Марина Раскова. История легендарной лётчицы-штурмана

36
Биография Марины Расковой во многом похожа на биографии тысяч простых советских девушек, чью жизнь опалила Великая Отечественная война. Она — пример стойкости, твердости характера, недюжинной воли и смелости, качеств, которые по определению больше присущи мужчинам. В период серьезных испытаний для Родины Раскова проявила себя как настоящий, храбрый и грамотный командир. Вот уж точно о таких не скажешь: «Слабая половина».

Марина Раскова стала известной в 30-е годы прошлого столетия. Вместе с двумя членами экипажа АИР-12 она побила существующий мировой рекорд протяженности полета на самолете. Буквально на следующий год после упомянутых событий, в одна тысяча девятьсот тридцать восьмом году, бравые летчицы зафиксировали еще два рекорда. Теперь — по расстоянию полета на МП-1 (гидросамолет).



Тот год был действительно знаковым для Расковой. В начале осени на АНТ-37 она вместе со своим командиром Гризодубовой и 2-м пилотом Осипенко осуществила беспрецедентный беспрерывный полет по маршруту Москва — Керби. Его длина составила почти 6 с половиной тысяч километров. Знаковый перелет принес Расковой всеобщее признание и наивысшее звание — Героя Советского Союза. Также она была награждена орденом Ленина.

Молодые годы

Марина Малинина (после замужества Раскова) появилась на свет 28 марта 1912 в Москве. Ее родители занимались педагогикой. Девочка закончила 9-летнюю школу. В Марине видели будущую оперную диву. Ее папа, Михаил Малинин, преподавал вокал. Мама работала в школе учительницей. Папа рано заметил у дочери вокальные данные и старался их развивать. Однако в возрасте 7 лет Марина лишилась отца. Мужчину насмерть сбил мотоцикл.

После смерти главного кормильца в семье остро стала ощущаться нехватка денег. В семнадцать лет девушка пошла на работу. Потом было раннее замужество. Её избранником стал Сергей Расков. В 1928 г. Марина была химиком-лаборантом на заводе. В 1931 г. — лаборантом в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Именно тогда окончательно поняла: самолеты – это её. Заочно обучалась в Ленинградском авиационном учебном заведении. 1933 год — она уже штурман Черноморских аэрографических экспедиций. Позже трудилась в Военно-воздушной академии на должности лётного инструктора, параллельно училась в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота. Получила специальность "штурман". Прошла подготовку в школе подготовки летчиков в Тушино.

Марина Раскова. История легендарной лётчицы-штурмана


Все выше и дальше!

30-е годы 20 века воистину ознаменованы расцветом авиационной романтики. Марина явилась первой девушкой-штурманом в СССР. Скоро ей поручили важное задание: провести крупную аэрофотосъемку, требуемую для строящейся авиалинии Одесса – Батуми. Работа была выполнена безукоризненно!

В свои 22 Марина являлась инструктором по штурманскому обучению летной академии им. Жуковского. Однако активная девушка не собиралась останавливаться на достигнутом. Благодаря настойчивости выбила разрешение обучаться в школе летчиков Центрального авиаклуба Москвы. После окончания учебы, в 1935 году, за штурвалом самолета участвовала в параде, посвященном празднованию 1 Мая. Каждый прожитый год добавлял смелой девушке опыта и новых достижений. Были рекордные полеты, экстремальные ситуации…



Вот одна из них. АНТ-37 «Родина» поднялся в воздух со Щёлково 24 сентября 1938 года. С начала полета все пошло как-то не так. Плотный покров облаков. Нулевая видимость. Пришлось управлять самолетом, опираясь исключительно на показания приборов. Но это не все. Очень скоро наступило обледенение. На пропеллере рос слой льда. Чтобы справиться с ситуацией и не допустить худшего, было принято решение увеличить обороты до максимума. Сильно болтало в воздухе. После того, как Урал остался позади, радиосвязь пропала.

Когда облачность миновала, выяснилось, что самолет находится над Охотским морем.

Командир экипажа Гризодубова произвела разворот «Родины» к берегу. Кончалось горючее, а вместе с ним и шансы благополучно завершить перелет. Стрелка топливного прибора неумолима двигалась к нулю. Было принято решение идти на посадку в тайге.

Только это неизбежно привело бы к гибели штурмана, находящегося в нижней кабине из стекла. Чтобы избежать смерти, Марина прыгнула с парашютом. Приземление было нормальным. Но вскоре она столкнулась с новым вызовом: холодно, кругом звери и рядом никого. Блуждала с минимальными припасами продовольствия, крепко сжимая револьвер и нож в руках, долгих десять дней, до тех пор, пока не вышла на людей.

Боевой комполка

С самого начала Великой Отечественной Раскова участвовала в создании авиационных полков, состоящих из женщин. Считается инициатором выхода соответствующего решения Госкомитета обороны СССР. С 1942 года Раскова стала командиром 587-го бомбардировочного полка (женского), имеющего на вооружении самолеты Пе-2. Вверенные ей эскадрильи бились в небе над Сталинградом.

В одна тысяча девятьсот сорок первом году при участии Расковой сформирована авиационная группа, которая состояла из 3 женских полков: Пе-2 бомбардировщики, Як-1 истребители и По-2 ночные бомбардировщики. Последних немцы прозвали «Ночными ведьмами». Вот такими смелыми летчицами довелось командовать Марине Михайловне.



Эта смелая и решительная женщина прожила недолгую, но очень яркую жизнь настоящего патриота, отданного своей стране человека. Смерть настигла ее на фронте.

В роковой день января 1943 года летчики Расковой вновь направлялись на фронт, пройдя переформирование. В очень трудных метеорологических условиях около села Михайловка в Саратовском районе самолет майора Расковой разбился. Ей было только тридцать.

Изначально Марину Раскову похоронили в Саратове, но потом останки кремировали, перевезли в Москву, где они были навек помещены в Кремлевскую стену.

В 1943-м полк, в котором она служила, переименовали в 125-й гвардейский имени Марины Расковой.

Наследие героя

Сегодня имя Марины Расковой с честью носит Тамбовское высшее военное авиационное училище. В этом летном учебном заведении установлен бюст геройской летчицы. Также в Комсомольске-на-Амуре, на фасаде дома, где в 1938 году проживали члены экипажа прославленного самолета «Родина», установили мемориальную доску. Имя Марины Расковой носят улицы, площади и переулки в Москве, а также в других населенных пунктах бывшего СССР. Два корабля носили прославленное имя «Марина Раскова». Это бывший американский «Ironclad», затонувший в 1944 году в Карском море, и построенный в 1964 году в Венгрии речной теплоход. В 1998 году списан.

Марина Раскова была обладателем многих наград. Некоторыми из них награждена посмертно. Была кавалером двух орденов Ленина (1938 год), медали «Золотая звезда» (1938 год). Награждена знаком «Почетный работник госбезопасности» (1940 год), Орденом Отечественной войны 1 степени (1944 год, посмертно).

Вся жизнь Марины Расковой была отдана беззаветному служению Родине. Именно такие люди по праву считаются национальными героями, достойными уважения, вечной памяти и подражания со стороны будущих поколений.
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 марта 2019 05:33
    Автору конечно спасибо за интересную статью!Настоящая героиня,а больше и добавлять ничего не нужно!А вот о женском истребительном полку хотелось бы узнать побольше(это как бы пожелание автору,напишите,а?).
  2. +12
    8 марта 2019 05:55
    Все правильно, надо напоминать об этом, но вот вопрос к автору статьи...
    Вот такими смелыми летчицами довелось командовать Марине Михайловне.
    и под этим вот это фото...
    А для чего оно тут?
    Ведь это пилоты женской службы ВВС, которые перегоняли самолёты по безопасной территории. Вспомните фильм "Перегон". И Марина Раскова ими то точно не командовала.
    Вот лица тех, кто воевал рядом с ней и кем ей пришлось командовать...



    1. +7
      8 марта 2019 13:42
      Нужно отметить, что сама Марина Раскова не совершила не одного боевого вылета,закончив формирование трех полков и отправив их на фронт, она в составе звена вылетела следом но самолет потерпел катастрофу и экипаж погиб. Автор забыл ещё добавить что Раскова являлась штатным сотрудником НКВД и была старшим лейтенантом госбезопасности. Фото к статье тоже подбирать надо лучше.
      1. 0
        8 марта 2019 20:37
        Спасибо за отзыв. Автор знает о тех фактах, на которые Вы указываете в комментарии. Пожелания учту.
      2. 0
        8 марта 2019 22:13
        Пеший,однако то,что Марина Раскова не совершила не одного боевого вылета не приезжает её заслуг. Формирование 3 полков тоже кое-что значило.
        Кстати я знала только о летчицах,что воевали на По-2,а о других авиосоеденениях я не знала.
        "Была старший лейтенант госбезопасности", где-то я читала,что Раскова была начальником особого отдела и одновременно командиром авиаполка. Возможно,это журналистские фантазии,но факт,что молодая женщина была старшим офицером госбезопасности не оспорим. Возможно, ошибаюсь,но :" старший лейтенант госбезопасности "- аналогично званию майора
        1. 0
          11 марта 2019 13:44
          Астра.
          "Возможно, ошибаюсь,но :" старший лейтенант госбезопасности "- аналогично званию майора..."

          Нет, не ошибаетесь, пока звания НКВД с общеармейскими не сравнялись, так оно и было.
          Спец.звания...
    2. +2
      8 марта 2019 17:55
      А автору всё равно: летчици и летчицы. Спасибо,что М.Реч не впихнул сюда
    3. +1
      8 марта 2019 19:58
      Меня тоже напрягла последняя фотография, где на фоне американского самолёта группа женщин в американской же лётной форме. И самолёт какой-то странный - четырёхмоторный. Очень на В-17 похож. Такие по ленд-лизу нам не поставлялись. Хотя на носовой части надпись на русском языке.
      1. +2
        9 марта 2019 00:44
        Это действительно B-17 "Pistol Packin' Mama" Женского корпуса ВВС. https://en.wikipedia.org/wiki/Pistol_Packin%27_Mama
        1. +4
          9 марта 2019 10:05
          Ну, впарить фото из американского комедийного фильма 1943 года в статью о знаменитой Расковой - это постараться надо.
      2. +4
        9 марта 2019 02:44
        Честно говоря М.М. Раскова только на 1м фото , на фоне самолёта Родина. Остальные из серии лишь бы было.
    4. 0
      8 марта 2019 20:34
      Спасибо за внимательность и Ваше справедливое уточнение!
  3. +2
    8 марта 2019 06:13
    Замечательная женщина...
    Пользуясь случаем поздравляю всех Женщин с Праздником 8 марта!
    Пожелаю вам всем здоровья , внимания мужчин,благополучия в жизни и удачи постоянной...Поздравляю!!! smile love hi
    1. +2
      8 марта 2019 07:17
      Лёша,спасибо за поздравление. Благодарю от имени всех женщин
  4. +2
    8 марта 2019 07:34
    Коллеги, обратите внимание: "девочка закончила 9 летнюю школу. В Марине видели будущую оперную диву". Девять классов для той поры этим не все могли похвастаться. Могла быть оперной певицей и учитывая её целеустремленность, она могла стать знаменитостью. Но она стала прославленной летчицей.
    Что-то мне подсказывает, что Марина в браке была не счастлива. Ранние браки ,а если избранник ещё старше, редко бывают счастливы.
    Автор, а Вы не знаете: у Марины были дети?
    1. 0
      8 марта 2019 13:32
      Цитата: Astra wild
      Коллеги, обратите внимание: "девочка закончила 9 летнюю школу. В Марине видели будущую оперную диву". Девять классов для той поры этим не все могли похвастаться. Могла быть оперной певицей и учитывая её целеустремленность, она могла стать знаменитостью. Но она стала прославленной летчицей.
      Что-то мне подсказывает, что Марина в браке была не счастлива. Ранние браки ,а если избранник ещё старше, редко бывают счастливы.
      Автор, а Вы не знаете: у Марины были дети?

      Детей не было.
      1. 0
        8 марта 2019 13:45
        Извиняюсь ошибся, была дочь.
    2. 0
      8 марта 2019 20:40
      Достоверно о её детях не знаю. Насчет счастья в браке... думаю, Вы правы. Счастливые не разводятся.
      1. 0
        8 марта 2019 22:15
        Значит я не ошиблась!
    3. 0
      11 марта 2019 14:17
      Астра, доброго дня Вам.

      Насчет личной жизни Марины Михайловны- с мужем,инженером она разошлась.
      Есть сведения, непотвержденные, что мог быть у нее роман с Александром Беляковым, легендарным Чкаловским штурманом. По крайней мере, именно Беляков всячески ее опекал и поддерживал...
  5. 0
    8 марта 2019 07:49
    необычайно интересная. красивая женщина.

    безусловная героиня всех девчонок до войны, всей страны.

    бесконечно жаль. что прожила такую короткую жизнь. которой, конечно же, хватило бы на десяток обычных.

    прекрасно, что 8 марта, в Женский день вспомнили о наших прекрасных женщинах героях.
    1. +1
      8 марта 2019 18:14
      Согласен с Вами:"безусловная героиня всех девчонок до войны". В моем родном селе перед войной жила девушка Маруся,как мне рассказывали старшие,она была самой красивой девушкой в селе. Единственная на весь район училась на летчицу, она была одной из самых первых летчиц. К сожалению умерла молодой: кабина была открытой,а она летала в легком свитере и умерла от туберкулеза. Её мать собирала фотографии Латвия,она слегка повредилась умом,и соседские девочки тоже одно время увлекались такими фотографиями
    2. 0
      11 марта 2019 14:20
      Ольгович,
      Тот редкий случай, когда я с вами согласен.
      "необычайно интересная. красивая женщина..."
      Безусловно.
      А вы посмотрите портреты/фото Валентины Гризодубовой в молодости.
      То же- замечательная красавица!

      Кто же вам такой коммент "сминусовал"-то?
      Ни стыда, ни совести.
  6. +8
    8 марта 2019 09:16

    На данной фотографии запечетленна не Марина Раскова, а Мария Ивановна Долина...
    1. 0
      8 марта 2019 18:22
      Честно говоря я такую и не помню
  7. +7
    8 марта 2019 09:19
    Героиня статьи
  8. +6
    8 марта 2019 11:30
    На мой взгляд, статья хороша только тем, что напоминает в Международный Женский День о женщине-герое.
    С точки зрения информативности статья Википедии дает больше. Остается только порекомендовать автору лучше работать над материалом и не ограничиваться самым поверхностным изучением взятой темы.
    Лично мне после прочтения статьи показалось, что она перепечатана из журнала "Костер" за какой-нибудь 1983 год. Журнал был хороший, но - для детей среднего школьного возраста. Здесь, мне кажется, аудитория постарше.
    1. +3
      8 марта 2019 18:20
      Михаил,Вы как всегда критичны,но я согласен с Вами,статья какая-то поверхностная. Вам напомнила журнал:" Костёр"(кстати я его не помню), а мне напомнила заметку из отрывного календаря. Там бывала хорошая информация, но чаще ерундистика
      1. 0
        8 марта 2019 23:06
        Цитата: vladcub
        Михаил,Вы как всегда критичны

        Отнюдь, не всегда. Во всяком случае, мне так кажется. smile
        Я скорее готов похвалить автора, чем поругать, но это не тот случай. Никакой работы над материалом, это даже не халтура, это нечто более примитивное. Мы все заинтересованы в хороших информативных статьях на сайте, но время, потраченное на прочтение этой я считаю потраченным абсолютно зря. Возможно, автор прислушается к критике и следующий его материал будет более высокого качества.
        Цитата: vladcub
        журнал:" Костёр"(кстати я его не помню)

        Был такой, в нем я впервые познакомился с творчеством Марии Семеновой, повесть "Урманские гости". Возможно, это был местный, ленинградский журнал. Я выписывал "Костер" и "Искорку". smile До сих пор храню.
        https://www.sites.google.com/site/zurnalysssr/home/kosteer
        Если посмотреть за 1988 г. можно даже найти эту повесть.
        1. +2
          9 марта 2019 14:13
          Я знал:"Пионер","Юный пограничник,". Примерно в 1995 мне случайно попался номер" Пионера" за 1978, с каким интересом я его листал!
  9. 0
    8 марта 2019 11:51
    Удивительная и мужественная женщина .
    И статья на 8 Марта . Спасибо .
    Всех женщин с Праздником , здоровья , счастья и долгих лет .
  10. 0
    8 марта 2019 16:14
    Наших прекрасных женщин с праздником "!!!
    1. +1
      8 марта 2019 21:16
      Кузнец и все коллеги, я сейчас скажу от имени всех женщин: какими бы мы ни были сильными,а сама жизнь заставляет быть сильной,но мы ЖЕНЩИН Ы и нам приятно,когда мужчины говорят нам тёплые слова.
      В другом подъезде живут знакомые(уже 29 лет) вообщем счастливы, но он не признаёт 8 марта:"разве это праздник-_обычный входной день". Такое ОБИДНО слышать
  11. +2
    9 марта 2019 00:49
    Марина Михайловна НИКОГДА не носила погон, она погибла ДО их введения. На фотографии Долина Марина Ивановна (https://ru.wikipedia.org/wiki/Долина,_Мария _Ивановна_(лётчица)).
  12. -2
    9 марта 2019 21:43
    Женщины герои.
    Да и всех славных героев и полководцев мира произвели тоже женщины..
    love
  13. 0
    15 марта 2019 16:15
    Нормальная статья. У автора свое видение))). А вот фото с американскими летчицами - это, конечно, да. Но тоже не смертельно. Хотелось бы увидеть в продолжении серии историю летчиц Гризодубовой и Осипенко. Тоже очень интересные персонажи с яркими судьбами.