для спецназа при штурме высотного здания, например, - полезная штука.
    1. +2
      6 марта 2019 13:32
      При штурме высотного здания, в окнах сидят стрелки и если не дураки то и на крыше (как раз там где летун сбрасывает скорость). Стрелок в укрытии, а летун как прыщ на интимных складках тела.

      Не вариант!
      1. 0
        6 марта 2019 14:30
        Стрелков в окнах можно подавить точечным огнём и снайперами
        1. +2
          6 марта 2019 16:52
          Ну если так зачем лететь на крышу, там маленькие двери и стрелки. Если давить огнем стрелков на крыше, есть замечательная штука, называется вертолет.
  6. +1
    6 марта 2019 13:15
    Платформа с высоко расположенным центром масс, это для самоубийц. Одно неловкое (резкое) движение корпусом и летит пилот точнехонько черепушкой вниз, а его подталкивают двигатели с усилием 100 кг/с.
    1. 0
      7 марта 2019 01:30
      Платформа с высоко расположенным центром масс, это для самоубийц. Одно неловкое (резкое) движение корпусом и летит пилот точнехонько черепушкой вниз, а его подталкивают двигатели с усилием 100 кг/с.

      Не опаснее сигвея. Система управления компенсирует отклонения центра тяжести. И не только вперед-назад, но и поперек.
      1. 0
        7 марта 2019 18:07
        Что будет если человек упадет с сигвея? А еще Вы не учитываете инертность системы: сигвей за счет прочного сцепления с поверхность реагирует быстрей и точней, чем турбореактивные двигатели, а еще человек как непредсказуемая шарнирная система (резкое изменение силы и вектора тяги, может вызвать разные реакции этой шарнирной системы: подворот стопы, сгибания колена, одного или двух и т.д.... и привет родне. )
        1. 0
          7 марта 2019 23:25
          Что будет если человек упадет с сигвея?

          Вы сами ездили на сигвее или ховерборде? Я катаюсь. Научиться стоять заняло 5 минут, уверенно поехал через 10. Через некоторое время чисто инстинктивно "подрабатываешь" наклоном стоп. Человек не падает внезапно, есть время на коррецию, секунды три. Как при ходьбе не думаешь куда поставить или повернуть "шарнирную систему".
          1. -1
            7 марта 2019 23:46
            Уважаемый, sp77ark, я имел в виду, что если, что вы соскочите с этого дивайса или на худой конц упадете на пятую точку, с высоты этой самой точки, то потрете её и дальше пойдете.........

            По поводу шарнирной системы поясняю, что я имел ввиду: сигвей компенсирует ваше падение в перед или назад (ему проще), обсуждаемый дивайс компенсирует по гораздо большему числу векторов.
            Предположим Вы теряете равновесие (вот пуля пролетела и ага, в смысле Вы резко дернулись), правый передний движок компенсируя это движение быстро наращивает мощность исходя из того, что вы напряжете ноги (ту самую шарнирную систему), а они расслабленны или вы делаете обратное движение не согласованное с машинкой или наклоните корпус и т.д. И упаси Бог получить самую легкую царапину в ногу.
            Я понятно выражаюсь?
            1. 0
              8 марта 2019 14:37
              Да, понятно. Но я имел в виду только то, что это достаточно хорошо управляемая система. И, как любое транспортное средство, имеет как ограничения по применению, так и уникальные возможности. Как, например, насчет заброса группы захвата или спасения не крышу многоэтажки за 10 секунд?
              А пуля может прилететь и мотоциклисту, и шоферу, и пилоту вертолета. И средства защиты (экран, парашют, параплан, пружинки на ботинках laughing ) - ортогональный вопрос.
              По поводу баланса - можно следить за отклонением датчиков (на теле, голове) от центра - не суть.
              Главное, разработали несущую платформу - молодцы.
              1. -1
                8 марта 2019 18:05
                По поводу заброски на крышу, я писал выше.
                А в данном посте я считаю, что нельзя в поенных целях использовать столь неустойчивую платформу. Она обязана быть самостабилизирующейся и точка. Центр масс должен быть ниже вектора тяги. Полезность боевого применения это другой вопрос.

                Индивидуальные лётные средства типа небольшого крыла из углепластика и даже с движками в десантных целях я вполне допускаю, правда, это потребует более высокой квалификации от десантников.
  7. 0
    6 марта 2019 17:40
    Вариант высадить "котиков" на захваченный террористами корабль, без применения RIB и вертолетов не рассматривается?
    Уровень шума как у вертолета или ниже, заметность соответственно тоже ниже. Для того чтобы на борт нормального судна (высоту и сложность представили) залазить с резинки это еще попотеть надо.
    1. +1
      6 марта 2019 18:55
      Ну если террористы не дураки, то поставят круговой дозор. К тому же корабль очень сложная локация для высадки таких средств (тросы, антенны, леера, краны, балки, трубы и т.д.). После высадки нудно срочно отстегнуть ноги, иначе будут проблемы.....
  8. +1
    6 марта 2019 17:56
    Детский сад-и куда эти вояки полетят на этих метлах бабы-яги?-вроде БПЛА есть?
  9. 0
    6 марта 2019 19:40
    Отличная штука что бы передвигаться по пересеченной местности, поднялся на пол метра и без разницы, канавы, озера, понадобилось над деревьями поднялся. Но если с шумом еще можно смирится, то запас хода и моторесурс ни куда не годится. Что бы эти штуки стали индивидуальными они должны месяцами исправно работать, и часами обходиться без дозаправки, тем более в армии.
    1. 0
      7 марта 2019 18:40
      Если очень хочется передвигаться по пересеченной местности на небольшой высоте, заведите себе что нибудь на воздушной подушке. Куда экономичней и можно летать лежа на пузе (так незаметней ;-).
  10. 0
    6 марта 2019 21:04
    Французский аппарат - вообще цирковой экстрим, как представил, что пилота порывом ветра опрокинуло назад - ноги от ужаса сами задёргались))).
    Почему нельзя совместить обе схемы? Платформа, на которой стоит пилот, дальше стойка, к которой он пристёгивается и которая защищает спину от выхлопа, на уровне плеч (или чуть ниже) двигатели. Небольшие складные плоскости-крылья с ориентацией по потоку (пусть маленькая, но всё же подъёмная сила). И топливо можно в них хранить.
  11. Комментарий был удален.
  12. 0
    6 марта 2019 23:06
    Как забава на курорте - да. Для спецназа нужно что то другое - например параплан с бесшумным двигателем soldier
  13. 0
    8 марта 2019 00:50
    Позже выяснилось, что самонадевающиеся ботинки стоят дороже мотоцикла и боятся пыли и сырости.
  14. Комментарий был удален.