Гора мускулов: какими будут боевые корабли через 50 лет. Часть 1

38
Эволюция без революций

Развитие военно-морских сил ведущих мировых держав сейчас, в целом, несложно спрогнозировать. Революция пока не намечается. Но это впечатление может быть обманчивым. Достаточно посмотреть вглубь истории и увидеть, как часто представление об «идеальном» флоте кардинально менялось. Вспомнить хотя бы Вторую мировую, когда теория и практика применения флота претерпели невероятные метаморфозы. Конечно, о потенциале авианосцев знали и ранее, однако только WW II дала четкие ответы на то, кто хозяин моря, и гигантские линкоры, такие как японский «Ямато», ушли в небытие. Ставка на атомные подлодки в годы холодной войны также себя не полностью оправдала. Вернее сказать, что в очередной раз показала, что сами по себе субмарины не смогут заменить крупный надводный флот, хотя и останутся одним из важнейших элементов ядерной триады еще, как минимум, полвека.



Основой же тактического потенциала есть и будут упомянутые выше авианесущие корабли, облик которых, в целом, хорошо известен. Рассмотрим вопрос более детально. Будущее флота США теперь неразрывно связано с новыми авианосцами типа «Джеральд Р. Форд», которых хотят построить десять единиц и которые сменят авианосцы типа «Нимиц». Скорее всего, даже в середине века корабли типа «Джеральд Р. Форд» будут главной силой Америки на океанских рубежах.



Авианосцы этого типа стали развитием кораблей типа «Нимиц»: каких-то супер революционных идей в его конструкции нет. Нужно, впрочем, отметить выбор электромагнитной катапульты EMALS для запуска самолетов и новейший аэрофинишер AAG. Напомним, что на «Нимице» применена паровая катапульта, которая себя тоже, в целом, неплохо проявила. Что же касается EMALS, то если говорить кратко, она позволяет разгонять боевые самолеты плавней, избегая тем самым слишком сильных нагрузок на их конструкцию. Это важно. Дело в том, что ВМС США активно вводят в строй новейшие истребители пятого поколения F-35C, которые, хоть и отличаются относительной простотой в пилотировании, но имеют очень высокую как для истребителя массу. Максимальная взлетная масса палубного F-35, напомним, превышает 30 тонн. У истребителя F/A-18C/D, который он должен сменить, данный показатель почти на треть меньше.

Развитие стелс-технологий неизменно скажется на облике военно-морских сил. В принципе, оно уже дает о себе знать: F-35 относят к числу наименее заметных самолетов в мире, а по мнению некоторых специалистов, они могут даже превосходить по уровню радиолокационной (однако, очевидно, не инфракрасной из-за конструкции сопел) малозаметности F-22. Постепенно такие машины будут вытеснять истребители четвертого поколения, определяя ударный потенциал флотов великих мировых держав. Не только Америки.



Малозаметными постепенно становятся не только палубные самолеты, но и сами носители. По крайней мере, ранее было завялено, что «Джеральд Р. Форд» тоже видят «малозаметным». По крайней мере, настолько, насколько это возможно для столь крупного корабля. Самой же лучшей демонстрацией стелс-технологий на море нужно считать новейший американский эсминец «Замволт», утюгообразная форма которого позволяет уменьшить его эффективную площадь рассеяния (мера, определяющая радиолокационную заметность объекта), в 50 раз в сравнении с другими крупными боевыми кораблями больших размеров.

Но не все так просто и здесь «обожглись» уже сами американцы, так что эсминец будущего стал на каком-то этапе эсминцем прошлого. Все дело в цене: сейчас стоимость одного «Замволта» составляет примерно четыре миллиарда долларов. Это гигантская сумма даже для США. Для сравнения, стоимость эсминца «Арли Бёрк» составляет примерно полтора миллиарда долларов, а тактический ударный потенциал у этих кораблей сопоставим. В конечном счете, флот США заказал не 32 «Замволта», а всего лишь три, что, в свою очередь, привело к еще большему удорожанию эсминца. Такой вот замкнутый круг.



Эсминцы «Замволт» могли бы стать прообразом корабля будущего еще по одной причине. Ранее руководство ВМС США испытывало и хотело принять на вооружение так называемый рельсотрон, который видели в качестве штатного артиллерийского орудия «Замволта». Напомним, что рельсотрон — это устройство, состоящее из двух параллельных электродов (рельсов), которые подключены к источнику мощного постоянного тока. Условный «снаряд» находится между рельсами и в нужный момент может выстреливать, разгоняясь из-за силы Ампера, действующей на замкнутый проводник с током в его собственном магнитном поле. Сила Ампера влияет на рельсы, приводя их к взаимному отталкиванию.

Такая нехитрая схема в теории позволяет стрелять на расстояние на 400 километров, что недостижимо обычным корабельным орудиям, у которых дальность ведения огня зачастую ограничена примерно сотней километров. Кстати, в 2011 году ВМС США испытали перспективную пушку AGS с управляемыми снарядами с GPS-наведением: она поразила цели на дальности 81 километр. Однако потом и от этих снарядов отказались, так как цена одного составила примерно миллион долларов.

Так что же стало причиной отказа от рельсотрона? Главной, опять же, можно назвать цену. Испытания, доработки, обслуживание — все это стоило огромных денег, которые сейчас никто не возьмется подсчитать. При этом дальность ведения огня у рельсотрона все равно меньше, чем дальность пуска крылатой ракеты, которая может превышать 2500 километров (хотя и цена крылатой ракеты нередко выше миллиона долларов США).

Интересно, что неудача американцев не испугала Китай. Еще в марте прошлого года стала известно, что Поднебесная, вероятно, первой в мире испытала рельсотрон, установленный на палубе судна. Оружие смонтировали на десантном корабле «Хайяншань», относящемуся к типу Type 072-III. Что будет дальше — сказать сложно. Дело в том, что Китай — очень закрытая страна, если говорить о военных технологиях. И очень многие «достижения» китайского ВПК нередко оказываются обычным пропагандистским ходом (что, впрочем, не должно давать оснований недооценивать Китай).



Вкратце мы рассмотрели текущие реалии военно-морских сил, которые, очевидно, будут актуальны и через полвека. В следующей части мы коснемся вопроса создания принципиально новых, революционных конструкций кораблей, которые могут прийти на смену современным авианосцами, эсминцам и фрегатам.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

38 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    10 марта 2019 05:43
    Какие 50 лет? Никто не знает, чего даже завтра можно ожидать.
    1. -5
      10 марта 2019 06:13
      Для России главный путь - чтобы флот был, а его вооружённость и ходовые качества были высокими, способными пустить на дно любого агрессора. И страна медленно, но уверенно идёт по этому пути.
      1. +5
        10 марта 2019 19:02
        Страна медленно, но верно списывает заводы в утиль ...
        Северной верфи МО предъявило намедни иск на 1,5 млрд. за задержку Горшкова. К чему все это? Так то оно так, задержка есть, но то что в 90е все растащили и распродали никто учитывать не хочет. Некому и неначем работать. Народ бежит с этой верфи, как еврей со склада. Либо 70 летние одной ногой на пенсии, либо юнцы неопытные остаются, чего они настроят?Руководство решило на работяг штрафы переложить, уменьшив зарплату в 2-3 раза. Как в Питере прожить на зарплату 20-30 тыщ мужику у которого семья?Да ещё у многих кредиты.
        1. 0
          27 мая 2019 13:33
          а по вашему иски не нужно предъявлять ? как по вашему в современном капиталистическом миру в РФ строятся отношения между заказчиками и подрядчиками ? есть еще варианты - но не как при сталине и тоталитарной секте КПСС - лес валить или червей кормить .
          1. 0
            28 мая 2019 09:50
            Цитата: Yarhann
            а по вашему иски не нужно предъявлять ? как по вашему в современном капиталистическом миру в РФ строятся отношения между заказчиками и подрядчиками ? есть еще варианты - но не как при сталине и тоталитарной секте КПСС - лес валить или червей кормить .

            В современном капиталистическом миру существует конкуренция, в нашем случае без комментариев... Вы когда договор подписываете об оказании услуг или купли продажи, вас заинтересует, наверное, не находится ли в продавец в предбанкротном состоянии, какая у него репутация, почитаете отзывы как он исполняет свои обязательства, так ведь? А здесь что получается? Исполнитель по факту не может выполнить свои обязательства вовремя, ну и заказчиков других, которые могут давать хорошие заказы у него нет. Заказчик уверенно подписывает договора с штрафными санкциями, а исполнителю деваться некуда и обанкротить никто не даст. Вот так и происходит, в ручном управлении, строит 10 лет фрегат, сдаёт...ему бах штрафные санкции, приезжает всемогущий царь и закрывает дыры.
            Нет заинтересованных людей возрождать завод, ему вливают-у начальства коттеджи и иномарки, их сажают, приходят новые и так по кругу. Деградация...
    2. 0
      10 марта 2019 11:56
      Скорее всего боевые корабли станут скоростными - 70 и более узлов,.а в качестве источника энергии для электродвигателей будут термоядерные энергоустановки.
      1. +3
        10 марта 2019 15:36
        Я бы подумал о "недо-подводных" лодках. ПЛ, способных погружаться на 50 м максимум.
        Без надстроек вообще. Радарно-оптическая станция поднимается на аэростате, которых сдувается и убирается внутрь корпуса при погружении.
        1. 0
          10 марта 2019 19:00
          Интересная фантазия :) Водобронный эсминец? Назад на сто лет но на новой технологической базе?
          1. 0
            10 марта 2019 19:21
            Типа того... Что сейчас важно? Подобраться на выстрел КР и дать залп. И чтоб тебя раньше времени не увидели (поэтому под водой красться легче), и чтоб сам видел очень далеко, куда стрелять (для этого радары "на ниточке" smile в воздухе).
            А, дав залп, опять нырнуть и свалить как можно дальше.
            Вот и весь морской бой fellow
            1. 0
              10 марта 2019 19:26
              А зачем тогда вообще всплывать? Под водой дать полный ход легче, меньше затраты мощности. А радары повесить на мелкие, одноразовые беспилотники. Понятно что нужна ядерная силовая установка.
              1. 0
                10 марта 2019 19:34
                Можно и так... Но в любом случае, перед залпом нужно произвести ориентацию на местности. Запустить радары высоко в небо, чтобы удостовериться, что цели существуют. Можно и на квадрокоптеры, в самом деле.
                Почему "недо-подлодка"? Корпус для погружения на глубины -прочный и дорогой. А подлодка получится крупной. И вылетит в копеечку. Поэтому надо ориентироваться на ход в надводном положении, а нырок - только при сближении с эскадрой супостата.
                1. 0
                  10 марта 2019 19:41
                  Задача противоречивой получается. Плюсы надводного корабля это дешевый корпус и огромный надводный радар видящий пространство на сотни километров. Погрузить это под воду будет ну очень дорого.. На тот же Замволт посмотрите, его огромную надстройку сжать нельзя, в ней половина его возможностей. Подлодка должна решать эти вопросы качественно другим способом. Извне. Будь то спутники или свои беспилотники. А вот как можно придумать гибрид с возможностями радаров Замволта и прочностью корпуса Ясеней понять трудно.
                  1. +2
                    11 марта 2019 00:01
                    "Замволт посмотрите, его огромную надстройку сжать нельзя, в ней половина его возможностей"////
                    ------
                    Совершенно верно. Еще более яркий пример - новейшие
                    английские эсминцы с их высоченными радарными минаретами.
                    Это уже абсурд.
                    Понятно, что радар корабля нужно поднимать на воздух.
                    В аэростате ли, на дроне - можно спорить.
                    От надстройки избавились - что осталось? : плоский герметичный
                    корпус с ракетными ячейками в нем. ("Зумвольт" без надстройки).
                    А это уже почти smile подводная лодка. "Притопить" ее -
                    и лучшей стелсности не придумаешь.
                    1. 0
                      11 марта 2019 07:56
                      Цитата: voyaka uh
                      ("Зумвольт" без надстройки).
                      А это уже почти подводная лодка. "Притопить" ее -
                      и лучшей стелсности не придумаешь.

                      Продолжаем полет фантазии.) На борту более 100 универсальных пусковых ячеек, около 100 ячеек ПВО, небольшая надстройка все же видимо есть и не менее 5 тяжелых дронов с функцией АВАКС и самообороны.
                      1. +1
                        11 марта 2019 11:05
                        Принимаю! drinks Осталось забацать на компе проект и выбрать верфь fellow
                      2. 0
                        15 марта 2019 17:07
                        Цитата: voyaka uh
                        Принимаю! drinks Осталось забацать на компе проект и выбрать верфь fellow

                        Что характерно для ВМФ РФ ни слова о постройке и эксплуатации lol
                  2. 0
                    27 мая 2019 13:57
                    Пл это по сути тот же МФИ с технологией стелс . Потому для поиска целей она так же должна поступать как и МФИ в режиме стелс - то есть только слушать . То есть акустичсескими средствами под водой (в перспективе появятся подводные роботизированные ГАС - размером с торпеду ) в воздухе так же будут дежурить БПЛА запускаемые из торпедных аппаратов - размерности типа Орлана может больше - с радиотехническими и оптическими средствами разведки - то есть так же на прием , никаких РЛС . Ну и конечно более тесное взаимодействие со спутниковой группировкой средств фотовидео разведки и РТР .
                    Надводные корабли никуда особо не денутся - потому как они в отличии от лодки могут нести намного больше вооружения при одинаковом водоизмещении . Главной задачей надводных кораблей есть нанесение ракетных ударов по поверхности и защита кораблей с авиакрылом - авианосцы , вертолетоносцы , УДК и тп .
                    Главной ударной и эффективной силой на море как была авиация так она и останется - но тенденция пойдет в использование не полноценных МФИ как у американцев , а скорее БПЛА для контроля воздушного и подводного пространства , а ударное вооружение будет на борту кораблей . То есть корабль в таком случае так же идет в режиме молчания РЛС и пассивного поиска ГАС . Единственно что будет выдавать корабль это канал связи с БПЛА .
                    ТО есть воздушная цель будь то даже ф 35 даже не будет подозревать что его атакуют - пока на подлете к нему не включится АГСН ЗР . Атака на корабли противника будет проходить в подобном ключе , потому основной задачей будет создание эффективной разведовательной сети под и над водой + спутники . Ударное вооружение ракетное .
                    То есть по сути ничего нового нет все это работает на земле - поиск целей с помощью БПЛА , целеуказание и атака мощными средствами поражения как то РСЗО, САУ , ОТРК , КР .
                    Причем применение ударных БПЛА с корректируемыми ФАБ даст возможность наносить удары даже по дешманским точечным целям типа бармалеев на уазике и тп , ну короче как сейчас и происходит . Дорогому кораблю или самолету дорогую ракету , бармалею на тачанке или пирату на лодке бомбу .
        2. 0
          11 марта 2019 18:32
          Цитата: voyaka uh
          Я бы подумал о "недо-подводных" лодках. ПЛ, способных погружаться на 50 м максимум.
          Без надстроек вообще. Радарно-оптическая станция поднимается на аэростате, которых сдувается и убирается внутрь корпуса при погружении.

          Это теория о полупогруженных судах была популярна в 80-х годах, но никакого развития она не получила.
          То что вы предлагаете очень опасно для судоходства, возможны столкновения ибо весь корпус не видно для оценки расстояния. Да и авиацию применить с такого корабля будет сложно, а куда сейчас без авиации.
          1. 0
            11 марта 2019 18:38
            "То что вы предлагаете очень опасно для судоходства, "////
            ----
            Это верно, но когда идет речь о войне такими "мелочами" прнебрегают. Наконец, в мирное время можно ходить с телескопической мачтой с увеличивающими радио-линзами, прожекторами и т.д.
            А дроны-квадрокоптеры в таком корабле можно разместить десяток - они компактно складываются. Запускать можно по-минометному "в сухих упаковках" на поверхность.
  2. -1
    10 марта 2019 06:00
    Сейчас идут НИКРы по новым материалам, системам движения, опять же по пучковому оружию, лазерам. И возможно уже через 10 лет, все поменяется, если уже сейчас гиперзвуковые оружие с большой дальностью выходит на первые роли и влияет на кораблистроительные программы.
    1. +5
      10 марта 2019 07:32
      Лазер оно конечно хорошо , а как быть при пальбе тем же лазером по супостату в море да на большие расстояния ? Такая мелочь как кривизна земной поверхности с ней то как быть ?
      Вроде как на море сначала мачты увидят , а на большем расстоянии еще интересней получится прямо сквозь воду палить лазером придется . да и еще одно свой корабль на волне качается и супостат тоже . Ну предположим попали сквозь океанские воды во врага , а лазер по врагу туда сюда прыгает это какие мощности надо иметь у лазера .
      Вот и вопрос лазер , пучковое , рельстоны как стрелять на большие расстояния при огромных скоростях снарядов и лучей траектория то совсем не гаубичная , а поверхность совсем не ровная .
      Такие вот простые и глупые мысли дилетанта )))
      1. -1
        10 марта 2019 07:45
        Это если рассматривать как вы в качестве средства наподения, а если в качестве обопонительного средства? А если не зацикливаться на точке отсчёта, а взять тот-же квадрокопрет и пулять с него, скажем так с 3-5 км над палубой? Или все туже ракету но не направлять её в цель, а направить в точку перегиба и уже с неё произвести выстрел.... Это так на вскидку различные варианты решения проблемы кривизны. Хотя для лазера можно и аэростат с поверхностью отражения...
        1. +1
          10 марта 2019 09:55
          А как тот лазер да в вертолет или в туже ракету втыкать ? Габариты и вес пока большие и на кой хрен ракета с лазером ?
          То есть конструкция усложняется , надежность снижается, возникают дополнительные части у комплекса .
          С аэростатом тоже не все ладно - как его стабилизировать в точке , как стабилизировать платформу с лазером и куда девать движение корабля противника ( крен, качка, движение в перед просто ) ? И с усложнением системы на базе современных технологий нарастает ком проблем .
          1. 0
            10 марта 2019 13:00
            Не, я конечно понимаю ваше желание тут и сразу решить все проблемы....
            Но я вам предложил решение только одной и на вскидку.
            По лазеру, были эксперименты по созданию луча с помощью взрывной накачки мощности, и они в полное могут вписываться в габариты ракеты. И там цель не ракетой нанести урон а изучением, при этом ракета не входит в зону ПВО. И вы уж поймите, я их не разрабатываю, хотя и инженер по образованию, я всеволишь озвучиваю возможные варианты.
            И про позиционирование аэростата, сейчас совсем не проблема, да и его грузоподьемность позволяет разместить на нем излучатель, а питание подавать по кабелю или волноводу.
            1. 0
              10 марта 2019 13:21
              По лазеру

              По лазеру только одно, контейнер с аэрозолью и нет толку от лазера совсем нет, так что бесперспективная затея чуть более чем полностью
            2. 0
              10 марта 2019 16:55
              Да просто проблема в том что на современной технической базе всякое использование лазеров себя не оправдает в морских боях .Слишком сложные системы получаются . Причем работать все будет , если будет на приделе возможного
              Слишком много проблем причем пока еще и не все в голову приходят . Целая теория есть о пальбе с подвижной платформы по подвижной платформе .
              К тому же умные люди пишут - лазер мгновенно не воздействует , а для мгновенного воздействия мощности просто за предельные и в данный момент не возможно такую мощность обеспечить .
      2. 0
        11 марта 2019 18:43
        Сайгон. Поддержу Вас, высокоскоростные боеприпасы без возможностей корректировки наведения, на море пока остаются только желаниями, при практической бесполезности.(лазеры, рельсотроны..). Вот на берегу такие же штуки более применимы, при стабильной наводке и высоте расположения, и достаточной разведывательно-информационной базой. Хотя на дальние расстояния, более 100 км, и снаряд рельсотрона будет лететь более 15-20 секунд, за время. корабль переместиться 150-250 метров, что также вероятность поражения снижает...Игрушки интересные, пока пользы не видно, похоже по тем же причинам на "Замвольт" не поставили...Высказанные мысли по полу подводным кораблям интересны и сегодня исполнимы. Погружения под воду только при боевых условиях, и достаточно на применение оружия и выход из опасной зоны, в пределах 10-20 часов, довольно приглядная возможность для корабля...
  3. +8
    10 марта 2019 06:10
    Авианосцы это надолго. А вот рельсотроны ? Как знать..
    можно с уверенностью говорить лишь о том, что через 50 лет в ВМФ РФ по-прежнему будет продолжаться модернизация БПК, крейсеров и АПЛ, а "Сметливый" будет ходить в Средиземку
    1. -3
      10 марта 2019 11:56
      https://breakingdefense.com/2019/02/pentagon-to-retire-uss-truman-early-shrinking-carrier-fleet-to-10/
      Pentagon To Retire USS Truman Early, Shrinking Carrier Fleet To 10
      The move could save more than $30 billion over 25 years to invest in high-tech weapons -- but Congress is sure to explode in outrage.

      Коротко - нахрена ремонтировать это корыто, выкинуть нафиг - и +30 миллиардов в бюджет... Это уже сейчас хотят списать авианосец, которому по нормативам еще 25 лет службы! И при том, что в США законодательно прописано, мол - не может быть меньше 11 авианосцев. Правда по факту их 6, остальные небоеготовы...
      Уже начинают на авианосцы шипеть. А что будет лет через 10 - хрен его знает. Устроит Китай успешный пуск по учебной цели, напоминающей АУГ - все, их только пилить
  4. 0
    10 марта 2019 08:38
    Илья, от рельсотрона пока что ещё никто не отказался ибо не существует настоящих рельсотронов, а только концепты, ужасно дорогие и ненадежные! Просто, решение проблем для начала, скажим, с износом ствола ставит крест в ближайшее пять лет создать НАСТОЯЩИЙ рельсотрон, с высоким ресурсом ствола, а не одноразовый макет по цене атомного крейсера.
  5. -2
    10 марта 2019 09:13
    Многоцелевые АПЛ и ракетно-пушечные платформы,чей облик ещё только предстоит воплотить,наше всё.Авианосцы,конечно,ещё долго будут пугалом,но дни их сочтены.С появлением противокорабельных МБР и гиперзвуковых они стали просто большими мишенями.
    PS:Посмотрел тут статистику применения ПКР на досуге.Выяснилось,что для гарантированного выведения из строя любого корабля требуетсся всего 1-2 ПКР.Обычных,стоящих на вооружении.При этом,если от ракет идущих со скоростью до 2,5 мах,ихние корабельные ПВО ещё как-то могут отбится,то от 3х мах это уже просто мишени.
  6. +2
    10 марта 2019 11:07
    знаю как !!

    если не успокоиться вовремя
    1. 0
      11 марта 2019 18:28
      Цитата: роман66
      если не успокоиться вовремя

      Главного героя забыли
  7. 0
    10 марта 2019 11:48
    Как показывает история последних лет ста пятидесяти , все кардинальные изменения в трендах вооружения , оборудования , снаряжения происходили в результате войн и крупных конфликтов . Развитие ВМС не исключение . Без крупного замеса с их участием "авианосная" направленность тоже не изменится . Поэтому автор в принципе прав в прогнозе про авианосцы на ближайшие полстолетия ( с оговоркой про эти самые "замесы"..тьфу..тьфу..тьфу.. ) В ракетных же кораблях ( на моё сугубо профанское мнение ) будет происходить уменьшение их средних размеров и увеличение кол-ва кораблей сходного назначения , но ниже рангом , например в паре зсминец - фрегат в пользу вторых . Ну и беспилотники везде и всюду .. без них уже никак , к гадалке не ходи .. winked
  8. 0
    10 марта 2019 15:22
    Через 5 лет все военные корабли будут беспилотными - вот это точно.
    А предположения о конкретной конструкции - гадание на кофейной гуще.
  9. mvg
    +1
    10 марта 2019 16:47
    А как же американский рельсотрон? Опять обманули?
  10. 0
    10 марта 2019 18:52
    Очень надеюсь, что через 50 лет надводные корабли, наконец, вымрут как мамонты. laughing
  11. +1
    10 марта 2019 18:58
    Думаю через 50 лет авианосцев не будет. Просто дальности обычных самолётов уже бкдет хватать на выполнение БЗ на другом конце мира. Плюс БИУСы будут обедененны в единую сеть со скоростной передачей данных. Развитье спутноковой разведывательной и ударной компоненты поставит крест на больших надводных кораблях. Останутся оборонные литоралы и появятся подводные многофункционалы с большой глубиной погружения и активными средствами маскировки.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»